Александр Колчак – русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, вошедший в историю как руководитель Белого движения в годы Гражданской войны в России. Верховный правитель России и Верховный Главнокомандующий Русской армией.

Жизнь Адмирала Колчака полна славных и драматических моментов, впрочем, как и сама России начала 20 века. Все это мы рассмотрим в данной .

Биография Колчака

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровском (). Он рос в знатной дворянской семье. Многие предки Колчака несли исправную службу и достигли успехов на военном поприще.

Он начал вынашивать идеи о том, каким образом можно было способствовать возрождению русского флота.

В 1906 г. Александр Колчак руководил комиссией, расследовавшей причины поражения под Цусимой. Параллельно с этим он неоднократно выступал в Госдуме с докладами на эту тему, а также просил у чиновников выделить из казны средства на создание русского флота.

В период биографии 1906-1908 гг. адмирал возглавил строительство 4-х броненосцев и 2-х ледоколов.

Одновременно с этим он продолжает заниматься научной деятельностью. В 1909 г. выходит его научный труд, посвященный ледяному покрову Сибирского и Карского морей.

Когда русские океанографы изучили его работу, они очень высоко ее оценили. Благодаря исследованиям, проведенным Колчаком, ученым удалось выйти на новый уровень изучения ледяного покрова.

Первая мировая война

Генрих Прусский, возглавлявший немецкий флот, разработал операцию, согласно которой Санкт-Петербург должен был быть разбитым в течение нескольких дней.

Он планировал уничтожить стратегически важные объекты и высадить солдат на захваченных территориях. Затем, по его расчетам, немецкие пехотинцы должны были захватить .

В своих размышлениях он походил на , который в своей карьере смог провести множество молниеносных и успешных атак. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Адмирал Колчак прекрасно понимал, что русский флот уступает по силе и мощи немецким кораблям. В связи с этим он разработал тактику минной войны.

Ему удалось разместить около 6000 мин в акватории Финского залива, которые стали надежной защитой для Петербурга.

Такого развития событий Генрих Прусский никак не ожидал. Вместо легкого вхождения на территорию Российской империи, он начал ежедневно терять свои корабли.

За умелое ведение войны в 1915 г. Александр Колчак был назначен командиром Минной дивизии.


Колчак на Китайско-Восточной железной дороге в форме КВЖД, 1917 г.

В конце того же года Колчак решился перебросить русские войска на берег Рижского залива, чтобы помочь армии Северного фронта. Ему удалось невероятно быстро и точно спланировать операцию, которая спутала все карты немецкому руководству.

Менее чем через год Колчака произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом.

Адмирал Колчак

Во время Февральской революции 1917 года, Колчак остался верным императору, отказавшись переходить на сторону большевиков.

Известен случай, когда услышав предложение от революционных моряков отдать свою золотую саблю, адмирал выбросил ее за борт. Взбунтовавшимся матросам он сказал свою знаменитую фразу: «Не от вас я ее получил, не вам и отдам» .


Адмирал Колчак

Приехав в Петербург Колчак обвинил Временное правительство в развале армии и флота. Вследствие этого он был направлен в политическую ссылку в Америку.

К тому времени произошла знаменитая Октябрьская революция, после которой власть оказалась в руках большевиков во главе с .

В декабре 1917 г. адмирал Колчак написал английскому правительству письмо с просьбой принять его на службу. В результате охотно согласилась принять его предложение, так как имя Колчака было известно по всей Европе.

Несмотря на то, что к этому времени Российскую империю возглавляли большевики, на ее территории оставалось множество добровольческих армий, отказавшихся предавать императора.

Объединившись в сентябре 1918 г. они образовали Директорию, претендовавшую на роль «Временного Всероссийского правительства». Возглавить ее предложили Колчаку, на что тот согласился.


Адмирал Колчак, его офицеры и представители союзников, 1919 г.

Однако он предупредил, что если условия работы будут противоречить его взглядам, он покинет этот пост. В результате адмирал Колчак стал Верховным правителем .

Правительство Колчака

Первым делом Александр Колчак запретил все экстремистские партии. После этого была разработана экономическая реформа, согласно которой в Сибири должны были создаваться промышленные заводы.


В 1919 г. армия Колчака заняла всю территорию Урала, но вскоре начала уступать натиску красных. Военным неудачам предшествовали множество разных просчетов:

  • Некомпетентность адмирала Колчака в отношении государственного управления;
  • Халатное отношение к урегулированию аграрного вопроса;
  • Партизанские и эсеровские сопротивления;
  • Политические разногласия с союзниками.

Через несколько месяцев Александр Колчак был вынужден оставить Омск и передать свои полномочия Антону Деникину. Вскоре он был предан союзным Чешским корпусом и передан в руки большевиков.

Личная жизнь

Супругой адмирала Колчака была Софья Омирова. Когда у них начался роман, ему пришлось отправиться в очередную экспедицию.

Девушка верно ждала своего жениха в течение нескольких лет, после чего они обвенчалась в марте 1904 г.

В этом браке у них родились две девочки и один мальчик. Обе дочери умерли в раннем возрасте, а сын Ростислав прожил до 1965 г. Во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.) он участвовал в сражениях против немцев на стороне французов.

В 1919 г. Софья при поддержке британских союзников эмигрировала в Париж, где прожила до конца своей жизни. Она умерла в 1956 г. и была похоронена на кладбище русских парижан.

В последние годы жизни адмирал Колчак жил с Анной Тимиревой, которая оказалась его последней любовью. Он познакомился с ней в 1915 г. в Гельсингфорсе, куда она прибыла с супругом.

Разведясь с мужем через 3 года, девушка последовала за Колчаком. В результате она была арестована и последующие тридцать лет провела в ссылках и тюрьмах. Позже ее реабилитировали.


Софья Омирова (жена Колчака) и Анна Тимирева

Анна Тимирева ушла из жизни в 1975 г. в Москве. За пять лет до смерти, в 1970-м, она пишет строчки, посвященные главной любви своей жизни - Александру Колчаку:

Полвека не могу принять —
Ничем нельзя помочь:
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог…

Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Гибель адмирала Колчака

После ареста Колчак подвергался постоянным допросам. Для этого была создана специальная следственная комиссия. Некоторые биографы считают, что Ленин стремился как можно быстрее избавиться от знаменитого адмирала, поскольку опасался, что ему на помощь могут быть брошены большие силы белого движения.

В результате, 45-летнего Александра Васильевича Колчака приговорили к расстрелу, который был приведен в исполнение 7 февраля 1920 г. в Иркутске.


Последняя фотография Колчака (сделана после 20 января 1920 г.)

Естественно, в советский период истории России личность Колчака была выставлена в негативном свете, так как он воевал на стороне белых.

Однако после оценка и значение личности Александра Колчака были пересмотрены. В его честь начали устанавливать памятники и мемориальные доски, а также снимать биографические фильмы, в которых он представляется настоящим героем и патриотом России.

Если вам понравилась биография Александра Колчака – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Александр Васильевич Колчак родился 1 ноября 1874 г. В 1894 г. он окончил Морской кадетский корпус, а затем, продолжив традицию своих предков, избрал военную карьеру. В течение 1895-1899 гг. Колчак побывал в нескольких дальних плаваньях на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер». В 1900 г. он был произведен в лейтенанты, по приглашению Э.В. Толля участвовал в русской полярной экспедиции в качестве гидролога и магнитолога.

В Иркутске 5 марта 1904 г. он обвенчался с Софьей Омировой, но уже через несколько дней молодые супруги расстались. Колчак направлен в действующую армию, где был назначен вахтенным начальником на крейсере «Аскольд». Позже ему было доверено руководство эскадренным миноносцем «Сердитый». Его карьеру на флоте прервала пневмония тяжелой формы. Колчак вынужден был просить о переводе в сухопутные войска, где затем стал командовать батареей морских орудий.

За отвагу Александр Васильевич Колчак был награжден Орденом св. Анны 4-й степени. Но скоро после этого снова оказался в госпитале из-за полученного в северной экспедиции ревматизма. За проявленную храбрость в битве при Порт-Артуре награжден Орденом св. Станислава 2-й степени с мечами и золотой саблей с гравировкой «За храбрость». Некоторое время после этого восстанавливал пошатнувшееся здоровье на водах.

Активно участвовал в деятельности гидрографического управления Московского ведомства. В 1912 г. стал начальником Первого оперативного отдела МГШ и начал заниматься подготовкой флота к приближающейся войне. Первым его заданием была блокировка Финского залива мощным минным полем. Наиболее сложной оказалась задача перекрыть минными полями вход в Данцигскую бухту. Она была блестяще выполнена, несмотря на крайне сложные погодные условия.

В 1915 г. под начало Колчака перешли все сосредоточенные в Рижском заливе морские силы. Он получил высочайшую награду - Орден св. Георгия 4-й степени, а весной 1916 г. был удостоен звания адмирала. В этом же году Колчак познакомился с Анной Тимиревой, ставшей его последней возлюбленной. С 1920 г. Анна Тимирева и Колчак жили как муж и жена. Анна не покидала его вплоть до дня расстрела. Вскоре после получения нового звания и знакомства с Тимиревой в биографии Александра Васильевича Колчака произошел крутой поворот.

Отстраненный от командования после Февральской революции , адмирал Колчак уехал в Петроград, а оттуда (по санкции Керенского) в качестве военного советника отправился в Англию и США. От партии кадетов он баллотировался как депутат Учредительного собрания. Но из-за октябрьских событий до осени 1918 г. оставался в Японии.

В ходе вооруженного переворота в Омске Колчак стал военным и морским министром «Совета пяти», или «Директории», возглавляемой Керенским, а после ее падения - Верховным Главнокомандующим и Верховным Правителем России. Но успехи Колчака в Сибири сменились поражениями.

В это время появились первые сведения о золоте Колчака. Руководители белого движения, одним из лидеров и основателей которого был Колчак, решили перевезти золото в более надежное место. Существует немало предположений о том, где именно спрятан клад Колчака. И в советский период, и позднее предпринимались серьезные попытки поиска, но ценности до сих пор не найдены. Впрочем, имеет право на существование и версия о том, что российские ценности уже давно находятся на счетах зарубежных банков.

Приняв управление Сибирью, Колчак сделал ее столицей Иркутск, а ставку перенес из Омска в правительственный эшелон, который вскоре в результате поражений, нанесенных большевиками армии Колчака, был блокирован чехами в Нижнеудинске. Хотя Колчаку и была дана гарантия личной безопасности, он был выдан эсерам и меньшевикам, взявшим власть в Иркутске. Позже адмирал оказался в руках большевиков. Колчак был расстрелян по указу Ленина 7 февраля 1920 г. недалеко от р. Ушакова. Его тело было выброшено в воду.

Благодаря нескольким документальным фильмам и художественному сериалу этот человек обрел мученический титул, а история его любви к Анне Тимиревой, похоже, готова встать в один ряд с классическими средневековыми историями типа Луиза и Абеляр или Данте и Беатриче. Вот только если приглядеться повнимательнее к биографии этого человека, понимаешь: советская историография во многом была права – особенно, что касается сотрудничества Колчака с Антантой. Он был замечательным мореплавателем, глубоким исследователем, но оказался плохим и недальновидным политиком.

Биография и деятельность Александра Колчака (1874-1920)

Место рождения Колчака – село Александровское Санкт-Петербургского уезда. Он окончил шестую Петербургскую классическую гимназию. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В сентябре 1894 года его производят в мичманы. В 1895 – 1899 состоялось его первое заграничное плавание. В 1898 году Александра производят в лейтенанты. Он плавает на броненосце «Петропавловск», принимает участие в Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (1900-1902 гг.). Служит в Порт-Артуре. Попадает в японский плен, из которого возвращается только через полгода.

В 1906 году был прикомандирован к Академии наук, где занимался обработкой тех материалов, что удалось собрать за время Русской полярной экспедиции. Затем Колчака прикомандировывают к Морскому генеральному штабу. Он заведует отделением русской статистики, получает новые звания - капитан-лейтенанта и капитана 2 – го ранга. Командует строительством ледокольного транспорта «Вайгач». Совершает на нем плавание из Петербурга через южные моря в Арктику и обратно во Владивосток. Пишет и издает книгу «Лёд Карского и Сибирского морей».

С конца 1911 года Колчак в Петербурге, возвращается на службу в Морской генеральный штаб. С 1912 года местом его службы становится Балтийский флот, он вступает в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». В начале 1915 года происходит его судьбоносное знакомство с А. В. Тимирёвой. В 1916 году Александра Васильевича производят в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы. Отныне под его началом находится весь Черноморский флот.

Февральскую революцию и развал армии он не принял, уехав в США. В 1918 году возвращается в Россию через Дальний Восток, приезжает в Омск. Там, в результате отстранения от власти т.н. Директории, он избирается Верховным правителем России. Генерал Деникин приказом по армии объявляет свои полномочия исчерпанными и передает их Колчаку. Ранней весной 1919 года начинается массированное наступление белых войск, взяты Уфа, Пермь и Чистополь. Однако наступление захлебывается.

Широкое партизанское движение, развернувшееся в Сибири и на Урале, серьезно осложняет положение колчаковцев. Местное население бойкотирует власть белых. Не способствует популярности и развернутый белый террор. Союзники отказывают в финансовой помощи. Последним ударом становится предательство белочехов. В январе 1920 года бронепоезд Колчака блокирован на станции Нижнеудинск. Адмирал арестован и передан т.н. Политцентру, а затем – большевистскому ревкому, который после серии допросов принимает решение о расстреле адмирала. В начале февраля 1920 года приговор был приведен в исполнение. Могилы Колчака не существует – его останки поглотила река Иртыш. Армия генерала Каппеля не смогла прийти на выручку – в том числе по причине смерти самого Каппеля от гангрены ног.

  • Анна Васильевна Тимирева, последняя любовь Колчака, пережила его более чем на 50 лет, пройдя через длительное тюремное заключение, ссылку и поражение в правах. Лишь незадолго до смерти она рассекретила тайну всей своей жизни.
  • Жена и сын Колчака были им заблаговременно отправлены в США, где и вынуждены были проживать до конца дней.

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».

Александр Васильевич Колчак – знаменитый предводитель Белого Движения в Сибири, Верховный Главнокомандующий, адмирал, полярный исследователь и ученый-гидрограф родился в селе Александровском под Петербургом 16 ноября 1874 года в семье потомственного военного. Отец - Василий Иванович Колчак, дворянин и генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. В 1888 году, закончив Петербургскую классическую мужскую гимназию, Колчак поступает в Морской кадетский корпус, из которого выпустился в 1894 году в чине мичмана. После окончания учебы, Колчак в 1895 году в должности вахтенного офицера на крейсере «Рюрик» отправился во Владивосток через южные моря. Во время перехода, он увлекся гидрологией и гидрографией, тогда же у него появилось желание самостоятельно заниматься научными исследованиями.

Через два года, уже будучи лейтенантом, Колчак на клипере «Крейсер» вернулся в расположение Балтийского флота. По возвращению в Кронштадт, он пытается попасть в состав полярной экспедиции на ледоколе «Ермак» под руководством вице-адмирала Степана Макарова, но команда ледокола была уже укомплектована. Колчак решил не сдаваться и, узнав, что Императорская академия наук готовит проект по исследованию Северного Ледовитого океана в районе Новосибирских островов, он прилагает усилия стать одним из участников экспедиции. К счастью для Колчака, руководитель экспедиции барон Толль был знаком с его научными публикациями по гидрологии и нуждался в морских офицерах, поэтому дал согласие.

Полярный исследователь - лейтенант Колчак

По протекции президента Академии наук, князя Константина Константиновича, Колчак был временно уволен с военной службы, поступил в распоряжение Академии и получил должность руководителя гидрологическими работами экспедиции. В планах исследователей было обогнуть Евразию с севера, обогнуть мыс Дежнева и вернуться во Владивосток. Это было первое академическое плавание России в Ледовитом океане, совершенное на собственном судне. 8 июня 1900 года экспедиционная шхуна «Заря» вышла из Санкт-Петербурга и направилась в арктические воды, но уже в сентябре, упершись в непроходимые льды, стала на зимовку в Таймырском проливе. 10 августа 1901 года началась подвижка льдов и плавание «Зари» продолжилось, но менее чем через месяц пришлось стать на вторую зимовку возле острова Котельный. Во время второй зимовки Колчак принимает участие в исследовании Новосибирских островов, проводя магнитные и астрономические наблюдения. В конце августа экспедиция завершилась в Тикси в устье Лены, и через Якутск и Иркутск к декабрю 1902 года Колчак вернулся в Санкт-Петербург.



В 1904 году узнав о начале войны с Японией, Колчак переводится обратно в Морское ведомство и направляется в Порт-Артур. Там он некоторое время командует миноносцем «Сердитым», позже по состоянию здоровья, переводится на сушу и назначается командиром артиллерийской батареи. После капитуляции гарнизона Порт-Артура, побывав в японском плену, летом 1905 года возвращается в Петербург. За участие в боевых действиях был награжден орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени. После войны, Колчак занимается научной деятельностью, выходит несколько его исследований по гидрологии северных морей. В 1908 году ему было присвоено звание капитана 2-го ранга. В 1909-10 гг. участвует в исследовании морского района возле мыса Дежнева на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». С начала Первой мировой, он в штабе Балтийского флота разрабатывает оборонительные операции и занимается установкой минных полей, учитывая опыт Порт-Артура. В июне 1916 года, Колчак назначен командующим Черноморским флотом став, таким образом, самым молодым адмиралом среди всех воюющих держав. Тогда же он был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. Будучи убежденным монархистом, Колчак с большим огорчением принял известие об отречении Николая 2 от престола. Благодаря его руководству и умелой нейтрализации большевистских агитаторов, Черноморскому флоту удалось избежать анархии и надолго сохранить боеспособность. В июне 1917 года Колчак был снят с должности и отозван в Петроград. Вследствие интриг во Временном правительстве, был вынужден покинуть пределы России, выехав в США в составе русской военно-морской миссии.

Адмирал Колчак в годы Гражданской войны

В ноябре 1917 года Колчак прибыл в Японию, где до него дошла весть о приходе к власти большевиков. В мае 1918 года, при поддержке Англии и Японии в китайском Харбине начал формировать вокруг себя антибольшевистские силы. В сентябре Колчак прибыл во Владивосток, где договаривается о совместных действиях против большевиков с руководителями чехословацкого корпуса. В октябре он прибывает в Омск, где был назначен военным министром в правительстве Директории. 18 ноября 1918 года в результате военного переворота Колчак провозглашен Верховным правителем России. Его власть признало все белое движение России, включая Деникина. Получив военно-техническую помощь от США и стран Антанты и, пользуясь золотым запасом страны, Колчак сформировал армию более 400 тыс. человек и начать наступление на Запад. В декабре, в результате Пермской операции были захвачены Пермь, а к весне 1919 г. – Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Ижевск. Войска Колчака вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску, это был пик успеха. Но уже в июне фронт под натиском Красной армии неотвратимо покатился на восток, а в ноябре был оставлен Омск. Сдача столицы привела в движение все враждебные Колчаку силы в тылу, начался хаос и дезорганизация. На станции Нижнеудинск он был арестован своими чехословацкими союзниками, а в январе 1920 года выдан ими большевикам, в обмен на свободное возвращение домой. После ареста начались допросы, в течение которых он подробно изложил свою биографию. Протоколы допросов Колчака в 20-е годы были изданы отдельной книгой. 7 февраля 1920 Александр Колчак вместе со своим соратником министром Виктором Пепеляевым по решению военно-революционного комитета был расстрелян на берегу Ангары.



Неоднократные попытки юридической реабилитации Колчака в постсоветское время были отклонены судом. В зале ожидания Иркутского железнодорожного вокзала находится мемориальная доска в память о том, что на этом месте в январе 1920 года Колчак был предан своими чехословацкими союзниками и выдан большевикам. А на месте предполагаемого расстрела Колчака на берегу Ангары возле Иркутского Знаменского монастыря в 2004 году ему был установлен памятник работы народного скульптора России Вячеслава Клыкова. Выполненная из кованой меди фигура адмирала высотой 4,5 метра стоит на постамента из бетонных блоков, на котором расположены рельефы красноармейца и белогвардейца, стоящих друг напротив друга скрестив оружие. Иркутский областной краеведческий музей проводит экскурсии «Колчак в Иркутске», в том числе в «Музей истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака», в котором оборудована экспозиция его бывшей камеры.