Казалось бы, что каждому человеку должно быть известно, что обозначают такие термины как «вертикально», «горизонтально». Однако даже взрослые люди зачастую путаются — это вверх или нет. В данной статье мы попробуем разобраться, какое положение считается вертикальным, как и где принято использовать это обозначение. Более того, мы поговорим и о том, какое значение отводится обычной вертикальной черте в некоторых школьных науках.

Сперва поговорим о том, что же должен представлять человек, когда слышит определение «вертикальная черта». В первую очередь, это обозначение используется именно в ASCII. Вам ничего не говорит данная аббревиатура? И это вполне нормально, поскольку данная шифровка будет знакома исключительно людям, работа которых связана с кодированным текстом.

Для простых обывателей поясним, что ASCII представляет собой достаточно большую таблицу. В ней собраны различные коды. Каждый из этих кодов соответствует печатным и непечатным символам, которые широко используются.

Таблица ASCII

Обратите внимание! Речь идет именно о числовых кодах. Впервые эта таблица была разработана специалистами из Соединенных Штатов Америки в 60-х годах. Практически сразу после разработки она была стандартизирована и после этого начала активно использоваться.

В таблице можно найти и такой символ, как вертикальная линия. Ее код – 0x7C (hex), 124 (dec).

Примечательно, что пользователи операционной системы под названием UNIX, предпочитают именовать данный символ не иначе как «пайп». С английского языка слово «pipeline» можно перевести как конвейер. Но в Советском Союзе понять и принять данную терминологию не смогли. Книги В. Э. Фигурнова, первые издания которых являются советскими, пестрели необычным сравнением вертикальной линии с трубопроводом. Именно поэтому ее и начали именовать как символ трубопровода, заменив тем самым ходовое наименование «pipe».

Применение в математике

Наверняка, каждый школьник, который не прогуливал уроки и добросовестно выполнял домашние задания, известно, как выглядит вертикаль. Ведь в математике обозначение используется довольно часто. Причем вариантов применения имеется немало.

Рассмотрим более подробно каждый из них и тем самым немного вспомним школьную программу.

  1. |x| — знакомое многим обозначение. Значение, которое находится между двумя вертикальными чертами, это абсолютное значение. Тоже никогда не слышали? Тогда напомним о другом термине, которым принято обозначать абсолютное значение. И это – модуль. Следовательно, линия, идущая вниз, обозначает именно
  2. m || n – разделение двумя вертикальными чертами принято считать обозначением параллели. Иными словами, данные прямые (плоскости) всегда будут параллельными, если их разделяет подобный символ.
  3. a|b – в такой формуле вертикальная линия представляет собой разделитель. То есть число a делит число b.
  4. p(b|a) – более сложная формула. Разделение в виде вертикальной черты говорит о том, что некое событие b возможно только при условии, что произойдет событие a.

Вышеперечисленные формулы и обозначения не являются единственными. В математике достаточно много и других примеров использования вертикальной черты. Стоит упомянуть и о том, что она часто используется в другой науке, которую тоже преподают в школе.

Полезное видео: вертикальная черта

Применение в информатике

Специалисты, которые работают с такими системами как DOS и UNIX, знают, что такое вертикальная линия, поскольку часто с ней работают. Подобное объясняется тем, что именно это обозначение используется для Stdout. А что же представляет собой Stdout? Все просто – это процесс, который обозначает перенаправление стандартного потока вывода определенной программы в другой конвейер.

Чтобы было более понятно, рассмотрим такую сложную формулу: cat fruits.txt | grev –v ^bad | sort. Но сразу отметим, что она сложная только на первый взгляд. В действительности программист задал простой алгоритм. С его помощью можно вывести на экран список фруктов, который содержится в файле под названием fruits.txt.

Но при этом можно будет увидеть только те фрукты, в названии которых в первых 3-х символах нет «bad». Более того, выведенный список будет сразу отсортирован по алфавиту. Все просто, не так ли? Но какая же формула натолкнула программистов на мысль сравнить вертикаль с трубопроводом?

Та, что приведена выше. На примере этой формулы можно понять, почему же российским программистам пришло в голову сравнить данный символ с трубопроводом. Описанный метод передачи информации направляет поток данных по тому же принципу работы, что и обычный трубопровод. Именно поэтому программисты из Советского Союза посчитали, что термин «pipe», пришедший с Запада, можно заменить на другой — «трубопровод». Ведь по вертикали — это значит и вниз, и вниз.

Пример программы в информатике с использованием вертикальных линий

Просто о сложном

Практически у каждого человека, который прочитал вышеизложенный текст, гарантированно возникла мысль, что разобраться в том,какая линия вертикальна, сложно. Но в действительности это не так. Итак, сейчас попробуем простым и понятным языком объяснить, что же представляет собой вертикаль.

Вертикаль – это направление, которое перпендикулярно горизонтальной плоскости. А теперь вспомним, что такое горизонтальная плоскость. Представьте себе горизонт. Представили? Вот вам и горизонтальная плоскость. Следовательно, плоскость, которая будет располагаться по отношению к горизонту перпендикулярно, должна считаться вертикальной чертой. То есть вертикально, как уже было написано, это вверх и вниз одновременно.

Полезное видео: Рисуем прямые линии (вертикальные и горизонтальные)

На вопрос Что значит по горизонтали и по вертикали? По горизонтали это вверх а по вертикали это нуу.. . вправо да? заданный автором Ђвоя Мамуля лучший ответ это наоборот

а вертикаль - это вверх

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что значит по горизонтали и по вертикали? По горизонтали это вверх а по вертикали это нуу.. . вправо да?

Ответ от Олеся Ермолаева [новичек]
по горизонтали от слова горизонт, значит вертикаль прямо! Пример:
...!_)).В
...!_)).Е
..!_))..Р
..!_))..Т
Г О Р И З О Н Т А Л Ь
.!_))...К
..!))..А
..!_))..Л
.!_))...Ь


Ответ от Ника Вебер [новичек]
Вертикаль сверху вниз (или наоборот), а горизонталь слева на право (или наоборот).


Ответ от Ётепан Крашенинников [новичек]
По горизонтали -это линия горизонта. земли
По вертикали - это сверху вниз


Ответ от Ёергей Минаев [новичек]
горизонт делит землю и небо-_-


Ответ от Ѐозалина [новичек]
в
е
р
т
и
к
а
л
ь
горизонталь


Ответ от Влада Рыбарчук [новичек]
горизонталь-горизонт (то есть линия лежит__) вертикаль-вверх (линия стоит I)


Ответ от Анна Денисова [активный]
горизонт линия земли вертикаль сверху вниз


Ответ от OlgaGo _ [новичек]
Вертикаль вверх, горизонталь - вправо)


Ответ от Гость [активный]
Лежит Штирлиц в луже. Смотрит мимо идут мужики - в обвязках, касках... - Спелеологи... - подумал Штирлиц. - Сам ты грязная свинья! - подумали альпинисты...
Альпинисты идут на очередное покорение Эвереста. Взбираются из последних сил на вершину - и вдруг видят следующую картину: стоит 600-й мерс, весь заледеневший, а в нем сидят братки.. пальцы от холода совсем свело. Альпинисты в полном недоумении: - Мужики! А как же вы сюда попали - то? - Как мы сюда попали - это наше дело, а вот та сука, которая нам здесь стрелу забила, об этом еще сильно пожалеет!!! "
Ползет альпинист на скалу, вдруг видит - на вершине, зацепившись одной рукой за выступающий камень, в позе лотоса висит йог и читает книгу. Альпинист обалдел и спрашивает: - А правду говорят, что вы, йоги, все можете? Йог отрывает руку от камня, перелистывает страницу: - Врут!
Мысль - это процесс мышления на скорости света 300 тысяч км/сек. Психика - зеркало, отражает все со скоростью света.


Ответ от Гульназ Гусманова [новичек]
горизонталь- от слова" горизонт", то есть параллельно краю земли, начертите к нему линию под 90 градусов (прямой угол), найдете вертикаль)


Ответ от ЂОЧКА [гуру]
наоборот
по горизонтали - это линия горизонта. земли
а вертикаль - это вверх


Ответ от ЛИАНА ИВАНОВНА [новичек]
горизонталь -- а вертикаль вверх


Ответ от Алина Водяникова [новичек]
____________ - это вертикаль |
| -это горизонталь)


Ответ от Алиса морозова [новичек]
вертикаль | горизонталь ---


Ответ от Виолетта Виолетта [новичек]
Вертикаль это снизу вверх, а горизонталь это слева направо.


Ответ от Ѝльбрус [новичек]
ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ
1.
- две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет. фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает. Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением.
Известная мысль Н. Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно.
Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде "отрицание - сомнение - утверждение" вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т. е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре - двуединый процесс. Вертикаль - открытие новых форм культуры, "езда в незнакомое", квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь - процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного.
Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г. в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср. -вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение.

Горизонтальность, горизонталь, горизонтальный – все эти слова обозначают положение предмета или любого объекта, в том числе живого, описываемого в переносном смысле, по отношению к земле. Если посмотреть с некоторой дистанции на беспорядочное скопление предметов, то можно увидеть, что объекты превращаются в горизонтальные цепочки, в конченом итоге - в горизонтальные линии.

Рассмотрим примеры, что значит по горизонтали?

  • Мы смотрим вдаль – видим горизонт. Как расположена линия горизонта? Горизонтально. Чему? Земле.
  • Мы легли отдыхать – приняли горизонтальное положение. В какой позиции находится наше тело? В горизонтальной. По отношению к чему? К дивану. К полу. К земле.
  • Читаем письмо или книгу. Как расположены строки? По горизонтали. Относительно чего?
  • Летит птица – горизонтально. Чему? Земле.
  • Река течёт – горизонтально. Чему? Земле.

Здесь мы можем привести массу примеров, но теперь понятно, что горизонтальность означает параллельное положение линий, предметов, объектов или конструкций по отношению к земле или другому предмету (объекту, конструкции), но который должен быть расположен обязательно параллельно опять-таки земле. Чтобы было проще представить , что же такое горизонталь, горизонтальность или горизонт впредь предлагаем ориентироваться именно на расположение объекта по отношению в конечном счёте к поверхности земли.

Горизонтальная линия

Рисуем горизонтальную линию на листе бумаги. Если лист бумаги лежит на столе – лист расположен горизонтально. Рисунок линии выполняется слева направо или справа налево – нарисована горизонтальная линия. Нарисовать на листе можно что угодно: вертикальные лини (сверху вниз или снизу вверх), диагональ, любой рисунок. При этом лист расположен всё равно горизонтально. Чему? Столу. Полу. Нижнему этажу дома. Земле.

Горизонталь – самая знакомая из всех, базовая линия. Она в каких угодно смыслах служит основой любой композиции. Даже её визуальная тяжесть напоминает о том, что горизонтальная поверхность есть фундаментальная держащая основа. Она параллельна земле. Не зря изображение горизонтальной линии выражает вес, спокойствие, мир и стабильность.

Горизонтальность, как психологическое понятие

Горизонтальность линий в рисунках можно рассматривать через знание психологии. Прямые линии подразумевают некую разделительную черту. Человек, как зритель, может оставаться снаружи, заглядывая за неё, или перешагнуть этот горизонт, так сказать «переступить за черту». Прямые и чёткие линии выражают смелость и настойчивость, тонкие и изгибающиеся горизонтали – деликатность и мягкость.

Горизонталь – топографическое определение

Самое простое определение этому слову можно найти в многочисленных словарях и энциклопедиях разных направлений. Чаще всего такое название применяется в отношении изогипс , т. е., линий, соединяющих точки, находящиеся на одинаковой абсолютной высоте над уровнем моря или любой другой взятой за основу плоскости.

Вот как расшифровывает это понятие Энциклопедический толковый словарь И.А. Ефрона и Ф.А. Брокгауза:

  • Горизонтали – (изогипсы) линии, соединяющие на местности точки, лежащие на одной и той же высоте над уровнем моря или какой-то основной плоскости, принятой за основание.
  • Горизонтали – линии на карте или плане местности, полученные от пересечения земной поверхности горизонтальными плоскостями, стоящими друг от друга на одинаковом расстоянии.

Выдержка из Геологической энциклопедии:

  • Горизонтали это линии, соединяющие точки одной высоты над уровнем моря. С помощью горизонталей на топографических картах отображаются особенности рельефа различных участков земной коры.

И в конце приведём текст определения из Справочника технического переводчик а (отрасль машиностроение):

  • Горизонтали – линии на поверхности, параллельные горизонтальной плоскости проекций.

Определение в профессиональном росте

У профессионалов есть такое понятие, как вектор карьеры . Многочисленные и очень сейчас популярные тренинги по достижению результатов в профессиональной деятельности и продвижении по лестнице к успешной карьере, выносят на обсуждение идеи, которые подразумевают рост потенциала человека как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали понятно, перешагивая ступени одну за другой, т. е., двигаясь вверх, индивид поднимается по вертикали. А что со вторым вариантом?

Здесь надо вспомнить шутливый принцип канадского педагога Питера Лоуренса, говорящий о том, что при подъёме по вертикали есть предел, та ступень, выше которой человек подняться не в состоянии. Ну что ж, доля правды в этом есть. Но, мало кто согласен остановиться на том, в чём он хорош. Значит, есть смысл продолжить рост в другом направлении.

Рост по горизонтали означает углубление специалиста в экспертную область. Индивид становится отличным мастером и непревзойдённым экспертом в конкретном виде деятельности, конкретном направлении. Он делает свою работу , у него те же обязанности, но при этом освоены и применяются новые инструменты к выполнению возложенных задач. С некоторым временем его работа становится качественнее и выполняется виртуознее, за что профессионал больше ценится начальством и внешними партнёрами.

Другой вариант развития профессиональной деятельности по горизонтали – это переход в параллельное направление, приобретение в нём новых навыков, в том числе и во многих других областях. Это необходимо, когда в компании практикуют перестановку сотрудников из одного блока в другой. Например, из финансового отдела в логистику. С одной стороны, специалист вносит в это новое подразделение знания из других областей, с другой – учится всё время новому. Сотрудник сильно развивается личностно , что непременно скажется на его профессиональных качествах.

Многие профессионалы вполне остаются довольны ростом по горизонтали и не нуждаются в росте по вертикали, мотивируя это таким немаловажным бонусом, как меньшая ответственность. Самое главное, что в этом случае человек должен понять, в какой своей роли он будет наиболее успешен, ценен для профессии и эффективен для результата. Здесь надо хорошо продумать свои шаги по карьерной лестнице и быть честным с собой самим. Тем более что не все хотят быть руководителями.

Какими неприятностями чреват быстрый карьерный рост, как при подъеме не упереться в свою некомпетентность и почему хорошие продавцы становятся плохими руководителями, порталу сайт рассказала Анна Палехова , руководитель отдела подбора персонала рекрутингового агентства.

Различия горизонтального и вертикального роста

Для начала стоит разъяснить, что относится к росту по вертикали, а что по горизонтали. Рост по вертикали подразумевает переход по карьерной лестнице на позицию выше уровнем, в результате чего сотрудник стремится руководить людьми, группой, отделами, департаментами и пр. Соответственно, расширяется его зона ответственности, добавляется функция руководства, становится меньше оперативных задач, больше стратегических, все это происходит по мере его движения вверх по карьерной лестнице.

Рост по горизонтали это, как правило, углубление в экспертную область. То есть человек становится мастером и экспертом в конкретном направлении и специализации. Он продолжает делать свою работу, у него сохраняется один и тот же тип функционала, но при этом осваиваются новые технологии и инструменты. В течение времени выполнение его задач становится виртуознее и качественнее, он больше ценится внутренними и внешними клиентами.

Второй вариант развития по горизонтали - это смена деятельности в рамках одной организации, то есть переход в смежное направление и приобретение новых навыков в других областях. Есть много примеров компаний, в которых поощряют ротацию сотрудников из одного подразделения в другое. Например, человек может перейти из финансового отдела в направление HR, затем в отдел логистики и пр. С одной стороны, он привносит в новое подразделение свои знания из других сфер и областей, с другой - у него есть возможность не застаиваться, а учиться все время новому. При этом не добавляется руководящих функций, зачастую даже не изменяется уровень заработной платы, но зато сотрудник достаточно сильно развивается личностно.

Все стремятся стать начальниками

Надо понимать, что стереотипы и шаблоны общественного мнения формируют у многих людей с самого молодого возраста стремление стать начальником и руководителем. Мы часто на интервью сталкиваемся с тем, что кандидат называет желание стать директором, возглавить направление или открыть свою компанию своей главной профессиональной целью.

В этом вопросе стоит обратиться к опыту стран Запада, где вертикальный рост всегда обусловлен только предварительным и очень длительным горизонтальным развитием. Человек не может руководить людьми, пока не стал экспертом в своей отрасли. Как правило, такой рост достаточно объективен. Сотрудник сначала начинает обучать коллег, становится старше равных себе, потом эту позицию формализуют и переводят в должностную плоскость.

По такой схеме все идет логичным путем - человек сначала развивает менеджерские компетенции и учится их применять в ситуации, где он не несет всю ответственность, находясь пока только на линейной позиции. А уже потом, когда компетенции развиты, его переводят на новый уровень карьерной лестницы.

В России ситуация обстоит иначе. В связи с тем, что во многих областях не было сформировано многолетней экспертизы до начала 2000-х годов, западные компании обнаружили недостаток людей с уже имеющимся багажом знаний и накопленных компетенций. Поэтому люди имели возможность быстро расти по карьерной лестнице и занимать вакантные должности, просто добившись какого-то уровня компетенций на своей позиции.

Например, работник мог быть хорошим продавцом в узком сегменте рынка, и его ставили на позицию руководителя отдела продаж. Часто бывало, что он не умел руководить людьми, не мог научить других, мотивировать, настроить процессы. И, собственно, из этой затеи не получалось ничего хорошего.

Были амбиции и желание руководить, а знания и компетенции развиты недостаточно. И в результате хороший продавец становился плохим руководителем.

Мы часто слышим от кандидатов, проводя интервью, что они, считая себя хорошими специалистами, чувствуют, что им пора уже переходить на новый уровень и руководить людьми. Но в этот момент нужно задать себе честно вопрос: - «Для чего ты хочешь руководить?» Для социального положения, уровня заработной платы или влияния, которое будешь иметь? Или потому что ты действительно будешь эффективен как руководитель и хочешь самореализоваться в этой деятельности? Должно сложиться четкое понимание того, что двигает тебя в эту сторону - внутренняя или внешняя мотивация.

Иногда руководители говорят нам, что они уже не очень-то и хотят управлять. Находясь на этом уровне должности, они осознают, что им больше нравилось то, что они делали раньше. У руководителей большую долю времени занимает администрирование, документооборот, работа над мотивацией людей и пр. И времени не остается на занятие тем, что им действительно интересно, на развитие в своей профессиональной области.

Например, мы общались с техническими руководителями, с СТО, которые признавались, что им не хватает времени на программирование, поддержание своего уровня как разработчика, а терять его не хотелось бы.

Плюсы и минусы роста по вертикали

Конечно, когда ты руководишь людьми, плюсы твоей позиции в том, что ты начинаешь больше разбираться в том, как работает бизнес и видишь картину шире. Получается, что ты становишься над ситуацией, которую специалист видит лишь изнутри. И, безусловно, это дает развитие.


Однако вспомним принцип Лоуренса Питера: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности». Конечно, в этой ироничной фразе только доля правды и все же она есть. Идея состоит в том, что, двигаясь по карьерной лестнице вверх, человек достигает той ступеньки, где он несостоятелен. И при этом мало кто умеет остановиться вовремя там, где он хорош.

Если у специалиста есть сильные навыки, его ценят и будут повышать в компании, чтобы он в ней остался. В конце концов, работник дорастает до такого момента, когда ему не будет хватать внутренних ресурсов, знания, навыков, квалификации или таланта.

Две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет. фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает. Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением.

Известная мысль Н. Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно.

Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде "отрицание - сомнение - утверждение" вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре - двуединый процесс. Вертикаль - открытие новых форм культуры, "езда в незнакомое", квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь - процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного.

Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г. в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср.-вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение.

Лит.: Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство // Посев. Fr./M., 1979, № 11; Бердяев Н.А. Философия неравенства.&М., 1990; Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии. М.,1992.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вертикаль и горизонталь

две неотделимые друг от друга составляющие культуры. Вертикаль символизирует собой энергию движения вперед, творч. прорыв в неведомое, новое и неординарное, самобытное и оригинальное, что подчас не осознается таковым современниками и бывает непонято в силу стереотипности, традиционализма мышления, сложившихся видовых предпочтений и оценочных норм. Развитие культуры в вертикальном измерении олицетворяет собой бесконечность перспективы и авангардное начало. Пионеры-первопроходцы вызывают у об-ва неоднозначное отношение, их идеи и действия нередко отвергаются большинством во всех сферах духовной жизни. Один из египет. фараонов опередил свое время, высказав идею перехода к единобожию, но не получил широкой поддержки и понимания. Христос, проповедуя свое вероучение, был предан и распят. Гениальные художники, за редким исключением, не оценивались современниками по достоинству, в соответствии с их вкладом в духовную культуру. Драматизм творч. судеб впечатляет и поражает. Бах получил признание через 100 лет, представители отеч. худож. авангарда вначале тоже не были избалованы вниманием публики. Эти единичные примеры из истории культуры, к сожалению, являются не исключением из правил, а скорее их подтверждением. Известная мысль Н. Бора, что отличающаяся бесспорной новизной идея проходит три этапа в процессе внедрения ее в общественное сознание: а) этого не может быть; б) возможно, в этом что-то есть; в) это бесспорно верно. Что такое горизонталь в развитии феноменов культуры? В триаде “отрицание - сомнение - утверждение” вертикаль начинает превращаться в горизонтальную плоскость в момент укоренения новой культурной формы в сознании массовой аудитории, т.е. на стадии ее полного принятия, когда культурная форма становится узнаваемой. Соотношение В. и Г. в культуре - двуединый процесс. Вертикаль - открытие новых форм культуры, “езда в незнакомое”, квинтэссенция творческо-продуктивного начала. Горизонталь - процесс постеп. освоения этого нового, превращения его в достояние многих, узнаваемая форма культуры, основанная на продуцировании известного. Кроме изложенной трактовки соотношения В. и Г. в культуре можно предложить еще одну, в к-рой вертикаль символизирует процесс временного развития культуры, ее истор. характер, принцип преемственности, переход предшествующих культурных форм или их элементов в новые культурные образования. Так классич. античность стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, классицизма, а элементы культуры ср.-вековья в эпоху романтизма. Горизонталь в этом случае может осмысливаться как пространственное развитие культуры, синхронное сосуществование разл. локальных и нац. ее форм, их взаимодействие и взаимообогащение. Лит. : Неизвестный Э. Катакомбная культура и официальное искусство // Посев. Fr./M., 1979, № 11; Бердяев Н.А. Философия неравенства.´М., 1990; Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии. М.,1992. И. Г. Хангельдиева. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996