Имеют представление все. Каждый человек сталкивался с ситуацией обострения отношений с другими людьми. Социальные конфликты - понятие, которое характеризует ситуацию острых соответствующих противоречий. При данном обострении отношений сталкиваются интересы, убеждения, что обусловлено различными причинами. Рассмотрим, какие существуют компоненты, разновидности и функции социальных конфликтов.

Понятие и виды социальных конфликтов

Социальный конфликт всегда содержит момент столкновения, т. е. имеется некое расхождение, противоречие интересов, позиций сторон. Противоположные мнения носят субъекты конфликта - противоборствующие стороны. Они стремятся преодолеть противоречие тем или иным путем, при этом каждая сторона хочет помешать другой реализовать ее интересы. в социальной психологии распространяется не только на В зависимости от субъекта выделяют конфликты:

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • межгрупповые.

Также входит в социальные конфликты понятие внутреннего содержания, относительно которого противоречия могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае противоборство основано на сфере разумного. Оно обычно затрагивает переработку социальной и управленческой структур, а также освобождение от ненужных форм культурного взаимодействия. Эмоциональные конфликты характеризуются сильным аффективным аспектом, зачастую агрессией и переносом соответствующих реакций на субъекты. Такой конфликт решается сложнее, т. к. затрагивает сферу личного и с трудом может урегулироваться рациональными способами.

Межгрупповые социальные конфликты: понятие и функции

Социальная психология рассматривает в основном которые можно подразделить на:

  • социально-экономические;
  • межнациональные;
  • этнические;
  • идеологические;
  • политические;
  • религиозные;
  • военные.

Каждый конфликт имеет динамику протекания, в соответствии с этим межгрупповые столкновения могут происходить стихийно, запланировано, кратковременно или длительно, они бывают управляемыми и неуправляемыми, спровоцированными или инициативными.

Нельзя рассматривать конфликты только с негативной точки зрения. Положительные функции заключаются в ускорении процесса самосознания, утверждении определенных ценностей, разрядке эмоционального накала и т. д. Социальный конфликт свидетельствует о проблеме, которую требуется решить, на которую нельзя просто закрыть глаза. Таким образом, столкновение способствует регуляции социальных взаимоотношений.

Способы выхода из конфликтной ситуации

Как можно разрешить социальные конфликты? Понятие способа выхода из них характеризуется окончанием противоборства различными методами. Выделяют:
  • соперничество - отстаивание своих убеждений до последнего;
  • приспособление - принятие чужой точки зрения в ущерб своей;
  • избегание - уход из конфликтной ситуации любыми способами;
  • компромисс - готовность пойти на уступки для разрешения ситуации;
  • сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон конфликта.

Последний способ является наиболее конструктивным и желательным.

Слово «конфликт» происходит от (латинского – confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Конфликт - явление социальное, поскольку происходит в обществе между людьми. Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода, которые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одной из форм (видов) взаимодействия людей, социальных групп, общностей и институтов, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации её целей. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон , т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Необходимо иметь в виду, что противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Таким образом, конфликт это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон, социальных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиции, ценностей и взглядов.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность, - по мнению Р. Дарендорфа, - означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Все социальные явления, события, а также социальные общности (семью, классы, социальные слои, политические партии) можно рассматривать с позиций конфликта, результатом которого могут как борьба и разногласия, так и сплоченность, и солидарность людей. В этом – двойственная природа конфликта, выражающая его разрушительное и созидательное начало, и одновременно – та двоякая роль, которую он играет в развитии общества. Социальный конфликт может быть фактором разрушения общества, а может стать своеобразным двигателем его развития.

Макк Р. и Снайдер Р. выделили восемь признаков конфликта (главными они называют пять, подчеркивая, что если эти признаки отсутствуют конфликта нет):

Необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон. Причем стороны понимаются достаточно широко. Это могут быть индивиды, группы, классы, даже культура. Сам конфликт, его развитие ведет, по их мнению, к ситуации, в которой реально существует только два противника;

Конфликт возникает в связи с наличием «дефицита» двух видов: «позиционного» и «дефицита источников». Под первым понимается невозможность одновременного исполнения одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в отношение состязательности. Во втором случае речь идет о недостаточности каких-либо ценностей, так что два субъекта единовременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере;

Конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счет друг друга. Таким образом, успех одной стороны оз­начает неудачу другой, а само конфликтное поведение выглядит как стремле­ние ликвидировать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторону;

Действия конфликтующих сторон должны быть направлены на достижение не совместимых и взаимоисключающих целей (ценностей) и, следовательно, сталкиваться;

Важным аспектом конфликтных отношении является власть. При конфликте всегда речь идет о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции - способности контролировать и направлять поведение другой стороны;

Конфликтные отношения представляет собой основу общественных процессов и играют важную социальную роль;

Конфликтный процесс представляет собой временную тенденцию к нарушению взаимоотношений между сторонами;

Конфликтные отношения не разрушает систему, а скорее способствуют изменению социальных норм и ориентации.

При обобщении ряда точек зрения на конфликт можно выделить два наиболее известных подхода.

Первый условно можно назвать структурным ; его главная идея состоит в том, что конфликт определяется через противоречие, присущее в первую очередь социальной структуре (Р. Дарендорф, Е. Бабосов, М. Руткевич, А. Дмитриев и др.). Например, Р. Дарендорф под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения, противоположности норм и ожидании, институтов и групп». Согласно К. Боулдингу , конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.

Второй подход называется функциональным . Наиболее известный его сторонник Л. Козер считает, что конфликт – это такое поведение сторон, которое означает их борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и дефицитные ресурсы с использованием определенной стратегии с целью нейтрализовать или уничтожить противника, т.е. акцент делается на сами действия тех или иных субъектов конфликта.

Для С. Робинса , «конфликт может быть определен как ситуация, которая возникает, когда целенаправленное поведение одной группы в организации блокирует целенаправленное поведение другой».

Крисберг Л. определяет конфликты как «сложное явление, включающее множество спорных вопросов и сторон, и каждая сторона вовлечена одновременно также во множество конфликтов».

Английский социолог А. Гидденс под конфликтом имеет «в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

В отечественной литературе чаще всего используется определение социального конфликта, которое дал Е.М. Бабосов : «конфликт социальный есть предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Запрудский Ю.Г. дает следующее определение: «Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству».

Зайцев А. определяет социальный конфликт как «силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или большим числом индивидов или социальных групп на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов».

Здравомыслов А.Г. дает собственное понимание конфликта как важнейшей стороны взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия: «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается под воздействием конфликта», или «конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов».

Для Г.И. Козырева социальный конфликт – «это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности».

В «Кратком словаре по социологии» конфликт характеризуется как высшая стадия развития противоречии в системе отношении людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом, которое определяется усилением противоположных тенденции и интересов социальных общностей и индивидов.

В «Социологическом словаре» утверждается, что социальный конфликт «складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Они имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладает определенными функциями, длительностью и степенью остроты».

Таким образом, социальный конфликт обусловлен остротой имеющегося общественного противоречия. Для конфликта необходимо по меньшей мере две стороны, поскольку конфликт является формой взаимодействия. Конфликт всегда представляет собой попытку что-то достичь, изменить или сохранить с целью контроля за поведением другой стороны. Поведение сторон конфликта должно быть, как правило, осознанным, т.е. предусматривать конкретные выгоды за счет друг друга. Конфликт предполагает определенное соприкосновение и коммуникацию сторон. Участники конфликта переживают или определяют его как такой. Ощущение атмосферы конфликта в этой связи может рассматриваться для сторон желанной ценностью. Конфликт не может быть рассмотрен вне связи с своей органической противоположностью, каким является согласие (консенсус).

Структура конфликта представлена следующими элементами: субъектами (конфликтующими сторонами), предметом, конфликтным действием, средствами и методами действия, полем конфликта, конфликтной ситуацией.

Субъекты и участники конфликта . Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

В качестве субъектов конфликта могут выступать индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества, объединенные некоторой целью.

В зависимости от уровня различаются персональные (индивидуальные) и коллективные субъекты конфликтов.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликта свои личные интересы. Косвенные участники могут:

А) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

Б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;

В) поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.

Понятие «сторона конфликта » может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

Ранг предполагает заведомо более или менее выгодную позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):

1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы.

2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы.

3. Оппонент третьего ранга – структура состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп.

4. Высший ранг – это государственные структуры, выступающие от имени закона.

Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника (оппонента). Она включает в себя всю совокупность средств и ресурсов как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных.

Окружающая среда состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и др. факторов) и социальной среды – определенных социальных условий, в которых развивается конфликт.

Отношения между субъектами конфликта определяются выбранными ими стратегиями поведения . Общепризнанной является классификация Томаса-Килмена, выделивших пять основных стратегий конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Стратегии поведения в конфликте определяются соотношением активности и конформизма. Как показывает практика, ни одну из базовых стратегий нельзя признать универсально оптимальной.

Объект конфликта – любой реально существующий элемент материального мира или социальной реальности, на который претендуют конфликтующие стороны (например, спорная территория, вакантная должность, обсуждаемый законопроект и др.). Объект непосредственно не зависит от субъекта, так как он имеет «объективную» природу. Например, К. Маркс полагал, что в основе социального (классового) конфликта лежат отношения собственности на средства производства. По мнению Л. Козера, основой конфликтов является дефицит ресурсов, с точки зрения Р. Дарендорфа – власть.

Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого» конфликта.

Определить объект в каждом конкретном конфликте не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства.

Предмет конфликта более «субъективное» понятие; в нем находят отражение конкретные интересы, цели, ценности субъектов. Предмет раскрывает те или иные характеристики объекта, которые стали причиной противоборства. Например, СССР в период перестройки между представителями коммунистического режима и демократическими силами велась борьба за отмену ст. 6 Конституции СССР, в которой говорилось о руководящей роли партии. Объектом в этом конфликте являлась социалистическая по своей сути Конституция, а предметом – конкретная статья, ставшая в этот период основной преградой на пути демократизации общества. Предмет конфликта – это реально существующая или воображаемая проблема, ставшая причиной противоборства. Иными словами, это материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности субъектов. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы социальной жизни.

Источник конфликта - ситуация или состояние, выражающее противоположные интересы, цели и потребности. Это субъективные или объективные переживания сторон, способы «борьбы», события внутри конфликта, противоречия мнений или конфронтация. Основание конфликта - это если не объективная, то объективированная причина. Источник конфликта проистекает из основания конфликта, но выражает собою субъективные устремления сторон устранить основания конфронтации в соответствии с тем или иным пониманием каждой стороной справедливостью, правом. Основание конфликта обычно за пределами самой конфликтной ситуации.

Зона (поле) конфликта - включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия - конфликта, а поле (зона) - все, что составляет сферу конфликтных действий. Зона конфликта - это область, в которой реализуется конфликтное взаимодействие; есть предметная область, в которой источник конфликта является реальной основой превращения действии субъектов в противодействие. Иными словам, это такая зона, в которой источник конфликта может быть осмыслен как основание конфликта.

Главная линия конфликта или ядро конфликта - это сектор поля (зоны), характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиции сторон. Иными словами, это конфликтогенныи фактор, прежде всего противопоставление оппонентов. Скажем, нынешний российский политический режим и социалистическую оппозицию разделяет многое, но ядром конфликта является неприятие оппозицией проводимого курса на капитализация страны.

Если источник конфликта является субъективным или побудительным мотивом действий, то причина конфликта - это ее практический мотив. В некоторых случаях может быть и основание конфликта, и источник его, а сам он вызревает в скрытой, латентной форме и в практических действиях не выражается. Источник конфликта, становящийся мотивом противостояния, трансформируется в причину конфликта. Она тесно связана с поводом - фактом отдельного поступка спровоцировавшего ответное действие. Повод и причина могут быть разными. Повод для конфликта, как правило, переводит одну форму противостояния в другую: обычно из скрытой в открытую, из неявной в явную, острую.

Можно выделить: объективные и субъективные поводы. Объективным поводом служит некоторая форма развития событий, тот или иной факт. Субъективный повод - преднамеренное действие, которое своей целью имеет активизацию конфликта. Первый тип может быть назван непреднамеренным, а второй - преднамеренным. К числу преднамеренных поводов принадлежит провокация. Это действие, которое ставит противную сторону в условия, в которых предельно ограничен выбор ответных действии. Однако не всегда провокация - это программирование только лишь действий оппонента. Часто развитие событий принимает непредсказуемый и неуправляемый характер. В этом плане жертвами провокации могут быть и провокатор, и его жертва.

Инцидент – это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Он может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектами (субъектом) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации , которая включает, в первую очередь, острую форму противоре­чия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус; уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Словом, как по Ленину, одни не могут управлять по старому, а другие не хотят больше жить по-прежнему.

Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся остановкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризис в обществе может выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо является фоном,накотором развертываемся конфликт.

Бородкин Ф.М. и Коряк Н.М. выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру их возникновения:

1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).

2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).

3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись) интересы двух или нескольких сторон – одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.

Конфликтное действие, взаимодействие и поведение, средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных его структурных элементов. В литературе выделяется некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выдвигается в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. Под конфликтным поведением понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм коллективного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

Итак, конфликт понимается как форма противоборства субъектов, порождаемая главным образом противоречиями субъективного и объективного характера между интересами.

Функции социальных конфликтов в литературе рассматриваются в рамках двух взаимно исключающих парадигм: восприятия конфликта как диалектически-созидательного факторов (наиболее распространена) и представления о конфликте только как разрушительного явления. Первая парадигма вытекает из признания закономерного характера конфликта. Конфликты способны приводить к успешному разрешению социальных противоречий, структурированию социальных субъектов, становлению новых систем ценностей. Вторая – из восприятия его как патологии. С этой точки зрения конфликтов следует всячески избегать, а в случае их возникновения стараться как можно скорее прекратить.

Функции конфликта следует рассматривать как закономерную взаимосвязь последнего с общественным процессом. В таком ракурсе вопрос о функциях предполагает, во-первых, выяснение объективных последствий для общества; во-вторых, анализ форм выражения и взаимосвязи конфликта с характером общественных структур; в третьих, оценка конфликта всегда носит относительный характер, поскольку он имеет разные последствия для различных участников, а также может оцениваться по-разному в зависимости от точки зрения и доминирующей системы ценностей.

От типа общества, исторического этапа его развития, уровня культуры зависит характер конфликтов, масштабность и острота, способы решения, а, следовательно, и функции.

Социология и конфликтология выделяют две основные функции конфликта – позитивную и негативную.

Позитивной можно назвать такую функцию, которая уменьшает или ликвидирует существовавшие ранее общественные противоречия и напряженность. Она способствует росту эффективности взаимодействия участвующих в конфликте людей, удовлетворению их конкретных потребностей, ведет к более рациональному и справедливому распределению благ, прав или обязанностей в общественной группе.

К позитивным функциям конфликта можно отнести следующие:

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои силы, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;

Адаптация и социализация индивидов и групп;

Группообразование, установление и поддерживание нормативных и физических границ групп;

Установление и поддерживание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

Негативной можно назвать такую функцию, которая не устраняет и не ослабевает общественные противоречия, а скорее усиливает их. Это происходит, как правило, в результате столкновения иллюзорных интересов, стихийной разрядки враждебности и предубеждений. Характерной чертой деструктивных конфликтов является то, что они основываются на сильных эмоциях, вследствие чего часто приобретают иррациональную форму.

Конфликт несет в себе негативные функции:

Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

Когда борьба ведется насильственными методами;

Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

Когда возникает угроза жизни и здоровью людей.

Между тем, согласно современным представлениям, конфликт имеет и интегративные эффекты: он позволяет определить проблемы и способствует их решению, укрепляет внутригрупповое единство, межгрупповое сотрудничество близких групп.

В многообразии последствий конфликтов реализуются некоторые общие их функции. Например, Запрудский Ю. разделил все функции на две группы: «материальные» и «духовные», а затем, «отвлекаясь от различий материального и духовного свойства», отметил три наиболее важные общие функции, присущие любым конфликтам: «сигнальную, дифференцирующую и динамическую».

Учитывая, что конфликт есть форма выражения противоречия, его проявления и разрешения, Д.П. Зеркин отмечает следующие общие функции конфликтов:

1. информационно-познавательную – любой конфликт сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет её познать, поскольку выявляется в совокупности воспринимаемых людьми фактов.

2. интегративную – конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе.

3. дифференцирующую – конфликт является фактором социальной дифференциации – оборотной стороны интеграции.

4. стимулирования адаптации социальной системы или её отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде.

Понятие социального конфликта - гораздо более емкое, чем может показаться сначала. Давайте попробуем в нем разобраться.

По-латински конфликт означает «столкновение». В социологии конфликт - это высшая стадия противоречий, которая может возникнуть между людьми или социальными группами, как правило, это столкновение основано на противоположно направленных целях или интересов сторон конфликта. Есть даже отдельная наука, занимающаяся изучением этого вопроса - конфликтология . Для обществознания социальный конфликт - это еще одна форма социального взаимодействия людей и групп.

Причины социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов очевидны из определения социального конфликта - разногласия людей или групп, которые преследуют какие-то социально значимые интересы, при этом реализация этих интересов идет в ущерб интересам противоположной стороны. Особенность этих интересов в том, что они как-то связаны между собой каким-либо явлением, предметом и т.д. Когда муж хочет посмотреть футбол, а жена - сериал, связывающим предметом является телевизор, который один. Вот если бы было два телевизора, то и интересы не имели бы связующего элемента; конфликт бы не возник, или же возник, но по другой причине (разница в размере экрана, или более удобного кресла в спальне, чем стул на кухне).

Немецкий социолог Георг Зиммель в своей теории социального конфликта заявил, что конфликты в обществе неизбежны, потому что они обусловлены биологической природой человека и социальной структурой общества . Он также предложил, что частые и непродолжительные социальные конфликты полезны для общества, так как при положительном разрешении они помогают членам общества избавиться от враждебности друг к другу и достигнуть понимания.

Структура социального конфликта.

Структура социального конфликта состоит из трех элементов:

  • объект конфликта (то есть конкретная причина конфликта - все тот же телевизор, упомянутый ранее);
  • субъекты конфликта (их может быть два и более - например, в нашем случае третьим субъектом может стать дочь, которая захотела смотреть мультики);
  • инцидент (повод для начала конфликта, точнее его открытой стадии - муж переключил на НТВ+ Футбол, и тут все началось…).

Кстати, развитие социального конфликта не обязательно протекает в открытой стадии: жена может молча обидеться и уйти гулять, но конфликт при этом останется. В политике такое явление называют «замороженным конфликтом».

Виды социальных конфликтов.

  1. По количеству участников конфликта:
    • внутриличностные (большие интересы для психологов и психоаналитиков);
    • межличностные (например, муж и жена);
    • межгрупповые (между социальными группами: конкурирующие фирмы).
  2. По направленности конфликта:
    • горизонтальные (между людьми одного уровня: работник против работника);
    • вертикальные (работник против начальства);
    • смешанные (и те, и другие).
  3. По функции социального конфликта :
    • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
    • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).
  4. По длительности протекания:
    • кратковременные;
    • затяжные.
  5. По средствам разрешения:
    • мирные или ненасильственные;
    • вооруженные или насильственные.
  6. По содержанию проблемы:
    • экономические;
    • политические;
    • производственные;
    • бытовые;
    • духовно-нравственные и т.д.
  7. По характеру развития:
    • спонтанные (непреднамеренные);
    • преднамеренные (заранее спланированные).
  8. По объему:
    • глобальные (II мировая война);
    • локальные (Чеченская война);
    • региональные (Израиль и Палестина);
    • групповые (бухгалтера против сисадминов, менеджеры продаж против кладовщиков);
    • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов.

Разрешением и предотвращением социальных конфликтов ведает социальная политика государства. Конечно же невозможно предотвратить все конфликты (в каждую семью - по два телевизора!), но предвидеть и предотвращать глобальные, локальные и региональные конфликты - первостепенная задача.

Способы разрешения социальн ых конфликтов:

  1. Избегание конфликта. Физический или психологический уход от конфликта. Недостаток этого способа в том, что причина остается, и конфликт «замораживается».
  2. Переговоры.
  3. Использование посредников. Здесь уже все зависит от опытности посредника.
  4. Откладывание. Временная сдача позиций для накопления сил (методов, аргументов и т.д.).
  5. Арбитраж , судебное разбирательство, разрешение третьей стороной.

Условия, необходимые для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия и разрешить конфликт;
  • определить пути преодоления конфликта.

Как видите, социальный конфликт многолик: это и взаимный обмен «любезностями» между фанатами «Спартака» и «ЦСКА», и семейные споры, и война на Донбассе, и события в Сирии, и спор начальника с подчиненным и т.д., и т.п. Изучив понятие социального конфликта и ранее понятие нации, в дальнейшем мы рассмотрим наиболее опасный вид конфликта -

Конфликт выполняет самые разнообразные социальные функции, как положительные, так и отрицательные. Суще­ствуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено также той социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму ивосприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой

Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.

1. Конфликт вскрывает и разрешает возникающиевотношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

Создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

Социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

Создание новых социальных норм и институтов и обновление существующих;

Адаптация и социализация индивидов и групп;

Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

Установление и поддержание относительно стабиль­ной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений,

Установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Позитивные функции конфликта заключаются также в том, что он выявляет позиции, интересы и цели учас­тников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции:

Когда он ведет к беспорядку и нестабильности;

Когда общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

Когда борьба ведется насильственными методами;

Когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

Когда возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно отнести большинство эмоциональ­ных конфликтов, и в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затруд­няющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный кон­фликт, как и любой другой социальный конфликт, пред­полагает конфликтное взаимодействие двух и более сто­рон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, цен­ностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удов­летворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный кон­фликт является социальным конфликтом.

Любое действие человека представляет собой и вза­имодействие с Другим внутри него самого, и противодей­ствие Другому как участнику диалога. Но конфликт вы­зывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

Выделяют психологи­ческий конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребнос­тью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь). 7

Одним из видов внутриличностного конфликта являет­ся неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно вос­производим старые конфликтные ситуации, как бы пыта­ясь решить их вновь. Поводом для возобновления нео­сознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятель­ства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христи­анская мораль проповедует братскую любовь людей друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а ре­альная жизнь становиться препятствием на пути их удов­летворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конф­ликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наи­более распространенных типа поведения людей в конф­ликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведе­ние, способствующее развитию конфликта; второй - по­ведение, свидетельствующее о склонности к компромис­су; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». 8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенны­ми оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.