В чем заключался успех А. С. Макаренко? В том, что в своих школах коммунах он подобрал замечательный Дружный преподавательский Коллектив, из Честных, Порядочных, и Неравнодушных к детям людей, своих Единомышленников, которых он лично научил и проинструктировал как надо обращаться с трудными детьми и подростками. А. С. Макаренко – была разработана единая программа действий по перевоспитанию трудных, запущенных детей и малолетних преступников. Весь коллектив, А. С. Макаренко и все его помощники преподаватели работали одной дружной командой по единым правилам и принципам. А главное, А. С. Макаренко видел во всех этих детях беспризорниках — обыкновенных людей и относился к ним по человечески, с уважением, с сильным желанием сделать всё возможное, чтобы эти дети все исправились и выросли хорошими и образованными людьми.

Макаренко говорил: «Как можно больше УВАЖЕНИЯ и доверия к человеку, и как можно больше ТРЕБОВАНИЙ к нему»! А мы знаем, что все дети очень чувствительны на хорошее к себе отношение, когда их уважают и видят в них живых людей. Дети – всегда отвечают на добро — добром, в отличии от взрослых людей! Макаренко старался научить детей хорошим отношениям и дружбе между собой, учил детей помогать друг другу и всячески искоренял любые грубые отношения между детьми, когда старшие и сильные обижают тех, кто их слабее и младше. Макаренко старался всех детей, своих воспитанников — загрузить какими-либо обязанностями и делом, и требовал точного их исполнения, потому что хорошо знал, что все дурные поступки детей – от безделья.

Дети – НЕ ДОЛЖНЫ болтаться БЕЗ ДЕЛА, иначе они — начинают заниматься дурными делами, быстро ПОРТЯТСЯ и становятся Плохими!

Макаренко хорошо понимал, как важно воспитывать в детях чувство ответственности и организатора. Потому что, когда человек за что-либо отвечает и с него строго требуют выполнения тех или иных обязанностей, тогда он проникается чувством личной ответственности и начинает думать как лучше выполнять свои обязанности, в нем начинают развиваться Творческие начала.

Антоном Семеновичем Макаренко была разработана уникальная система воспитания честных граждан и перевоспитания правонарушителей и малолетних преступников. Он преследовал одну главную цель – воспитание сознательных, честных, активных, самостоятельных и трудолюбивых граждан. Для этого он требовал объединения всех и воспитанников и воспитателей — в единый, монолитный и дружный коллектив, так, чтобы придать силу коллектива каждому члену коллектива, учитывая, что коллектив думает и действует намного лучше, чем отдельная личность.

У каждого ребенка изначально существуют четыре главных потребности:

1. Потребность к Труду.

2. Потребность к Общению.

3. Потребность к Образованию и обучению.

4. Потребность к Самоутверждению и к Самостоятельности.

Эти потребности надо и необходимо развивать, чтобы формировать из ребенка не разрушителя, а созидателя.

Макаренко широко применял методы трудового воспитания и обучение профессии, чередуя занятия по обучению профессии и выполнение каких-либо работ с занятиями в школе. Причём процесс приучения человека к труду, если мы действительно хотим, чтобы наши дети – Полюбили труд, то ТРУД — должен обязательно — НРАВИТЬСЯ человеку, потому что человек не должен заниматься тем, что ему не доставляет морального и душевного удовлетворения! Макаренко показал, что труд, который воспитанникам нравится, должен обладать определенными положительными качествами. Труд должен быть хорошо организованным, коллективным, высокопроизводительным, качественным и хорошо оплачиваемым, а главное, чтобы человек видел сам реальные результаты своего труда, его важность, ценность и пользу и смог бы гордиться им особой рабочей гордостью за свой труд.

Всё это, как мы теперь знаем, дало отличные результаты. Дети не только получили хорошее образование и профессиональные трудовые навыки, но главное, они приучились к созидательному Труду и дисциплине, ведь любая работа, делаемая на совесть в известной мере Дисциплинирует человека, приучает его к добросовестности и к личной ответственности, пробуждает в человеке творческий потенциал, а главное, насаждает в человеке добрые привычки и избавляет от дурных. Труд помогает развивать не только физические навыки, но и развивает духовные качества.

Потребность в общении в системе Макаренко дается как умение перенимать опыт окружающих людей. Он мотивировал эту потребность тем, что «материалом для будущего человека не может быть ограниченный набор семейных впечатлений или поучений отцов, а им может стать сама жизнь и общение с людьми во всех многообразных проявлениях». Тем самым система невольно заставляет человека сочетать личное с общественным, делиться передовым опытом и получать его, учиться решать проблемы и ощущать мир глазами коллектива. Человеку должен общаться с людьми, надо только внимательно следить за тем с кем ребенок общается и с какой целью, и пресекать любое общение с плохими людьми, чтобы человек не подпал под их негативное влияние и не научился плохому. Что же касается потребности в самоутверждении, то Макаренко понимал её как морально-эстетическую. Задачей современного педагога в данном вопросе является то, чтобы не отбить у человека интерес и желание в какой-либо деятельности. Самоутверждаться человек может и должен в работе, в учебе, в спорте или в какой-либо другой сфере деятельности. Но в любом случае для него одинаково значимо и необходимо, и одобрение и осуждение. Педагогу надо только следить за тем, чтобы у человека не развивались нежелательные негативные качества: гордость, высокомерие, возвеличивание своей личности, презрение к тем, кто хуже и слабее, тщеславие, хвастливость, ложь, зависть, соперничество, эгоизм и т. д. Система Макаренко из такой ситуации предлагает довольно эффективное решение: дать человеку почувствовать отношение коллектива к нему лично. Поэтому, очень важно следить за процессом самоутверждения человека в коллективе, обращая его внимание на то, что он является частью коллектива.

Макаренко считал, что хорошо организованный, ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ – обладает большой СИЛОЙ и Способен ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ самых трудных и неподдающихся никакому воспитанию ребят. Он говорил, что коллектив – это не толпа, это по сути объединение единомышленников. Настоящий коллектив обладает большой созидательной силой, но в тоже время нельзя впадать и в другую крайность, когда коллектив начинает Топтать личность человека, начинает низводить человека до положения «винтика». Надо помнить, что мнение большинства – не всегда означает истину. Если мнение коллектива начинают навязывать каждому его члену – то это означает, что коллектива уже Нет, а есть небольшая кучка авторитетных людей, которая по тем или другим причинам начинает манипулировать и использовать, якобы мнение большинства, часто подтасованное, в каких-то своих корыстных целях. Коллектив – рождается там, где между людьми завязались Хорошие отношения, есть дружба и взаимопомощь, взаимное доверие и уважение к каждому члену коллектива, где уважается мнение каждого человека и с ним считаются, люди себя чувствуют свободно и легко. Если этого нет – то НЕТ и коллектива, а есть просто сборище равнодушных к друг другу людей, толпа или преступная банда. Всё это вместе означает, что педагог, воспитатель или руководитель, люди, которые призваны организовывать, возглавлять и руководить коллективом – являются слабыми, низкого профессионального уровня, непригодными работниками, которые просто занимаются не своим делом и должны немедленно оставить эту работу и заняться другим делом.

Всё зависит от руководителя коллектива! Если руководитель сам человек порядочный, грамотный профессионал, хорошо относится к людям – то он легко формирует и создает дружный коллектив. Если руководитель человек непорядочный, высокомерный и равнодушный к людям – он никогда не сможет создать хороший коллектив, такой человек своей деятельностью приносит большой вред и его надо немедленно освобождать от должности. Хороший педагог, воспитатель или руководитель очень хорошо понимает важность и необходимость создания дружного коллектива, потому, он с первых дней своей работы, приложит все возможные усилия для того, чтобы заслужить признание и уважение со стороны своих учеников, воспитанников или подчиненных, и объединить их в дружный коллектив. Поэтому, если человек проработал на должности руководителя более полугода и во вверенном ему коллективе не сложились и даже не начинали слаживаться хорошие, уважительные отношения между людьми, каждый человек существует сам по себе, да еще есть и конфликты, члены коллектива, ученики, воспитанники или подчиненные не уважают, не доверяют и плохо относятся к своим учителям, к воспитателям или к руководителям – то это говорит о том, что этот педагог, воспитатель или руководитель — слабый, низкого профессионального уровня, что он не справляется со своей работой и со своими обязанностями, и потому не может дальше оставаться на своей должности. Он должен уйти.

Макаренко утверждал, что он не смыслит процесс воспитания без НАКАЗАНИЯ. По крайней мере без реальной угрозы наказания со стороны коллектива. Коллектив имеет полное право защищать себя от нарушителей порядка. У Макаренко были педагогические способы наказания. Это наряд, лишение отпуска в выходной день, лишение карманных денег, домашний арест, различные виды выговоров, общественный бойкот и, как крайняя мера для самых невменяемых и неисправимых – изгнание из воспитательного учреждения. Педагогическое наказание – это способ выразить негативное отношение коллектива к негативным поступкам. В чем же заключается сущность наказания? Сущность наказания заключается в том, что человек переживает то, что он осужден всем коллективом, зная, что он действительно поступил неправильно, то есть в наказании нет подавленности, а есть переживание совершенной ошибки или дурного проступка, и есть переживание отрешение от коллектива, хотя бы минимальное. Поэтому и к наказанию нужно прибегать лишь в том случае, когда Общественное Мнение, то есть мнение всего коллектива полностью стоит на стороне необходимости применения к провинившемуся какого-либо наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, — добавлял А. С. Макаренко, — там, где мы воспитатели не сумели убедить коллектив в необходимости и справедливости применения наказания и там, где ваше решение будет решением отрицаемым всем коллективом, там наказание производит не полезное, а вредное впечатление; и только, когда вы чувствуете, что весь коллектив на вашей стороне и думает и считает также как и вы — только тогда и можно наказывать. Только тогда наказание принесет пользу провинившемуся, когда и сам провинившийся понимает, что он действительно Виноват, и что он справедливо несет заслуженное наказание.

А. С. Макаренко в 1937 году заявил о главной ПРИЧИНЕ появления и развития детской и молодёжной преступности. Он сказал, что — не только Среда виновата в том, что дети СТАНОВЯТСЯ преступниками, а первую очередь, ВИНОВАТЫ — ПЛОХИЕ родители и Плохие педагоги. Преступники растут не только в малообеспеченных и бедных семьях, но и в хорошо обеспеченных богатых семьях. Преступления совершают и выходцы из богатых семей. Все преступники, как малолетние, так и взрослые – все они ВОСПИТЫВАЛИСЬ и росли в семьях, ходили учиться в школы. Значит, дело не только в объективных тяжелых условиях жизни, но прежде всего, в субъективных – в НЕПРАВИЛЬНОМ Воспитании детей.

Если ребенок ПЛОХО воспитан, то в этом — ВИНОВАТЫ в первую очередь, только Родители, или Воспитатели, если ребенок живет и воспитывается не дома в семье, а например, в детском доме. Тем более возмутительно, если люди, которым было доверено воспитание детей оказались сами Невоспитанными и Непорядочными людьми, а главное, совершенно Равнодушными к детям – как такие люди могут правильно воспитывать и учить детей чему-то доброму, если они каждый день — сами Подают Дурной Пример своим воспитанникам, своим высокомерием, грубостью, несправедливостью и безразличием как к детям так и к своей работе.

…Самые лучшие мальчики в условиях плохо организованного коллектива под негативным воздействием Неправильного воспитания Плохих воспитателей очень быстро — становятся Дикими зверушками. Это так и есть. Соберите самых лучших детей, поставьте возле них Плохих педагогов, и через месяц они Разнесут и колонию, и детдом, и школу и самих этих педагогов». Таким образом существует не проблема воспитания и перевоспитания правонарушителей, а проблема создания и организации системы правильного воспитания. (А. С. Макаренко. Соч. т. 5.)

Сегодня по радио и по телевидению мы постоянно слышим многочисленные рассуждения о причинах увеличения количества преступников особенно среди молодежи. Обвиняют в основном чиновников, политиков и экономистов. Они довели страну до воровства и вранья. Да, виноваты чиновники и министры! Виноваты политики! Виноваты экономисты, виноваты МВД и Прокуратура! И это правда!

Но эта правда не должна скрывать – самых главных ВИНОВНИКОВ Плохого воспитания детей – это, то, что ВИНОВАТЫ в этом в первую очередь, — сами РОДИТЕЛИ, которые являются — Непорядочными, грубыми и пошлыми людьми — ОБЫВАТЕЛЯМИ, которых совершенно не интересуют собственные дети и потому их дети растут сами по себе, являясь по существу беспризорными детьми при живых родителях. Во вторых, – это ПЛОХИЕ преподаватели и воспитатели, низкого профессионального уровня, которые являются непорядочными, недобросовестными и часто грубыми людьми, полностью равнодушных к детям, потому что не способны их любить.

Плохих преподавателей и воспитателей отличает прежде всего — абсолютно Формальный, РАВНОДУШНЫЙ подход к ВЫПОЛНЕНИЮ своих обязанностей, их ВОЛНУЕТ только их ЗАРПЛАТА, а до детей и их проблем — им НЕТ никакого дела, дети им совершенно не нужны. Они заняты только собой и своими проблемами, и потому не переживают за детей, которых они по долгу службы обязаны воспитывать, не стремятся сделать всё для того, чтобы из детей вырастали хорошие, образованные и воспитанные люди.

А. С. Макаренко считал, что Высокомерных, Грубых и Равнодушных к детям людей – педагогов и воспитателей и близко — НЕЛЬЗЯ Подпускать к детям, потому что такие люди не воспитывали, а наоборот — ПОРТИЛИ детей одним своим присутствием, и потому Макаренко старался ИЗБАВЛЯТЬСЯ от таких педагогов наставников.

Поэтому из опыта А. С. Макаренко можно сделать следующий вывод. Для того, чтобы остановить вал преступности и разложения, развращения и оглупления наших детей и молодежи необходимо провести по всей стране — обязательное обучение всех родителей правилам и методам Православного Воспитания детей. Надо ужесточить требования к родителям и ввести их Личную Ответственность за воспитание детей и ввести в ряде случае Уголовную Ответственность. Необходимо увеличить требования к педагогам и воспитателям, проводить более строгий отбор при наборе студентов в пединституты и не принимать туда людей, которые явно не способны быть педагогами. Необходимо выявить всех плохих педагогов и воспитателей и немедленно их уволить.

Необходимо очень строго подходить к назначению руководителей школ, гимназий, училищ, техникумов и вузов – на эти должности ДОЛЖНЫ Подбираться только очень ПОРЯДОЧНЫЕ люди, профессионалы своего дела. Всех равнодушных, корыстных и непорядочных руководителей, в том числе руководителей районного, городского и областного отделов образования необходимо немедленно снять с о своих должностей и уволить, назначив на эти должности порядочных людей. Дело в том, что хороший руководитель подбирает себе в свой коллектив только порядочных людей и избавляется от плохих работников. Плохой руководитель подбирает точно таких людей, как и он сам и не дает работать, выживает под всякими предлогами хороших людей. Если сумеем осуществить хотя бы эти преобразования – ситуация в нашей стране начнет быстро меняться к лучшему.

Уважение педагога к учащемуся - это уважение к ребенку, подростку, юноше или девушке как к личности, это недопустимость личности учащегося, оскорбления его человеческого достоинства.

Проблема личности, писал А.С.Макаренко, может быть решена, если в каждом человеке видеть личность. Отношение к учащемуся как к личности - дело, требующее преодоления больших и малых противоречий, постоянно возникающих в процессе общения преподавателя с учащимися. Это сложная работа ума и сердца педагога.

Дети бывают невольно жестокими, нередко грубыми, циничными, замкнутыми и озлобленными. У них могут быть дурные привычки и наклонности. И как бы ни было трудно, человек, избравший делом своей жизни педагогическую профессию и тем самым добровольно возложивший на себя все связанные с ней обязанности, призван уважать детей и быть терпимым ко всем без исключения учащимся. Неуважение к детям мстит за себя их недоверием.

Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность к нему . Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство А.С.Макаренко выразил так: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем, как можно больше уважения к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но если ее потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

Педагог, предъявляющий требования, должен восприниматься учащимся как человек, искренне заинтересованный в его судьбе и глубоко уверенный в процессе формирования его личности. В этом случае требовательность будет выступать как необходимость, а не как личный интерес, чудачество или каприз преподавателя.

Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она не была, не принесет пользы, если она нереалистична, невыполнима и не рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности учащегося. У хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично сочетается с требовательностью к себе, с учетом мнений своих воспитанников о себе. Чтобы успешно сформировать личность, усилия педагога должны встречать ответную положительную реакцию . Можно сказать, что воспитание - это эффект взаимной благожелательности, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между преподавателем и учащимся.

Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке . Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность.

Осознание своего успеха в каким-то одном деле является для ребенка могучим источником моральной стойкости в преодолении трудностей в других делах . Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные особенности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.

В учебной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются такие, кто плохо учится, ленится, пренебрегает интересами коллектива, общественными обязанностями и поручениями. Однако даже у самых, казалось бы, негативных ребят есть стремление к нравственному совершенствованию, которое легко погасить, общаясь только окриками, упреками и интонациями. Это стремление надо поддержать и усилить, если педагог вовремя заметит и поощрит малозаметные порывы учащегося разрушить привычные формы поведения

13 марта исполняется 115 лет со дня рождения великого русского педагога Антона Семеновича Макаренко. Этот ученый в корне изменил русскую антропологию, на опыте доказав, что каждый человек способен стать лучше. Макаренко был настоящим «полевым» воспитателем-практиком, далеким от касты кабинетных теоретиков, которые оказались его главным профессиональным препятствием, и по-прежнему составляют антагонистический полюс, бесценному наследию Макаренко.

Макаренко нашел ключ к преображению личности — труд. Его воспитанники непрестанно трудились физически и духовно. На протяжение долгих лет Антон Семенович руководил двумя колониями беспризорников. Через его руки прошли десятки трудных подростков, каждый из которых проделал путь от асоциальной личности до сознательного гражданина и сильного человека. При этом, как ни парадоксально, Макаренко, использовал именно методы коллективного воспитания. Настоящим открытием Макаренко стал «средовой» подход, дух товарищества. Человек менялся под воздействием коллектива, его здоровых моральных установок, под давлением ответственности за ближних. Отличительной чертой воспитанников Макаренко была именно способность брать на себя ответственность.

Макаренко — не просто имя отдельного исследователя — это целый тренд мировой педагогики, основанной на средовом подходе. Верный идеалам коллективизма, Антон Макаренко сумел на практике доказать, что личность гораздо успешнее меняется в лучшую сторону, находясь в братском коллективе. Эта идея противоположна фундаментальным представлениям «эгоцентричной» западной педагогики, где общество воспринимается как среда конкурентов, а для роста и самоопределения нужно быть заряженным лейтмотивом превосходства (стань лучшим = найди себя). По Макаренко рост личности происходит благодаря ответственности за ближних (совести).

В сущности, эта глубоко христианская идея оказалась не замеченной многими российскими наследниками Макаренко, для которых он остался «красным» педагогом. Ему вменяют в вину атеизм, патетическое отношение к физическому труду, приверженность советской идеологии. Но есть все основания полагать, что именно «коллективный» компонент педагогики Макаренко вызывает у современных исследователей трепет перед призраком «коммунизма». Живя в стяжательско-потребительском обществе, они воспринимают идеи Макаренко, как вовсе радикальные. Таким хочется напомнить, что это не просто идеи, а самая натуральная, практическая педагогика, увенчавшаяся стопроцентным успехом. Десятки воспитанников Макаренко заняли впоследствии руководящие должности в самых разных сферах жизни, сотни принесли пользу обществу и стране, оказались супер-эффективными менеджерами (безо всяких психологических установок личного превосходства).

Именно в такой форме, каким его обнаружил Антон Семенович Макаренко, дух «коллективного», общинного воспитания является суть от сущности христианского учения, плоть от плоти русского менталитета.

Хочется, чтобы эта ясная как день правда стала очевидной для представителей православной педагогики, которые рискуют буквально остаться в прошлом, пользуясь только дореволюционными источниками и пренебрегая советскими открытиями. В Царской России антропология не сталкивалась с гедонистическим рабством человека, а то, что ребенок может находиться в плену у субкультуры, вообще, невозможно было себе представить. Западная педагогика органично связана с подобными проблемами, но она не совместима с христианством поскольку в ней главенствует дух гордыни и нравственного каннибализма.

Наследие Макаренко бесценно для многодетной православной семьи. Актуальна каждая цитата, каждая мысль может найти практическое применение. Представление Макаренко о семье полностью соответствует социальной концепции РПЦ. Макаренко жесткий апологет целомудрия и враг сексуального просвещения, он не верит в «настоящую» любовь, которой так часто спекулирует светское сознание. Он требует от супругов пожизненной верности, отступление от которой воспринимается, как деградация и распад личности.

Актуальной темой религиозно ориентированного общества стала тема усыновления. Не секрет, что многих представителей христианского сообщества «напрягает» вопрос плохой наследственности у приемных детей. Опыт Макаренко, через колонии которого прошли сотни подростков с «плохой наследственностью», и у которого нет ни одного негативного результата, показывает, что воспитанию честного, щедрого и порядочного человека этот пункт не мешает.

Макаренко нашел «общинную» формулу педагогики, которая максимально соответствует русской идентичности. Педагогическое чудо Макаренко состоит в том, что его книги по сути содержат рецепты для многодетной семьи на каждый день, полевое пособие русского учителя. Большей благодарности советскому гражданину Антону Семеновичу Макаренко сложно представить.

Артем Сериков

Александр Исаевич умер 3 августа 2008-го на 90 году жизни… Как и мечтал – на родине. Солженицын прожил длинную, полную испытаний и поисков жизнь. Власти боялись его как огня, интеллигенция уважала и порою завидовала, близкие беззаветно любили. А сам Солженицын беззаветно любил свою страну, постоянно жил мыслями о родине, даже когда его лишили гражданства и выдворили за границу. В 1994 году после 20-летнего скитания на чужбине, он вернулся в Россию , последние 14 лет он прожил в Москве или на подмосковной даче.

После себя Александр Исаевич оставил богатое литературное наследие, многое из написанного им нам только предстоит осмыслить. Но каждый может почерпнуть для себя такую простую и вместе с тем поражающую истину. Цитировать Солженицына можно бесконечно, мы выбрали для вас 20 самых известных его выражений.

«Раковый корпус»

Когда-нибудь не страшно умереть - страшно умереть вот сейчас.

Любовь к животным мы теперь не ставим в людях ни в грош, а над привязанностью к кошкам даже непременно смеемся. Но разлюбив сперва животных - не неизбежно ли мы потом разлюбливаем и людей?

Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь

Ведь есть же люди, которым так и выстилает гладенько всю жизнь, а другим - всё перекромсано. И говорят - от человека самого зависит его судьба. Ничего не от него.

Всякий общий праздник тяжёл одинокому человеку. Но невыносим одинокой женщине, у которой годы уходят, - праздник женский!

Есть высокое наслаждение в верности. Может быть - самое высокое. И даже пусть о твоей верности не знают.

Вообще трудно считаться, кому тяжелей. Это ещё трудней, чем соревноваться успехами. Свои беды каждому досадней. Я, например, мог бы заключить, что прожил на редкость неудачную жизнь. Но откуда я знаю: может быть, вам было ещё круче?

Жалость - чувство унижающее: и того унижающее, кто жалеет, и того, кого жалеют.

Если человек при жизни назван деятелем, да ещё заслуженным, то это его конец: слава, которая уже мешает лечить, как слишком пышная одежда мешает двигаться.

«Один день Ивана Денисовича»

Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.

Все ж ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьешь.


«В круге первом»

Знаешь, почему лошади живут так долго? Они не выясняют отношения!

Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.

Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Левушка, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!

С кого начинать исправлять мир? С других? Или с себя?..

Говорят: целый народ нельзя подавлять без конца. Ложь! Можно! Мы же видим, как наш народ опустошился, одичал, и снизошло на него равнодушие уже не только к судьбам страны, уже не только к судьбе соседа, но даже к собственной судьбе и судьбе детей. Равнодушие, последняя спасительная реакция организма, стала нашей определяющей чертой. Оттого и популярность водки – невиданная даже по русским масштабам. Это – страшное равнодушие, когда человек видит свою жизнь не надколотой, не с отломанным уголком, а так безнадежно раздробленной, так вдоль и поперек изгаженной, что только ради алкогольного забвения еще стоит оставаться жить. Вот если бы водку запретили – тотчас бы у нас вспыхнула революция.

Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть - не через тебя.

Не бойся пули, которая свистит, раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь

Умного на свете много, мало - хорошего

Спорт - опиум для народа...Спортивными зрелищами, футболом да хоккеем из нас и делают дураков.


«Матренин двор»

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.

Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю

«Архипелаг Гулаг»

Простая истина, но и ее надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! Победы нужны правительствам, поражения нужны – народу. После побед хочется еще побед, после поражения хочется свободы – и обычно ее добиваются. Поражения нужны народам, как страдания и беды нужны отдельным людям: они заставляют углубить внутреннюю жизнь, возвыситься духовно

У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой."

Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его - в наидурном.

А я - молился. Когда нам плохо - мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.

Ничего в мире нельзя добиваться насилием! Взявши меч, нож, винтовку, мы быстро сравняемся с нашими палачами и насильниками. И не будет конца...

Самоубийца - всегда банкрот, это всегда - человек в тупике, человек, проигравший жизнь и не имеющий воли для ее продолжения.

Ревность - это оскорбленное самолюбие. Настоящая любовь, лишившись ответа, не ревнует, а умирает, окостеневает.

Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.

Перестань думать, как бы получить любовь, и начинай отдавать. Отдавая, ты получаешь. Иного пути нет… Ошо

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Сделай жизнь вокруг себя красивой. И пусть каждый человек почувствует, что встреча с тобой - это дар. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Чудеса происходят каждый миг. Ничего другого и не происходит. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Женщина, влюбленная в тебя, может вдохновить тебя на такие высоты, о которых ты даже и не мечтал. И она ничего не просит взамен. Ей просто нужна любовь. А это ее естественное право. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Никто не должен следовать ни за кем, каждый должен идти в свою собственную душу. Ошо.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Учитесь больше смеяться. Смех так же свят, как и молитва. Ваш смех раскроет в вас тысячу и одну розу. Ошо.

Всё, что пережито, можно перешагнуть; то, что подавлено, перешагнуть невозможно. Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.