Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей. Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий. Причём, знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.

И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки. Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.

В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс "Лучшие техники коммуникации".

Смена субмодальностей

Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.

Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.

Модель правильной постановки целей «SMARTEF»

Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:

  • Конкретной (вы должны учитывать все детали);
  • Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
  • Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
  • Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
  • Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
  • Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
  • Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).

Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями ». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно .

Стратегия творчества Уолта Диснея

Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.

Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям. Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.

Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете .

Работа с логическими уровнями

Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события. Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.

Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.

Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.

Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке , а .

«Взмах»

Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.

Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике. После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей . Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.

Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать ) и тренировки.

Генератор нового поведения

Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.

Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает. После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.

Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.

Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице .

Шестишаговый рефрейминг

Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга. За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности ().

Схема шестишагового рефрейминга довольно проста.

Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.

Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.

Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.

Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).

Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.

Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.

Изменение личной истории

Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.

Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего. После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят .

После всего проделанного нужно от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.

Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда .

Быстрое лечение фобий

Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.

Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:

  • Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
  • Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
  • Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
  • Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
  • Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
  • Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
  • Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.

Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице .

Реимпринтинг

Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.

Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции. Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.

Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот .

Переоценка прошлого

Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:

  • Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
  • Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
  • Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
  • Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
  • При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
  • Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
  • Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.

Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена .

Выбор на линии времени

Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.

Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок. После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции - пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей. По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.

В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена .

Техника самогипноза

Техника самогипноза является очень эффективной в виду того, что позволяет человеку проработать любые свои проблемы на самых глубинных уровнях, т.к. происходит взаимодействие с подсознанием в наиболее подходящем для этого состоянии. Используя эту технику, человек может изменить не устраивающие его качества своей личности, повлиять на образ своего мышления или поведения, избавиться от вредных привычек, привить новые и эффективные установки, изменить оценку каких-либо событий и т.д.

Перед применением самогипноза, в первую очередь, следует принять удобную позу, способствующую расслаблению и в которой можно долго находиться. Затем нужно для самого себя проговорить точное время, на которое вы хотите ввести себя в гипнотическое состояние. Также нужно чётко и конкретно поставить цель своего погружения. Она должна быть сформулирована в положительном ключе и проговорена вслух в привычной для вас форме. Следующий этап – нужно определить состояние, в котором вы хотите находиться после пробуждения, и также проговорить его вслух. Всё это делается для настройки подсознания на продуктивную работу.

Сам же процесс входа в транс должен соответствовать вашей репрезентативной системе , т.е. должен быть рассчитан на визуальное, аудиальное или кинестетическое восприятие. Для входа в гипнотическое состояние нужно закрыть глаза и в течение некоторого времени акцентировать внимание на звуках, представляемых объектах или ощущениях.

Совершенно нетрудно заметить, что любая техника НЛП является уникальным инструментом для работы человека, как с самим собой и каким-то своими особенностями, так и с другими людьми и тем, что касается лично их. На что можно оказывать влияние при помощи техник НЛП мы уже могли увидеть не раз.

Естественно, мы рассмотрели далеко не все существующие техники и не во всех подробностях. При желании можно найти и другие техники и детально изучать каждую из них в течение не одного дня. Но главное не это. Главное то, что теперь у вас на вооружении есть знание о том, какие вообще бывают техники НЛП, как их применять и для чего это можно и нужно делать.

Изучайте, практикуйте и оттачивайте новые навыки, и через время вас поразит ваша способность поистине магическим образом воздействовать на себя и окружающих!

Фразу «Нейролингвистическое программирование» слышали многие. Если говорить простым языком, это способ воздействовать на человека с помощью слов, побуждая его к тому тли иному действию. Причём это необязательно должен делать кто-то, человек может себя «программировать» и сам. Нужно лишь знать специальные методы НЛП. Их суть проста: любой человек может изменить свою жизнь к лучшему, если начнёт что-то для этого делать. А за основу брать опыт успешных людей, многого добившихся – в бизнесе, политике, социальной сфере. Сумевших стать в свой области лучшими. Почему же не попытаться добиться того же?

Девять правил, которые могут улучшить нашу жизнь

Не надо думать, что все это очень банально, и наша жизнь будет течь так, как ей нужно. Нет, она в основном зависит от нас. Конечно, есть доля везения, удачи, счастливого случая. Иногда просто достаточно оказаться в нужном месте в определённое время.

Допустим, вы первым из кандидатов явились на собеседование с работодателем. Ваше резюме понравилось, и вас сразу приняли, даже не став слушать других. Везение? Да, но не на сто процентов. Ведь если бы не было определённых знаний и образования (а они были), вас никуда не взяли, а вызвали на разговор других соискателей.

Как сделать так, чтобы вся наша жизнь зависела не от случая, а только от нас? Психологи говорят: надо лишь соблюдать некоторые нехитрые правила. Как мы соблюдаем правила дорожного движения, чтобы постараться обеспечить себе безопасность на дороге.

Итак, правила просты:

  • Не считайте этикет пережитком прошлого. Лет 20–30 назад брошюрка о правилах этикета была в каждом доме, сегодня не все вообще знают, что это такое. Чтобы стать успешным человеком, этикетом не стоит пренебрегать. Для того чтобы не обидеть собеседника (а вдруг это деловой партнёр или работодатель), чтобы не вызвать недовольство подчинённых (начальников-хамов никто не любит). Запрограммируйте свой мозг на то, чтобы соблюдать этикет в любой ситуации. И довольно быстро поймёте, что люди охотнее идут с вами на контакт, переговоры не кажутся таким уж сложными, а поставленные цели стали реализовываться намного быстрее.
  • Тщательно взвешивайте то, что собираетесь сказать, особенно если это касается деловых бесед. Помните, в школе нас учили: сперва подумай, а потом – скажи? Это правило работает и сегодня, его подтвердит любой успешный человек. Иногда «ненужная» и «неправильная» фраза может поссорить людей, оттолкнуть коллег, разорвать деловые отношения. Всегда следите за тем, что говорите. И если чувствуете, что сболтнули лишнего, не стесняйтесь сразу поправиться и даже попросить прощения. Иногда умение признавать свою вину спасает дружбу, брак и даже бизнес-союз.
  • Не ставьте себя выше всего окружающего. Иногда мы живём в созданном (обычно благородном, честном, «правильном») мире, не замечая того, что творится вокруг и что диктует жизнь. А она очень динамично развивается, поэтому старайтесь идти с ней параллельно, а не наперекор. Применяя методы НЛП, внушите себе, что фразы типа «а вот в моё время» - пусты и неоправданны. Время всегда разное, поэтому не отставайте от него.
  • В разговоре с другим человеком, всегда следите за его реакцией на то, что вы говорите. Возможно, ваш монолог ему вовсе не интересен, так зачем «загружать» собеседника? В общении всегда внимательно слушайте человека, и тогда вы поймёте – хочется ли ему продолжать беседу.
  • Никогда не пытайтесь подстроить под себя другого человека – супруга, друга, коллегу. Обычно это плохо заканчивается, ведь все люди – абсолютно разные. А потому – либо принимайте любыми, либо старайтесь вместе по жизни не идти. Исключение могут составить лишь компромиссы – иногда мы согласны терпеть чей-то недостаток, понимая, что наши кто-то тоже терпит. А ещё лучше – постарайтесь запрограммировать себя на то, чтобы не видеть этих недостатков. Тем, кто их не замечает, жить гораздо легче.
  • Старайтесь заниматься любимым делом, и тогда от него можно ожидать отдачи и дохода. Никогда не заставляйте себя делать то, что вам вообще не хочется. Например, если вам с детства нравится писать картины, не стоит посвящать свою жизнь бухгалтерии. А если вы давно мечтали покорить Эверест, не надо отправляться в отпуск на море. Большинство наших желаний вполне осуществимы, надо лишь правильно оценить свои возможности, выбрать самые главные и правильно их реализовать. Кстати, помогает постоянно держать в фокусе свои цели.
  • Старайтесь мыслить позитивно. Психологи говорят, что люди, умеющие это делать, уже наполовину добились успеха. Запрограммируйте себя только на положительный результат, и тогда его легче будет добиваться. Но понадобится терпение и трудолюбие.
  • Разберитесь со своими внутренними противоречиями. У многих людей их бывает очень много, будто внутри спорят два разных человека. НЛП поможет разобраться, что для вас – главное, а что – второстепенное и даже лишнее. Отбросьте его и двигайтесь дальше, не загружая этот «хлам» в свой внутренний мир. Кроме страданий, он ничего не принесёт.
  • Некоторые психологи полагают, что себя надо окружать только успешными людьми, иначе неудачники «потянут» вас вниз, не давая развиваться. С этим не все соглашаются, ведь мы не выбираем себе родственников, соседей, коллег. А с ними общаться надо. Просто старайтесь не очень ориентироваться на тех, кто ничего не добился. А если получится, даже попытайтесь заставить их начать что-нибудь делать для решения своих проблем.

Как себя запрограммировать

Есть два способа: самостоятельно или с помощью специалиста, врача-психолога или психотерапевта. Для начала – попробуйте сделать это сами. Во многих из нас скрывается гораздо больший потенциал, чем мы думаем и что реализовываем. Попробуйте проанализировать свою жизнь, найти причины неудач, а затем начать их преодолевать. У большинства людей это получается. Ведь принцип НЛП – в самосовершенствовании, не бойтесь доверить свою судьбу себе самому. Сегодня на эту тему есть много литературы, большинство книг можно скачать бесплатно. Обычно в них описывается опыт успешных людей и пути достижения ими своих целей.

Если самому поверить в себя не получается, не откладывайте визит к специалисту, ведь он на то и существует. Возможно, вам понадобится всего один-два сеанса, чтобы понять, как действуют методы НЛП, а потом уже двигаться дальше самостоятельно.

Нейролингвистическое программирование: кому подойдёт

Психологи уверены, что НЛП может помочь любому человеку. Важно лишь правильно определить свою цель и верно себя на неё запрограммировать. Возможно, с первого раза не получится. Но не надо отчаиваться: это лишь повод ещё раз «покопаться» в своём внутреннем мире и ещё раз его проанализировать. Ведь нейролингвистическое программирование – это исследование наших мыслей, которые формируют наше поведение и поступки. Только полностью их изучив, мы можем что-либо изменить.

Для начала чётко поставьте перед собой цель, неабстрактную, а конкретную. Например: не надо стараться просто «получать больше денег» и «быть лучше». Надо ясно знать, что для этого важно сделать - закончить какие-нибудь профессиональные курсы, поменять работу, получить второе образование. И сразу поставить перед собой срок для достижения цели – реальный, вполне оправданный. Например: изучить за полгода иностранный язык и устроиться на работу, где это необходимо. И тем самым увеличить свой предыдущий оклад хотя бы в 2 раза.

Ради нужной цели человек иногда может и горы свернуть. Она всегда вдохновляет и заставляет двигаться вперёд. Это очень важно, ведь только постоянное развитие даёт шанс стать успешным.

Обратитесь к своей внутренней энергии (она есть в каждом из нас), она поможет идти к поставленной цели, преодолевая трудности, не теряя терпения и не переставая быть уверенным.

Шаги к будущему успеху

Нейролингвистическое программирование называет несколько шагов, которые помогают человеку достичь цели:

  • Понять, чего же вы хотите добиться и чётко поставить перед собой цель. Не бойтесь упрекнуть себя в тщеславии и честолюбии. В определённой степени они только помогают двигаться к цели. Просто надо не забывать о других людях, «не перешагивать» через них, а двигаться самостоятельно и всего добиваться только собственным трудом.
  • Начать действовать. У каждого человека это будет что-то своё: перестать ругаться с близкими, получить образование, составить резюме и разослать его в хорошие компании. При этом не надо опасаться, будет ли действие полностью оправданным. Возможно, нет. Но, не начав, никогда об этом и не узнашь. А потому – пробуйте. Нейролингвистическое программирование для того и существует.
  • Анализируйте свой результат – и хороший, и плохой, и даже его отсутствие. Хороший анализ всех изменений поможет понять, верно ли вы движетесь, и скорректировать свои действия. Чтобы случайно не достигнуть совсем другой цели.
  • Не бойтесь менять методы достижения цели. Учитесь мыслить творчески, искать запасные варианты решения проблемы и новые способы получения нужного результата. Главное – не переставайте думать и действовать.

Методы НЛП

Нейролингвистическое программирование как наука определяет их много. Попробуем разобраться лишь с теми, которые понятны с практической точки зрения и могут нам помочь добиться своих целей в жизни.

Бросаем якорь. В жизни любого человека бывают очень радостные мгновения. Вспомните эмоции, которые вы пережили в тот момент, какое испытали чувство лёгкости и удовлетворения. А теперь помечтайте, что все это удвоилось или утроилось. И на вершине своей мечты «бросьте» якорь – ущипните себя за ухо, щёлкните пальцем, кивните головой. Любое маленькое действие должно выработать условный рефлекс. В трудную минуту повторите его, и посмотрите, что сразу станет намного легче.

Махните рукой. Специалисты называют это техникой взмаха. Её суть – уметь быстро переключать негативный образ на позитивный. Мысленно представьте свой образ на двух картинках, пусть они будут «изображены» на ладонях. На левой «нарисуйте» ваш нынешний облик – тусклый, вялый, грустный. А на правой – яркий, довольный, радостный. Поднимете ладони на уровень глаз и мысленно переводите взгляд с одной картинки на другую. А затем правой рукой накройте левую – пусть сверху останется ваш новый, положительный образ. Так нужно проделывать несколько раз в день, все с той же целью вырабатывая условный рефлекс.

Идём в кинотеатр, мысленно. Вспомните любое грустное событие из прошлого, которое мешает вам жить. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре (или у телевизора) и видите это событие на экране. Но ведь его можно и не смотреть, взяв в руки «пульт» и убрав яркость. Пусть плохое событие из прошлого станет тусклым, потом – маленьким, а потом и вовсе исчезнет. (Спасибо создателю пульта).

Не бойтесь фантазировать. Научитесь «уничтожать» неприятную ситуацию или проблему. Представьте её на большом экране, а потом быстро выключите все тем же пультом. Или пусть она «появится» на стекле – его можно мысленно разбить вдребезги. Можно нарисовать грустный момент в жизни на бумаге, а затем сжечь её и развеять пепел (или спустить в канализацию). Здесь большой выбор проявления фантазии, а суть одна: надо научиться уничтожать свои проблемы.

Нейролингвистическое программирование – интересная и нужная вещь. Этой наукой стоит заинтересоваться, если есть желание изменить свою жизнь в лучшую сторону. А оно есть у каждого – мы несовершенны, всегда есть к чему стремиться. Только не всегда мы знаем, как это сделать. А можно просто опереться на опыт и советы успешных людей (они не боятся ими делиться) и самим стать таковыми. Надо лишь найти свою внутреннюю энергию, отыскать в себе новые возможности, поставить цель и выполнить её. И иногда это не так уж сложно.

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).

Обычно НЛП-тренер задаёт вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе спра­виться с данной ситуацией?»

Из школьной программы помнится, что некто Пьер Безухов сразу нашёлся, что ответить на этот невысказанный вслух вопрос:

Помните?

«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на Вас женился».

Пьер Безухов хотел жениться на Наташе Ростовой, но не имел пока что такой возможности. Однако, он сумел сформулировать (и чётко) то ресурсное состояние, которое помогло бы ему справиться с данной ситуацией.

Раз сформулированное ресурсное состояние - вскоре сбывается, и это доказывает, в частно­сти «Война и мир».

Человек получает для себя то, что сформулировал как условие счастья. Что-то даёт ему судь­ба (развязывает узы плохого брака), в чём-то он меняется сам (наконец, осознаёт, что он не так уж глуп, уродлив и плох).

Но многие клиентыНЛП-тренеров на вопрос: «Подумай, какие качества помогли бы тебе справиться с данной ситуацией?» отвечают, что «не знают, какие бы качества помогли» .

И вот здесь вступает в силу одна волшебная фраза, или можно сказать волшебное НЛП-заклинание. Внимание!

Эта волшебная фраза - сродни дзенскому коану! Так же как и дзенский коан, оно - взрывает мозг и привычную логику ибо по своей формулировке оно - неразумно, алогично и лингвистически некорректно. Так и надо - для успеха в деле срывания человека с его привычных петель, с его обычной дурной траектории...

Вопрос-заклинание должен звучать примерно так: «А если бы Вы - знали, какой ресурс вам поможет, то что бы это было?»

Эта волшебная фраза всего лишь разрушает БАРЬЕР НЕДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКА К САМО­МУ СЕБЕ И СВОЕМУ ОПЫТУ

Всё как в практике дзен. Пока недоверчивое сознание разбирается с бессмыслицей этой пара­доксальной задачки, человек успевает получить от своего бессознательного - чёткий и дель­ный ответ.

Этот ответ может выглядеть по-разному:

  • как зрительный образ,
  • как смутное тактильное ощущение,
  • как фраза, пришедшая ниоткуда,
  • как странный сон, приснившийся после данного разговора.

Остаётся только включить терпение и подождать. Иногда ответ приходит сразу, иногда - от­сроченно.

Точно такой же методикой НЛП пользуются опытные педагоги, которые, преподавая свой пред­мет, сталкиваются с блоками и комплексами учеников, которые считают, что они «неспособ­ны».

Например, стеснительного и зажатого ребёнка спрашивают: «сколько будет к двум приба­вить восемь?»

Тот, кто работал с детьми, знает - ребёнок может молчать долго, совершенно замкнувшись в себе, боясь ошибиться и «получить» за свою ошибку.

В этот момент педагог-психолог ни в коем случае не давит на ребёнка, а спрашивает: «А если бы ты - знал, каков правильный ответ, то сколько бы это было?»

Практика свидетельствует: ребёнок тотчас же вступает в общение с учителем и называет свой ответ, причём этот ответ почти всегда - правильный!»

Итак, Вы не знаете, что помогло бы Вам справиться с Вашей ситуацией?

Хорошо...

Ну, а если бы Вы - знали, какой ресурс Вам поможет, то что бы это было?

Для облегчения воображения, попросите человека представить себя всезнающим волшебни­ком или каким-нибудь занудой-отличником (Например, Гермионой Грейнджер) и уже из роли волшебника (или Гермионы) - дать умный совет самому себе.

Потренируйтесь использовать этот дзенский вопрос. Он как кирка выбивает из камня нашего сознания источник драгоценной мудрости, что хранит бессознательное.

Человек может сам справиться со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное состояние. И если его не существует, его следует - выду­мать!


  • < Волшебная техника НЛП
  • Врата Сортировки >

Как правильно построить фразы? Опыт НЛП.👌 «Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики: 👉Способ 1. Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе". Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях. 👉Способ 2. Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней и сказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона. В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность. 👉Способ 3. Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д. Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят. Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо. 👉Способ 4: Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения. 👉Способ 5: Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге. 👉Способ 6: Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание. 👉Пример 7: При разговоре, когда речь заходит о чем-то очень приятном для собеседника, и его реакция на это - «улыбка» и «веселые эмоции», постарайтесь коснуться его в этот момент. Ощущения прикосновения у собеседника останутся в памяти (в хороший момент), что будет означать, что с Вами связанны только приятные воспоминания. #общая_психология@psychology_freid | #психология

Как правильно построить фразы? Опыт НЛП.👌

«Говорите не так, чтобы вас можно было понять, а говорите так, чтобы вас нельзя было не понять». В конце приведем конкретные примеры из практики:

👉Способ 1.
Банальная фраза - "Друг, устрой себе переменку и сделай мне кофе". Как бы досадно вашему собеседники от такой наглости, он всё же пойдёт на кухню и сделает кофе, так, как фраза сказанная вами состоит из двух тезисов, а именно "...устрой себе переменку" и "... сделай мне кофе". Вы сначала сказали то, что нужно ему, а затем то, что необходимо вам. Мозг вашего собеседника воспринимает построенную, вами фразу так: "Если Я хочу отдохнуть мне нужно сделать кофе".
Поэтому, чтобы добиться в разговоре с собеседником своего, при построении фразы в начале предложения давайте то, что нужно собеседнику, например: "Владимир, Я хочу предложить тебе заработать немного денег, поменяв мне трубы в квартире". Таким образом, Вы предлагаете собеседнику заработать денег и в тоже время дали ему понять, что это нужно сделать очень дёшево. Использовать такую технику построения фраз можно и в рекламных объявлениях.

👉Способ 2.
Вам нужно получить номер телефона понравившейся девушки. Как это сделать, чтобы не было "осечки"? Вариант такой: Можно подойти к ней и сказать следующую фразу: "Девушка можно Я попрошу моего знакомого, чтобы он зашёл к Вам завтра в середине дня, для того чтобы спросить номер Вашего телефона, чтобы Я мог Вам позвонить" Испугавшись такого сложного сценария на завтрашний день Вы, в большинстве случаев, сразу получите номер телефона.

В этой ситуации действует такой принцип: молодой человек намеренно создал для девушки очень сложный сценарий, на завтрашний день, для получения номера. Девушка после услышанного сразу представила, как завтра какой-то молодой человек придёт к ней на работу, да ещё в обеденное время, что-бы спросить номер телефона. ..."как это сложно"-представит она и в большинстве случаев даст телефон сразу, что бы избежать всю сложность.

👉Способ 3.
Существуют слова такие, как: всегда, снова, постоянно, каждый раз и т. д.
Слыша эти и подобные слова по отношении к себе, человек, в большинстве случаев, пытается быстро сделать так, как ему говорят.
Например, диалог мужа и жены - "Дорогой твои грязные носки снова лежат в зале, а не в грязном белье, ты всегда их здесь оставляешь, ты всегда этим меня пытаешься разозлить, ты постоянно забываешь об этом?" Таким приёмом девушка старается "накалить-усложнить" обстановку, чтобы быстро получить нужный её результат. После выслушивания в свой адрес большого количества таких слов молодой человек постарается, как можно быстрее разрешить эту проблему. Использование таких слов в разговоре, в большинстве случаев, поможет быстро решить нужные Вам вопросы так, как необходимо.

👉Способ 4:
Следующий пример добиться желаемого результата в разговоре с собеседником это частичное повторение окончания его фразы, т. е. чтобы добиться нужного Вам результата попробуйте повторить окончание его фразы с добавлением своей. Собеседник воспримет Вашу фразу, как свою, так как ней была использована часть сказанного им предложения.

👉Способ 5:
Все предложения и фразы, начинающиеся со слов: Пожалуйста, будьте любезны, уважаемый и т. д. непременно помогут добиться желаемого результата в диалоге.

👉Способ 6:
Ещё один пример, который можно применить в общении это голосовое ударение на нужное Вам слово. Например: "По сколько зверей каждой пары Моисей взял с собой в ковчег? На фразе "... каждой пары..." делается ударение голосом более громко, тем самым заставляя собеседника остановить внимание на этом, отвлекая от основной цели. В большинстве случаев отвечающий даст правильный ответ, но Моисей никогда не был в ковчеге, зверей брал в ковчег Ной и называется он Ноев ковчег. Большинство людей, которым задаётся этот вопрос знают, что ковчег Ноев, но их намеренно сбили с цели ударением на другое словосочетание.

👉Пример 7:
При разговоре, когда речь заходит о чем-то очень приятном для собеседника, и его реакция на это - «улыбка» и «веселые эмоции», постарайтесь коснуться его в этот момент. Ощущения прикосновения у собеседника останутся в памяти (в хороший момент), что будет означать, что с Вами связанны только приятные воспоминания.

#общая_психология@psychology_freid | #психология

(в поисках ресурсного состояния)

В своих материалах об НЛП мы уже не раз говорили о том, что человек может сам справить­ся со своими проблемами - было бы найдено то самое, единственное, верное - ресурсное со­стояние.

Напомню, что НЛП представляет весь массив доступной нам информации как библиотеку референтных переживаний, расположившихся на оси времени.

В библиотеке есть старые поступления - референтные переживания прошлого. Некоторые из них принадлежат нам, а некоторые другим людям - живым или вымышленным. Первые мы называем - действительными , а вторые -сконструированными референциями.

В этой великой библиотеке информации есть и текущие поступления (наше настоящее), только открой глаза и смотри, впитывай.

В этой библиотеке есть даже референтные переживания будущего, что-то наподобие прогно­зов футурологов или фантастических романов, или записей-мечтаний в личном дневнике...

Некоторые книги из этой библиотеки - политы слезами, захватаны шоколадными пальцами - эти книги имеют внутри цветные иллюстрации. Это те референтные переживания, которые мы называем (вслед за ) личностными , они очень эмоциональны и поэтому затрагива­ют нашу - личность.

Другие же книги в этой библиотеке набраны мелким чёрным шрифтом, содержат только диа­граммы и таблицы - этоинформационные референтные переживания. Они содержат только информацию о том, как делать то то и то то, но не содержат эмоций...

И вся эта «библиотека» нужна нам вот для чего: найти вовремя нужное РЕСУРСНОЕ СО­СТОЯНИЕ , чтобы выйти победителем в очередном раунде игры под названием «Мой жиз­ненный квест»...

Сконструированные референции...

Практики НЛП давно уже поняли - самые-самые богатые, сочные и полезные ресурсные со­стояния находятся на той полке библиотеки, где лежат - сконструированные референции.

То есть, не наш личный опыт (он зачастую, увы, беден), а опыт других людей, но ещё лучше, если это будет опыт - вообще вымышленных персонажей - героев легенд и мифов, как древних (волшебные сказки), так и современных (кинематограф).

В общем, НЛП ещё раз доказало полезность двух вещей, которые и так трудно переоценить:

Эти два источника (истории других людей и истории вымышленных персонажей) и есть те самыесконструированные референции или ресурсные состояния , которые помогают нам выжить, победить, стать сильнее в решающий момент и после того.

Волшебная фраза НЛП

Ну а теперь мы почти вплотную добрались до самого главного - до той волшебной фразы, до того волшебного слова, что спрятано в яйце, зайце и селезне.

Когда человек не может найти ресурсное состояния из своего личного опыта, то в НЛП ему предлагают - пофантазировать (обратиться к сконструированным референциям).