ТЕМА: ФОРМИРОВНАИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫПОЛНИЛА: АЛДАБЕРГЕНОВА А.А.

Страшная эта опасность – безделье за партой ; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть труженником, - в сфере мысли.

В.А.Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить (зазубрить), ее надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путем применения новых современных или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее является повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности.

Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60- х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Цель среднего образования: заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

Все вышесказанное позволяет обосновать выбор темы проекта «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики ».

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы педагогические средства формирования функциональной грамотности учащихся.

Цель исследования состоит в решении данной проблемы.

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Думаю по этой причине в нашей стране начали обучать педагогов по кембриджской технологии. Как учитель, прошедший курсы повышения квалификации третьего уровня, могу сказать, что не все, чему нас обучали является новым. Все новое – это хорошо изученное старое. Но оно является более систематизированным.

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут (Аристипп). Все новое обучение начинается с того, что человек уже знает, и от вывода, который он из этого сделает. Пользуясь руководством для учителя я могу сказать, что Программа курсов повышения квалификации педагогических работников основана на обучении тому, как обучаться. В следствии чего формируются самомотивированные, увлеченные, уверенные в себе и независимые личности, способные критически мыслить. Общаясь друг с другом, учащиеся приучаются к тому, чтобы не бояться высказать свое мнение, и сделать что-либо не так. Задачей учителя встает вопрос: Как помочь ученику? Любой учитель должен попытаться помочь ребенку понять, что есть не только факты, но и взаимосвязь между ними. Нам необходимо задуматься над тем, что дети уже знают, и тем, что они должны узнать, а затем продумать то, как они будут использовать полученные знания на практике.

Как говорил Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».

Для своей работы в дальнейшем я выбрала модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», потому как думаю, что новые подходы в преподавании помогут улучшить мою педагогическую деятельность. Чем мне понравился этот модуль? Тем, что он рассматривается во всех остальных модулях. Здесь большое внимание уделяется групповой деятельности учащихся, где они могут обучаться тому, как учиться, привыкают критически относиться к своим действиям, приучаются оценивать свои действия, помогают сверстникам. В следствии чего формируется независимая, но в то же время способная обучаться личность. Я думаю, что эти навыки помогут им в дальнейшем обучении. В числе задействованных педагогических механизмов я применила систематическое развитие мышления, и отношение к обучению как к увлекательному процессу, способу самопознания.

Во время обучения у меня была возможность изучить все модули и обдумать то, как я буду применять их на практике. Как известно на лекциях у ученика не остается информации, 10 % он запоминает при чтении, 20 % при аудио-визуальном контакте, 30 % при демонстрации, 5 0 % он запоминает при обсуждении, 75 % при использовании полученных знаний на практике и 90 % при передаче знаний. Поэтому очень важно приучать учащихся к обучению тому, как учиться , обучаться через диалог, для того чтобы был обмен информацией.

Для установления имеющихся знаний использовала диагностику, помогающие ученикам связать обучение с имеющимися знаниями. Для этого выявила исходные знания для усвоения нового материала учащимися.

«Мет а познание» - движущая сила «обучения обучению», то есть не только обучение но, и обучение обучению. Люди способны не только мыслить, но и размышлять о мышлении. Поэтому «обучение обучению» рассматривается как процесс обдумывания самостоятельного обучения, способность мыслить и учиться, оценивать и применять полученные знания при дальнейшем обучении. Задача учителя сконцентрировать внимание не на собственном преподавании, а обратить внимание на то, как дети обучаются.

В этом случае особое место занимает, так называемое, п от о к о в ое сос т о яние, н а п о минающее с о с т о яние п о лно г о е динения с деятельн о стью и си ту ацией. П от ок пр е дс т а в ляет собой с о с т о яние, при к от ор о м , м о ти в ация и с о е диня ю т ся, вызы в ая н е ч т о вр о де пр о ду к тивной или . (Поток. М.Чиксентмихайи)

Учителю необходимо учитывать психологический настрой класса, приучать детей к обучению. Необходимо создать образовательную среду, где учащиеся будут не просто слушателями, а уже начнут принимать участие в обучении. Уч еники должны научиться прислушиваться к мнению окружающих, уважать идею других, обсуждать, ставить под сомнение полученную информацию и рассуждать каждую мысль, приучаться вести беседы. Неотъемлемой частью обучения является беседа, умение вести беседу. Поэтому используется коллективная работа, где обучающиеся сидят в группах и им не нужно оборачиваться чтобы обсудить какую-нибудь идею.

Очень важно правильно подобрать отправную точку. Как известно новый материал обязательно как то связан с ранее изученными и ученики имеют о нем представление. Учителю необходимо продумать задания по которым он установит связь между тем, что учащиеся уже знают, и тем что они должны узнать на определенном этапе данного урока. Задания должны отличаться друг от друга с целью удержания внимания учащихся. Так как если ученики будут просто слушать или выполнять однотипные задания, то вследствии он будет просто пропускать информацию через себя и не сможет запомнить необходимые знания. Поэтому учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называют «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. (Руководство для учителя, стр. 140). Если учителю удастся приучить детей к самомотивации, то в результате он получит любознательность и стремление учащихся к получению знаний и обучению.

На первом уроке который я провела по теме «Четырехугольники», учащиеся создавали постеры по свойствам четырехугольников, с целью помочь детям вспомнить полученные ранее знания. Я хотела, чтобы сильные ученики помогли слабым узнать нечто большее, пыталась помочь ученикам, стимулируя рефлексию и обдымывание, в обобщении полученных знаний. Представляя ученикам возможность взаимообучаться и обсуждая свои знания в образовательной среде дети должны были постепенно приучаться к проведению беседы, к умению выслушать своих товарищей, выбирать из полученных выводов достоверную информацию, что помогло бы им критически мыслыть, в итоге чего смогли бы оценить свою работу. На этом уроке преобладала беседа-дебаты. Почему так получилось? Я думаю учащиеся не совсем понимали, чего от них ждут. Раньше если детей делили на несколько групп, они должны были соревноваться. Атмосфера в классе была конкурентная, учащиеся желали отличиться и показать, что они знают больше других. Было сложно создать атмосферу, ориентированную на сотрудничество. В вопросах и ответах учащихся преобладал командный тон. При защите постеров группы старались указать на недостатки противоположных групп. Но была и польза на этом уроке. Почему? Даже слабые учащиеся, такие как Казакова А., Ахметов М., Саттари И., не желали принимать навязанные им идеи, они тоже старались показать что они тоже на что-то способны. Причиной таких больших споров стало не продуманное распределение мной групп. При делении я использовала карточки и раздавала их без учитывания слабых и сильных учеников. В итоге, сформированные группы оказались не равными. В первой группе преобладали сильные ученики, во второй средние, в третьей же группе оказались одни слабые ученики. В начале я немного переживала, справятся ли они с заданиями. Но меня удивил исход. Учащиеся третьей группы сразу поняли, что группа у них слабая и каждый старался вытянуть свою команду. В этой группе преобладала кумулятивная беседа. Учащиеся этой группы знали очень мало, поэтому они с радостью принимали каждую идею. Первая группа увидев, что у них собрались сильные учащиеся расслабилась, в итоге с заданием не справилась. Поначалу здесь каждый учащийся старался выложить работу на другого ученика, затем, когда поняли что так ничего и не получится, начали бурно обсуждать. В этой группе преобладала беседа-дебаты. С заданием справились последними, но к самой идее так и не подошли. В этой группе каждый хотел взять на себя роль лидера и просто управлять остальными, но так как здесь собрались только сильные учащиеся, не каждый хотел подчиниться воле другого. А вторая команда единственная справилась с заданием, я думаю, потому что здесь проходила исследовательская беседа. Они пользовались интернетом через телефон, учебниками и справочниками, каждый высказывал свои знания. В ходе исследования лишь в их постере можно было увидеть свойства всех четырехугольников собранных в одной схеме с определенной последовательностью созданной ими же. Первая группа уделила большое внимание на видах четырехугольников, и представили мир без них. Третья команда представила все виды четырехугольников и некоторых их свойств. Но здесь не было последовательности и связи между фигурами.

Важным аспектом преподавания является научить учащихся критически мыслить и давать оценку своей работе. Я использовала формативное оценивание – оценивание для обучения в равной степени как и суммативное оценивание, то есть оценивание обучения. С этой целью более основательно ставила новодящие вопросы, а также озвучивала решения проблем, анализируя идеи учеников. Если я раньше на уроках задавала такие вопросы, как «Что такое ромб? Какая фигура называется параллелограммом?», то после прохождения курсов старалась использовать такие вопросы: «Какой четырехугольник можно назвать параллелограммом? Как изменится параллелограмм, если каждый его угол будет равен 90◦? Что нужно сделать чтобы из параллеограмма получить ромб? В чем отличие и в чем сходство прямоугольника и квадрата?» В этом случае каждый учащийся не повторял заученные определения, а старался вспомнить, затем правильно сформулировать и приподнести свой ответ. И если ответ одного ученика был недостаточно полным, другие пытались дополнять. В следствии на один вопрос могли ответить несколько учащихся и могли сравнить ответы. То есть задача учителя задать один вопрос, а дальше учашиеся отвечают по очереди и у них возникают другие вопросы на которые они хотят знать ответы. В следствии чего происходит диалогическая беседа в классе.

Ко второму уроку дети начали понимать, что от них требуется. Урок начала с составления пазла, из разрезанных треугольников необходимо было составить фигуру (первой команде красный - ромб, второй команде зеленый – параллелограмм, третьей команде синий – прямоугольник). Для чего я это сделала? Я хотела чтобы они привыкали слушать друг друга и пришли к выводу. Учащиеся поняли что из любых кусочков треугольников можно составить четырехугольник. Тема урока «Треугольники». Учащиеся сразу догадались, что разделив любой четырехугольник на две части можно получить треугольники. Но а если это несколько треугольников? У детей появилась самомотивация, они хотели узнать что получится если они соберут все треугольники. На этом уроке я старалась распределить равномерные группы, вследствии чего учащиеся стали прислушиваться к мнению других. Они осознали свои предыдущие ошибки. Учащиеся старались научить более слабых тому, что они сами знают. При выполнении задания давали возможность ответить замкнутым учащимся. Федорова Н. всегда была очень замкнутой, не хотела устно отвечать, решала только у себя в тетради и не хотела чтобы ее работу проверяли. При использовании новых подходов она раскрылась и уже могла отстоять мнение группы перед классом. Как Наташа отметила, ей помогла дружеская отмосфера с классе. Саттари И. стал более спокойным и начал задавать вопросы по теме и слушать мнение других. У него начало вырабатываться чувство ответстенности, он начал уважать мнение и труд одноклассников.

На последнем уроке «Площади плоских фигур» использовала парные работы и работы в малых группах из трех человек. Тесты тренажеры помогли многое узнать. На каждый вопрос при ответе на него ребенок знал правильно ли он ответил. И можно было легко оценить себя и одноклассников.

Результаты и последующие изменения в моей практике :

В заключении необходимо отметить: я постаралась в полной мере задействовать процесс решения проблем для развития, осмысления, взаимообучения учащихся в процессе метапознания. Обучаемым была предоставлена возможность выбора аргументированного объяснения сделанной ими работы, путем оценивания. Им понравилось работать в группе, они могли обсудить то, что они знали, то что они считают возможным. Учащиеся перестали бояться неправильных ответов, не боялись эксперементировать и приучались делать выводы. Слабые учащиеся старались работать плодотворненее, пытались больше отвечать на устные вопросы, так как решать задачи им было немного сложно. Тихие ученики раскрылись. Постепенно от урока к уроку они учились высказывать свои мысли, не боялись своих идей. Сильные ученики нашли применение своих знаний, они не мешали слабым, а наоборот, привыкли направлять в правильное русло свои навыки. Но были и проблемы. Сахруддин всегда был самодовольным и эгоистичным. На протяжении нескольких уроков он пытался отделиться от группы. Первым выполнив задание он не хотел помогать другим. По его мнению каждый должен сам добывать знания без чьей-либо помощи. Только к последнему уроку он начал понимать, что не каждый сможет без помощи со стороны получить знания, что некоторым просто необходима поддержка.

Также в ходе преподавания и обучения поставила цель осмыслить мнения учеников, определить проблемы и возможности системы поощрений и наказаний. В общении с учениками важное значение имело соблюдение беспристрасности, то есть все ученики должны были быть услышанными. В результате общения с учениками мы достигли положительного развития самоуважения у детей, формированию положительного отношения к старшим и учителям. Желание самостоятельно работать и развиваться является важным аспектом когнитивного процесса. Я постаралась достигнуть в детском сознании вселить уверенность в познании себя в качестве ученика, включая осознание сильных и слабых сторон, а также способность устанавливать цели и задачи.

В дальнейшем, внедряя новые подходы в преподавании, я с их помощью постараюсь, чтобы каждый ученик приходя ко мне на урок знал, что он сможет получить новые знания. Я бы хотела чтобы ученики вносили в обучение существенный и значимый вклад. Еще более двух тысяч лет назад Сократ сказал: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Я постараюсь, чтобы каждый ученик почувствовал себя солнцем и знал, что его мнение имеет большое значение.

Л итература:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы/ Указ Президента Республики Казахстан №1118. – Астана: Акорда,7 декабря 2010 года

2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 283 с.

3. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы» от 25 июня 2012 года № 832

4. Приёмы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.
5. Результаты международного исследования оценки учебных достижений учащихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных школ Казахстана. Национальный отчет. – Астана: НЦОСО, 2013. – 237 с.

7. Руководство для учителя третий базовый уровень

8. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М.: «Просвещение», 1991г.

Татьяна Григорьевна Киселёва
«Формирование функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls»

Доклад на тему : «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте Международных исследований Timss и Pirls »

Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников .

В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность » , появилось понятие «функциональная грамотность » .

Что же такое «функциональная грамотность » ? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней . В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем , только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности , сколько о функциональной безграмотности , что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности : это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело.)

Процесс средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления .

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Таблица 1.

Логические приемы Примеры заданий

1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (перессказа)

6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи : развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое : развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию , способность контролировать свои движения , а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции , управлять своим поведением.

При формировании функциональной грамотности важно помнить , что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов ).

Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS ) в таких международных исследованиях , как : «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS , сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).

В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности : грамотность в чтении , математическая и естественнонаучная, грамотность .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность . В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации , и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают , что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося , развитие его функциональной грамотности .

Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку .

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью , но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах) ; навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил . Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.

Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.

Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.

Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.

Как добиться, чтобы ученик умело не только заучивал правило, но и видел орфограмму .

Письмо с проговариванием.

Списывание.

Комментированное письмо.

Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.

Письмо по памяти.

Творческие работы.

Выборочное списывание.

Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.

Словарная работа

Работа над ошибками,

Свои знания могут успешно применять и на других уроках : чтения, истории, природоведения, математике.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения , ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения) ; умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов) ; умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики) ; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами : внизу, вверху, между , рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей :

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку") . Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

5. Самостоятельное составление задач учащимися .

6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче) .

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

Развитие у детей логического мышления - это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами : сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать , добиться развития функциональной грамотности младших школьников .

№1» г. Кокшетау

Формирования функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня

функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат.-направление) –степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода, касающиеся его и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает ; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность.

В Послании Президента Республики азарбаева, народу Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной

адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Национальный план действий на 2012-2016 годы, утвержденный

Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 года, по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации . Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки

формируются в условиях школы

В современном мире содержание понятия «грамотность» приобрело новое звучание. Сегодня это понятие включает в себя разные виды грамотности: компьютерную грамотность, политическую, экономическую и коммуникативную т. д. Функциональная грамотность выступает как «способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью».

Как учитель английского языка, я вижу свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формирования функциональной грамотности, её коммуникативной составляющей.

Умениями современного школьника в области изучения английского языка являются различные умения, в том числе, умение создавать письменные работы разного вида и стиля на английском языке, отвечать на вопросы, составлять диалоги, рассказывать стихи. Я стараюсь приучить своих учеников вдумчиво работать с книгами, справочниками, словарями, а также Интернет-ресурсами; создаю на уроке условия для развития умения использовать информацию СМИ и других источников.

Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям; организовывать работу группы, строить общение, используя слова в активном диалоге, поддерживать беседу. Очень часто мы с учащимися поем, что, по моему мнению, способствует развитию речи и обогащению лексики новыми выразительными словами. Исследователями доказано, что песня в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, поэтому я активно использую на уроке разнообразные песни.

Это эффективная форма , которая не только активизирует внимание учеников, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминания.

Песня, с одной стороны, является образцом звучащей иноязычной речи, а с другой носителем культурологической информации.

Песенный материал может быть применен на различных этапах урока.

В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

1. для зарядки на начальном этапе урока;

2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки учащихся в употреблении лексического материала;

3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4. как своего рода релаксация, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Драматизация, инсценировка – средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Развитию иноязычной коммуникативной компетенции способствует интеграция основного и . Ребёнок может попробовать себя в разных ролях. Дети обучаются актёрскому мастерству, сценической речи, пластике, развивают музыкальный слух, укрепляют голос и, разумеется, совершенствуют знание английского языка. Этим мы достигаем личностных результатов при изучении иностранного языка: стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.

Предлагаю своим ученикам поработать в тройках, парах, даю время на подготовку к ответам на вопросы, представление сценки, диалога. Часто на моих уроках звучат стихи на английском языке.

Учащиеся на уроках английского языка ребята успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления. Прием «Кластеры» применяю для организации словарной работы. Работа по созданию «Кластера» заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде грозди понятий. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

Этот прием позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, а также объединить их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.

Метод проектов при обучении английскому языку, считается не простым, но эффективным. Проектный метод позволяет учащимся применить полученные знания на практике. Проектный метод предполагает индивидуально или в малых группах. Входе защиты проектов ведется широкое обсуждение на английском языке. Научное исследование это самый высокий уровень познавательной активности учащихся, где демонстрируются знания иноязычной культуры, психологической природы человека и его взаимосвязи с окружающим миром. Это высокая степень ответственности и самодостаточности ученика, выраженная в готовности самостоятельно определить сферу своего поиска как результата осмысления и обоснованности мотива сознательного выбора будущей профессии. При этом ярко выражена способность к взаимодействию, толерантность и компетентность. Именно компетентность! Не только знаю, умею и могу, а хочу как способ самореализации, а также психологическая готовность к выполнению этой миссии.

Эти и другие приемы способствуют успешному обучению школьников, приучают их вдумчиво и активно работать с каждым словом, что очень важно для развития коммуникативной компетенции. Достичь формирования функциональной грамотности можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные образовательные педагогические технологии.

Список литературы:

Послание Президента Республики азарбаева, народу

Казахстана от 01.01.01 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

Методическое пособие Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла, Астана,2013г. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- Москва, 1991 г. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж. Иностранные языки в школе.2000г. №2,3

Как подсчитал французский экономист Жорж Андриа, за 1500 лет от Иисуса до Леонардо объем информации удвоился, затем он удвоился за 250 лет от Леонардо до смерти Баха, к началу XX столетия он удвоился опять …. И в очередной раз удвоилась всего за семь лет (). Совсем недавно доктор Жак Валле подсчитал, что количество информации удвоилось за 18 месяцев. По современным данным пятьдесят процентов информации устаревает через пять - десять лет. Ученик за 11 лет обучения посещает почти 10 тысяч уроков, но не может припомнить и половины информации, многие сведения он считает ненужными и неприменимыми в жизни.


В классе должна царить тишина – должна быть строгая дисциплина. Цель образования - дать знания. Цель школы - подготовить обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность является результатом развития компетенций учащихся.


В основу компетентностного подхода в образовании положена деятельность. Ожидаемыми результатами образовательного процесса является система ЗУН. Учитель и ученик – партнеры. Учитель на уроке спрашивает, влияет и определяет. Делание ребёнком того, что он выбрал сам, многократно усиливает эффективность воспитания. Традиционный урок - всему можно научить. Современный урок - всему можно научиться!


Демонстрация теории Устное изложение материала на уроке 0,5 Устное изложение материала с использованием элементов конспектирования Использование ТСО 5,0 Обучение в малых группах Взаимообучение между учащимися 9,0 7,0 3,0 2,0 1,0 Практические занятия по закреплению теории Пирамида обучаемости (ЮНЕСКО)




Базовые компетенции Базовые компетенции характеризуют основные грани личности, способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя, как части мира. Они, как ориентир, становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли среднего образования.


Международные оценочные исследования PISA TIMSS PIRLS «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов» «Изучение качества чтения и понимание текста» изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей


Ключевые компетенции Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области. К ключевым компетенциям относятся: информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция разрешения проблем; Предметные компетенции - знаниевые!!!


Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности


Знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.




Таксономия учебных целей Б. Блума Современный урок проектируется по определенному алгоритму, который предполагает использовать таксономию (классификацию) учебных задач. Таксономия Бенжамина Блума состоит из 6 уровней, соответствующих последовательным мыслительным процессам: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.




Шесть уровней заданий Первый уровень «ЗНАНИЯ» – имеет своей целью научение переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую ПАМЯТИ, то есть превращать ИНФОРМАЦИЮ в ЗНАНИЯ Второй уровень «ПОНИМАНИЕ» – имеет целью научение МАНИПУЛИРОВАТЬ ЗНАНИЯМИ (представлять в различных видах присвоенную информацию), которые попали в ПАМЯТЬ. Третий уровень «ПРИМЕНЕНИЕ» – имеет целью научение применять ЗНАНИЯ по примеру, по правилу или по алгоритмическому предписанию, то есть «по примеру и подобию». Четвертый уровень «АНАЛИЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Пятый уровень «СИНТЕЗ»- имеет целью научение посредством алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ открыть для себя НОВЫЕ ЗНАНИЯ. Шестой уровень «ОЦЕНИВАНИЕ»- имеет целью научение делать умозаключения в конкретной ситуации алгоритма анализа (элементарной мыслительной операции) на основе ранее приобретенных ЗНАНИЙ, открытых для себя НОВЫХ ЗНАНИЙ на предыдущих уровнях.


Задания разрабатываются по шести уровням. В матрице заданий к учебному занятию по Б. Блуму используются глаголы, которые ставятся в начале каждого предложения при составлении заданий. Здесь же указаны основные операнды, которые следует использовать в изложении учебного задания. Так, как современный урок носит продуктивный характер, то мы говорим о самостоятельности учащихся и применении знаний и умений на практике. К каждому уровню предлагается одно или более заданий, но учитывается хронометраж и возможности учащихся. Задания 1-3 уровней должны суметь выполнить все учащиеся.


1. Учителя делятся на группы по 5-6 человек. На выполнение работы - 40 минут. 2. В каждой группе есть тьютор, прошедший обучение по составлению компетентностно - ориентированных заданий по таксономии Б. Блума 3. Учителя знакомятся с памяткой по разработке заданий и выбирают учебный предмет, класс и тему урока. 4. Знакомятся с матрицей заданий к учебному занятию по Б. Блуму 5. Обсуждают возможные варианты заданий 6. Вносят задания в классификатор (6 уровней - 6 заданий или более) 7. Предлагают вариант разработанных заданий присутствующим.


Уровни обучения Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать


Результаты, которые достигнут учителя и учащиеся в ходе применения подхода: 1. Развитие у учащихся понятийного мышления, самостоятельной познавательной деятельности. 2. Освоение учителями и учащимися различных техник учения. 3. Улучшение уровня развитости математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности. 4. Умение решать практические задания и ситуации с опорой на личностный опыт учащегося. 5. Развитие базовых, ключевых и предметных компетенций у учащихся через использование компетентностного подхода в деятельности 6. Развитые рефлексивные умения у учителя и учащихся

Воронова Оксана Викторовна

учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 33 имени Абая» акимата г. Усть-Каменогорск

Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного образования, соответствующие мировым тенденциям. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

К.Д. Ушинский говорил:

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

Работая над темой «Формирование функциональной грамотности у младших школьников на уроках в начальной школе» приходилось задумываться о том, как и в какой форме донести до наших детей учебный материал. Этот вопрос волнует не только нас, но и всех учителей начальных классов. Абсолютного и окончательного ответа на этот вопрос мы, наверное, не получим никогда, но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее.

Школьное образование республики находится на этапе нового старта.
Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. В рамках обновления содержания образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного учебного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее

сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико – ориентированные задания и др.).

В ГПРОН обозначено, что необходимо улучшить результаты казахстанских общеобразовательных школ в международных сравнительных исследованиях PISA (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности, а также уровня понимания текстов различного типа у 15-летних

учащихся), ТIMSS (сравнительная оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4-х и 8-х классов) и PIRLS (изучение качества чтения и понимания текста).

В связи с этим казахстанское образование должно быть ориентировано на развитие навыков применения знаний в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, в межличностном общении и социальных отношениях.

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН), приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся: грамотность чтения (казахский и русский языки), математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география).

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила. Знакомство с правилом хорошо осуществляется в ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей.
Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
С целью формирования функционального чтения используем следующие виды и приемы чтения:

Ознакомительное: чтение по абзацам, выделение значимой информации, расстановка условных знаков;

Изучающее: выделение смысловых частей, поиск ключевых слов, выявление деталей, подтекстовой информации, сопоставление вопросов, составление плана;

Рефлексивное: возврат к заглавию, иллюстрации, обобщающая беседа, сведения об авторе, творческие задания.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

Распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

Формулировать эти проблемы на языке математики;

Решать проблемы, используя математические факты и методы;

Анализировать использованные методы решения;

Интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

Формулировать и записывать результаты решения.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.

Из вышеуказанного следует, что современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие функциональной грамотности.
Таким образом, обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Республики Казахстан. При этом доминирующее значение имеют общеучебные знания и умения (информационные, интеллектуальные, организационные, коммуникативные), которые определяют содержательно-деятельностную и потребностно-мотивационную составляющие функциональной грамотности.
Ведь не зря в послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»