Урок математики в 1 классе «Число 4. Цифра 4»
Артемович Любовь Семеновна
МАОУ «Подгорнская СОШ»
Учитель начальных классов

Аннотация к уроку. Урок математики по программе «Школа России». Урок изучения новых знаний, способствует формированию представления о числе и цифре 4. Урок построен в игровой форме, что помогает развивать познавательную активность обучающихся.

Тема: «Число 4. Цифра 4.»
Цель:
1) Ознакомление детей с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4
Задачи:
1) Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.
2) Познакомить с письменной цифрой 4, научиться ее писать.
3) Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.
4) Формировать творческую активность обучающихся.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - изображения четырех снежинок, набор цифр 1-4 геометрические фигуры.
Раздаточный - геометрические фигуры, палочки, набор цифр 1-4, карточки для раскрашивания с печатной и письменной цифрой 4, снежинки - сюрпризы.
Ход урока:
I. Знакомство с числом и цифрой 4.
1) Образование числа 4.
- Какое время года на дворе?
- Сегодня 1 декабря, 1ый день зимы. Давайте поздравим друг друга с первым зимним днем и подарим друг другу улыбки.
-Закройте глазки и представьте, что мы вышли на улицу. А на улице идет снег. Кружатся легкие воздушные снежинки. Но вот подул ветер. Покажите, как дует ветер.
-Ой, что это? Ребята, посмотрите! Вместе с ветром к нам в класс что-то залетело.
(Снежинки)

Сколько снежинок прилетело к нам?
3 белых снежинки
- Какой цифрой обозначим количество снежинок?
Цифрой 3.
- А ветер за окном усилился. Закройте глазки и покажите, что ветер стал дуть сильнее.
(Появляется еще одна снежинка - голубая)
- Сколько еще снежинок прилетело к нам?
1 голубая снежинка.
- Какой цифрой обозначим?
Цифрой 1.
- Больше снежинок стало или меньше?
- Если их стало больше, то к 3 белым снежинкам мы будем прибавлять или вычитать 1 голубую снежинку?
Выберите нужный знак.
- А сколько стало всех снежинок?
4 снежинки.
- 4 снежинки обозначим цифрой 4.
- Какого знака не хватает в данном выражении?
=
- Как же мы получили число 4?
- Давайте прочитаем грамотно пример.
2) Состав числа 4.
- А как можно еще получить ч. 4? Могли ли по-другому залететь к нам снежинки?
4=2+2
4=1+3
3) Знакомство с цифрой 4
- Цифру, которую мы использовали в записи примера - печатная цифра. На что похожа эта цифра?
- Выложите эту цифру с помощью палочек.
- А эта какая цифра?
- Это тоже цифра 4, но только письменная. На что похожа эта цифра?
а) Стишок про перевернутый стул
б) Самостоятельная работа на карточках.
Закрасить клеточки, где находятся печатные цифры 4.. Что получилось?
Письменная цифра 4.
- Напишите эту цифру, правой ногой, левой ногой, носиком в воздухе
Чтобы лучше запомнить написание письменной цифры, обведем ее в рабочих тетрадях.
Работа в рабочей тетради
- А какое место будет занимать ц.4 в числовом ряду?
Ребята, пока мы трудились в тетради, снежинки наши расшалились, переставили местами цифры на доске, а на место поставить цифры не могут, все цифры только перемешались со снежинками. Давайте наведем порядок.

Счет от 1 до 4 и обратно

Снежинки благодарят вас за помощь и желают остаться с нами на уроке, чтобы еще чему-нибудь научиться. Оставим снежинок?
II Первичное закрепление.
1) Игра «Найди свое место»
У водящего карточки с цифрами 1,2,3,4. Рядом встает столько ребят, сколько обозначено на карточке.

2) -А что бывает в жизни только по 4?
(4 колеса у машины, 4 лапы, 4 ноги?
-А у каких животных по 4 лапы? У зверей.

Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и подтянись.

Замечательные зайчата получились из вас.
3) Игры с мячом.
1. Ведущий называет любое число в пределах 10, игроки продолжают счет до 10
2. Ведущий называет любое число в пределах 10, игроки продолжают обратный чсет до 1.

4) Игры на внимание.
1. Прохлопать столько раз, сколько изображено на моей карточке.
2. Игра «Самый внимательный»
Ученики показывают цифру, которая соответствует количеству услышанных стуков.
- Покажите цифру, которая соответствует слову «пара»
- А две пары - это сколько? 4
3. А сейчас «Волшебный мешочек» Распознавание цифр на ощупь.
4. - Снежинкам очень понравилось у нас на занятии, и они решили на прощание приготовить вам еще одно задание.
- Как называются предметы на доске?
Геометрические фигуры.
- Какую фигуру вы считаете лишней?
- Почему? (рассмотреть разные варианты)
- Как по-другому разбить эти фигуры на группы?
- А сколько фигур всего?
- Как же получить число 4?
- А что получится, если к одному квадрату добавить 3 кружка?
Количество геометрических фигур соотносят с цифрами 1 +3=4
Итог по заданию: Когда переставляются части, результат их объединения не изменяются. Это же происходит и с числами при сложении: 1+3=4
3+1=4
Подробнее об этом мы поговорим позже.

Итог урока:
- Что же нового, полезного вы узнали сегодня на занятии?
Снежинкам очень понравилось у нас в гостях. Вы были на занятии достаточно внимательными, любознательными, сообразительными. И на прощание у снежинок тоже есть свой волшебный мешочек, но только не с заданием, а с сюрпризом. За хорошую работу на уроке вам сюрприз! (снежинка)
Рефлексия. - Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

Используемая литература:
1. А. Белая, М. Гамазкова, Н. Головнева «150 тестов, игр, упражнений на развитие внимания, восприятия, мышления, памяти» Издательство АСТ Москва, 2000
2. Колесникова В. Математика. Москва, 2001
3.Усачев А. Где прячутся цифры. Москва, 2011

Открытый урок в 1 классе.

Предмет: Формирование основных математических понятий.

Тема: Число и цифра 4. Состав числа 4.

Цели: Усвоение способов получения числа 4.

Задачи: Способствовать формированию знаний о составе числа 4; научить писать цифру 4; закреплять навык устного счёта в пределах 10; способствовать закреплению знаний геометрического материала, частей суток, времён года; познакомить со сторонами света; упражнять в назывании цифр, сторон света, частей суток и времён года на казахском языке.

Развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление; математическую речь; мелкую моторику пальцев рук путём работы с карандашом, выполнения графического задания, пальчиковой игры; воображение, внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами интегрирования.

Вид урока: Нестандартный.

Методы и приёмы: Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, эвристический.

Формы: Коллективная, индивидуальная.

Технология: Критическое мышление.

Стратегии: «Мозговой штурм», «Ассоциации».

Межпредметная связь: Казахский язык, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с художественной литературой.

Предварительная работа: Чтение сказки В.Катаева «Цветик- семицветик».

Оборудование. Рисунок цифры четыре, числовые карточки, предметные картинки, цветные таблицы с рисунками геометрических фигур, модели компаса, рисунки частей суток, кассы цифр, индивидуальные разноуровневые карточки, цветок ромашка.

Ожидаемый результат: формирование знаний детей о составе числа 4; решение детьми примеров и задач с числом 4.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

На улице светит солнышко, улыбается и дарит нам свет и тепло.

Передадим частичку его тепла друг другу. Возьмитесь за руки.

Давайте расскажем солнышку наше стихотворение.

Солнышко, солнышко, я тебя люблю!

Солнышко, солнышко, я тебя прошу,

Дай ты мне, солнышко, мира и добра,

Дай ты мне, солнышко, здоровья и тепла!

Постановка целей урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой цифрой и числом, будем играть, считать и решать.

2. Проверка знаний учащихся.

Устный счёт. Дидактическая игра «Считай дальше в прямом, обратном порядке».

Цель д./игры: повторить прямой и обратный счёт в пределах 10.

Материал: числовые карточки.

«Мозговой штурм».

Какое число следует за числом 5? (6)

Его соседи – числа 3 и 5. (4)

Какое число меньше числа 3 на 1? (2)

Число, которое есть в названии сказки «Волк и… козлят». (7)

Число, которое есть в названии сказки о весёлых поросятах. (3)

Назовите самое маленькое число. (0)

Сколько дней в неделе? (7)

Назовите четвёртый день недели. (Четверг)

Работа с геометрическим материалом.

Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель д./игры: уметь выделять в сложном геометрическом рисунке треугольники, четырёхугольники, круги; закрепить знания о цвете, цветовых оттенков.

Материал: цветные таблицы с рисунками геометрических фигур.

Что вы видите на рисунке?

Какие знакомые фигуры вы видите?

Сколько одинаковых фигур на рисунке?

Мчится всадник на коне,

Задает вопросы мне:

«Из каких фигур составлен

Человек на скакуне?»

Работа в тетрадях.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Графический диктант.

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию

на две клетки вправо,

на две клетки вниз,

на две клетки влево,

на две клетки вверх.

Что у вас получилось? (Квадрат)

Разделите квадрат на четыре маленьких одинаковых квадрата.

Как это сделать?

(Провести две линии).

Как вы провели линии? (От стороны к стороне)

Сколько всего квадратов? (Один большой и четыре маленьких).

Сколько у квадрата сторон?(4)

Сколько у квадрата углов?(4)

Поэтому квадрат называют четырёхугольником.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Каждый вам представить рад

Как зову его? (Квадрат).

Можно получить четыре треугольника из квадрата? Как это сделать?

(Нужно провести две линии от угла к углу)

Чем похожи треугольник и квадрат? Чем отличаются?

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 4, составом числа 4.

На что похожа эта цифра?

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Ребята, где вам приходилось встречать цифру 4? (На часах, на домах,

на автобусах, 4 колеса у машины, 4 ножки у стула и стола, 4 угла в

комнате).

Знакомство со сторонами света.

Ещё существуют четыре стороны света: север, юг, восток, запад.

Называние сторон света на казахском языке:

север – солтүстік, юг – оңтүстік, восток – шығыс, запад – батыс .

Нам знакомы названия сторон света из сказки В.Катаева «Цветик

семицветик». Давайте вспомним отрывок из сказки.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели.

Что бы вы сейчас хотели пожелать? (Ответы детей).

Рассматривание компаса, объяснение учителя.

Знакомство с частями суток.

Скольковы знаете частей суток (4).

Называние частей суток на русском и казахском языках:

н очь – түн, утро – таң, день – күн, вечер – кеш.

Дети определяют последовательность частей суток.

Рассматривание рисунка.

Игровое упражнение «Части суток».

Педагог предлагает детям закончить предложения.

Спим мы…(ночью).

Спим мы ночью, а делаем зарядку…(утром).

Делаем зарядку мы утром, а обедаем…(днём).

Обедаем мы днём, а ужинаем …(вечером).

С цифрой 4 связаны времена года. Назовите их на русском и

казахском языках:

зима – қыс , весна – көктем , лето – жаз , осень – күз .

Игровое упражнение: «Расположи по порядку».

Педагог вывешивает хаотично картинки с изображением времён года.

Дети располагают в соответствии их очерёдности.

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Подбор слов-ассоциаций к временам года.

Зима – холод, мороз, снег, лёд, коньки, санки, снеговик.

Весна – тепло, лужи, сосульки, ледоход, прилёт птиц.

Лето – жара, речка, цветы, каникулы.

Осень – прохлада, школа, урожай, листопад, дождь.

Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Какой сейчас

месяц года?

Физминутка «Корова».

У коровы всё по два:

Уха два, и глаза два,

Ноздри…их, конечно, две.

Есть рога на голове,

А ещё две пары ног,

Левый бок и правый бок.

Только хвост всего один,

Сам себе он господин!

Получение числа 4.

Решение задач. (У доски один ребёнок, остальные работают с

кассами цифр).

Демонстрационный материал: предметные картинки, кассы цифр.

Потеряла зайчиха зайчат, Дружно муравьи живут

А зайчата сидят и молчат. И без дела не снуют.

За кадушкой один, за кормушкой один, Два несут былинку,

За листом один, под кустом один. Два несут иголку.

Отыскать их помогите, Ну-ка, сосчитай-ка,

Сколько всех зайчат, скажите. Сколько их под ёлкой?

1 + 1 + 1 + 1 = 4 2 + 2 = 4

По тропинке ёжик шёл, На лугу стоит корова

Три грибочка он нашёл. И одна скучает снова,

Походил вокруг осин Прибежали три лошадки.

И нашёл ещё один. Сколько стало всех, ребятки?

Сосчитайте, дети, 1 + 3 = 4

Грибочки эти.

Цифру 4 вы можете узнать,

А умеете ль писать?

Работа в тетради. Запись цифры 4.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашем классе девочки и мальчики,

А теперь подружатся маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять –

Раз, два, три, четыре, пять –

Работа детей с индивидуальными разноуровневыми карточками.

Одарённые дети составляют и решают задачи на сложение и вычитание, слабые дети считают предметы и записывают соответствующую цифру.

Рефлексия.

Что узнали вы сегодня нового?

С каким числом и цифрой познакомились?

Как можно получить число 4?

На доске цветок, в сердцевине которого цифра 4. На лепестках цветка

написаны примеры, некоторые цифры которых закрыли бабочки.

Сегодня мы вспомнили отрывок из сказки «Цветик-семицветик».

А у нас есть свой цветок, но только с пятью лепестками – «Цветик-

пятицветик».

Какие цифры спрятали от нас бабочки? (Дети отвечают с помощью

цифровых карточек).

Примеры: 2 + …, 1 + …, 0 + …, 3 + …, 4 + …

Подведение итогов урока

Все сегодня работали хорошо, дружно. Скажем друг другу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» г Канаш

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: научить учащихся распознавать и писать цифру 4.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

    Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 1 до 5).

    Развить умение распознавания цифры 4 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)

    Научить правильно писать цифру 4 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 4).

Развивающие (метапредметные):

- Регулятивные:

    Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

    Подвести под понятие цифры и числа 4.

    Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

    Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.

    Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

    Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные:

    Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- Личностные:

    Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.

    Работать над самооценкой.

    Следовать установке на здоровый образ жизни.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.

(Проверка готовности рабочих мест).

2. Актуализация знаний.

Числовая разминка

1) Работа по индивидуальным карточкам.

2) Счет по числовому ряду

Какое число следует за числом 2?

Какое число стоит между числами 2 и 4?

Назовите предыдущее число 6.

Между какими числами стоит число 7?

Какое самое маленькое число в данном ряду?

Какое число предшествует числу 9?

Назовите следующее число после 9

3. Постановка темы, цели урока.

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

    Кто из вас догадался, какая сегодня тема урока? (4 слайд)

    Чему будем учиться на уроке?

На уроке будем работать с новым числом 4, считать предметы, узнаем, как образуется число 4, научимся правильно писать цифру 4.

4.Первич ное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру.

1) Работа с индивидуальными разрезными цифрами: (проверка с 5 слайда)

    Собери числа от 1 до 5 по порядку.

    Сосчитайте до 5, а теперь обратно (прямой и обратный счёт хором).

Покажите карточку с соответствующим числом:

    После какого числа при счёте идёт число 4?

    Перед каким числом стоит число 4?

    Между какими числами стоит число 4?

    Назовите все числа, стоящие перед числом 4.

    Какое число больше 4 в вашем ряду?

Физ. минутка.

Подготовка руки к письму.

2) Работа с учебником (стр. 30-31)

Ответы на вопросы задания.

5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений.

Сформировать навыки написания цифры 4.

1) Рассмотрите образец написания цифры 4. На что похожа цифра 4?

Образец письма цифры 4 (анимированный 7 слайд).

    Письмо в воздухе по образцу.

3 важные правила при письме.

(посадка, положение тетради, правильно держать ручку)

2) Работа в тетрадях.

Открываем тетради на стр. 24 № 2. Письмо цифры 4.

Оценка своей деятельности. Подчеркните свои самые красивые и правильно написанные цифры.

Физ. минутка

6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

1) Работа с доской. Получение числа 4.

Как можно получить число 4? (Выкладывание разноцветных кругов на магнитах).

2) Закрепление состава. (9, 10, 11 слайд)

3) Работа в тетради (стр. 24 № 3)

4) Игра “Найди цифру 4” (12 слайд)

Маркером интерактивной доски найти и обвести цифру 4.

7. Рефлексия деятельности.

Самооценка на основе критерия успешности. Оценка своей деятельности на уроке.

Сколько лапок у котенка?

Сколько лапок у тигренка?

Сколько ножек у стола?

Столько ног и у слона?

С каким числом мы сегодня работали? Чему научились?

Кто сегодня всё понял?

Творческое задание: на листке спряталась цифра 4. Нужно раскрасить фигуры, чтобы получилась эта цифра.

Тема «Число и цифра 4».

Цели:

1) формирование математических представлений о предметном множестве, числе и цифре 4;

2) воспитание мотивации к учению;

3) коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе – синтезе.

I . Оргмомент.

Речевая разминка.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Тема урока «Число и цифра 4».

С каким числом и цифрой мы познакомимся?

Что будем развивать на уроке?

(Ум, память, внимание, будем учиться правильно, чётко говорить.)

Что будем воспитывать в себе?

(Старание, трудолюбие, аккуратность, умение слушать другого человека, умение прийти на помощь товарищу.)

Чтобы достичь этих целей, мы будем учиться правильно считать, работать с геометрическими фигурами, решать примеры и задачи.

II . Устный счёт.

В гости к нам пришёл очень весёлый человек. Вы узнали его? Кто же это?

Кто такой клоун?

Клоун – артист цирка. Чтобы стать артистом, надо много учиться, быть физически сильным человеком.

А как звать этого клоуна?

Для этого вы должны расшифровать слово. Расставьте примеры по порядку возрастания их результатов.


Что такое «Саша»?

Саша – это имя клоуна. А имена людей пишутся с большой буквы.

Клоун Саша хочет посмотреть, как вы работаете.

Рассмотрите карточку и запомните, что на ней изображено.



1. Какого цвета круг?

2. Какой пример находится внутри квадрата?

3. Какая цифра напечатана в нижнем правом углу листа?

4. Сколько треугольников на карточке?

Счёт от 1 до 3, от 4 до 8, от 3 до 1, от 10 до 5, от 7 до 3.

Какое число находится между числами 1 и 3, 5 и 7, 2 и 4?

Назовите соседей числа 3.

Встаньте.

Топните правой ногой столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

Наклонитесь столько раз, сколько я щёлкну пальцами.

Присядьте столько раз, сколько ушей у кошки.

Прыгните (показ цифры 4).

Сосчитайте, сколько раз я хлопну в ладоши;

сколько раз я топну ногой;

сколько раз я стукну по столу.

Что вы видите на партах?

Это геометрические фигуры.

Возьмите жёлтый прямоугольник и положите его перед собой. Возьмите коричневый квадрат и придвиньте справа к жёлтому прямоугольнику. Возьмите маленький красный квадрат и положите на коричневый квадрат по середине. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к жёлтому прямоугольнику. Возьмите чёрный круг и придвиньте снизу к коричневому квадрату.

Как сделали машину?

Где нужно переходить дорогу?

На какой сигнал светофора?

Подойдя к дороге, убедитесь, что машин нет, и переходите проезжую часть по «Зебре» (пешеходному переходу).

Физкультминутка «Сигналы светофора».

Я буду показывать круги, а вы будете выполнять движения.

– шагать.

– стоять.

– хлопать в ладоши.

III. Изучение нового материала.

Положите перед собой 3 коричневых круга. Возьмите ещё 1 жёлтый круг.

Сколько стало кругов?

Как получить число 4?

Положите круги на верхнюю часть парты.

Возьмите монеты. Сколько денег?

Возьмите ещё 1 рубль.

Сколько денег стало?


Почему у тебя монет 3, а рублей 4? Ведь у других ребят 4 монеты и 4 рубля.

Как получить число 4?

Возьмите 4 зелёные палочки. Что можно составить из 4 палочек.

Что составили?

Это квадрат. Это цифра 4. Это буква М. Это лесенка. Это ковш. Это буква Ш.

Как получить число 4?

Положите 4 зелёные палочки. Положите столько же жёлтых палочек.

Что для этого надо сделать?

Под каждую зелёную палочку я положу жёлтую палочку.

Что можно сказать о количестве зелёных и жёлтых палочек.

Сделайте так, чтобы зелёных палочек стало больше.

Я положу ещё несколько зелёных палочек.

Я уберу несколько жёлтых палочек.

Как получить число 4?

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали.

Ну, теперь все дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

До 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Закрепление пройденного.

Найдите число 4 в числовом ряду.

За каким числом следует число 4?

Как получить число 4?

Где можно встретить цифру 4?

Это номер автобуса, это номер места, это номер квартиры, дома, номер страницы, это хорошая отметка, на часах есть цифра 4.

Назовите дни недели.

Какой четвёртый день недели?

Вот цифра 4.

Из каких элементов состоит цифра 4?

Написание учителем на доске цифры 4.

Писать цифру 4 надо так: немного отступя от верхнего правого угла, ведём прямую линию до середины клеточки, проводим прямую линию вправо, проводим прямую линию сверху вниз.

Посмотрите на доску, запомните цифру 4. Закройте глаза. Представьте себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до доски. Напишите своим носом цифру 4.

Откройте глаза.

Откройте тетради.

Я тетрадочку открою и как надо положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Физкультминутка для пальцев.

Дети массируют пальчики той руки, которой пишут, загибая их в кулачок.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарил сам.

Этот пальчик сам всё съел,

Оттого и потолстел.

Письмо цифры 4 в тетрадях.

Какую цифру писали?

Из каких элементов она состоит?

Как получить число 4?

Давайте напишем это в тетрадь.

Вот как говорит о цифре 4 С. Я. Маршак.

За тремя идёт четыре,

Острый локоть оттопыря.

Упражнения на зрительное внимание.

Рассмотрите карточку. Запомните цвет, которым напечатана цифра 4.


Рассмотрите карточку. Запомните цвет сектора, в котором напечатана цифра 4.


Как получить число 4?

Вывешиваются две краткие записи задачи.


Осталось – ?

Послушайте задачу.

У Коли было 3 машинки. Мама купила ещё 1 машинку. Сколько всего машинок стало у Коли?

Сколько машинок было у Коли?

Сколько машинок купила мама?

Что спрашивается в задаче?

У Коли машинок будет больше или меньше? Почему?

Акая краткая запись подойдёт к этой задаче?

Какой тип задачи?

Какое действие будете выполнять?


Какой ответ назовёте?

Ответ: 4 машинки у Коли.

Игра.

Вот игрушки. Возьмите их.

Алёша – 2 игрушки,

Марина – 2 игрушки,

Коля – 4 игрушки,

Карина – 4 игрушки,

Настя – 6 игрушек,

Катя – 6 игрушек,

Диана – 5 игрушек,

Юля – 3 игрушки.

Ребята, всем весело играть? Почему?

Как сделать так, чтобы игрушек стало поровну по 4?

Учитесь делиться игрушками друг с другом?

V . Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

О чём задумались?

Что вы поняли?

Аргументированная оценка ответов каждого учащегося.

Конспект урока по математике на тему:

« Число и цифра 4»

Подготовила: Ефлютина Ирина Анатольевна,

учитель начальных классов

2015г.

Тема

Число и цифра 4

Цель темы:

Познакомить с числом и цифрой 4

    Формировать умения распознавать, называть цифру 4, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

    формировать умения правильно соотносить цифру 4 с количеством предметов, писать цифру 4;

    Совершенствовать умения вычислять в пределах четырёх;

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке.

Формировать УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики;

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности;

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям;

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

Следовать в поведении моральным и этическим требованиям;

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Способствовать выполнению пробного учебного действия;

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им);

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

Развивать умение работать с разными видами информации;

Продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу;

Работать над использованием знаково-символичных средств;

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

Умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

    Предметные:

Знает название и последовательность чисел при счете.

    Личностные:

Умеет проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

Определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; работает по коллективно составленному плану; планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывает свое предположение.

    Коммуникативные:

Умеет оформлять свои мысли в устной форме;

Слушает и понимает речь других; умеет совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные:

Умеет ориентироваться в своей системе знаний; отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания; .

Основные понятия

Число и цифра 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно)

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса« Математика» 1 часть,

Методическое пособие, картинка совы, наглядный и раздаточный материал, презентация, электронная физмиинутка.

Организация

пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

Предметные

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.слайд 1

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.Слайд 2

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Умеет слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Умеет находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

II этап. Актуализация знаний.

Цель – закрепить счёт в пределах 10.

Работать с информацией , представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по счёту в пределах 10,

показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего

в обсуждение проблемныхвопросов.

Устанавливает тематические рамки.

Организует называние шагов учебной деятельности.

II этап. Актуализация знаний. Устный счёт

Повторим прямой и обратный счет до 10;

Назовите соседей числа 2,5,8. - Сравните числа 6 и 9. Какое из них больше, почему? (9больше, т. к. стоит правее в натуральном ряде чисел)

Назовите числа,которые меньше 6, больше 9.

б) Работа в тетради.

Запишите число, которое стоит перед числом 2. - Запишите цифрами количество грибов, изображенных на экране (3).слайд 3

Посмотрите на экран. Из данных чисел запишите наибольшее число: 1 2 3слайд 4

Продолжите эту закономерность до конца строчки.

Решим задачки в стихах. Ответы покажите с помощью веера.

1)На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух, сколько стало петухов? У кого ответ готов?

Как записать решение?Слайд 5

2) Посадил я три хороших

Белых бусинок-горошин.

А росточков из горшка

Показалось только два.

Две горошинки взошло.

Сколько же не проросло?

Какое решение запишем? - Молодцы, вы хорошо поработали, вспомнили изученное ранее. Но сегодня нам предстоит узнать ещё много очень важного и интересного.

Знает название и последовательность чисел при счете

Понимает отношения между числами (больше, меньше, равно).

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) ;

Умеет ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

III этап. Изучение нового материала.

Цель – познакомить учащихся с числом и цифрой 4.

Познакомить учащихся с составом числа 4.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать работать в парах ).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 4.

Организовать работу в парах

обеспечить

контроль

за выполнением

Включить учащихся

в обсуждение

вопросов.

ставлю цифру в числовой ряд

III этап. Постановка проблемы
а) – Посмотрите на экран. Какие множества вы видите? (собачки и стульчики)слайд 6

Что общего между этими множествами?

Кто сможет сказать, что мы должны узнать на уроке?

Верно, к нам снова в гости пришла мудрая сова и хочет, чтобы мы узнали о числе и цифре 4.

б) Практическая работа

Посмотрите на экран. Паровозик решил прокатить своих друзей, но он не знает, сколько вагончиков ему нужно. Поможем ему? слайд 7

Сколько друзей у вагончика? (4)

Поставим вагончик для Буратино.

Поставим вагончик для Мальвины.слайд8

Сколько получилось вагончиков? (2)

Как получили число 2? (Запись на доске 1+1=2)

Поставим вагончик для Золушки.

Сколько вагончиков стало?

Как получили 3? (Запись на доске 2+1=3)

Всех друзей посадили?

Поставим вагончик для Незнайки. Сколько стало? (4)

Как получили число 4? (3+1)слайд9

в) Знакомство с цифрой 4.Сейчас с помощью красных и желтых кружков покажите все варианты состава числа 4слайд 10

(После выполнения задания на экран выводится картинка с изображением состава числа 4 и дети проводят взаимопроверку)

– А чем число 4 отличается от цифры 4?

(Цифра 4 – это лишь знак для обозначения количества, равного 4.)

На что похожа цифра 4?

А ЧЕТЫРЕ букву «Ч»,
Не напомнила тебе?
Честным, Чутким Человеком
Будь всегда и будь везде

В математике слово «четыре» заменяют цифрой 4.

Где должно стоять число 4 в числовом ряду?

Научимся правильно и красиво писать её. Показ написания цифры 4 на экране, на доске.Слайд 11

Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,

пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.

5. Физминутка под музыку.(электронная физминутка) слайд 12

А сейчас давайте вместе с озорными собачками потанцуем на полянке.

Называет и обозначает действия сложения и вычитания.

Умеет правильно писать цифру 4.

Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД)

IV

Цель – научить правильно писать цифру 4.Запомнить состав числа 4.

Работать с информацией .

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре ).

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

а) Работа по учебнику с.62.

Рассмотрите картинку.

Какое время показывают часы?

Сколько цыплят у курочки?

б)Работа в рабочей тетради на с.50.

Посчитайте сколько раскрашенных арбузов.

Раскрасьте еще 1 арбуз.

Сколько стало арбузов.

Дополним данную запись.

Давайте еще раз проговорим, как получили число 4. Расскажите друг - другу.

А как из 4 получить 3?

в) с.62 №3- решение записать в тетради.

с. 63 № 5, 6- устно, с помощью цифровых вееров.

г) Самостоятельная работа в карточках:

(У девочек задания на желтых листочках, у мальчиков - на зеленых.)

Взаимопроверка по готовым ответам на экране. Сначала проверяют девочки, затем проверяют мальчики. У кого нет ни одной ошибочки, получают медальки.

Умеет распознавать и исследовать исходные данные;

Умеет выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)

Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Выяснить, что усвоили учащиеся.

Работать с информацией , представленной в форме рисунка .

Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение вопросов.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:слайд13

Я запомнил

Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

Над доской – семь разноцветных цветочков по порядку цветов радуги. См рисунок 3.

На каждом цветочке - буква:

М О Л О Д Ц Ы

Рисунок 3.

Проследите глазками за цветочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: красный цветочек, оранжевый, желтый, зеленый голубой, синий, фиолетовый. Какое слово получилось? (Молодцы.)

– Чему вы научились?
– Понравилось ли вам на уроке?
– Что больше всего понравилось?слайд 14

Правильно употребляет в речи математические понятия.

Планирует свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Отличает новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Умеет оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)