Сказки в многожанровом творческом арсенале В. Катаева есть и несколько сказок. Они написаны в 40-е годы: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик-семицветик» (1940), «Пень» (1945), «Жемчужина» (1945), «Голубок» (1949). Сказки пронизаны множеством интонаций, то поэтически-светлых, то юмористически-задорных, то иронически-грустных. Действие в них свободно переносится из реального плана в мир фантазии.

Богатство и естественность интонаций , удивительная катаевская конкретность делают аллегорию сказок доступной пониманию маленьких детей. Б. Брайнина в книге «Валентин » вспоминает о том, как она прочла сказочку о пне четырехлетнему мальчику. Он засмеялся и несколько раз повторил нараспев: «Петька-а - пе-ень, Пе-ть-ка - пе-ень, Петька - пе-ень…» и, увидев ее недоумение, пояснил: «Наш Петька говорит, будто самый что ни на есть храбрый и главный, а в самом деле трусище, трусишка… я сразу его узнал». А ведь сатирическая сказка «Пень» первоначально была напечатана в журнале «Крокодил» и с не меньшим правом может считаться произведением для взрослых. Сатира этой философски-мудрой сказки-миниатюры выходит за пределы «детской» аудитории, почти так же как сатира и ирония сказки «Жемчужина». В том и в другом случае вторым, глубинным планом оказывается мотив жизни, проходящей мимо, и старости, оказавшейся вне жизни. В «Жемчужине» даже прослеживается последовательно путь, приведший к такой старости,- путь высокомерного отчуждения от окружающих. Считая себя особенной, любуясь жемчужиной, растущей у нее под плавником, прелестная рыбка Каролинка «с большими изумрудными глазами» и не заметила, как превратилась в старушку.

В «Пне» внимание писателя сосредоточено не на этапах отчуждения, а на результатах его, на реакции окружающих. Когда старый пень объявил себя царем и потребовал, чтобы ему все кланялись, «деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте». Право на почет и уважение надо заслужить добрыми и нужными для всех делами, иначе останешься одиноким, осмеянным и наступит период, когда пустотой и никчемностью обернется то, что раньше казалось ценным. Так, «жемчужина» Каролинки оказалась большой бородавкой, а люди вовсе не кланялись пню, а просто собирали вокруг него опенки: «Да и тех уже не находят. Давно уже все обобрали».

Три сказки Катаева : «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицпетик» и «Голубок» - объединены общими героями. Развитие сюжета в них связано с девочкой Женей и ее братом Павликом. То Женя и Павлик идут в лес за земляникой («Дудочка и кувшинчик») ; то их не пустили гулять в дождь и они просят маму впустить в окно белого голубка, которому негде спрятаться в непогоду («Голубок»); то с Женей происходят необычные приключения, когда она возвращается домой из булочной («Цветик-семицветик»). Одной из самых характерных для творческой манеры Катаева сказок является «Дудочка и кувшинчик». Начало ее как будто совсем не сказочное: «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». Так сразу читатель оказывается в атмосфере действия, созданного короткими, энергичными предложениями, наполненными глаголами. Ввод в сказочное действие происходит незаметно, во время разговора Жени и старика боровика.

  • «- Здравствуй, девочка,- говорит.
  • - Здравствуй, дяденька.
  • - Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чем вздыхаешь? Кто тебя обидел?»

Этот диалог звучит убедительно и совсем обыденно, а ситуация уже сказочная: старик боровик обладает волшебной силой. Развитие ситуации идет путем, казалось бы, традиционным для многих сказок: сначала Женя меняет кувшинчик на дудочку, потом наоборот. Но этот привычный мотив наполняется новым внутренним смыслом: Женя захотела иметь сразу и дудочку и кувшинчик. И вот тут-то, в споре ее и старика боровика, выясняется, что Женя просто ленивица. Она не хочет собирать ягоды, как все: нагибаться к земле, заглядывать под листья. Перевоспитание ленивицы происходит не с помощью поучительных фраз, а в результате поражения в споре со стариком боровиком. Убедительно и живо нарисована сцена завершения спора: «С этими словами старик боровик, коренной лесовик, топнул ногой и провалился под пенек. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что ее дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорее побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой». Произошло преображение девочки. И этому веришь, потому что лень не захватила еще целиком ее характера. Эта же сцена является выходом из сказочной ситуации, протекающим так же плавно, как и ввод в сказку. Писатель учит маленьких детей всматриваться в природу, заботиться обо всем живом на земле, активно помогать людям, радостно трудиться. Дидактические идеи сказок В. Катаева не лежат на поверхности - они неотъемлемая часть их поэтического и волшебного мира.

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит - у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

Мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

А ты хорошо искала?

Хорошо. Там ни одной ягоды, одни только листики.

А под листики ты заглядывала?

Не заглядывала.

Вот видишь! Надо заглядывать.

А почему Павлик не заглядывает?

Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:

Ягодки - они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

Хорошо, - сказала Женя. - Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

"Хватит с меня, - думает. - Я уж и так, наверное, много набрала".

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок - даже дно ещё не закрыто.

"Ну, - думает, - так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку".

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: "Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!"

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

Здравствуй, девочка, - говорит.

Здравствуй, дяденька.

Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

Обидели меня, дедушка, ягоды.

Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Перестань, дудочка.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:

Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик - он мне очень понравился.

Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше - одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые - крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

Играй, дудочка, играй! - закричала Женя. - Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше - так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

"Вот теперь-то я начну собирать!" - подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

У, глупая дудка! - сердито закричала девочка. - Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

Хорошо, - отвечает старик боровик, коренной лесовик, - я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно - одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть - дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:

Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

Не обойдусь, дедушка.

А как же другие-то люди обходятся?

Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Ах, вот как! - сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. - Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится...

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

Вот умница, - сказал Жене папа, - полный кувшинчик принесла! Небось устала?

Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой - папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

Урок 20 Тема: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Цель урока:

    Развивающий аспект – развитие речи, обогащение активного словаря учащихся, развитие интереса к предмету;

    Воспитывающий аспект – урок нацелен на воспитание любви к труду и требовательности к себе, а также на формирование представлений о таких качествах как трудолюбие и лень;

    Познавательный аспект – формирование общеучебного умения осознанного правильного выразительного чтения;

    Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературно – авторской сказки;

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, цветик-семицветик из цветной бумаги, слова для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Встали красиво и подготовим наш речевой аппарат к уроку чтения.

  1. Как звенят комарики

    Как рычит собака

    Как шипит змея

    «Жил-был язычок…»

    Работа над чистоговоркой. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится.

III. Проверка домашнего задания

Чтобы узнать насколько внимательно вы читали текст дом. задания я проведу тест.

Тест состоит из 5 вопросов. Читает вопрос, находите правильный ответ и обводите его в кружок, если вы считаете, что правильных ответов 2, то обводите два ответа.

IV. Физминутка

V. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.

1.Слово учителя с элементами беседы:

Ребята, вы любите сказки? (да)
- Чем отличается сказки от других произведений? (в сказке могут говорить животные и растения, с героями происходят необычные приключения, есть волшебство)
- Кто пишет сказки? (сказки пишут авторы, составляет народ)
- Как называются сказки, которые сочинил народ? «народные» - Как называются сказки, которые написали писатели? “авторские”
- Каких писателей сказочников вы можете назвать? (Пушкин, Андерсен, Чуковский, Перро и др.)
(Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

VI. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

Рассказ о писателе.

Автор данной сказки Валентин Петрович Катаев. Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя г. Одесса. Начался печататься в 13 лет. Сотрудничал в газете «Гудок», журналах «Крокодил» и «Юность». Был на фронте. Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. В.П.Катаев написал такие произведения как: …….

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Катаева «Дудочка и кувшинчик»

VII. Изучение нового материала

Знакомство с новым произведением хотелось начать с Древней Индийской цитаты «Дело стоит рядом со стоящим, идёт за идущём, творит с творящим. Оно следует за нами подобно тени»

В конце урока я попрошу вас, объяснить, как вы понимаете данное высказывание, и почему именно это высказывание я взяла сегодня на уроке.

1. Отработка техники чтения

При чтении нам встретятся трудные слова, давайте прочитаем их по слогам, а затем целыми словами.

Заглядывала Зашевелился

Приговаривала Раздвинулась

Разбегаются Мерещится

2. Словарная работа

Видимо-невидимо –очень много

Сизая – тёмно-серый с синеватым оттенком

Сварливая – ворчливый, склонный к ссорам человек

На корточках – низко присев с сильно согнутыми ногами

3. Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».(Читает учитель и хорошо читающие дети.)

VII. Физминутка для глаз

4. Беседа по содержанию и выборочное чтение.

Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (За ягодами)

Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)

Какие советы давали Жене мама и папа? (с.25, 2 абзац)

Послушалась ли Женя советов родителей?(Да, но скоро Жене надоело сидеть на корточках и собирать ягоды)

Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в начале произведения? (с.24, 6 абзац)

А как надо было собирать землянику? (присесть, нагнуться к самой земле, и заглянуть под листики)

Можно ли Женю назвать трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили? (нет. У неё не хватает терпения и силы воли)

Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась? (Она пошла искать себе другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшин лезет)

С кем встретилась Женя? (со стариком-боровиком)

Почему именно Женя встретилась со старичком – боровиком? (она высказала своё желание: “Хоть бы мне кто – нибудь помог?”)
- Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (с.26, 6 абзац)

Какие звания имел старик-боровик? (с.26)

О чем пожаловалась Женя?

Что предложил Старик-боровик? (Специальную дудочку)

Дал ли старик-боровик дудочку Жене?

На каких условиях он дол ей дудочку?

Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне? (У неё не было кувшинчика)

Что предприняла Женя?

Почему Женя не смогла собрать ягоды после того, как у неё появился кувшинчик?

Как поступила Женя на этот раз?

Дал ли старик-боровик Жене дудочку и кувшинчик?
- Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)

Что рассердило старика-боровика? (Его рассердила лень девочки)

Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Во-первых её ждали родители, а во-вторых, наверное, ей стало стыдно).

Что помогло Жене перемениться? (Услышав осуждение от старика-боровика, ей, скорее всего стало стыдно)

Почему она никому не рассказа о дудочке? (Ей, возможно, было стыдно)

Как изменяется характер Жени на протяжении рассказа? Охарактеризуйте Женю, какой она была в начале рассказа и какой мы её видим в конце произведения.

Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком? (Если чего-то хочешь добиться, нужно приложить немалые усилия, для достижения поставленной цели)

Чему учит нас эта сказка?

VIII. Физкультминутка

IX. Закрепление изученного материала.

1. Работа в группах

а) Составление картинного плана

б) Работа с пословицами

Из отдельных слов соберите пословицы.

в)составить план

2) Проверка.

Глаза страшатся, а руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Где труд, там и счастье.
Не трудиться, так и хлеба не добиться.
Умелые руки не знают скуки.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Что объединяет данные пословицы? (Все они о труде)

С какой пословицей мы встречались на предыдущих уроках?

Я вам подготовила две пословицы о землянике. «Ради земляники не раз земле поклонишься», «Кто землянику в рот кладёт, тот здоров круглый год»

Почему в народе так говорят о землянике? (Отвар из листьев земляника очень хорошо помогает при простудных заболеваниях)

X. Заключительная часть

1. Итог урока

С каким произведением мы познакомились на уроке?

Закончить наш урок хотелось бы словами известного великого итальянского художника, ученого Леонардо да Винчи «Счастье даётся тому, кто много трудится»

2. Оценивание

3. Домашнее задание

Пересказ, выразительное чтение. Нарисовать иллюстрацию к данной сказке.

В. Катаев написал небольшой рассказ "Дудочка и кувшинчик", который учит детей тому, что нужно потрудиться, чтобы получить хороший результат. В этом произведении переплетается бытовой сюжет и волшебные персонажи - это вызывает интерес у маленьких читателей. Ниже представлено краткое содержание "Дудочка и кувшинчик".

Главные персонажи

Начать краткое содержание "Дудочки и кувшинчика" следует со знакомства с героями данного рассказа.

Женя - ленивая девочка, не хотела постоянно нагибаться, чтобы найти ягоды. Поэтому попросила у старика-боровика волшебную дудочку.

Старик-боровик - главный начальник надо всеми ягодами и грибами. Не любит ленивых людей.

Семья отправляется за ягодами

Девочка ходила по полянке, но так ничего и не нашла. Когда она приходит, то видит, что у всех есть ягоды. Папа собрал четверть кружки, у мамы было полчашки, а у маленького брата Павлика на блюдце лежало две ягодки.

Родители учат Женю искать ягоды

Далее в кратком содержании "Дудочка и кувшинчик" девочка жалуется, что она не нашла земляники, потому что ей посоветовали самую плохую полянку. Мама спросила у дочки, заглядывала ли она под листики. Женя говорит, что нет. Ей рассказали, что нужно обязательно смотреть туда.

Девочка спросила, а почему ее маленький брат не смотрит. Взрослые ей объясняют, что он - маленького роста, а Женя уже высокая, поэтому ей придется нагибаться, чтобы найти землянику. Папа показал девочке как правильно собирать ягоды. Женя поблагодарила отца и пошла на свою полянку.

Поиск земляничной поляны

Но ей скоро надоело сидеть на корточках и Женя решила, что она уже много насобирала. Но, заглянув в кувшинчик, она увидела, что там лежит всего четыре ягодки. Девочка расстроилась и продолжила собирать дальше. Но снова быстро устала, подумала о том, что теперь точно в кувшинчике много земляники. А увидела всего восемь ягод.

Жене не нравилось все время нагибаться, поэтому она решила поискать другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшинчик собирается. Ходила, но так и не нашла такого места. Девочка проголодалась и съела все ягоды.

Встреча со стариком-боровиком

Интересным моментом в кратком содержании "Дудочка и кувшинчик" Катаева является встреча девочки Жени и лесного дедушки. В тот момент, когда девочка не знала, как ей собрать землянику, из-под пенька вылез небольшой старичок крепкого телосложения.

Он представился девочке стариком-боровиком и сказал, что он заведует всеми ягодами и грибами. Женя рассказала ему, что ее обидели его ягоды. Старичок удивился, потому что они у него всегда смирные. Девочка рассказала о том, как они прячутся под листиками, а ей не хочется постоянно нагибаться. Тут лесной дедушка рассказывает девочке про волшебную дудочку.

Если заиграть на этой дудочке, то все ягоды тут же появляются из-под листочков. Он попросил, чтобы она начала играть. И, услышав волшебные звуки, земляника тут же появилась на поляне. Когда боровик попросил ее перестать играть, ягодки снова спрятались.

Женя захотела получить волшебную дудочку. Дедушка предложил ей обмен: она ему - кувшинчик, а он ей - инструмент. Девочка обрадовалась и с радостью отдала ему кувшинчик, а сама решила, что с помощью дудочки она сможет собрать много ягод.

Как Женя собрала землянику

Заканчивается краткое содержание сказки "Дудочка и кувшинчик" тем, что девочка стала делать так, как показывал ей старик-боровик. Ягод становилось все больше, но Жене было мало ягод, поэтому дудочка играла все дольше и дольше, пока вся поляна не стала усыпана ягодами.

Только девочка хотела начать собирать землянику, но вспомнила, что кувшинчик она отдала лесному дедушке. Рассердилась Женя на инструмент и побежала к старичку-боровичку. Они поменялись обратно. Девочка хотела собрать ягоды, а они снова спрятались. Тогда она стала просить у волшебного старичка и дудочку, и кувшинчик.

Боровик не согласился и спросил, зачем ей дудочка. Женя объясняет ему, что ей не нравится постоянно нагибаться за ягодами. Рассердился лесной дедушка, что она оказалась ленивой, и забрал дудочку, исчезнув под пеньком. Жене пришлось собирать землянику, как учили родители.

Она вернулась на свою полянку и начала собирать ягодки быстро, потому что ее ждали родные. И насобирала девочка полный кувшинчик земляники. Похвалил Женю папа и спросил, как же она смогла собрать так много ягод? Девочка ответила, что ей помогал кувшинчик. Про дудочку она не стала никому говорить. И все смогли собрать много ягод и довольные пошли домой.

Полезным будет краткое содержание "Дудочка и кувшинчик" для 1 класса. Потому что детям еще интересны сказки с волшебными элементами. Казалось бы, простой сюжет - семья решила собрать в лесу ягоды. Но благодаря старику-боровику и волшебной дудочке, детям становится интереснее читать рассказ. Читатели понимают, что для того, чтобы получить результат, нужно потрудиться.

О трудолюбии - вот о чем рассказ. Поэтому это произведение изучают в начальной школе. Дополнить рассказ можно и пословицами и поговорками про труд. Можно спросить о том, какие еще сказки и рассказы дети знают о трудолюбии. Также на занятии можно поговорить о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о братьях меньших и растениях. Благодаря таким беседам у детей формируют любовь к труду, ответственности, бережному отношению к окружающему миру.

Семья отправилась в лес собирать землянику. Мама дала дочке Жене кувшинчик и показала полянку, на которой много ягод. Девочка походила по полянке, но ягод не нашла.

Она вернулась с пустым кувшинчиком к своим родным. Женя увидела, что мама и папа набрали ягод. Даже у её младшего братика Павлика было две ягоды на блюдце.

Она пожаловалась маме, что ей попалась плохая полянка, на которой нет земляники. Тогда мама посоветовала ей наклоняться и смотреть под листочки.

Женя вернулась на свою полянку. Девочка присела и заглянула под куст с земляникой, там действительно были спелые ягоды. Она набрала восемь ягод и ей надоело. Женя подумала, что если она будет постоянно приседать, она быстро устанет.

Девочка отправилась на поиски полянки, на которой ягодки были бы на виду и не прятались под кустом. Искала она такую волшебную полянку, но не нашла. Женя устала, присела на пенек и подумала о том, чтобы было бы неплохо, если бы кто-то помог ей насобирать ягод.

Вдруг из-под пенька выглянул маленький, но крепкий старичок. Женя пожаловалась ему, что ягоды прячутся от неё под листьями, а нагибаться ей не нравится.

Старик показал девочке волшебную дудочку. Когда она начинает играть, ягоды тот час же показываются из-под листиков.

Девочка обменяла свой кувшинчик на дудочку. Она отправилась на полянку и начала играть. Вся поляна тут же ожила и покрылась красным ковром из ягод.

Женя собиралась было набрать ягод, да вспомнила, что обменяла кувшинчик. Она отправилась к старику и поменялась обратно.

Когда она пришла на полянку ягоды уже попрятались. Женя снова побежала к старику и попросила отдать ей и дудочку и кувшинчик. Старик рассердился, он назвал девочку лентяйкой и исчез.

Женя побежала на полянку и быстро насобирала полный кувшин земляники.

Из сказки можно сделать вывод, что для того, чтобы что-то получить, необходимо хорошо потрудиться.

Картинка или рисунок Дудочка и кувшинчик

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Детство в Архангельске Шергина

    В рассказе описывается жизнь и детство одного мальчика и его матери. Его мать родилась в Соломбале и звали ее Анной. Ее отец руководил мастерским, где на заказ делали паруса для верфи

  • Краткое содержание Носов Живое пламя
  • Краткое содержание Война и мир 2 том по частям и главам

    В этом томе показана жизнь общественности, как раз накануне Отечественной войны, а именно 1806-1811 года. В этом томе показываются и раскрываются отношения между героями, всех чувства и переживания.

  • Краткое содержание Чехов Иванов (пьеса)

    В этой драматической пьесе Чехова, действительно, каждый герой, а точней, персонаж несчастен. У каждого свои проблемы и своя правда. Нет героев, есть только несчастные люди

  • Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев)

    В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса