Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Педагогические основы развития творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»

Подготовила: Карнюхина М.А.

Болхов - 2016

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей начинается уже на уроке . Не для кого уже не новость, что современный урок значительно отличается от традиции. В эпицентре внимания уже не учитель, а ученик, который определяет тему урока, цель, планирует свою работу, оценивает свой результат. Задача учителя создавать условия для успешной работы обучающегося. Мастерство учителя как раз и заключается в организации исследовательской деятельности обучающегося, в результате которой происходит развитие творческих способностей детей. Современный урок –это один из способов развития личности ребёнка, его индивидуальности. Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Признаками и критериями творческой деятельности являются продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность . В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

устанавливать причинно-следственные связи;

видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

рассматривать систему в развитии;

делать предположения прогнозного характера;

выделять противоположные признаки объекта;

выявлять и формировать противоречия;

разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

представлять пространственные объекты.

Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

решить задачу по аналогии;

решить задачу при частичной подсказке учителя;

доказать правильность решения;

решить нестандартную задачу;

самостоятельно составить творческое задание;

выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Второй момент - внеурочная деятельность . В нашей школе она ведётся по пяти направлениям. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей, в формах, отличных от урочной системы обучения. Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Третий момент- проектная деятельность. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка. Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого в оспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто:

Преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

Свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

Уважает личность ученика;

Дифференцирует объем и сложность заданий;

Побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

Развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

Педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.


Республика Татарстан

Тукаевский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на тему :

«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС»

Подготовила учитель

начальных классов

Гайнатуллина Талия Гаязовна

1.Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В.А. Сухомлинский писал:

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

“Быть всегда творческим – значит быть всесильным.” - говорил

Марк Фише.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

2. Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и, если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию. И не все могут сохранить надолго творческие способности.
Именно в школьные годы наступает критический момент детских творческих способностей. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести, а не потерять возможность для самореализации. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

3. В своей работе большое внимание я уделяю развитию творческих способностей в трудовой деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности я использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».

Любая учебная работа ребенка должна быть доведена до результата. В воспитательном отношении недопустимо бросать дело на полпути.

Наиболее эффективно развиваются творческие способности, в художественном труде посредством аппликации.

В своей работе большое внимание я уделяю аппликации.

На занятиях мы с детьми работаем не только бумагой и картоном, но и используем другие материалы. С удовольствием дети выполняют аппликации из ткани, опилок, песка, соломки, яичной скорлупы, пластилина.

Во время работы я даю детям свободный выбор объектов для аппликации.
В процессе занятий у детей развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. В большинстве случаев им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания. С помощью аппликации у малышей развиваются творческие способности, художественный вкус, тактильное восприятие, внимание, память, абстрактное мышление.

Дети с удовольствием составляют аппликации из засушенных листьев и цветов. При использовании природного материала очень хорошо заметно развитие творчество учащихся. Каждый ребенок по своему подбирает засушенные листья разных цветов для своей композиции и видно как с удовольствием работают дети и блестят их глаза от удовлетворенности своей работы.

Кроме аппликации на уроках труда я работаю с пластическими материалами: соленым тестом и пластилином, ведется работа с папье – маше. У детей развиваются не только творческие способности, но и абстрактное мышление, воображение. (выставка)

4. Развитие творческих способностей – сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций , позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок - остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Большое значение наши учителя придают решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

  • решить задачу по аналогии;
  • решить задачу при частичной подсказке учителя;
  • доказать правильность решения;
  • решить нестандартную задачу;
  • самостоятельно составить творческое задание;
  • выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто:

Преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

Свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

Уважает личность ученика;

Дифференцирует объем и сложность заданий;

Побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

Развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

Педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл

Подготовила:Маландина Валентина Константиновна, учитель начальных

классов МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа»

Параньга, Усола,2014

Развитие творческих способностей учащихся в условиях ФГОС

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Хотя нам не выделяют часы для внеурочной работы.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Каждый год в школе с учащимися проводится конкурс исследовательских работ. Лучшие работы отправляются на районный и республиканские конкурсы по направлениям. Поэтому с детьми приходится ещё и работать индивидуально. Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами планировать свою деятельность. А так же привлекаются родители к этой работе.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Цель исследования :

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования :

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, а именно обучающихся и их родителей.

Как правило, творческие способности мы развиваем во всех уроках. Пишем проекты, составляем презентации, на уроке рисования развиваем художественно- эстетическое творчество..Но я взяла себе тему для самообразования «Развитие литературно -творческих способностей детей».Литературное творчество делает жизнь богаче, содержательнее. Оно развивает их способность эстетического чувства, обогащает внутренний мир, даёт возможность познать радость творчества.

Литературное творчество имеет значение не только для развития литературных способностей, оно важно для развития ребёнка в целом, для формирования сознания, нравственности, а в старшем школьном возрасте и мировоззрения.

Дети младшего школьного возраста чаще пишут о том, что им более всего близко и доступно – о природе, о своих играх и развлечениях, о том

Что их радует, удивляет, забавляет. Затем они начинают отражать в своих стихах и общественные события.

К.Д.Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, …Язык есть самая живая, самая обильная связь, соединяющая отжившее, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое». Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Оно обладает возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Язык – это средство литературного творчества – поэзии, прозы. Языковой анализ текста – это всегда исследование, всегда творчество.

Начало обучения в школе – очень важный момент в жизни ребёнка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребёнка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребёнку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приёмов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику «Мастерская слова». И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращённой к нему. Ведь все эти жанры является своеобразной словесной игрушкой Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.

Работу по литературному чтению в течение нескольких недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма слухового внимания. Пользуясь толковым словарём, выясняем с ребятами, что такое рифма.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма – это рифма на последнем слоге, женская – с ударением на предпоследнем слоге. Рифмовать, значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в «Азбуке». Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по-разному.

В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :

1. Дополни слоги до слов

2. Придумай рифму к слову

3. Чистоговорки

4. Игра «Доскажи словечко»

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый …(василёк)

Отгадай ребус и составь стишок.

Ечка

Ечка

Ечка

Ечка

(Печка,свечка,речка, овечка)

В доме затоплена печка,

Мигает зажжённая свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

6. Придумай стишок по его началу или концу .

Как у наших у ворот,

Бабка курочек зовёт.

7. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Круглое, сладкое (Яблоко ).

Загадки, пословицы, поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии, красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда, как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Дети очень любят их придумывать.

В свое работе над «Развитием литературно творческих способностей детей» я считаю, что есть результаты. По окончанию 4 класса мы выпускаем книжку «Моя первая книжка», где дети помещают туда свои стихи, интересные истории, рисунки. В этом конечно помогаю я сама.

Мои дети являются участниками «Кумашевского чтения» 1 место-Шайхутдинова Ильвина, «Герасимовсое чтение «– Чиркова Наталья -2 место, Семенов Артём –сертификат, «Гаязовское чтение «– Растворцева Арина – сертификат, «Якимовское чтение «– Растворцева Арина, Семенов Артём – сертификаты.

В конкурсе «Самырык тукым» Семенов Артем занял 2 место, Растворцева Арина – 1 место. Они были награждены грамотами.

Участвуют не первый год в республиканском экологическом конкурсе «Первые шаги», «Мой первый проект»: Растворцева Арина –сертификат и Семенов Артем – грамота Шайхутдинова Ильвина - сертификат

Участие во II районной научно-практической конференции школьников в секции«Начальная школа» с исследовательской работой «Богатыри земли марийской» . Чиркова Наталья - сертификат

Районный конкурс краеведческих исследовательских
работ обучающихся
«Край родной марийский»
Направление «Родословие»
Номинация «История моей фамилии»
I место в районе у Чирковой Натальи . Участие в республике(свидетельство) Республиканский творческий музыкально-поэтический конкурс

« Семья вместе – душа на месте»

«Мой первый проект» (грамота )

Участие в республике (свидетельство)

Так же участвуют и в других творческих конкурсах. «Защитим лес» , «Огонь – не забава» «Лес в творчестве юных», Дикая природа» Проводимая мною работа с детьми развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А так же воспитывает положительную мотивацию к учению.

Литература:

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009г. №1, №6, №7

    Литературное чтение в 1 классе.

    Программа «Школа России»

    Нетрадиционные методы обучения. Автор Е.Щербакова.

    Интернет - ресурсы

Слайд 1)
(слайд 2) Да это действительно так. Работая учителями начальных классов, мы видим важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
(слайд 3) В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями начальных классов были поставлены задачи:
формирование знаний в соответствии с новыми стандартами;
формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетентно, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Поэтому каждому педагогу начальной, а теперь и средней школы важно понять ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ надо изменить в своей деятельности для реализации обозначенных выше задач.
(слайд 4) Что важно знать и уметь учителю?

  • знать принципы деятельностного подхода;
  • уметь реализоват ь деятельностный подход на практике ;
  • освоить новую систему оценивания - критериальную ;
  • освоить принципы организации диалога на уроке.

(слайд 5) Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
  • теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, и компетентностей в любой предметной области познания.

(слайд 6) Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

(слайды 7-8) Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
(слайд 9) Его можно выразить формулой «деятельность -личность» , т. е. «какова деятельность, такова и личность». Проводя аналогию, можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь» .
(слайд 10) «Вне деятельности нет личности» .
Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
(слайд 11) Так как основной формой организации обучения является урок, то каждому учителю необходимо знать принципы построения урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.(Приложение 2)
Дети на уроках с применением деятельностного метода работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Технология деятельностного метода требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.
(слайд 12) Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Ученики, конечно, под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на поставленные вопросы, открывают для себя новые знания.
Использование на уроках системно-деятельностного подхода дает детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше своих учеников.
Буквально несколько лет назад, каждый ученик говорил:


Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

То сейчас ученик с полной ответственностью может заявить:

(слайд 13)

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное - сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

(слайд 14) Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду для того, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
(слайд 15) Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых , основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых , мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.
(слайд 16) Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус.
(слайд 17) Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
(слайд 18) Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.
Но все это становится возможным только при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.
(слайд 19) Так что же такое творчество? Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности. Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать - значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.
(слайд 20) В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества.Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами.
(слайд 21) Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.
(слайд 22) В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в начальной школе, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель:
сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое;
объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире;
разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.
Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их - дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий.
(слайд 23) Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Поэтому детей следует учить в первую очередь наблюдать, исследовать, размышлять и манипулировать идеями.
(слайд 24) Большинство уроков труда и технологии в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага - самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона. Бумага сама по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
(слайд 25) Уроки по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
(слайд 26) В процессе обработки бумаги учащиеся знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, складывания, внимание его направляется на создание новых по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда учитель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
(слайд 27) Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.
Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Мастер-класс

(слайд 28) Сегодня мы предлагаем Вам на несколько минут превратиться в учеников погрузиться в мир творчества и поработать с бумагой.

Тема: «Снежинки-гармошки»

Назначение: украшение интерьера. Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, учителей начальных, классов, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей

Описание: Объемная снежинка выполнена из бумаги, сложенной «гармошкой». Может послужить украшением интерьера дома, детского сада, школы, офиса.

Цель: изготовление объемной снежинки из бумаги.

Задачи: Учить использовать бумагу, сложенную «гармошкой» для создания объемной снежинки; развивать мелкую моторику рук и глазомер,воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Вырезание снежинок из бумаги своими руками - это на самом деле всего лишь частный случай вырезания узоров из бумаги. А вот само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во втором веке нашей эры, когда была изобретена сама бумага. Широкое распространение это искусство получило в 13 - 17 веках, когда цена бумаги существенно снизилась и стала доступной для простого народа, а позднее по торговым путям искусство вырезания распространилось и на Евразию. Искусство вырезания узоров из бумаги так полюбилось многими странами, что их народы стали считать это искусство своим исконным. По форме узоры из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми, в виде звезд или снежинок, изображали животных, птиц, растения и использовались для украшения окон, стен, мебели. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность.
А теперь вернемся к истории возникновения вырезания снежинок. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений вышеописанного древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка из бумаги именно снежинок впервые появилась в России, причем задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору березы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта.
Ежегодно в канун Нового года снежинки из бумаги украшают окна квартир и как ничто другое создают атмосферу этого зимнего праздника!
Где-то снега много, где-то маловато, но все согласны, что снежинки— любимое и главное украшение зимы и зимних праздников. Сколько же существует способов их смастерить! Ну, наверное, всё же меньше, чем самих вариантов узоров на этих ледяных кристалликах.
Давайте смастерим снежинки, используя очень полезные навыки, умение гофрировать или складывать гармошкой и умение симметрично вырезать. Оба навыка тренирует пальчики и отлично развивают глазомер.

(слайд 29) Практическая работа

Материалы, необходимые для работы: бумага, ножницы, клей, резинка для плетения, карандаш простой.
(слайд 30) Возьмите лист бумаги, сложите её пополам вдоль и разрежьте.
(слайд 31) Теперь полоску нужно сгофрировать, т.е. сложить гармошкой. Те, кто хорошо умеет это делать, могут гофрировать с небольшим шагом, примерно 12 мм. Малышам же стоит предложить гофрировать "по направляющим". Сложите прямоугольник пополам (узоры по краям), затем ещё раз пополам и ещё раз пополам.
(слайд 32) Разверните. Сложите гармошкой по намеченным линиям. Когда мы с первоклассниками осваивали этот способ, в этом месте они постоянно ошибались. Чтобы понять, правильно ли они перегнул, я предложила попробовать сыграть "Я играю на гармошке", растягивая свою гармошку. Сразу стало понятно, больше не ошибался никто!, но каждый раз сами себя проверяли пением.
(слайд 33) Перегните пополам каждую гармошку, следя за тем, чтобы при складывании края совпали. Края скругляем или срезаем на уголок в одну сторону.
(слайд 34) Вырезаем узоры. Работаем сразу с двумя гармошками. По линии сгиба рисовать не нужно. Вырезаем симметричный узор.
(слайд 35) Склеиваем детали снежинки по внутренней стороне.
(слайд 36) Склеиваем детали полностью, пока половинки не соединятся в круг. Снежинка готова.

(слайд 37) Творческое задание

А теперь я предлагаю Вам подумать, какие ещё игрушки и образы можно создать из снежинки? Как можно применить снежинки в оформлении? Чем может стать в Вашей работе элемент такого вида?

Рефлексия. Давайте послушаем, какие идеи у Вас возникли.

(слайды 38-43) Теперь посмотрим, что сделали школьники на уроке технологии индивидуально и объединившись по 2-3 человека.

(слайд 44) Выводы. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Для активации творческой деятельности важны: мотивация, внимание, воображение, любознательность. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.