О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Другие тексты песен "Ф.И.Тютчев"

Другие названия этого текста

  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - «О, как убийственно мы любим...»
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев / читает А.Петров - О, как убийственно мы любим
  • М. П. Мусоргский - "Заброшенный замок" - (Картинки с выставки) "О, как убийственно мы любим" - Ф. Тютчев
  • Ф.И.Тютчев - "О, как убийственно мы любим"
  • Пономарева Екатерина - О как убийственно мы любим
  • Endy Seven - O, kak ubiistvenni mi lubim
  • Ф. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • А.Аксенов - О как убийственно мы любим
  • Ghost-of-Rose - Стихотворение Ф. И. Тютчева "О, как убийственно мы любим" на музыку Бетховена "Тишина"
  • Yirima (+стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Михаил Козаков - Ф.И.Тютчев "О, как убийственно мы любим"
  • Федор Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Creat by BN - О как убийственно мы любим
  • Виталина Майская - "О как убийственно мы любим" (на стих Ф.Тютчев)
  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • Федор Тютчев - стихи - О, как убийственно мы любим
  • Стих учу ёпта - ...сложна
  • Ф.И. Тютчев - О как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - М.Мусоргский - О, как убийственно мы любим(..как в буйной слепоте страстей.Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!..)
  • UlyssesX - Ф.Тютчев "О как убийственно мы любим"
  • Зима (Музыка Yiruma, стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусоргский (Старый замок) - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусорский - О, как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим...
  • Ф.И.Тютчев - О,как убийственно мы любим
  • Ф. Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев (чит.М.Козаков) - О,как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О, как убийственно мы любим...

«О, как убийственно мы любим…» Федор Тютчев

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Личная жизнь Федора Тютчева сложилась достаточно трагично, однако до конца жизни поэт был благодарен тем женщинам, которых любил, и которые отвечали ему взаимностью. Первая супруга Тютчева – Элеонора Петерсон – подарила поэту трех дочерей и скончалась спустя несколько месяцев после возвращения семьи в Россию. Тяжело пережив смерть первой супруги, Тютчев спустя несколько лет женится повторно, однако этому браку суждено на долгие 14 лет превратиться в любовный треугольник. Все дело в том, что вскоре поэт знакомится с юной дворянкой Еленой Денисьевой, которая становится его любовницей. Но роман заканчивается грандиозным скандалом, когда выясняется, что Денисьева, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет ребенка.

В 1851 году Тютчев посвящает своей избраннице стихотворение под названием «О, как убийственно мы любим», которое наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки. В результате Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения, которые были уготованы светским обществом для падшей женщины, в которую, по мнению питерской знати, превратилась Денисьева. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные переживания и те публичные унижения, которые пришлось пережить Елене Денисьевой. «Все опалили, выжги слезы горючей влагою своей», — отмечает поэт.

Автор раскаивается в том, что своей любовью причинил ни в чем не повинной девушке столько страданий , подчеркивая, что «незаслуженным позором на жизнь ее она легла». И единственно, что утешает ту, которая поддалась своим чувствам – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». В результате в своей душе героине стихотворения удалось сберечь лишь «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слез!».

Свою любовь к Елене Денисьевой поэт называет убийственной, подчеркивая тем самым, что это чувство полностью разрушило жизнь его избранницы. И это утверждение соответствовало истине, так как потомственная дворянка стала предметом сплетен и пересудов в высшем свете, куда после рождения дочери путь ей был заказан. Остаток жизни Елена Денисьева прожила на съемной квартире, которую оплачивал Федор Тютчев, полностью посвятив себя воспитанию детей поэта. Именно они стали для нее главным смыслом существования. Понимая это, Тютчев полностью взял на себя заботы о своей второй семье, резко пресекая любые попытки друзей и знакомых позлословить на столь больную для себя тему. До сих пор остается загадкой, почему поэт не оставил свою вторую жену, к которой к тому времени давно уже охладел, и не женился на Елене Денисьевой, которая подарила ему троих детей. Видимо, все дело заключалось в благородстве поэта, который знал, что супруга, несмотря ни на что, все еще искренне его любит. К слову сказать, Эрнестина Тютчева действительно простила своего неверного супруга и даже согласилась на то, чтобы он дал внебрачным детям свою фамилию. И именно она помогла поэту справиться горем, когда Елена Денисьева и двое ее детей скончались от туберкулеза. Тем не менее, до конца жизни поэт испытывал вину за то, что, поддавшись чувствам, не сумел сделать свою возлюбленную по-настоящему счастливой и заставил ее пережить множество унижений, связанных со скандальным романом.

Фёдор Иванович Тютчев – это прекрасный поэт, который оставил после себя удивительное наследие. Его произведения с удовольствием читает не одно поколение. Любой влюблённый поймёт те чувства, которые вкладывал автор в стихотворные строки. Слова, написанные более полутора столетия назад близки и понятны, они берут за душу с первых строчек и не отпускают до конца стихотворения.

Личная жизнь Фёдора Ивановича была очень разной. Мужчина пережил многое: был обласкан и любим женщинами, своих любимых боготворил, терял любимых, страдал, совершал ошибки... И всё это выплёскивал на бумагу.

Особенно интересно его стихотворение «О, как убийственно мы любим», созданное в 1851 году. Данный шедевр посвящается одной из его любимых женщин. Чтобы понять, о чем речь идет в стихотворении, необходимо произвести тщательный анализ строк и разобраться в биографии самого автора.

Особенности истории написания

Представленное читателю произведение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых сильных, чувственных, ярких. Несмотря на то что поэт не был постоянен в любви, он до последних дней своей жизни благодарил женщин, которые внесли огромный вклад в формирование его как личности. Женщины любили Фёдора Ивановича, и он отвечал им взаимностью. Тютчев был искренним, любящим и благородным. Лирик одарил своими стихами всех женщин, которые были ему дороги.


Находясь в брачных узах, Фёдор Иванович очень сильно влюбился в молодую дворянку. Звали ее Еленой Денисьевой. Очень скоро выяснилось, что чувства поэта ответные, и женщина стала любовницей Тютчева. Влюблённые проводили вместе очень много времени и скрыть от общества этот факт не представлялось возможным. Особенно когда Елене забеременела.

Любовный треугольник - Фёдор, его жена, его любовница - просуществовал на протяжении четырнадцати лет. В это время страдали как настоящая жена поэта, так и возлюбленная Елена.

Роман с Денисовой постепенно обрастал грандиозным скандалом. Елена так сильно любила Фёдора Ивановича, что решилась пойти против воли всей своей семьи и против сложившихся традиций высшего общества. Это привело ко многим унижениям, исходящий от светского общества. Дворянство осуждало женщину. Перед девушкой захлопнулись все двери.

Тютчев в трудные минуты не покидал свою любимую и ценил ее еще больше, так как девушка пожертвовала всем ради Фёдора Ивановича, она делала всё, чтобы их любовь просуществовала вечно. Именно этой женщине и посвящено произведение «О, как убийственно мы любим», которое вышло в свет спустя некоторое время. Произведение переполнено любовью.

Анализ стиха «О, как убийственно мы любим»

Стихотворение является образчиком настоящей поэзии и состоит из десяти особенных четверостиший. Следует отметить, что два из них являются полностью идентичными. Они используются в качестве обрамления произведения и указаны как вначале, так и в конце стиха. Повторение одной и той же строфы придает шедевру еще большую эмоциональность и подчеркивает значимость произведения для самого автора.

При написании стихотворения использовался ямб четырехстопного типа. Перекрестная рифмовка придает строка еще большую особенность. Чтобы усилить эмоциональность в произведении, поэт применяет всевозможные эпитеты, а также знаки препинания – это и многоточия, и восклицательные знаки, и множественные запятые.

Интересна в стихотворении «О, как убийственно мы любим» и особенная лирическая концепция, которая усиливается с использованием оксюморонов. Ярким примером такой формы является само название стихотворения. Именно такие фразы видны в начале и в конце шедевра. Следует отметить, что в последней строфе значение таких словосочетаний по-особенному усиливается. Это обусловлено присутствием в нем знака восклицания.

Произведение Фёдора Ивановича можно подразделить на три отдельные части. В первом повествовании лирический герой задается вопросом и полностью поглощается в воспоминания о прошлом. Вторая часть стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный в первой части, и рассказывает сюжет основного действия, которое произошло в настоящее время. Третья часть шедевра вполне предсказуема – автор рассказывает о последствиях, к которым привели действия, изложенные во второй части.

Если посмотреть на стихотворение «О, как убийственно мы любим» в целом, можно смело сказать, что оно рассказывает о любовных отношениях лирического героя и его любимой. В качестве главной героини выступает Елена Денисьева, а под лирическим героем скрыт сам Фёдор Иванович Тютчев.

Особенности первой части

Первая строфа в произведении представлена в виде нескольких вопросов. Автор пытается разобраться, что же произошло за такой короткий промежуток времени. Почему пропала былая улыбка и на щеках возникли горькие слезы.

Следует отметить, что лирическому герою известны ответы на поставленные себе вопросы. Автор знает в чём дело, и от этого становится еще хуже на душе. Всего год назад, в полной эйфории влюблённости поэт был горд своей победой на любовном фронте, но что же стало с возлюбленной, отчего теперь нет былого восторга?

Особенности второй части

Повествование сюжетной линии начинает меняться с третьего четверостишья. Здесь описываются особенные воспоминания автора. Фёдор Иванович рассказывает читателю о героине, которая с первой встречи покорила его сердце своим волшебным взором. Ему нравилось в любимой все – это и свежий румянец на щеках, и великолепный смех, который был таким живым, что казался чуть ли не младенческим. В момент встречи с лирическим героем девушка была как цветок, красующийся во время юности.

Женщина очень сильно очаровала автора, он восхищался ее красотой и прелестью, а также гордился, что смог завоевать ее сердце. В четвертом четверостишии у автора снова возникают вопросы. Он спрашивает у самого себя, куда же все это подевалось. Очевидно, что таким вопросом задавался не лирический герой, а сам Фёдор Иванович.

Особенности третьей части

Очередная смена сюжетной линии и повествования начинается с шестого четверостишия. Здесь лирический герой представлен не как определённая личность, а как своеобразное орудие, которое способно изменять судьбы окружающих. Автор дает понять читателю, что все горести и муки, причиненные девушке, получены ей незаслуженно и связаны именно с тем случаем, когда поэт влюбился в женщину и влюбил в итоге ее в себя. Такие чувства полностью изменили судьбу юной леди.

Только ради любовных отношений Елена решила полностью отречься от всех земных радостей и посвятить себя своему возлюбленному. Она потеряла все: имение, родственников, уважение со стороны общества. Данная мысль начата в шестой строфе и продолжается в седьмой. Здесь жизненный путь представлен в виде постоянных испытаний, на которые обречена в будущем героиня.


Особенно интересно восьмое четверостишие. В нем раскрывается вся суть используемых образов в произведении. Здесь произведение Тютчева наполнено особенным драматизмом. Автор осознаёт свою вину перед любимым человеком. Именно его чувства, его любовь привели к постоянному ожесточению, со стороны светского общества, к нападкам и изоляции женщины. Девятая строфа рассказывает о любви, которая представлена в виде злого огня, способного сжечь все окружающее и оставить лишь пепел.

Философская мысль в шедевре


Стихотворение «О, как убийственно мы любим» переполнено своеобразным чувством безысходности. Основная философская мысль сосредотачивается на понимании и осмысливании своего жизненного пути.

Представленный лирический герой полностью погружен в свои мечты и размышляет о возникшей ситуации. Делает он это как сам в одиночестве, так и на публике, под строгим взглядом окружающих.

Для представленного в произведении героя реальность представляет собой определенное доказательство тех фактов, что любовные отношения – это определенный период цветения души, который сталкивается с постоянными переживаниями и испытаниями. Именно такие ощущения и испытывал Фёдор Иванович Тютчев.

В своём произведении поэт показал читателю, какими чувствами наполнена душа, когда приходит осознание собственного бессилия над ситуацией. Тютчев раскрывает главную суть - любовь может принести не только радость, но и горечь. Любой любовный треугольник непременно будет колоть всех участников запутанной истории. Так было у чудного поэта. От того его стихи с интригующей ситуацией понятны и близки.

Стихотворение "О, как убийственно мы любим.." появилось в 1851. Делая анализ этого стихотворения необходимо немного углубиться в биографию поэта. Эта работа по истине считается одной из самых чувственных среди всех произведений. В жизни Федора Ивановича личная жизнь складывалась весьма трагично. Но поэт все равно до последних дней был благодарен женщинам, которые встречались на его пути, любили его, а он их. В основном свои работы Тютчев посвящал лишь женщинам, которые оставили особый отпечаток в его сердце.

Произведение делится на три части. Первая строфа показывает парня, который задает себе вопросы, на которые он может ответить. Но эти ответы его не совсем радуют.

В середине мы видим, что уже идёт речь о воспоминаниях поэта. Думает он о женщине, которая покорила его сердце, с теплом вспоминает их первую встречу, вспоминает её красивое лицо, румяные щеки и звонкий смех. Он очень много думает о ней и в итоге снова задается вопросами. Вероятно, что и сам Тютчев со своей весьма несчастливой личной жизнью задался таким же вопросами.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…» - лучшее сочинение


Ты говорил: она моя…

Что уцелело от нея?


И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим
Что сердцу нашему милей!

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева занимаеи немалое место. Поэт был.

Анализ стихотворения Тютчева «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим…» написанное в 1851 году, через год, после роковой встречи Тютчева и Елены Денисьевой. Она полностью посвятила себя поэту, родила ему троих детей, но, к сожалению, общество отвернулось от Денисьевой, не примирившись с тем, что она была его незаконной женой.

Это одно из произведений из цикла других, посвященных любимой, оно, как и остальные пронизано печалью и тоской. Поэт поднимает извечную проблему любви. Он, верно, подмечает тот факт, что самую большую боль причиняют близкие и любимые люди.

Благодаря перекрестной рифме и пятистопному хорею, стихотворение читается плавно, на одном дыхании. Также в стихе присутствуют архаизмы (ланит, очи, взор). Они вместе с междометием «О» в первой строчке указывают на одическую традицию XVIII века. Поэт использует риторические вопросы, на которые не находит ответа. Также много восклицательных знаков, что говорит об эмоциональной насыщенности стихотворения, об искренних страданиях автора.

Поэт раскаивается в том, как он поступил со своей любимой. В первых строчках он акцентирует внимание на своей главной вине, а далее объясняет детально, в чем же она состоит. Тютчев указывает на эгоистичность своей любви, которая принесла несчастье любимой женщине:

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Тютчев как бы ведет разговор с самим собою, спрашивает и сам же отвечает на вопрос:

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Он сравнивает образ Елены до их встречи и то, что случилось с нею потом:

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Первые и последние строчки стиха совпадают. Это говорит о раскаянье поэта, его сожалении о том, что он сделал. Также Тютчев обращает внимание читателя на то, что это не только его проблема. Так поступает очень много людей, и не все из них понимают, что же они делают.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим
Что сердцу нашему милей!

Когда читаешь эти бессмертные строки, в душу закрадывается грусть, сожаление, тоска. Перед глазами встают образы людей, чувства которых погубил ты, и тех, кто надругался над твоими собственными.

Самое печальное то, что человек, любовь которого однажды истоптали в грязи, не всегда решается полюбить еще раз. Так появляются несчастные мужчины и женщины, которые уверены в том, что настоящей любви не существует.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "О, как убийственно мы любим. "

«О, как убийственно мы любим. » (1851) - третье стихотворение так называемого «денисьевского» цикла, то есть цикла любовной лирики, состоящего из пятнадцати стихотворений, посвя­щенных Елене Александровне Денисьевой. Это стихотворение (оно состоит из десяти строф, что для Ф. И. Тютчева много) наиболее полно выражает тютчевское представление о любви как о «встрече роковой», как о «судьбы ужасном приговоре». «В буйной слепоте страстей» любимый человек разрушает радость и очарование любви: «Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!»

Ф. И. Тютчев ставит здесь сложную проблему вины человека, нарушившего во имя любви законы света - законы фальши и лжи. Психологический анализ Ф. И. Тютчева в поздней ли­рике неотделим от этики, от требований писателя к себе и к другим. В «денисьевском» цикле он и отдается собственному чувству, и в то же время проверяет, анализирует его - в чем правда, в чем ложь, в чем заблуждение и даже преступление. Это проявляется часто в самом лирическом высказывании: в некоторой неуверенности в себе и своей правоте. Вина «его» определена уже в первой строчке: «как убийственно мы любим», хотя в самом общем и отвлеченном смысле. Кое- что проясняют «буйная слепота страстей» и их губительность.

«Она» - жертва, но не только и не столько эгоистической и слепой страсти возлюбленного, сколько этического «беззакония» своей любви с точки зрения светской морали; защитником этой узаконенной морали у Ф. И. Тютчева выступает толпа: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело. / И что ж от долгого мученья, / Как пепл, сберечь ей удалось? / Боль, злую боль ожесточенья, / Боль без отрады и без слез!» Эти десять четверостиший созвучны с историей Анны Карениной, которая у Л. Н. Толстого развернута в обширное романное повествование.

Таким образом, в «борьбе неравной двух сердец» нежнее оказывается сердце женщины, а по­тому именно оно неизбежно должно «изныть» и зачахнуть, погибнуть в «поединке роковом». Общественная мораль проникает и в личные отношения. По законам общества он - сильный, она - слабая, и он не в силах отказаться от своих преимуществ. Он ведет борьбу с собой, но и с ней тоже. В этом «роковой» смысл их отношений, их самоотверженной любви. «В денисьевском цикле, - пишет Н. Берковский, - любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами». Вероятно, это оттого, что, чем выше духовное содержание любви, тем выше способность проникаться душевной жизнью любимого человека настолько, чтобы пе­реходить на позиции чужого «я», как на свои собственные. Но в этом «романе» есть и еще один смысл, обычный для русской литературы: сильный ищет спасения у слабой, защищенный - у беззащитного.

Как бы то ни было, «последняя любовь» Ф. И. Тютчева, как и все его творчество, обогатила русскую поэзию стихами необыкновенной лирической силы и духовного откровения.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ тихотворения Ф.Тютчева «О, как убийственно мы любим»

Сколько прекрасных стихов о любви подарили нам наши поэты! Их посвящают родным, возлюбленным, друзьям. Подобные произведения интересуют читателя, помогают понять внутренний мир поэта.

Произведение Тютчева «О, как убийственно мы любим» было написано в начале 1851 года, посвящено Елене Денисьевой, незаконной жене Тютчева, матери его трех детей. Она была отвергнута обществом, семьей – всеми, кем она дорожила, только из-за любви к мужу.

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

Автор не дает заголовка. Возможно, этим он хочет показать то, что он и не думал писать стихотворение, хотя и много размышлял о том, что пишет. Идея записать мысли пришла к нему внезапно.
Все стихотворение пропитано тоской и грустью. Тютчев пишет не о выдуманной судьбе влюбленного человека, а о своей собственной. Даже больше о судьбе Денисьевой, чем о своей.

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Это четверостишье больше остальных напоминает о трагической любви в жизни обоих героев.
В начале стихотворения Тютчев, громко восклицая, заявляет нам об ошибках, далее объясняет, в чем они заключаются.

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя.
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Многоточие стоит здесь неслучайно: оно указывает на паузу автора, который остановил свое перо прежде, чем продолжать писать. Сам автор был остановлен нахлынувшими воспоминаниями о его победе. Затем еще одна пауза – тире. И снова Тютчев задумался, теперь уже о том, к чему привела его победа. После подобные паузы не скоро появятся на его бумаге. Он начнет писать быстро, стремительно, захлебываясь в своих чувствах. Он восклицает и спрашивает самого себя, заранее зная ответ.
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.

В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.

Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора. Так же Тютчев не забывает об одической традиции XVIII века: он использует архаизмы (ланиты, очи, отрада, отреченье, взор), в первой же строчке присутствует междометие «О», которое всегда было неотъемлемой частью од, чувствуется некий пророческий пафос: Тютчев будто говорит, что все это ждет любого «неаккуратно» влюбившегося человека.

Трудной была жизнь Тютчева, еще трудней она стала для Елены Денисьевой, поэтому и стихотворение пропитано некой горечью.

Анализ стихотворения №4

Это стихотворение одно из самых известный произведений “Денисьевского цикла” – самого яркого в любовной лирике поэта

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» является одним из самых ярких, чувственных и сильных произведений поэта. Поистине шедевр создал Фёдор Тютчев, испытывая чувства к Е. А. Денисьевой. Его искренняя любовь и забота пропитали стихотворение душевным теплом. Каждая строка полна переживаний и дум поэта.
Вначале мы видим, как лирический герой вспоминает о встрече с возлюбленной. Её юность, красота, непосредственность зажгли в нём любовь и их отношения развиваются благополучно. Но герой не подумал об осуждении обществом их союза.

Очень грустно видеть, как стремительно сгорает их по – юному прекрасная, высокая и искренняя любовь. И лирический герой понимает, что в крахе любви есть и его вина, но уже слишком поздно.
В конце герой последний раз восклицает: «О, как убийственно мы любим!». но его возглас уже пропитан горем и безысходностью. У рассказанной истории хоть и туманный, но печальный конец.

Послушать стихотворение Тютчева Как убийственно мы любим

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О, как убийственно мы любим

В стихотворении «О, как убийственно мы любим...» Тютчев вновь касается того глубинного парадокса, который он открыл в стихотворении «Предопределение»,-- почему мы сами, по своей воле «то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!..»? Казалось бы, женщина не обделена любовью и нежностью со стороны мужчины, и все-таки его вина безмерна. Прошел всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Ее волшебный взор, и речи,/И смех младенчески живой...». Мужчина принес женщине вместе со своей любовью роковые испытания. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело». Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, что виноват свет с его казенной, косной моралью, но эта мораль оказалась примененной к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга. Следовательно, главным виновником он все-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную. С глубокой горечью он видит, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и вместо расцвета души у нее осталась одна «злая боль ожесточенья». Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остается чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти. Так, в конкретной любовной ситуации Тютчев снова касается темы любви и смерти. Любовь вновь ведет к неизбежной гибели. И этот бесчеловечный но своему смыслу парадокс углубляет наше представление о сложности жизни и вместе с тем бросает тень на те роковые обстоятельства, в которых состоялась любовь двух сердец. Вывод же Тютчева:

    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..-

касается общего закона, управляющего нами, и приобретает всеобщее, надличное значение, потому что наша любовь, как и все наши страсти, изначально слепа, родственна не только гармонии, порядку, светлым, но и самым темным, грозным стихиям, и потому человек не ведает, к чему может привести его любовь. Ему не дано предугадать, как отзовется его слово, скажет Тютчев в другом стихотворении. А это означает, что с возлюбленного отчасти снимается вина и перелагается на трагичность бытия в целом, на устройство мироздания, в котором все зыбко, непрочно и катастрофично. При этом жертвенный подвиг любящей женщины никогда не берется под сомнение, а ее борьба со светом и с собой всегда предстает законной, достойной уважения и поклонения. Уже после смерти Денисьевой Тютчев в стихотворении «Есть и в моем страдальческом застое...» просил у Бога вернуть его к жизни, рассеять «мертвенность» его пути и оставить ему «живую муку» - «муку-воспоминанья».

Глубоко постигнутая Тютчевым трагичность бытия не позволяет ему спасаться в идеале, в мечте о гармонии жизни или ее преображении. Тютчев отважен и смел в своем поиске философской истины. Во всей остроте перед ним встал вопрос: почему человек обречен на страдания и муки, ради чего совершается борьба? В душе поэта исподволь вызревает убеждение, что страдание человечества не должно быть эгоистичным. Иначе оно становится поистине убийственным и даже безнравственным. Не замыкаясь на себе, оно должно выразиться как подвиг во имя другого человека. «Лишь тем доступна благодать», утверждает Тютчев, кто умел страдать любя, кто

    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за други
    И до конца все претерпел.

Между тем в современном мире все больше дают себя знать индивидуалистическое сознание, эгоистические страсти. Личность отрывается, отпадает от мирового целого, от бытия. Это приводит к тому, что между личностью и бытием, личностью и природой нет согласия, нет гармонии. Индивидуализм означает также, что человек теряет опору, лишается веры, а эгоизм и безверие становятся источником душевных страданий и нравственных мук. Тютчев полагает, что преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям,- духовная болезнь века. И потому ее должно смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов мира, установленных Богом. При этом Тютчев уверен, что Запад никогда не укротит личное,эгоистическое чувство, никогда не поступится гордыней. Остается одна надежда - на Россию. Тютчев создает несколько стихотворений («О вещая душа моя!..», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»), в которых образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ. Тютчев чувствовал, что и сам он, человек европейской культуры, и многие его современники подвержены болезням индивидуалистического века, но, как русский, готов склонить голову перед высшими ценностями бытия и вечными заповедями учения Христа:

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые -
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

В еще большей степени самоотверженность, смирение гордыни во имя высших начал бытия свойственны русскому народу.