Известный русский писатель и педагог Е.А. Энгельгардт (Георг Рейнгольд фон Энгельгардт) родился 12 августа 1775 года в Риге в протестантской семье. Происходил из лифляндской ветви знаменитого рода Энгельгардтов.

В 1780 году по обычаю того времени пятилетний мальчик поступил на службу сержантом Лейб-гвардии Преображенского полка. Образование он получил в Петербурге, в знаменитом пансионе девиц Бардевик; среди его преподавателей были будущие академики А.К. Шторх и Крафт. В 16 лет Энгельгардт поступает на действительную службу в том же чине сержанта, но предпочитает штатские должности. Он с успехом становится чиновником канцелярии князя Зубова, с 1796 года служит в Коллегии Иностранных дел, в канцелярии вице-канцлера князя Куракина, везде обращая на себя внимание добросовестностью, исполнительностью и способностями. Образование юноша пополняет самостоятельными трудами: он свободно изъяснялся и писал на шести языках.

Важный пункт в карьере Энгельгардта - назначение его секретарем Мальтийского ордена. Добросовестный молодой человек ревностно отдается изучению подробностей его обрядов и истории, что позволяет поддерживать хорошие отношения с императором . Позднее он получает высокий и ответственный пост помощника статс-секретаря Государственного Совета. А в 1811 году, в связи с тем, что его интересовало не только административное, но и педагогическое поприще, Энгельгардта назначают директором в Санкт-Петербургский Педагогический институт, где он трудится почти пять лет.

Е.А. Энгельгардт пользовался репутацией человека разносторонних интересов. Он был писателем и педагогом, имел большие познания в географии и этнографии. Вместе с его бывшим учителем по пансиону академиком А.К. Шторхом он предпринял издание журнала о России на немецком языке "Russland" (1803-1809), в котором давал обзоры наиболее значительных событий современной русской жизни. В составе редакции Энгельгардт оставался до конца существования журнала. Многие статьи были написаны им самим, но печатались обычно без подписи. В этот же период Энгельгардт занимался и литературной деятельностью. В 1811 году он принял участие в издании в Петербурге двух небольших книжек под общим названием "Bagatelles. Promenades d"un desoeuvre dans la ville de S.-Petersbourg" (Безделицы. Досужие прогулки по улицам С.-Петербурга). Эти книжки имели большой успех: в 1812 году они были переизданы в Париже, а затем появились в переводе на немецкий и голландский языки.

В марте 1816 года происходит главное событие в жизни Энгельгардта - он назначается директором Царскосельского лицея, сменив на этом посту умершего в 1814 году В.Ф. Малиновского . 1816 год для многих воспитанников Лицея стал "счастливейшим годом", как сказал Пушкин. После периода междуцарствия в Лицее, связанного с определенным упадком преподавания, Энгельгардт восстанавливает его уровень, прилагает усилия к тому, чтобы юноши, живущие - в соответствии со строгостями устава - в определенной изоляции от общества, тем не менее не теряли навыков светского обращения. Для этого он знакомит лицеистов со своей семьей и разрешает для них отпуск в пределах Царского Села, где перед ними распахиваются двери многих аристократических домов. С этой же целью в 1821 году Энгельгардт задумал основать в Лицее "Общество лицейских друзей полезного".

Энгельгардт поддержал основные традиции лицейского воспитания, заложенные первым директором лицея Малиновским. Вслед за Малиновским он стремился налаживать и улучшать быт Лицея, создавать семейный уют. Высокогуманный, высоконравственный девиз Малиновского - "общая польза", легший в основу обучения в Лицее, нес в себе понятие о назначении человека, целью жизни которого должно стать основное стремление - приносить пользу, служа "общему благу", то есть народу, Отчизне. Это было и девизом Энгельгардта, который говорил: "доколе человек не умер, он должен иметь беспрестанно в виду великую цель: споспешествовать и общему благу".

Отношения между Энгельгардтом и Пушкиным с первых же дней стали сложными. Энгельгардт считал Пушкина "повесой", его волновали кажущиеся ему легкомысленность, поверхностность юноши. Пушкина, в свою очередь, отталкивало от просвещенного директора "некоторое суетное стремление к эффекту", раздражала его, порой мелочная, опека. Разные по характеру, темпераменту и мироощущению, юный поэт и опытный наставник не могли сблизиться. Энгельгардт пошел на сближение, оно казалось ему возможным, но вдруг случайно увидел карикатуру, нарисованную на него Пушкиным, эта история окончательно отдалила их.

Тем не менее, именно Энгельгардт своим заступничеством позднее спасает поэта от ссылки. Когда Александр I стал в разговоре с Энгельгардтом угрожать Пушкину ссылкой в Сибирь, то бывший наставник заступился за него, сказав, что Пушкин является "красой современной литературы", что его необыкновенный талант требует пощады, а "ссылка может губительно подействовать на пылкий нрав молодого человека". Позднее, Энгельгардт еще раз вполне доказал свое благородство тем, что переписывался со ссыльными Пущиным и Кюхельбекером, не боясь навлечь на себя Высочайший гнев.

При Энгельгардте было только три выпуска (1817, 1820, 1823 годы), но со многими из своих воспитанников он навсегда сохранил почти родственные отношения. Умный, трогательно-заботливый и преданный друг, не изменяющий ни при каких обстоятельствах ни своим привязанностям, ни своим правилам и убеждениям, Е.А. Энгельгардт остался в благодарных сердцах многих воспитанников нравственным образцом педагога и человека.

На церемонии Пушкинского выпуска 1817 года Е.А. Энгельгардт с уверенностью говорил о выпускниках: "Они могут быть полезны! Они будут полезны!.." Был зачитан список воспитанников с "означением преимуществ, с коими каждый из них по мере успехов и достоинства" определяется на службу, розданы медали, похвальные листы и свидетельства. Наконец Энгельгардт обратился к воспитанникам с напутственным словом: "Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...".

Многие воспитанники Лицея оставили свои воспоминания о Е.А. Энгельгардте, наполненные искренней благодарностью к своему наставнику. Бывшие лицеисты, жившие вне Петербурга, приезжая в столицу, непременно посещали приют своего детства - Царское Село - и своего старого директора.

В октябре 1823 года Энгельгардт был вынужден уйти с поста руководителя Лицея, поскольку тот поступил в военное ведомство, под начало Великого князя Константина Павловича и графа Коновницына. Дух военной дисциплины претил педагогу, и он не желал лично вводить в подведомственном учебном заведении соответствующие преобразования. На педагогическое поприще Энгельгардт уже не возвращается: в 1834 году он становится директором редакции "Земледельческой газеты", а с 1852 года - членом-корреспондентом Ученого комитета Министерства государственных имуществ. Е.А. Энгельгардт в течение своей жизни был также членом обществ: Поощрения лесного хозяйства, Вольного экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, учреждения училищ для взаимного обучения, а также Курляндского литературы и искусств. Некоторое время он был старшиной реформатской церкви Санкт-Петербурга.

Умер Егор Антонович Энгельгардт через три месяца после 50-летия Лицея, в 1862 году. Похоронили его на Смоленском лютеранском кладбище, недалеко от входа. Надгробие Е.А. Энгельгардта постигла та же участь, что и многие другие памятники на этом кладбище. Камень с его могилы был украден и только совсем недавно, на частные сбережения, установлен новый.

Имя Энгельгардта, прославленное его питомцами, заслуживает особого внимания. Обладая редким умением обходиться с молодыми людьми, он сумел навсегда завоевать их любовь, уважение и сохранить пожизненные связи со многими из своих бывших воспитанников, несмотря на различия их характеров и судеб. В 1877 году А.М. Горчаков увековечил память Е.А. Энгельгардта, пожертвовав шестнадцать тысяч рублей для учреждения в Лицее стипендии "В благодарном воспоминании о Е.А. Энгельгардте".

Основою всякого воспитания должна быть любовь. Должно любить детей, которых мы хотим воспитывать, сердечно любить их: без этого невозможно приобресть от них добровольное повиновение, радушие и доверие, на которых утверждается всякое разумное воспитание.

Е.А. Энгельгардт


Егор Антонович Энгельгардт (при рождении Георг Рейнгольд Густав фон Энгельгардт , нем. Georg Rheingold Gustav von Engelhardt; 12 августа 1775, Рига - 15 января 1862) - русский писатель и педагог из рода Энгельгардтов.

Биография

Сын Антона-Иоанна Владимировича фон Энгельгардт и Христины-Беаты ди Приадда (ди Приауда), происходившей из семьи венецианских патрициев. В 1780 году был записан в лейб-гвардии Преображенский полк.

Воспитанием Энгельгардта занималась его умная и высокообразованная мать. Лет восьми был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки. В числе учителей его были А. Шторх и Л. Крафт (академики), Буссе и другие, приобретшие известность в учёном мире. Энгельгардт весьма рано выказал редкие способности к изучению языков. Свои познания, приобретённые в пансионе, он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики; но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе.

По достижении 16-летнего возраста поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потёмкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице. В 1793 году Энгельгардт был послан курьером в Вену. Через два года был переведён в Смоленский драгунский полк и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова. Вскоре после того, в 1796 году, Энгельгардт перешёл в коллегию Иностранных дел, в канцелярию вице-канцлера князя Куракина, особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести.

С учреждением в 1801 году Государственного совета был назначен помощником статс-секретаря. В 1811 году, по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был назначен директором Петербургского Педагогического института, причём ему сохранено было всё содержание по званию помощника статс-секретаря, хотя дела Совета до него уже не касались; это продолжалось и во всё время службы Энгельгардта при Лицее. Энгельгардт с молодых лет чувствовал влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. Тогда уже он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить всё, что до сих пор лишь изучал в теории.

Неизвестно по каким соображениям во время нашествия Наполеона министр народного просвещения гр. Разумовский приказал Энгельгардту отправиться с Педагогическим институтом и гимназией в Петрозаводск.

В 1816-23 годах состоял директором Царскосельского лицея. Был назначен вследствие усилившихся беспорядков в Лицее (особенно - в пансионе) вместо директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Энгельгардта первым и старейшим своим директором.

На прощанье лицейский директор Егор Антонович Энгельгардт подарил всем лицеистам первого выпуска на память особые чугунные кольца - символ несокрушимой дружбы и памяти, - и они будут называть друг друга «чугунниками»…

Многие годы поддерживал дружеские отношения с воспитанниками лицея; переписывался со ссыльным И. И. Пущиным.

Писал по экономическим и сельскохозяйственным вопросам. Ряд его статей напечатан в издании А. К. Шторха «Russland unter Alexander I» (27 вып., Санкт-Петербург и Лейпциг, 1803-11). В 1838-52 годах под его редакцией выходила газета «Russische Landwirtschaftliche Zeitung». Издал по рукописным дневникам Ф. П. Врангеля описание его путешествия по Сибири под заглавием: «Reise lngs der Nordkste von Sibirien und auf dem Eismeer in den Jhren 1820-24» (Берлин, 1839).

Семья

Был женат на Марии Яковлевне (Августе Марии) Уайтекер (1778-1858), она родилась в Ревеле в семье англичанина Джеймса Уайтекера и баронессы Анны фон дер Пален. Имя Марии Яковлевны часто упоминается в письмах и воспоминаниях лицеистов, однокашников А. С. Пушкина. Умерла в Санкт-Петербурге и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище. В браке имела семерых детей:

  • Александр Егорович (1801-1844)
  • Максим Егорович (1803-1858)
  • Анна (Августа) Егоровна (1804-1831)
  • Елизавета Егоровна (1805-1873), была замужем за Р. Ф. Остен-Сакеном.
  • Наталья (Луиза) Егоровна (1806-1845), была замужем за А. Ф. Остен-Сакеном.
  • Владимир Егорович (1808-18..), автор воспоминаний об отце.
  • Ольга Егоровна (1812-18..).

Литература

Энгельгардт, Егор Антонович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Энгельгардт Егор Антонович
Родился в 1775 г.
В 1812 г. он был назначен директором Педагогического института, в этой должности пробыл неполные четыре года. С марта 1816 — директор Лицея. В октябре 1823 г. уходит в отставку.
Умер в 1862 г.

Высокогуманный, высоконравственный девиз Малиновского — «общая польза», легший в основу обучения в Лицее, нес в себе понятие о назначении человека, целью жизни которого должно стать основное стремление — приносить пользу, служа «общему благу», то есть народу, Отчизне. Это было и девизом Энгельгардта, который говорил:
«...доколе человек не умер, он должен иметь беспрестанно в виду великую цель: споспешествовать и общему благу».

Напутственное слово Е.А.Энгельгардта воспитанникам выпуска Пушкина:
«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...».

Рассматривая заметки Энгельгардта о воспитании, историк Лицея Д.Ф. Кобеко заметил, что они «своею просвещенностью резко выделяются на мрачном в общем фоне тогдашнего времени, когда за сентиментальностью, за склонностью пролить слезу по всякому чувствительному поводу скрывалась изрядная жестокость; телесное наказание, несмотря на высокие слова, оставалось основою всякого практического воспитания, и воздействие на возвышенные стороны воспитанникам проповедуемое лучшими умами эпохи, еще далеко не составляло обычного приема».

Энгельгардт напоминал, что «должно помнить надпись на лицейской медали» «Для Общей Пользы» и служить, пока есть силы,- «стоять за правду, защищать бедных», а это долг священный, и дело тут «идет не о блестящем, видном месте», а о таком, где непосредственно можно помогать людям.

Особое значение Энгельгардт придавал развитию доброжелательности, теплоты по отношению друг к другу, всех тех чувств, что идут не от холодного рассудка, а от сердца, он называл эти качества «чувством сердца». В ноябре 1839 года Энгельгардт писал М. Д. Деларю о том, что самое большое, что можно пожелать «лицейским»(лицеистам),- это сохранить «чувство Сердца», ибо
«...в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и теории».

Директор Царскосельского лицея; родился 12-го августа 1775 г. в Риге. Отец его, Антон Владимирович, был женат на Христине ди Приадда (nobile di Venezia). Ha пятом году жизни Э. семейство его переехало в Петербург, куда отец Э. был приглашен графом Сиверсом на должность директора генеральной экономии Лифляндии. В 1780 г., по обычаю того времени, малолетний Э. был записан сержантом в списки л.-гв. Преображенского полка. Основание воспитанию Э. положила его умная и высокообразованная мать. Лет восьми Э. был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки. В числе учителей его были Шторх и Крафт (впоследствии академики), Буссе и другие, приобретшие известность в ученом мире. Э. весьма рано выказал редкие способности к изучению языков. Свои познания, приобретенные в пансионе, он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики; но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе. По достижении 16-летнего возраста Э. поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потемкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице. В 1793 г. Э. был послан курьером в Вену. Через два года (в 1795) был переведен в Смоленский драгунский полк и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова. Вскоре после того, в 1796 г., Э. был перемещен на гражданскую службу в коллегию Иностранных Дел, в канцелярию вице-канцлера князя Куракина, особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести. По удалении князя Куракина Э. в апреле 1799 г. был назначен секретарем Мальтийского ордена и вслед за тем сделан и секретарем великого магистра этого ордена, причем государь лично исполнил над ним обряд сопричисления к ордену и собственноручно возложил на него командорские знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Последняя должность сделала его известным наследнику, а случайный повод положил начало доброму расположению к нему Александра І. Так как Павел Петрович, присутствуя на заседаниях капитула, строго следил за исполнением всех орденских формальностей, то Э., имея это в виду, тщательно занялся изучением всех деталей и, в свою очередь, преподал их наследнику. В одном из заседаний Павел Петрович был так поражен обширными познаниями наследника в деле, которым он в ту пору так страстно увлекался, что, обняв его, сказал: "Вижу в тебе настоящего своего сына". Этими отцовскими объятиями Александр был обязан Э. и никогда этого впоследствии не забывал. Постоянно милостивый и благосклонный к Э., государь неоднократно посещал его дом. Э. же, в свою очередь, любил его почти до обожания. После коронации Александра І в 1801 г. Э. был назначен помощником статс-секретаря в Государственный Совет, откуда в 1811 г., по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был переведен в Педагогический институт, причем ему сохранено было все содержание по званию помощника статс-секретаря, хотя дела Совета до него уже не касались; это продолжалось и во все время службы Э. при лицее. Э. с молодых лет чувствовал влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. Тогда уже он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить все, что до сих пор лишь изучал в теории. Не известно по каким соображениям во время нашествия Наполеона министр народного просвещения гр. Разумовский приказал Э. отправился с Педагогическим институтом и гимназией в Петрозаводск. Во время этой тяжелой поездки Э. имел возможность коротко познакомиться со студентами, из которых наиболее талантливых он определил впоследствии преподавателями в Царскосельский лицей и пансион. Во время его управления институтом выпущено было около 100 студентов, из которых большая часть заявила себя впоследствии отличными преподавателями наук и словесности, а некоторые из них отличились на государственной службе как по юридической части, так и по другим служебным отраслям.

В 1816 г., вследствие усилившихся беспорядков в Царскосельском лицее, особенно же в пансионе при лицее, Э. был назначен на место директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Э. первым и старейшим своим директором. Собственно говоря, это имеет и свое основание, так как по ходу развития лицея время директорства Э. существенно отличается от остальных годов лицейского существования. При нем постепенно слагается и наконец довершается полный состав лицея и вместе с тем учреждение приобретает организацию, которую и усваивает себе на все остальное время. Кроме того, самое управление лицеем носило особый оригинальный характер, совершенно чуждый формализму и официальности. Благодаря тому что он пользовался особым благорасположением государя, Э. зачастую обращался к нему лично по делам заведения и тут же получал Высочайшие повеления, которые и приводил в исполнение, давая лишь знать о том министру. В назначении своем в лицей Э. видел осуществление своих юношеских мечтаний, здесь он считал себя более всего на месте. И в самом деле, его правильное понимание целей воспитания, замечательный ум, обширное и многостороннее образование, совершенная преданность делу, которому он вполне сочувствовал, посвятив себя всего на служение ему, - все как нельзя более благоприятствовало, особенно в первое время, и заведению, и представителю его. Сверх того, опытность, которую Э. приобрел за четыре года при Педагогическом институте, помогла ему видеть дело в надлежащем свете, а мнения его получали авторитет. Э. был не только деятельным добросовестным начальником, но истинным отцом, другом своих воспитанников, которые, со своей стороны, награждали его чистейшей любовью и полной доверенностью. Заняв место директора, Э. обратил внимание на большие беспорядки по хозяйственной части. Приписывая это главным образом недостатку сосредоточенности в управлении хозяйственной частью, Э. представил министру проект изменений некоторых положений лицея и пансиона: об уничтожении хозяйственного комитета пансиона, с упразднением должности смотрителя по хозяйственной части и заменой его экономом, и об учреждении должности инспектора в том и другом заведении как помощника директора по части нравственной и хозяйственной. Кроме того, усматривая за пансионом долг, он испросил у государя денежное пособие в 100000 руб.

Главная забота Э. как директора была направлена на нравственное образование и воспитание сердец молодых людей, вверенных его попечениям. Он говорил, "что добродетель, кротость, нравственность составляют истинную цену человека и гражданина, и что без них и самое просвещение и ученость теряют цену свою; что главнейшая цель всякого воспитания есть нравственное образование воспитанников, а потому при каждой оценке оной должно поступать по совести с величайшей осторожностью и возможной справедливостью, следуя в том не только букве закона, но вникая в самый благодетельный смысл его, дабы вернее достигнуть предполагаемой высокой цели законодателя". Преобладающим направлением в характере Э. было предпочтение сущности дела форме, оттого и в быту воспитанников господствовала семейная непринужденность. Посвятив себя всецело любимому делу воспитания, Э. и в свободное время не оставлял забот о вверенных ему молодых людях; он приглашал их к себе домой, твердо веруя, что домашнее обращение, разговор и привычка находиться в его семье принесут огромную пользу его питомцам, оторванным от внешнего мира, особенно в каникулярное время (воспитанники первое время не пользовались отпусками). С целью занять лицеистов во внеклассное время, Э. ввел у себя еженедельные вечерние собрания, где воспитанники по очереди читали свои сочинения, рассуждали и делали взаимные замечания. По его инициативе устроилось общество под названием "Лицейские друзья полезного", участники которого занимались чтением своих сочинений в присутствии товарищей, профессоров и посторонних посетителей, а не только между собой. По мнению Э., это было полезно в том отношении, что могло приучить воспитанников 1) к общему порядку делопроизводства в присутственных местах и 2) к необходимой способности объясняться и выражать свои мысли без робости перед посторонней публикой. Зимой Э. устраивал в лицее домашние спектакли, шарады и живые картины. Э. сам сочинял или переделывал пьесы для этих спектаклей и тщательно следил за репетициями. Он был педагог, преподаватель, писатель, архитектор, садовник и даже был весьма искусен в футлярном мастерстве. Он свободно изъяснялся и писал на шести языках. Летом Э. занимался с воспитанниками садоводством и в каникулярное время предпринимал пешеходные прогулки по окрестностям Царского Села, продолжавшиеся 2-3 дня. Для развития нравственной стороны воспитанников евангелическо-лютеранского исповедания и для укоренения в них религиозности Э. устроил лютеранскую церковь в Царском Селе, пастор которой сделался в 1818 г. их законоучителем. Личное расположение государя к Э. дало ему возможность исходатайствовать у государя весьма существенное преимущество для своих воспитанников при выходе из лицея: государь назначил сумму для экипирования молодых людей при вступлении их в свет и приказал определять воспитанников лицея на службу с назначением им особого жалованья, которым они пользовались до получения штатного места с высшим окладом. Э. заботился не только о воспитанниках, но забота его распространялась и на гувернеров, так как, по мнению его, не существует более трудной и почтенной должности, как должность гувернера. Исполняющий ее добросовестно должен посвятить ей все свое время, все свои силы, всю свою душу. Нет жалованья, которое могло бы оплатить все то, что приносит в жертву настоящий гувернер. Держась подобных убеждений, Э. ходатайствовал перед министром, чтобы гувернеры, добросовестно выполняющие свои обязанности, были бы награждаемы ежегодной прибавкой содержания в размере четвертного своего жалованья. Вместе с тем, считая единство в началах за главное основание хорошего воспитания, Э. стремился ограничить число лиц, которым вверялся надзор за воспитанием. Вместо шести положенных по штату гувернеров он держал четырех. Оценивая нравственное значение инспектора, Э., по удалении инспектора Фролова, просил министра не торопиться с выбором нового инспектора и в течение шести лет, до 1823 г., сам исполнял его обязанности. Э. очень заботился об обогащении библиотеки и кабинетов лицея. При нем число книг превышало 7000 томов и кабинет естественных наук имел свыше 2000 томов. Все проекты по делам лицея составляемы были лично Э.; сверх того, им же самим велась и переписка по лицею, сколько-нибудь выходящая из круга обычного течения дел. В марте 1822 г. лицей и благородный пансион поступили под главное начальство вел. кн. Константина Павловича. Вследствие сего бывший в то время начальник пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютант граф Коновницын вступил в заведование лицеем. Взгляд военного начальства вовсе не согласовался с педагогическими приемами Э. Лицей, как высшее учебное заведение, основанное на чисто гражданских гуманных началах, не мог без значительного ущерба своих прав вступить в узкую колею военной дисциплины; а потому Э., отстаивая права лицея, был поставлен в весьма неприятные отношения к военному начальству. В 1822 г. в день лицейского праздника, совпадавшим с днем рождения государя (12-го декабря 1822 г.), возникла целая переписка с управлением главного директора пажеского и кадетского корпусов, поставившая Э. в необходимость изъяснять и защищать свои права и вынудившая его просить увольнения от занимаемой им должности. Несмотря на это, милостивое благоволение государя к Э. нисколько не изменилось. 23-го октября 1823 г. Э. был уволен с пенсией в 3000 руб., выше положенной по штату.

Управление Э. лицеем, продолжавшееся 7 лет и 9 месяцев, замечательно во многом для лицея; в это время и вполне сложился характер заведения: молодые люди первых выпусков лицея успели уже заявить себя и в обществе, и на службе развитыми, прекрасно образованными, способными и полезными деятелями; среди воспитанников образовалось товарищество, члены которого на всю жизнь не забывали друг друга, и для самого Э. деятельность его была приятнейшим явлением в его жизни общественной, навсегда оставившей живое и отрадное воспоминание. Э. сумел внушать к себе такую любовь и уважение воспитанников, что имя его сделалось навсегда дорого лицею, и вокруг этого имени впоследствии сгруппировались все самые светлые воспоминания лицеистов. Хотя в действиях Э. и было некоторое суетное стремление к эффекту, хотя в нем и можно было указать на кое-какие промахи и увлечения, а иногда и ошибки в частных отношениях к тому или другому воспитаннику (например, к Пушкину, которого он не понимал и который ему не сочувствовал, хотя спасением своим от соловецкой ссылки Пушкин обязан деятельному заступничеству Э. перед государем), все же нельзя отказать Э. в верном понимании молодежи и умении вести ее.

Оставив директорство и посвятив себя всецело литературным занятиям, Э. не порывал своих сношений с лицеистами. Заветный день 19-го октября ежегодно собирал около него кружок преданных ему воспитанников и старых сослуживцев. Ни почести, ни суета мирская, ни даже ссылка не могли прервать той сердечной связи, основанной на любви, уважении и полной преданности, которая соединяла старого директора с его прежними питомцами, с большинством которых Э. сохранил до конца жизни самые добрые отношения. Когда Пущин и Кюхельбекер были сосланы в Сибирь, Э. все время поддерживал с ними переписку. Прикосновенность к делу декабристов этих двух воспитанников вызвало в иностранной печати злостные клеветы на лицей, в защиту которого Э. написал ряд возражений и убедительных протестов, помещенных в некоторых иностранных и остзейских газетах. Вскоре после своего увольнения Э. совершил несколько путешествий по России, давших ему материал для изданных им: "Russische Miszellen zur genauen Kenntniss Russlands und seiner Bewohner" в 4 частях. В Германии книга эта имела большой успех.

В 1834 г. графом Канкриным было предложено Э. принять должность директора редакции "Земледельческой Газеты". Э. принял это предложение и издавал газету в течение 19 лет, и как видно, с действительной пользой, потому что в числе его корреспондентов было немало крестьян, которые ему сообщали о результатах их практических опытов по сельскому хозяйству. Для тридцатых годов факт этот весьма немаловажный. В 1838 г. редакция газеты передана была из ведомства министерства Финансов в министерство Государственных Имуществ, а с 1852 г. была упразднена и должность директора ее, причем Э., в уважение к долговременной и полезной службе и во внимание к опытности, назначен был членом-корреспондентом ученого комитета министерства Государственных Имуществ. Э. состоял членом многих обществ: поощрения лесного хозяйства, Вольно-экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, Минералогического, учреждения училищ для взаимного обучения (Беля и Ланкастера) и Курляндского общества литературы и искусств. Кроме того, Э. был некоторое время старшиной реформатской церкви в С.-Петербурге, в каковой должности много содействовал учреждению и самому устройству сиротского церковного дома и школы, имел то же звание от церковного и учебного совета лютеранской церкви св. Петра. - Скончался Э. на 87-м году жизни 15 января 1862 г. и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Селезнев, "Исторический очерк Императорского лицея, 1811-1861 гг.", СПб., 1861 г. - "Русский Архив", 1868 г., стр., 873, 874; 1872 г., № 7-8, стр. 1462-1491. - "Исторический Вестник", 1905 г., июль, стр. 79-93. - "Вестник Всемирной Истории", 1899 г., № 1, стр. 90-104. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 80, СПб., 1904 г., стр. 795. - "Русская Старина", 1875 г., т. XIII, № 7, стр. 333-378.

И. Артамонова.

"Энгельгардт, Егор Антонович" в книгах

М. А. Энгельгардт. Н. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ. Биографический очерк

Из книги Путешествия в Центральной Азии автора Пржевальский Николай Михайлович

М. А. Энгельгардт. Н. ПРЖЕВАЛЬСКИЙ. ЕГО ЖИЗНЬ И ПУТЕШЕСТВИЯ. Биографический очерк Биорафическая библиотека Ф.

М. А. Энгельгардт. Александр Гумбольдт

Из книги Второе открытие Америки автора Гумбольдт Александр фон

М. А. Энгельгардт. Александр Гумбольдт В ряду громких имен нашего столетия имя Александра Гумбольдта пользуется едва ли не наибольшею славой. Кто не слыхал о нем даже из людей очень мало знакомых с наукой, кто не соединяет с этим именем представления о мудрости, славе и

14. ОЛЕГ АНТОНОВИЧ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

14. ОЛЕГ АНТОНОВИЧ Олег Антонович - ещё один лётчик, которого я пригласил из ГНИКИ ВВС. Почему-то среди промышленных лётчиков отношение к лётчикам военным бывало негативным. Я такое отношение не разделял. Я знал, что Олег человек очень ответственный, он скрупулёзно

Вторая жена Анна Николаевна Энгельгардт (1919–1921)

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Вторая жена Анна Николаевна Энгельгардт (1919–1921) Орест Николаевич Высотский:Анна Николаевна была девятью годами моложе Гумилева. Она происходила из семьи ученых и литераторов. Ее дед, Александр Николаевич Энгельгардт, профессор Петербургского лесного института,

Федор Антонович

Из книги Круг царя Соломона автора Кузьмин Николай Васильевич

Федор Антонович I Учитель математики объяснял нам на доске теорему. Закончив доказательство, он положил мел и торжественно заключил:– Итак, если внутренние накрест лежащие углы равны, то линии па-ра… Что?– ллельны! – взревел весь класс дружно.Учитель вынул из

Егор Антонович Энгельгардт (1775–1862)

Из книги автора

Егор Антонович Энгельгардт (1775–1862) Второй директор лицея. Родился в Риге: отец – немец, мать – итальянка. Некоторое время служил на военной службе. При Павле был секретарем магистра «державного ордена св. Иоанна Иерусалимского» (Мальтийского ордена), во главе которого

Василий Васильевич Энгельгардт (1785–1837)

Из книги автора

Василий Васильевич Энгельгардт (1785–1837) Внук любимой сестры Потемкина Е. А. Энгельгардт, получивший от брата несметные богатства. Двоюродный брат графини Е. К. Воронцовой. Отставной полковник, богач, страстный картежник. Член общества «Зеленая лампа». Пушкин так

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЭНГЕЛЬГАРДТ. (1894-1984)

Из книги Философия Науки. Хрестоматия автора Коллектив авторов

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЭНГЕЛЬГАРДТ. (1894-1984) В.А. Энгельгардт - выдающийся биолог и общественный деятель, академик-секретарь по биологическим наукам АН СССР, возглавлял созданный в 1959 году Институт молекулярной биологии АН СССР. Он был членом бюро Международного совета

ЭНГЕЛЬГАРДТ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ЭНГЕЛЬГАРДТ Фамилия немецкая, даже не русифицированная (прямой перевод – ‘сад ангелов’). Но весьма распространенная и достаточно прославленная в России, начиная с XVIII в. Например, свидетельство об окончании Царскосельского лицея А.С. Пушкину подписывал его директор

Из книги Энциклопедический словарь (Х-Я) автора Брокгауз Ф. А.

Энгельгардт Александр Николаевич Энгельгардт (Александр Николаевич, 1828 – 93) – выдающийся ученый, сельский хозяин и публицист. По своей первоначальной специальности артиллерийский офицер, он увлекся химией и состоял (1866 – 69) профессором этого предмета в с.петербургском

Энгельгардт Александр Николаевич

БСЭ

Энгельгардт Владимир Александрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭН) автора БСЭ

ЭНГЕЛЬГАРДТ, Борис Михайлович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЭНГЕЛЬГАРДТ, Борис Михайлович (1887–1942), литературовед 67 Идеологический роман. «Идеологический роман Достоевского» (в кн.: Достоевский. Статьи и материалы. Сб. II. – Пг.,

В. А. ЭНГЕЛЬГАРДТ СПОСОБЕН, НО ЛЕНИТСЯ

Из книги Надо посоветоваться! автора Тендряков Владимир Федорович

В. А. ЭНГЕЛЬГАРДТ СПОСОБЕН, НО ЛЕНИТСЯ Я давно уже думаю о том, что же главное: труд или талант? Часто можно слышать о хорошей ученице, что она зубрила и у нее нет никаких способностей, таланта. А что же такое талант? А иногда слышишь, что парень способный, а не учится. И он

24 июля 2008 года Ян Энгельгардт Будьте последовательны, господин маршалек

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

24 июля 2008 года Ян Энгельгардт Будьте последовательны, господин маршалек http://engelgard.salon24.pl/85226,index.htmlJan Engelgard B?d?my konsekwentni, panie marsza?kuБронислав Коморовский, маршалек Сейма Речи Посполитой, сначала эффективно заблокировал принятие Сеймом постановления, осуждающего преступления

Директор Царскосельского лицея; родился 12-го августа 1775 г. в Риге. Отец его, Антон Владимирович, был женат на Христине ди Приадда (nobile di Venezia). Ha пятом году жизни Э. семейство его переехало в Петербург, куда отец Э. был приглашен графом Сиверсом на должность директора генеральной экономии Лифляндии. В 1780 г., по обычаю того времени, малолетний Э. был записан сержантом в списки л.-гв. Преображенского полка. Основание воспитанию Э. положила его умная и высокообразованная мать. Лет восьми Э. был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки. В числе учителей его были Шторх и Крафт (впоследствии академики), Буссе и другие, приобретшие известность в ученом мире. Э. весьма рано выказал редкие способности к изучению языков. Свои познания, приобретенные в пансионе, он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики; но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе. По достижении 16-летнего возраста Э. поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потемкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице. В 1793 г. Э. был послан курьером в Вену. Через два года (в 1795) был переведен в Смоленский драгунский полк и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова. Вскоре после того, в 1796 г., Э. был перемещен на гражданскую службу в коллегию Иностранных Дел, в канцелярию вице-канцлера князя Куракина, особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести. По удалении князя Куракина Э. в апреле 1799 г. был назначен секретарем Мальтийского ордена и вслед за тем сделан и секретарем великого магистра этого ордена, причем государь лично исполнил над ним обряд сопричисления к ордену и собственноручно возложил на него командорские знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Последняя должность сделала его известным наследнику, а случайный повод положил начало доброму расположению к нему Александра І. Так как Павел Петрович, присутствуя на заседаниях капитула, строго следил за исполнением всех орденских формальностей, то Э., имея это в виду, тщательно занялся изучением всех деталей и, в свою очередь, преподал их наследнику. В одном из заседаний Павел Петрович был так поражен обширными познаниями наследника в деле, которым он в ту пору так страстно увлекался, что, обняв его, сказал: "Вижу в тебе настоящего своего сына". Этими отцовскими объятиями Александр был обязан Э. и никогда этого впоследствии не забывал. Постоянно милостивый и благосклонный к Э., государь неоднократно посещал его дом. Э. же, в свою очередь, любил его почти до обожания. После коронации Александра І в 1801 г. Э. был назначен помощником статс-секретаря в Государственный Совет, откуда в 1811 г., по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был переведен в Педагогический институт, причем ему сохранено было все содержание по званию помощника статс-секретаря, хотя дела Совета до него уже не касались; это продолжалось и во все время службы Э. при лицее. Э. с молодых лет чувствовал влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. Тогда уже он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить все, что до сих пор лишь изучал в теории. Не известно по каким соображениям во время нашествия Наполеона министр народного просвещения гр. Разумовский приказал Э. отправился с Педагогическим институтом и гимназией в Петрозаводск. Во время этой тяжелой поездки Э. имел возможность коротко познакомиться со студентами, из которых наиболее талантливых он определил впоследствии преподавателями в Царскосельский лицей и пансион. Во время его управления институтом выпущено было около 100 студентов, из которых большая часть заявила себя впоследствии отличными преподавателями наук и словесности, а некоторые из них отличились на государственной службе как по юридической части, так и по другим служебным отраслям.

В 1816 г., вследствие усилившихся беспорядков в Царскосельском лицее, особенно же в пансионе при лицее, Э. был назначен на место директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Э. первым и старейшим своим директором. Собственно говоря, это имеет и свое основание, так как по ходу развития лицея время директорства Э. существенно отличается от остальных годов лицейского существования. При нем постепенно слагается и наконец довершается полный состав лицея и вместе с тем учреждение приобретает организацию, которую и усваивает себе на все остальное время. Кроме того, самое управление лицеем носило особый оригинальный характер, совершенно чуждый формализму и официальности. Благодаря тому что он пользовался особым благорасположением государя, Э. зачастую обращался к нему лично по делам заведения и тут же получал Высочайшие повеления, которые и приводил в исполнение, давая лишь знать о том министру. В назначении своем в лицей Э. видел осуществление своих юношеских мечтаний, здесь он считал себя более всего на месте. И в самом деле, его правильное понимание целей воспитания, замечательный ум, обширное и многостороннее образование, совершенная преданность делу, которому он вполне сочувствовал, посвятив себя всего на служение ему, - все как нельзя более благоприятствовало, особенно в первое время, и заведению, и представителю его. Сверх того, опытность, которую Э. приобрел за четыре года при Педагогическом институте, помогла ему видеть дело в надлежащем свете, а мнения его получали авторитет. Э. был не только деятельным добросовестным начальником, но истинным отцом, другом своих воспитанников, которые, со своей стороны, награждали его чистейшей любовью и полной доверенностью. Заняв место директора, Э. обратил внимание на большие беспорядки по хозяйственной части. Приписывая это главным образом недостатку сосредоточенности в управлении хозяйственной частью, Э. представил министру проект изменений некоторых положений лицея и пансиона: об уничтожении хозяйственного комитета пансиона, с упразднением должности смотрителя по хозяйственной части и заменой его экономом, и об учреждении должности инспектора в том и другом заведении как помощника директора по части нравственной и хозяйственной. Кроме того, усматривая за пансионом долг, он испросил у государя денежное пособие в 100000 руб.

Главная забота Э. как директора была направлена на нравственное образование и воспитание сердец молодых людей, вверенных его попечениям. Он говорил, "что добродетель, кротость, нравственность составляют истинную цену человека и гражданина, и что без них и самое просвещение и ученость теряют цену свою; что главнейшая цель всякого воспитания есть нравственное образование воспитанников, а потому при каждой оценке оной должно поступать по совести с величайшей осторожностью и возможной справедливостью, следуя в том не только букве закона, но вникая в самый благодетельный смысл его, дабы вернее достигнуть предполагаемой высокой цели законодателя". Преобладающим направлением в характере Э. было предпочтение сущности дела форме, оттого и в быту воспитанников господствовала семейная непринужденность. Посвятив себя всецело любимому делу воспитания, Э. и в свободное время не оставлял забот о вверенных ему молодых людях; он приглашал их к себе домой, твердо веруя, что домашнее обращение, разговор и привычка находиться в его семье принесут огромную пользу его питомцам, оторванным от внешнего мира, особенно в каникулярное время (воспитанники первое время не пользовались отпусками). С целью занять лицеистов во внеклассное время, Э. ввел у себя еженедельные вечерние собрания, где воспитанники по очереди читали свои сочинения, рассуждали и делали взаимные замечания. По его инициативе устроилось общество под названием "Лицейские друзья полезного", участники которого занимались чтением своих сочинений в присутствии товарищей, профессоров и посторонних посетителей, а не только между собой. По мнению Э., это было полезно в том отношении, что могло приучить воспитанников 1) к общему порядку делопроизводства в присутственных местах и 2) к необходимой способности объясняться и выражать свои мысли без робости перед посторонней публикой. Зимой Э. устраивал в лицее домашние спектакли, шарады и живые картины. Э. сам сочинял или переделывал пьесы для этих спектаклей и тщательно следил за репетициями. Он был педагог, преподаватель, писатель, архитектор, садовник и даже был весьма искусен в футлярном мастерстве. Он свободно изъяснялся и писал на шести языках. Летом Э. занимался с воспитанниками садоводством и в каникулярное время предпринимал пешеходные прогулки по окрестностям Царского Села, продолжавшиеся 2-3 дня. Для развития нравственной стороны воспитанников евангелическо-лютеранского исповедания и для укоренения в них религиозности Э. устроил лютеранскую церковь в Царском Селе, пастор которой сделался в 1818 г. их законоучителем. Личное расположение государя к Э. дало ему возможность исходатайствовать у государя весьма существенное преимущество для своих воспитанников при выходе из лицея: государь назначил сумму для экипирования молодых людей при вступлении их в свет и приказал определять воспитанников лицея на службу с назначением им особого жалованья, которым они пользовались до получения штатного места с высшим окладом. Э. заботился не только о воспитанниках, но забота его распространялась и на гувернеров, так как, по мнению его, не существует более трудной и почтенной должности, как должность гувернера. Исполняющий ее добросовестно должен посвятить ей все свое время, все свои силы, всю свою душу. Нет жалованья, которое могло бы оплатить все то, что приносит в жертву настоящий гувернер. Держась подобных убеждений, Э. ходатайствовал перед министром, чтобы гувернеры, добросовестно выполняющие свои обязанности, были бы награждаемы ежегодной прибавкой содержания в размере четвертного своего жалованья. Вместе с тем, считая единство в началах за главное основание хорошего воспитания, Э. стремился ограничить число лиц, которым вверялся надзор за воспитанием. Вместо шести положенных по штату гувернеров он держал четырех. Оценивая нравственное значение инспектора, Э., по удалении инспектора Фролова, просил министра не торопиться с выбором нового инспектора и в течение шести лет, до 1823 г., сам исполнял его обязанности. Э. очень заботился об обогащении библиотеки и кабинетов лицея. При нем число книг превышало 7000 томов и кабинет естественных наук имел свыше 2000 томов. Все проекты по делам лицея составляемы были лично Э.; сверх того, им же самим велась и переписка по лицею, сколько-нибудь выходящая из круга обычного течения дел. В марте 1822 г. лицей и благородный пансион поступили под главное начальство вел. кн. Константина Павловича. Вследствие сего бывший в то время начальник пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютант граф Коновницын вступил в заведование лицеем. Взгляд военного начальства вовсе не согласовался с педагогическими приемами Э. Лицей, как высшее учебное заведение, основанное на чисто гражданских гуманных началах, не мог без значительного ущерба своих прав вступить в узкую колею военной дисциплины; а потому Э., отстаивая права лицея, был поставлен в весьма неприятные отношения к военному начальству. В 1822 г. в день лицейского праздника, совпадавшим с днем рождения государя (12-го декабря 1822 г.), возникла целая переписка с управлением главного директора пажеского и кадетского корпусов, поставившая Э. в необходимость изъяснять и защищать свои права и вынудившая его просить увольнения от занимаемой им должности. Несмотря на это, милостивое благоволение государя к Э. нисколько не изменилось. 23-го октября 1823 г. Э. был уволен с пенсией в 3000 руб., выше положенной по штату.

Управление Э. лицеем, продолжавшееся 7 лет и 9 месяцев, замечательно во многом для лицея; в это время и вполне сложился характер заведения: молодые люди первых выпусков лицея успели уже заявить себя и в обществе, и на службе развитыми, прекрасно образованными, способными и полезными деятелями; среди воспитанников образовалось товарищество, члены которого на всю жизнь не забывали друг друга, и для самого Э. деятельность его была приятнейшим явлением в его жизни общественной, навсегда оставившей живое и отрадное воспоминание. Э. сумел внушать к себе такую любовь и уважение воспитанников, что имя его сделалось навсегда дорого лицею, и вокруг этого имени впоследствии сгруппировались все самые светлые воспоминания лицеистов. Хотя в действиях Э. и было некоторое суетное стремление к эффекту, хотя в нем и можно было указать на кое-какие промахи и увлечения, а иногда и ошибки в частных отношениях к тому или другому воспитаннику (например, к Пушкину, которого он не понимал и который ему не сочувствовал, хотя спасением своим от соловецкой ссылки Пушкин обязан деятельному заступничеству Э. перед государем), все же нельзя отказать Э. в верном понимании молодежи и умении вести ее.

Оставив директорство и посвятив себя всецело литературным занятиям, Э. не порывал своих сношений с лицеистами. Заветный день 19-го октября ежегодно собирал около него кружок преданных ему воспитанников и старых сослуживцев. Ни почести, ни суета мирская, ни даже ссылка не могли прервать той сердечной связи, основанной на любви, уважении и полной преданности, которая соединяла старого директора с его прежними питомцами, с большинством которых Э. сохранил до конца жизни самые добрые отношения. Когда Пущин и Кюхельбекер были сосланы в Сибирь, Э. все время поддерживал с ними переписку. Прикосновенность к делу декабристов этих двух воспитанников вызвало в иностранной печати злостные клеветы на лицей, в защиту которого Э. написал ряд возражений и убедительных протестов, помещенных в некоторых иностранных и остзейских газетах. Вскоре после своего увольнения Э. совершил несколько путешествий по России, давших ему материал для изданных им: "Russische Miszellen zur genauen Kenntniss Russlands und seiner Bewohner" в 4 частях. В Германии книга эта имела большой успех.

В 1834 г. графом Канкриным было предложено Э. принять должность директора редакции "Земледельческой Газеты". Э. принял это предложение и издавал газету в течение 19 лет, и как видно, с действительной пользой, потому что в числе его корреспондентов было немало крестьян, которые ему сообщали о результатах их практических опытов по сельскому хозяйству. Для тридцатых годов факт этот весьма немаловажный. В 1838 г. редакция газеты передана была из ведомства министерства Финансов в министерство Государственных Имуществ, а с 1852 г. была упразднена и должность директора ее, причем Э., в уважение к долговременной и полезной службе и во внимание к опытности, назначен был членом-корреспондентом ученого комитета министерства Государственных Имуществ. Э. состоял членом многих обществ: поощрения лесного хозяйства, Вольно-экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, Минералогического, учреждения училищ для взаимного обучения (Беля и Ланкастера) и Курляндского общества литературы и искусств. Кроме того, Э. был некоторое время старшиной реформатской церкви в С.-Петербурге, в каковой должности много содействовал учреждению и самому устройству сиротского церковного дома и школы, имел то же звание от церковного и учебного совета лютеранской церкви св. Петра. - Скончался Э. на 87-м году жизни 15 января 1862 г. и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Селезнев, "Исторический очерк Императорского лицея, 1811-1861 гг.", СПб., 1861 г. - "Русский Архив", 1868 г., стр., 873, 874; 1872 г., № 7-8, стр. 1462-1491. - "Исторический Вестник", 1905 г., июль, стр. 79-93. - "Вестник Всемирной Истории", 1899 г., № 1, стр. 90-104. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 80, СПб., 1904 г., стр. 795. - "Русская Старина", 1875 г., т. XIII, № 7, стр. 333-378.

И. Артамонова.