Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX - XI веках

Дружимна - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками и слугами князя.

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества - а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции

  • 1). Главы всей княжеской администрации;
  • 2). Кандидата на должность (на «место);
  • 3).Представителя княжеской администрации в других городах;
  • 4). Управляющего княжеским двором

Ответ 3).Представителя княжеской администрации в других городах

3.3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

Кормлемние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой 1555 - 1556 гг. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

3.4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

3.5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Тамбель о рамнгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Архивариус - должностное лицо, начальник отвечавший за великокняжеский, земской или городской архив.

Будовничий - следил в городах за всеми гражданскими постройками и собирал налоги на их строительство.

Бурмистр - выбирался войтом сроком на один год из верхов богатых жителей города, а после окончания срока давал отчёт за свою работу перед радой, которую в течении года возглавлял. Так же он председательствовал в местном Бурмистерско-радецком суде, так же бурмистр председательствовал на судах, которые рассматривали гражданские дела и другие имущественные споры горожан. Управлял городской казной.

Войт городской - руководитель администрации в городах. Председатель войтовско-лавничьего суда. Имел значительные источники дохода от: натуральных поборов, судовых пошлин, доли с рыночной торговли, магазинов, корчм, земельных дарений. Назначался Великим князем Литовским из числа богатых мещан или крупной шляхты.

Войт сельский - руководитель администрации в деревнях. Пришел на смену должности старец после судебно-административной реформы 1565-1566 гг. В подчинении было несколько деревень составлявших административно-территориальную единицу войтовство. Собирал налоги, следил за порядком и за тем, что бы крестьяне не убегали, отвечал за состояние дорог и мостов, за пожарную безопасность. В награду за службу освобождался от повинностей и получал земельный надел от 0.5 до 1 волоки. Назначался урядником пана и каждую неделю отчитывался перед панским двором.

Гаевник - должность с XV по XVI века. Следил за гаями с бортным деревом. Получал часть от собираемой им медовой дани. Подчинялся державце.

Дворянин его королевской милости или дворянин господарсткий - должность при дворе Великого князя Литовского. Выполнял различные поручения по охране замков и посольств, исполнял функции дипломатического представителя, проводил ревизии великокняжеских и государственных имений.

Державца - пришёл на сменю тиуну в середине 16-го века. Выполнял административно-судебные функции подведомственного ему государственного имения (державы): сбор налогов, наблюдения за ремонтом и состоянием зданий, организация охраны, обеспечение рабочей силой имения, проведение инвентаризацию, раздача шляхте пустошь за военную службу. Так же Державца судил господских крестьян и мещан в городах без магдебургского права. Ему подчинялись лесничие, бобровники, гаевики, дьяки, подконюшие и вижи.

Десятник - управлял десятком, мелкой административно территориально единицей состоящих из нескольких деревень. Поддерживал порядок и наблюдал за исполнением крестьянами повинностей. В Середине 16-го века был заменён войтом.

Дьяк - письмоводитель и руководитель канцелярии в различных учреждениях ВКЛ.

Канцлер ВКЛ -, начальник канцелярии Великого князя Литовского, Министр иностранных дел, высшее должностное лицо руководившее государством во время отсутствия великого князя. Принимал решения от имени Великого князя Литовского, хранил большую государственную печать с гербом ВКЛ, ведал метрикой ВКЛ (государственным архивом), контролировал подготовку сборов законов. Председательствовал в асессорском и надворном судах. Ему подчинялись: писарь ВКЛ и дьяк ВКЛ.

Ключник - должностное лицо местной администрации подчинявшееся воеводе. Заведовал сбором медовой дани в государственною казну.

Конюший - великий, дворный, земский. Наблюдал за великокняжескими табунами и конюшнями. Должность существовала с 15 века.

Крайчий - В иерархии урядов занимал высокое место. Нарезал поданные яства Великому князю Литовскому. На эту должность как правило назначались молодые представители магнатскийх родов.

Кухмистр - руководил придворными поварами и кухней. Ему подчинялись: стольник, подстолий, чашник, подчаший, крайчий, пивничий. Должность известна с 15-го века.

Лентвойт - помощник войта в городах с магдебургским правом. Назначался войтом и подчинялся ему.

Лесничий - наблюдал за великокняжескими лесами и охотничьими угодьями на определённой территории. Подчинялся ловчему.

Ловчий - следил за порядком в лесах и распоряжался охотой. Разделялся по уровню на великого, земского, заместителя великого ловчего, дворного. С 16 - века почётный титул без конкретных обязанностей.

Люстратор - Проводил периодические описи государственного имущества для обозначения доходности от государственного имущества. Противодействия ему считалось тяжким государственным преступлением.

Маршалок ВКЛ - принимал иностранных послов, руководил двором Великого князя литовского, руководил великокняжеской гвардией и придворной стражей, следил за этикетом и правилами при дворе великого князя. Назначал дворян и председательствовал в Раде ВКЛ, а так же рассматривал дела о преступлениях совершённых при дворе.

Маршалок земский (поветовый) - руководил поветовой шляхтой и председательствовал на поветовых соймиках и земских судах.

Маршалок дворный - руководил администрацией великокняжеского двора. Заместитель Маршалка ВКЛ.

Мерник (мерничий) - Член подкоморского суда. Измерял границы земельных участков и обозначал границы.

Метрикант - следил за архивом великокняжеской канцелярии и выдачей привилеев.

Мечник - нес перед Великим князем Литовским обнажённый меч как символ власти во время торжеств. Такая же должность была в поветах. Позже она стала придворной.

Мостовой - следил за исправностью мостов, дорог и переправ в 16 - 18 вв.

Мытник - собирал за ввоз и вывоз товаров пошлину, налог (мыто) с купцов.

Наместник - помощник воеводы и старосты, исполнявший некоторые административно-судебные функции в воеводствах и поветах в 16 - 17 вв.

Пивничий - заведовал великокняжескими пивницами, отвечал за хранение, качество и поставку пива к столу.

Писарь - должность существовавшая в учреждениях управления и судах в 15 - 18 вв. Должен был уметь, читать, писать, считать и логично мыслить. Были: писарь ВКЛ, дворный, скарбный, городской, земский и др.

Поборца - собирал налоги и получал вознаграждение за свою службу из собранных им сумм.

Подвоевода - заместитель воеводы по административно-судебным делам в 15 -18 вв. контролировал налоги, торговлю, наличие и исправность эталонов мер и веса на территории своего воеводства.

Подканцлер - заместитель канцлера в 15 - 18 вв. Входил в состав Рады ВКЛ и хранил малую государственную печать. Как и канцлер занимался внутренними и иностранными делами, управлял работой секретарей и писарей в канцелярии ВКЛ.

Подключник - помощник ключника.

Подкоморий дворный - был советником и следил за порядком и убранством в помещениях Великого князя Литовского. Назначался из крупной шляхты. Входил в состав Рады ВКЛ.

Подконюший - заместитель конюшего имевший в подчинении конюхов. Следил за великокняжескими табунами и конюшнями.

Подскарбий великий - занимался государственными финансовыми делами, налогами, управлял великокняжескими доходами и хранил регалии.

Подскарбий дворный - заместитель подскарбия великого, управлял имениями определённые на содержание великокняжеского стола.

Подстароста (суррагатор) - заместитель старосты, фактический руководитель гродского суда. Во время войны оставался в месте с войском в городе. Часто, на ряду со своей основной должностью, мог занимать должность стольника и городничего.

Подстолий - заместитель стольника, помогал сервировать великокняжеский стол.

Подчаший - заместитель чашника. Прежде чем подать напиток Великому князю Литовскому пробовал его сам. Должность считалась очень почётной, и на неё назначались только представители мангатских родов.

Радца - выбирался или назначался из богатых горожан. Член административного органа городского самоуправления, магистрата и рады.

Регент - руководящая должность в канцеляриях, начальник архива, отвечал за делопроизводство в канцелярии, был одним из секретарей, заносил документы в книги Метрики ВКЛ и выдал их официальные копии-выписки, исполнял обязанности нотариуса, подавал на подпись великокняжеские, канцлерские, подканцлерские документы. Назначался канцлером или подканцлером и утверждался Великим князем литовским.

Секретарь большой печати ВКЛ - помощник канцлера в канцелярии ВКЛ. Прикладывал большую печать в документам выходившим из великокняжеской канцелярии, занимался делопроизводством.

Секретарь господарский - непосредственно занимался делопроизводством и исполнял обязанности ревизора, мерника, комиссара, поборца.

Секретарь малой печати ВКЛ - помощник подканцлера, прикладывал малую печать к документам выходившим из великокняжеской канцелярии, вел делопроизводство при подканцлере.

Скарбник - хранитель поветовой казны и налогов собранных с населения повета, составлял инвентари владений обязанных платить налог. Подчинялся подскарбию ВКЛ. Был так же в воеводствах и поветах.

Сотник - через назначенных им десятников следил за исполнением мещанами повинностей, выплатной налогов. Выполнял замковые работы для обороны замка, участвовал в заседаниях городской рады. Без его одобрения войт не мог принимать важные решения.

Стольник - отвечал за сервировку великокняжеского стола. Ему подчинялся подстолий.

Тиун - 1) в 15 веке управлял великокняжескими дворами с волостями не входившими в судебно-административные единицы. Собирал дань, вел хозяйство, судил крестьян. Назначался Великим князем Литовским. С 16-го века на замену ему пришёл державца. 2) Заведовал шляхетским хозяйством. Назначался из числа крестьян, челяди дворной, а иногда из шляхты. Отвечал за расход и сохранность зерна, следил за работай крестьян в имении, судил простых людей. За службу получал освобожденный от повинностей земной надел или же просто освобождался от различных повинностей.

Чашник -наливал напитки в посуду подносимую подчашником Великого князя Литовского. Должность известна с 1409-го года. Позже стала очень почётной и на неё назначались только представители магнатских родов.

Шафар - отвечал за сбор государственных налогов в повете. Собранные им у поборцов налоги отвозил в государственную казну в Вильно. Выбирался шляхтой повета. В частных имения выполнял функции бухгалтера, эконома.

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Исто- рики отмечают, что «Со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка и на- 1"пиков с половины XII столетия. Деятельность посадников и наместников опиралась на осо- бый характер их службы, по которому они, считая себя обязы- выющим князя своего службою, смотрели на управляемый ими ирод или область, как на законный, признаваемый и князем ис- точник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах».

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Толь- ко в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадни- ком были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что Подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатник, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны - слуги для самых разнообразных по- ручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворец- ким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников - ловчие, стольники, околь- ничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государст- венных дел и с усилением княжеской власти во второй поло- вине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в случаях чрезвычайных вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли - вотчинниками.


можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, ис- полнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, млад- шая - из гридей, отроков и детских, милостников, пасынком и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя - князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части - «бояр» и «гридей».

В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппа- рата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской адми- нистрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов - дани, торговых и судейских пошлин:

Княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, зани- мавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

Мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

Вирник (человек, собиравший «виру» - деньги, вы- плачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления);

Емец (собирал «продажи» - плату в пользу князя, вноси- мую преступником за кражу), а также выполнял функции; управления личным хозяйством князя;

Ключник;

Княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огни- ще» - дом, управитель личным хозяйством князя);

Княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяй- ством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве бояр- ском, например боярский тиун. Социальная принадлежность; всех этих людей могла быть разной: это могли быть и свободные люди на службе князя, и лично зависимые от него холопы, че- лядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины. Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял со- вет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого со- вета иногда называлось думой.

Название «бояре» происходит от древнерусского слова «бо- ляр» - боец, дружинник. Большинство историков разделяют бо- яр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев

Градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли (шипим слой общества и были обязаны служить в войске кня- зи оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела по- стоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась По мере надобности, ее влияние на политику князя было весь- мa ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших Государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение

ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал Ирана и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князя обычно советовался с дружиной в целом.

С появлением у дружинников вотчинных владений соверша-

ется решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» - организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или слуги.

Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины - (Прокоп и частично детских. Бояре и другая часть детских, став- ши вотчинниками, превратились в поземельных вассалов кня- зя они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.

Исследователи отмечали: «Система местного управления и Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся и юрод и волости наместники и волостели вместе с их мно- гочисленными административными и судебными агентами (тиу- нами, доводчиками, наделыциками, праветчиками и др.) имели в виду главным образом, свои личные интересы, а не государ- ственные дела.

Города и волости давались в «кормление» боярам и вольным слугам. Права кормленщиков - наместников и волостелей были очень широкими: они собирали поборы («корм») с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)». Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была сложность тысяцкого которому подчинялись сотские и десятские.

Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII-VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имела крупные землевладельцы и известные воины - «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов - черниговские, ростовские, суздальские.

В войне и военных походах участвовали княжеская дружи- на, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшем из жителей городов и сел. Старшие дружинники - «передних лепшие мужи» - назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки» или «дет- ские» младшей дружины.

Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники - думцы князя Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посад- никами, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков, Некоторые должности передавались по наследству. Старшим дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дру- жину.

Княжеским воином в то время мог стать любой, даже ино- странец, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на- граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимости и обособленное положение, поступали на княжескую служб и в свою очередь сближались с княжеским двором. Бояре-земле- владельцы в XIII-XIV вв. пользовались большими привилегия- ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалован- ными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

Бояре времен раздробленности были вольными слугами кня- зей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались осо- быми статьями княжеских договоров: «а боярам и слугам межи нас вольным воля».


В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было ука-

зано «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация измени- лась. И княжеских договорах стало указываться, что вотчина hi мчавшего боярина остается у старого князя при сохранении бояринома своих прав частной собственности на землю. Боярин и служить другому князю, но уже не вместе со своими зем- лями. И удельные времена появились особые княжеские слуги -

Слуги под дворским - подчиненные дворецкому и владевшие

имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Име- нии поместья давались не в собственность, а при условии кня- кой службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков. Во главе княжеской службы стоял тысяцкий - предводитель земских полков и городского и сельского ополчения. Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом а в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществ- лял либо сам князь или представитель администрации, либо

специальные должностное лицо - вирник и его помощники,

проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями чьи или также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Таким образом, основными признаками становлении древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных


государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство Киевская Русь - государство исторически переходно- го типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы становления государственности в Древней Руси.

2. Раскройте механизм государственного управления Киевской Руси.

3. Дайте вашу оценку норманнской теории.

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Дайте характеристику налоговой системы в Древней Руси.

Местное управление до середины XVI века строилось на основе системы кормлений. Государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами, кое-где сохранялись еще "земли", существовали также "разряды" - военные округа.

Во главе отдельных административно-территориальных единиц, на которые стало делиться Русское государство, стояли должностные лица - представители центра. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него "корм", т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно видом государственной, военной и иной службы и формой вознаграждения княжеских вассалов за нее.

Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т.е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков, праведчиков и др.) и иметь собственные военные отряды для обеспечения внутренних и внешних функций феодального государства.

Управление городом и уездом возглавлял на началах кормления наместник, административное подразделение - волость находилась в ведении волостеля. Агентами наместников и волостелей являлись тиуны, доводчики, праведчики и другие. Характерным является и то, что как в грамотах наместничьего управления, так и в Судебниках говорится не только о кормленщиках, но и об их агентах. В этих законодательных актах прослеживается особое внимание законодателя к такому лицу в аппарате наместника как тиун, что может быть объяснено его особой ролью. Тиун, фактически сосредоточив все функции по управлению уездом или волостью в своих руках, творив суд и расправу над местным населением, являлся, таким образом, посредником между самим кормленщиком и местными жителями. Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на такую весомую роль в управлении, на практике тиун, так же, как и другие агенты, являлся холопом наместника и находился в личной зависимости от последнего, что нашло свое закрепление в законодательстве.

Главным должностным лицом на местном уровне, ответственным за действия своего аппарата, является наместник. Что же касается праведчиков и доводчиков, то они остаются по-прежнему личными агентами кормленщика. Таким образом, одной из отличительных черт наместничьей системы управления является осуществление наместниками и волостелями функций по управлению не с помощью официальных должностных лиц, а при содействии находящихся в личной зависимости от кормленщика лиц.

Среди административных полномочий наместников следует указать на осуществлении ими деятельности в области поземельных отношений - участие в таких хозяйственных делах, как сдача на оброк пустых княжеских земель, иногда непосредственное участие в подряде на льготу новых тяглецов, надзор за деятельностью княжеских слободчиков, дворских и приказчиков. Кроме этого, местные власти контролировали заключение важнейших сделок, ведали организацией торговли, в том числе межгосударственной. Наместничьей администрацией осуществлялись некоторые полицейские функции: наблюдение за порядком на пирах и братчинах, запрещение въезда на подведомственную территорию посторонних людей и т.д. Нельзя не отметить еще одну очень важную сферу административной деятельности кормленщиков - это организация военного дела на подведомственной территории. Полномочия местной власти в военной сфере могут быть сведены к нескольким основным направлениям: наместники могли возглавлять местные дворянские ополчения, надзирать за городскими укреплениями и гарнизоном, возглавлять защиту осажденного города. Именно через их аппарат шли распоряжения князя о сборе на службу. Кроме того, в крупнейших приграничных городах администрация кормленщиков выполняла важнейшие дипломатические функции, проводя в жизнь внешнеполитическую линию великокняжеской власти, олицетворением которой она и являлась на местном уровне: это приемы посольств, участие в переговорах с соседними державами, заключение межгосударственных соглашений и т.д.

Но, все же, основной функцией наместников было отправление правосудия, именно это направление деятельности детально регламентируется законодателем в Уставных грамотах и в Судебниках. Судебные функции занимали одно из центральных мест в деятельности кормленщиков и их аппарата, пошлины от отправления которых являлись к тому же весьма существенным источником их доходов. Компетенция наместников в данной сфере распространялась на самый широкий круг дел как гражданского, так и уголовного характера. И именно в судебной деятельности местных властей за изучаемый период произошли наиболее существенные перемены, связанные с совершенствованием организации судопроизводства, усилением контроля, и которые существенным образом повлияли на деятельность кормленщиков.

Общая характеристика направлений деятельности наместничьих органов позволяет сделать вывод, что их компетенция носила универсальный характер и не сводилась только к сбору налогов и осуществлению суда. Являясь представителями великокняжеской власти на местах, они выполняли основные функции аппарата власти и поэтому были наделены судебными, административными и финансовыми полномочиями. Сосредоточивая в своих руках все важнейшие нити, они пронизывали все сферы управления, представляя тем самым каркас существовавшей тогда системы местных учреждений. В этом и заключалось качественное отличие кормленщиков от других должностных лиц на местах, выполнявших частные, зачастую одноразовые поручения.

Система наместничьего управления, как одно из средств объединения русских земель воедино, на первоначальном этапе централизации сыграла прогрессивную роль, благодаря универсальности функций кормленщиков.

Таким образом, оценивая деятельность кормленщиков в функциональном отношении можно прийти к выводу, что наместники и волостели, обладавшие всеобъемлющими полномочиями, являлись вполне самостоятельными, автономно действовавшими на местах (от имени и по распоряжению великого князя) органами управления.

Однако ко второй половине XV в., правительство приходит к пониманию необходимости установления контроля над местными властями, а также регулирования их деятельности. Предпринимаемые законодателем меры постепенно складываются в целый план, направленный к стеснению, а потом и к отмене кормлений.

Этот план включал в себя три направления:

1. Законодательное урегулирование деятельности местного аппарата;

2. Ограничение компетенции наместников;

3. Установление контроля над местными органами.

Прежде всего, правительство стало точнее определять законодательным путем, установившиеся в силу обычая или практики права и ответственность кормленщиков. Среди этих мер можно выделить следующие:

регламентирование размера кормов и законодательное установление порядка их сбора (ст.38, 40, 65 Судебника 1497 г.), а также точного размера пошлин и штрафов;

установление порядка обжалования действий кормленщиков (ст.45 Судебника 1497, ст.75 Судебника 1550 г.);

установление ответственности кормленщиков и их людей за злоупотребления и нарушения по службе (ст.67, 69-71, 75 и другие).

Судебник 1550 г. вносит не менее важные изменения и в другом направлении, отчетливо проводя линию на укрепление и развитие новых учреждений в системе местного управления. Продолжая оставаться вплоть до 50-х годов XVI века главными органами в аппарате местного управления Русского государства, наместничье управление чем дальше, тем сильнее испытывало давление со стороны возникающих в процессе развития централизованного государства новых институтов. Важнейшим из этих институтов, развитие которого приходится на первую половину XVI века, был институт губных старост. Новшество, вносимое Судебником 1550 г. и заключалось в том, что Судебник санкционировал развитие губных учреждений, вводя их в общую систему местного управления и устанавливая взаимоотношения с ними старых органов - кормленщиков.

Стремясь устранить существующие трения между местными органами и подведомственным населением, снизить возможность злоупотреблений кормленщиками своей властью, а также завоевать популярность у местных феодалов, законодатель вводит правило, согласно которому при рассмотрении судебных дел наместником или тиуном должны присутствовать "добрые" или "лучшие" люди. Привлечение местного населения было направлено не только на осуществление контрольных функций над деятельностью наместников, но и на постепенное их упразднение. Сам по себе факт участия земских властей в наместничьем суде не являлся до середины XVI в. новостью, однако Судебник 1550 г. пошел гораздо дальше по линии расширения роли и значения старост и "лучших" людей в местном управлении - участие земских властей Судебник превращает в общую и обязательную норму. Во-первых. Судебник предписывает, что в тех волостях, где ранее не было земских властей, им быть; во-вторых, подчеркивает обязательность их участия для всех наместников и волостелей без исключения, теперь даже в мелких судебных делах кормленщики ставятся под контроль выборных местных представителей.

Помимо своего прямого и непосредственного участия в наместничьем суде старосты выполняли еще одну очень важную функцию, а именно: осуществляли составление разметных книг в городах. Книги эти представляли собой списки посадского тяглого населения с указанием, "сколько рублев кто царевы и великого князя подати дает". Именно с помощью разметных книг определялась законность или незаконность исков посадских людей между собой и исков населения к наместникам. При этом, в качестве обязательного условия законности исков к наместникам, Судебник ставил присылку старостами и целовальниками в Москву разметных книг. А так как они составлялись старостами и хранились у них, они (старосты) тем самым получили возможность оказывать влияние на исход исков.

Судебник 1550 г. содержит еще очень важную норму, посвященную контрольным функциям земских властей. В этой статье определяется порядок рассмотрения дел при докладе наместниками результатов своего труда в вышестоящей инстанции. В случае спора при докладе участвуют земские власти, которым отводится решающая роль при рассмотрении споров.

Оценивая деятельность "лучших" людей в местном управлении, можно определить функции земских властей, в основном как контрольные, осуществление которых может быть сведено к четырем формам: во-первых - участие непосредственно в самом судебном процессе, во-вторых - участие при докладе дела в вышестоящей инстанции в случае спора, в-третьих - составление размерных книг, в-четвертых - дача санкции при аресте и взятии на поруки.

Отчетливо выраженная тенденция Судебника 1550 г. на усиление контроля над наместничьим управлением "снизу" дополняется контролем со стороны центральных органов и прежде всего через институт доклада, что уже было отмечено выше. Таким образом, два вида контроля - со стороны местных обществ и со стороны центральной власти - дополняли друг друга, имея своей целью ограничение власти и произвола со стороны наместников и волостелей в отношении подвластного населения.

Специфика правового положения наместников и волостелей в системе местного управления, их функциональные особенности позволяют выделить некоторые особенности этой системы управления:

"натуральный" характер управления, что проявлялось в той форме, в которой получал вознаграждение наместник за исполнение обязанностей по управлению;

"личный" характер службы в аппарате кормленщиков, что выражалось в отношениях личной зависимости лиц, входивших в состав наместничьей администрации от возглавлявших местные органы наместников и волостелей;

универсальность выполняемых местными управителями функций, а именно всеобъемлющий характер полномочий кормленщиков, сосредоточивших в своих руках административные, военные, финансовые и судебные полномочия.

С течением времени кормленая система в том виде, в каком она была представлена в XIV-XV веках, приходит в упадок. Кризис системы местного управления выразился как во внутренних, так и во внешних проявлениях. Во-первых, сокращаются сроки пребывания кормленщиков на должности, видимо, чтобы перепустить через кормления возможно большее число лиц, князья стали сокращать сроки кормлений. Для последней четверти XV в. наиболее обычным сроком следует считать годичный. В виде особой милости князь "перепускал" кормленщика на второй год, давая прибавку к первому году четверть кормления, половину, три четверти или даже целый год. Во-вторых, наместничества теряют свою целостность. Распространенными становятся кормления, данные в управление нескольким наместникам. Уже к концу XV в. известны случаи выделения в особые кормления должностей тиуна, доводчика, приведчика, а в первой половине XVI в. это становится более распространенным явлением.

Эти перемены не прошли бесследно, они изменили саму суть этой системы управления, так как в итоге кормленщик из судьи и управителя превращался в простого сборщика налогов. Не занимаясь управлением, а часто и не имея такой возможности из-за проживания в другом уезде, наместник приспосабливался к такому положению, либо посылая для сбора дохода своих людей, либо сдавая пожалованный ему доход на откуп.

Дробление кормлений в самых разнообразных формах, сокращение сроков кормленой службы разрушительно влияли на наместничью систему управления извне, но существовали так называемые и внутренние проявления кризиса. По мере развития и усиления княжеской власти из всей массы кормленых доходов происходит изъятие наиболее доходных статей. Фискальный интерес побуждал изъять из рук наместников такие доходные статьи, как различные таможенные пошлины. Все это в итоге приводило к снижению доходности кормленых должностей.

Не менее важный процесс разрушения шел со стороны привилегированного землевладения: частного, церковного и монастырского. Распространение иммунитетных привилегий на все большее количество рядовых служилых людей, (отразившее процесс политического возвышения дворянства) приводило к сужению компетенции кормленщиков и лишало их части доходов.

Как организация княжеской власти, наместничества разрушались и тем, что из компетенции местных учреждений выделялись некоторые отрасли управления и поручались особым приказным людям - городским приказчикам. Введением в 40-х годах XVIв. губных учреждений из компетенции наместников были изъяты очень важные дела - разбойные и татиные, которые к тому же составляли для кормленщиков прибыльную статью.

Таким образом, в результате этих перемен к середине XVI в. от когда-то великих кормлений остались жалкие остатки. Возникнув как аппарат великокняжеского управления на местах, наместники и волостели сыграли важную роль в процессе борьбы великокняжеской власти против феодальной раздробленности, за создание централизованного государства. Однако эта прогрессивная роль себя вскоре исчерпала, и наместничье управление по мере укрепления централизованного государства оказалось во все растущем противоречии с центральной государственной властью.