Опасные игры, или драматический треугольник.

Не знаю, как Вам, а мне очень нравится наблюдать за маленькими детьми. Их игры не только создают хорошее настроение и вызывают искреннюю улыбку, но и наталкивают на интересные мысли. Малыши с лёгкостью меняют свои роли в играх: дочки-матери, кошки-мышки, казаки-разбойники, немцы-наши… Эти игры безобидны, дети выбирают свои роли осознанно и управляют ими. Но, к сожалению, взрослея, люди очень часто играют в более опасные игры и выбирают такие роли, контролировать которые они не в состоянии. Эти роли начинают управлять людьми . Человек исполняет сценарии, которые ему совсем не по душе. Как говорится, хотели, как лучше, получилось, как всегда. Если Вы чувствуете, что окружающие относятся к Вам пренебрежительно, что никто Вас не ценит, и вокруг Вас находятся бессовестные, а главное – неблагодарные люди, то очень вероятно, что Вы попали в так называемый «драматический треугольник». Его ещё называют треугольник Карпмана , по имени психотерапевта, который разработал эту концепцию. Вот как выглядит, этот треугольник: «Жертва - Преследователь - Спаситель » - это роли, которые одну за другой играет человек, желающий осчастливить ближнего своего против воли. И если уж кто-либо попал в этот треугольник, то он пройдёт его весь, хочет он того, или не хочет.

В чём же заключаются эти роли?

Жертва – это человек, который считает себя несправедливо обиженным. Именно считает – далеко не всегда это так на самом деле. Зачастую жертва вовсе не так уж беспомощна и слаба, как хочет казаться, и способна сама решить свои проблемы. Спаситель - это человек, который никого не спасает, но оказывает услугу, в девяносто девяти процентах случаев медвежью, или даёт совет, как правило, непрошеный. По закону судьбы рано или поздно такой «доброжелатель» становится Жертвой , перед этим, вероятно, сыграв роль Преследователя . Преследователь на самом деле ничего конкретного от жертвы не хочет. Чётких претензий у него нет. По большому счёту, сей персонаж никого не преследует.

Пример из литературы :

Из сплошных треугольников Карпмана состоит роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Рыцарь Печального Образа постоянно надевает на себя доспехи Спасителя и с удивительной регулярностью оказывается побитым. Как физически, так и морально. То есть, неизбежно становится Жертвой. Вспомните эпизод, в котором Дон Кихот вступается за мальчишку-пастушка перед его разгневанным хозяином. Как говорится, классика жанра! Здесь присутствуют все три роли. Дон Кихот (Спаситель) увидел, как злобный хозяин нещадно избивает своего юного работника за какие-то грехи (Преследователь и Жертва). Всё, включился драматический треугольник! Наш герой в праведном гневе бросается на помощь (заметьте, мальчик его об этом не просил ) и становится Спасителем… на минуту. По отношению к рассерженному хозяину Дон Кихот превращается в Преследователя, а сам хозяин оказывается Жертвой. Сообразительный мальчик понимает, что странствующие рыцари приходят и уходят – на то они и странствующие, а жить и работать ему у хозяина, поэтому пытается остановить развоевавшегося Рыцаря Печального Образа. Таким образом, из Жертвы он становится Спасителем своего хозяина. Первая часть цикла пройдена. Затем, когда Дон Кихот посчитал, что подвиг уже совершён, и решил отправиться в дальнейший путь, «спасённый» пастушонок просит рыцаря взять его с собой, но тот ему отказывает (видимо, не принято у рыцарей совершать великие подвиги вместе со спасёнными – не по уставу). Тем самым он отдаёт мальчишку в руки ещё более разозлённого хозяина. По сути, Дон Кихот превращается в Преследователя по отношению к пастушку. А мальчик снова становится жертвой. Хозяин же, напуганный грозным видом странствующего рыцаря, обещает больше не обижать мальчика и выплатить ему полагающееся жалование. Так он становится Спасителем… опять-таки на минуту. Закончилась вторая часть цикла. Через некоторое время Рыцарь Печального Образа после всех своих «подвигов», в которых он надевал маску Спасителя и оказывался Жертвой, возвращается в те же места. Он встречает этого пастушка и… тот осыпает благородного сеньора проклятиями. И не удивительно, ведь тогда униженный и от этого ещё более разъярённый хозяин избил мальчика ещё сильнее. Таким образом, Дон Кихот становится Жертвой. Что и требовалось доказать. Драматический треугольник замкнулся.

Пример из жизни: Эта история происходила на моих глазах. На первом курсе университета идут лабораторные работы по физике. Преподаватель хочет выяснить уровень знаний каждого из студентов и для этого раздаёт им задачи, отпечатанные на отдельных карточках. У одной из студенток уровень подготовки значительно выше, чем у всей группы, и она щёлкает эти задачи, как семечки. Пока её товарищи скрипят мозгами, вспоминая формулы, девушка откровенно скучает. И от нечего делать «профессорша» предлагает свою помощь своим новым товарищам (то есть принимает на себя роль Спасителя). Она решает задачи за пятерых друзей. И так несколько раз подряд. Видя такую ситуацию, преподаватель даёт этой девушке задачу повышенного уровня сложности, которая, разумеется, требует больше времени. Но в тот же момент, когда преподаватель отворачивается, десяток студентов, не произнося ни слова, видимо, считая, что так и должно быть, передают свои карточки свой более знающей подруге. Та в свою очередь отказывает им, возмущаясь подобной наглостью (то есть превращается в Преследователя). Но в роли Преследователя она пребывает недолго. На следующей же перемене «группа товарищей» высказывает ей всё, что о ней думают: «Ты – эгоистка, ты нам не помогаешь, ты думаешь только о себе». И так далее, и тому подобное. И девушка даже не заметила, как стала Жертвой. Вуаля!

Порой драматический треугольник растягивается на годы и десятилетия . Например, родители мечтают, чтобы сын или дочь выбрали ту профессию, то дело, которым их семьи занимались целыми поколениями. Они всячески расписывают преимущества этой профессии (скажем, экономиста), предлагают помощь в преодолении трудностей науки (Спасители). Молодой человек соглашается, несмотря на то, что его больше привлекает, например, журналистика или иностранные языки. Великовозрастное чадо ходит на лекции из-под палки, страстно и трепетно ненавидя всякие расчёты вообще, а экономические – в частности, а родители ещё и пеняют ему за нерадивость и отсутствие прилежания в учёбе (Преследователи). С горем пополам семья получает диплом, и молодой человек начинает работать на нелюбимой работе, и так проходят годы. В лучшем случае через много лет этот человек (к тому времени уже немолодой) начнёт искать возможности заниматься любимым делом, но сделать это в сорокалетнем возрасте будет гораздо сложнее. А в худшем – он будет всю жизнь ходить на ненавистную работу за мизерную зарплату, так как построить карьеру в нелюбимом деле практически невозможно. А что услышат родители на старости лет от своего сына или дочери, и в какой роли они будут, додумайте сами…

Почему же люди постоянно примеряют на себя все эти три роли, если от них только одни неприятности? О, нет! Ошибаетесь. Каждая из этих ролей имеет ещё и свои преимущества, как ни странно это звучит. Психологи называют их вторичными выгодами. Например, чем хороша роль Жертвы? Входя в эту роль человек, снимает с себя ответственность за себя (или за какую-либо совместную деятельность) и перекладывает её на других – на тех, кто готов взять на себя роль Спасителя. А если на человеке нет никакой ответственности, то и делать ничего не нужно. Он – жертва обстоятельств, а значит и порцию жалости получить можно, и ощутить себя белым и пушистым. Это ведь не он что-то не то делает, а обстоятельства так сложились, и люди вокруг подобрались на редкость чёрствые и бездушные – не хотят брать на себя его обязанности. А чем же хороша роль Преследователя? В своей сущности преследователь – тоже жертва. Высказывая претензии другом человеку (как правило, неконкретные и необоснованные), он тем самым переносит на него свою ответственность. А это и есть поведение Жертвы. Таким образом, он выплёскивает досаду за свои неудачи, срывает злость на жертву. Роль Спасителя хороша хотя бы тем, что позволяет человеку потешить чувство собственной значимости продемонстрировать (прежде всего, себе, а потом другим) собственное величие. А как же?! Он ведь спасает жертву от беды! Если немного поразмыслить, то можно понять, что Спаситель в глубине души – тоже жертва. Доказывать свою значимость нужно тем, у кого занижена самооценка. Эти люди страдают от пренебрежительного отношения окружающих. Чаще всего низкая самооценка является следствием психологической травмы в детстве.

Как же найти выход из треугольника судьбы? Самый лучший выход – это не находить туда вход.

А теперь о том, как избежать треугольника судьбы. Чтобы не превратиться в Спасителя, оказывать услуги можно, соблюдая следующие правила «техники безопасности»: Нельзя навязывать свои услуги. Человек должен сам попросить о ней, причем просьба должна быть максимально конкретной. Помогать можно только после того, как Вы сделали все свои дела, то есть не приносить в жертву свои интересы. Нельзя давать категоричных указаний и советов в стиле «делай, как я сказал и никак иначе!» Не делайте за человека то, что он должен выполнить самостоятельно, иначе Вы возьмёте на себя его ответственность, а это и есть роль спасителя.

А как же тогда можно общаться с людьми? Есть ли возможность безопасно оказывать помощь (советом или действием) своим близким?

Конечно, есть, и не одна, а много. Но у всех этих возможностей есть одна общая черта - осознанное распределение ответственности, когда каждый человек отвечает исключительно за то, что он реально может контролировать. Как можно это сделать? Начиная какой-либо проект, стоит предельно чётко оговорить (а в особо серьёзных делах и прописать), кто и за что несёт ответственность. Если Вы всё-таки даете совет, сопровождайте его дополнениями: «я думаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «это только моё мнение, а решать Вам». Объяснить, что каждый человек имеет право на ошибку, и Вы в том числе: «Я думаю так, но могу ошибаться…» Тогда можно давать любые советы, даже самые фантастические. Не давать никаких гарантий: «Я приложу все усилия, но на 100% гарантировать не могу», «Если будет возможность» и тому подобное. Подобных выражений существует бесчисленное множество. При таком раскладе человек учитывает Вас как запасной вариант, но и сам продолжает решать свою задачу. Роль преследователя тоже ничего хорошего не даёт, ведь закон бумеранга никто не отменял. И все те претензии, которые человек предъявляет окружающим, к нему же и вернутся, да ещё и «с процентами».

Но что же нужно делать и чего не делать, если Вы слишком поздно поняли, что попали в этот злополучный треугольник?

Выход есть. Прежде всего, ничего никому не доказывать, а выйти из этой системы и посмотреть на неё со стороны. Представьте себе, что Вы сидите на высоком холме и смотрите на эту ситуацию, как на спектакль с собственным участием. Эмоциональный накал сразу схлынет, и Вы сможете здраво рассуждать. Если же при этом Вам всё ещё хочется кому-то что-то доказать, значит, Вами ещё владеют эмоции. Тогда представьте, что Вы сидите перед телевизором и видите себя сидящим на холме и смотрящим спектакль. Обычно такое двойное удаление помогает полностью справиться с эмоциями и даёт возможность анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Что же нужно делать, чтобы избегать этих драматических ролей? Ответ прост: заниматься собой, своим ростом, и духовным, и интеллектуальным и физическим. Найти себе дело по душе и оттачивать своё мастерство до совершенства. Тогда и Вам, и Вашим близким будет комфортно.

Часть 2.


Гонки по вертикали, или Пирамида нейрологических уровней.

Диетологи утверждают, что мы есть то, что мы едим. Специалисты по водолечению говорят, что мы то, что мы пьём. Стилисты уверены, что мы то, что мы носим. Спорить не стану, всё это верно.

А что бы сказали по этому поводу психологи?..

В Йельском университете был проведён эксперимент. Испытуемым было предложено записывать на диктофон все мысли, которые посещали их (получался такой «разговор с умным человеком»). Результаты этого исследования превзошли все ожидания. Оказалось, что в среднестатистического человека посещает до пятидесяти тысяч (!) мыслей в сутки. Но не это удивило учёных больше всего. Оказалось, что абсолютное большинство этих мыслей… негативны. Они сопровождались такими эмоциями, как страх, тревога, злость, раздражение, грусть… Кроме того выяснилось, что те из участников эксперимента, у которых преобладали всё-таки позитивные мысли, были значительно более успешными, чем их «негативные» коллеги. Выходит, мы есть то, что мы думаем. А значит, от того, какие мысли обитают в голове, зависит вся наша жизнь.

А можно ли изменить своё мышление?

Ответ: можно. На первый взгляд, наверное, кажется, что наши мысли и слова воздействуют на нас хаотично, сбившись в один большой клубок. На самом деле они, подобно олимпийским богам, имеют свою иерархию, некую устойчивую связь и зависимость. Психологическое воздействие можно условно разделить на шесть нейрологических уровней, где каждый более высокий уровень управляет всеми нижестоящими.

Первый, самый нижний из них – окружение.

Это всё, что находится вокруг нас: люди (наша семья, наши друзья, коллеги и просто прохожие на улице), предметы (наш дом и всё, что находится в нём, рабочее место, природа) – короче говоря, весь материальный мир, который мы можем увидеть, услышать и почувствовать.

Следующий уровень – это поведение, те действия, которые мы выполняем ежедневно .

А поскольку действия мы производим с предметами, людьми и в определённых местах, то можно смело утверждать, что поведение влияет на окружение и формирует его. Возьмём самый простой пример: Вы сделали генеральную уборку в квартире. Нет нужды объяснять, как изменится Ваше окружение.

Третий уровень – способности.

Сюда входят все наши знания, навыки и опыт, а также возможности. Представьте себе, что Вы научились водить машину. Несомненно, Вы захотите использовать свои навыки. Теперь у Вас не будет необходимости пользоваться общественным транспортом, таким образом, меняются Ваши действия и окружение.

Следующий уровень – это убеждения и ценности.

Если мы до сих пор говорили о материальном мире, о наших действиях и переменах в окружении, к которым ведут наши действия, то теперь речь пойдёт о мире духовном. Это, безусловно, семья и отношения с партнёром, карьера и самореализация, материальное благополучие и творчество, свобода и здоровье. Этот список можно продолжать и продолжать, и каждый человек устанавливает свою шкалу приоритетов. Что касается убеждений, то можно сказать, что это те правила жизни, которые вырабатываются у нас с детства. Переоценка ценностей и изменение убеждений могут перевернуть всю жизнь. Например, человек считал себя неспособным к иностранным языкам, но поменял своё убеждение. Вполне вероятно, что он поменяет профессию, или продвинется по карьерной лестнице на своей работе. А если ещё и поставит на первое место в шкале своих ценностей самореализацию и финансовое благополучие, то такой человек достигнет больших высот. Естественно, у него изменятся возможности, поведение и окружение.

На пятом «этаже» находится самоидентификация и личностное своеобразие .

Собственно говоря, это тоже убеждения человека, но только о себе самом. Здесь находятся все те роли, которые мы исполняем в жизни. На работе мы коллеги, дома – супруги и родители, в компании – друзья, и т.д. И если человек считает себя хорошим семьянином, то очевидно, что главной ценностью для него будет семья, а значит, он будет приобретать знания о том, как строить отношения, как воспитывать детей и пр. Естественно, он будет действовать на благо семьи и создаст себе соответствующее окружение.

И, наконец, уровень миссии . На этом уровне находятся мысли о том, для чего мы пришли в этот мир и какую ценность для него представляем. Если Вы решите, что Ваша миссия – нести радость людям , то Вы, вероятно, выберете соответствующую профессию (самоидентификация). Эта профессия станет Вашим любимым делом (ценность), Вы будете её старательно изучать (способности, знания и навыки), начнёте воплощать в жизнь свою мечту (поведение), и делать это Вы будете с определёнными людьми и в определённом месте (окружение).

Таким образом, совершенно очевидно, что чем выше уровень, на котором происходят изменения, тем сильнее преображается наша жизнь.

Перемены же на низших уровнях не способны повлечь сдвиги на высших уровнях. Или эти сдвиги могут быть очень незначительными. Мне вспомнился сюжет одной комедии, в которой бездомный выиграл в лотерею очень крупную сумму. Он окружил себя роскошными вещами, но в душе остался нищим. И вот он садится в дорогую машину, и его личный водитель спрашивает, куда его везти. А нищий богач отвечает: «На городскую свалку. Там всегда можно найти много хороших и нужных вещей!..»

Как известно, знания, не применённые на практике – это не знания, а ментальный мусор.

Для чего нужны эти знания? Каково их практическое использование?

Пирамида логических уровней, например, поможет распознавать манипуляции. Что же такое манипуляция? Это тип психологического воздействия, в результате которого человек выполняет действия, нужные манипулятору. В сущности, любая коммуникация есть манипуляция, и ничего страшного в этом нет. По определению толкового словаря современного русского языка МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation - от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле - проделка, махинация». Скажем, некто остановил Вас на улице и спросил, который час. Это манипуляция, так как Вы сделали то, что нужно этому человеку. Манипуляция явная, ничем не прикрытая. А вот другой пример: Вы приходите в магазин за покупками. Вы просите продавца дать вам пакет молока, а взамен отдаёте ему деньги. И это тоже манипуляция, ведь Вы заставили продавца сделать то, что нужно Вам. В этом случае манипуляция привела к взаимной выгоде – каждый получил то, что хотел: Вы – молоко, а продавец – деньги. А вот если бы продавец за Ваши деньги всучил бы вам пакет прокисшего молока, то это и был бы тот самый «переносный смысл», то есть махинация. Вот это и нужно уметь распознавать.

Одним из видов манипуляций являются обиды. пожалуй, нет на свете человека, который ни разу в жизни не испытывал этого чувства .

Что же такое обида?

Это низкотоновое состояние, когда несоответствие поведения другого человека нашим представлениям о том, как следует вести себя в подобной ситуации, и наоборот. Обижаясь, мы пытаемся вызвать чувство вины у противоположной стороны. И вот тут стоит вспомнить, иерархию наших мыслей. В этом случае мы видим логическую связку на разных уровнях. Это и есть основной признак манипуляции. Представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации – это уровень убеждений, а действия – это уровень поведения. Вы не обязаны соответствовать чьим-либо представлениям, но и вашим представлениям тоже никто не должен соответствовать. Понимая этот механизм, легче справиться с чувством вины и не поддаться чувству обиды. Теперь рассмотрим логическую связку «если - то». Думаю, Вам не раз приходилось наблюдать отвратительные сцены, когда ребёнок посреди огромного торгового центра начинал требовать, чтобы ему купили игрушку. Обычно дети озвучивают это так: «Если ты меня любишь, ты купишь мне велосипед (куклу, железную дорогу, I-Phone – нужное подчеркнуть) «. Это тоже самая настоящая манипуляция, т.к. любовь – это ценность, а покупка игрушки – действие. Точно так же родители манипулируют детьми. С содроганием вспоминаю манную кашу, которую приходилось есть «за папу, за маму». Папа и мама – это ценность (и ещё какая!), а поедание каши – действие. И начальник может манипулировать подчинённым: «Вы же ценный специалист, неужели Вы не можете выполнить эту работу в короткие сроки?!» «Ценный специалист – это личностное своеобразие», а «можете выполнить» – способности и навыки. Но важно не только уметь распознавать манипуляции, но и противостоять им. Для этого существует несколько простых правил.

Правило первое. Разрыв шаблона.

И к счастью, и к сожалению, 95% своих действий мы выполняем автоматически. К счастью, потому что наш мозг не выдержал бы нагрузки, если каждое самое малое действие приходилось бы тщательно обдумывать. Подумайте, сколько действий мы выполняем, когда чистим зубы. Нужно открыть кран, взять тюбик с пастой, открыть крышечку, взять щётку, выдавить пасту… Ужас! Работы на полдня, если делать это осознанно! Автоматически мы управляемся за несколько минут. К сожалению, потому что такой автоматизм вырабатывает шаблоны поведения. Мы действуем автоматически и ожидаем определённой реакции в ответ. И если реакция не соответствует нашим ожиданиям, наступает замешательство, тот самый разрыв шаблона. И этим явлением можно успешно пользоваться.

Вот яркий пример. Одна моя знакомая работала волонтёром в общественной организации, распределявшей подарки ветеранам ВОВ. Однажды раздался телефонный звонок, и сотрудница подняла трубку. Видимо, решив, что война ещё продолжается, не представившись, не объяснив, в чём дело, возмущённый пенсионер бросился в атаку: - Ну что, поделили уже мои деньги?!! - Да, - спокойно ответила женщина, - поделили. Было очень приятно. А ещё приятнее было бы всё забрать себе. А если Вы продолжите говорить в таком тоне, я положу трубку. Пенсионер тут же извинился, объяснил суть своей просьбы, и выяснилось, что он вообще ошибся номером, и ему нужна была другая организация… Что же произошло? У пенсионера был шаблон поведения. Он думал, что в ответ на его обвинение работница начнёт оправдываться и успокаивать его, но она ответила иначе, чем вызвала замешательство и нужную ей реакцию оппонента. И ещё женщина использовала…

Правило второе. Амортизация.

Никогда, ни за что и ни при каких обстоятельствах не вступайте в прямой спор с оппонентом, не используйте пренебрежительных слов и интонаций. Возможно, это утверждение покажется Вам странным, а может быть, даже абсурдным, но первое, что нужно сделать в конфликтной ситуации, - это согласиться с «противником». Тем самым вы смягчите его выпад. Посмотрите, как падает борец в ту сторону, в которую толкнул его соперник. Но он тут же увлекает последнего с собой и, используя определённый приём, оказывается в выигрышной позиции. Это и есть амортизация. Вспомните женщину-волонтёра: она согласилась, что поделили деньги, а потом вызвала у ветерана нужную ей реакцию.

Другой вариант вызвать нужное Вам поведение у оппонента – запретить ему делать то, что он делать не хочет.

Одна мудрая мама запрещала своему сыну есть манную кашу. Нужно ли пояснять, что каша из тарелки исчезала в мгновение ока… Может быть, Адам и Ева так и остались бы в раю, если бы Бог не запретил им есть от древа познания! Если Вы хотите попросить другого человека и знаете, какие могут быть возражения, то проговорите их первым, а затем объясните оппоненту, какие выгоды получит ОН, если выполнит Вашу просьбу. Это выглядит примерно так: «Я понимаю, что это может быть трудно/дорого/хлопотно, и я не обижусь, если ты откажешься, но посмотри, как можно это применить там-то и там-то.» Ещё пример. Начальник говорит подчинённому: «В же специалист высокого класса, значит, можете выполнить эту работу за два дня.»

Манипуляция видна невооружённым глазом. Если мы вспомним логические уровни, то увидим, что ценный специалист – это идентификация, а выполнение работы – поведение. Ответ может быть таким: «Я действительно очень грамотный специалист, и знаю, что на выполнение такого задания требуется неделя, поэтому моя профессиональная гордость не позволяет мне торопиться и делать работу плохо.»

Для чего же нужно противостоять манипуляциям?

Для того, чтобы другие люди, заставляя Вас выполнять их желания, не мешали бы Вам двигаться к Вашим целям, выполнять Вашу миссию, Ваше предназначение в этой жизни.

ПИРАМИДА ДИЛТСА: РАЗЛОЖИМ ПРОБЛЕМЫ ПО ПОЛОЧКАМ

Если на работе сплошные проблемы, затянулась «черная полоса», в жизни преобладают негативные события, трудно найти общий язык с окружающими, значит, срочно пора навести порядок внутри себя, провести генеральную уборку и расставить все по местам. В этом великолепно помогает проверенная временем модель логических уровней, а по другому - пирамида Дилтса.

Это простой и надежный инструмент, который подходит для поиска решений многих сложных ситуаций, может сдвинуть с мертвой точки старые неразрешимые проблемы, помогает избавиться от деструктивных привычек и в целом разобраться в себе, навести порядок во внутреннем мире.

Модель логических уровней описывает живую систему, которой может выступать и отдельно взятый человек, и целая компания, и общество. Модель состоит из шести уровней. Уровни этой системы (пирамиды) можно сравнить с полочками, на которых «разложен» наш внутренний мир.

Давайте остановимся на каждом уровне пирамиды Дилтса и разберемся, какую практическую пользу мы с вами можем извлечь из нее.

НЕМНОГО ТЕОРИИ...

Каждая «полочка» обозначает какую-то свою часть субъективного опыта. Каждый из уровней пирамиды связан с другими и оказывает влияние на соседние в разной степени, в зависимости от иерархии и расстояния между ними. Изменения на более высоком уровне будут обязательно вызывать изменения на более низких. При этом изменения на более низких уровнях оказывают на верхние ступеньки существенно меньшее влияние либо вовсе на них не воздействуют.

Пройдемся по уровням снизу вверх.

Окружение. Самый нижний уровень, базовый. Это условия, наша среда обитания, наш окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки и все-все-все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Поведение. Второй уровень, который включает в себя все, что связано с деятельностью человека (организации). Это уровень деятельности человека. Так как действия производятся над чем-то (с кем-то, чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем - окружением.

На двух нижних уровнях - окружения и поведения - и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводится большинство наших целей (получение удовольствия, переживание эмоций, внимание, повышение собственной значимости, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной «манипуляции» (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) также находятся на этих двух логических уровнях.

Способности. Уровень, который обусловливает наше поведение, является источником и направлением движения. Можно также сказать, что это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Убеждения и ценности. Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т.д. На этом уровне нет места оправданиям, почему я что-то не сделал, - здесь только ответы «Как этого достичь?». Это уровень ответов на вопрос «Почему человек сделал именно так?».

Разбираем проблему на составные части, отвечая на простые вопросы

Идентичность. Предпоследний уровень выстраивает связь с нашей личностной ролью. Это роль, которую мы преимущественно играем, - балагур, мать, герой, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д. На этом уровне главный вопрос - «Кто я?», то есть каким я представляю себя и мир вокруг? Какие убеждения, ценности, способности и поведение преобладают в каждой из ролей?

Миссия. Это уровень духовности, отвечающий на вопросы «Зачем? Ради чего? В чем смысл?». Он строится на нашем видении больших систем за пределами себя, которые «окружают» конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения. Это уровень духа личности или организации.

...И ПРИМЕРЫ ДЛЯ НАГЛЯДНОСТИ

Итак, мы разобрались с «полочками» системы логических уровней. Теперь рассмотрим, как с ними работать. Сделаем это на примере проблем разных «весовых категорий»:

  • меня никто не любит, я никому не нужен;
  • не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз;
  • не могу найти общий язык с N.

Приступим к разбору первой нашей проблемы. Вначале разбираем ее на составные части снизу вверх, отвечая на простые вопросы, которые должны показать нам, на каком уровне пирамиды расположены части этой проблемы.

«МЕНЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ»: РАСКЛАДЫВАЕМ ПО «ПОЛОЧКАМ»

Окружение. Кто должен меня любить? Как ко мне должны относиться?

Оля, Настя, мама, брат, Игорь, коллеги в отделе, начальник и, конечно же, Костя. Остальные - тоже неплохо бы. Должны уважать меня, хорошо и доброжелательно относиться, принимать за свою.

Поведение. Какое поведение, какие действия со стороны окружающих я хочу увидеть?

Мне оказывают всяческое внимание, слушают, мое мнение учитывают, советуются со мной, ставят меня в пример, тратят на меня свое время, получают удовольствие от общения со мной, зовут с собой.

Способности. Благодаря чему я буду нравиться лю- дям? Какие навыки надо развивать?

Умение слушать, повысить эрудированность в экономических вопросах, начать готовить «вкусняшки», завести блог и собирать интересную нам информацию, прочитать 4 книги по своей специальности и применить на работе прочитанное. Потихоньку обновить гардероб в сторону классики, научиться ходить на шпильках.

Убеждения и ценности. Для чего мне всеобщая любовь? Почему я хочу быть всем нужной?

Те, кого не любят, - плохие. Плохим быть нельзя. С детства учили, что надо нравиться учителю, соседу, дяде, тете. Те, кого не любят, - асоциальные типы, изгои общества. Кроме того, я очень люблю, когда мне оказывают внимание. Я без внимания жить не могу.

Идентичность. Кто я, человек, любимый всеми и нужный всем? Какова моя роль, которую я играю?

Я центр внимания и притяжения.

Миссия. Ради чего я все это делаю?

Чтобы нравиться самой себе.

НА ДВА УРОВНЯ ВЫШЕ

Эйнштейн писал: «Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла». Сделал он это, вовсе не имея в виду пирамиду Дилтса, но его слова очень точно характеризуют подход к решению своих внутренних проблем.

Решение проблемы (или то, что может существенно сдвинуть ее с мертвой точки) надо искать на более высоких уровнях системы логических уровней. Чаще всего наиболее эффективное решение расположено на два уровня выше «полочки», на которой проблема находится.

Давайте посмотрим на остальные наши примеры.

  • Не могу вставать по будильнику - откладываю подъем на 5 минут по пять, шесть раз. Предположим, главная проблема расположена на уровне поведения. Тогда, скорее всего, наиболее эффективное лекарство следует искать на уровне убеждений, ценностей. Какую ценность я реализую, когда не встаю по будильнику? Какие ценности я реализую, когда начну вставать по первому сигналу?
  • Не могу найти общий язык с N. Допустим, главная проблема определена на уровне окружения. Для поиска решения стоит наиболее пристально рассмотреть уровень способностей. Какие способности (опыт, навыки, умения) не позволяют мне находить общий язык с N? Приобретение каких навыков поможет в этом?

Обнаружив главную сложность в случае с «Меня никто не любит» на уровне убеждений, нужно переходить в поиске решений на ступеньку миссии. Допустим, вы разобрались в том, что главная сложность заключается в изменении личных убеждений относительно того, почему я должен нравиться окружающим. Вы осознали, что нравиться вам хочется по двум причинам. Первая - это банальное получение удовольствия. Вторая - это долг той программе, которую в вас заложили с самого детства. Нравиться другим важно и нужно. Из-за последнего в нас разрастается оценочное мнение, которое мы ставим во главу угла всей своей деятельности. В результате самым главным мотивом становится то, что о нас скажут или подумают.

Решением на уровне миссии может стать пересмотр ценности всеобщей любви.

О ЛОМКЕ И ДИССОНАНСАХ

Ломать устоявшееся восприятие на уровне миссии нельзя, мы помним, что на высоких уровнях изменения происходят крайне медленно. В таком случае нужно будет рассматривать альтернативные способы нравиться себе, а влияние оценочного мнения контролировать и какое-то время искусственно понижать его важность. Поищите новые способы, которые помогут вам нравиться себе, например в профессиональной сфере возьмитесь за сложный проект на работе, а в личной поищите то, что доставляет вам удовольствие, и сделайте из этого хобби. А может быть, просто поставьте перед собой цель сделать себя центром своего внимания - начните заботиться о себе, как о королевской особе, полюбите себя, балуйте себя, хвалите, подмечайте успехи.

Через некоторое время подобной работы уровень значимости оценочного мнения снизится (хотя вряд ли удастся полностью от него избавиться). Зато развитие альтернативных способов нравиться себе поможет сместить акцент с попыток нравиться всем в иную область, которая будет вам подконтрольна.

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Альберт Эйнштейн

После того как вы определились с подходящим решением, «пройдитесь» с ним сверху вниз по всей пирамиде, начиная с миссии, чтобы проверить, соответствует ли оно вашим уровням. Может быть, найденное решение попадает в диссонанс с вашей идентичностью. Тогда поищите другое либо скорректируйте выбранное.

Таким образом, пирамида логических уровней - это рабочий инструмент, который разбирает проблему на составные части, относя каждую из них к определенной категории нашего внутреннего «Я», помогает выявить уровень, на котором проще всего найти эффективное решение проблемы, а затем проверить его, вновь пропустив через пирамиду.

Сергей Дубовик , бизнес-тренер

Логическая пирамида Дилтса – это шесть уровней вопросов, каждый из которых позволяет лучше понять ситуацию конкретного человека.

Как известно, никакая проблема не может быть качественно решена на том уровне, на котором она создана. То есть для поиска выхода нам нужно подняться на уровень выше. Именно тогда можно будет понять наилучший сценарий развития событий.

Ситуация похожа на блуждания в лабиринте в поисках света. Почти невозможно отыскать выход без карты или подсказки. Но если подняться выше, то будут видны все входы, выходы и пути.

Вот почему так важно уметь задавать себе вопросы, которые подталкивают к правильным ответам. В обычной жизни мы почти не способны спрашивать себя сами и получать ответы, которые все поменяют. Именно поэтому стоит присмотреться к пирамиде Дилтса.

Пирамида логических уровней Дилтса

  1. Первый уровень отвечает на вопрос «что я имею».

    Это касается всех аспектов жизни: материальных благ, возможностей, семьи. Например, какой у вас сейчас бизнес, сколько вы зарабатываете, какие у вас отношения с родителями, есть ли семья. Этот вопрос затрагивает все аспекты быта и повседневной жизни, материального благополучия и отношений.

  2. Второй уровень пирамиды задает вопрос «что я делаю».

    То есть, вы можете понять что-то относительно своей реальности в том случае, если зададите вопрос о личных действиях. Например, человек жалуется, что у него не хватает денег. Он не может честно признаться себе, что просто мало работает, халтурит и не уделяет время для профессионального развития. Если спросить его в лоб о том, что он делает каждый день, то окажется, что рабочая смена длится всего 4 часа, хотя любой другой человек работает 8 часов.

    Логическая пирамида Дилтса дает понять, что лень не позволяет увеличить доход в 2 раза. Вы тоже можете задать себе вопрос о том, что делаете и что получаете. Когда ответ очевиден, то намного четче приходит понимание того, почему мы имеем то, что имеем. И встает более конкретный вопрос: это жизнь так складывается или мы ее так складываем?

  3. Третий уровень отвечает на вопрос «как я выбираю».

    Третий уровень пирамиды касается стратегии. Модель пирамиды Дилтса позволяет подробно разобрать свои установки и докопаться до причин неудач в жизни.

    Одни предпочитают работать в поте лица, чтобы накопить на жилье или учебу в другой стране. Кто-то выбирает удачно выйти замуж. Человек может сделать ставку на поиск работы или открытие своего дела. Можно выбирать учить языки и заниматься спортом после работы или пить пиво у телевизора.

  4. Четвертый уровень задает вопрос «во что я верю».

    Этот вопрос затрагивает убеждения и ценности. Согласитесь, что невозможно стать предпринимателем, если человек считает себя честным, но убежден, что предприниматели только воруют. Или же абитуриент верит, что место в ВУЗе можно получить только по блату, а потому не нужно даже пытаться сдавать экзамены. На этом уровне раскрываются шаблоны и стереотипы восприятия, которые не дают получить желаемое.

  5. Пятый уровень пирамиды задает вопрос «кто я такой».

    Один уверен, что он гениальный художник и дизайнер, а потому ему по плечу любые выставки, конкурсы, соревнования и показы. Другой считает себя неудачником и бездарной личностью. Самоидентификация — определяющий фактор успеха в жизни.

  6. Шестой уровень пирамиды спрашивает о вашей миссии.

    Этот уровень помогает осознать важность и ценность конкретного человека в масштабах вселенной. Например, японские компании базируются на принципах ценностей и миссии, которая будет актуальной и через 100-200 лет. Ваша жизнь аналогично создана не для того, чтобы пройти впустую, не так ли?

Пирамида логических
уровней Дилтса:
как с ней работать?

Вопросы позволяют шаг за шагом понять то, где у вас происходит подмена понятий, где вы сбились с пути. Они — как воронка, определяющая, на каком уровне вы застряли.

Не устраивает финансовое обеспечение, отношения с родными или коллегами? Тогда что-то явно не так с вашими действиями. Если действия вроде правильные, но результата все нет, то нужно разобраться со стратегией, убеждениями (и далее по списку вопросов). Учитесь пользоваться пирамидой Дитлса и применяйте полученные ответы в жизни.

Решить любую жизненную дилемму, отыскать ответы на давно мучившие вопросы и понять свое предназначение позволит пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Как эксперт по нейро-лингвистическому программированию, этот ученый в свое время разработал удобную модель для описания убеждений, привычных стратегий мышления и способностей человека, которые позволят воздействовать на его мотивацию, меняя цели жизни и поведенческую направленность.

Пирамида Роберта Дилтса состоит из шести логических уровней, где каждый вопрос оказывает влияние на вышестоящий ответ. Вопросы касаются разных пластов жизни человека - от мира материальных предметов и поведенческих привычек до раскрытия внутренних ценностей, мотивов и мировоззрения. Главная задача – изменить проблемную ситуацию, которая не устраивает, пользуясь правильными наводящими вопросами. Изюминка в том, что скорректировать результат можно только при условии, что человек изменит всю систему координат. Как это сделать? Рассмотрим схему Дилтса подробнее.

Уровни реализации человека по Роберту Дилтсу

1 уровень. «Что я имею?»

Вопрос самого нижнего уровня касается сферы материальных потребностей, окружения и повседневных забот. Он четко описывает среду обитания человека, его работу, круг общения, наличие или отсутствие семьи, друзей, карьерного продвижения. Чтобы изменить аспекты, которые не устраивают на этом уровне, нужно подняться выше, обратиться к своему поведению и привычкам. Ответ будет содержаться на 2-й ступеньке.

2 уровень. «Что я реально делаю?»

Описывает действия человека, способ и стиль его активности, вредные и полезные привычки. Наши поступки создают нашу реальность, от них зависит итоговый результат жизни. Кто-то хочет красивую фигуру и для этого соблюдает строгую диету, занимается в тренажерном зале, а кто-то не делает ничего. Почему все происходит именно так, как это изменить? Ответ будет лежать на ступеньку выше.

3 уровень. «Какой стратегией пользуюсь?»

Касается способностей и жизненной стратегии человека, помогает делать выбор, действовать в нужном направлении, является источником силы. Как это работает? Человек может идти по жизни с девизом «плыви по течению, подчиняйся ветру» или «никогда не сдавайся, борись до конца». Обе эти идеи оказывают разное влияние на его поведение и жизненные решения, помогают при самореализации либо отталкивают ответственность. Развиваться или лежать рулетиком у телевизора – за это и отвечает выбранная стратегия действий. Изменить ее можно, если обратиться к 4-й ступени.

4 уровень. «Во что я выбираю верить, почему мне это нужно?»

На этом уровне раскрываются ценности человека, его намерения и убеждения, сформированные обществом и семьей в процессе взросления, а также накопления опыта. Убеждения вариативны, бывают позитивного, как и деструктивного содержания, например: «сильный человек добьется многого», «красота ничего не значит», «все лучшее уже прошло», «ошибки делают нас сильнее», «получить хорошую работу без блата нереально». Именно ценности определяют притязания и уровень жизни, дают возможность оправдывать себя или ненавидеть. Впрочем, их можно скорректировать, если подняться на 5-ю ступень.

5 уровень. «Кто я?»

Развернутый ответ по вопросу помогает узнать себя глубже, идентифицировать свое «я». На этом уровне находятся скрытые представления человека о своей персоне, мировоззрении и реальных отношениях с миром. Какими мы себя видим, как выстраиваем общение со своим окружением, на что нацелена наша душа? Мы можем считать себя неудачниками, неопытными учениками или мучениками, а можем видеть в себе гениев, рожденных, чтобы изменить мир и войти в страницы истории. Все эти представления и формируют нашу реальность. Если удалось обнаружить в себе ограничивающее мировоззрение, можно его подкорректировать, обратившись к последней ступеньке.

6 уровень. «Ради чего я живу?»

Ответ на вопрос последнего уровня дает представление о смысле жизни, открывает истинное предназначение человека. Бывает трудно дать на него вразумительный ответ, потому что сама миссия человека лежит за пределами его понимания, это нечто, что ведет по жизни как бы помимо воли. Данный уровень предлагает задать следующие вопросы: «зачем я здесь?», «в чем смысл моей бренной жизни?».

Пирамида Роберта Дилтса помогает лучше понять себя, свои цели, почему с нами происходит все то, что происходит. Она дает возможность провести анализ проблемных зон, изменить привычки и убеждения, которые не приносят радости и удовлетворения. Ее удобство именно в том, что нет необходимости работать сразу на 6-ти уровнях, достаточно определить источник дискомфорта и решить проблему на более высокой ступени.

Если не устраивают результаты жизни, значит, нужно менять поведение. Если проблема в действиях, правильно подобранные вопросы подскажут, какую стратегию лучше применить. Это своеобразный экспресс-анализ проблемы, который позволяет задать действенную мотивацию для лучшего продвижения по жизни. Попробуйте применить ее эффективность на себе уже сейчас!

ПОДЕЛИЛОСЬ

Пирамида Дилтса — модель логических уровней. Нейро-логические уровни, логические уровни. Модель логических уровней описывает структуру организации живой системы, такой, как человек, фирма или общество. Эти уровни в системе (пирамиде), как полочки, на которые разобран наш внутренний мир. Ноги у этой модели растут из НЛП.

Великолепная, простая, работающая структура

Каждый уровень пирамиды связан с другими и влияет друг на друга с разной степенью интенсивности. Степень влияния зависит от иерархии и расстояния между уровнями. Изменения на верхнем уровне будет неизбежно вызывать изменения на нижних уровнях.

В то время как изменения на нижних уровнях не обязательно вызывают изменения на верхних. Формирование каждого логического уровня в основном происходит снизу вверх.

Логические уровни: (в порядке от низшего к высшему)

  1. окружение – уровень реакции
  2. поведение – уровень действия
  3. способности – уровень источников и направления
  4. убеждения и ценности – уровень дозволения и мотивации
  5. идентичность – какую социальную «роль» я играю, кто я?
  6. миссия — видение, смыслы, духовный уровень

Описание уровней

Каждая «полочка» пирамиды предназначена для хранения совершенно определенного сорта информации. То есть каждый логический уровень обозначает какую то свою часть субъективного опыта. Рассказываю про уровни снизу вверх.

Окружение — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся, манипулируем в своей повседневной деятельности.

Поведение – всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень, отвечающий на вопрос «Что делает?» и посвящен информации об изменениях и движениях.

Поведение (действия) — это, собственно, сама деятельность человека. Так как действия производятся над чем-то (с чем-то, где-то или когда-то), этот логический уровень включает в себя, как неотъемлемую составляющую, нижний уровень — окружение.

Просьбы и требования, а также подавляющее число служебной манипуляции (приказы руководства что-то сделать, командование, указания и т.п.) находятся на этих двух логических уровнях.

В конечном счете, на этих двух уровнях — поведения и окружения и происходит наша жизнь. На этих уровнях находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного).

Способности — уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения.

На этом уровне объединяются разные алгоритмы и стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос «Как?». Способности обуславливают выбор поведения, своего рода — внутренние силы нашего поведения, источники движения.

Убеждения и ценности — это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос «почему он это сделал?». Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека, человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — с какой личностной ролью (роль которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат. Главный вопрос здесь – «Кто я?» Какие убеждения, ценности, способности и поведение ассоциируются с различными ролями? Ради чего играется та или иная роль?

Миссия — это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…

Этот уровень относится к тому, что может являться видением или «духом» личности, группы или организации». Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: «Зачем? Ради чего? В чем смысл?».

Какая польза от Пирамиды Дилтса

Решение долгонерешаемых задач, избавление от деструктивных привычек. Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Есть проблемы, которые мы таскаем за собой долгое время. Таскаем, а решить не можем. И вроде бы осознаем, в чем причина, но избавиться от дурацкой привычки опаздывать или выучить язык никак не можем.

Было отмечено, что решение, либо то, что может активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Привычка опаздывать находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему опозданий сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».

Трудности с общением в определенными людьми, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение лучше не на уровне Поведение (вести себя с ними определенным образом), а на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, вовлечения, аргументации.

Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – супер-пупер успешный менеджер, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.

Аналогичным образом можно разбирать корпоративные проблемы.

Если изменения на первых трех уровнях – распространенное дело, то на трех верхних – редкие и мучительные. Попробуйте, например, оценить сколько внутренних усилий потребуется для смены вероисповедания

Техника «Интеграция логических уровней»

Здесь всё просто. Суть вот в чем: берете свою цель и проходитесь с ней снизу вверх, рассматривая все части пирамиды относительно желаемого результата. Т.е. ваша цель разложена внутри вас по полочкам – вот и наведите порядок на каждой.

Что на этом уровне происходит сейчас? Что стоит изменить, какие моменты надо улучшить, от чего избавиться и не вспоминать?

Таблица проработки целей

Для меня, например, очень показательной стала проработка своих отношений с дочерью (ей тогда было 8 лет). Нашел в себе и своих отношении к ней столько хлама и мусора, что прямо караул.

Простая техника, но помогает хорошо.

Понравилась статья?