Этапы построения проблемного учебного занятия

1. Актуализация опорных знаний.

2. Анализ проблемного задания.

3. Вычленение проблемы.

4. Выдвижение всевозможных предположений.

5. Сужение поля поиска.

6. Доказательство рабочих гипотез.

7. Проверка правильности решения.

Итак, современное проблемное обучение организуется посредством технологии проблемного обучения, которая достаточно хорошо разработана и используется педагогами – мастерами в процессе обучения.

Сущность ТРИЗ-технологии . ТРИЗ-технология разрабатывается на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) . Ее создатель Генрих Саулович Альшуллер, анализируя накопленный веками большой массив патентной информации, открыл законы развития технических систем, которые могут быть сознательно использованы в изобретательской и прогностической деятельности.

Цель ТРИЗ формирование культуры творческого мышления какосознанного, целенаправленного и управляемого процесса.

Цель определяет задачи :

· развитие способности к творчеству;

· формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, классификации и др.);

· развитие воображения, формирование умений управлятьвоображением и фантазированием;

· овладение методами и приемами разрешения различных противоречий.

Основные идеи и понятия ТРИЗ . В каждой изобретательской задаче есть объект (система), который необходимо изменить. Его называют ИЗДЕЛИЕ. Этот объект имеет вполне определенную функцию, которую в технологии ТРИЗ называют основной функцией (ОФ) Потребность в изменении объекта диктуется каким либо несовершенством его в определенных условиях. Это несовершенство называется нежелательным эффектом (НЭ). Между основной функцией и нежелательным эффектом возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ (техническое противоречие – ТП ; социальное противоречие – СП ; физическое противоречие – ФП и т.д.) Примером технического противоречия является стремление улучшить одну характеристику изделия, которое может приводить к ухудшению другой характеристики этого же изделия. Примером физического противоречия может быть ситуация, когда к изделию предъявляются противоположные требования. Примером социального противоречия является ситуация, когда надо что-то сделать, а как - неизвестно (например в области менеджмента).

Таким образом, противоречие – это проявление несоответствия между требованиями, предъявляемыми к изделию и ограничением (несовершенством ), которое возникает в силу действия различных законов (природных, социальных, юридических, технических и т.п.). Пространство в котором разрешается конфликт называют ОПЕРАТИВНОЙ ЗОНОЙ (ОЗ), а время в течении которого протекает конфликт, называют ОПЕРАТИВНЫМ ВРЕМЕНЕМ (ОВ). Решая противоречия необходимо стремиться к ИДЕАЛЬНОМУ КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ (ИКР ), под которым понимается получение положительного результата без отрицательных последствий и с минимальными затратами. Для достижения ИКР необходим инструмент и вещественно-полевые ресурсы, которые кратко называют ПОЛЕ. ИНСТРУМЕНТ – это то, с помощью чего изменяется изделие с целью получения ИКР. ВЕЩЕСТВЕННО –ПОЛЕВЫЕ РЕСЕРСЫ (ВПР ) или ПОЛЕ – все, что используется для решения задачи. Ресурсы могут быть функциональные (введение дополнительных или изъятие ненужных функций), энергетические (тепловая, атомная, химическая, солнечная и т.д.), вещественные (материалы, предметы, отходы и т.п.), информационные (фактические знания), пространственные, временные, звуковые (изменив частоту работы станка можно изменить его свойства или функцию).


Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ является инструментом для анализа и поиска решения проблем. Его цель – заменить суету обучающихся на четкую по структуре и однозначную по результативности цепочку мыслительных операций, выводящих его в зону сильных (оптимальных) вариантов решения. Исходя из этого, к алгоритму решения творческих, изобретательских задач предъявляются определенные требования, среди которых: 1)осознанность мыслительных операций и управляемость ими; 2) получение идеального результата; 3) четкость и экономичность структуры алгоритма; 4) повторяемость результата при соблюдении алгоритма; 5) универсальность, которая позволяет анализировать любые проблемы.

Частным случаем АРИЗ является алгоритм решения задач с помощью вепольного анализа - ВЕПОЛЯ (ВЕ-щество – ПОЛе). Веполь представляет собой минимальную модель технической системы, отражающую самые основные компоненты, необходимые для решения любой творческой задачи. Это 1) изделие (объект) – которое необходимо изменить, усовершенствовать и т.д.; 2) инструмент, с помощью которого изменяется объект в соответствии с поставленными целями; 3) поле, необходимое для воздействия инструмента на объект; 4) любые вещественно-полевые ресурсы, используемые для решения задачи. Вепольный анализ – это переход от бинарного одномерного мышления (альтернативного подхода) к целостному, в основе котороголежат невырожденные тройки элементов (изделие, инструмент, поле), когда третий элемент: а) вносит неопределенность во взаимодействие пары противоположных элементов; б)обеспечивает открытость; в) заменяет конфронтацию на сотрудничество и кооперирование на основе принципа дополнительности, в результате чего все три элемента становятся совместимыми – система делается целостной и принципиально новой.

АРИЗ вепольной задачи будет следующим.

1. Определи суть задачи: найди нежелательный эффект (НЭ.;

2. Вычлени противоречия.

3. Выдели изделие, инструмент, поле.

4. Построй исходную вепольную модель.

5. Определи условия, при которых веполь разрушается.

6. Восстанови веполь, путем нахождения (СУ) средства устраненения (введением дополнительного полезного элемента или, убрав нежелательный элемент).

Пример использования АРИЗ вепольной задачи :

Задача: Имеем охотника, который потерял слух. Чтобы ему выжить надо найти зверя. Эту функцию выполняет его собака. Но чтобы найти зверя, собаку надо отпустить и идти вслед за ней на ее лай. Но, поскольку хозяин глухой, ее лай он не услышит, собака должна быть при хозяине, чтобы он ее видел. (Задача приводится из книги «Золотой дух Ямбуя» Г.Федосеева)

Решение задачи:

1. Нежелательный эффект – отсутствие слуха.

2. Противоречие (социальное) - СП: чтобы найти зверя, надо слышать лай собаки, но охотник глухой.

3. Изделие – охотник; инструмент – собака; поле (акустическое) – лай собаки.

4. Исходная вепольная модель

Лай собаки


Охотник Собака

5. Веполь разрушается при условии, если нет слуха, обозначим эту

связь волнистой линией.

Лай собаки


Охотник Собака

6. Веполь восстановится, если взять еще одну собаку, неразрывно связанную с охотником, то есть все время видит собаку. Тогда веполь будет иметь вид:

Лай собаки

Охотник (собака) Собака

Проблема разрешена и следовательно, задача решена.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

ДЕВИЗ ТРИЗ:
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»
Занятие - не форма, а поиск истины»

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Основные положения ТРИЗа
Основные функции ТРИЗ
1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.
- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
- Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
- Дает возможность проявить себя.
- Стремление получать новую информацию об окружающем.
- Развивает потребность в познавательной деятельности.
- Дает возможность созидать, творить.
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.
При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.
В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Методы
1. Метод мозгового штурма
2.Метод каталога
3.Метод фокальных объектов
4. Метод системный анализ
5. Метод морфологического анализа
6. Метод золотой рыбки
9. Моделирование маленькими человечками
10. Метод проб и ошибок
11. Мышление по аналогии
19.Типовые приемы фантазирования

Задания для размышления:
Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);
Как быстро вырасти (изменение во времени)
Как спасти колобка от лисы?
ТРИЗ рекомендует проводить с детьми беседы на такие темы:
1) исторические: как изобрели колесо, самолет, вилку, карандаш и пр.?
2) на прогулках: кто мама ветра, кто его друзья, о чем шепчет ветер, о чем спорит ветер с солнцем?
3) Прием эмпатии: что чувствует этот кустик? Испытывает ли боль дерево?

Признаки творческих способностей:
Подвижность мышления
Быстрая ориентировка
Нестандартный подход к решению задач
Перенос характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) - технология развития творческих способностей детей. ГККП «Детский сад №4» г.Текели 2016 г. Выполнила: Ахметова Д.А

2 слайд

Описание слайда:

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

3 слайд

Описание слайда:

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.

4 слайд

Описание слайда:

Методика ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. (В 1987 г. ТРИЗ случайно, по недоразумению (семинар для инженерно-технических работников проводился на базе детского сада) приходит в д/с. Так ТРИЗ впервые нашел применение в детском саду в 1987 году в городе Находка, где дети подготовительной группы с удовольствием приняли игру для развития творческих способностей "Маленькие человечки" (1, с.15 - 17). Знакомство с неживой природой (лед, пар, вода) перенесло "маленьких человечков" на другие области знаний, и они начали строить крепости, плавать, летать. Обстановка занятий непривычная: общение происходит свободно, демократично, можно сомневаться, отвечая на вопросы, угадывать, поправляться, размышлять и совершать "открытия".)

5 слайд

Описание слайда:

Цель использования ТРИЗ – педагогики в детском саду – развитие качеств мышления: Гибкости, Подвижности, Системности, Диалектичности, Поисковой активности, Стремления к новизне, Развития речи, Развитие творческого воображения.

6 слайд

Описание слайда:

Формы занятий по программе ТРИЗ 1 фронтальная предполагает совместные действия всех учащихся объединения под руководством учителя 2 индивидуальная означает самостоятельную работу каждого обучающегося 3 групповая Наиболее эффективной является организация групповой работы, когда в группе работают 4-7 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным.

7 слайд

Описание слайда:

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

8 слайд

Описание слайда:

Методы обучения по программе ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) Беседакак диалогический метод обучения, является главным словесным методом реализации целей программы ТРИЗ. Наглядные методы обучения Методиллюстрирования-предполагается показ обучающимся иллюстративных пособий (плакатов, зарисовок на доске и пр.). Метод демонстраций предполагает демонстрацию кинофильмов, презентаций и др., связанных с изучаемой темой и содержанием изобретательских задач. Практические методы обучения Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. К графическим упражнениям по программе ТРИЗ относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок.

9 слайд

Описание слайда:

Методы ТРИЗ, их характеристика 1.Мозговой штурм Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Напомним правила мозгового штурма:)исключение всякой критики;) поощрение самых невероятных идей;) большое количество ответов, предложений;) чужие идеи можно улучшать. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д. Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Метод «Синектики» Это так называемый метод аналогий: а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий: изобрази будильник, который забыли выключить;покажи походку человека, которому жмут ботинки; б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем; в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

11 слайд

Описание слайда:

Метод «Данетка» Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Воспитатель обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? В зависимости от ответа перебираются общие категории предметов и явлений. Например, если загаданный объект из живого мира, то следующие вопросы должны отражать категории живого мира: это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Когда общая категория установлена, задаются более конкретные вопросы о составляющих характеристиках этой категории. Например, если выбранный объект является животным, то спросить можно домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.

12 слайд

Описание слайда:

Типовое фантазирование Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов: изобретательская задача дошкольный творчество а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку); б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка); в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных); г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве); д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

13 слайд

Описание слайда:

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы: Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?". На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации. Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч

16 слайд

Описание слайда:

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример “Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

17 слайд

Школа Юрия Окунева

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В одной из статей я уже рассказывал про уникальную технику решения изобретательских задач ( ), которая была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Сегодня я хотел бы поговорить про те печатные издания, которые помогут вам освоить данную технологию и в разы повысить свою личную продуктивность на творческом поприще.

Считаю вполне логичным предложить сначала те работы, которые были написаны основателем методики. Ведь кто как не сам автор сможет максимально детально рассказать о своем детище и объяснить, в чем же его смысл, ценность и преимущество.

Сразу подчеркну, что работы этого автора, так же, как и произведения других исследователей и практиков широко представлены в интернете. Какие-то удастся скачать на безвозмездной основе. Но большинство из них вам все-таки будут предлагать купить. Как вариант - попытаться найти книги в городской библиотеке. Учитывая их популярность, это вполне реально.

Книги Альтшуллера

  • «Основы изобретательства».

Одно из ведущих произведений ученого на данную тематику. Генрих Саулович с ранней юности увлекался созданием изобретений, а потому эта тема ему по-настоящему близка и интересна. Задаваясь привычными для любого «самоделкина» организационными, теоретическими вопросами, в какой-то момент он принял решение раз и навсегда найти на них ответы. И действительно преуспел! В книге излагаются основы метода, дается его подробное разъяснение, приводятся понятные и яркие примеры.

  • «Найти идею».

В этой книге теория решения изобретательских задач детально разъясняется Альтшуллером. Что, для чего, почему? Как и по какой причине была создана им эта методика? Что она может дать тому, кто стремится выйти на новый уровень творческой самореализации в изобретательстве? Что будет если пренебречь советами автора и продолжить работать, опираясь лишь на интуицию и вдохновение? Ответы на эти и многие другие вопросы вы и найдете в одной из самых популярных работ Генриха Сауловича.

Дополнительным плюсом книги является разъяснение теории на практических примерах из жизни. Благодаря этому у читателя будет минимум шансов для того, чтобы чего-то не понять.

Каждая книга Альтшуллера по ТРИЗ заслуживает самого пристального внимания, но список работ по данной тематике далеко не ограничен произведениями отца-основателя метода. В связи с этим я вам рекомендую также познакомиться и с другими работами.

Другие авторы - студентам, школьникам, педагогам

  • Михаил Орлов «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательного мышления» .

Издание было разработано для студентов и учащихся старших классов, как имеющих самое непосредственное отношение к созданию каких-то инновационных разработок, так и для тех, кто видит свое будущее в дизайне, педагогике, менеджменте, инженерии, маркетинге и т.д. В общем, для всех, кому ценны креативность, вариативность мышления, умение смотреть на привычные вещи под новым углом.

  • Анатолий Гин «Теория решения изобретательских задач» .

Это учебное пособие для студентов и школьников, над созданием которого трудилась целая команда признанных экспертов в области ТРИЗ. Задача состояла в том, чтобы не просто изложить принципы техники, но сделать это в максимально понятной, легкой в прочтении форме. Стараниями авторов, задумка удалась, о чем свидетельствует тот факт, что книга была издана не только в РФ, но и в США, Китае и Японии, Эстонии и других странах.

  • Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика» .

А эта работа нацелена, в первую очередь, на учителей и родителей, работающих по системе ТРИЗ в детском саду, в школе, дома. Как насчет того, чтобы воспитать по-настоящему интеллектуально развитого ребенка, который уже в раннем подростковом возрасте порадует вас своей сообразительностью, тягой к наукам и творчеству?

Думаю, среди моих читателей не найдется людей, которые бы ответили на этот вопрос отрицательно. Ведь с таким багажом знаний и умений ребенок пойдет по жизни деловитой уверенной походкой, добиваясь успеха сначала в учебе, а потом и в профессии. Если вы желаете такое будущее своему чаду, воспитаннику, то эта книга для вас!

  • Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» .

Еще одна работа для преподавателей. Специально для них подобрана ценная информация на тему организации увлекательной работы с детьми. Как сделать обучение занимательным? Как научить школьников работать в условиях взаимовыручки и максимальной отдачи? Как подобрать нетривиальные формы преподавания с учетом потребностей той или иной группы учеников? Как научить детей мыслить и грамотно выражать свои идеи? Об этом и многом другом и пойдет речь в книге.

Книги для дошкольников

  • Владимир Богат «Большие открытия маленького львенка» .

Занимательное красочное издание для дошколят среднего и старшего возраста, которым только предстоит сделать свои первые шаги в ТРИЗ. В книжке множество ярких картинок со смыслом, призванных помочь малышам найти ответы на поставленные вопросы.

  • Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина».

Издание, заслужившее внимание и признание читателей по всему миру. Юным изобретателям предстоит решить вместе с симпатичным котофеем 36 хитроумных задачек. Картинки, подсказки и советы от Гина - в помощь! К слову, книга была «протестирована» автором и его коллегами на школьниках России и стран СНГ, от которых получила самые положительные отзывы.

  • Зоя и Михаил Шустерманы «Новейшие приключения Колобка» .

В трилогии про Колобка ребятам предлагается помочь своему круглому другу в интереснейших делах. Например, им предстоит придумать веселое занятие для заскучавших в зоопарке слонов и там же измерить длину кобры. А еще переколдовать Колобка в… ежика и сложить огромное количество подарков в один рюкзак.

Ну, а потом дети смогут отправиться в путешествие по Африке, где изобретут самый настоящий слонолет с реактивным мотором. А для всех этих чудес им нужно будет освоить - как вы уже, наверное, догадались - тот самый заветный ТРИЗ!

Ну что, думаю, у вас есть, что почитать на ближайшее время. А для тех, кто хочет еще больше полезной информации, посоветую дополнительно книгу Юрия Саламатова «Как стать изобретателем» и его же тренинг по ТРИЗ для тех, кто планирует освоить методику максимально правильно и ультрабыстро.

Теперь точно все. Если есть вопросы - смело задавайте их в комментариях к статье. Всем непременно отвечу. Не забывайте, что впереди еще много всего нового и полезного. Чтобы ничего не пропустить оформите подписку на блог. Это займет не более минуты.

Всем добра, до новых встреч, ваш Юрий Окунев!