Дисциплина: Психология
Тип работы: Доклад
Тема: Миссия психолога в системе образования

Миссия психолога в системе образования.
В современных условиях государство не берёт на себя функции духовного развития молодёжи. Поэтому школа иногда не может
вмешаться в это. Отсюда происходит множество психологических проблем. Поэтому родители нуждаются в том, кто даст ответы на вопросы духовного направления в воспитании детей. В школе
это – психолог.
Кому и зачем мы нужны в школе?
То, что школе нужен психолог, принимается как постулат. Вместе с тем, встречи и разговоры с коллегами, текучесть психологических кадров в образовании заставляют задать два
простых вопроса: «Зачем нужен в школе психолог?» и «Кому он там нужен?». Тема не новая. В разное время были статьи
Битяновой,
Бегловой,
Сартана, Степановой и других авторов. Начнем с того, что, хотя психологическая служба в школах появилась почти двадцать лет назад, по сей день не существует четких
представлений о ее задачах и целях. Это хорошо иллюстрируют ответы студентов психологического факультета одного из московских вузов на вопрос о том, зачем в школе психолог. Самые
частые из них – «адвокат ребенка», «ну, что бы помогать» - кому \"помогать\" - точно не отвечают, кажется, детям. Обращаю внимание – это говорят будущие школьные психологи,
которые начнут работать через год-два, но у которых пока еще свеж свой школьный ученический опыт.
Директора и завучи школ тоже смутно представляют, какой заказ можно сформулировать психологической службе. Тем, кому стыдно признаться, цитируют фразы о психологическом
сопровождении, но, при прояснении запроса, обычно сталкиваешься с тем, что от тебя ждут чуда: то ли ты знаешь на какую кнопку нажать, чтоб Вася стал из сорванца идеальным, то ли
можешь дать индульгенцию на педагогический неуспех.
Вместе с тем, адекватно, если инициатор контакта с психологом – семья. И хотя по содержанию такое общение мало чем отличается от
консультативного (и по жанру, и в смысле консультативного центра), но, в случае взаимопонимания между собеседниками, можно прогнозировать хороший результат, так как у психолога
расширены возможности – ребенок все время перед глазами.
Надо отметить, что сами психологи тоже плохо представляют свою роль. Как сложится психологическая служба в школе, целиком зависит от того, что собой, как личность, представляет
психолог, какие идеи о психологии у администрации школы и как психолог с администрацией договорятся.
Педагог-предметник имеет право преподавать по любому учебнику из существующих по его предмету, согласовав это с администрацией, но все знают, чего от него ждать, как это может
выглядеть, что должно быть в результате. Школьный психолог так же может выбрать одну из принятых концепций: научно-методическое руководство учебно-воспитательным
процессом, оказание помощи детям, испытывающим трудности или психолого-педагогическое сопровождение ребенка. А дальше - полная свобода. И это было бы прекрасно, если бы не
рождало у окружающих неоправданные надежды.
Итак, предположим, что психолог нужен в школе ребенку. Что мы можем предложить? Наш диагностический инструментарий позволяет выявить эмоционально-личностные, интеллектуальные
особенности каждого школьника и предложить рекомендации для оптимального развития каждого ученика, максимального раскрытия, использования его потенциала. Только это надо, скорее,
взрослым – учителям, родителям – знать, что делать. Ребенку больше надо уважение, надо, чтоб его принимали таким, какой он есть, а не лезли в душу без спросу. Ситуация обследования в
школе не всегда безопасна для ребенка и практически всегда – тревожна. Если тестирование плановое, от него практически невозможно отказаться. Кому и как сообщат результаты – дети тоже
не всегда знают (это вполне относится к службам, соблюдающим все требования конфиденциальности – тестируемым не всегда известна судьба результата).
В процессе развивающих занятий, тренингов, уроков психологии мы можем помочь учащимся больше узнать о своем внутреннем мире, об особенностях людей, об отношениях между
людьми и научиться пользоваться этими знаниями. Думаю, что психологические знания, возможность сформировать когнитивные качества, коммуникативные навыки – действительно, то, что мы
можем дать детям. Только как бы не вышло «демьяновой ухи» - это ведь дополнительные уроки при достаточно большой учебной нагрузке Нужны ли мы учителям? Как уже отмечалось выше,
школьных психологов часто рассматривают как неких волшебников, знающих, «где кнопка». И это ожидание – наш троянский конь. Оно льстит профессиональному самолюбию психолога, создает
ловушку осознания своей полезности, может дать ощущение власти или надежду на сотрудничество. В такой ситуации учитель неоправданно занимает детскую позицию, и, как ребенок, ждет, что
психолог сейчас все сделает, решит все проблемы. И - так же, как ребенок, обижается, если не видит желанный результат. Если же все-таки результат удалось достигнуть, то порой, как
ребенок, приписывает все заслуги себе. Ситуация, в которой невозможно сотрудничество.
Вместе с тем, психолог может быть во многом полезен педагогу. Учитель добивается результата, психолог точки
прерывания контакта учителя с классом или отдельными учениками, проанализировать причины и помочь восстановить продуктивные отношения.
Как бы ни было справедливо все выше сказанное, но это описывает только частные области психологической деятельности. Видится проблема в том, что нет пока в образовательном
сообществе представления о миссии школьного психолога. Именно поэтому не понятно, в какое время брать ребенка на обследование, когда проводить тренинг с классом, когда заниматься
развивающими занятиями, когда оказывать психотерапевтическую помощь. Именно поэтому мы ловим у коридоре, просим у завуча, договариваемся с учителями, чтоб назначили, чтоб отпустили,
чтоб дали и т.д. Очень красивая и справедливая задача обеспечения психологического здоровья звучит размыто, на нее трудно опереться, потому что не видно границ. Именно поэтому каждый
специалист на своем месте договаривается с администрацией, что он будет делать и почему.
Кроме того, специфика нашей работы требует «следования за клиентом», и необходимость учитывать конкретные потребности конкретного детского и педагогического
коллективов оставит место для свободы
Нужно обсудить с коллегами эту проблему: в чем они видят свою миссию. Сейчас, когда наработано достаточно материала, есть прекрасные технологии и понятно что делать и как,
хорошо бы вернуться к вопросу «зачем?». Определить наше место (или его возможные варианты) в структуре образования.
Наверное, каждый из российских школьных психологов ощущал свое двойственное (как минимум) положение.
С одной стороны, имеется - чуть ли не явно сформулированная - миссия: помочь каждому ребенку стать автором собственной жизни.
Поэтому каждый, кто занимается психологическим сопровождением, должен прежде всего осознавать конечную цель своей работы. А это тесно связано с пониманием миссии
школьного психолога. Мы видим ее в организации образовательной среды, направленной на наиболее полное...

Забрать файл

Как и среди остальных людей, среди психологов бывают мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще одном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помощью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто–то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообожествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не священник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собственный его - другого - путь или его возможность.

6. Психолог имеет дело с «ненормальными» людьми. Нормальный, здоровый человек к психологу не пойдет. Один из самых популярных мифов. Прежде всего, психолог чаще всего имеет дело со здоровыми людьми, имеющими те или иные трудности, проблемы. С психическими отклонениями имеет дело врач, психиатр. Психолог не имеет медицинского образования и даже не имеет права лечить. Что касается разделения психолог и психотерапевт , то оно не столь очевидно. Однако можно сказать, что психотерапевт имеет дело с более сложными случаями, более глубокими психологическими травмами, личностными проблемами. Психотерапия предполагает более глубокую и долгосрочную работу, в ходе которой довольно существенно может измениться внутренний мир клиента. Психолог же скорее консультирует, разбирается с частными случаями, дает рекомендации (к примеру, психолог вместе с клиентом может наработать список приемов, помогающих расслабиться или, наоборот, сосредоточиться и т.п.). Однако пока это разделение довольно условно. Да и работа, начавшаяся как консультация, может перерасти в серьезную и длительную психотерапию.

7. «Психоаналитик» и «психолог» – это одно и то же. На самом деле эти слова – не синонимы. Психоанализ – лишь одно из направлений в психологии, со своими принципами и спецификой работы. Именно работу психоаналитика вы наблюдаете, когда видите, как человек ложится на кушетку и начинает рассказывать о себе. Кстати, хоть кушетка и считается традиционно атрибутом психоанализа, но современные психоаналитики уже далеко не всегда ее используют. Кроме психоанализа существует еще несколько направлений (подходов) в психологии, в рамках которых могут работать психологи: гештальт-психология, когнитивная психология, экзистенциальная психология и др. У каждого подхода свои принципы, способы работы и т.д.



8. У психолога не должно быть проблем, иначе какой же он психолог и как может помочь другим?! Психолог – не Бог. У него могут быть и бывают проблемы. Единственное, что требуется от хорошего специалиста, это осознавать свои проблемы, держать их под контролем, чтоб вовремя отследить, если его проблемы начинают мешать эффективной работе с клиентом. Для этого, по-хорошему, психолог сам должен периодически проходить личную психотерапию.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов, стоящих за тем, как они формулируют причины своего профессионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по–человечески весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и красиво - если сказано честно. Действительно, практический психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

Вообще говоря, за каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличенно, обретает ложные оттенки, отчего становится иллюзорной и «искушающей», ведя по пути иногда опасному не только для себя, но и для других (о чем в дальнейшем будет специальный разговор).

Мифы о психологии и психологах:

1. Психология – наука, все знающая о человека и его душе, психолог – человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

За каждым из этих мифов стоит некоторая реальность, они имеют под собой некое основание; но реальность эта воспринимается преувеличено, обретает ложные оттенки,

По этим же причинам мотивы своего профессионального выбора будущие психологи озвучивают следующим образом:

- «Хочу лучше разобраться в себе»;

- «Хочу помогать людям»;

- «Хочу научиться владеть собой»;

- «Хочу научиться лучше общаться»;

- «Интересная наука».

Профессиональный выбор - центральный компонент формирования жизненного плана. Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Он возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся (И.С.Кон).

Выбор той или иной профессии молодым человеком помимо собственного интереса к ней, потребности в самоактуализации и самовыражении зачастую определяется ее социальной престижностью, образовательным уровнем, профессиями родителей, благосостоянием семьи, уровнем предполагаемой зарплаты. Любой выбор должен быть осознанным, особенно выбор профессиональный. Каждый человек должен хорошо представлять себе, насколько выбранная им сфера соответствует его склонностям, способностям, интересам, его призванию.

Профессиональное самоопределение – сложный, многомерный и многоступенчатый процесс, включающий осознание запросов общества на данный вид профессиональной деятельности, оптимизацию баланса своих предпочтений, интересов, склонностей и принятие решений на личностном уровне и процесс формирования индивидуального жизненного стиля, частью которого и будет выбранная профессия.

В любом случае профессия должная пробуждать любопытство, нравиться, быть романтичной, увлекательной, вызывать положительные эмоции, приносить удовлетворение, стимулировать непрерывный познавательный и практический интерес и обогащать духовную жизнь.

Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»

1. Наличие теоретической базы у специалиста, где главное – систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии. У «любителя» могут быть достаточно обширные психологические знания.

2. Опора специалиста на метод научного познания, позволяющий ему не только ориентироваться в многообразных научных проблемах, но и уметь находить их для себя там, где обыватель их не способен увидеть. «Задача высшего образования заключается не в том, чтобы сделать человека умнее …, но и в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного познания, научить его ставить научно вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению»,- С.И.Гессен (1995). Метод научного познания может быть использован специалистом применительно и к самому себе, и к своей научно-практической деятельности, что составляет основу для его профессиональной рефлексии, то есть «видения себя со стороны».

3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, то есть научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической и формирующей. Суть методики в том, что она расширяет возможности исследователя и практика. Специалист выбирает методики, адекватные поставленным задачам.

4. Особая ответственность психолога-профессионала. Задача профессионала – постепенно формировать чувство ответственности у консультируемых клиентом, а не брать всю ответственность на себя (как это делает «любитель»).

5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами. Это позволяет специалисту быть в курсе событий, обмениваться опытом благодаря деятельности психологических профессиональных сообществ и через неформальные контакты просто получать морально-эмоциональную и содержательную профессиональную поддержку.

6. Наличие у психолога-профессионала документа о психологическом образовании.

7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала. Задача психолога – создавать условия для самостоятельного решения клиентом своих жизненных сложностей, а в идеале – научить его обходиться без психолога. В этом проявляется уважение к личности клиента, основанное на вере в его собственные возможности быть субъектом решения своих проблем.

8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию.

9. Развитая профессиональная психогигиена труда у психолога-специалиста. Перед «любителем» не стоит проблема сохранения своего здоровья при оказании другим людям психологической помощи, он не истощается эмоционально и психически, как правило. Психолог должен уделять особое внимание сохранению своего психического и физического здоровья. Это делает его более работоспособным и устойчивым к различным стрессовым ситуациям.

10. Осторожное и критичное отношение к существующим и появляющимся методам. Профессиональная психология должна удерживать свой предмет науки и научные критерии анализа.

В полной мере соответствовать всем характеристикам настоящего психолога–профессионала могут даже далеко не все реально работающие психологи–специалисты. Да и некоторые психологи–любители все–таки могут приближаться к настоящим профессионалам. Данные различия выделены условно и являются скорее ориентиром для саморазвития психолога, стремящегося к своему житейскому психологическому опыту добавить опыт психологической науки и практики.

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога-профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом.

Говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существуют довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер (и поэтому они приобретаются гораздо быстрее). А вот умения - менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания (хотя начинающий специалист еще не обладает настоящим умением, но он уже знает, как надо работать), затем по мере освоения умения оно все менее осознается, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все–таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по–новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала–психолога.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е. А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам (Климов, 1996). Но при этом специалист и сам продолжает свое развитие (продолжается его профессионализация), поскольку, объясняя что–то другим, он начинает лучше в этом разбираться - вот такой «парадокс» профессионализации.

Психолог–профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами (а также коллегами, администрацией, «заказчиками» и т. п.), но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Только преодолевая какую–то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.

Многие люди до сих пор относятся к профессии «психолог» с небольшой настороженностью, так как плохо представляют себе, кто такие психологи и как они работают.

Данная профессия до сих пор окружена различными мифами, мешающими, порой, вовремя обращаться за помощью и разрешать свои жизненные проблемы.

Вот одни из самых распространённых мифов и заблуждений о психологах.

Миф 1. Психологи и психотерапевты работают только с психами.

Сегодня многим людям необходима психологическая помощь, но из-за устоявшихся стереотипов люди не обращаются за помощью к специалисту. И дело здесь ни сколько в ограниченных финансовых возможностях, сколько в самом восприятии профессии психолога. Разговоры о том, что человек ходил к психологу или консультировался у психотерапевта, часто вызывают насмешку или отторжение, и в сознании нашего человека проносятся картины смирительных рубашек, кушеток, и таблеток, если пошел к психологу – значит, психически болен.

А все дело в том, что многие не видят различий межу работой психиатра и психолога, психотерапевта. В то время, как это совершенно разные профессии, и цели работы у них разные.

Большинство людей, имеющих психологические проблемы, на самом деле, являются психически здоровыми людьми. Эти люди обращаются к психологам и психотерапевтам, которые работают по определению с психически здоровыми людьми, сталкивающимися в повседневной жизни с теми или иными трудностями или занимающимися саморазвитием.

Психиатр же – это врач, который работает с психически нездоровыми людьми, имеющими серьезные нарушения и отклонения в психике. Это медицинское направление работы, которое занимается преимущественно фармакологическим лечением. Такой врач диагностирует психическое расстройство и назначает конкретные медицинские препараты пациенту (не клиенту). Такое лечение может быть амбулаторным или же в условиях стационара. Примером психических расстройств могут быть шизофрения, паранойя и др.

Разница между психологом и психотерапевтом же не столь очевидна.

Главной целью психолога является расширение восприятия клиента до того уровня, на котором клиент понимает причины своих проблем, сам находит способы решения, переосмысливает свои поступки и определяет стратегию на будущее. Области работы психолога –это консультирование, коучинг, целеполагание и др.

Психотерапевт же работает более глубоко и основательно, со сложными ситуациями, глубокими психотравмами и личностными проблемами. В процессе психотерапевтической работы может существенно измениться внутренний мир клиента, а это значит, что появляется новое поведение, новое отношение к чему либо, новое понимание жизни себя и других

Главная цель психотерапевта - это изменение настроек психики у клиента. Это может быть работа с ощущениями, чувствами и мыслями, такими как ненависть, фобии, стыд, страх, неуверенность в себе и многое другое. И в данном случае мало понять, в чем проблема, важно так же изменить эти настройки в себе.

Психотерапевты также работают с психотехнологиями (методами, техниками), позволяющими проработать детский травматический опыт или, например, проблемы с внутриутробным периодом развития, проблемы созависимости с другими людьми, техниками изменения ограничивающих убеждений и многие другие так же входят в арсенал работы психотерапевта.

Психологическое консультирование и психотерапия взаимно переплетены. Сейчас трудно найти психолога без знания психотерапевтических техник, как и психотерапевта без теоретической психологической базы и навыков консультирования.

Порой, работа, которая начинается как консультация, часто перерастает в серьезную психотерапию с глубокой личностной трансформацией.

Миф 2. Основная задача психолога - это дать совет.

Психологи и психотерапевты не занимаются раздачей советов. Основной целью работы специалиста является оказание помощи клиентам для разрешения волнующих их вопросов, а так же создание условий для того, чтобы человек смог самостоятельно найти выход.

Ведь давно известно, что глубоко в бессознательном человек уже знает решение своей проблемы. Поэтому специалист, работая с клиентом, помогает ему найти в себе самом выход и взять на себя ответственность за свою жизнь, убрать всё преграды на пути к желаемому.

Миф 3. Психолог не может иметь своих проблем, а если проблемы есть, то разве он специалист?

Психотерапевты ничем особенно не отличаются от других людей: у них могут быть свои жизненные неурядицы, проблемы и запросы на саморазвитие. Допустить, что психологи никогда не имеют проблем - это как сказать, что врач-травматолог пожизненно застрахован от перелома при падении или у врача - стоматолога никогда с момента получения диплома не будет кариеса. Все мы живые люди, и психологи не исключение.

Только в отличие от своих клиентов у психолога больше соответствующих знаний и опыта, позволяющих наиболее эффективно справляться с трудностями. Человек, обладающий психологическими знаниями, гораздо быстрее и легче понимает, где лежат причины возникшей проблемы.

Миф 4. Психолог и психоналитик – это одно и то же.

В сознании современного человека, очень крепко засел образ голливудского психоаналитика из фильмов. Такой специалист из кинофильмов участливо выслушивает жалобы клиента, с пониманием кивает и что-то записывает в свой дневник. А клиент, не теряя ни минуты, комфортно расположившись на кушетке, изливает все то, что наболело.

На самом деле психолог и психоаналитик - это не слова-синонимы.

Психоанализ – это лишь одно из направлений (хоть и очень обширное) в психологии, позволяющее консультировать людей.

Между тем, например, в Российской Психотерапевтической лиге на сегодняшний день насчитывается более 40 официально признанных направлений психологического консультирования.

Это может быть гештальт-психология, транзактный анализ, интегральное нейропрограммирование, нлп и др. У каждого направления своя специфика и свои принципы, на которых строится работа. И каждому человеку подойдет какой-то свой метод работы.

Миф 5. «Психологи помогают решить только психологические проблемы».

Устоявшееся убеждение, о том что сфера психологии – это только душевные терзания, и психические патологии человека, закрывает для людей возможности решить денежные проблемы, вернуть здоровье, подняться по карьерной лестнице, изменить свое будущее и многое другое.

Например, психолог, психотерапевт вам легко объяснит, что не денег не хватает, а не хватает ваших внутренних ресурсов (например, понимания своей цели, адекватного отношения к деньгам, смелости, чтобы открыть свое дело, самооценки, чтобы претендовать на большую зарплату). А самое главное, что не только объяснит, но и поможет проработать или минимизировать влияние внутренних и внешних ограничений.

Миф 6. Психологи видя т собеседников насквозь.

Бытует мнение, что психологи мгновенно считывают о человеке информацию по его внешнему виду и могут моментально нарисовать его психологический портрет буквально с первых минут общения, словно видят человека насквозь и знают все о нем.

Но это также один из распространённых мифов. Да, с годами специалисты все больше и больше полагаются на свою интуицию, развивают эмпатию (чуткость) профессионала, все лучше и лучше «читают» клиента. Но это, скорее, дополнительный инструмент, и профессионал не будет полагаться только на свои ощущения, свое понимание.

Чаще бывает, что за годы работы профессионалы собирают достаточное количество материала по клиентским запросам, которые по своей сути схожи у многих. Например, такие темы как развод, воспитание детей, сложности со здоровьем или карьерный рост довольно распространены.

Но и это не может быть решающим фактором, потому что каждый случай индивидуален, и истина будет выявлена только в процессе самой работы с человеком.

Субъективное оценивание же происходящего, развешивание ярлыков на клиента, определение человека как того или иного типа личности, классифицирование на самом деле не являются решением проблем.

Миф 7. Психолог в прошлом должен был сам пережить ту проблему, с которой к нему обратился клиент.

Этот миф наиболее распространен среди людей, которые пережили определенную психологическую травму. И в связи с этим такие люди считают, что им может помочь только лишь тот специалист, который сам пережил нечто подобное.

Если на минутку представить, то сам запрос на такого специалиста немножко абсурден, как если бы лежа на операционном столе с острым аппендицитом, вас волновал бы вопрос, имел ли ваш оперирующий врач в прошлом такой же диагноз. Или другой пример: как если бы врачами-акушерами были бы только женщины и не было бы в этой профессии мужчин, которые по умолчанию не могут выносить и родить ребенка.

Скорее всего, в этих ситуациях по-настоящему волнует только одно – своевременно оказанная помощь профессионала. Так же и в отношении психологической помощи.

Тут, скорее всего, вопрос в доверии к конкретному специалисту, конкретному методу работы или реальном желании решить свои проблемы.

Миф 8. Психологи – самые мягкие и тактичные люди, которые всегда поддерживают, подбадривают и все одобряют.

Несомненно, одна из задач психолога - это помочь клиенту и поддержать его. Но наряду с другими мифами о его работе, сложилось мнение, что психологи и психотерапевты - это такие специалисты, которые просто по умолчанию не делают больно, словно они должны только «поглаживать» клиента (соглашаться, кивать, потакать).

И если клиент вдруг начинает испытывать какой-либо психический дискомфорт во время терапии или консультирования, то этот его психолог какой-то не такой, не мягкий, не добрый, жесткий, «обижающий» клиента.

Но на самом деле, для того, что произошел настоящий сдвиг в решении проблемы, клиенту зачастую нужно пережить различные эмоции, часто обозначающие сопротивление работе и изменениям, такие как страх, дискомфорт в теле, потерянность и агрессия.

В работе психотерапевта используются не только так называемые «поглаживания». Умение говорить болезненную правду, умение провоцировать вносят существенное качество, помогая выявить скрытое сопротивление, делая работу более плодотворной.

Грамотными психологами не становятся за минуту. На обучение профессии уходят годы, к тому же специалисты постоянно занимаются профессиональным самосовершенствованием, изучая новые методы, проходя супервизии и индивидуальную психотерапию.

Аудитория сайта - психологи, психотерапевты, бизнес тренеры, организаторы тренингов . А также все те, кто ищет предоставляемую ими информацию и услуги, интересуется личным развитием, тренингами и обучающими программами.

Статьи по психологии, блоги, видео, форум.

На сайте можно записаться на личную встречу с психологом или на онлайн консультацию.

Есть расписание тренингов и вебинаров по психологии.

Юлия Березянская

Психолог отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ "6 ОФПС по Челябинской области"

На психологическую службу МЧС возложена непростая миссия - экстренная психологическая помощь людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию. Психологи, наравне со спасателями, выезжают на место трагедии и круглосуточно работают с потерпевшими и их родственниками. Сегодня сложно представить ликвидацию ЧС без психологического сопровождения или поддержке населения. В Копейском пожарно-спасательном гарнизоне на протяжении нескольких лет этой непростой миссии посвящает себя ответственный сотрудник, офицер и просто замечательная женщина Юлия Березянская.

- Юлия Валерьевна, что для Вас значит помощь людям?

Для меня помогать людям – это не просто профессия – это призвание. Я рада, что имею возможность стать опорой для тех, кто нуждается в моей помощи и поддержке. Будь то сотрудники моего отряда, члены их семей или пострадавшие люди в ЧС. Изначально я решила связать свою жизнь с медициной и не жалею об этом, эти знания помогают в моей профессии психолога сегодня. За то время, сколько я работаю в отряде, пришлось преодолеть немало трудностей. Спасибо руководству и моим коллегам 6-го отряда: они всегда помогают мне и словом и делом.

- Какие основные задачи на Вас возложены при работе с сотрудниками и кандидатами на службу?

У спасателей МЧС чрезвычайно важно иметь чувство команды и товарищеской поддержки. Ведь неслучайно второе профильное направление моей службы – это психологическое сопровождение деятельности личного состава. На плечи психолога ложится большая ответственность за профессиональный отбор кадров и их психологическую подготовку. А при необходимости коррекцию и восстановление психического здоровья, нарушенного в процессе профессиональной деятельности.

- Юлия, каким образом Вы налаживаете контакт с личным составом?

Наладить контакт с личным составом - это одна из моих основных задач, а ведь это 352 человека. Взаимоотношение и доверие в такой работе жизненно необходимо. В нашей непростой службе вовремя диагностировать проблему и помочь сотруднику справиться с ней очень важно. Я должна в доступной форме преподать необходимые знания, отработать умения, сформировать навыки автоматического реагирования. От этого зависит сплоченность команды на выездах, а значит и количество спасенных жизней, сохранение здоровья спасателей и их профессиональное долголетие.

Расскажите подробнее, о каком-либо психологическом тренинге, который был проведен после реальных чрезвычайных происшествиях?

Например, в рамках занятий по подготовке сотрудников был проведен тренинг по работе со слухами и их предотвращению. Такая острая необходимость возникла в связи с уникальным для нашего региона происшествием – это падение метеорита. Перед нами стояла задача в срочном порядке разъяснить сотрудникам, как работать со слухами, которых было немало. Тренинг помог своевременно и быстро подготовить личный состав к работе в новых условиях. Спасатели научились распознавать среди данных слухов правдивую и лживую информацию, что позволило облегчить работу с людьми, то есть предотвратить возникновение различных фобий среди личного состава и населения.

Помимо работы с сотрудниками, часто приходится работать с пострадавшими людьми, расскажите о работе в этом направлении?

Да действительно, работа с личным составом это одно направление деятельности, а вот пострадавшие люди, особенно дети, ещё более сложная сфера. Квалификационную помощь мы оказываем и на горячей линии, и в пунктах временного размещения пострадавшего населения. Особенно в первые часы катастрофы стараемся помочь людям легче пережить трагедию. Максимальное внимание уделяем детям, ведь психолог для ребенка - это, прежде всего, взрослый друг, который выручит в трудную минуту, поможет одержать победу над страхами через игру или творчество. Пожалуй, в моей сфере деятельности, как в никакой другой профессии, важно включить в работу теоретические и практические наработки. Это, прежде всего, повышает уровень подготовки личного состава, что и делает работу с населением более успешной.

Хочется отметить, что была проведена большая работа с переселенцами с Украины. Во-первых, мы встречали каждую прибывшую на нашу территорию группу, пытались поддержать, успокоить людей. В пунктах временных размещений переселенцев проводили различные тренинги. Работа велась и с детьми и со взрослыми. С детьми работать было легче и проще. Каждый из ребят переживал стресс по-своему: кто-то плакал, кто-то смеялся, кто-то бегал, как ни в чем не бывало. Но все они всегда готовы играть, рисовать или лепить. Ведь чтобы понять, что на душе у ребенка, достаточно посмотреть на то, что он рисует. Во время занятий мы проговаривали все детские страхи, пытались на рисунке их прикрыть или видоизменить. Также помогали и игры на восстановление доверия и психоэмоционального состояния. С родителями мы проводили беседы, рассказывали, какие реакции на стресс могут быть у детей, как на них реагировать, о чем говорить с детьми, как отвечать на вопросы о войне, смерти.

- Юлия Валерьевна как Вы считаете, какими качествами должен обладать психолог МЧС?

Я считаю, что помимо профессионализма психолог МЧС должен обладать ещё и открытым сердцем, быть не равнодушным к бедам других людей. Индивидуально подходить к каждому, кто нуждается в помощи, будь то сотрудник, руководитель, член семьи или ребёнок. Работать психологом МЧС действительно не просто, помимо выполнения обязанностей, мы должны быть готовы постоянно учиться чему то новому. Тренинги, проходящие в Главном управлении, обмен опытом с психологами РСЧС помогают внедрять новые программы и методики в повседневную профессиональную деятельность, а значит повышать качество и эффективность нашей работы.

Галина Белоброва ФГКУ «6 ОФПС по Челябинской области»

Как и среди остальных людей, среди психологов быва­ют мудрые и не слишком, но речь не об этом. Речь о еще од­ном искушении «сверхчеловечеством» - искушение ролью Великого Учителя, мессии, пастыря, гуру - искушение тем более соблазнительное, что многие приходящие за помо­щью готовы в психологе такового признать. Разумеется, есть психологи, на такую роль претендующие - как вообще достаточно людей, полагающих, что именно они ведают главные истины жизни и зовут (а то и тащат насильно) за собой, полагая, что именно они «знают, как надо». Но если кто-то и знает истину - то лишь Тот, кто Выше, а самообо­жествление, вероятно, лишь проявление мелкой гордыни и неудовлетворенного самолюбия. Психолог - не свя­щенник и не имеет права говорить от Божьего имени; он не вправе навязывать свой путь и свое мировидение, он может лишь постараться помочь другому увидеть собст­венный его - другого - путь или его возможность.

Как показывает опыт, люди, приходящие на факультеты психологии и не прошедшие предварительно специальной подготовки, как правило, в той или иной степени ориенти­руются на один или несколько упомянутых мифов, стоя­щих за тем, как они формулируют причины своего профес­сионального выбора. Чаще всего звучит следующее:

«Хочу лучше в себе разобраться». Мотив по-человече­ски весьма достойный, но, согласитесь, разбираться в себе - это не профессия.

«Хочу помогать людям». Весьма достойно и краси­во - если сказано честно. Действительно, практиче­ский психолог - один из тех (но не единственный), кто помогает другим. Но что за этим стоит? Почему выбрана именно психология? Ведь помогает другим и священник, и педагог, и социальный работник, и благотворитель, и милиционер, и многие другие.

«Хочу научиться владеть собой».

«Хочу научиться лучше общаться».

«Интересная наука».

НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ПСИХОЛОГИИ

Сначала - о самом термине «психология», встречаю­щемся ныне в нашем обыденном языке достаточно часто для того, чтобы значение его оказалось весьма и весьма не­определенным - а стало быть, нам нужно обозначить его более строго.

Понятие «психология» возникло на рубеже XVI-XVII веков; чаще всего авторство признают за немец­ким богословом Гоклениусом. Этимологически это слово производно от древнегреческих «psyche » {душа) и « logos» {учение, знание, наука). В научно-философский (а не бого­словский) язык его впервые ввел немецкий ученый Хрис­тиан Вольф в XVIII веке, и сейчас наиболее популярный перевод - «наука о душе». (Если в каком-либо пособии - а такие, к сожалению, есть - Вы встретите фразу типа «Психология - наука о душе. Такое определение дали в Древней Греции» - не верьте. Древние греки такого слова вообще не использовали.) Понятие «наука», однако, в со­временном понимании отлично от понятия «учение» - ибо наука предполагает не только глубокое размышление и систематическое изложение мысли, но и особую исследова­тельскую деятельность, построенную на основе специаль­ных методов (позже мы посвятим этому особый раздел).

Развиваясь вначале как одна из философских дисцип­лин, психология затем, восприняв ряд идей эксперимента­льной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время по­нималась как сознание (а сознание - как то, что человек не­посредственно осознает). Это произошло в конце XIX в., и символической датой рождения психологии как самостояте­льной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университе­та лабораторию экспериментальной психологии, а вскоре на ее базе - первый в мире психологический институт, суще­ствующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться в ведущих странах мира (в России, США, Франции, в других городах Германии) - стала складываться так называемая академическая психоло­гия, то есть психология научно-исследовательская, ставив­шая перед собой собственно познавательные задачи.

В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи о возможности применения психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, при организации трудовой деятельности, то есть появи­лась прикладная психология, преследующая не собственно познавательные цели (точнее, не только собственно по­знавательные), но предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой деятельности. В начале XX столетия начала формироваться и иная форма психологии, направ­ленная на помощь людям, попавшим в затруднительную или тяжелую жизненную ситуацию - при выборе профес­сии, при нарушении связей с социумом, при тягостных эмоциональных переживаниях; начала формироваться психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиен­та на оказание психологической помощи в той или иной форме.

Научно-исследовательская академическая психология, прикладная психология и психологическая практика, разви­вающиеся уже, как видите, на протяжении столетия или более, составляют три основные (теснейшим образом между собой связанные) сферы, в которых может быть занят психо­лог-профессионал. Их мы и будем рассматривать в даль­нейшем.

Смысл нашей книги видится в следующем:

1. Не рассказать все о психологии (что в принципе не­возможно), а помочь вам - будущему специалисту - со­риентироваться в основных психологических проблемах и, быть может, увидеть или наметить пути собственного вашего участия в решении этих проблем.

2. Не просто «очаровать-обольстить» рассказами о том, какая замечательная наука психология (ну, прямо «самая, самая...» и, конечно же, «лучше всех...»), а именно «заинте­ресовать», то есть помочь будущему специалисту найти в психологии свой личностный смысл. Только тогда, когда специалист находит для себя личностный смысл, находит возможность связать лучшие свои помыслы и таланты с профессиональной деятельностью, можно по-настоящему сказать, что он самоопределился как профессионал.

Профессиональное самоопределение может длиться всю жизнь; но как хорошо это было бы сделать еще в сту­денческом возрасте (а может быть, еще и в старших клас­сах общеобразовательной школы, когда еще не совершены многие ошибочные выборы...).

Так что же в действительности представляет професси­ональная психология? И вообще - что такое профессия? Что значит «быть профессионалом»? С этого и начнем.