Как там у Пушкина: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда….Какова должность своего диктатора?...Не настоящая ли каторга?»

Эта цитата приходит невольно на ум каждый раз, когда садишься за классный журнал. Какая это каторжная работа: ни одной помарки, ни одной нечаянно промазанной клеточки с оценкой в суете урока.…А если перепутано число или тема? А если ученик не согласен с оценкой? Просто так не исправишь, пиши сноски, ставь подписи, печати …. И непременно объяснения с администрацией. А лопнувший переплет, загнутые страницы? А иногда появившиеся пятна от чая, кофе или помады? Сколько же терпит классный руководитель за промахи коллег в его «святая святых»!

А желание родителей познакомиться с журналом, с домашними заданиями, с долгами детяти? Почему-то не дневник, а именно вожделенно-недоступный журнал-цель посещения родителями школы.

И вот свершилось

Пришел в школу вожделенный электронный журнал. Нет, безусловно, работы у учителя и классного руководителя не стало меньше, но эта работа совершенно другого качества.

Во-первых, родителям: все доступно – от темы урока до домашнего задания, оценок, пропусков. В течение дня всегда есть возможность узнать: было ли чадо сегодня в школе? Еще появилась возможность получать письма от классного руководителя, которые заменили вечерние телефонные переговоры.

Во-вторых, ученики: появилась возможность всегда узнать свои оценки за день, пересдать, улучшить свои результаты. Если болен или пропущены занятия, всегда можно узнать задания, заглянув на страничку любого предмета, задать вопрос педагогу и получить ответ.

В – третьих, педагогам: не страшны ни кофе, ни чай, ни помада и т.д. Существует возможность исправления результатов учеников. Всегда можно отправить необходимую информацию коллегам, ученикам, родителям. Таким же способом получить её. А классному руководителю стоит нажать на клавишу и перед тобой отчет по посещаемости и успеваемости своего класса.

В – четвертых, администрация школы: заглянув в электронный журнал, всегда видит, кто с ним «дружит» и где тот Ляпкин-Тяпкин, который ошибся или бездельничает, «подать его сюда». Всегда можно увидеть картину успеваемости и посещаемости по параллелям, по классам, по звеньям. Сообщить необходимую информацию педагогам, получать письма из отдела образования, других учебных заведений города. Часть работы по ВШК взял на себя электронный журнал. Да и «родной» отдел образования всегда видит картину работы в школе. Можно до бесконечности перечислять преимущества электронного журнала……….

Пришел в школу прогресс, успевай «мученик четырнадцатого класса» поворачиваться.

Дистанционное обучение – новый шаг в современном образовании

Обеспечение реальной возможности получения образования различными категориями обучающихся, в том числе и лицами с ограниченными возможностями здоровья, – это актуальная проблема, решить которую возможно при помощи технологий дистанционного образования.

Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Виды дистанционных технологий

  1. Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  2. ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащихся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов.
  3. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся. Сетевые технологии подразделяются на асинхронные и синхронные.
Виды дистанционных уроков

Урок – это фундаментальная составляющая системы обучения. Основой для построения урока является совокупность компонентов, определяющих его содержание, логику, приемы и методы работы. Современный урок должен быть действенным, социально направленным, иметь прямое отношение к интересам учащегося, быть ориентированным на их практическую деятельность (нынешнюю и будущую), развивать мышление и практические навыки учащегося.

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей (Е.В. Харунжаева).

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися:

  • в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;
  • в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме.
Системный подход в построении учебного материала сетевых учебных курсов способствует развитию у учащегося навыка самообразования, эффективной и продуктивной деятельности, а также возникновению устойчивой мотивации познавательной деятельности по многим направлениям, что способствует универсальности и повышения качества образованности учащегося.

Дистанционные учебные занятия многообразны:

  1. Анонсирующие занятие. Цель - привлечение внимания учащегося, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
  2. Вводное занятие. Цель - введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащегося. Может быть записано как видеолекция, например, в формате AVI.
  3. Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащегося. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии i-chat.
  4. Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
  5. Выполнение виртуальных лабораторных работ.
  6. Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть участники учебного процесса имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы.
  7. Веб-квест. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Учащиеся самостоятельно проводят поиск информации в ресурсах Интернет или на рекомендованных электронных носителях, выполняя задание учителя либо под влиянием личной мотивации.
  8. Вебинар. (происходит от двух слов: web - «сеть» и «семинар») ─ это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Всему этому нам предстоит научиться.

Тема: Дистанционное обучение.

Сейчас в век информационных технологий невозможно обойти своим вниманием и проблему внедрения этих самых технологий в процесс обучения, а какие технологии могут быть введены и будут иметь должный эффект. Сейчас во всем мире пытаются использовать Интернет в обучении что привело к созданию нового способа обучения, который получил название дистанционный.

Этот способ заключается в использование Интернета и в общении онлайн учеников с педагогом или присутствием тех кто не может прийти в образовательное учереждение самостоятельно для присутствия на занятии. Включение программы дистанционного образования в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором,влияющим на эффективность образовательного процесса.

Дистанционное обучение может быть с успехом внедрено в образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Даже при компактном проживании детей с ограниченными способностями многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования. То есть при помощи Дистанционного образования возможно решение проблемы домашнего обучения или обучения людей с ограниченными способностями, что позволит показать как им так и другим ученикам что они все равны и люди с ограниченными возможностями тоже могут обучаться на равне со здоровыми детьми. То есть внедрение дистанционного обучения в образовательные учереждения может решить и многие социальные, а так же этические проблемы.

Если в образовательные учереждения внедрить способ дистанционное обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний,а также делает контроль знаний массовым и постоянным,в отличии от классической системы,в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным. К Томы же такая проверка будет на столько эффективна на столько и объективна в сравнение с опросом, где на выставление оценки влияет мнение учителя и его отношение с учеником.

Становится возможным организация дополнительных элективных курсов.

При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то,что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет,что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов (иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету, подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел.

При внедрение дистанционного образования также становиться возможной организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований, так как профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Так внедрение дистанционного обучения позволит учащимся из отдаленных регионов реализовать свои права гражданина РФ и быть равным с теми кто имел счастье получить в своём образовательном учереждение профильное образование.

Дистанционные уроки могут стать спасением для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Дистанционное образование могло бы возместить этот пробел в системе образования и позволить ученикам не отрываться так сказать от производства, то беж от учебного процесса.

Система дистанционного образования, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам.

Кроме того, следует отметить,что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.

Оценивая выше сказанное можно сказать, что с внедрение дистанционного образование сразу решается множество проблем как социальных так и проблем собственно в образовании. То есть получается что дистанционное образование много функционально оно помогает как людям с ограниченными возможностями так и тем кто выбыл на не продолжительный срок из учебного процесса не потерять нужные знания, время и лишние деньги на репетиторов.

Дистанционное обучение свежо и современно поэтому даже разглагольствование по поводу возможной дороговизны нужно откинуть потому, как нельзя экономить на будущем то есть на детях. Возможно в будущем дистанционное обучение вытеснит современное классно урочное образование и ученики смогут выбирать себе учителей сидя дома перед компьтером.

Международная комиссия ЮНЕСКО определяет два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "обучение в течение всей жизни". Эти принципы, несомненно, верны, но в суровых российских условиях и под влиянием стереотипов возникает несколько проблем проблем.

1) Проблема неравномерной плотности населения на территории России. Подавляющее большинство высших учебных заведений и высококвалифицированных преподавателей концентрируются в Центральном регионе (Московская и Санкт-Петербургская область), а население рассредоточено по всей необъятной стране, где, бывает, совсем нет ВУЗов. Поступление в ВУЗ в другом городе стоит отнюдь не маленьких денег, поэтому часто недопустимо. А что говорить о существовании потребности в повышении квалификации и образования рабочих, живущих в отдаленных в регионах? Они, кроме всего прочего, часто имеют семьи, и переезд в другой город для них означает возникновение множества значительных проблем.

2) Проблема времени. Сегодня темп жизни большинства современных людей вынуждает их расписывать свое время по минутам. Учиться необходимо всем, но как? И даже такие формы обучения как вечернее и воскресное эту проблему не решают.

3) Проблема денег. О том, сколько стоит сейчас образование, особенно высшее, и говорить не стоит. А так же существует подготовка к поступлению с множеством репетиторов и куча другие расходов! Конкурс на бюджетные места очень трудно выдержать, но ведь платное обучение мало кто сможет «потянуть».

Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимость дистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование берет своё развитие в Европе и США в начале 70-х годов. Причины распространения и возникновение данного вида образования просты: каждый человек, желающий получить образование, вне зависимости от его демографических признаков и места нахождения может учиться и получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области образования считают, что дистанционное образование подает большие надежды, так как оно подходит многим людям, и стоит значительно дешевле традиционного. Кроме того, можно исключать определенные дисциплины, если вы их уже проходили, т.е. получать "образование по заказу", которое также дает некоторые преимущества в цене.

Естественно, у этого вида обучения, как и у других, существуют свои плюсы и минусы в получении и усвоении материала. Если вы склоняетесь к этому варианту образования, то следует помнить следующее:

К плюсам дистанционного образования относится:

· Обучение дисциплинам в индивидуальном темпе - скорость изучения материалов устанавливается самим студентом в зависимости от его личных обстоятельств и желаний.

· Доступность обучения для любого человека – независимо от вашего географического и временного положения, вы можете получить образование дистанционно в любом ВУЗе, поддерживающем данные технологии, что позволяет удовлетворить образовательные потребности любого человека.

· Скорость общения - эффективное осуществление обратной связи между преподавателем и студентом является неотъемлемым элементом процесса обучения.

· Технологичность образовательного процесса - использование в процессе обучения новейших достижений и открытий информационных и телекоммуникационных технологий.

· Социальное равноправие - подразумевает равные возможности получения дистанционного образования в независимости от места проживания, состояния здоровья, национальности и материального состояния обучаемого.

· Творчество – благоприятные условия для творческого самовыражения студента в процессе усвоения знаний.

Но существуют и очевидные минусы:

· Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями. То есть отсутствуют все те моменты, связанные с индивидуальным подходом к обучению и воспитанием. А если рядом нет преподавателя, который обычно эмоционально окрашивает знания и способствует восприятию материала, это, конечно, значительный минус.

· Целый ряд индивидуально-психологических условий отсутствует при домашнем обучении. Для получения дистанционного образования необходима регулярная жесткая самодисциплина, а результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и самосознательности студента.

· Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома, но не все желающие получить образование имеют компьютер и доступ к Интернету.

· Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.

· Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся, что для русского человека является скорее отрицательным признаком. Мало кому удается самостоятельно перебороть лень.

· Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день это ещё новое и недостаточно изученное направление.

· В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем

Если подвести итог, то дистанционное образование - вещь достаточно удобная и полезная. Несомненно, это шаг в образование будущего. Но все-таки не стоит забывать традиционное образование, которое даст вам больше навыков, особенно при получении основного образования. Дистанционное обучение пока рекомендуется получать, как дополнительное или если у вас нет возможности учиться традиционно по каким-то веским причинам. А вот в качестве дополнительного образования или повышения профессиональной квалификации дистанционное обучение лидирует, потому что «ученик» уже имеет профессиональные навыки в области изучаемого предмета и имеет возможность продолжать образование без отрыва от работы.

Сегодня в России спрос на дистанционную форму обучения, как и ожидалось, в основном сосредоточен в отдаленных регионах. Ведь именно там не хватает высших и средне профессиональных образовательных учреждений, соответствующих уровню высокоразвитых городов. Таким образом, при прочих равных условиях, традиционное образование предстает в выигрышном свете.

"Дистанционное обучение: за и против"

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение - это одна из форм обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет:

снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

проводить обучение большого количества человек;

повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.

Формы организации дистанционных занятий

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях(при наличии)...

Телеприсутствие: Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100 . Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России. Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется всё время находиться в аудитории. В большинстве программ и курсов учебных заведений, реализующих дистанционное обучение, все же проходят очные занятия по вечерам или выходным. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также в ряде учебных заведений используются короткие (одно-двухдневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий - от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, интернет-конференции, интернет-трансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на появление технологических новинок, предпочтение отдаётся более простым методам. Например, в Индии очень популярным является использование для дистанционного обучения радио, благодаря его доступности большинству населения и отсутствию необходимости в дополнительной инфраструктуре, что позволяет сделать обучение действительно открытым и доступным широким слоям населения.

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни одна современная компания уже не может прожить без этого. Или, например, компания Microsoft создала большой обучающий портал для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно развивающихся в последнее время форм дистанционного обучения становятся онлайн-симуляторы и игры-менеджеры. Это и симуляторы управления различными транспортными средствами, игры имитирующие процессы управления различными отраслями и бизнесами, бизнес-симуляторы, обучающие пользователей основам менеджмента и дающие базовые навыки управления как маленькой компанией, так и транснациональной корпорацией.

Любое внедрение – это сложный процесс. Внедрение дистанционного образования – сложно вдвойне так как надо: А) морально подготовить профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б) обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В) разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему дистанционного обучения и решить задачу приобретения или разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение.

Прежде чем как-то формулировать собственное отношение к поставленному вопросу считаю необходимым напомнить само понятие – дистанционное обучение? Что под ним понимается? Дистанционное обучение - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. Такое определение дает экономический словарь.

Что из этого определения можно вывести: во-первых – сопровождение процесса обучения хорошей технической базой не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне учащегося, а также владение некоторыми специфическими программами; - во -вторых, учитель и ученик не встречаются в реальной жизни – они общаются только при помощи технических средств; - ну и, в-третьих – это все-таки процесс обучения – в очень необычном виде, без фронтальной формы работы, чисто индивидуальный – можно сказать диалогический.

Все это необычно для образовательной системы, точнее классно-урочной модели образовательной системы нашей страны. Много ли можно «передать через монитор»? Сможет ли стать это образование столь же полным, как если бы оно проводилось в обычной форме?

Я считаю, что ответ на первый вопрос положителен. Школьное образование все-таки рассчитано на определенную возрастную группу, и именно эта возрастная группа успешно использует компьютерные технологии для установления нужного им в социальном плане числа контактов, взаимодействия, отношений. Современные школьники привычны к подобному инструменту взаимодействия и воспринимают его совершенно иначе, чем преподаватели. Тут скорее должен стоять вопрос не о том – много ли могут взять дети от такой формы обучения, а много ли смогут передать сами учителя?

Но вот это точно вопрос времени и работы.

Теперь хотелось бы вернуться к вопросу: Сможет ли стать это образование столь же полным, как если бы оно проводилось в обычной форме? Мне кажется, что этот вопрос – вопрос спекулятивный. Он формален и в принципе не содержит за собой никакой смыслообразующей информации. При любой форме обучения наиболее важной и помогающей достичь успеха всегда считалась именно активность ребенка – в данном случае она неизмеримо выше. Тем более что для большинства учащихся дистанционного обучения на самом деле не стоит вопрос что лучше. Перед ними стоит другой вопрос – либо дистанционно либо никак. Разумеется, существует форма надомного обучения. Эта форма дает и возможность индивидуальных занятий, и возможность определенной степени социализации при общении с приходящим учителем. Успешна ли более эта форма обучения? Можно было бы поставить и такой вопрос и, думаю, что многие его ставят, совершенно не задумываясь или просто не являясь осведомленными о реальных возможностях предоставляемых формой дистанционного обучения при современном уровне развития всевозможных программ, предназначенных для общения и взаимодействия людей. Как показали открытые занятия в школе дистанционного обучения – уроки происходят не только при визуальной и голосовой связи, что дает возможность определенным образом смоделировать эффект присутствия, но также и организовать небольшую группу учащихся…

И все же возвращаясь к теме эссе – дистанционное обучение несомненно имеет свои минусы и плюсы как и любая другая форма. Возможно на данный момент особо придирчивым взглядом этих минусов можно насчитать больше, но в случае, когда стоит вопрос об отсутствии обучения (уточню: да, есть учитель надомного обучения –но это в общем редкие визиты. Мало часов. Только основные предметы – это может быть временной мерой. Как быть, если обучение на дому единственное доступное в течение многих лет?) и обучения в дистанционной форме – мне кажется рассуждать об этих минусах просто не этично, да и бессмысленно. Основная задача – помочь получить образование – обучить ребенка в той форме, которая ему доступна и с этой стороны дистанционное обучение – это на данный момент времени наиболее оптимальное решение задачи при подобных условиях.

Интернет – это масштабные возможности, это не только источник информации, но и средство создания и ведения бизнеса, получения качественного образования. Дистанционное образование становится все популярнее благодаря возросшей доступности Интернет, как в плане местоположения, так и в плане материальном.

Сочетание образования и возможностей Интернета имеет много положительных и отрицательных сторон. Относительно позитивных факторов, то к ним можно отнести следующие:

1. Экономия времени, как ресурса. Не нужно куда-то ездить, тратя на переезд время, которое можно использовать более рационально. Ведь время – это самый драгоценный ресурс, который каждую минуту нужно с пользой использовать для отдыха, семьи, друзей. Время бежит, нам его никто не вернет.

2. Экономия денег. На 50-60% дешевле, чем очное, потому что не нужно платить заработную плату преподавателям, не нужно платить за аренду помещений, не нужно платить за постоянные поездки в учебное заведение или тратить деньги на приобретение учебников.

3. Экономия времени, как срока обучения. Много программ дистанционного образования рассчитаны на 1-2 года, а это не 4-6 лет. Экономя на сроках, мы гораздо быстрее приступаем к реализации своих целей. И, как следствие, меняем жизнь!

4. Качество. Многие могут спросить, что означает качество? В чем она проявляется? Надо понять, что речь скорее идет о качестве. Качество образования – это качество преподавания (учебного процесса и преподавательской деятельности), качество образовательных программ, качество материально-технической базы, качество управления и желания учеников. Так же важно рассматривать и эффективность образования. Ведь эффективность – это степень достижения цели при определенных затратах. Эффективность выступает в роли лакмусовой бумажки, который в итоге и покажет ту самую качество образования.

5. Готова программа и материалы для обучения. А это значит – никаких библиотек и книжных магазинов. Много образовательных заведений сейчас проводят онлайн семинары, когда в одно и то время в сети собираются ученики и преподаватель. Таким образом проходит выявление знаний с помощью опроса. Если возникают вопросы, в процессе обучения можно связаться с преподавателем по средствам электронной почты или через Скайп. В некоторых учебных заведениях предусмотрено по желанию студента параллельно посещение очных лекций.

6. Персональность. Это означает, что есть возможность адаптации обучающей программы под ученика. Для этого таким людям предоставляются дополнительные инструменты для настройки, например, тесты, на основании которых строится обучение.

7. Технологичность. Используются современные программы и технические средства и это делает Интернет-образование очень эффективной. Учебные курсы полноценные, интересные, яркие.

8. Доступность. Согласитесь, что никогда не бывает так, чтобы под нас підбудовували процесс обучения. В традиционной системе есть расписание, которого ты соблюдаешь каждый день, в противном случае – это прогул. Чтобы отработать его, нужно искать дополнительное время, и очень часто даже тратить деньги. При дистанционном обучении программа всегда доступна, в любое время. Мы сами составляем расписание.

9. Удобно. Это достоинство я считаю немаловажным, потому что каждый, кто обучается по Интернету, может в любое удобное для себя время проходить не только уроки, но и выполнять задания, а в некоторых случаях даже и заканчивать курс обучения – и все это не выходя из дома. Нужно только поудобней устроиться в домашнем кресле – и вперед, в мир знаний. То есть не меняя привычный ритм жизни, мы строим свой график обучения.

10. Совместимость. Можно учиться всю жизнь, при этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

11. Полный контроль над обучением. Каждый может самостоятельно контролировать скорость обучения. А это означает уменьшение вероятности стресса, повышения удовольствия от процесса. Можно возвращаться несколько раз к отдельным урокам, можно пропустить некоторые разделы, можно регулировать продолжительность любого занятия. Обучение идет в процессе всего времени, а не только в обозначенный период, что гарантирует более глубокие остаточные знания.

12. Сохранение информации (архив). По окончании у нас остается доступ к учебной программы, все видео и аудио записи. В любой момент можно обратиться к ним по мере необходимости.

13. Интернет-обучение воспитывает в нас самостоятельность, ответственность и мобильность. Без этих качеств нельзя хорошо учиться. Иногда они не очень развиты, но мотивация огромная и по итогу человек становится упорным и ответственным.

14. Практически 100% включение ученика в процесс обучения в течение всего года. Это обусловлено тем, что есть хорошие преподаватели, хороший материал, исчерпывающая программа, качественная информация. И как следствие – желание получать хорошее образование.

15. Географическое место нахождения не имеет значения. Это особенно актуально для крупных стран, например таких, как наша. Будь вы из мегаполиса, маленького городка, села – это не имеет значения. Учиться можно в любой точке страны – все, что нужно – это компьютер и Интернет.

16. Возраст. Это не имеет никакого значения. Главное иметь компьютер, доступ в Интернет и деньги для оплаты.

17. Социальное равноправие. Не важно социальное и материальное положение, пол, увлечения, состояние здоровья – все равны!

18. Обучение для детей и взрослых с ограниченными возможностями. Это очень большой плюс, потому что все мы имеем право на лучшее для себя, для своих близких. Все мы хотим полноценного красивой жизни.

19. Интернациональность. Мы можем обучаться дистанционно не только в своей стране, но и за рубежом. А это экономия на визах, билетах, отелях, проживании. Это престижность в получении знаний от ведущих преподавателей со всего мира. Вы, сидя дома, учитесь за рубежом в зарубежных преподавателей и в конце получаете документ, который имеет такую же силу, если бы вы учились на очном. Согласитесь, что уехать учиться в другую страну – это менее реально, чем учиться в зарубежном учебном заведении любой страны дистанционно. И это абсолютно реально для каждого.

20. поисковая платформа для учебной литературы. Что это означает. Всем известно, что Интернет хранит в себе миллиарды документов, это огромные базы информации. И вот, чтобы легче и быстрее было искать учебную литературу, Google, одна из ведущих поисковых систем, разработал специальную поисковую платформу Google Scholar. Которая позволяет осуществлять поиск по учебным публикациям в статьях, тезисах, книгах, технической документации.

К недостаткам сочетание Интернета и образования можно отнести следующие факты.

1. Компьютер. Не у всех есть данное устройство или это старая модель.

2. Интернет. Несмотря на то, что Интернет разрастается огромными темпами, есть люди, которые все еще не имеют подключения к сети.

3. Ограниченные технические возможности. Пример, медленные модемы. Что приводит к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются.

4. Затраты на дополнительные технологии. На начальном этапе все необходимые настройки, которые иногда влекут дополнительные расходы. Например, не всякий компьютер имеет хорошую встроенную видеокамеру, а она нужна для видео конференций. Или программное обеспечение компьютера нуждается в улучшении.

5. “Скрытые” расходы на дополнительные материалы. В процессе обучения может случится так, что захочется по подробнее изучить тот или иной предмет, а это бывает часто, поэтому мы самостоятельно приобретаем нужную информацию книги, курсы, тренинги, консультации и т.д.

6. Человеческий фактор. Страхи и завышение возможных сложностей.

7. Нет расписания. Много кто не любит планировать, для них это сложный процесс, поэтому им легче воспользоваться чужим планом и следовать ему, чем управлять своим временем самому. Поэтому для них предварительное планирование собственных занятий – это недостаток.

8. Нехватка живого общения с преподавателями и учениками. Хотя в мире Интернета, мне кажется, это не недостаток, потому что есть Скайп, социальные сети, мобильный телефон, e-mail и т.д.

9. Отсутствие мотивации. Многие учатся для того, чтобы было. Чтобы быть как все. А своих мотивов на этот счет нет.

10. Отсутствие самодисциплины., а как следствие самостоятельности и ответственности.

11. Отсутствие контроля. Многие просто требует постоянного контроля. Именно он и является для них стимулятором.

Как можно заметить, что в основном все недостатки зависят от самого человека, от его отношения и восприятия обучения. И каждый недостаток мы можем превратить в достоинство. Ведь порой недостатки – это поиск причины для того, чтобы не делать чего-то! Но сейчас все еще придерживаются старинки – традиционно очного обучения, и именно в нем видят ценность и смысл, причем совершенно не учитывая такой фактор, как время. Причина тому, в основном, наш менталитет и низкий уровень компьютерной грамотности.