Истории о выживании в открытом море или же на самых негостеприимных островах захватывали воображение людей с тех пор, как человек впервые отправился покорять глубокую неизведанную синеву вод. В этом списке мы расскажем десять самых невероятных историй выживания:

10. Педро де Серрано (Pedro de Serrano)

Педро де Серрано считается первопроходцем выживания отвергнутых. Не совсем понятно, как затонул испанский корабль или как лишь он один оказался на острове в Карибском море. У него получилось доплыть до берега лишь с ножом в зубах и с рубашкой на спине.

Остров был практически большой песчаной косой, на которой почти не было никакой растительности и соответственно тени. Кроме того, это всё ещё был Новый Мир, всего за 50 лет до того как в нём потерялся Колумб. Корабли не появлялись на горизонте очень часто, и Серрано знал это.

Физическое выживание Серрано зависело от черепах. Он убивал рептилий, ел их мясо, и использовал их панцири для сбора воды. Учитывая тот факт, что других животных на острове не было, Серрано был не в состоянии найти для себя одежду, когда его одежда расползлась на тряпки. Единственным способом укрыться от солнца было купание в океане.

Прошло три года до того как Серрано заметил корабль, который потерпел крушение, разрушив надежды Серрано на спасение. В кораблекрушении выжил лишь один моряк, и течение принесло его на остров Серрано. Серрано, который на тот момент был больше похож на зверя, нежели на человека, был вначале в ужасе от присутствия моряка, но в конце концов они смогли сотрудничать и сохранять ясность рассудка, соблюдая строгое расписание каждый день.

Конечно совместное проживание на полоске песка, где человек может питаться лишь мясом черепах, а солнце оставляет ожоги на коже не оказывает успокаивающий эффект на человека. В какой-то момент за их четырёхлетнее проживание вместе, Серрано и моряк разделили остров в ходе ссоры, и каждому досталась половина. Такая ситуация оставалась до того момента как мимо проплыл корабль и спас обоих мужчин после того как выжившие поклялись, что они не дьяволы.

9. Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz)


В отличие от большинства потерпевших кораблекрушение, изоляция не была проблемой после того как Батавия (Batavia) сел на мель в 1629 году. Сотни людей добрались до острова, находящегося у западного побережья Австралии, но крушение было лишь началом неприятностей злополучной экспедиции за пряностями.

Корнелис, который был одним из офицеров корабля, попытался начать мятеж, когда судно Голландской Ост-Индской торговой компании потерпело крушение. После этого капитан судна взял лодку и 40 мужчин, чтобы попытаться доплыть до Явы, пообещав вернуться, чтобы спасти 300 выживших. В отсутствие капитана Корнелис стал старшим по званию офицером. У него было две проблемы: он боялся, что закончатся припасы и что его арестуют за предпринятую попытку мятежа, если прибудут спасатели.

Корнелис начал своё царство террора, захватив все припасы, собранные с Батавии. Преданные ему моряки круглосуточно сторожили эта запасы. Чтобы проредить ряды выживших Корнелис и его банда использовали спасательные лодки. Они отправляли группы людей на поиски воды на других островах, которые считались бесплодными, и под «поисками» Корнелис подразумевал «смерть», потому что он не планировал, чтобы они вернулись. Корнелис планировал захватить корабль, который прибудет чтобы их спасти, поэтому он хотел избавиться от любого противостояния на острове. Он и его люди казнили выживших за самые незначительные проступки, и даже просто так.

Во время серии убийств одна из экспедиций сообщила о том, что они успешно нашли воду и пищу на другом острове. К сожалению для Корнелиса, лидером этой группы был солдат по имени Вибби Хэйс (Wiebbe Hayes), который разгадал коварный план Корнелиса. Поэтому, 45 мужчин под предводительством Хэйса смогли одержать победу над вооружёнными до зубов нападавшими, используя всего лишь рогатки и копья и заключили Корнелиса в тюрьму в яме, вырытой на берегу. Не испугавшись, выжившие мятежники начали обстрел позиций Хэйса с помощью пушек, в то время как на горизонте появилось спасательное судно. Прежде чем спасательная экспедиция положила конец царству террора мятежников прошло несколько месяцев, и по приказу Корнелиса погибло более 100 человек.

8. Роберт Друри (Robert Drury)


Друри был английским моряком на судне Дегрэйв (Degrave) в 1703 году. После того, как корабль был поврежден, экипаж, в том числе Друри, был вынужден высадиться на берег рядом с Мадагаскаром. Тем не менее, высадка на берег была лишь началом проблем Друри. Помните сцену из фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца», в котором за Джеком Воробьем бежит целая армия аборигенов? Именно в такую же ситуацию попал Друри, только у него не было корабля, на котором он мог бы скрыться.

Друри и остальные члены экипажа провели свои первые четыре дня на Мадагаскаре пытаясь убежать примерно от 2 000 воинов Тандрой (Tandroy). Когда Тандрой наконец поймали экипаж, они казнили всех, кроме Друри и трёх других мальчиков, которые затем были взяты в рабство. Друри провел восемь лет в качестве королевского слуги и упорно трудился, чтобы завоевать определённое уважение, в конечном счёте, сражаясь вместе со своими поработителями Тандрой. В конечном итоге, Друри дали определённую свободу, и ему было разрешено жениться на такой же, как он пленнице и завести свой собственный скот.

После почти 15 лет, проведённых в качестве раба, Друри в одиночку бежал с Мадагаскара, на борту английского корабля работорговца. Жена Друри отказалась покинуть остров, опасаясь мифа, который сулил неестественную смерть любому рабу, который покинет остров. Друри изо всех сил пытался найти свое место в английском обществе, и по причудливому повороту судьбы вернулся в Африку, но на этот раз в качестве работорговца.

7. Филипп Эштон (Philip Ashton)


Филипп Эштон занимался своим делом, работая на рыболовном судне у берегов Новой Шотландии (Nova Scotia) в 1723 году, когда его и моряков с которыми он работал, захватили пираты. Капитан пиратов, Нед Низкий (Ned Low), предоставил мужчинам выбор стать пиратами или умереть. Филиппу Эштону было 19 лет. Он выбрал «стать пиратом».

Эштон не хотел принимать участие в жестокости и варварстве, которые теперь его окружали, и он также не хотел быть казнённым за пиратство, когда удача капитана Низкого наконец закончилась бы. Через восемь месяцев после начала его пиратской карьеры Филиппу Эштону представилась возможность бежать. Капитан пришвартовал корабль у берега острова, находящегося рядом с Гондурасом, и отправил людей, в числе которых был Эштон, на берег, чтобы пополнить запасы пресной воды. Как только мужчины закончили заполнять корабельные фляги свежей водой из ручья, Эштон невинно побрёл в сторону. Когда пираты спросили его, что он делает, Эштон закричал «Кокосы!» и понёсся в джунгли. Через неделю поиски Эштона завершились, и он оказался один. На острове было изобилие фруктов и яиц черепах, что оказалось весьма кстати, учитывая, что Эштон был босым и во время побега ему ничего не удалось забрать с собой.

Всё изменилось после девяти месяцев изоляции, когда испанский торговец на каноэ остановился у острова. Он обещал прислать Эштону помощь и уплыл. А пока что он оставил Эштону нож и кремень, что позволило Эштону охотиться и готовить пищу на огне, впервые за долгое время с тех пор как он сбежал от пиратов. Прошло ещё семь месяцев до того как Эштона спасла группа рыбаков.

6. Команда Пегги (Peggy)


Американское одномачтовое судно «Пегги» возвращалось в Нью-Йорк в 1765 году после завершения торговли на Азорских островах (Azores). В течение почти всего ноября Пегги изо всех сил пыталось пересечь Атлантический океан, в то время как его трепал один шторм за другим. Мачта, паруса и такелаж были повреждены. Корабль дрейфовал по течению, и его корпус сильно протекал. Те немногие припасы, которые оставались после штормов были быстро исчерпаны, и экипаж отчаянно работал над тем, чтобы удержать «Пегги» на плаву. Было очевидно, что люди на «Пегги» будут голодать задолго до того как они попадут на землю, даже после того, как был убит и съеден кот судна. Их единственной надеждой был маловероятный шанс встретить другое судно, которое могло бы проплыть поблизости.

Первоначальные разговоры о каннибализме среди экипажа был прекращены капитаном, Дэвидом Харрисоном (David Harrison), однако это не помогло. К середине января экипаж съел всю кожу и свечи на борту корабля, а когда капитан Харрисон оказался прикованным к постели, экипаж прибегнул к каннибализму. Обычная лотерея была просто отговоркой, так как экипаж уже решил, что чёрный слуга Харрисона должен был быть тем, кто принесёт себя в «жертву».

В конце января тело слуги исчезло, а капитан цеплялся за жизнь, выживая на смеси воды и рома, вместо того, чтобы принимать участие в каннибализме.

Была проведена вторая лотерея, но жертве, Дэвиду Флэтту (David Flatt), была предоставлена отсрочка на ночь для того, чтобы помолиться, благодаря мольбам изможденного капитана Харрисона. Чудесным образом, на следующее утро корабль, направлявшийся в Лондон, принёс спасение всем на борту судна «Пегги», в том числе Флэтту. Экипаж Пегги готовил огонь, чтобы приготовить очередную жертву, когда капитан судна «Сьюзен» (Susan) предоставил голодающим морякам пищу, снасти, и сопроводил их в Лондон.

5. Роберт Джеффри (Robert Jeffery)


Роберт Джеффри был молодым моряком в Королевском флоте в 1807 году. Будучи на борту Рекрута (HMS Recruit), он тайком пропускал лишнюю кружку пива. Капитан, который, возможно, сам был пьянчугой, отреагировал на правонарушение, высадив 18-летнего парня на следующем острове, мимо которого проплывал корабль. Джеффри остался на скалистом выступе, без пищи и воды, в то время как экипаж просил своего капитана передумать. История Джеффри закончилась бы вскоре после этого, если бы американский корабль не спас его всего девять дней спустя. На самом деле, «случай» Роберта Джеффри был только началом.

Общественность была возмущена поведением капитана, и вскоре был проведён военный суд. В 1810 году, когда отсутствующий Роберт Джеффри был найден живущим в Массачусетсе и работающим кузнецом, разразился ещё один общественный скандал. Мать Джеффри была ещё жива и здорова в Англии и граждане Великобритании потребовали, чтобы они воссоединились. За ним было отправлено судно Королевского флота, и общественность в напряжении ожидала возврата Джеффри.

Когда Роберт Джеффри, наконец, вернулся в свой родной город в Англии, зазвонили церковные колокола и его приветствовали ожидавшие толпы. Пресса и публика с сердечным волнением наблюдали, как воссоединились мать и сын. И последний общественный резонанс разразился, чтобы помочь Роберту Джеффри. Капитана, который высадил Джеффри за три года до этого, нашли и заставили выплатить своему бывшему матросу сумму за моральный ущерб и за то, что чуть не убил его.

4. Чарльз Барнард (Charles Barnard)


Капитан Чарльз Барнард заметил дым, будучи в экспедиции за морскими котиками вблизи Фолклендских островов (Falklands) в 1812 году. Когда он исследовал в чём дело, он нашел 45 британских моряков, оказавшихся на берегу в результате крушения корабля. Барнард обещал доставить их в ближайший южноамериканский порт, если только они обещали не захватывать корабль, так как на севере бушевала война 1812 года. В доказательство того, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным, когда Барнард остановился на другом острове и сошел на берег в маленькой лодке, чтобы поохотиться на свиней, чтобы накормить всех на борту, британцы, которых он спас от верной смерти, отплыли на его корабле. Чего Барнард вероятно никогда не предполагал, так это того, что англичане оставят трёх своих собратьев умирать на острове вместе с ним.

Барнард, его один товарищ американец, и три британских моряка выживали в течение 18 месяцев на различных островах и в своей лодке, пока британский корабль не спас их в 1814 году. Барнард и его товарищи, теперь все «американцы», попросили, чтобы их высадили на берег в их лодке у берегов Перу, однако тут, испанцы приняли их за англичан и заключили в тюрьму. Барнарду потребовались месяцы, чтобы очистить свое имя, но он вновь обрел пристанище на британском судне и снова попросил, чтобы его высадили в его маленькой лодке, на этот раз, чтобы он, наконец, поискать морских котиков. Барнард не нашёл котиков, которых он надеялся найти, но зато он наткнулся на американский корабль, который предложил подвезти его. Барнард принял предложение и отправился с судном в Китай и на Сандвические острова (Sandwich islands), прежде чем он вернулся в Америку в 1816 году.

3. Команда Эссекса (Essex)


Рассказы о китобойном судне Эссекс вдохновили Германа Мелвилла (Herman Melville) на написание Моби Дика (Moby Dick), так как Эссекс был для «19-го века тем, чем Титаник был для 20».

В 1819 году Эссекс отплыл из Нантакета (Nantucket). Он должен был провести два с половиной года в экспедиции, охотясь на китов. На второй день плавания сильный шторм серьёзно повредил корабль и едва не потопил его, но корабль был переоборудован и продолжил плыть вперед. Несколько месяцев спустя, и за тысячу километров от берега, огромный кит протаранил корабль. В то время как экипаж пытался оценить нанесённый ущерб, кит снова ударил корабль, проделав в нём отверстия так яростно, что мужчины на борту поспешно спустили лодки и захватили с собой несколько припасов.

Эти 20 мужчин, расположившиеся на трёх лодках, решили направиться на юг, опасаясь каннибалов с ближайшего берега, на Маркизских островах (Marquesas Islands). Это было судьбоносным решением. Через несколько недель, лодки начали протекать и припасов больше не осталось. Первого мужчину, который умер, моментально съели. Погибло ещё три моряка, и каждый из них был приготовлен и съеден. Одна из трёх лодок исчезла, и о ней никогда больше не слышали. Остальные две лодки, одна во главе с капитаном Поллардом (Pollard), и другая во главе со старшим помощником капитана Оуэном Чейзом (Owen Chase), разделились.

После 89 дней, проведённых в море, трое мужчин с лодки Чейза были спасены английским кораблем. На борту лодки Полларда мужчины бросили жребий, и младший двоюродный брат Полларда оказался следующим в очереди на съедение, хотя Поллард и попросил занять его место. Через неделю после того, как Чейз был спасён, американский корабль нашёл Полларда и ещё одного члена экипажа грызущими кости своих товарищей, все ещё обезумевшими от голода. Десятилетия спустя Мелвилл встретился с капитаном, который послужил вдохновением для его книги, но он лишь обменялся с ним любезностями из уважения к ужасу, пережитому Поллардом.

2. Другие выжившие с корабля Эссекс


Вскоре после того, как экипаж в своих лодках отплыл от тонувшего Эссекса, мужчины заметили то, что в настоящее время является островом Хендерсон (Henderson Island). Мужчины сошли на берег, думая о спасении, но обнаружили бесплодную пустошь. Несмотря на отсутствие пресной воды и пищи на острове, трое мужчин решили рискнуть и остаться. По крайней мере, таким образом, скудные припасы трёх лодок продержались бы немного дольше.

Это оказалось сравнительно хорошим выбором, хотя ситуация почти всегда была отчаянной. Дождевая вода, которая собиралась в озёрцах на скалах вокруг острова помогала мужчинам утолить жажду, но найти еду было очень трудно. У них не было оборудования для рыбалки, и они быстро съели крабов, которые обитали на небольшом острове. Трём мужчинам приходилось пить кровь птиц, которых им удавалось поймать, и они обнаружили печальное предзнаменование своего вероятного будущего, когда они наткнулись на несколько скелетов людей, потерпевших кораблекрушение до них.

За 111 дней, которые мужчины провели на острове, были исчерпаны почти все ресурсы. Если бы Оуэн Чейз не убедил своих спасителей обыскать острова Питкэрн (Pitcairn Islands), три члена экипажа, оставленные на острове Хендерсон почти наверняка умерли бы от жажды, как и предыдущие люди, потерпевшие кораблекрушение до них.

1. Бернард Карно (Bernard Carnot )


О Бернарде Карно известно совсем не многое. Всё, что известно наверняка, заключается в том, что он был сыном трактирщика из Нового Орлеана, и из-за ряда недоразумений, он был осужден за убийство, которого он не совершал, и в 1922 году отправлен на остров Дьявола, который был частью французской системы исправительных колоний, расположенных у побережья Французской Гвианы (French Guiana).

Остров Дьявола, как следует из его названия, является адом на земле. Это остров скалистых джунглей, кишащий тропическими болезнями, комарами, и насилием между заключёнными. Колония была окружена акулами, а также течениями, которые обычно кидали человека о скалы, окружающие остров Дьявола.

После шестнадцати лет, почти все записи и след Карно исчезли, пока американский Дон Кихот, Уильям Уиллис (William Willis), не встретил мать Карно в Нью-Йорке. Услышав рассказ матери Карно, Уиллис отправился в Южную Америку и обратился за помощью к бывшим и текущим заключенным в исправительных колониях, чтобы найти Карно и помочь ему бежать. Когда Карно был найден, он был едва жив и одет в одни лохмотья. Уиллис обеспечил его поддельным паспортом, деньгами и одеждой, а затем перевёз Карно на борту транспортного судна, которое доставило его в Бразилию. Но на этом злоключения Карно не закончились. Считается, что он мог погибнуть во время Второй мировой войны, когда он вступил в ряды французской армии и сражался под предводительством Шарля де Голля (Charles de Gaulle).

«Как выжить в открытом море?»

Сколько можно продержаться в открытом море?

На самом деле - долго. Один из наиболее поразительных случаев произошёл в XVIII веке с капитаном Уильямом Блаем и его командой. После мятежа на судне «Баунти» капитана и верных ему людей высадили на деревянный баркас длиной всего семь метров, оставив им минимальный запас еды и пресной воды.

Моряки продержались в океане 47 дней. Они даже добрались до европейской колонии, преодолев путь в 6 700 километров, не имея компаса и карты, выбирая направление при помощи секстанта.

Роберт Додд, «Бунтовщики»

Что важнее всего для выживания?

Как ни странно, залог выживания - это не еда или вода, а спокойствие. Путешественник и врач Ален Бомбар был уверен, что люди гибнут в море не из-за погоды и сложных условий, а из-за депрессии и страха, которые заставляют их делать ошибки.

Поэтому Ален Бомбар решил отправиться в длительное морское плавание, поставив себя в условия «человека за бортом», чтобы на собственном опыте доказать следую
щее: 1. Человек не утонет, если в качестве спасательного средства будет пользоваться надувным спасательным плотиком. 2. Человек не умрет от голода и не заболеет цингой, если будет питаться планктоном и сырой рыбой. 3. Человек не умрет от жажды, если будет пить выжатый из рыбы сок, и в течение 5-6 дней – морскую воду. Кроме того, он очень хотел разрушить традицию, по которой поиск потерпевших кореаблекрушение прекращался через неделю или, в крайнем случае, через 10 дней. По поводу первых двух пунктов могу сказать, что именно после плавания Алена Бомбара на всех судах, особенно на небольших и промысловых, наряду со спасательными катерами и шлюпками стали широко использваться надувные спасательные плотики разной вместимости – ПСН-6, ПСН-8, ПСН-10, (ПСН- плотик спасательный надувной, цифра – вместимость человек.) В отношении сырой рыбы – коренные жители крайнего севера – чукчи, ненцы, эскимосы, чтобы не заболеть цингой, всегда ели и едят не только сырую рыбу, но и мясо морских животных, восполняя этим недостаток витамина «С», который, как известно, содержится в различных овощах и фруктах.

От поведения в открытом море зависит выживание: из-за паники люди совершают ошибки и принимают неверные решения, слишком много суетятся и двигаются, а энергию надо беречь. Плохое уже случилось - вы в открытом море. Некогда страдать, надо выбираться.

Как сберечь энергию?

В море и
ли океане при избыточной активности мы теряем слишком много сил, необходимых для выживания. Если вы оказались в воде, то нужно двигаться как можно меньше и стараться найти плавающий предмет, за который вы зацепитесь. Многое зависит от температуры воды, но средство для плавания придётся искать даже в тёплых морях.

Если же вы на плоту, шлюпке или на чём-то, что держится на поверхности воды, старайтесь согреться и просохнуть, а также посмотрите вокруг. Подбирайте всё, что можете подобрать. В открытом море пригодится любой предмет.

Как добывать пресную воду?

Самый очевидный, но ненадёжный источник пресной воды - осадки. Постарайтесь подготовить любую ёмкость, куда соберёте дождевую воду: консервные банки, обувь, проплывающий мимо пластик, плотные листья, пакеты, мешки.

Ещё один способ найти питьё - сделать дистиллятор. Для него нужны две ёмкости (большая и маленькая), а также непромокаемый материал: кусок полиэтилена, пакет. В большую ёмкость наберите солёную воду, поставьте в неё пустую маленькую ёмкость. Пакет или другой материал натяните на края большой ёмкости и положите в центр небольшой груз. Вода будет испаряться и оседать на плёнке. Капли покатятся к центру, где лежит груз, и упадут в пустую ёмкость. Так вы наберёте немного пресной воды.

Способ добычи пресной воды

Возможно, на вашем плавательном средстве образуется конденсат сам по себе. Собирайте и его, даже если придётся облизывать лодку.

Не забывайте, что водоросли и рыба тоже содержат пресную воду, поэтому если сумеете поймать пропитание, часть жидкости получите вместе с едой.

Как добывать еду?

Как ни странно, с едой в океане всё более-менее нормально. Пань Лянь, китайский моряк, оказался после битвы во время Второй мировой
войны в открытом море и прожил на спасательном плоту 133 дня. Он даже смог сделать запас пищи, потому что постоянно добывал себе пропитание, сделав удочки из подручных материалов.

Постарайтесь выдумать, из чего изготовить рыболовные снасти. Сгодятся любые верёвки, нитки, выдернутые из одежды, украшения, булавки, крышки от консервных банок. Для первой рыбалки наживкой может стать нитка, потом получится использовать остатки уже пойманных рыб.

Даже если рыба не ловится, можно поддерживать силы планктоном и водорослями.

Чтобы их собрать, нужно взять любой кусок ткани (из одежды), сформировать из него «сачок» и ловить им мелких обитателей океана. На вкус, конечно, так себе, но для выживания выбирать не приходится. Зато водоросли помогают не допустить развития цинги.

Вообще есть надо всё, что попалось (если только оно выглядит свежим и неядовитым): черепах, креветок, птиц. Пернатые в пустынных районах иногда не боятся людей, и их можно поймать с помощью приманки и петли из верёвки.

Ловушка для морских птиц

Добывать рыбу надо сразу же, как только вы оказались в море, даже если вы на спасательном плоту и у вас имеется положенный трёхдневный рацион. Никто не может точно сказать, когда вас найдут спасатели и на какое время придётся растягивать паёк. Действуйте немедленно.

Как защититься от опасностей?

Подготовиться ко многим опасностям в море в теории невозможно, но кое о чём стоит помнить:

  • Если приближается шторм, то для устойчивости плота все тяжёлые вещи нужно переложить в центр. То же относится и к людям - перемещайтесь в середину судна, чтобы волны его не перевернули.
  • Старайтесь защищать голову и кожу от ультрафиолета. В открытом море, когда мало питьевой воды, солнечный ожог переносить сложнее. Яркий свет отражается от поверхности океана, и этот блеск может сильно навредить глазам, так что берегите зрение и не смотрите на воду постоянно.
  • Когда ловите рыбу, не привязывайте леску и верёвки к рукам или ногам. Крупная рыба может дёрнуть крючок с такой силой, что не обойдётся без травм.
  • Соблюдайте осторожность и не пытайтесь вытащить слишком больших рыб. Они могут опрокинуть лодку.
  • Не берите в руки рыб с иглами и шипами. Они могут быть не только острыми, но ещё и ядовитыми.

Как найти землю?

На самом деле, если вы потерпели кораблекрушение, лучше никуда не двигаться и по возможности оставаться на месте, хотя в океане это и трудно. Спасательные операции будут проходить в первую очередь в районе аварии.

Если вы смыслите что-то в навигации, хорошо бы лечь на обратный курс и вернуться к земле тем же путём, которым вы шли.

Когда под рукой нет навигационных приборов, а вы ничего не понимаете в звёздном небе и не умеете держать курс, найти землю можно случайно или по косвенным признакам: над сушей собираются облака, во время гроз туда бьют молнии, по мере приближения к побережью чаще появляются птицы. В некоторых районах их можно увидеть довольно далеко в открытом море, но на суше, конечно, их намного больше.

Как не сойти с ума в открытом море?

Чтобы добраться до суши, нужна ясная голова и уверенность в своих силах, но их как раз труднее всего сохранять. Помогут правила, которых придерживаются путешественники-одиночки:

  • Установите и соблюдайте режим, хотя бы какой-нибудь. Если вы не одиноки, назначьте дежурства и распределите обязанности. Необходимость вставать на вахту и выполнять свою часть работы поможет собраться и не впасть в отчаяние.
  • Ведите дневник или журнал, если есть возможность записывать. Это помогает упорядочить мысли и продумать планы.
  • Работайте. Ловите рыбу, собирайте водоросли, высматривайте землю, придумывайте новые способы применения старых предметов. Делайте всё, чтобы не успевать сожалеть о своём положении.
  • Старайтесь двигаться, насколько это возможно. Поплавайте, если позволяет погода и вы уверены, что сможете вернуться на плот или лодку.

Стремитесь жить и выжить и у вас это получится.

Крушение «Эссекса»

В 1820 году китобойное судно «Эссекс», бороздившее просторы южной части Тихого океана, атаковал кашалот. Судно получило пробоину и корабль затонул. Команда из 20 человек успела перебраться в шлюпки, прихватив с собой запасы продовольствия и пресной воды на два дня. Спасенную провизию растянули на пару недель. После того, как закончилась пресная вода, моряки полоскали рот морской водой и пили собственную мочу. Когда команда находилась уже на грани смерти от жажды, на горизонте показался необитаемый остров.


Исчерпав за неделю почти все ресурсы острова, члены экипажа «Эссекса» решают возобновить плавание в поисках нового острова. Но взятых с собой запасов еды оказывается слишком мало на столь длительное путешествие и один за другим моряки начинают умирать. Ради того, чтобы выжить, оставшиеся члены экипажа решают есть тела своих умерших товарищей. 18 февраля 1821 года британское китобойное судно «Индиан» заметило первую лодку с тремя оставшимися моряками. 23 февраля китобойное судно «Дофин» спасло двоих моряков другой лодки; трое моряков, пожелавших остаться на острове, также были спасены. Три члена экипажа третьей лодки погибли в море.

Итак, способы личного выживания…

(вопросы рассматриваемые при прохождении курса личного выживания)

  1. Что мы понимаем под организацией спасательной службы на море?
  2. Кем принимается решение об оставлении судна. Действия экипажа по сигналу “Шлюпочная тревога”.
  3. Организация оставления судна экипажем.
  4. Порядок посадки в шлюпки и спуск их на воду.
  5. Порядок спуска плотов и посадка в них.
  6. Индивидуальные спасательные средства. Их применение.
  7. Спасательные круги и требования к ним.
  8. Спасательные жилеты и требования к ним.
  9. Гидрокостюмы и защитные костюмы и требования к ним.
  10. Действия человека оказавшегося в воде.
  11. Распорядок жизни на коллективном спасательном средстве.
  12. Психологический аспект выживания.
  13. Влияние голода на выживаемость человека оказавшегося в воде.
  14. Влияние холода на выживаемость человека оказавшегося в воде.
  15. Влияние жары на выживаемость человека оказавшегося в воде.
  16. Опасности, угрожающие жизни человека оказавшегося в воде.

Экстренные условия в море возникают, когда судно терпит кораблекрушение. Судно покидают по команде капитана.
Покидая судно, необходимо сохранять спокойствие и не создавать беспорядок, помогать тому, кто находится в затруднении. Не расходовать бесцельно ракеты и дымовые шашки, если не существует реальных возможностей быть замеченными. Надеть теплую одежду. Правильно надеть спасательный жилет. Выпить побольше воды.
Высадка с судна:
- Если есть возможность, надо стараться высаживаться на плот (шлюпку), не входя в воду, так как сухая одежда лучше защищает от холода.
- Если необходимо прыгать прямо в воду, надо убедиться в том, что спасательный жилет надежно закреплен. Если он надет правильно, то позволяет прыгать с высоты 4,5 м над уровнем воды. Для прыжка следует использовать следующую технику.
1) соединить колени и держать ноги слегка согнутыми;
2) одной рукой закрыть нос и прикрыть рот;
3) другой рукой крепко схватить жилет, положив руку под мышку, блокируя ее локтем таким образом, чтобы жилет не поднялся вверх и не накрыл голову.
- Если коллективные спасательные средства отсутствуют, ночью необходимо привести в действие лампочку, встроенную в жилет, выдернув две пробки из батарейки; днем, когда слышится шум самолета, открыть пакет растворимого красителя (уранина); проверить действие свистка.
После высадки на плот необходимо предпринять следующие действия:
- помочь другим подняться на плот;
- собрать возможные предметы на воде;
- закрыть специальными пробками клапаны безопасности (плот);
- проверить возможные потери;
- открыть пакет со стандартным оборудованием плота, чтобы проверить его содержимое;
- начать лечение раненых;
- как можно лучше осушить внутренности плота;
- спустить в воду плавучий якорь, который позволит медленнее удаляться от места бедствия, сообщит спасательному средству большую стабильность при бурном море и позволит избежать брызг;
- держать наготове сигналы, чтобы позвать на помощь.
Распределение воды и пищи:
Пищу надо раздавать начиная со второго дня нахождения на плоту (шлюпке). Помнить о принципе, что нельзя есть, если нет питьевой воды. Избегать пить воду в первые 24 ч, чтобы организм мог привыкнуть к новой ситуации.
В день надо выпивать 0,5 л воды, смачивая губы и подержав жидкость во рту прежде, чем проглотить. Пить следует маленькими глотками. Если нет питьевой воды, то можно утолять жажду дождевой водой. Если употреблять несоленую пищу, покрывая дневной рацион поваренной соли питьем морской воды, то без опасности для жизни морскую воду можно выпивать по 800–900 мл в сутки в течение 5 дней. Если за этот срок спасение не пришло, то воду можно получать из рыбы, в которой ее содержится 60–80 %. В организме рыбы вода пресная.
Но если придется находиться в море довольно долго, то необходимо утолять и голод. Пищей должна служить рыба, в которой в достаточном количестве содержаться белки, в том числе и незаменимые аминокислоты, жиры и витамины А, D, В1,и В2. Однако в рыбе почти полностью отсутствуют углеводороды и витамины В12 и С. Углеводороды при достаточном количестве воды образуются в самом организме человека из белков и жиров. Длительное отсутствие в организме человека витаминов В12 хотя и вызывает анемию и вялость, но не опасно для жизни. Цинга – бич мореплавателей еще в недавние времена – может быть предупреждена употреблением в пищу планктона, в котором витамин С содержится в большом количестве.
Пре
одолевая чувство страха, безнадежности, отчаяния и одиночества, сохраняя мужество, надежду на спасение, потерпевшие кораблекрушение в открытом море имеют возможность выжить и достичь берега, если они окажутся на спасательных средствах. Поэтому Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море предусматривается снабжение морских судов спасательными средствами в количестве, достаточном для команды и всех пассажиров.

Они теряли силы, вес, даже человеческий облик, но только не надежду доплыть до спасительного берега

Казалось бы, поначалу все оказывалось против них, как против героя знаменитого романа Даниэля Дэфо Робинзона Крузо. Их считали умершими и уже не искали, но люди, пережившие стихийное бедствие, до последнего цеплялись за жизнь. Их хранила судьба, а на помощь приходило самое настоящее чудо.

Пленник океана

В 1942 году китайский моряк Пань Лянь служил на британском торговом судне, которое уничтожила немецкая подлодка. Мужчина оказался в Атлантическом океане на спасательном плоту с минимальными запасами. Когда они закончились, китаец не растерялся: сделал леску, крючки, из консервной банки – нож для разделки рыбы. «Робинзон» натянул тент и собирал дождевую воду, ловил водоросли, что спасло его от цинги.

Любопытно, что китаец не умел плавать и поэтому привязал себя к утлому суденышку. Мимо терпящего бедствие не раз проплывали корабли: один не взял его на борт из-за того, что он китаец. Американским ВМФ помешал спасти человека разгулявшийся шторм. Таким образом он провел в одиночку на плоту в океане 133 дня, и его рекорд до сих пор никем не побит.

В апреле 1943 года Пань понял, что находится недалеко от прибрежной зоны: вода поменяла цвет, появилось много птиц. Его спасли бразильские рыбаки. Удивительно, но выживший передвигался самостоятельно и потерял всего 9 кг за время своего вынужденного путешествия. Его опыт использовали в инструкции по выживанию для британского флота. А его историю – при создании фильма «Жизнь Пи».

Сумасшедший в резиновой лодке

Французский биолог, путешественник, доктор Ален Бомбар решил на собственной шкуре поставить эксперимент и выжить в открытом море без еды и воды. Полгода он готовился в лаборатории, изучая химический состав воды, виды планктона, строение рыб. Вместе с собой в опасное путешествие смельчак пригласил английского яхтсмена Джека Палмера, который после пробного морского «вояжа» отказался от участия в эксперименте. По словам Бомбара, зачастую люди погибают в открытом море или океане именно из-за отчаяния и страха.

Пань Лян на плоту. Wikipedia

В 1952 году 28-летний мужчина сел на борт резиновой лодки «Еретик», намереваясь пересечь Атлантический океан от Канарских островов до Барбадоса за 65 дней. На борту маленького суденышка у него были аптечка, еда и вода в опломбированных ящиках. Их можно было вскрыть лишь в крайнем случае. Француз пережил шторм, пил морскую воду, питался сырой рыбой, планктоном и птицами.

Бомбар потерял 25 кг, страдал от гнойных язв, и, надо признать, за несколько дней до окончания испытания готовился к смерти, мучаясь то от дождей, то от жары. Даже написал завещание. Однако его плаванье на лодке завершилось удачно. Бомбар доказал, что человеку под силу выжить в нечеловеческих условиях, главное не терять надежду и не поддаваться отчаянию.

Унесенные ветром

В январе 1960 года на Курильских островах ураганный ветер сорвал пришвартованную самоходную баржу Т-36. На ее борту находились младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский.

Стойкие солдатики инженерно-строительных войск болтались в открытом море 49 дней без провианта и живительной влаги. Они цеплялись за жизнь, съев даже ремни, сапоги и мыло. Их нашел американский авианосец. Задержись он хотя бы на день, в живых никого бы не застали.

Чему быть, того не миновать

Яхтсмен из США Стивен Каллахэн в январе 1982 года путешествовал на самодельной лодке в Атлантическом океане. Однажды ночью его судно столкнулось, возможно, с крупной рыбой и пошло ко дну. Стивену удалось перебраться на крошечный спасательный плот. При нем были карты, гарпун, опреснители воды, спальный мешок и книга о выживании в открытом море.

76 дней мужчина дрейфовал в негостеприимных водах. Он мучился от солнечных ожогов, чуть не попал в пасть акулы, закрывал телом пробоины в плоту. Каллахэна не заметили девять кораблей, проплывавших мимо, он уже отчаялся добраться до берега, как уже в Карибском море его обнаружили местные рыбаки.

Стивен потерял треть своего веса и проплыл более трех тысяч километров. Он написал книгу о своих приключениях «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря». В 2012 году консультировал на съемках фильма «Жизнь Пи».


Перевернутые жизни

Тами Олдхэм Эшкрафт с детства интересовалась парусным спортом. Благодаря своему хобби она встретила любовь – Ричарда Шарпа . Пара собиралась пожениться, а пока занималась перегонкой яхт.

В 1983 году молодые люди должны были сопроводить 15-метровый парусник «Хазана» из Сан-Диего до Таити. Ничто не предвещало беды, и пара надеялась на приятную прогулку длиною в месяц, но в их планы вмешалась стихия – шторм силой четыре балла.

Яхта перевернулась, Ричард пропал, а Тами получила травму головы. После случившегося она очнулась лишь через сутки. Неимоверными усилиями ей удалось перевернуть лодку, установить временные мачты и парус, а сам корпус яхты не пострадал. 40 дней она добиралась до берега, и лодка самостоятельно вошла в гавань Хило (Гавайи). К этому времени судно считали затонувшим.

В 2000 году Тами написала книгу «Небо, багровое от печали». Она не бросила заниматься парусным спортом и счастливо вышла замуж.

Потерявшиеся во времени

Трое мексиканских рыбаков Лусио Рендон, Сальвадор Ордонез и Хесус Видана в 2006 году чуть не вошли в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный дрейф в океане в экстремальных условиях. По их словам, они скитались по волнам девять месяцев и за это время преодолели более семи тысяч километров.

Все началось с того, что у рыболовецкой лодки заглох мотор. Припасов и воды у бедняг не было, но выживать нужно было. Они питались сырой рыбой и чайками. Их обнаружили у Маршалловых островов.

Однако родные спасенных утверждают, что их не было всего 90 дней. Появилась конспирологическая версия: рыбаки попали в Тихом океане в аномальную зону, где нарушены законы времени и пространства.

Контейнер для жизни

Рыбаки из Мьянмы 25 дней дрейфовали у берегов Австралии в холодильной камере. В 2009 году они с товарищами сели в деревянную лодку, которую потопила буря вместе с людьми. Выплыть удалось двум 20-летним молодым людям, которые забрались в ящик для хранения съестных припасов, и их понесло по волнам.

Рыбаки пили дождевую воду, ловили рыбу. И постоянно были начеку: эти воды «патрулируют» косяки акул. Бедолаг совершенно случайно заметили с неба и выслали за ними спасательный вертолет.

Интересно наблюдать, как очередной герой фильма в одиночку противостоит стихии или борется за выживание на необитаемом острове. Но все ли так просто в реальной жизни? Сидя по эту сторону экрана, зритель воспринимает события легко, считая, что мог бы сделать идентично или даже лучше. А как быть человеку, окажись он реально посреди открытого океана, вдали от дома, удобств и набитой едой кухни Ростов , конечно, такой экстрим вряд ли предложит, но ведь никто из нас не застрахован от несчастного случая. Перелет в экзотические страны из столицы ЮФО может таить в себе множество испытаний, как, впрочем, и другие путешествия.

Без паники!

Человеку, оказавшемуся в экстремальных условиях, знания, полученные из книг и телепередач, не помогут, если им в первые минуты крушения самолета или корабля овладеет паника. Она может только навредить, поэтому необходимо смириться с возникшей ситуацией и вспомнить определенный план действий, требуемых для выживания.

Оказавшись в океанских водах, необходимо оставаться на плаву, как бы нелепо это ни звучало, до прибытия спасателей. Нужно найти не слишком удаленный от себя предмет, который попросту не даст пойти ко дну. Им может быть все что угодно – обломки самолета, пассажирское кресло или транспортируемый в багажном отделении шкаф купе на заказ Ростов из-за своего удобного географического расположения позволяет добраться практически в любую точку мира через авиасообщения. Именно поэтому сложно спрогнозировать условия, в которых окажется человек в случае катастрофы.

Отсутствие пресной воды – это вторая проблема, и её также необходимо решить. При длительном ожидании помощи от жажды спасут капли дождя. Естественные осадки оказываются весьма кстати в таких случаях. Чувство голода настанет не сразу, однако потребность в пище однозначно обернётся очередной задачей для попавшего в экстремальную ситуацию путешественника. Если ситуация позволяет, то из шнурков и обломков обшивки транспорта, имея нож, можно соорудить удочку. В ином случае придется ловить проплывающие мимо водоросли и искать в них мелкую рыбешку или планктон.

Разумеется, появлению нежданного гостя будут рады акулы. Поэтому не стоит погружать в воду конечности с кровоточащими ранами. Лучше держать их на плоту.

14 апреля 1912 года трансатлантический пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Первые суда уже прибыли к месту крушения через 3 часа, но в спасательных шлюпках уже было достаточно мертвецов и сошедших с ума пассажиров. Статистика утверждает, что 90% жертв погибает в первые 3 дня. Многие попавшие в кораблекрушение или затерявшиеся в океане погибают от незнания элементарных правил выживания, а не от объективных причин.

В современное время происходит множество мелких катастроф и потери курса на водной стихии. Люди оказываются за много километров от земли в море, океане или другой водной стихии. Одни погибают почти сразу, а другие выживают дрейфуя достаточно долгое время. Как выжить в море или океане, когда остальные отправятся к своим предкам?

Французский врач и биолог Ален Бомбар поставил рискованный эксперимент по выживанию в океане. Он в одиночку пересек Атлантику на резиновой лодке. Ален Бомбар доказал, что можно выжить в море достаточно долгое время, питаясь только дарами моря. Он потерял 25 килограммов, получил расстройство зрения, утратил ногти на ногах, истощил свой организм, а кожа покрылась сыпью. Но Ален Бомбар доказал, что можно выжить в океане в течение шестидесяти пять дней. Хочешь знать, как выжить в данных экстремальных условиях? Мы прочитали книгу Алена Бомбара «За бортом по своей воле» издательства «Альпина Паблишер» и составили рекомендации, чтобы ты не умер, как остальные.

1. Не паниковать

Когда происходят неприятности на водной стихии, человек падает духом. Он замирает в своем маленьком судне/шлюпке/плоту и угасает за несколько дней. Жертвы легендарных кораблекрушений погибают не от моря, жажды или голода. Они умирают от жалости и страха. Задолго до того, как физические или физиологические условия становятся по-настоящему смертельными.

2. Добывать воду

Самая важная проблема, с которой придется столкнуться человеку в океане - это отсутствие воды. Смерть неизбежна на 10 день существования. Причем даже если начнешь добывать и пить воду на 10 день, будет недостаточно. Организм не сможет восстановить силы. В течение первых трех-четырех дней после происшествия надо пить воду. А где ее взять? Ален Бомбар в течение четырнадцати дней утолял жажду морской водой (не подряд, а в сумме) и в течение сорока трех дней - соком (выжатым из рыбы).

Морская вода. Морская вода очень опасна, в отличии от пресной, в ней много хлористого натрия (поваренная соль). Если ее много пить, то человека ждет смерть от нефрита. Согласно наблюдениям Алена Бомбара соленую воду можно пить от 800 до 900 грамм в день. Но лишь в течение пяти дней. Дальнейшее употребление ее грозит привести к нефриту. От морской воды у человека иногда наступает расстройство желудка и рвота. Можно немного пить морскую воду периодически, когда нет пресной, но очень осторожно.

Дождь. Иногда случаются дожди, а это настоящая пресная вода! Необходимо в этот период набрать максимальное количество воды в имеющиеся емкости.

Конденсат. К утру, в результате конденсации, на дне лодки может образоваться конденсат из пресной воды. Это как роса на крыше хорошо закрытой палатки. Ее можно собирать губкой или куском тряпки в хороших количествах! Ее может быть недостаточно, но она будет служить существенной поддержкой при выживании.

Рыба. Пресную воду можно брать из рыбы. От 50 до 80% веса рыбы приходится на воду. На крупной рыбе можно делать насечки на спине, как при сборе сосновой смолы. Так можно быстро напиться пресной водой. Саму рыбу тоже можно есть. В ней достаточно воды.


3. Добывать еду

Рыба. При выживании в море или океане основной едой и «питьем» будет рыба. Для ловли необходимы некоторые снасти. Хорошо, если есть сетка, удочки, леска, острога, гарпун, шнуры, проволока. Наличие некоторых снастей поможет заняться рыбной ловлей. Но если их нет, то можно изготовить самому. Как сделать импровизированный острог? Ловить рыбу не очень сложно, если привязать к веслу или обломку палки что-нибудь острое. Это может быть гвоздем из корпуса судна, куском железа, ножом или другим острым предметом. Как сделать удочку? К шнуру можно привязать что-нибудь на подобии крючка или блестящее. Некоторые виды рыбы ловятся без всякой наживки. Частенько ночью в лодку сама запрыгивает рыба, спасаясь от своих более хищных собратьев. Чтобы она не выскочила обратно, на дно судна положи сетку или другой материал.

Водоросли. В качестве еды и витаминов можно использовать водоросли.

Планктон. Когда совсем нет еды, придется довольствоваться планктоном. Если еды более-менее хватает, то потреблять немного планктона необходимо из-за наличия в нем нужных для существования человека веществ. В планктоне содержится витамин C и другие полезные вещества. Планктон способствуют предотвращению цинги, страшной болезни моряков. Планктон - это мутная жижица, которую можно насобирать на обшивке судна или в рыболовной сетке. В качестве сетки может выступить кусок редкой ткани, привязанный позади лодки.

4. Уход за судном

Лодка, судно или плот, на котором ты оказался в море, нуждается в уходе. Ежедневно следи за ее состоянием. Осматривай поверхность судна и не позволяй морским жителям ее портить.

5. Общие советы

Голод. В первые дни голод дает о себе знать периодическими болями. На третий день боли исчезают, но появляется сонливость, слабость и усталость. При удачном улове не набрасывайся на еду. Потребляй понемногу, а иначе станет плохо.

Глаза. Следует опасаться воспаления глаз в связи с сильным солнечным отражением от блестящей поверхности моря.

Жажда. Для того чтобы уменьшить жажду, можно иногда закрывать лицо, смоченной в морской воде, тряпкой. Подставляй его солнцу и станет немного легче.

Борьба с крупными морскими жителями. Когда акула подходит к судну и кружит вокруг ее, можно спугнуть ее ударом весла.

Плавучие якоря. Когда дует сильный ветер, привяжи к корме судна плавучий якорь или два. Это позволит встречать волны носом судна, а не боком.

Сон. Во время сна, если необходимо, лучше привязывать себя к мачте или другой части судна. Особенно актуально в плохую погоду.

6. Образ жизни

Делай зарядку даже в таких сложных условиях. Это поможет сохранить более хорошее самочувствие, разум, гибкость движений и силу мышц.

Наблюдай за здоровьем. Количество мочи, стул, общее физическое состояние, ощущения голода и жажды.

Часы в море тянутся бесконечно. В эти сложные времена занимайся умственной работой. Думай об отвлеченных вещах, читай книги (если есть), вспоминай прошлую жизнь. В конце вечера подводи итоги: выпитая вода, пойманная рыба, самочувствие, погода, температура воздуха, увиденные птицы и рыбы.

7. Высадка на берег

Иногда плавучее средство прибивает к берегу. Помни, что 90% несчастных случаев происходит в момент высадки на землю. Обрати внимание на цвет моря: белые барашки и признаки сильного прибоя. Это индикатор, что под водой скрывается смертельный риф. Выбирай песчаный берег для высадки, а не каменистый.

8. Подача сигналов

Если есть фонарик, то зажигай его при появлении судна или самолета. Ночью может быть опасно использовать фонарик. Он может привлечь больших хищников, которые могут навредить тебе или лодке. Используй блестящие поверхности в качестве зеркала и подавай ими сигнал проходящим судам.

Как выжить в море или океане? Согласно мнению Алена Бомбара, в течение 3 недель человек точно сможет выжить. А дальше как повезет. Главное не падать духом и бороться за свою жизнь.