Сценарий мероприятия
"Вспомним всех поименно"

Звучит музыка Песня День Победы

Ведущий1: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

Ведущий2: Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей...

Ведущий1: Тем, кто на века канул в фашистском плену...

Ведущий2 : Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов...

Ведущий1: Всем тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается...

Ведущий 2: 22 июня . Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть другой.
Ведущий1: Сегодня с нами те, кто в грозные годы войны показывал образцы мужества, стойкости, железной дисциплины, умения побеждать.

(Называются Ф. И.О. приглашенных гостей)

Ветеран Великой Отечественной войны -

Ведущий 2:

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа!”.

Ведущий 1:
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”

Первый чтец

Война…От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина - 1600. Итого 2600 километров. Так мало, не правда ли? Поездом - четверо суток, самолетом - четыре часа, а по-пластунски - четыре долгих года.

Видеоролик «Вставай» страна огромная.

Второй чтец

Война…Это - бесстрашие защитников Бреста, это - 900 дней блокадного Ленинграда, это - клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”

Третий чтец

Это - добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это - подвиг героев Курской дуги, это - штурм Берлина, это - тяжелая работа тружеников тыла, мучения узников концлагерей, это - память сердца всего народа.

Четвертый чтец

Нет! Ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя. Забыть прошлое, забыть уроки войны - значит предать тех, кто не щадил жизней ради нашего будущего, оставить новые поколения без опыта, добытого непомерной ценой.

Пятый чтец.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.

Звучит Бухенвальдский Набад (до слов)

Ведущий 2:

Помните!
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Ведущий 1 : Война нарушила мирную жизнь.

Ведущий 2: Нелегка была дорога к победе. Миллионы дочерей и сыновей нашей Родины отдали свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом.

Звучит Бухенвальдский Набат

Выступление учащихся: (задание учащимся дается заранее)

Чтец 1:

Чтец 2:

Ведуший 2:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

Чтец 3

Чтец 4:

Ведущий 1 :

Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех, воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним Вас, отцы и деды,
Россия, Родина Вас чтит!

Ведущий2 .

И мы помним о них. Объявляется минута молчания.
Звучит Метроном.

Чтец 5:

Видиоролик «Сталинградской битвы»

Чтец 6:

Ведущий2:

Ты принёс свободу узникам Освенцима, Дахау, Бухенвальда,.

Ты не вторгался в чужие пределы, ты защищал свою Отчизну, свою семью.

Не награждения ты ждал, высшей наградой для тебя была Победа

Ты шёл дорогами войны до полной Победы.

Чтец 7:

Чтец 8:

Ведущий 1:

В минуты затишья, на привалах, в землянках солдатское сердце согревала хорошая песня. Песня вдохновляла, звала на подвиги во имя Родины.

Звучит песня “ Землянка ”

Ведущий 2:

А так же солдат верил, что его ждут, эта вера вселяла надежду, силы для борьбы с врагом.

Стихотворение К. Симонова “Жди меня”(читает студент)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,
Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать
Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 1:

Идут годы, сменяются десятелетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории.

Ведущий 2:

Спасибо, Вам, за то,
Что вновь приходит день.
Что зреет хлеб, и что взрослеют дети
Спасибо, Вам,
За всех родных людей,
Живущих на таком огромном свете!
За то, что жизнь река без берегов,
За каждую весну её и зиму,
За всех друзей и даже - за врагов,
Спасибо Вам, за это всё - спасибо!

Ведущий1: Мы многим обязаны нашим ветеранам . И сегодня у нас в гостях:

Ведущий 2:

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.

Ведущий 1:

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной

Ведущий 2:

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

Ведущий 1:

И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем…

Ведущий 2:

Наша Победа не померкнет никогда. Ребята, давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник - День Победы.

Ведущий 2:

Дорогие ветераны!
Желаем Вам здоровья, счастья!
Пусть сбудутся Ваши мечты
И с искренней нашей любовью
Примите живые цветы.

Студенты вручают ветеранам и труженикам тыла гвоздики.

Ведущий 1:
Мы поздравляем вам с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!
Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Все поют песню «День победы»

Ведущий 2 :

Поклонимся великим

тем годам,

Тем славным

командирам и бойцам,

И маршалам страны,

и рядовым,

Поклонимся

и мертвым, и живым.

Всем тем, которых

забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья!

Звучит музыка «Последний бой»

Волковец Елена
Конспект мероприятия к 9 мая «Им не объявляют минуту молчания» в ГПД 2 классов

Цель: показать особую значимость отношений животных и человека в военное время

Задачи:

1. Рассказать учащимся о роли животных на войне;

2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.

3. Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

4. Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Слайд заставка урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину будет отмечать вся наша страна в этом году в начале мая?

Учитель: Да, в этом году мы будем отмечать 71-ю годовщину победы в Великой отечественной войне!

Учитель: Идут годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов. Сегодняшнее занятие тесно перекликается с этой темой, а о чём именно мы будем сегодня говорить, мы узнаем после расшифровок писем с фронта.

Перед началом прослушайте сообщение подсказку.

Ребёнок: В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали многие. Но были и те кому не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили – и гибли, как и все. Но, погибая, они спасали тысячи жизней.

(дети работают в группах, в итоге делается обобщение: животные и птицы)

Слайд 2: животные и птицы.

Учитель: Ребята, а каких животных помощников войны вы знаете?

Учитель: Молодцы! Правильно назвали. Самыми активными воинами во время ВОВ были собаки.

Ребёнок: У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки бросались во время атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Учитель: Ребята так кем же служили собаки на фронте?

Слайд 3

Собаки были:

1. Разведчики

2. Санитары

3. Сапёры и минёры

4. Диверсионные

5. Ездовые

6. Связисты

Как это было мы узнаем из маленького фильма.

Учитель: Ещё хорошими помощниками стали в годы войны Лошади. Слайд 5.

Ученик. …И стучат по планете копыта

Там где войн полыхает гроза.

Сколько бедных их было убито,

Человечьи их плачут глаза…

Лошади старались, как умели.

Вынесли героев из атак –

Чтоб герои в песнях прогремели,

Только не споют о лошадях….

Учитель: Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными, в нескольких метрах от фашистов. Во время войны для перевозки раненных и убитых использовали лошадей, лошади были незаменимы.

Когда не хватало верных помощников лошадей на выручку приходили и другие животные:

Слайд 6.

1. Верблюды: выносливое животное могло перевозить грузы и людей в жаркое время в тёплых регионах страны. Тем самым заменяя лошадь.

2. Олени: олени помогали людям северного края выполнять работу лошади в сильнейшие морозы благодаря своей выносливости.

3. Лоси: Перемещаясь в лесу, отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу. Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.

4. Ослики: Как другие служили средством перевозки.

Слайд 7.

Участниками войны были и коты. Самыми известными были: Кот Саймон (храбро и стойко служил на корабле и укреплял дух моряков несмотря ни на какие трудности) и кот Максим (всю войну прокармливал целую семью: больная мать и 4 маленьких детей, принося не мышей в зубах, а мясо и хлеб, Коша Фэйт (укрылась с младенцем в подвале обрушившегося от бомб доме и подавала зов о помощи 3 дня пока их не нашли) и др.

Учитель: Беспокойство, вздыбленная шерсть, испуганные крики котов или как их ещё называли пушистых «сэнсеров» – помогали людям определять приближающуюся опасность бомбёжки.

Во время войны кошки спасли от набегов голодных грызунов осаждённый город Ленинград. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали питерцы этих кошек, спас и без того скудные запасы еды от крыс.

Сообразительность и отвага кошек поражала людей.

Так в годы Великой Отечественной войны я советский летчик-истребитель был сбит в воздушном бою врагами. Самолет загорелся, я был ранен, но мне удалось выброситься на парашюте. Однако приземлился я на территории, захваченной фашистами. Кое-как, из последних сил добрался до старой ветряной мельницы, по ветхим ступеням забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зеленые передвигающиеся точки. Сперва подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки. Двое суток провел я на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако, когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот выступил на лбу. Затаившись, сквозь щель между досками я наблюдал за немцами. Бравый фельдфебель ступил на скрипучие ступеньки, кулаком ударил по двери. И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив фашиста попятится. Но это было еще не все! Вожак кошек – черный кот в одного мгновенье прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо. Немцы ушли. А на следующий день пришли советские партизаны, сделали носилки, уложили на них меня. А когда собрались уходить, по моей просьбе, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасателями.

Отдельное место в войне занимают птицы. Слайд 8.

Голуби: голубиная почта оказалась эффективной там, где зачастую отказывала техника, проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

Домашняя птица: давала пищу людям и подавала сигналы при приближении опасности.

Но не только голуби спасали людей на войне. В годы войны кайры спасли раненых и голодных жителей Мурманска.

Солдат (переодетый старшеклассник или взрослый): Я помню, когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона.

В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их-то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

Были во время войны и необычные солдаты-животные. Например: Слайд 9

Дельфины: Дельфины, обладая прекрасным ультразвуковым слухом, помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов.

Слайд 10: Тюлени: пожертвовав собой эти звери поделились с умирающими людьми своим мясом и жиром тем самым спасли целые города: Архангельск и Ленинград.

Слайд11: об ещё одном необычном воине войны рекомендую посмотреть видео «Войтек»

Учитель: ребята поистине много подвигов совершили животные на войне и они навсегда останутся в памяти людей. Память и них увековечена.

Слайд 12: памятник собаке

Слайд 13: Памятник котам

Слайд 14: Памятник верблюдам и голубям

Слайд 15: Памятник оленям и тюленям

Слайд 16: памятники в других странах мира

Слайд 17: Спасибо

Учитель: Вот прошёл уже 71 год с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир!

Ученик 1. Мир это лучшее слово на свете,

Взрослые к миру стремятся и дети,

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир – это главное слово на свете.

Ученик 2:

Сколько сказано слов,

Может чья-нибудь муза устала

Говорить о войне

И тревожить солдатские сны.

Только кажется мне,

До обиды написано мало

О собаках - бойцах,

Защищавших нас в годы войны!

Ученик 3:

Стерлись в памяти клички,

И не вспомнить теперь и мордашку,

Мы, пришедшие позже,

Не знаем совсем ничего.

Ученик 4:

Лишь седой ветеран

Еще помнит собачью упряжку,

В медсанбат дотащившую

С поля боя когда-то его!

Связки мин и гранат

Относили собаки под танки.

Защищая страну

И солдат от нависший беды.

После боя бойцы

Хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь

Ни холма, ни креста, ни звезды!

И когда в майский день

На могилы приходим святые,

И святое храня,

Мы минуту молчанья стоим,

То пускай эта дань

И огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой

Будут скромной наградой и им!

Ребята помните всё это и никогда не обижайте братьев наших меньших!

Подготовили учитель истории Мымрикова Е.В.

и учитель литературы Чос Л.Н.

ФГБУ «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот». Г.Евпатория.

Цели классного часа: Пробуждать интерес учащихся к истории своей страны, воспитывать чувство патриотизма. Формировать активную гражданскую позицию. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.

Оборудование: выставка книг на военную тематику, презентация «Минута молчания», аудиозапись песен: «За себя и за того парня», В.Высоцкого « На братских могилах не ставят крестов».

План классного часа.

1.Вхождение в тему. Актуализация знаний о Великой Отечественной войне.

2.Информационный блок «Минута молчания».

3..Страницы истории.

4. Страницы Памяти.

Минута молчания.. Ты так коротка,
но часто, вмещая года и века,
набатом стучишься ты в наши сердца,
чтобы помнили всех, кто стоял до конца..

. Минута молчанья - и слов не найти... Минута молчанья - из самой груди, Из самого сердца сорвётся - не крик, Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг…

А память, прорвавшись сквозь стены камней, Опять унесётся в один из тех дней, Когда на осколки рвалась тишина, Когда громыхала по миру война.

Давила, стреляла, взрывала и жгла, Беду в треугольничках белых несла. Кто без вести канул, а кто-то убит… И в братской могиле теперь он лежит.

Серые камни - словно скала. Молитвы печальные слышу слова - О том, что теперь ждет их вечный покой, И буквы стальные я глажу рукой.

И камень холодный, бездушный, немой - Он вдруг оживает незримой волной, Биения сотен и сотен сердец… Он был чей-то сын… или чей-то отец…

Закружатся листья средь алых знамен, Закружатся буквы в кружении имен… А в небе бездонном кружат журавли, И клин их растает, курлыча, вдали…

Минута молчанья - ведь слов не найти. Минута молчанья - как выбор пути… Тяжелые камни - на них имена. Пока о них помним - жива ты страна…

Учитель истории:

Минута молчания - символический ритуал в память о каком-либо трагическом событии и погибших в нем людях. Люди, участвующие в ритуале, встают и в полном молчании чтят память,не произнося речей и не разговаривая друг с другом.

Первым почтить таким образом память
погибших во время Первой мировой войны в мае 1919 года
предложил австралийский журналист Эдвард Джордж Хани.
Он написал письмо в газету «The Times» с идеей организации в День Перемирия пятиминутного поминального молчания в память жертв войны.
Однако 5 минут сочли слишком долгим периодом,
в то время как одна минута показалась слишком короткой.
Поэтому были приняты две минуты молчания.

Примечания«Минута молчания» («Светлой Памяти павших в борьбе против фашизма. Минута молчания») - ежегодная традиционная теле- и радиопередача на советском (впоследствии российском) телевидении и радио, один из торжественно-траурных ритуалов Дня Победы. Выходит 9 мая в 18:55 (до 2002 года - в 18:50). Впервые вышла в эфир в 1965 году.

«Минута молчания» - дань памяти погибшим в годы войны. В передаче звучат слова любви и поклонения советским воинам-победителям, партизанам, подпольщикам, труженикам тыла, воздаётся должное солдатам стран антигитлеровской коалиции, героям Сопротивления, антифашистам Европы.[источник не указан 650 дней]

На экране - могила Неизвестного Солдата у Кремлёвской стены, горящий Вечный огонь. В передаче звучит музыка Роберта Шумана («Грёзы» в переложении для хора) и Александра Скрябина. В течение ряда лет в конце передачи звучали начальные аккорды Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова.

Авторы текста - журналисты Е. Л. Синицын, А. Г. Ревенко, Г. М. Шергова. В 1965-1983 годах текст читали актриса Вера Енютина и диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан. В 1984-1985 годах - диктор Всесоюзного радио Алексей Задачин, в 1986-1989 годах - диктор Всесоюзного радио Ольга Высоцкая, в 1990-2011 годах - Игорь Кириллов, в 2012-2013 годах Евгений Хорошевцев.

В 2003 году передача была сокращена с 16-17 до 7 минут, что сделало её более удобной для вещателей и организаторов массовых мероприятий.

7 ноября 1987 года, в день 70-летия Октябрьской революции, в 13:50 в эфир общесоюзных программ телевидения и радио СССР вышла аналогичная программа «Памяти павших борцов за Советскую власть. Минута молчания», не ставшая впоследствии традиционной.

9 мая 2005 года (в связи с приездом в Москву на празднование 60-летия Победы большого числа руководителей иностранных государств) общенациональная Минута молчания была включена в официальный протокол мероприятий и непосредственно предшествовала праздничному концерту на Красной площади, в связи с чем эфир был перенесён с 18:55 на 19:55. Во время Минуты молчания традиционный видеоряд горящего Вечного огня на несколько секунд сменился прямым включением с Красной площади: главы иностранных делегаций вместе с руководством России отдавали дань погибшим.

С 1988 по 1991 год на втором канале Центрального телевидения Гостелерадио СССР транслировалась с сурдопереводом.

9 мая 2014 года программа «Светлой Памяти павших в борьбе против фашизма. Минута молчания» впервые за длительное время подверглась значительным изменениям. В ней были использованы стихи («Реквием» Роберта Рождественского) и фотографии погибших в Великой Отечественной войне, которые затем сменились видеорядом с демонстрацией Вечного огня. Также был использован новый текст, который озвучили новые голоса - Борис Миронов и Любовь Германова. оворит и показывает Москва. Работают все центральные каналы телевидения, крупнейшие радиостанции России.

Внимание! Внимание!

Смотрите и слушайте Москву.

[звук метронома]

Светом благодарной памяти, Светом любви нашей, Светом скорби нашей пусть озарятся имена павших…

Вспомним.

…26 миллионов 452 тысячи жизней унесла Великая Отечественная война.

Вспомним…

Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу. Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица Земли. Вспомним о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных! Каждую улицу вспомним, каждый дом. Вспомним о подвиге защитников Городов-героев: Смоленска, Киева, Волгограда, Минска, Ленинграда, Керчи, Севастополя, Тулы, Мурманска, Одессы, Москвы, Новороссийска, Бреста…

Вспомним о године тяжких испытаний… Об искалеченных судьбах, о разбитых мечтах, о несбывшихся надеждах…

Солдат Великой Отечественной. Ты насмерть стоял под Москвой и Сталинградом, вез хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой. Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты, потерявший родных и близких в сталинских лагерях, принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау… Ты не вторгался в чужие пределы, не искал славы.

Ты защищал Отчизну! Защищал свою семью. Не награды нужны были тебе. Высшей наградой ты считал Победу…

Сквозь дожди и снега, сквозь бури лихолетья, сквозь Время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется с поля брани, кто уже никогда не обнимет детей и родных, кому не суждено увидеть эту весну…

Вспомним всех, кто положил свою жизнь на алтарь Победы. Поклонимся им низко. Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.

Неизвестный солдат. О чем думал ты в минуты затишья, перед своим последним боем?.. О мирной жизни, простом человеческом счастье для своих детей и внуков. Для нас с Вами.

Проходят годы, десятилетия. Сменяются поколения. Но разве можно предать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание Человека, который хотел растоптать фашизм…

Вечный огонь. Его не задуют ветры, не зальют дожди, его не погасит Время. Вечный огонь… В живом трепете его пламени – вечная память, вечный долг и признательность живых мертвым.

Война и смерть. Перед ними равны все: старик и ребенок, мужчина и женщина, генерал и солдат, люди любой веры, любой национальности.

В церквах и мечетях, костелах и синагогах на всех языках звучат сегодня слова благодарения и памяти. В них – боль невосполнимых утрат и горечь слез. В них – вечная скорбь и печаль.

Стихотворение "Минута молчания".

Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте ж встанем на мгновенье,
И в скорби постоим, и помолчим.
Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.


МОУ «СОШ №1» г. Изобильного

Сценарий торжественной линейки «Минута молчания»

Звучат песни военных лет.

Ведущий 1: Много лет прошло с той победной поры, с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 мая – праздник торжественный. В этот день радость переплетается с горем, смех со слезами.

Ведущий 2: 9 мая – День Победы, но в этот день мы вспоминаем о страшной цене, заплаченной за нее, о миллионах человеческих жизней, а ценнее жизни человека нет ничего в мире. Будем же помнить о великом прошлом нашей страны!

Ведущий 1: Внимание! Торжественная линейка, посвященная памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужасы войны, объявляется открытой!

^ Звучит гимн.

Ведущий 2: 22 июня и 9 мая – две цифры, две страницы календаря, два дня жизни нашей Родины. Они отмечены в календаре разными цветами. Один черный, ощетинившийся штыками и падающими бомбами, другой – красный с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы! Они так и называются: День Памяти и Скорби, начало войны, и День 9 Мая, праздник Победы.

Ведущий 1 : Победа!

Славный сорок пятый!

Друзья, оглянемся назад!

Из сорок первого ребята

Сегодня с нами говорят.

Ведущий 2: Мы слышим их.

Они нам близки

Своим наследием прямым.

Они для нас - не обелиски,

Они - сегодняшние мы.

Ведущий 1: Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодежь оружие взяла.

^ Звучат взрывы, выстрелы, гул самолетов.

Под фонограмму песни «Священная война» на сцену выходят юноши в солдатской форме.

Ведущий 2: Ушли на фронт и 40 выпускников и учителей нашей школы во главе с директором Клинниковым Сергеем Васильевичем.

Солдат 1.

В сорок первом, в сорок памятном году

Из гнезда фашистского - Берлина -

Всей Земле, всем людям на беду

Хлынула железная лавина.

Солдат 2.

Распорола небосвод ракета.

Над водой качнулся сноп огня.

Первый залп войны! И рикошетом

Сто осколков брызнули в меня.

^ Звучит фонограмма взрыва.

Солдат 3.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

Любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Солдат 4 .

Пламя ударило в небо -

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь» - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Солдат 5.

Самое лучшее и дорогое - Родина!

Горе твое - это горе и наше, Родина!

Правда твоя - это правда и наша, Родина!

Слава твоя - это слава и наша, Родина!

Я познакомился с тобой, война. У меня на ладо­нях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хо­чется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно, война?

Солдат 4. Крик командира - беги, исполняй, оглу­шительно рявкай: «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь. Гибнут друзья - рой могилу, сыпь зем­лю, стреляй в небо три раза.

Солдат 3. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся, дома.

Солдат 2. А теперь я все уже узнал, все попро­бовал. Я ведь еще пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил.

Солдат 1. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду бороться с танками, не спать, мучиться.

^ Под фонограмму песни «Журавли» на сцену вы­ходят девочки, одетые в форму медицинских сестер военного времени.

Медсестра 1.

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идет в шинели молодость моя.

Медсестра 2.

В моих глазах обугленные трубы.

Пожары полыхают на Руси.

И снова нецелованные губы

Израненный парнишка закусил.

Медсестра 3.

Нет! Мы с тобой узнали не из сводки

Большого отступления страду.

Опять в огонь рванулись самоходки,

Я на броню вскочила на ходу.

Медсестра 4.

А вечером над братскою могилой

С опущенной стояла головой...

Не знаю, где я нежности училась, -

Быть может, на дороге фронтовой.

^ На сцену выходит школьный ансамбль (начальные классы).

Ведущий 1. Воевали не только взрослые, но и дети. Они встретили войну в разном возрас­те: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере. И погибали они на переднем крае, участвуя в партизанских войнах, в концлагерях.

Ученик 1.

Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны.

Ни огонька в окошках нет -

Они затемнены.

Ученик 2.

Кто прожил только десять лет,

Запомнит навсегда,

Как, потушив дрожащий свет,

Ходили поезда.

Ученик 3.

Во тьме на фронт везли войска,

Детей - в далекий тыл,

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

Ученик 4.

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

^ Ансамбль исполняет песню «Виновата война»

После исполнения ансамбль уходит, остаются 2 ученика. На сцену (под фонограмму записи голоса Левитана?) выходит девушка в белом (красном?) одеянии – это Победа.

^ Под фонограмму песни «День Победы» проходит диалог:

Мальчик: Посмотри, кто это?

Девочка: Как, ты еще не догадался? Это Победа наших прадедов.

Мальчик:

Как же ты не умерла от пули?

Как тебя удар не подкосил?

Победа:

Я осталась жить, не потому ли,

Что когда совсем не стало сил,

Увидала с дальних полустанков,

Из забитых снегом тупиков,

За горами движущихся танков,

За лесами вскинутых штыков

Занялся, забрезжил День Победы,

Землю осенив своим крылом.

Сквозь свои и сквозь чужие беды

В этот день пошла я напролом!

Ведущий 1:

Так вот он – Победы торжественный час,

Конец положивший огненным бурям,

Ради которого каждый из вас,

Грудь открывал осколкам и пулям.

Ведущий 2:

Каждый сегодня, как с братом брат,

Светлей и сердечнее час тот от часа.

И плачет от счастья старый солдат,

Который в жизни не плакал ни разу.

Победа:

Такого еще не бывало и встарь –

Пусть радость во всю гремит, не смолкая:

Праздник мира вошел в календарь

Праздник Победы – Девятое мая!

^ Песня звучит громче. Проходит смена караула. «День Победы» сменяется грустной мелодией. К памятнику подходит девушка в черных одеждах.

Ведущий 1: Не всем довелось испытать счастье Победы.

Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя все нету.

Слетела давно вся пыль с черемух.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Сын.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после конца войны,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мама, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Мать.

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой умрет в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой - ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

Ведущий 2.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей!

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей!

Ведущий 1: Экзамен на верность

Любимой Отчизне,

С честью выдержал

Каждый из наших ребят.

Имена их отныне

Бессмертно и гордо,

Как в шеренге бойцов,

В школьном списке стоят.

Ведущий 2: Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Ведущий 1: Право провести героическую поверку предоставляется ___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий 2: Неугасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Ведущий 1: Школа, внимание! Памяти подвига павших объявляется минута молчания.

^ Зажигается импровизированный вечный огонь. Раздается звуки метронома и колоколов.

Ведущий 2.

Ложатся цветы на могильные плиты.

Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!

Ведущий 1: Внимание! Делегациям от классов возложить цветы к обелиску.

^ Возложение цветов под фонограмму.

Ведущий 2: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемые долгие четыре года наша многострадальная земля. Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно.

Ведущий 1: Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

Ведущий 2: Все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину. Тем дороже для нас присутствие на праздниках почетных гостей – ветеранов Великой Отечественной войны.

Ведущий 1: За мирный рассвет, над планетой встающий,

За веру в сегодняшний день!

За счастье, за детство без слез и тревоги.

За то, что для нас все открыты дороги

Спасибо вам, милые,

Низкий поклон.

Ведущий 2: Мы многим обязаны нашим ветеранам. И сегодня у нас в гостях ветеран Великой Отечественной войны __________________________________________________. Уважаемый(ая) _____________________________________________________, с глубоким уважением мы передаем Вам слово.

Ведущий 1: Слово для приветствия предоставляется директору школы Кузьменко Сергею Григорьевичу.

^ Выступление гостей.

На сцену выходят первоклассники.

Ученик 1:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Ученик 2:

Пусть память вечную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ученик 3.

Пограничник на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ.

Ученик 4.

Охраняет наше море

Славный доблестный моряк,

Гордо реет на линкоре

Наш родной российский флаг.

Ученик 5.

Наши летчики-герои

Небо зорко стерегут,

Наши летчики-герои

Охраняют мирный труд.

Ученик 6.

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли мы, бед не зная,

Чтобы не было войны.

Ученик 7.

Слава вам, храбрые!

Слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Смерть сокрушившие,

Доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 1: Пусть солнце утопит всю землю в лучах!

Первоклассники: Пусть!

Ведущий 1: Пусть мирные звезды сияют над ней!

Первоклассники: Пусть!

Ведущий 1: Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!

Первоклассники: Пусть! Пусть! Пусть!

Звучит фонограмма песни «Должны смеяться дети»

Ведущий 2: На этом наша торжественная линейка окончена. Мы приглашаем уважаемых гостей пройти в актовый зал школы на праздничный концерт.