/ «Тарас Бульба»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является выдающимся литературным произведением. Она входит в цикл «Миргород» и описывает жизнь украинского казачества в первой половине 17 столетия.

Действие произведения начинается с приезда Остапа и Андрия – сыновей Тараса Бульбы – после обучения в Киевской семинарии в родительский дом. Старый полковник встречает вчерашних семинаристов у порога дома. Он не приветствует их, а начинает подшучивать над их нарядами. Это не нравится старшему сыну Остапу, и он грозит отцу кулаком. Между отцом и сыном завязывается кулачный бой. Тарас Бульба прекращает махать кулаками только тогда, когда понимает, что Остап достаточно силен. Это была своего рода проверка. Таким же образом Бульба хотел проверить и Андрия, но последнего закрыла своим телом мать.

Недолго думая, Тарас Бульба решает отправить Остапа и Андрия на Запорожскую Сечь, ведь там было идеальное место для молодого казака. Свое решение старый полковник сообщает казацким сотникам и прочим командирам. Тарас также решает отправиться с сыновьями.

Скорый отъезд сыновей опечалил их мать. Всю ночь перед отъездом она провела и кроватей Остапа и Андрия. Она чувствовала, что больше ни когда не увидит своих сыновей. Утром она благословила их и надела каждому на шею маленькую иконку. Ее в слезах ели оттащили от сыновей.

В дороге казаки ехали молча, каждый думал о своем. Тарас Бульба вспоминал свою удалую разгульную жизнь, братьев-казаков их подвиги и походы. И хотя он был закаленным жизнью человеком, Тарас был тронут слезами своей супруге. В его глазах также застыли слезы, и он ехал, опустив седую голову.

Остап также был под впечатлением от слез матери. Он просто ехал, потупив голову.

Мысли младшего сына Андрия были заняты молодой полячкой. Он повстречал ее в Киеве перед приездом в родительский дом. Между молодыми людьми завязались отношения. Андрий даже однажды пробрался в спальню полячки через дымовую трубу. Позже он видел молодую красавицу в костеле, после чего она уехала.

Запорожская Сечь встретила Тараса и его сыновей разгульной жизнью. В то время пиршества и пьянство считалось признаками свободы. Казаки проводили большую часть своего времени за чаркой. Остап и Андрий с головой погрузились в жизнь Сечи. Такое положение вещей не нравилось Тарасу Бульбе. Он считал, что сыновьям не стоит тратить свою удаль на пьянки и драки. Старый полковник начинает задумывать поход на врагов Запорожской Сечи. Ему удается переизбрать миролюбивого кошевого и подстрекнуть казаков отправиться в поход на турков. Но так случилось, что до казаков дошли вести о притеснении украинского народа польскими панами. Не долго думая, казаки решают отправиться в поход на Польшу.

Поход казаков складывается довольно успешно. Практически за месяц Остап и Андрий стали настоящими воинами. Тарас Бульба не может не нарадоваться своими сыновьями. В скором времени казацкое войско пытается взять город Дубно. Молниеносного захвата не получается, казаки встретили отчаянное сопротивление. Тогда казацкая старшина решает осадить город. От безделья казаки грабят соседние села. Такое положение вещей не нравится Остапу и Андрию. Бульба ели успокаивает сыновей, обещая им скорые битвы.

В одну из ночей Андрия разбудила какая-то женщина. Он сразу узнал в ней служанку своей возлюбленной полячки. Она сообщила Андрию, что его любимая находится за стенами города и просит помощи. Молодой казак, недолго думая, нагружает мешки хлебом и через подземный ход попадает в осажденный город. Попав в объятия своей возлюбленной, Андрий решает остаться в городе и защищать ее. Тем самым он предал родину, своего отца и брата, своих товарищей.

Польское войско, дождавшись подкрепления и воспользовавшись пьянством казаков, перебивает их большую часть. Это событие ожесточает казаков, и они решают держать осаду до победного конца. Тогда же Тарас узнает о предательстве своего младшего сына.

Позже казакам приходит весть о том, что татары напали на Запорожскую Сечь и разграбили казацкую казну. Казацкое войско решает разделиться на половину и отправиться для защиты Сечи. Тарас Бульба возглавляет осадное войско.

Узнав про ослабление казацкого войска, поляки решают идти в наступление. С ними выступает и Андрий. Бульба приказывает казакам заманить его младшего сына к лесу и там убивает его. В той битве казаки терпят поражение. Остап попадает в плен, а раненого Тараса перевозят в Запорожскую Сечь.

Позже, залечив раны, Тарас отправляется в Варшаву на поиски Остапа. Он находит его городской площади во время пыток. Перед смертью Остап кричит: «Батько! где ты! Слышишь ли ты?». Бульба отвечает в ответ: «Слышу!». Толпа пытается поймать старого казака, но им это не удается.

Бульба не может смириться со смертью сына. Он снова поднимает войско и идет войной на Польщу. Казакам удается разгромить войско гетмана Потоцкого. Тот присягает на верность казакам, но Бульба не верит в этот союз. После этого часть казацкого войска отступает, а поляки, воспользовавшись ситуацией, снова нападают. Только полку Тараса Бульбы удается уйти от поляков. Они продолжают «гулять» по Польше, мстя за смерть Остапа.

Остановившись в старой крепости на берегу Днестра, казаки попадают в засаду. Около четырех дней длилось сражение. Не многие казаки остались в живых, а тем, кто остался, удалось вырваться из окружения. Среди них был и Тарас Бульба. Маленькая заминка старого полковника (обронил люльку в траву) стала роковой для него. Поляки схватили Бульбу и привязали к огромному дубу. Перед смертью старый казак приказывает своим товарищам уходить от преследования на лодках. Он предрекает скорое объединение русских земель и жестокую расправу над поляками.

Выжившие казаки уходят от погони на лодках. В пути они вспоминают Тараса Бульбу.

Тарас Бульба – старый казацкий полковник. К нему приезжают два его сына, Остап и Андрий, после выпуска из Киевской академии. Они молодые, здоровые и крепкие парни, лиц которых еще даже не касалась бритва. Отец подшучивает над их одеждой и внешним видом недавних семинаристов. Старшего Остапа зацепили шуточки отца, и вместо приветствия они всерьез надавали друг другу тумаков.

Их мать, бледная и худощавая женщина, пытается образумить мужа с его буйным нравом. Бульба остался доволен тем, что испытал Остапа. Он хотел бы так же «поприветствовать» младшего сына, но его уже приняла в свои объятия мать.

В честь приезда своих сыновей Тарас Бульба собирает всех сотников, а также весь чин полковой и оглашает свое решение отправить Остапа и Андрия на Запорожскую Сечь, потому что считает ее лучшей школой для молодого казака. Тарас видит силу и молодость своих сыновей, и от этого в нем самом пробуждается воинский дух. Тарас решает ехать вместе с сыновьями, чтобы лично представить их своим старым товарищам. Только бедная мать совсем не радуется этому решению. Она всю ночь провела в слезах над спящими сыновьями, боясь, что больше их никогда не увидит. Утром, благословив детей, она не в силах их отпустить, и ее уносят в хату.

Едут три всадника молча, и каждый занят своими мыслями. Тарас вспоминает буйную свою молодость, слеза застыла на его глазах, а седая голова понурилась. Остап, не смотря на свой твердый характер, тронут слезами матери, сыну жаль ее, и его голова тоже опущена вниз. Андрию также жаль расставаться с родным домом и с матерью, но думает он совсем о другом. Андрий вспоминает молодую полячку, которую встретил перед отъездом из Киева. Он даже смог пробраться через трубу камина в спальню к красавице. Внезапный стук в дверь вынудил ее спрятать казака под кроватью. А затем, служанка полячки помогла ему пройти в сад, где он смог спастись от проснувшейся дворни. После этого случая, Андрий видел девушку один раз в костеле, а потом она уехала, но мысли о ней не дают покоя казаку и, опустив голову, он думает всю дорогу о красавице.

Наконец, Тарас с сыновьями прибыл на Запорожскую Сечь, которая встретила их свободной и разгульной жизнью. Казаки набираются боевого опыта лишь в сражениях, они не тратят время на разные военные упражнения и предпочитают вести праздный образ жизни в свободное от боев время. Тарасу не нравится такое положение вещей, не к пьянству и бесконечному веселью он стремится приучить своих сыновей. Тарас подговаривает казаков переизбрать кошевого, который зачем-то поддерживает мир с врагами казачества. Когда кошевой был переизбран, Тарас, с такими же, как он, воинственно настроенными казаками, подстрекает его идти на Польшу, чтобы отомстить за все зло и посрамление казацкой славы.

Очень скоро весь юго-запад Польши охвачен страхом: «Запорожцы! Показались запорожцы!» Молодые казаки возмужали в битвах, Тарас любуется на своих сыновей, которые сражаются в числе первых. При попытке взять богатый город Дубна, казацкое войско встретило отчаянное сопротивление жителей и гарнизона. Началась осада города. Казаки ждут, когда в нем начнется голод, а тем временем, ради развлечения, выжигают беззащитные окрестные деревни. Молодым казакам (сыновьям Тараса в том числе) не нравится такая жизнь, но Бульба успокаивает их, обещая скорое начало боев. Однажды ночью Андрия разбудило странное существо, в котором он узнал служанку той самой полячки. Она рассказала, что ее хозяйка в городе и видела Андрия с городского вала. Панночка просит его, хотя бы передать кусок хлеба для ее больной матери. Андрий собирает хлеба, сколько может унести и под покровом ночи пробирается в город по подземному ходу. Встретившись с любимой, он понимает, что не сможет вернуться обратно и бросить ее одну. Андрий отрекается от брата, отца, боевых товарищей и своей отчизны ради возлюбленной и готов защищать ее от них до последнего вздоха.

В подкрепление осажденным горожанам присланы польские войска, которые ночью легко проходят в город, мимо утративших бдительность пьяных казаков. Многих из них поляки перебили спящими, а некоторых взяли в плен. Казаки еще больше ожесточились и решили продолжать осаду. Тарас разыскивает младшего сына и получает подтверждение его предательства.

Из Сечи приходит страшная весть о том, что на оставшихся казаков напали татары и захватили казну. Казацкое войско делится напополам, одна часть уходит на выручку товарищей и казны, а другая продолжает осаду. Тарас возглавляет осадное войско и обращается к казакам с речью, в которой подбадривает их и призывает мужественно сражаться во славу казачества.

Узнав об ослаблении неприятеля, поляки выступают из города для решающей схватки. Увидев среди них Андрия, Тарас просит казаков заманить его в сторону, к лесу. Там, встретившись с сыном лицом к лицу, Тарас Бульба убивает его, но Андрий и перед смертью не раскаивается, а произносит имя любимой. Поляки разбивают запорожцев, Остап попал в плен, а раненого Тараса спасли от погони и привезли в Сечь.

Поправившись, Тарас тайком отправляется в Варшаву, чтобы выкупить сына, но у него это не получается. Он присутствует на страшной казни Остапа, на городской площади. Сын мужественно терпит все пытки и лишь перед смертью зовет своего отца. Тарас не может не откликнуться, и толпа бросается ловить его, но он уходит от погони.

Огромное войско в сто двадцать тысяч казаков поднимается в поход против поляков, Тарас Бульба со своим полком среди них. Польский гетман Николай Потоцкий разгромлен и клянется не наносить больше вреда казацкому воинству. Один только Тарас Бульба не верит его клятвам и уводит свой полк. Полковник Бульба оказался прав: поляки, собравшись с силами, вероломно напали и разбили казаков.

А Тарас со своим полком продолжает мстить за товарищей и за сыновей своих, гуляя по Польше и уничтожая на своем пути все живое.

В конце концов, настигает казаков войско Потоцкого. Четыре дня продолжается жестокий бой. Тарас попадает в руки противника и терпит ужасные пытки. Но даже перед смертью он думает о своих товарищах и помогает им спастись.

Выжившие казаки уходят от погони по реке и говорят об атамане.

Пересказ для Вас подготовила nadezhda84

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-03-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

О том, как жили предыдущие поколения, можно узнать не только из учебника по истории, но и из произведений классической литературы. Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» поможет узнать, какие события из жизни запорожцев отражены в этом небольшом, но очень важном произведении.

Повесть «Тарас Бульба» впервые была напечатана в 1835 году в литературном сборнике «Миргород».

Следующие семь лет Гоголь продолжал работать над произведением о запорожском казаке Тарасе Бульбе и его сыновьях. Переработанный вариант книги появляется в собрании сочинений писателя.

Важно! Чтобы понять нравы и обычаи казаков, царившие на Украине в XVII веке, полезно изучить историю Запорожской Сечи.

В кратком изложении повести Гоголя рассказано о содержании произведения. Название глав автором представлено лаконично, римскими цифрами. Главные герои:

  • запорожский казак Тарас Бульба,
  • его сыновья Остап и Андрий,
  • Польская красавица.

I

Тарас Бульба, уважаемый запорожский казак, встречает сыновей, вернувшихся домой после окончания киевской духовной академии. Насмехаясь над поповской одеждой, отец устраивает потешную потасовку со старшим сыном. Старый воин Бульба решает отправить Остапа и Андрия в Запорожскую Сечь совершать ратные подвиги.

Вечером в доме Тараса Бульбы собираются гости – простые казаки, полковые сотники. В хмельном угаре хозяин объявляет, что он поедет вместе с сыновьями. Мать, не сомкнувшая глаз всю ночь, оплакивает судьбу взрослых детей. Она не надеется больше их увидеть.

II

На рассвете Тарас Бульба с сыновьями отправляются в путь. Их сопровождает десяток казаков. Бескрайняя запорожская степь живет своей жизнью. Путники останавливаются только на ночлег и короткие обеды. Сыновья Бульбы вспоминают время обучения в бурсе.

Через три дня отряд приезжает на остров Хортица, главную базу запорожцев. Жизнь поселения проходит своим чередом – ремесленники занимаются обыденным трудом, казаки пьют горилку, веселятся.

Тарас Бульба встречает старых друзей, казаков, с которыми совершал боевые походы. Бывалые запорожцы дают краткий пересказ подвигов погибших и казненных приятелей.

III

Жители Запорожской Сечи не утруждали себя изучением воинских дисциплин. Боевой опыт приобретался казаками во время беспрерывных стычек с противником. Запорожцы с утра и до ночи пиршествовали, если не воевали. Это было не банальное пьянство казаков, а разгул бешеной веселости братьев по оружию, переживших жестокие сражения.

С первых дней пребывания в Запорожской Сечи Остап и Андрий зарекомендовали себя смелыми, ловкими казаками. Но отцу хотелось, чтобы сыновья получили боевую закалку в настоящей битве.

Тарас и кошевой атаман, который не хотел воевать с турками и татарами, ссорятся. Бульба подговаривает пьяных старшин переизбрать предводителя. Вождем запорожских казаков назначают Кирдягу.

IV

На следующий день Тарас и глава Запорожской Сечи обсуждают возможность организации военной экспедиции. На сходе казаков было решено провести разведку окрестных земель и начать подготовку боевого снаряжения.

К пристани причаливает паром с людьми, одежда которых изорвана. Из рассказа беженцев казаки узнают о произволе, который творят польские паны и еврейские торговцы. Разгневанные запорожцы собираются в поход. Указания воинам, как вести себя в ратном деле, раздает мудрый атаман Кирдяга.

V

Юго-запад польской земли охватил пожар запорожского нашествия. Монастыри и селения грабились казаками, разрушались.

Несмелые попытки правительственных полков противостоять набегам вольных запорожцев пресекались удалью и напором бесстрашных казаков. Сыновья Бульбы отличаются в боях.

Городок Дубно, славившийся богатой казной и зажиточными обывателями, не удалось захватить с налета. Запорожцы организовали осаду крепости. Однажды ночью Андрий встретил знакомую татарку.

Она служила у панночки, которую он полюбил, будучи киевским семинаристом. По приказу хозяйки девушка пробралась в лагерь спящих запорожских казаков, чтобы умолить юношу дать хлеба.

Служанка проводит молодого парня, набравшего мешок еды, через тайный подземный ход в осажденный город.

VI

Проходя по городу, Андрий видит страшные картины. На улицах лежат умирающие или уже умершие от голода люди. Обессилевшие стражники, охраняющие дом панночки, еле держатся на ногах.

Происходит встреча молодых людей. Оба изменились с момента последней встречи. Перед мужественным запорожским воином, в которого превратился смешной бурсак, стояла не юная девица, но женщина совершенного изящества.

Казак клянется выполнить любую просьбу красавицы.

В город входят два польских полка с продовольствием. При прорыве блокады пленена половина Переяславского отряда казаков.

VII

Тарас Бульба узнает, что младший сын перебежал к полякам и предал отца, брата и Отчизну, обещав жениться на полячке после снятия осады. На общем сборе запорожцы решают переходить к активным боевым действиям.

Отряд шляхтичей делает вылазку за крепостной вал. Жаркий бой заканчивается победой запорожцев. Среди казаков есть потери. Сына Бульбы Остапа, отличившегося в стычке, выбирают куренным атаманом вместо убитого казака.

Отец гордится старшим сыном и клянется уничтожить полячку, совратившую младшего отпрыска.

VIII

В стан осаждающих куреней прискакал казак с вестью, что татарская орда разграбила Запорожье и пленила оставшихся селян. На военном совете предлагается догонять татар.

Но Бульба напоминает о захваченных поляками товарищах. Было решено разделить войско. Одна часть запорожцев останется продолжать осаду, а другая половина будет преследовать татар.

После обеда все казаки легли отдыхать. Ночью отряды, возглавляемые кошевым атаманом, покинули окрестности Дубно. Запорожцы, оставшиеся с Тарасом, готовились к предстоящим боям.

IX

Перед решающей битвой Тарас Бульба по казацкому обычаю произносит речь перед запорожскими воинами. Он говорит о братстве людей, которым славится родная земля.

Старый вояка упоминает и о предателях, которые перенимают чужеземные обычаи, гнушаются родным языком, продают товарищей, ради того чтобы собственные амбары ломились от добра, а в табунах бегали откормленные лошади. Он верит, что такие подлецы покаются и искупят свою вину.

В страшном бою запорожцы, потеряв убитыми многих славных воинов, громили отряды шляхтичей. Но из городских ворот на помощь отступавшим ляхам вылетел гусарский полк под командованием Андрия. Увидев сына, Бульба приказывает заманить изменника к лесу. Здесь старый казак вершит отцовский суд, убивая предателя.

Свежие польские полки разбивают остатки запорожских куреней. Остапа захватывают в плен. Тяжело раненого атамана увозят в Запорожскую Сечь.

X

Через полтора месяца Бульба встал на ноги. Никого из старых товарищей не осталось в Запорожье. Тяжелые думы о судьбе сына Остапа тяготят душу отца.

Поляки обещают крупное вознаграждение тому, кто выдаст Тараса. Запорожец приезжает к знакомому еврею, который обещает тайно провезти казака в Варшаву.

XI

Спрятанного под кучей кирпича в телеге Тараса Бульбу привозят в польскую столицу.

Подкупив охранников, евреи договариваются о свидании отца с сыном. Однако план срывается.

Бульба приходит на городскую площадь, подготовленную для казни.

Стойко переносил мучения доблестный казак. В последнюю минуту Остапу хотелось, чтобы его услышал отец.

Ответив сыну из толпы: «Слышу!», старый запорожец Бульба исчезает.

XII

Сто двадцать тысяч ратников собралось под знамена гетмана Остряницы для войны с поляками. Одним из полков запорожцев командовал Бульба. Там, где проходили запорожские казаки под предводительством Тараса, оставалась выжженная земля.

Не подчинился старый запорожец мирному договору, подписанному воеводой Потоцким с казаками. Тарас Бульба по зову сердца продолжил мстить за гибель сына.

Вместе со своими воинами безутешный отец разорял польские замки и сжигал костелы. На берегу Днестра у крепостных развалин произошло последнее сражение запорожцев. Бывалый вояка совершил ошибку. Он нагнулся за упавшей трубкой, и ляхи схватили его.

Поляки приковали запорожского атамана к дереву и развели костер. Но даже в огне атаман продолжал командовать запорожцами и прославлять православную веру.

Важно! Краткий пересказ не дает полного представления о произведении Н.В. Гоголя. Повесть следует читать самостоятельно, а можно слушать аудиозапись в исполнении мастеров художественного слова. Читатель получит истинное наслаждение от приобщения к чистому русскому языку.

Критическая полемика

Выход в свет книги Н. В. Гоголя вызвал бурную полемику в интеллигентской среде. О повести писали:

  • Белинский В.Г.,
  • Овсянико-Куликовский Д.Н.,
  • Погодин М.П.,
  • Жаботинский В.Е.
  • Михаил Грабовский.

Повесть Гоголя «Тарас Бульба» получила положительные отзывы литературоведов. Вместе с тем реакционные критики считали, что писатель воспевает смерть в кровавых батальных сценах.

Польский писатель М. Грабовский упрекает автора в приукрашивании запорожского казачества и неисторичности произведения. Журналист В. Жаботинский обвиняет Гоголя в антисемитизме.

Наоборот, историк и издатель М.П. Погодин восхищается поэтичностью и разнообразием описания казаков и степного Запорожья. Критик Н.П. Надеждин отмечает мастерство изображения образов и характеров, увлекательность повествования.

Скрупулезный анализ «Тараса Бульбы» представил В.Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя». Литературовед назвал произведение эпопеей, описывающей жизнь народа в героические моменты истории.

Характер запорожца Бульбы, по мнению критика, сочетает высокую патетику и юмор, беззаветную любовь к Родине и испепеляющую ненависть к врагам.

Лингвист Д.Н. Овсянико-Куликовский относит к достоинствам повести слияние реалистичного стиля изложения с элементами романтизма. Дмитрий Николаевич отмечает умение Гоголя поднимать бытовые персонажи запорожцев до уровня национального характера. У Гоголя запорожские казаки – гуляки и драчуны – превращаются в народных героев.

Полезное видео

Подведем итоги

Повесть «Тарас Бульба» воспевает дух православной веры, мощь русского характера. В многообразии современных книг трудно встретить подобное представление темы. Невозможно отыскать автора, способного повествовать так, как Гоголь.

Чтение книг гениального писателя – прекрасная возможность насладиться безупречным русским языком.

Имя при рождении – Николай Васильевич Яновский.

Русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.

Дата и место рождения – 20 марта (1 апреля) 1809 или 19 (31) марта 1809, Большие Сорочинцы, Полтавская губерния, Российская империя.

“Т арас Бульба”

Повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». При подготовке черновой рукописи к печати Гоголем были внесены многочисленные исправления. Большая небрежность черновой рукописи «Тараса Бульбы», пропуски отдельных слов, неразборчивый почерк, незаконченный вид отдельных фраз - всё это привело к тому, что в составе «Миргорода», опубликованной в 1835 году вкралось множество погрешностей. К 1842 году у Гоголя появилась новая переработка «Тараса Бульбы», где появились новые эпизоды, а объем повести увеличился вдвое. Уехав в 1842 году за границу, Гоголь поручил все заботы о печатавшемся собрании всех своих сочинений Николаю Яковлевичу Прокоповичу, подчеркнув, что в его повести «Тарас Бульба» много погрешностей.

П ерсонажи повести

Козак Тарас Бульба

Автор описывает его как человека смелого, решительного и храброго. Он был настоящим запорожским козаком: товарищество и христианская вера всю жизнь были очень важными для Бульбы. Он уже немолод, занимает определённое положение на Сечи. В эпизодах застолья по поводу возвращения сыновей из бурсы, в сценах битвы с поляками видно, что Тараса Бульбу уважают, к его советам прислушиваются. Даже те, кто лишь недавно пришёл на Сечь, видят в Бульбе мудрого и справедливого воина. Из первых глав становится понятно, что он не семейный человек – его редко видит жена, потому что козак часто отправляется в военные походы с запорожским войском.

Остап Бульбенко

Старший сын Бульбы, вместе со своим братом окончил семинарию и после окончания обучения вернулся домой. Читатель узнаёт о том, как показал себя Остап в семинарии из нескольких эпизодов: Остап поначалу не хотел учиться и пытался сбежать, но со временем взялся за ум. По-настоящему этот персонаж раскрывается в походе на поляков. Остап предстаёт перед нами достойным сыном своего отца: храбрым, сильным козаком, который наделён аналитическими способностями.

Андрий

Младший сын старого запорожца. Он отличается и от брата, и от отца. Можно сказать, что от своей матери он взял лирический склад души, а от отца – решительность и волю к победе. Можно сказать, что именно это сочетание и стало для юноши фатальным.

“Т арас Бульба” краткое содержание повести

К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сына - Остап и Андрий. Два дюжих молодца, здоровых и крепких лиц которых ещё не касалась бритва, смущены встречей с отцом, подшучивающим над их одеждой недавних семинаристов. Старший, Остап, не выдерживает насмешек отца: «Хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!» И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, совсем нешуточно тузят друг друга тумаками. Бледная, худощавая и добрая мать старается образумить буйного своего мужа, который уже и сам останавливается, довольный, что испытал сына. Бульба хочет таким же образом «поприветствовать» и младшего, но того уже обнимает, защищая от отца, мать.

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своём решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними, чтобы представить их всем старым своим товарищам. Бедная мать всю ночь сидит над спящими детьми, не смыкая глаз, желая, чтобы ночь тянулась как можно дольше. Её милых сыновей берут от неё; берут для того, чтобы ей не увидеть их никогда! Утром, после благословения, отчаявшуюся от горя мать еле отрывают от детей и уносят в хату.

Три всадника едут молча. Старый Тарас вспоминает свою буйную жизнь, слеза застывает в глазах, поседевшая голова понурится. Остап, имеющий суровый и твёрдый характер, хотя и ожесточившийся за годы обучения в бурсе, сохранил в себе природную доброту и тронут слезами своей бедной матери. Одно только это его смущает и заставляет задумчиво опустить голову. Андрий также тяжело переживает прощание с матерью и родным домом, но его мысли заняты воспоминаниями о прекрасной полячке, которую он встретил перед самым отъездом из Киева. Тогда Андрий сумел пробраться в спальню к красавице через трубу камина, стук в дверь заставил полячку спрятать молодого козака под кровать. Татарка, служанка панночки, как только прошло беспокойство, вывела Андрия в сад, где он едва спасся от проснувшейся дворни. Прекрасную полячку он ещё раз видел в костёле, вскоре она уехала - и сейчас, потупив глаза в гриву коня своего, думает о ней Андрий.

После долгой дороги Сечь встречает Тараса с сыновьями своей разгульной жизнью - признаком запорожской воли. Козаки не любят тратить время на военные упражнения, собирая бранный опыт лишь в пылу битв. Остап и Андрий кидаются со всею пылкостью юношей в это разгульное море. Но старому Тарасу не по душе праздная жизнь - не к такой деятельности хочет готовить он своих сыновей. Повстречавшись со всеми своими сотоварищами, он все придумывает, как поднять запорожцев в поход, чтобы не тратить козацкую удаль на беспрерывное пиршество и пьяное веселье. Он уговаривает козаков переизбрать кошевого, который держится мира с врагами козачества. Новый кошевой под напором самых воинственных козаков, и прежде всего Тараса, решается идти на Польшу, чтобы отметить все зло и посрамление веры и казацкой славы.

И скоро весь польский юго-запад становится добычею страха, бегущего наперёд слуха: «Запорожцы! Показались запорожцы!» В один месяц в битвах возмужали молодые казаки, и старому Тарасу любо видеть, что оба его сына - среди первых. Казацкое войско пытается взять город Дубна, где много казны и богатых обывателей, но встречают отчаянное сопротивление гарнизона и жителей. Козаки осаждают город и ждут, когда в нем начнётся голод. От нечего делать запорожцы опустошают окрестности, выжигают беззащитные деревни и неубранные хлеба. Молодым, особенно сыновьям Тараса, не нравится такая жизнь. Старый Бульба успокаивает их, обещая в скором времени жаркие схватки. В одну из тёмных ночей Андрия будит ото сна странное существо, похожее на призрак. Это татарка, служанка той самой полячки, в которую влюблён Андрий. Татарка шёпотом рассказывает, что панночка - в городе, она видела Андрия с городского вала и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Андрий нагружает мешки хлебом, сколько может унести, и по подземному ходу татарка ведёт его в город. Встретившись со своей возлюбленной, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя - ты». Андрий остаётся с панночкой, чтобы защищать её до последнего вздоха от бывших сотоварищей своих.

Польские войска, присланные в подкрепление осаждённым, проходят в город мимо пьяных козаков, многих перебив спящими, многих пленив. Это событие ожесточает казаков, решающих продолжить осаду до конца. Тарас, разыскивая пропавшего сына, получает страшное подтверждение предательства Андрия.

Поляки устраивают вылазки, но казаки пока ещё успешно их отбивают. Из Сечи приходит весть, что в отсутствие главной силы татары напали на оставшихся казаков и пленили их, захватив казну. Казацкое войско под Дубном делится надвое - половина уходит на выручку казны и товарищей, половина остаётся продолжать осаду. Тарас, возглавив осадное войско, произносит страстную речь во славу товарищества.

Поляки узнают об ослаблении неприятеля и выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казаком заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием лицом к лицу, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово - имя прекрасной панночки. Подкрепление прибывает к полякам, и они разбивают запорожцев. Остап пленён, раненого Тараса, спасая от погони, привозят в Сечь.

Оправившись от ран, Тарас большими деньгами и угрозами заставляет жида Янкеля тайком переправить его в Варшаву, чтобы там попытаться выкупить Остапа. Тарас присутствует при страшной казни сына на городской площади. Ни один стон не вырывается под пытками из груди Остапа, лишь перед смертью взывает: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» - «Слышу!» - отвечает над толпой Тарас. Его кидаются ловить, но Тараса уже и след простыл.

Сто двадцать тысяч казаков, среди которых и полк Тараса Бульбы, поднимаются в поход против поляков. Даже сами казаки замечают чрезмерную свирепость и жестокость Тараса по отношению к врагу. Так мстит он за смерть сына. Разгромленный польский гетман Николай Потоцкий клятвенно присягает не наносить впредь никакой обиды казацкому воинству. Один только полковник Бульба не соглашается на такой мир, уверяя товарищей, что прошенные ляхи не станут держать своего слова. И он уводит свой полк. Сбывается его предсказание - собравшись с силами, поляки вероломно нападают на казаков и разбивают их.

А Тарас гуляет по всей Польше со своим полком, продолжая мстить за смерть Остапа и товарищей своих, безжалостно уничтожая все живое.

Пять полков под предводительством того самого Потоцкого настигают наконец полк Тараса, ставшего на отдых в старой развалившейся крепости на берегу Днестра. Четыре дня длится бой. Оставшиеся в живых казаки пробиваются, но останавливается старый атаман искать в траве свою люльку, и настигают его гайдуки. Железными цепями привязывают Тараса к дубу, прибивают гвоздями руки и раскладывают под ним костёр. Перед смертью успевает Тарас крикнуть товарищам, чтобы спускались они к челнам, которые сверху видит он, и уходили от погони по реке. И в последнюю страшную минуту думает старый атаман о товарищах, о будущих их победах, когда уже не будет с ними старого Тараса.

Козаки уходят от погони, дружно гребут вёслами и говорят про своего атамана.

Источник – Википедия, Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века, all-biography.ru.

В поэзии Сергея Есенина создан удивительно прекрасный образ России. Поэт очень тонко ощущал своё кровное родство с русской природой и стремился выразить волнующие его чувства через стихи:

Я снова здесь, в семье своей родной,
Мой край, задумчивый и нежный...

"Родная семья" - это берёзки и клёны, ковыль и цветы, ведь именно к ним испытывает Есенин братские чувства. Он вырос в деревне, впитывая не только запахи полей, лесов, но и набираясь сил от берёзового сока, от лечебных трав. Поэтому родство с природой "кровное", и поэтические символы в его произведениях связаны с образом Родины («несказанное, синее, нежное»). Эти ощущения отразились, например, в метафорах («страна берёзового ситца») и в образах («берёзка-невеста», «голубая Русь»). Тесную связь своего творчества с темой России, с темой любви к родному краю не раз подчеркивал и сам Есенин:
«Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Одним из произведений, посвящённых главной теме, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Поэт написал его в июле 1925 года, а опубликовано оно было 20-го июля 1925 года в газете «Бакинский рабочий», затем перепечатано журналами «Огонёк» и «Красная нива».

Стихотворение написано автором в сложный период его жизни, когда Есенин ощущал некий дискомфорт, благодаря отношениям с теми людьми, которые не понимали его душевного состояния. Стремясь избавиться от неприятного окружения и навязываемого ему образа хмельного бунтаря, хулигана, который, будто бы, наиболее талантливо проявился в «Москве кабацкой», Есенин уезжает на Кавказ. Он много работает, создаёт цикл стихов под названием «Персидские мотивы». В это же время пишет и два таких противоречивых, противоположных по смыслу и идейному содержанию стихотворения, как «Неуютная жидкая лунность» и «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Если в первом он решительно говорит, что хочет «видеть стальною» «бедную, нищую Русь», то во втором вынужден признать, что новшества на родине воспринимает «как сильного врага».

Произведение «Спит ковыль. Равнина дорогая...» занимает важное место в творчестве Есенина, отражает эволюцию его мировосприятия и поисков своего места в новой России. Написано оно в жанре философского стихотворения с соблюдением тех традиций, какие отмечались во всех произведениях Есенина, посвящённых теме отношения поэта к Родине. Это особая тональность, которая передана через эмоции, выраженные определённой лексикой и средствами выразительности речи. Это пейзажные зарисовки, картины природы, нарисованные с помощью различных тропов, и это философские раздумья, за которыми следует вывод.

Особый смысл заключён в названии стихотворения. Есенин не дал отдельного заголовка, и названием является первая строка, представляющая собой два коротких предложения. Используется приём инверсии, позволяющий выделить главное слово (сделав логическое ударение на слове «спит») и заострить внимание на состоянии природы, чему также способствует использование олицетворений. Есенин одушевляет природу, возвеличивает её, как бы говорит c ней «на Вы».

«Спит ковыль». Двумя словами создана картина степной Руси в ясное, погожее утро. Нет ветра, и поле, поросшее ковылём, не волнуется, оно спит. Безбрежный простор вызывает чувство покоя, умиротворённости. Именно поэтому и «равнина дорогая», где интонационно выделяется слово «равнина», снова подчёркивается главное: не горы, не море и скалы, а равнина, то, что дорого сердцу с детства, милые, привычные глазу степи России, её леса и рощи. В этом и заключён смысл названия, которое подчёркивает тему стихотворения, то есть отношение поэта к Родине.

Нарисовав дорогую картину родного уголка, поэт подводит черту, делает вывод:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Опять инверсия, выделено слово «теплынь», и это подсказка: поэт пишет о родине детства, ведь именно там греет душу всё вокруг; человеку тепло там, где его любят и ждут самые близкие люди.

Сюжет произведения прост и динамичен; в композиции имеется завязка (пейзажная зарисовка), развитие сюжета происходит со второго по четвёртое четверостишие, кульминации сюжет достигает в пятом четверостишии, а в шестом – развязка. Жизненные и художественные материалы распределены по строфам следующим образом:
первая строфа – пейзаж центральной части России и вывод, объясняющий преданность поэта родному краю;
вторая строфа – философские размышления о том, легко ли даётся человеку жизненный выбор, и опять вывод («хорошо живётся на Руси»);
третья строфа – пейзаж, объясняющий, почему нельзя разлюбить родные края, и вывод (« никто... не разлюбит отчие края»;
четвёртая строфа – откровения автора о собственных духовных поисках и вывод («всё равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»);
пятая строфа выбивается из общей тональности, она и в идейном плане особая, так как здесь лирический герой делает отступление и сообщает о своих переживаниях по поводу того, что «чужая юность брызжет новью» на его «поляны и луга»; здесь отсутствует вывод, он перенесён в следующее четверостишие;
шестая строфа – окончательное решение и общий вывод, относящийся ко всему стихотворению, о том, что только «на родине любимой» до конца жизни хочет жить поэт («всё любя, спокойно умереть»).

Основным настроением можно считать лёгкую грусть лирического героя при созерцании картин природы, а также сожаление, огорчение по поводу того, что он «новью теснимый». Но лейтмотивом всего стихотворения остаётся горячее желание говорить о любви к родному краю, выразить это чувство поэтическими строчками, чтобы убедить весь мир, как дорога ему Родина. Эти эмоции переданы и озвучены почти в каждом четверостишии.

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

В данном произведении, кроме героя-автора, присутствуют и другие лирические персонажи. Это различные предметы и явления, которые одушевлены поэтом: ковыль спит, вербы плачут, тополя шепчут, чужая юность брызжет новью, новь теснит поэта. У каждого лирического персонажа своя роль, а все вместе они создают тот фон, те настроения, которые соответствуют целевой установке автора – показать, что настоящая любовь к Родине не уничтожается никакими испытаниями или трудностями.

Однако настроение лирического героя подвержено изменениям. От тёплого чувства в первом четверостишии оно переходит к некоторой ожесточённости во втором, о чём говорят разнородные сочетания, то есть однородные обстоятельства, противоположные по смыслу (при общем сказуемом «живётся»): радуясь – свирепствуя, мучась – хорошо. Затем в третьем четверостишии сентиментальная настроенность перерастает в почти надрывное признание, что сердце русского человека, который умеет чувствовать тоску журавлей, расстающихся осенью с родиной, обречено на неизменную любовь к «отчим полям».

Четвёртое и пятое четверостишия выявляют противоречивый уровень настроения и сознания лирического героя, так как здесь отражена внутренняя борьба его взглядов и убеждений. Тон был задан во втором четверостишии, когда поэт ссылается на мнение других людей («всякого спроси»). Многие, по мнению автора, в данный период испытывают мучения и некоторую злость, но также и радость, то есть признают, что жизнь в новой России лучше, чем была прежде. Это даёт повод для сомнений: значит, что-то неладно в обществе, где «новый свет» не принимается только как благо.

Автор отмечает, что «новый свет», какие-то новые обстоятельства и факты современности он видит, «как сильного врага». Поэту нелегко констатировать, что здесь, в родном краю, «чужая юность брызжет новью». Видимо, не все новшества ему по душе. Можно только предполагать, что это за «новь»: молодёжные организации с их бескомпромиссностью или же «стальная конница», с которой не может тягаться «глупый, смешной жеребёнок», или новые законы, которые пришли, как говорит Есенин, «на мои поляны и луга».

Поэту также трудно признать, что его мировоззрение иногда находится в противоречии с убеждениями нового поколения, что он, «новью той теснимый», должен отступить, хотя уверен в своей преданности деревне, так как «всё равно» остался певцом «золотой бревенчатой избы». Неприятный факт «оттеснения» лирический герой компенсирует тем, что может «прочувственно пропеть», сказав людям главное: жить и умирать он намерен «на родине любимой», принимая её в своё сердце не зависимо от общественно-политических перемен (что подтверждают слова «всё любя»). В этом и заключена идея стихотворения, тот главный вывод, к которому приходит автор.

Поэзию Есенина часто называют «песенной», так как читатель, чувствуя музыку стихов, попадает в «песенный плен». Это происходит, благодаря удивительной гармонии чувств и мыслей, образов и пейзажей, создаваемых не только с помощью богатства средств художественной выразительности речи, но и особым, есенинским ритмом стихов, их тональностью и эмоциональной окрашенностью. В анализируемом стихотворении ритм зависит от смены картин и размышлений. Поэтому при неизменном во всех строфах размере (использован хорей), ритм второго четверостишия отличается от ритма в других, вследствие ускоренного темпа. Это как учащённое дыхание при волнении, и здесь оно вызвано смысловой нагрузкой (радуясь, свирепствуя и мучась).

Рифмовка использована перекрёстная (абаб), и наряду с традиционными рифмами имеются также сложные, своеобразные рифмы. С.А.Есенин, по словам Л.Л. Бельской (Песенное слово. 1990 год), «расширяет выбор рифмующихся слов». Например: участь – мучась, теснимый – любимой, пропеть – умереть.
Стихи Есенина о природе (по наличию художественных средств) близки к народной поэзии. Богатство красок достигается цветовыми эпитетами (свинцовая свежесть, золотая бревенчатая изба), а спокойное, хорошее настроение выражено через пейзажи, где применяется такой приём, как олицетворение, характерный для устного народного творчества (плачут вербы, шепчут тополя). Особую поэтичность придают также метафоры (чужая юность брызжет новью) и разговорная лексика (теплынь; у всякого спроси).

Одним из типичных для Есенина приёмов является инверсия, позволяющая оттенить нужные слова, расставить необходимые логические ударения (и моей коснулась жизнь судьбы). Характерны для данного стихотворения и сложные предложения, в том числе, бессоюзные, когда перечислительная интонация соответствует описательному характеру создаваемого пейзажа:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.

Есенин нередко использует как скрытые, так и прямые сравнения (вижу я, как сильного врага), иногда употребляет вводные слова и конструкции:

Знать, у всех у нас такая участь
И, пожалуй, всякого спроси...

Особую музыку стиха создаёт и поэтическая фонетика, одним из средств которой является аллитерация (ковыль, полынь, теплынь; участь, свирепствуя, мучась). Той же цели служит ассонанс (ковыль, равнина; теснимый, любимой).

О поэтическом мастерстве С.А. Есенина можно говорить бесконечно, но, пожалуй, достаточно мнения писателя Л.М. Леонова, который после смерти поэта написал, что хотел бы, чтоб «...творческие соки... снова брызнули... из есенинских тайников, как по весне проступает светлый и сладкий сок на берёзовом надрезе». Леонов считал, что «могучей творческой зарядкой был отмечен звонкий есенинский талант».

В наши дни стихи Сергея Есенина звучат не только на уроках в школе, или на вечерах поэзии, или на сцене. Их любят, заучивают многие ценители поэзии во всём мире, и одним из любимейших является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...».