Вопросы и задания к стр. 103-104

1. Расскажите об основных периодах жизни и творчества Н. М. Карамзина. Почему Карамзина называют родоначальником сентиментализма? Перечислите основные черты этого литературного направления. Какую литературную «программу» выдвинули сентименталисты и какие жанры они культивировали ?

Николай Михайлович Карамзин становится родоначальником сентиментализма в России. Сын помещика Симбирской губернии, в юности он служит в гвардии, откуда увольняется в чине поручика. Путешествует по Европе, а в 1791 году, поселившись в Москве, становится редактором и автором «Московского журнала», уйдя из журналистики лишь в знак протеста на период павловского царствования (1796-1801). В 1792 году он создаёт два произведения, которые стали известнейшими и любимейшими произведениями русской литературы того времени: повести «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». Эти повести написаны в стиле сентиментализма.

Чтобы описать чувства, изображение которых было главным объектом сентименталистов, необходимо было подобрать соответствующие слова. Оказалось, что в русском языке часто нет слов для выражения понятий, которые есть в других европейских языках. И тогда Карамзин, по словам В. Г. Белинского, «преобразовал русский язык».

Слова и выражения, введённые в русский язык Н. М. Карамзиным: чувствительность, деликатность, влюбленность, тонкий вкус, утончённость, будущность, представитель, общественность, человечный, усовершенствовать, переворот, развитие...

Это была настоящая революция в языке. Но важнее всего было то, что Карамзин изменил образ героя литературного произведения. Его герои - не цари и вожди, а молодые девушки, простые крестьянки, которые тоже умеют любить и страдать.

С 1804 года Карамзин берётся за огромный труд, над которым будет работать более двадцати лет - до конца своей жизни: написание «Истории государства Российского». Работу над ней можно назвать подвигом жизни Карамзина. «История...» вдохновит многих русских писателей на создание произведений на исторические темы (вспомним, например, пушкинского «Бориса Годунова»),

Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа. Это звание было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».

Русский сентиментализм и «История государства Российского» - вот великое наследие Николая Михайловича Карамзина.

2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»: Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Как складывались их отношения? Почему они расстались? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?

Черты сентиментализма проявляются в повести в том, что герои постоянно умиляются, плачут, испытывают другие возвышенные чувства, которым придаётся преувеличенное значение, что эти герои наивны, а действие происходит на фоне мирных пасторальных пейзажей (пейзажей, характерных для произведений, изображавших идиллическую жизнь на лоне природы пастухов и пастушек).

Описания

«Бедная Лиза» начинается с описания Москвы и её окрестностей, сделанного в пасторальном духе («молодые пастухи, сидя под тению дерев...») с добавлением романтической ноты («мрачные, готические башни», «сию ужасную громаду домов и церквей»).

Описанные Карамзиным картины Москвы совершенно изменились сейчас. Москву уже невозможно охватить взглядом, по Москве-реке не плавают рыбачьи лодки. Данилов монастырь окружён домами, Воробьёвы горы увенчаны зданием МГУ, дворец в Коломенском давно разрушен. Исчезли дубовые рощи и поля. Немного грустно, что мы не можем увидеть Москву, описанную Карамзиным, но кто-то спустя двести лет будет печалиться о том, что не может увидеть Москву начала XXI века.

Описание Москвы не только знакомит читателя с местом действия, но и вводит в соответствующую атмосферу - мечтательную, задушевную, немного таинственную, создаёт настрой, помогающий воспринять главные мысли автора. Вторая функция описания -- композиционная: в начале и в конце повести мы видим автора, посещающего Симонов монастырь, рядом с которым могила Лизы. Описания закольцовывают действие, придают повести цельность и законченность.

Характеристика Лизы

Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни, потому что всё время прожила с богобоязненной матерью в стороне от всяческих шумных деревенских развлечений.

Мать называет Лизу «любезной», «милой»: Карамзин вкладывает в уста крестьянки эти эпитеты, доказывая, что и крестьянки имеют чувствительную душу.

Лиза поверила молодому красивому Эрасту, потому что он ей очень понравился, а она к тому же никогда не встречалась с таким изящным обхождением. Она полюбила Эраста, но её любовь была любовью платонической, она совершенно не воспринимала себя как женщину. Эраста это поначалу устраивало, так как после развратной столичной жизни ему хотелось отдохнуть от постоянных сексуальных интриг, но после он неизбежно увлёкся Лизой как женщиной, потому что она была очень красива. Лиза этого ничего не понимала, она только чувствовала, как что-то изменилось в их отношениях, и её это тревожило.

Уход Эраста на войну был для неё подлинным несчастьем, но она и подумать не могла, что у Эраста есть какие-то свои планы. Когда она увидела Эраста в Москве и поговорила с ним, то испытала сильнейший шок. Вся её доверчивость и наивность оказались обмануты и повергнуты и прах. Как натура крайне впечатлительная, она не выдержала такого удара. Вся её жизнь, которая до этого представлялась ей ясной и прямой, превратилась в чудовищное нагромождение непонятных событий. Лиза не смогла пережить измены Эраста и покончила жизнь самоубийством. Конечно, такое решение было отчаянным средством уйти от решения жизненной проблемы, которая перед ней встала, и Лиза не смогла справиться с ней. Испугавшись реальной жизни и необходимости выйти из иллюзорного мира, она предпочла безвольно погибнуть, нежели бороться и пытаться понять жизнь такую, какая она есть в действительности.

Можно воспользоваться современной аналогией, которая очень хорошо описывает такие ситуации: она была настолько погружена в «Матрицу», что реальный мир оказался для неё враждебным и равносильным полному исчезновению личности.

Характеристика Эраста

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюб- лённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.

Повесть «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.

3. В чем смысл стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»? С чем сравнивается природа в стихотворении «Осень»? Как Вы понимаете строки?

Смысл стихотворения «Осень» в раздумьях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в «Осени» сравнивается с человеческой жизнью, которая также переживает пору цветения, молодости, зрелости, увядания и смерти.

Три последние строфы надо понимать так, что, несмотря на такое соответствие между природой и человеком, природа каждую весну возрождается, в то время как человек умирает раз и навсегда. Поэтому если человек печалится по поводу увядающий природы, то он может успокоиться - природа всё равно возродится. А вот если кто-то грустит из-за смертности самого человека, то помочь тут ничем нельзя, потому что таков закон природы.

5. Расскажите о реформе литературного языка, проведенной Карамзиным. Чем она вызвана и в чем она состояла?

Так называемая реформа литературного языка, проведённая Карамзиным, выразилась не в том, что он издал какие-то указы и изменил нормы языка, а в том, что он сам стал писать свои произведения по-новому и помещать в своих альманахах переводные произведения, также написанные новым литературным языком. Читатели знакомились с этими книгами и усваивали новые принципы литературной речи.

Карамзин считал, что Россия должна пойти по пути цивилизованной Европы. Европейские языки были направлены на наиболее точное выражение светских понятий, в русском этого не было. Чтобы выразить по-русски многообразие понятий и проявлений человеческой души, надо было развивать русский язык, создавать новую речевую культуру, преодолевать разрыв между литературой и жизнью: «писать, как говорят» и «говорить, как пишут».

Карамзин взял за основу не церковнославянский язык, а разговорную речь образованного общества (то есть то, что именовалось «средним штилем»). Писатель подбирал слова для обозначения новых понятий (например, слово «чувствительность»), вводил в литературу просторечие (но не грубое просторечие) и стремился к изяществу стиля.

Просвещённый вкус, разумные понятия и чувства должны были, по мысли Карамзина, служить делу создания новой культуры.

6. Читали ли Вы «Историю государства Российского» Карамзина? Прочтите главу о времени Смуты и монолог Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина. Есть ли сходство между точками зрения Карамзина и Пушкина на этот период истории Древней Руси? Похож ли летописец Пимен («Борис Годунов» А. С. Пушкина) на повествователя в «Истории...»? В чем значение творчества и личности Карамзина для России - ее культуры и литературы?

Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI - начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом.

Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов.

В монологе Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год») говориться о царствовании Ивана Грозного, о смерти его наследника Феодора и гибели Димитрия в Угличе, то есть о череде событий, предшествовавших Смутному времени. Таким образом, вопрос учебника поставлен некорректно.

В целом, Пушкин разделял взгляды Карамзина на русскую историю. Краткая характеристика событий, данная Пименом, соответствует рассказанному Карамзиным. Непосредственно история убиения Димитрия в Угличе рассказана Карамзиным в томе X, в главе III «Продолжение Феодорова царствования» (1587- 1592).

7. См. 1-й вопрос.

Развивайте дар слова (к стр. 104)

1. Подумайте, каковы положительные черты характеров Лизы и Эраста. Чем завершается повесть «Бедная Лиза»? Почему современники автора считали это новаторским приемом писателя? Подготовьте диалог в качестве ответа на эти вопросы.

Поэтика сентиментализма отличалась от поэтики классицизма, стиля, который предшествовал сентиментализму.

В произведениях классицизма за героями закреплена определённая роль: они либо положительные, либо отрицательные. В «Бедной Лизе» герои наделены и теми, и другими чертами. Лиза добра, любит мать и заботится о ней, искренне любит Эраста, но не следуют христианской традиции, не может соблюсти свою целомудренность и впадает в грех (с точки зрения церкви). Эраст чувствителен, добр, но ветрен, непостоянен. Однако он не безразличен к судьбе Лизы и до конца жизни сожалеет о ней.

Произведения классицизма имели два типа финалов: для трагедии - несчастный («все умерли»), для комедии - счастливый. Финал «Бедной Лизы», с одной стороны, трагичен - Лиза утопилась, мать её умерла; с другой стороны, Эраст остался жив (по закону трагедии он тоже должен был бы погибнуть) и до конца своей жизни был несчастлив, «не мог утешится и почитал себя убийцею». Крестьянская девушка предстала перед читателями в образе трагической героини (героями трагедий обычно были великие, выдающиеся люди) - такая трактовка была совершенно необычной для того времени. Читатели не увидели ожидаемой свадьбы, но столкнулись с горькой правдой жизни.

Финал повести современники Карамзина воспринимали как новаторский.

2. Назовите слова, строки повести, которые подчеркивают особенности сентиментализма. Введите их в предложения собственной конструкции. Сделайте вывод, когда они могут использоваться в современной речи.

Сентиментальность:

«Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»

Чувствительность, близость к разговорной речи:

«Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами...» - Лиза не договорила речи своей».

«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», - думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет».

В современной речи мы можем использовать подобные фразы только в качестве стилизации.

3. См. 2-й вопрос к стр. 103.

Меню статьи:

1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.

Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя. Повествование писатель ведет от первого лица.

Главные герои повести

Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.

Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.

Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.



Великолепие природы, которую созерцает автор

Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.



Начало истории Лизы

Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.

Зарождающаяся любовь Лизы

А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.

Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.

Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.

Богатый дворянин по имени Эраст

Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.



Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.

Образ старушки-мамы

Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».

Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.

Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу

С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.

Горькие перемены в судьбе

Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.

Последняя встреча с Лизой

Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».

Предательство Эраста

Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.

Лиза бросается в воду

Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.

Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе

В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.

“Бедная Лиза” – краткое содержание повести Н.М. Карамзина

1 (20%) 1 vote

Трагичный финал повести Карамзина «Бедная Лиза» был закономерен. Любовь простой девушки из крестьянской семьи и молодого барина не могла иметь счастливого конца, по крайней мере в те времена.

Лиза полюбила Эраста всем сердцем, даже больше — всей душой. Когда она расставалась с ним, провожая Эраста на войну, девушка чувствовала, что с ним уходит и ее душа. Она словно растворилась в любимом и больше не могла без него жить. Ведь е может человек жить без души.

Когда Эраст предает Лизу и объявляет ей о своей помолвке, Лиза понимает что ее жизнь кончилась, ей не зачем жить и она видит единственный выход — прервать свое существование. Продолжать жить, сознавая, что она уже не любима, она не могла.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза». Что побудило Лизу покончить с собой

Почему Лиза покончила с собой?

А ей было незачем жить. Единственный человек, которого она полюбила всем сердцем, которому доверила и тело и душу — предал и бросил ее. У Лизы, бедной крестьянки, продающей цветы чтобы выживать, не было больше близких людей. Только больная старенькая мама, но она не могла уберечь Лизу, которая скрывала свои отношения с богатым Эрастом.

А если нет смысла жить, то зачем жить? Смысл Лизы оказался разбит и она не смогла с этим справиться.

Многие золушки ждут принца, но куда чаще отношения идут по этому сценарию, а не как в романтичной сказке.

Очень грустная история, актуальная и по сей день.

Почему в произведении Карамзина «Бедная Лиза» главная героиня бросилась в омут? Думаю, что всё совершенно очевидно. Причина этого поступка Лизы- обман Эраста и его женитьба на богатой поклоннице.

Лиза была невинной девушкой, неискушённой во взаимоотношениях между женщинами и мужчинами. Она поверила Эрасту свято и самозабвенно.Отказалась от брака с серьёзным мужчиной, с которым была бы счастлива и могла бы построить семью.

Такого обмана, и такого потрясения она просто не вынесла. Кроме того, надо понимать, что Эраст забрал её невинность, а учитывая пуританские нравы того времени, девушка была опозорена, вступив в связь с мужчиной вне брака.

В общем-то, причин достаточно. И легкомысленность и безответственность Эраста, и излишняя доверчивость Лизы, и сильное эмоциональное потрясение.

Цели: - углублять представления о художественных методах, их отличительных особенностях;

Развивать умение анализировать произведение, его героев;

Учить определять отличительные черты эпохи, литературного направления в конкретном произведении;

Совершенствовать навык создания связного высказывания аналитического характера;

Проверить знания по теории литературы, по биографии и творчеству писателя;

Формировать навыки исследовательской деятельности;

Развивать умение строить схемы-опоры и связные высказывания на них основе;

Обогащать знания о жанрах литературы;

Совершенствовать умение выступать с докладом, сообщением;

Воспитывать нравственные качества, умение сопереживать другим и понимать несовершенство человеческих отношений.

Оборудование: - портрет писателя,

Иллюстрации к биографии и произведению Карамзина (приложение 1)

Карточки для самостоятельной работы

- «Лента вопросов»

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

На этом этапе одновременно по разным заданиям работают все учащиеся.

1. Определение заслуг Карамзина.

На прошлом уроке мы познакомились с новым для вас писателем, узнали историю его жизни и творчества. А еще увидели памятник, который поставлен этому писателю в Ульяновске. Почему там и за что же Карамзин достоин быть увековеченным в камне - об этом готовит ответ один из вас.

В ходе подготовки уч-ся составляет схему, по которой готовит связное высказывание, основные тезисы которого следующие: Карамзин - реформатор языка, первый журналист, популяризатор истории, просветитель, первый русский сентименталист.

2. Создание статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»

Это задание у доски выполняет один из учащихся. По заполненной таблице учащийся строит высказывание в научном стиле

Данные для заполнения

Заполняет учащийся

Название

Время создания (век)

Литературное направление, к которому относится произведение

Род литературы, к которому относится произведение

Жанр

Главные герои

Тема

Идея

3. Самостоятельная работа для проверки знаний об изученных литературных направлениях (выполняется на специальных карточках)

Вам необходимо заполнить пустые графы таблицы, кратко формулируя характерные черты каждого из данных литературных направлений. Каждый из правильных ответов оценивается в 1 балл. Так вы можете получить максимальные 12 баллов.

А) самостоятельная работа учащихся по карточкам:

Б) коллективная проверка (к тому моменту работы сданы): называние соотнесенных пар (приложение 2)

В) обобщающая беседа по литературным направлениям

Сходств или отличий больше между этими двумя направлениями?

Можно ли сентиментализм назвать шагом вперед в литературе?

Действительно, сентиментализм с его культом чувств, интересом к личности человека, миру его переживаний и эмоций был настоящим открытием для читающей публики. Другое дело, что Карамзину, первому создавшее сентиментальное произведение, не побоявшемуся непонимания публики, возможного неприятия повести читателями, необходима была настоящая смелость. Так что и за это тоже писатель имеет право быть увековеченным в памятниках.

ІІ. Работа по теме урока

1. Характеристика сюжета повести

А) анализ ответа-статьи для литературной энциклопедии по «Бедной Лизе»;

Б) определение необходимых признаков исходя из родовой принадлежности произведения

Что позволяет отнести произведение к эпосу?

Какие еще, кроме повести, знаете жанры?

Что позволяет определять «Бедную Лизу» как повесть?

В) формулировка сюжета повести 1 предложением

(Богатый дворянин соблазнил бедную крестьянку и бросил, а она утопилась)

Можно еще короче: повесть о несчастной любви. Для современной литературы сюжет совсем не оригинален, и нам, читателям из 21 века, все кажется понятным и простым. Но действительно ли все понятно?

2. Групповая работа по проблемным вопросам

Вывешивается лента вопросов (их последовательное решение позволяет проанализировать произведение в целом), учащиеся, поделенные на группы, выбирают определенный вопрос, обсуждают его, создавая связное высказывание-рассуждение.

Почему Эраст полюбил Лизу?

Почему Лиза полюбила Эраста?

Почему Эраст бросил Лизу?

В своих ответах учащиеся цитируют повесть, отвечают на вопросы, которые по ходу их ответа задают одноклассники или учитель:

Каков настоящий крестьянский труд?

Что знает Лиза про Эраста?

Почему Эраст удерживает Лизу от откровенности с матерью?

Можно ли Эраста назвать обманщиком?

Как Лиза могла совершить грех самоубийства?

Кто и что может осудить в совершенном Лизой?

3. Определение роли цветов в повести.

А) выдвижение гипотезы о выборе писателем именно ландыша для Лизы;

Б) слушание докладчика по теме «Легенды о ландышах» (приложение 3).

В) формулировка вывода: для Карамзина ландыши - символ чистоты, искренности, настоящей любви, истинных чувств.

4. Характеристика конфликта в повести

А) актуализация знаний

Подберите синоним к этому понятию (спор, несогласие, столкновение).Нарисуйте его

Для какого рода литературы конфликт обязателен?

Приведите примеры конфликтов из изученных произведений (Прометей и Зевс, Дубровский и Троекуров, Ассоль и жители городка)

Б) определение сути конфликта

Обычно конфликт выражается в словесных стычках, в каких-то поступках-столкновениях. Но ведь герои Карамзина не выясняют отношения, не пытаются в чем-то убедить друг друга. Где же конфликт?

Ответьте на вопросы, характеризуя героев:

Где живет? Чем живет? Как живет?

У учащихся в тетради получится схема:

Почему же мир Эраста назван иллюзией?

Могли ли герои быть вместе? Почему?

5. Анализ отношения современников к повести Карамзина

А) выступление докладчика (приложение 4)

Б) работа по эпиграммам

Послушайте эти стихи и объясните:

1) Что такое эпиграмма, а это действительно она.

2) В чем обвиняли писателя некоторые современники?

Ну можно ль поступать безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

ІІІ. Подведение итогов урока

Продолжите фразу Карамзина: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно … (иметь доброе, нежное сердце, если он хочет стать другом и любимцем души нашей»)

Как эти слова характеризуют самого писателя?

Почему эта повесть, написанная еще в 1792 году, до сих пор находит своих читателей?

Домашнее задание:

Словесное рисование героя.

Какой была Лиза, нам изобразил О.Кипренский. А каким был Эраст, необходимо изобразить вам.

Приложение 1

[Памятник Н.М. Карамзину в Ульяновске. 1844.] Памятник писателю в Ульяновске

Вид Симонова монастыря

О.Кипренский Бедная Лиза

Приложение 2

классицизм

Предмет сравнения

сентиментализм

Общественная жизнь

Сфера интересов

Частная жизнь

Что было культом

Поучать. воспитывать

Роль литературы

Пробуждать лучшие чувства. сострадать

Строгие правила, обязательность нормы

Отношение к норме

Отсутствие правил

Однозначный характер,

Внешние характеристики, изображение поступков

Как изображались герои

Неоднозначный характер, внимание к внутреннему миру, переживаниям, мыслям

Ода, комедия, трагедия

Ведущие жанры

Повесть, дневник, письма, песня

Приложение 3

Легенды о Ландышах

Существует немало легенд о происхождении ландыша. Древние римляне считали, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки или что это - фонарики гномов. На Руси цветок связан с именами Садко, Любавы и Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистоты, девичьей любви и грусти.

Ранней весной в тенистых уголках леса между двумя большими листами появляется стебелек, усыпанный нежными, белыми жемчужинами, благоухающими неповторимо-нежным ароматом. Из всех цветов им, кажется, повезло в «моральном» плане больше других. Ведь у ландыша всегда был и пока остается один и тот же неизменный символ - чистоты, нежности, верности, любви. Действительно, сколько есть пышных цветов, но именно ландыш считали древние германцы и скандинавы цветком богини восходящего солнца. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине.

После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягодка. И о ней тоже существует легенда. Весна наделила юношу по имени Ландыш любовью к жизни, и он всегда благодарил ее теплыми, ласковыми словами. Весна полюбила Ландыша, но ненадолго. Вечно молодая, она очень непоседлива. Всю свою жизнь путешествуя с юга на север, она не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не задерживается. Мимоходом она приласкала и Ландыша. Однако вскоре ушла и оставила весенний цветок жаркому лету. Юноша Ландыш так плакал о покинувшей его любимой Весне, что слезы превратились в белые цветочки, а кровь сердца окрасила ягоды.

В христианстве ландыш считается цветком Богородицы. По поверью, Царица небесная, окруженная венцом из блестящих белоснежных ландышей, светлыми лунными ночами является иногда тем, кому готовит какую-нибудь радость или неожиданную удачу. Существует еще одна христианская легенда, которая рассказывает, что ландыш возник из слез Богородицы. Слезы превращались в прекрасные цветы в тот момент, когда она стояла у креста, на котором был распят Иисус.

Приложение 4

Примерное сообщение ученика об отношении современников к творчеству Карамзина

Подлинная литературная слава пришла к Карамзину после публикации повести «Бедная Лиза» (Московский журнал. 1792 г.). Показателем принципиального новаторства Карамзина и того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII—XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи»

Н.Брусилова и т.д.

Еще более убедительным доказательством переворота, совершенного карамзинской повестью в литературе и читательском сознании, стало то, что литературный сюжет повести был воспринят русским читателем как сюжет жизненно достоверный и реальный, а ее герои — как реальные люди. После публикации повести вошли в моду прогулки в окрестностях Симонова монастыря, где Карамзин поселил свою героиню, и к пруду, в который она бросилась и который получил название «Лизина пруда». Как точно заметил В. Н. Топоров, определяя место карамзинской повести в эволюционном ряду русской литературы, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь» .

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни. Глубокий социальный корень сюжета воплощен в повести Карамзина на своем самом внешнем уровне, как нравственный конфликт «прекрасной душою и телом» (1, 620) Лизы и Эраста — «довольно богатого дворянина с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» (1, 610). И, конечно, одной из причин потрясения, произведенного повестью Карамзина в литературе и читательском сознании, было то, что Карамзин первым из русских писателей, обращавшихся к теме неравной любви, решился развязать свою повесть так, как подобный конфликт скорее всего разрешился бы в реальных условиях русской жизни: гибелью героини.

Однако новшества литературной манеры Карамзина этим не исчерпываются. Сам образный строй повести, манера повествования и угол зрения, под которым автор заставляет своих читателей смотреть на повествуемый, им сюжет, отмечены печатью яркого литературного новаторства. Повесть «Бедная Лиза» начинается со своеобразной музыкальной интродукции — описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» (1, 606).

В своем эстетическом единстве три центральных образа повести — автор-рассказчик, бедная Лиза и Эраст — с невиданной для русской литературы полнотой реализовали сентименталистскую концепцию личности, ценной своими внесословными нравственными достоинствами, чувствительной и сложной. Каждый герой обладает всем комплексом этих признаков, но имеет и свою собственную доминанту. Основным носителем категории чувствительности является автор—рассказчик. С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности, — кстати, именно с этой идеей связан единственный случай прямой авторской декларации в повести — «ибо и крестьянки любить умеют!» (1, 607). Наконец, Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры в сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), объективной вины перед Лизой и столь же объективной невиновности поскольку он, так же, как и Лиза, является жертвой обстоятельств, не дающих из сложившейся ситуации никакого выхода кроме трагедии. Такое последовательное воплощение сентиментальной идеологии в безупречно художественной форме и новаторской поэтике сделало повесть Карамзина «Бедная Лиза» не только эстетическим манифестом русского сентиментализма , но и подлинной родиной русской художественной прозы.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе. В новелле главную роль занимают чувства и переживания героев. Сюжет строится на истории любви бедной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста.

Тема любви в сентиментальном произведении Карамзина является основной, хотя по ходу сюжета раскрываются и другие, хоть и более кратко. Например, тема социального неравенства поднимается тоже, мы видим, что традиции и условности общества не позволяют любящим молодым людям из разных сословий создать семью. Кроме того, мы наблюдаем раскрытие в повести темы внутренней чистоты и достоинства личности, проявляющуюся в ее поступках и отношении к другим: подлость (обман Лизы) и корыстные поступки Эраста (женитьба по расчету) противопоставляется верности и искренности Лизы. Однако все-таки тема любви как гаммы чувств интересуют автора больше всего, позволяя в полной мере создать произведение сентиментального жанра.

Любовь Лизы и Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не может забыть таинственного незнакомца. Позже Эраст находит дом Лизы, где она живет со своей матерью. Он просит у её матери разрешения впредь покупать все цветы, собранные девушкой, и «ей незачем будет часто ходить в город, и ты не принуждена будешь с нею расставаться. Я сам по временам могу заходить к вам».

Эраст увлекается чистой, доверчивой и невинной девушкой. Он называет её «пастушкой» и «дочерью природы». Ради любви к ней он готов оставить светскую жизнь. Лиза тоже полюбила Эраста. Молодые люди дают друг другу клятву верности. Лиза готова ради него скрывать их отношения от горячо любимой матери. Они наслаждаются тайными встречами и не могут прожить друг без друга и дня. Однако вскоре к Лизе посватался сын богатого крестьянина. Эраст выступает против их свадьбы и обещает Лизе, несмотря на разницу между ними, никогда не расставаться. Платоническая любовь между ними закончилась и «уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться, и которые были для него уже не новы». Эраст постепенно теряет былой интерес к Лизе. Вскоре он сообщает ей, что отправляется в военный поход. Лиза тоскует по своему Эрасту. И вот однажды она случайно встречает его в городе. Девушка рада их встрече, но Эраст говорит, что, несмотря на свою любовь, вынужден жениться на другой.

Лиза не смогла пережить это потрясение. Она бросается в пруд, близ которого они часто гуляли с Эрастом. Так трагически заканчивается жизнь Лизы и история её любви.

Карамзин одним из первых в русской литературе смог так ярко описать чувства и переживания героев. Повесть «Бедная Лиза» наполнена тонким психологизмом, в ней показан внутренний мир человека, его переживания и желания.