Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
1
Электронная версия книги:
Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || [email protected]
|| [email protected]
|| http://yanko.lib.ru
|| Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html
|| Номера страниц - вверху update
08.07.07
1

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
2
Anthony Giddens
THE TRANSFORMATION
OF INTIMACY
Sexuality, Love and Eroticism in
Modern Societies
Polity Press
Энтони Гидденс
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ИНТИМНОСТИ
Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород ■ Воронеж
Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара Новосибирск
Киев Харьков Минск
2004
Энтони Гидденс
Трансформация интимности
Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах
Перевел с английского В. Анурин
Главный редактор
Е. Строганова
Зам. главного редактора
Е. Журавлёва
Заведующий редакцией
Т. Калинина
Руководитель проекта
Н. Кулагина
Литературный редактор
В. Пахальян
Художник
Р. Яцко
Корректоры
Е. Силаева, О. Толмачева
Верстка
М. Аввакумов, В. Кагатов, О. Сергеева
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
2

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
3
ББК 60.561.54 УДК 316.6
Г46
Гидденс Э.
Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
ISBN 5-469-00133-4
Это одна из последних работ выдающегося английского социолога Энтони Гидденса, известного русскому читателю по учебнику «Социология» и недавно изданной монографии «Устроение общества». В предлагаемом труде проводится социологический анализ современной сексуальной революции на Западе. Книга адресована обширной аудитории - преподавателям и студентам, всем интересующимся проблемами сексуальности в общем контексте жизнедеятельности.
© Copyright 1992 by Anthony Giddens
© Перевод на русский язык, ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
© Издание на русском языке, оформление, ЗАО Издательский дом «Питер», 2004
Права на издание получены по соглашению с Polity Press.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-469-00133-4
ISBN 0-7456-1012-9 (англ.)
ООО «Питер Принт», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД № 05784 от 07.09.01.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 - литература учебная.
Подписано к печати 29.04.04. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 13. Тираж 4000. Заказ 711
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга».
190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 29.
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
3

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
4
Электронное оглавление
Электронное оглавление............................................................................................. 4
Оглавление.................................................................................................................... 6
Сексуальная революция на марше (предисловие переводчика) ........................ 8
Предисловие................................................................................................................ 20
Введение....................................................................................................................... 20
ГЛАВА 1. Повседневные эксперименты , связи, сексуальность....................... 22
Социальное изменение и социальное поведение...............................................................................24
Гетеросексуальность, гомосексуальность..........................................................................................26
ГЛАВА 2. M. Фуко о сексуальности....................................................................... 29
Сексуальность и институциональное изменение..............................................................................31
Институциональная рефлексивность и сексуальность.....................................................................35
Падение извращенности......................................................................................................................37
ГЛАВА 3. Романтическая любовь и другие привязанности.............................. 39
Брак, сексуальность и романтическая любовь...................................................................................39
Гендер и любовь...................................................................................................................................41
ГЛАВА 4. Любовь, привязанность и чистые отношения................................... 45
Роман-поиск..........................................................................................................................................45
Женщины, браки, связи.......................................................................................................................47
Женщины, мужчины, романтическая любовь...................................................................................49
Романтическая любовь против любви-слияния.................................................................................51
ГЛАВА 5. Любовные, сексуальные и другие пагубные пристрастия.............. 53
Секс и желание.....................................................................................................................................54
Природа пагубного пристрастия.........................................................................................................56
Пагубное пристрастие, рефлексивность, самоавтономия.................................................................58
Подтексты сексуальности....................................................................................................................59
Сексуальность и обольщение..............................................................................................................62
ГЛАВА 6. Социологическое значение созависимости
1
....................................... 65
Природа созависимости.......................................................................................................................65
Пагубное пристрастие и вопрос интимности.....................................................................................67
Таблица 1. Характеристики аддиктивных связей в сравнении с интимными отношениями.....................................................................................................................68
Интимность, родство, родительство...................................................................................................69
Родители и дети....................................................................................................................................71
Токсичные родители?...........................................................................................................................74
ГЛАВА 7. Турбулентность личности, сексуальные расстройства................... 77
Сексуальность и психоаналитическая теория: предварительные замечания..................................77
Психологическое развитие и мужская сексуальность......................................................................79
Мужская сексуальность, принудительность, порнография..............................................................80
Мужское сексуальное насилие............................................................................................................82
Женская сексуальность: проблема комплементарности
1
..................................................................84
Гендер, интимность и забота...............................................................................................................87
ГЛАВА 8. Противоречия чистых отношений....................................................... 89
Чистые отношения: разрыв и создание..............................................................................................89
Лесбиянство и мужская сексуальность..............................................................................................91
Гомосексуальность и эпизодические сношения................................................................................94
Мужчины и женщины: вместе или по отдельности? ........................................................................95
Разделение полов..................................................................................................................................98
ГЛАВА 9. Сексуальность, репрессия, цивилизация.......................................... 101
Секс и репрессия: В. Райх..................................................................................................................101
Герберт Маркузе.................................................................................................................................103
Возможности сексуального радикализма.........................................................................................105
Институциональная репрессия и вопрос сексуальности................................................................108
Современность как навязчивая идея.................................................................................................109
Сексуальная эмансипация.................................................................................................................111
Заключение.........................................................................................................................................112
ГЛАВА 10. Интимность как демократия............................................................. 114
Значение демократии.........................................................................................................................114
Демократизация личной жизни.........................................................................................................116
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
4

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
5
Механизмы..........................................................................................................................................118
Сексуальность, эмансипация, жизненная политика........................................................................120
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
5

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
6
Оглавление
Сексуальная революция на марше (предисловие переводчика)...7
Предисловие...29
Введение...30
Глава 1. Повседневные эксперименты, связи, сексуальность ...33
Социальное изменение и социальное поведение...37
Гетеросексуальность, гомосексуальность...41
Глава 2. М. Фуко о сексуальности ...45
Сексуальность и институциональное изменение...49
Институциональная рефлексивность и сексуальность...55
Падение извращенности...59
Глава 3. Романтическая любовь и другие привязанности ...62
Брак, сексуальность и романтическая любовь...63
Гендер и любовь...66
Глава 4. Любовь, привязанность и чистые отношения ...72
Роман-поиск...73
Женщины, браки, связи...76
Женщины, мужчины, романтическая любовь...80
Романтическая любовь против любви-слияния...82
Глава 5. Любовные, сексуальные и другие пагубные пристрастия... 86
Секс и желание...88
Природа пагубного пристрастия...91
Пагубное пристрастие, рефлексивность, самоавтономия...95
Подтексты сексуальности...97
Сексуальность и обольщение...102
Глава 6. Социологическое значение созависимости ...106
Природа созависимости...107
Пагубное пристрастие и вопрос интимности...111
Интимность, родство, родительство...114
6 Оглавление
Родители и дети...117
Токсичные родители?...122
Глава 7. Турбулентность личности, сексуальные расстройства... 128
Сексуальность и психоаналитическая теория: предварительные замечания...129
Психологическое развитие и мужская сексуальность...132
Мужская сексуальность, принудительность, порнография... 134
Мужское сексуальное насилие... 138
Женская сексуальность: проблема комплементарности... 141
Гендер, интимность и забота...146
Глава 8. Противоречия чистых отношений ...149
Чистые отношения: разрыв и создание...150
Лесбиянство и мужская сексуальность...154
Гомосексуальность и эпизодические сношения...158
Мужчины и женщины: вместе или по отдельности?...161
Разделение полов...165
Глава 9. Сексуальность, репрессия, цивилизация ...170
Секс и репрессия: В. Райх...170
Герберт Маркузе...174
Возможности сексуального радикализма...178
Институциональная репрессия и вопрос сексуальности...182
Современность как навязчивая идея...185
Сексуальная эмансипация...187
Заключение...190
Глава 10. Интимность как демократия ...191
Значение демократии...191
Демократизация личной жизни...195
Механизмы...198
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
6

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
7
Сексуальность, эмансипация, жизненная политика...202
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
7

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
8
Сексуальная революция на марше (предисловие
переводчика)
Энтони Гидденс,
директор Лондонской школы экономики и политологии, бесспорно, представляет собою крупную фигуру не только в британской, но и во всей современной мировой социологии
1
Круг его научных интересов достаточно широк. Еще в начале своей профессиональной карьеры он утвердил себя как один из ведущих интерпретаторов классической социологической теории. Большинство западных социологических изданий энциклопедического типа отмечают также его значительный вклад в современный анализ классовой структуры и социальной стратификации. Он считается, по сути, первооткрывателем довольно авторитетной социологической
теории структурации.
Наконец, на протяжении последних десятилетий он довольно активно занимается исследованиями по проблемам постмодернизма и постмодернити
2
Эти проблемы охватывают довольно широкий тематический спектр - доверие и риск, онтологическая безопасность, проблемы самоидентификации в быстро изменяющемся социальном пространстве, новые возможности социальной трансформации и демократизации и т. д. В русле этих последних проблем лежит и исследование современной сексуальной революции, излагаемое в книге «Трансформация интимности».
Само словосочетание «сексуальная революция» встречается в работе, предлагаемой вниманию читателя, не так уж и часто. И тем не менее книга именно об этом - причем, главным образом, в
социологическом
контексте. Надо сказать, что до середины двадцатого столетия проблемы сексуальности и ее взаимопереплетения с социальными отношениями в более широком контексте чаще оказывались в центре внимания пси-
1
Причем, в отличие от многих других своих коллег, довольно хорошо известную русскоязычному читателю. На русский язык переведен ряд его работ, в том числе: Устроение общества / Пер. И. Тюриной. - М., 2003.
2
Post-modernity
- «культурная и идеологическая конфигурация , призванная вытеснить и заместить модернити (то есть современную индустриальную эпоху во всем многообразии ее социальных отношений. -
В. А
.)» (
Jary D. &Jary J.
Collins Dictionary of Sociology. - Glasgow:
HarperCollins Publishers, 2
nd ed., 1995. - P. 509).
8 Сексуальная революция на марше
хологов (и в особенности психоаналитиков - с легкой руки
3. Фрейда ),
нежели становились предметом изучения социологии. Между тем сексуальность в самых разнообразных ее проявлениях - это важнейший аспект социального взаимодействия
1
Не случайно выдающийся русский и американский социолог
Питирим Сорокин
относил проявления сексуальности и потребности людей в этих проявлениях к одному из трех главных побудительных мотивов, которые оказывают огромное влияние на судьбы целых государств и народов. Сексуальный инстинкт, наряду с пищевым и инстинктом безопасности, он относил к разряду «базовых» или «основных» инстинктов (сам термин, очевидно, заимствован у Фрейда) и утверждал, что именно подавление этих основных инстинктов у населения господствующим режимом и выступает в конечном счете исходным фактором всех социальных революций
2
Конечно, на Западе социологический интерес к проблеме сексуальности проявился значительно раньше и получил существенно большее развитие, нежели в России
3
Основная причина такого невнимания заключалась скорее в том, что изучение проблемы сексуальности противоречило господствующим идеологическим установкам общества «реального социализма» (если даже оставить в стороне тот факт, что и сама теоретическая социология получила у нас статус самостоятельной научной и учебной дисциплины лишь в конце 80-х - начале 90-х гг.).
Довольно широкий круг литературных источников, цитируемых и обсуждаемых
Э. Гидденсом,
указывает на огромный интерес - причем не только психологический, но уже и социологический
- к проблеме сексуальности на Западе. По упомянутой выше причине ни одного российского автора среди этих источников нет. В самом деле, вероятно, можно буквально по пальцам пересчитать тех отечественных социологов , которые обращались к этой проблеме (мы не говорим, разумеется,
О специальных публикациях гинекологической, психологической, пси-
1
Современный британский социологический толковый словарь (
Jary D. &]ary J.
Collins Dictionary of Sociology. - Glasgow: HarperCollins Publishers, 2
nd ed., 1995. -P. 590-591) дает
семь
различных определений социологического понятия «sexuality».
2
См.:
Сорокин П.
Социология революции // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.:
Политиздат, 1990. Между прочим, Сорокин был одним из первых социологов, отметивших
Гидденс Э. Трансформация интимности. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
8

Янко Слава
(Библиотека
Fort/Da
) || http://yanko.lib.ru
9 наступление сексуальной революции (см.:
Sorokin P.
The American Sexual Revolution. - Boston: P.
Sargent, 1956).
3
Хотя первые сексологические опросы начались в России еще в 1904 г. (М. А. Членов); правда, проводились они только в студенческой аудитории.

Круг его научных интересов достаточно широк. Еще в начале своей профессиональной карьеры он утвердил себя как один из ведущих интерпретаторов классической социологической теории. Большинство западных социологических изданий энциклопедического типа отмечают также его значительный вклад в современный анализ классовой структуры и социальной стратификации. Он считается, по сути, первооткрывателем довольно авторитетной социологической теории структурации. Наконец, на протяжении последних десятилетий он довольно активно занимается исследованиями по проблемам постмодернизма и постмодернити .

Эти проблемы охватывают довольно широкий тематический спектр - доверие и риск, онтологическая безопасность, проблемы самоидентификации в быстро изменяющемся социальном пространстве, новые возможности социальной трансформации и демократизации и т. д. В русле этих последних проблем лежит и исследование современной сексуальной революции, излагаемое в книге «Трансформация интимности».

Само словосочетание «сексуальная революция» встречается в работе, предлагаемой вниманию читателя, не так уж и часто. И тем не менее книга именно об этом - причем, главным образом, в социологическом контексте. Надо сказать, что до середины двадцатого столетия проблемы сексуальности и ее взаимопереплетения с социальными отношениями в более широком контексте чаще оказывались в центре внимания психологов (и в особенности психоаналитиков - с легкой руки З. Фрейда ), нежели становились предметом изучения социологии. Между тем сексуальность в самых разнообразных ее проявлениях - это важнейший аспект социального взаимодействия .

Не случайно выдающийся русский и американский социолог Питирим Сорокин относил проявления сексуальности и потребности людей в этих проявлениях к одному из трех главных побудительных мотивов, которые оказывают огромное влияние на судьбы целых государств и народов. Сексуальный инстинкт, наряду с пищевым и инстинктом безопасности, он относил к разряду «базовых» или «основных» инстинктов (сам термин, очевидно, заимствован у Фрейда) и утверждал, что именно подавление этих основных инстинктов у населения господствующим режимом и выступает в конечном счете исходным фактором всех социальных революций .

Конечно, на Западе социологический интерес к проблеме сексуальности проявился значительно раньше и получил существенно большее развитие, нежели в России .

Основная причина такого невнимания заключалась скорее в том, что изучение проблемы сексуальности противоречило господствующим идеологическим установкам общества «реального социализма» (если даже оставить в стороне тот факт, что и сама теоретическая социология получила у нас статус самостоятельной научной и учебной дисциплины лишь в конце 80-х - начале 90-х гг.).

Довольно широкий круг литературных источников, цитируемых и обсуждаемых Э. Гидденсом, указывает на огромный интерес - причем не только психологический, но уже и социологический - к проблеме сексуальности на Западе. По упомянутой выше причине ни одного российского автора среди этих источников нет. В самом деле, вероятно, можно буквально по пальцам пересчитать тех отечественных социологов, которые обращались к этой проблеме (мы не говорим, разумеется, о специальных публикациях гинекологической, психологической, психоневрологической и вообще медицинской тематики). Один из наиболее серьезных русскоязычных социологов, плодотворно работающий по этой проблеме начиная с 60-х годов, это И. С. Кон. Хотя следует отметить, что его первая (и самая известная) книга на эту тему - «Введение в сексологию» - не случайно была опубликована в издательстве «Медицина» .

Эта работа носила не столько социологический характер, она, скорее, представляла собою свод самых разнообразных сведений по анатомии, эндокринологии, психологии, этнографии и лишь отчасти - по социологии сексуального поведения человека. Среди «чисто социологических» авторов, довольно последовательно разрабатывавших эту проблему в течение последних десятилетий, следует отметить прежде всего петербургского социолога С. И. Голода .

В ряду проблем, связанных с изучением стереотипов сексуального поведения, особый интерес в социологическом плане вызывает так называемая сексуальная революция. На Западе об этом явлении заговорили в конце 50-х - начале 60-х годов, когда к ее изучению обратились многие известные философы, социологи, психологи, публицисты. Следует сразу отметить при этом, что далеко не все авторы считают те радикальные изменения, которые происходят в сфере социальных норм, регулирующих взаимоотношения между полами, революцией. Неоднократно приходилось слышать и читать рассуждения с тех позиций, что здесь мы имеем дело просто с ускорением эволюционных процессов .

«Происходящие в наши дни сдвиги половой морали в поведении часто называют броским, но не слишком определенным термином „сексуальная революция“. Действительно ли это резкая трансформация, „взрыв“ традиционных норм или же просто ускоренное продолжение эволюционного процесса, идущего уже несколько столетий?» - таким вопросом задается И. С. Кон .

И, к сожалению, несмотря на основательный последующий анализ происходящих изменений, сам он так и не дает, в конце концов, на этот вопрос определенного и однозначного ответа. Поэтому хотелось бы высказать несколько соображений на этот счет.

Согласно определению, любая социальная революция представляет собою не что иное, как тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества - и экономической, и политической, и духовной, - и вообще коренной перелом в характере социальных отношений. Это определение в достаточной степени применимо также к революционным процессам, происходящим и в отдельных крупных сферах социальной жизни - при условии, что в результате таких процессов внутри каждой такой сферы изменениям подвергаются все аспекты социального взаимодействия, то есть фактически совершается ре-институционализация. Поэтому мы вправе говорить, скажем, о неких «локальных» революциях, означающих революционные перевороты в каждой из таких сфер, - о «технологической», «управленческой», «научно-технической», «культурной», равно как и «сексуальной» революциях.

Такие локальные революции являются составными частями той или иной глобальной революции. Здесь не следует только забывать: социологический смысл той же, например, «локальной» научно-технической революции состоит не в самих технических изобретениях и новшествах, а в происходящих в результате внедрения этих изобретений изменениях отношений между людьми - то есть в трансформациях норм, правил, принципов социального взаимодействия, всей статусно-ролевой системы. Это относится к сексуальной революции в той же мере, как и к любой другой «локальной» революции;

Прежде чем перейти к описанию характерных черт сексуальной революции, необходимо отметить следующий чрезвычайно важный момент: она является следствием и одной из составных частей такого поистине гигантского явления, как глобальная индустриальная революция, и, кажется, выступает как своего рода завершающий этап ее. Индустриальная революция начинается, как известно, с технологической революции, что выражается в механизации производства, которое благодаря этому приобретает массовый характер. Сердцевину и суть индустриальной революции составляет приведение в действие трех важнейших социально-экономических законов - закона экономии времени, закона возвышения потребностей и закона перемены труда .

Энтони Гидденс

Трансформация интимности

Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах

Сексуальная революция на марше (предисловие переводчика)

Энтони Гидденс, директор Лондонской школы экономики и политологии, бесспорно, представляет собою крупную фигуру не только в британской, но и во всей современной мировой социологии.

Круг его научных интересов достаточно широк. Еще в начале своей профессиональной карьеры он утвердил себя как один из ведущих интерпретаторов классической социологической теории. Большинство западных социологических изданий энциклопедического типа отмечают также его значительный вклад в современный анализ классовой структуры и социальной стратификации. Он считается, по сути, первооткрывателем довольно авторитетной социологической теории структурации. Наконец, на протяжении последних десятилетий он довольно активно занимается исследованиями по проблемам постмодернизма и постмодернити.

Эти проблемы охватывают довольно широкий тематический спектр - доверие и риск, онтологическая безопасность, проблемы самоидентификации в быстро изменяющемся социальном пространстве, новые возможности социальной трансформации и демократизации и т. д. В русле этих последних проблем лежит и исследование современной сексуальной революции, излагаемое в книге «Трансформация интимности».

Само словосочетание «сексуальная революция» встречается в работе, предлагаемой вниманию читателя, не так уж и часто. И тем не менее книга именно об этом - причем, главным образом, в социологическом контексте. Надо сказать, что до середины двадцатого столетия проблемы сексуальности и ее взаимопереплетения с социальными отношениями в более широком контексте чаще оказывались в центре внимания психологов (и в особенности психоаналитиков - с легкой руки З. Фрейда ), нежели становились предметом изучения социологии. Между тем сексуальность в самых разнообразных ее проявлениях - это важнейший аспект социального взаимодействия.

Не случайно выдающийся русский и американский социолог Питирим Сорокин относил проявления сексуальности и потребности людей в этих проявлениях к одному из трех главных побудительных мотивов, которые оказывают огромное влияние на судьбы целых государств и народов. Сексуальный инстинкт, наряду с пищевым и инстинктом безопасности, он относил к разряду «базовых» или «основных» инстинктов (сам термин, очевидно, заимствован у Фрейда) и утверждал, что именно подавление этих основных инстинктов у населения господствующим режимом и выступает в конечном счете исходным фактором всех социальных революций.

Конечно, на Западе социологический интерес к проблеме сексуальности проявился значительно раньше и получил существенно большее развитие, нежели в России.

Основная причина такого невнимания заключалась скорее в том, что изучение проблемы сексуальности противоречило господствующим идеологическим установкам общества «реального социализма» (если даже оставить в стороне тот факт, что и сама теоретическая социология получила у нас статус самостоятельной научной и учебной дисциплины лишь в конце 80-х - начале 90-х гг.).

Довольно широкий круг литературных источников, цитируемых и обсуждаемых Э. Гидденсом, указывает на огромный интерес - причем не только психологический, но уже и социологический - к проблеме сексуальности на Западе. По упомянутой выше причине ни одного российского автора среди этих источников нет. В самом деле, вероятно, можно буквально по пальцам пересчитать тех отечественных социологов, которые обращались к этой проблеме (мы не говорим, разумеется, о специальных публикациях гинекологической, психологической, психоневрологической и вообще медицинской тематики). Один из наиболее серьезных русскоязычных социологов, плодотворно работающий по этой проблеме начиная с 60-х годов, это И. С. Кон. Хотя следует отметить, что его первая (и самая известная) книга на эту тему - «Введение в сексологию» - не случайно была опубликована в издательстве «Медицина».

Эта работа носила не столько социологический характер, она, скорее, представляла собою свод самых разнообразных сведений по анатомии, эндокринологии, психологии, этнографии и лишь отчасти - по социологии сексуального поведения человека. Среди «чисто социологических» авторов, довольно последовательно разрабатывавших эту проблему в течение последних десятилетий, следует отметить прежде всего петербургского социолога С. И. Голода .

В ряду проблем, связанных с изучением стереотипов сексуального поведения, особый интерес в социологическом плане вызывает так называемая сексуальная революция. На Западе об этом явлении заговорили в конце 50-х - начале 60-х годов, когда к ее изучению обратились многие известные философы, социологи, психологи, публицисты. Следует сразу отметить при этом, что далеко не все авторы считают те радикальные изменения, которые происходят в сфере социальных норм, регулирующих взаимоотношения между полами, революцией. Неоднократно приходилось слышать и читать рассуждения с тех позиций, что здесь мы имеем дело просто с ускорением эволюционных процессов .

«Происходящие в наши дни сдвиги половой морали в поведении часто называют броским, но не слишком определенным термином „сексуальная революция“. Действительно ли это резкая трансформация, „взрыв“ традиционных норм или же просто ускоренное продолжение эволюционного процесса, идущего уже несколько столетий?» - таким вопросом задается И. С. Кон .

И, к сожалению, несмотря на основательный последующий анализ происходящих изменений, сам он так и не дает, в конце концов, на этот вопрос определенного и однозначного ответа. Поэтому хотелось бы высказать несколько соображений на этот счет.

Согласно определению, любая социальная революция представляет собою не что иное, как тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества - и экономической, и политической, и духовной, - и вообще коренной перелом в характере социальных отношений. Это определение в достаточной степени применимо также к революционным процессам, происходящим и в отдельных крупных сферах социальной жизни - при условии, что в результате таких процессов внутри каждой такой сферы изменениям подвергаются все аспекты социального взаимодействия, то есть фактически совершается ре-институционализация. Поэтому мы вправе говорить, скажем, о неких «локальных» революциях, означающих революционные перевороты в каждой из таких сфер, - о «технологической», «управленческой», «научно-технической», «культурной», равно как и «сексуальной» революциях.

Такие локальные революции являются составными частями той или иной глобальной революции. Здесь не следует только забывать: социологический смысл той же, например, «локальной» научно-технической революции состоит не в самих технических изобретениях и новшествах, а в происходящих в результате внедрения этих изобретений изменениях отношений между людьми - то есть в трансформациях норм, правил, принципов социального взаимодействия, всей статусно-ролевой системы. Это относится к сексуальной революции в той же мере, как и к любой другой «локальной» революции;

Прежде чем перейти к описанию характерных черт сексуальной революции, необходимо отметить следующий чрезвычайно важный момент: она является следствием и одной из составных частей такого поистине гигантского явления, как глобальная индустриальная революция, и, кажется, выступает как своего рода завершающий этап ее. Индустриальная революция начинается, как известно, с технологической революции, что выражается в механизации производства, которое благодаря этому приобретает массовый характер. Сердцевину и суть индустриальной революции составляет приведение в действие трех важнейших социально-экономических законов - закона экономии времени, закона возвышения потребностей и закона перемены труда.

Впоследствии революционные преобразования постепенно охватывают и все другие сферы общественной жизни: в обществах, охваченных индустриальной революцией, происходит целый ряд политических революций, культурных революций, затем управленческих - революций менеджеров. В конце концов, революционные сдвиги охватывают и один из самых консервативных социальных институтов - брачно-семейный.

Эта книга посвящена осмыслению современных практик близких отношений - в первую очередь брачных, любовных и сексуальных.

Гидденс исследует сексуальность с точки зрения социологии, а не психологии или медицины, как это было принято у нас, и с легкой руки Фрейда на Западе. В своем анализе британский социолог использовал обширный корпус источников разного рода: от монографических работ серьезных авторов, с которыми он вступает в полемику, до литературы по психиатрии, пособий по самопомощи и женских любовных романов, к которым он обращается, стремясь объяснить некоторые распространенные типы мужского и женского сексуального поведения.

Энтони Гидденс был одним из первых авторов, обратившимся в середине 80-х годов к разработке проблематики глобализации. Последняя, по его мнению, выходит за рамки сугубо экономической или политической жизни общества и оказывает огромное влияние и на другие сферы человеческого существования, в том числе -- на многие аспекты частной (интимной) жизни людей. Британский социолог особо подчеркивал, что то влияние, которое, глобализация оказывает на «самые интимные и личные сферы нашей жизни», является не менее, а может -- даже более значимым, чем ее воздействие на экономическую, политическую и идеологические сферы общества.

Основная идея и главное утверждение, которое отстаивает Гидденс, заключается в том, что близкие отношения (сексуальные, любовные, брачные, дружеские, родственные) претерпели большие изменения, превратившее из навязанных обществом правил и норм поведения в инструмент личного удовлетворения и самораскрытия.

Всего в книге десять глав и мы коротко поговорим о каждой из них.

В первой главе Гидденс рассматривает повседневные эксперименты, связи и сексуальность. В мире нарастающего сексуального равенства - даже если такое равенство далеко от совершенства - оба пола принуждаются к фундаментальным изменениям своих взглядов и поведения в отношении друг друга. Наше межличностное существование основательно видоизменится, затянув нас в повседневные социальные эксперименты, сопряженными с обширными социальными изменениями.

Предпосылки этих изменений заключаются в том, что семья, которая прежде являлась в первую очередь экономической ячейкой, перестает быть таковой, а функции секса уже не ограничиваются задачами деторождения и продолжения рода. Прямым следствием этого стало более терпимое отношение к гомосексуализму в современных обществах (естественно в сравнительном рассмотрении): «Когда секс лишен „сверхзадачи“, в нем по определению не может господствовать только гетеросексуальность»

Следующая глава называется «Фуко о сексуальности», в ней отдельное внимание уделяется анализам Фуко, где сексуальность определяется не столько физиологическими потребностями, сколько полями власти.. С появлением разделения жизненных сфер на работу и дом изменяется само устройство дома -- распространяется идея домашнего очага как особого места, где индивиды вправе рассчитывать на взаимопонимание и эмоциональную поддержку, а, главное, отношения семейной пары вычеркиваются из более широкого круга родственных связей и приобретают особую значимость.

При этом претерпевают серьезные изменения отношения между родителями и детьми, что в первую очередь связано с уменьшением размера семьи.

На основании этого Гидденс критически не согласен с Фуко, а конкретно с тем, что:

  • 1. Сексуальное развитие нужно рассматривать не только как идеи, понятия и теории, формулируемые в этих понятиях, просачивающиеся в социальной жизни, и пересматривая её, но и как фиксированное и одностороннее вторжение «знание - силы» в социальную организацию.
  • 2. Развитие самости в современном обществе. Вместо того чтобы рассматривать самость как феномен, конструируемый какой-то специальной «технологией», нам надо осознать, что самоидентификация в жизни современного общества становится особенно проблематичной в последние годы.

В главе три идут дальнейшие рассуждения Гидденса, которые строятся следующем образом. В результате всего выше сказанного возникает новый тип брака и брачных отношений. Если традиционный брак основан на идее естественного предназначения и разделения семейных ролей, на понятии долга - то брак нового типа представляет собой сложную систему взаимодействий, которые необходимо постоянно отлаживать и отрабатывать. Это мир сексуальных договоренностей, в которых на первый план выступают понятия ответственности и интимности. По Гидденсу это серия постоянных проб и экспериментов.

Согласно автору, основное отличие пары от семьи заключается в том, что: -- «В традиционной семье супружеская пара была лишь частью, и зачастую не самой главной частью, ее структуры. Связи с детьми и другими родственниками в повседневной и общественной жизни имели не меньшее, а то и большее значение. Сегодня именно пара, состоящая в официальном браке или нет, является ядром семьи. Пара заняла центральное место в семейной жизни по мере снижения экономической роли семьи и превращения любви, а точнее любви и сексуального влечения, в основу заключения брачных уз.» Впервые в истории брак становится основанным на близости -- эмоциональном контакте, который, конечно и раньше был условием удачного брака, но не являлся его структурообразующим элементом.

В четвёртой главе принципиальным для концепции Гидденса является его положение о «чистых отношениях».

Под «чистыми отношениями» подразумевается «связь, основанная на эмоциональном контакте, когда ценность этих контактов является достаточной базой для продолжения отношений» Концепция чистых отношений, по-видимому, лучше, чем какие-либо другие теории позволяет понять суть происходящих изменений в рассматриваемой области. В отличии от других традиционных разновидностей социальных связей, главным условием чистых отношений является открытость и доверие -- Гидденс проводит параллель между чистыми отношениями в интимной жизни людей и демократией в обществе. Ключевой принцип чистых отношений -- решение всех проблем на основе открытого диалога и доверия и недопустимость принуждения -- очень напоминает главные ценности демократии. Интересно, что именно геев и лесбиянок, которые не могли опереться на институт традиционного брака, Гидденс называет «первопроходцами», открывшими мир новых отношений, основный на демократии чувств« При этом социолог отнюдь не говорит о необходимости полной отмены института брака, даже напротив -- он утверждает, что раз последний «используется» для внесения стабильности в гетеросексуальные отношения, то его (брака) инструментальные функции должны быть доступны и гомосексуалам.

В пятой главе идёт изучение пагубных пристрастий в области сексуальных отношений через призму их сравнения с другими зависимостями (например, алкоголизмом, наркоманией и т.д.) Автор приходит к выводу, что пагубные пристрастия в области секса и другие «мании» современного человека имеют схожую природу, структуру и причины возникновения. Последние связаны с качествами современного общества, в котором традиция была уничтожена и соответственно "предполагается более важное значение проекта самости"(с.95)."Посттрадиционный порядок требует фактически беспрестанно перерабатывать изложение самости и привносимой им практики жизненных стилей, если индивиду нужно сочетать автономию личности с чувством онтологической безопасности. Однако процессы самоактуализации очень часто бывают парциальными и ограниченными. Поэтому неудивительно, что пагубные пристрастия имеют столь широкое потенциальное распространение»(с. 96)

Глава шесть. Эта часть работы Гидденса, в большей степени опирается на фактический материал и направлена на анализ различных аттитюдов женского и мужского сексуального поведения. Рассматривается природа таких явлений как женолюбство, созависимость, дается сравнительная характеристика аддиктивных (т.е. основанных на зависимости) и интимных связей. Большое внимание Гидденс уделяет также связям между мужской и женской сексуальностью, с одной стороны, и гомосексуализмом и лесбиянством, с другой. гидденс книга сексуальность эротизм

Глава семь расскажет нам о мужской и женской сексуальности.

Исторически для мужчин любовь была "просто любовью", то для женщин - способом организации будущего. Однако в последние десятилетия ситуация сильно изменилась. Теперь для обоих полов решающую роль стала играть ценность "отношений как таковых", скорее, чем ценность брака.

Мужчинам необходимо иметь высокий статус среди других мужчин, подтвержденный материальным вознаграждением, но они «промахиваются», не попадая ни в одну из важнейших траекторий развития современности, поэтому мужчины нуждаются в женщинах для самоидентификации, хотя и не высказывая эту потребность.

Традиционная мускулинность представляет из себя:

  • 1. Потребность в доминировании над другими мужчинами в сфере общественной жизни.
  • 2. Двойной стандарт (что допустимо для мужчины, неприемлемо для женщины).
  • 3. Разделение женщин на "чистых" (на которых можно жениться) и "нечистых" (проституток, содержанок, ведьм).
  • 4. Понимание половых различий как священных и незыблемых.
  • 5. Представление о женщинах, как существах иррациональных, с неясными желаниями и действиями (женщина как проблема).
  • 6. Разделение труда по признаку пола.

Главный итог сексуальной революции состоял именно в том, что возник феномен пластической сексуальности - сексуальности, освобожденной от давления культурных норм, связанных с репродуктивностью, а так же преимущественной значимости в социальной культуре мужского сексуального опыта. Именно с этим Гидденс связывает развитие "женской сексуальной автономии" и "расцвет гомосексуальности". Пластическая сексуальность - это сексуальность, которая более не является чем-то природным и заданным в своей нормативности и определенности целей. Она перестает быть инстинктом - и становится личностной характеристикой,

Межличностные отношения кардинально меняются под влиянием пластической сексуальности: они начинают строиться преимущественно на принципах удовольствия и удовлетворения, эмоциональной и сексуальной свободы, равенства и самореализации

Глава восемь нам повествует о противоречиях чистых отношений, ведь каждый из типов, вероятно, изменяет направление взглядов в направлении чистых отношений - и в рамках индивидуального жизненного опыта, и в обществе в целом. Будут ли представители обоих полов расти вместе или отдельно -- это будет зависеть от того, насколько далеко заходят и осуществляются чистые отношения на протяжении длительного периода времени. Трансформация интимности вместе с пластической сексуальностью обеспечивает создание условий, которые могли бы осуществить примирение полов.

Глава девять. Сексуальность представляет собою территорию фундаментальной политической борьбы.Нам нет нужды ни ждать социально-политической революции, чтобы следовать программам эмансипации(освобождение от какой-либо зависимости, ист. яндекс словарь) ни надеяться на то, что эта революция очень уж поможет их осуществлению. Революционные процессы уже успешно осуществляются в инфраструктуре личной жизни.

Сексуальная эмансипация, как думает Гидденс, может быть посредником широкомасштабной эмоциональной реорганизации социальной жизни. Однако конкретное значение эмансипации в этом контексте не являет собою независимый ряд психических качеств поведения, как полагают сексуальные радикалы, таких как Райх и Маркузе. Это можно более эффективно понять процедурным путем -- как возможность радикальной демократизации личностной сферы. На мой взгляд, тот, кто говорит о сексуальной эмансипации, говорит о сексуальной демократии. Здесь поставлена на карту не одна только сексуальность. Демократизация личной жизни, как потенциал, распространяется фундаментальным образом на дружеские отношения и, решающим образом, на отношения между родителями, детьми и другими родственниками.

В заключительной главе автор рассказывает о «политике жизни», суть которой состоит в том, что она должна быть направлена не на «политизацию» стилей жизни в узком смысле этого слова, а на вынесение на поверхность тех моральных проблем, которые оказались вытеснены из повседневной жизни в результате её «приватизации» и отсутствии общих критериев. Данная политика жизненных стилей является противоположностью «власти над жизнью», о которой писал Фуко.

Гидденсу удалось не только объяснить сущность ключевых, «знаковых» явлений модернити в области сексуальности и современной сексуальной революции в целом как процесса, но также прогнозировать ее дальнейшее развитие и наметить возможные пути решения проблем, некоторые из которых, наверняка, не понаслышке знакомы многим из нас. Наконец, именно Э. Гидденс одним из первых стал рассматривать трансформации в интимной жизни людей через призму происходящих в современном мире глобальных перемен.

Я хочу выделить особо стилистические достоинства книги: она легко читается и не «страдает» вычурной специальной терминологией, а красочные примеры из социологических исследований вносят свою весомую лепту в простоту восприятия материала. Не скажу что эта книга сильно повлияла на моё восприятие, но она будет вполне полезна людям, которые стремятся выстроить интимную связь со своим партнёром, основанной не на взаимной зависимости и поглощении, а на четком определении личностных границ.

Новизна поднятых в "Трансформации интимности" проблем, а также обоснованность выдвинутых в книге идей могут оспариваться и критиковаться, но актуальность работы не подлежит сомнению. Ведь в современном мире сфера интимности претерпевает кардинальную трансформацию, превращаясь из регулируемого внешними нормами социального института в самоценные частные взаимоотношения. Именно поэтому книга Энтони Гидденса «Трансформация интимности» мне понравилась.

Эти идеи Фрейда приходят на ум при чтении книги английский социолога Э. Гидденса «Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах». Она вышла более десяти лет назад, но до сих пор остается о одним из бестселлеров в данной тематической области. В ней Гидденс обобщает и систематизирует основные итоги происшедшей во второй половине двадцатого века сексуальной революции. Как это можно видеть из названия книги, Гидденс говорит не просто об изменениях в сексуальном поведении (установках, мотивах, формах и т.д.). Его интерпретация сексуальной революции шире: он говорит об изменениях в характере близких отношений - о трансформации интимности, и, шире, либерализации коммуникативного этоса, его существенной демократизации. Одним из наиболее значимых ее проявлений, считает Гидденс, стала смена доминирующих типов любовных отношений: идеал романтической любви уступил место иному «амурному» стандарту - так называемой конфлюэнтной любви (confluent love), т.е. «текучей», преходящей, не сориентированной, в отличие от романтической любви, на поиск единственного(ой) возлюбленного(ой) и на обретение вечной любви; главным в ней является не неповторимость другого (возлюбленного/возлюбленной), а особенность конкретных отношений, сложившихся здесь и сейчас и в общем-то никак не предопределяющих будущего участников этих отношений. Трансформация интимности и возникновение феномена конфлюэнтной любви стали, по Гидденсу, результатом ряда связанных между собой факторов: а) женской сексуальной эмансипации - высвобождения женской сексуальности из-под зависимости от репродуктивной функции и формирования благодаря этому того, что Гидденс называет «пластичной сексуальностью» (в первую очередь женщины приняли новый стандарт и образ сексуальности); б) освобождения сексуальности от доминирования мужского начала; вследствие этого сексуальные практики окончательно вышли (и для женщин это особенно радикально) за матримониальные рамки; в) изменения соотношения ролей женщины и мужчины в интимных отношениях, их эгалитаризации; г) постепенного преодоления стереотипа гетеросексуальности и гендерной дифференцированности в восприятии интимных отношений; д) обретения любовными отношениями качества «чистых отношений ». В комплексе характеристик, отличающих конфлюэнтную любовь от романтической, существенным является то, что взаимное сексуальное удовлетворение становится непременным условием успешности любовного союза, а его продолжительность определяется лишь готовностью тех, кто его создал, поддерживать его; ничто, кроме влечения и желания партнеров, не обеспечивает его прочность. Следует добавить, что конфлюэнтная любовь, по Гидденсу, не непременно моногамна и не обязательно гетеросексуальна[.

Книга Гидденса, самобытная во многих отношениях, типична для постклассического амурологического дискурса. Классическая философия любви сознательно или бессознательно, но последовательно десексуализировала любовь; - в постклассических теориях любовь немыслима без секса. Это обусловлено более широким контекстом понимания любви, ее ценностных, нормативных и прагматических аспектов. Классическая философия обсуждала любовь преимущественно в перфекционистском контексте. Идущее со времен классической античности, с Платона и Ксенофонта, различение двух видов любви - любви небесно-возвышенной и любви приземленной, - так или иначе сохранявшееся на протяжении всей истории мысли, утверждает любовь именно как путь личного и совместного совершенствования. Однако благодаря фрейдовскому анализу любовного, любовно-эротического опыта начался поворот от классического , преимущественно перфекционистского, понимания любви к постклассическому - персоналистски-коммуникативному. Книга Гидденса, как и работы многих других авторов, хотя и в разной степени, в полной мере отражает этот поворот: любовь рассматривается как душевный и коммуникативный опыт, и этот опыт неотрывен от осуществления партнерами своей сексуальности. Правда анализ гидденсовской трактовки основных эффектов трансформации интимности рождает ассоциации, подсказывающие о наличии несомненных культурно-исторических прототипов открытого им феномена.