1. Физическая подготовка туриста.

Краткие сведения о строении человеческого организма

Анатомические и физиологические особенности строения организма человека. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

2. Общая физическая подготовка.

Основная задача общей физической подготовки - укрепление здоровья, развитие физических, моральных и волевых качеств туриста-спортсмена.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких результатов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсмена, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств и методов физической подготовки, применяемых на первом этапе обучения.

Практические занятия.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища и ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями, набивными мячами. Элементы акробатики. Элементы спортивной гимнастики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжные прогулки; освоение основных лыжных ходов. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Плавание - освоение одного из способов. Кросс-походы. Полосы препятствий.

3. Специальная физическая подготовка.

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов-спортсменов. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных сборов - приспособление организма к условиям соревнований.

Практические занятия.

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц. Круговая тренировка. Индивидуальные занятия.

Приложение № 2.

Тематический план контрольной группы.

Спортивно- туристские путешествия.

1 год обучения. 9 часовая группа.

Количество часов

Практика

В помещении

На местности

Туристские походы как средство воспитания детей,

подростков и юношества.

Топография и ориентирование

Краеведение

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Питание в туристском походе.

Снаряжение туриста.

Общая и специальная физическая подготовка

Начальная судейская подготовка

Подготовка к учебным соревнованиям.

Участие в учебных соревнованиях.

1. Физическая подготовка туриста

Краткие сведения о строении человеческого организма.

Костно-связочный аппарат. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

2. Общая физическая подготовка.

Практические занятия.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Элементы акробатики.

Упражнения на равновесие, выполняемые на гимнастическом бревне, ска­мейке. Переправа по бревну через овраг, ручей, канаву, переправа но качаю­щемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе бег помощи ног. Подъем по крутым склонам оврагов, берегам ручьев.

Элементы скалолазания.

Игры: баскетбол, футбол, гандбол со специальными заданиями. Эстафеты с применением сложных двигательных заданий, требующих координации движений. Подвижные игры.

Легкая атлетика. Лыжные прогулки; освоение основными действиями в лыжных ходах; одного из способов передвижения на лыжах. Гимнастические упражнения.

3.Специальная физическая подготовка.

Практические занятия.

Упражнения на развитие физических качеств, необходимых для специаль­ной подготовки.

ВАРИАНТ ЭКСПЕРИМЕНТА 2

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Гипотеза исследования.

Использование подвижных игр, эстафет, тренировочно – туристской полосы препятствий, спортивных игр, специальных упражнений на развитие физических качеств в учебной программе способствует развитию физической подготовки школьников – туристов.

      Цель и задачи исследования.

Цель: Оценить уровень физической подготовки учащихся 6 – 7 классов занимающихся туризмом по специальной программе. Программа прилагается.

    Изучить теорию и практику физической подготовки в группах по спортивно туризму.

    Разработать программу физической подготовки по спортивно туризму для групп первого года обучения.

    Обосновать эффективность экспериментальной программы физической подготовки в спортивно туризме.

    Дать сравнительный анализ показателей уровня физической подготовки школьников, занимающихся по контрольной и экспериментальной программам.

      Методы исследования .

1. Анализ литературных источников.

    Педагогическое наблюдение.

    Обработка полученных результатов эксперимента с помощью математической статистики.

4. Экспериментальный метод.

      Организация исследования.

Исследование проводилось в 3 этапа.

1-й этап на данном этапе был сделан выбор тематики предстоящей курсовой работы; выбрано исследование, которое будет проводиться; сформулирована цель и задачи исследования. Также был сделан теоретический анализ и обобщение данных литературных источников. И в итоге выведена гипотеза предстоящего исследования.

2-й этап проведено педагогическое исследование на Контрольной и экспериментальной группах занимающихся туризмом по разным программам.

Эксперимент был проведен с 1 сентября по 1 апреля 2003 года. В эксперименте приняло участие 16 школьников. Первая группа – 8 человек, занимающихся по специальной программе подготовки юных туристов. Вторая группа – 8 человек, занимающихся по обще – принятой программе. Все участники были 2-3 года обучения. В ходе эксперимента было проведено тестирование физических качеств туристов. Первый этап тестирования проходил в сентябре на базе школы № 412, занимающиеся выполняли контрольные упражнения, по результатам которых можно судить о их всесторонней подготовке. Для дачи тестов давалось определенное количество попыток: Прыжок с места в длину – 2 попытки, Сгибание – разгибание рук в упоре лежа – 1 попытка, челночный бег - 2 попытки, сгибание – разгибание туловища лежа на спине - 1 попытка. Тесты в техническом плане достаточно просты и доступны всем испытуемым.

В конце эксперимента мы провели повторное тестирование, в котором использовались те же контрольные упражнения, что и на первом этапе исследования.

Обработка полученных результатов эксперимента производилась с использованием математических методов, в частности математической статистики.

В эксперименте определялось среднее арифметическое значение (x);

Среднее квадратичное отклонение ();

Ошибка среднего арифметического значения(m);

А достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента, который был равен 2,23.

Вычисления производились для несвязанных выборок по формулам:

Х= ___I-1__ , =  ( i) , m= , tрасч.= [х1-х2] , где

Актуальность исследования. Здоровье населения России – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Человек вынужден строить свою деятельность в непростых условиях, которые можно охарактеризовать рядом неблагоприятных факторов. Неудовлетворительное состояние окружающей среды, жизнь в условиях постоянного психологического стресса, недостаток в активной двигательной деятельности, приводящий к снижению защитных функций организма, распространение вредных привычек, изменение направления социально – экономического развития государства, ситуация социальной нестабильности.
Осознавая всю важность физического воспитания подрастающего поколения, в настоящее время одним из стратегических направлений образования в России является проблема сохранения и укрепления здоровья детей нации в целом. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые способствуют развитию хронических болезней. Все это говорит о том, что необходимо найти пути и выходы наиболее результативных форм и методов укрепления здоровья подрастающего поколения. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.
Противоречия и обоснованность выбора темы исследования.
Актуальность вышеизложенной темы определила идею ведения общей физической подготовки в системе физического воспитания учащихся посредством различных тестов, нормативов и программы для общеобразовательных школ. Мониторинг позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников и студентов на протяжении нескольких лет обучения в школе и в учебных заведениях, формируя у учащихся и студентов целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, стимулировать личные достижения учащихся, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.
Объект исследования – процесс формирования физической культуры учащихся и секционные занятия для подготовки юных спортсменов.
Предмет исследования – применение занятий по общей физической подготовке в учебно-тренировочных процессах.
Цель работы заключается в развитие физической культуры личности учащихся посредством овладения ими основами физкультурной деятельности.
Гипотеза исследования основана на предложении, что процесс физкультурного воспитания учащихся достигнет эффекта, если:
-единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, студентов и педагогов, основанное на взаимосвязи теоретического и практического освоения ценностей физической культуры и спорта..;
-непрерывное отслеживание за физическим развитием на разных ступенях физкультурного образования;
- соблюдаются принципы индивидуально – личностного подхода, обеспечивающие психологическую комфортность учащихся на занятиях, что способствует повышению мотивации деятельности.

Задачи работы:

1.Оценить и анализировать физическую подготовленность учащихся, студентов;
2.Разработать единую целостную здоровъесберегающую и обучающую систему образовательного процесса.
3. Способствовать сохранению и укреплению здоровья, физическому развитию и повышению работоспособности учащихся с помощью подбора средств физического воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и студентов.
4.Отслеживать за физическим развитием учащихся как основой для организации здоровьесберегающей деятельности школы в целом.
5.Стимулировать личные достижения учащихся.
Методологической основой данной работы явились педагогические труды классиков педагогов Я.А. Каменского, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко, философов М.В Ломоносова, К.Маркса, ученых – медиков Ю.П.Лисицыны, И.И.Брехмана, которые пытались решить проблему здоровья, формирования здорового образа жизни. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.
Методы исследования: для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы: анализ, сравнение, обобщение, анкетирование, беседа.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и укрепление здоровья;
- повышение интереса к занятиям физической культуры;
-формирование ответственного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности школьников в двигательной деятельности;
-улучшение спортивных результатов;
Достоверность и обоснованность результатов и выводов работы обеспечена: положительной динамикой результатов отслеживания за физическим развитием; достижениями воспитанников на спортивных соревнованиях в улусе, республике.

2.Основное содержание работы

Принципы деятельности:
-Единство урочных и внеурочных занятий;
- Преемственность и системность;
-Принцип интеграции;
-Способность самостоятельно преодолевать препятствия;
Сферы деятельности:
1.Теоретические основы физического воспитания.
2.Учебно-воспитательная работа.
3.Совершенствование профессионального, педагогического мастерства.
4.Связьс социумом.
Основные направления работы:
1.Учебная деятельность
2.Внеурочная деятельность
3.Исследовательская деятельность.
2.Общая физическая подготовка.

II. Главная цель ОФП - это развитие выносливости, скорости и силы человека, улучшение и укрепление работы сердца и всей кровеносной и дыхательной системы. Это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.
Конечно, лучше всего к этому приучать с самого детства. В этом могут помочь детские игровые комплексы, спортивные секции, так как в этом случае задействованы многие группы мышц. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:







ОФП построит фундамент для дальнейшего увеличения нагрузок. Все спортсмены, особенно в боевых единоборствах, уделяют много времени ОФП, что говорит о многом. Вот, например, еще в 80-е годы учащиеся Ойской средней школы, занимаясь в группе общей физической подготовки не определяясь в других видах спорта занимались 7раз в неделю. А во время каникул проводили 2-х разовые тренировки.
Учебно-тематический план ОФП

№ пп Наименование темы Количество часов
всего теоретические занятия практические занятия
1. Физическая культура и спорт 4 4
2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи 3 3
3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь 3 3
4. Гимнастика 10 10
5. Легкая атлетика 8 8
6. Подвижные игры 8 8
7. Лыжи 8 8
8. Волейбол 10 10
9. Настольный теннис 10 10
10. Баскетбол 14 14
11. Стрельба 10 10
12. Футбол 10 10
13. Контрольные испытания, соревнования 26 26
14. Судейская практика 18 18

На занятиях по ОФП в целях отслеживания физического развития учащихся были включены следующие контрольные нормативы:
-.Подтягивание.
- Отжимание
- Прыжок в длину с места
-Челночный бег
-Упражнение на гибкость
- Прыжки через скакалку
-Приседание на одной ноге
-Поднимание ног до 90градусов
- Бег60, 100,200, 400, 800,1500, 3000, 5000м
-Прыжки в длину с разбега
- Метание гранаты
- Акробатические комплексы
- Контрольные упражнения по игровым видам спорта.
Кроме того должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- основы стрельбы;
- разные виды лыжного хода;
- правила легкой атлетики;
- гимнастические термины;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Должны уметь:
- подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
- акробатические упражнения, группироваться;
- использовать различные тактические действия;
- владеть техникой игры перемещений во время игры;
- использовать страховку и самостраховку;
- владеть техникой бега;
- использовать самоконтроль за состоянием здоровья.

Преимущества:
1.Сдача контрольных нормативов.
2.Учитывается динамика роста показателей.
После введения данных нормативов у учащихся наблюдаются:
1.Высокие показатели работоспособности.
2.Повышение успеваемости.
3.Сопротивляемость к болезням.
4.Улучшается результат спортивных достижений.

Ожидаемые результаты:
- осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
- понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
- повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма;
- воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка)
- воспитание чемпионов и призеров.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:
* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
* приобрести общую, выносливость;
* повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
* улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
* научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.
6. Специальная подготовка
Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
* спортивная подготовка;
* профессионально-прикладная физическая подготовка.

7. Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
* устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
* кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
* способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
* способность воспринимать, организовывать и "перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
За период работы многие школьники выдрали такие виды спорта как бокс, восточные единоборства, баскетбол, вольная борьба, легкая атлетика.
В заключении необходимо подчеркнуть, что занятия по ОФП дают реальные возможности реализовать во всех видах спорта, поэтому во всех общеобразовательных школах, ДЮСШ, специализированных школах существовали группы, независимо от возраста и пола. Чтобы достичь высоких спортивных достижений используют взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечиваюшие школьников и студентов использовать научно обоснованный обьем двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма подрастающего поколения.

Список использованной литературы

1. Зинькович И.Б. Физкультура в жизни ребенка. /Зинькович И.Б. - Минск, 1973/.
2. Искусство быть здоровым: Методическое пособие /Состав. Чайковский A.M., Шенкман А.Б. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. /Качашкин В.М. - М.: Просвещение,1972/.
4. Клевенко В.М. Быстрота в спорте/ Клевенко В.М. - М., 1968/.
5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Кун Л. - М., 1982/.
6. Лепешкин В.А. Скакалка всегда в моде. / Лепешкин В.А. - Физическая культура в школе. - 2003. -№3/.
7. Морозов Г.М. Уроки профессионального спорта./Морозов Г.М. - М., 1992/.
8. Муминжанов М. Методика обучения юных спортсменов по системе
заданий //: Ежегодник./Муминжанов М. - М.: Физкультура и спорт, 1979/.
9. Настольная книга учителя физической культуры: Методическое пособие /Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
10. Никифоров Ю.Б. Особенности современного спорта и тенденции его
развития //: Ежегодник. /Никифоров Ю.Б. - М.: Физкультура и спорт, 1984/.
11. Поляков М.И. О развитии физических качеств //Физическая культура в
школе. Поляков М.И. -2002. -№1/.
12. Родионов В.И. Силовая подготовка //: Ежегодник/Родионов В.И. - М.:Физкультура и спорт, 1978.
13. Романенко М.И.. /Романенко М.И.- Киев, 1978/.
14. Средства и методы совершенствования технического мастерства спортсменов./ методическое пособие для тренеров /Под ред. Таймазова В.А. - Л., 1987.
17. Станкин М.И. Спорт и воспитание подростка./Станкин М.И. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
18. Степанов Н.С. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижных игр на уроках физкультуры /Степанов Н.С. – Якутск, 2002/.
19. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера/Шамаев Н.К. Якутск., 1990/.
20. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. /Филин В.П., Фомин Н.А. - М.: Физкультура и спорт, 1980/.
21. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания / Фомин Н.А., Фолин В.Е. - М.: Физиология и спорт, 1972/.

Было показано, что его попытка создать практически «вечный двигатель» удалась потому, что автор интуитивно понимал, а может прекрасно знал, но тщательно скрывал истину, как правильно надо создать магнит нужной формы и как правильно надо сопоставить магнитные поля магнитов ротора и статора, чтобы взаимодействие между ними привело к практически вечному вращению ротора. Для этого ему пришлось изогнуть роторные магниты так, что этот магнит в разрезе стал похож на бумеранг, слабоизогнутую подкову или банан.

Благодаря такой форме магнитные силовые линии роторного магнита оказались замкнутыми уже не в виде тора, а в виде «бублика», пусть и сплюснутого. И размещение такого магнитного «бублика» так, чтобы его плоскость была при максимальном приближении магнита ротора к магнитам статора приблизительно или преимущественно параллельна силовым линиям, исходящих от магнитов статора, позволило получить за счет эффекта Магнуса для эфирных потоков силу, которая обеспечила безостановочное вращение арматуры вокруг статора...

Конечно было бы лучше, если бы магнитный «бублик» роторного магнита был бы совсем параллельным силовым линиям, исходящих из полюсов магнитов статора, и тогда эффект Мёбиуса для магнитных потоков, которые есть потоки эфира, проявился бы с бОльшим эффектом. Но для того времени (более 30 лет назад) даже такое инженерное решение было огромным достижением, что, несмотря на запрет выдавать патенты на «вечные двигатели», Говарду Джонсону через несколько лет ожидания, патент получить удалось, так как, видимо, ему удалось убедить патентоведов реально действующим образцом своего магнитного мотора и магнитной дорожки. Но даже по прошествии 30 лет кто-то из власть имущих упорно не желает принять решение о массовом применении подобных двигателей в промышленности, в быту, на военных объектах и т.д.

Убедившись, что мотор Говарда Джонсона использует тот принцип, который понят мной, исходя их теории Эфира, я попытался проанализировать с этих же позиций еще один патент, который принадлежит русскому изобретателю Алексеенко Василию Ефимовичу. Патент был выдан еще в 1997 году, но поиск по Интернету показал, что наша власть и промышленники фактически игнорируют изобретение. Видимо в России еще много нефти и денег, поэтому чиновники предпочитают мягко спать и сладко есть, благо у них зарплата это позволяет. А в это время на нашу страну надвигается экономический, политический, экологический и идеологический кризис, которые могут перерасти в продовольственный и энергетические кризисы, а при нежелательном для нас развитии породить демографическую катастрофу. Но, как любили говорить некоторые царские военноначальники - не беда, бабы новых нарожают…

Предоставляю возможность самим читателям познакомиться с патентом Алексеенко В.Е. Он предложил 2 конструкции магнитных двигателей. Их недостатком является то, что их роторные магниты имеют довольно сложную форму. Но патентоведы, вместо того, чтобы помочь автору патента упростить конструкцию, ограничились формальной выдачей патента. Мне неизвестно, как Алексеенко В.Е. обошёл запрет на «вечные двигатели», но и на том спасибо. А вот то, что это изобретение фактически оказалось никому не нужным, это уже очень плохо. Но это, к сожалению, суровая правда бытия нашего народа, которым управляют недостаточно компетентные или слишком корыстные существа. Пока жаренный петух не клюнет…


ИЗОБРЕТЕНИЕ

Патент Российской Федерации RU2131636

БЕСТОПЛИВНЫЙ МАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Как было показано ранее, одним из важнейших преимуществ многофазных систем является получение вращающегося магнитного поля с помощью неподвижных катушек, на чем основана работа двигателей переменного тока. Рассмотрение этого вопроса начнем с анализа магнитного поля катушки с синусоидальным током.

Магнитное поле катушки с синусоидальным током

При пропускании по обмотке катушки синусоидального тока она создает магнитное поле, вектор индукции которого изменяется (пульсирует) вдоль этой катушки также по синусоидальному закону Мгновенная ориентация вектора магнитной индукции в пространстве зависит от намотки катушки и мгновенного направления тока в ней и определяется по правилу правого буравчика. Так для случая, показанного на рис. 1, вектор магнитной индукции направлен по оси катушки вверх. Через полпериода, когда при том же модуле ток изменит свой знак на противоположный, вектор магнитной индукции при той же абсолютной величине поменяет свою ориентацию в пространстве на 1800. С учетом вышесказанного магнитное поле катушки с синусоидальным током называютпульсирующим.

Круговое вращающееся магнитное поле двух- и трехфазной обмоток

Круговым вращающимся магнитным полем называется поле, вектор магнитной индукции которого, не изменяясь по модулю, вращается в пространстве с постоянной угловой частотой.

Для создания кругового вращающегося поля необходимо выполнение двух условий:

    Оси катушек должны быть сдвинуты в пространстве друг относительно друга на определенный угол (для двухфазной системы – на 90 0 , для трехфазной – на 120 0).

    Токи, питающие катушки, должны быть сдвинуты по фазе соответственно пространственному смещению катушек.

Рассмотрим получение кругового вращающегося магнитного поля в случае двухфазной системы Тесла (рис. 2,а).

При пропускании через катушки гармонических токов каждая из них в соответствии с вышесказанным будет создавать пульсирующее магнитное поле. Векторы и, характеризующие эти поля, направлены вдоль осей соответствующих катушек, а их амплитуды изменяются также по гармоническому закону. Если ток в катушке В отстает от тока в катушке А на 90 0 (см. рис. 2,б), то .

Найдем проекции результирующего вектора магнитной индукции на оси x и y декартовой системы координат, связанной с осями катушек:

Модуль результирующего вектора магнитной индукции в соответствии с рис. 2,в равен

Полученные соотношения (1) и (2) показывают, что вектор результирующего магнитного поля неизменен по модулю и вращается в пространстве с постоянной угловой частотой , описывая окружность, что соответствует круговому вращающемуся полю.

Покажем, что симметричная трехфазная система катушек (см. рис. 3,а) также позволяет получить круговое вращающееся магнитное поле.

Каждая из катушек А, В и С при пропускании по ним гармонических токов создает пульсирующее магнитное поле. Векторная диаграмма в пространстве для этих полей представлена на рис. 3,б. Для проекций результирующего вектора магнитной индукции на

оси декартовой системы координат, ось y у которой совмещена с магнитной осью фазы А, можно записать

Приведенные соотношения учитывают пространственное расположение катушек, но они также питаются трехфазной системой токов с временным сдвигом по фазе на 1200. Поэтому для мгновенных значений индукций катушек имеют место соотношения

; ;.

Подставив эти выражения в (3) и (4), получим:

В соответствии с (5) и (6) и рис. 2,в для модуля вектора магнитной индукции результирующего поля трех катушек с током можно записать:

,

а сам вектор составляет с осью х угол a, для которого

,

Таким образом, и в данном случае имеет место неизменный по модулю вектор магнитной индукции, вращающийся в пространстве с постоянной угловой частотой , что соответствует круговому полю.

Магнитное поле в электрической машине

С целью усиления и концентрации магнитного поля в электрической машине для него создается магнитная цепь. Электрическая машина состоит из двух основных частей (см. рис. 4): неподвижного статора и вращающегося ротора, выполненных соответственно в виде полого и сплошного цилиндров.

На статоре расположены три одинаковые обмотки, магнитные оси которых сдвинуты по расточке магнитопровода на 2/3 полюсного деления , величина которого определяется выражением

,

где - радиус расточки магнитопровода, а р – число пар полюсов (число эквивалентных вращающихся постоянных магнитов, создающих магнитное поле, - в представленном на рис. 4 случае р=1).

На рис. 4 сплошными линиями (А, В и С) отмечены положительные направления пульсирующих магнитных полей вдоль осей обмоток А, В и С.

Приняв магнитную проницаемость стали бесконечно большой, построим кривую распределения магнитной индукции в воздушном зазоре машины, создаваемой обмоткой фазы А, для некоторого момента времени t (рис. 5). При построении учтем, что кривая изменяется скачком в местах расположения катушечных сторон, а на участках, лишенных тока, имеют место горизонтальные участки.

Заменим данную кривую синусоидой (следует указать, что у реальных машин за счет соответствующего исполнения фазных обмоток для результирующего поля такая замена связана с весьма малыми погрешностями). Приняв амплитуду этой синусоиды для выбранного момента времени t равной ВА, запишем

;

.

Просуммировав соотношения (10)…(12), с учетом того, что сумма последних членов в их правых частях тождественно равна нулю, получим для результирующего поля вдоль воздушного зазора машины выражение

представляющее собой уравнение бегущей волны.

Магнитная индукция постоянна, если. Таким образом, если мысленно выбрать в воздушном зазоре некоторую точку и перемещать ее вдоль расточки магнитопровода со скоростью

,

то магнитная индукция для этой точки будет оставаться неизменной. Это означает, что с течением времени кривая распределения магнитной индукции, не меняя своей формы, перемещается вдоль окружности статора. Следовательно, результирующее магнитное поле вращается с постоянной скоростью. Эту скорость принято определять в оборотах в минуту:

.

Принцип действия асинхронного и синхронного двигателей

Устройство асинхронного двигателя соответствует изображению на рис. 4. Вращающееся магнитное поле, создаваемое расположенными на статоре обмотками с током, взаимодействует с токами ротора, приводя его во вращение. Наибольшее распространение в настоящее время получил асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором ввиду своей простоты и надежности. В пазах ротора такой машины размещены токонесущие медные или алюминиевые стержни. Концы всех стержней с обоих торцов ротора соединены медными или алюминиевыми же кольцами, которые замыкают стержни накоротко. Отсюда и произошло такое название ротора.

В короткозамкнутой обмотке ротора под действием ЭДС, вызываемой вращающимся полем статора, возникают вихревые токи. Взаимодействуя с полем, они вовлекают ротор во вращение со скоростью , принципиально меньшей скорости вращения поля 0 . Отсюда название двигателя - асинхронный.

Величина

называется относительным скольжением . Для двигателей нормального исполнения S=0,02…0,07. Неравенство скоростей магнитного поля и ротора становится очевидным, если учесть, что при вращающееся магнитное поле не будет пересекать токопроводящих стержней ротора и, следовательно, в них не будут наводиться токи, участвующие в создании вращающегося момента.

Принципиальное отличие синхронного двигателя от асинхронного заключается в исполнении ротора. Последний у синхронного двигателя представляет собой магнит, выполненный (при относительно небольших мощностях) на базе постоянного магнита или на основе электромагнита. Поскольку разноименные полюсы магнитов притягиваются, то вращающееся магнитное поле статора, которое можно интерпретировать как вращающийся магнит, увлекает за собой магнитный ротор, причем их скорости равны. Это объясняет название двигателя – синхронный.

В заключение отметим, что в отличие от асинхронного двигателя, у которого обычно не превышает 0,8…0,85, у синхронного двигателя можно добиться большего значенияи сделать даже так, что ток будет опережать напряжение по фазе. В этом случае, подобно конденсаторным батареям, синхронная машина используется для повышения коэффициента мощности.

Литература

    Основы теории цепей: Учеб. для вузов /Г.В.Зевеке, П.А.Ионкин, А.В.Нетушил, С.В.Страхов. –5-е изд., перераб. –М.: Энергоатомиздат, 1989. -528с.

    Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники: Электрические цепи. Учеб. для студентов электротехнических, энергетических и приборостроительных специальностей вузов. –7-е изд., перераб. и доп. –М.: Высш. шк., 1978. –528с.

    Теоретические основы электротехники. Учеб. для вузов. В трех т. Под общ. ред. К.М.Поливанова. Т.1. К.М.Поливанов. Линейные электрические цепи с сосредоточенными постоянными. –М.: Энергия- 1972. –240с.

Контрольные вопросы

    Какое поле называется пульсирующим?

    Какое поле называется вращающимся круговым?

    Какие условия необходимы для создания кругового вращающегося магнитного поля?

    Какой принцип действия у асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?

    Какой принцип действия у синхронного двигателя?

    На какие синхронные скорости выпускаются в нашей стране двигатели переменного тока общепромышленного исполнения?

Cтраница 1


Вращение постоянного магнита с частотой П создает в пространстве магнитное поле, вращающееся с такой же частотой. Такая же картина имеет место в электрических машинах переменного тока, если ротор представляет собой постоянный магнит или электромагнит. У явнополюсного ротора (рис. 18.2, а; 18.3, а) сердечник из ферромагнитного материала имеет ярко выраженные выступы - полюсы, на которых размещены катушки. Неявнополюсный ротор (рис. 18.2, б; 18.3, о) выполнен в виде цилиндра, на котором размещена распределенная по пазам обмотка возбуждения. У многополюсных роторов (р 1) северные и южные полюсы чередуются. Роторы, изображенные на рис. 18.2, а, б, имеют одну пару (2р 2), а показанные на рис. 18.3, а, 6 - две пары (2р 4) полюсов. При 2р 4 роторы изготовляют явнополюсными.  

Схеме магнитного тахометра.  

Вращение постоянного магнита 1 вызывает появление в диске (или стаканчике) 2, выполненном из немагнитного материала, индуктированных токов. В результате взаимодействия этих токов с магнитным полем возникает вращающий момент 7И1; действующий на диск в направлении вращения магнита и пропорциональный угловой скорости йг последнего М1С1со1, где Сг - коэффициент пропорциональности.  


При вращении постоянного магнита вслед за ним поворачивается картушка вместе с осью, закручивая спиральную пружину, которая одним концом крепится к оси, а другим - к корпусу спидометра. При закручивании спиральная пружина создает противодействующий моменту MI момент М2, который пропорционален углу поворота картушки.  

При вращении постоянного магнита / в сердечнике 5 магнитопровода создается магнитный поток, изменяющийся по величине и направлению.  


При вращении постоянного магнита в процессе работы электродвигателя в рамке 2 создается электрический ток, в результате чего между постоянным магнитом и цилиндром возникает сила взаимодействия. Рамка поворачивается, замыкая соединенные с ней контакты. При остановке электродвигателя контакты размыкаются.  

Схема системы зажигания от магнето низкого (а и высокого (б напряжений.  

При вращении двухполюсного постоянного магнита 1 (ротора магнето) в неподвижных стойках с сердечником 2 (якорь магнето) и намотанной на него первичной обмоткой в ней образуется ток, сила которого составляет 2 25 - 3 5 А, напряжение 300 - 500 В.  

Установка технических термометров в оправах при измерении температуры среды с повышенным давлением.  

Следовательно, при вращении постоянного магнита вращается шпилька, опуская ли поднимая гайку контактной проволоки вверх или вниз в зависимости от устанавливаемой температуры. Контактную проволоку устанавливают на определенную высоту, при которой столбик ртути соприкасается с концом этой проволоки и изменяется величина температуры замыкания или размыкания контакта.  

Перемешивание в такой ячейке осуществляется сверху вращением постоянного магнита Б так называемом магнитном зажиме, что в случае реакторов неправильной формы намного эффективнее обычно используемого перемешивания снизу магнитными стержнями внутри аппарата (см. разд.  

Зависит ли количества отделенных металлических частиц от частоты вращения постоянного магнита.  

Рассмотренный способ позволяет получить одно срабатывание вместо двух при вращении постоянного магнита вокруг своей оси (см. рис. 2.7, е), так как срабатывание геркона может иметь место только при согласном расположении магнитов. Кольцевые постоянные магниты, один из которых / установлен неподвижно (рис. 2.12, в), а другой 2 линейно перемещается вдоль геркона, также при своем совмещении вызывают размыкание контакт-деталей. При последних двух способах неподвижные, согласно установленные по полярности постоянные магниты могут быть использованы в качестве подмагничивающих, создающих предварительное магнитное поле, не вызывающее срабатывание геркона. При этом снижаются масса и габаритные размеры подвижного управляющего магнита, создающего дополнительное поле, необходимое для срабатывания геркона. Такое выполнение устройства способствует повышению перегрузочной устойчивости устройства.