XVII-XVIII вв. внесли значительный вклад в развитие этической мысли. Отличительная черта этики просветителей - ее предельная социализация; нормы морали она ставит в прямую зависимость от гра­жданских прав и обязанностей индивидов.

В XVII в. английские философы-просветители Дж. Локк и Т. Гоббс формулируют теории «естественного права» и «общественного до­говора», согласно которым нравственность возникает естественным путем из «человеческой природы». Человек изначально эгоистичен, нацелен на собственную выгоду. Естественным состоянием людей является «война всех против всех». Обладая разумом, индивид приходит к необходимости посредством «общественного договора» пожертво­вать для общего блага часть своих возможностей, чтобы впоследствии общество защитило его «естественные права» (в первую очередь - право на жизнь, свободу и собственность) от произвола других инди­видов. Так возникают государство, законы и моральные нормы, которые содержат четкие критерии, позволяющие отделить добродетели от пороков, справедливость от несправедливости. По Гоббсу, не может быть науки о морали вне государства. Мораль имеет договорное происхождение; она,
как и государство, вырастает из эгоизма и недоверия людей друг к другу. Всеобщим мерилом добра и зла являются законы данного государства, к которым личность приобщается через «индивидуальный опыт», связан­ный с процессом воспитания.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этическая мысль Нового времени

Этическая мысль нового времени.. в xvii xviii вв предметом изучения становится окружающая природа бурно развиваются экспериментальное естествознание..

Основное направление этической мысли.

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Отсюда параллелизм духовной и светской культуры с постепенной дискредитацией первой за ханжество и фанатизм. Единственным источником нашего познания является непредубежденный разум.

15Вопрос. Профессиональный долг и требования нравственности: единство и борьба противоположностей.

16вопрос. Теория морали И. Канта. Иммануил Кант (1724-1804).

Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность.

Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех "загрязнивших" ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи он ориентируется не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума". Избрав умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивал ее практическую значимость: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". Уже в этом высказывании отчетливо просвечивает основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: "Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видел в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не давал ему оснований надеяться на то, что это возможно большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумывается о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант связывает с постулатами о бессмертии души и бытии бога, которые позволяют помыслить осуществление нравственного закона, хотя и не детерминируют содержание морали. Что же касается истории то она "должна быть (хотя и не была до сих пор) областью приложения нравственности, но не является ее источником". Изначально отвергнув социальную практику в качестве основания морали, Кант вынужден был использовать религиозные ценности, хотя и подчеркивая, что в идеальном смысле "моральность отнюдь не нуждается в религии".

По Канту, многое зависит от самого человека. Есть такое понятие - достоинство. Надо знать, что это значит, и уметь сохранять его.

Не становитесь холопом другого человека.

Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав.

Не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть.

Не принимайте благодеяний.

Не становитесь прихлебателями или льстецами.

Тогда, - говорит Кант, - вы сохраните свое достоинство. А кто превратил себя в червя, пусть потом не жалуется, что его топчут ногами.

В XVIII в. на европейской арене появился идейное движение, выражал интересы молодой буржуазии, - Просвещение, сторонники которого верили в счастливое будущее человечества, наука и технический прогресс обеспечат благоденствие на земле. На таких принципах ведущие мыслители-просветители обосновывали систему этических принципов. К этой когорте принадлежал и французский философ Поль-Анри Гольбах (1723-1789). Он, как и К.-А. Гельвеций, считал себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной качеством человеческой природы. Однако он выступал против крайнего эгоизма, защищал идею согласования личного интереса индивида и интересов общества. По его мнению, социальная среда играет определяющую роль в процессе формирования личности. Человек, по П.-А. Гольбахом, является частью природы, а потому подчиняется ее законам. Он отрицал наличие у человека свободы воли, считая ее поведение обусловленной определенными причинами.

Развитие общества Гольбах объяснял деятельностью правительства, выдающихся личностей, развитием образования. Выступал против феодального строя, мечтал о "царство разума", которое, по его представлениям, можно построить усилиями гуманного законодательства.

Мыслителем, который представлял Просвещение и в котором созрел протест против его идейных основ, ставший духовным предтечей французской революции, был Ж. Руссо. Его этическая концепция основывается на идее равенства людей и свободы личности. Равенство он считал естественным состоянием, а главную причину перехода от естественного равенства к неравенству видел в частной собственности. Но если сторонники утопического социализма и "научного" коммунизма были убеждены, что граждан необходимо лишить права на частную собственность (на средства производства), то Ж. Руссо мечтал (тоже утопично) об обществе, в котором каждый гражданин будет обладать равной долей собственности. Однако, по его мнению, гуманистически настроенный человек никогда не согласится с государственным устройством, при котором одни обладают миллиардами, а другие голодают. Поэтому считал, что современное ему общество необходимо вывести из состояния общей испорченности.

Мораль, утверждал Руссо, взаимосвязана с политикой, общественным строем. Поэтому, мечтая о совершенной морали, необходимо выяснить, какой государственный строй будет способствовать формированию доброго, мудрого, самые образованные народа. Ни один ребенок не имеет врожденных порочных наклонностей и черт, однако в несправедливом обществе, в котором царят беззаконие, деспотизм и неравенство, ее лучшие задатки, наклоны подавляются.

По его мнению, с прогрессом культуры упадок нравственности, а разнообразные заблудись заглушают голос природы и разума. В мире все сначала является хорошим, поскольку создает его Всевышний, искажается оно вследствие действий человека. Такие рассуждения привели к появлению во взглядах Руссо идей натурализма, которым свойственно недооценка общественных связей между людьми. Однако в то же время считал, что человек не обязательно является хорошим: "... до тех пор римляне довольствовались тем, что вели себя добродетельно; все пропало, когда они начали изучать добродетель".

Неприемлемым для Руссо был принцип самолюбия. При этом он различал самолюбие и любовь к себе как разные по природе и действию страсти. Любовь к себе, по его мнению, является естественным чувством. У человека оно направляется разумом и сдерживается участливостью, порождает гуманность и доброжелательность. А себялюбие - это производное, искусственное явление, возникающее только в обществе, заставляя каждого индивида оказывать себе большее значение, чем всем остальном. Оно побуждает людей делать друг другу всяческое зло.

Критикуя господствующий религиозное мировоззрение, Руссо находился одновременно под влиянием религии и пантеизма. По его словам, на душу человека влияют климат, время года, стихии, звуки, цвета, еда, движение и покой, шум и тишина, темнота и свет, учитывая которые, можно управлять своими чувствами.

Большое значение в нравственном воспитании Руссо придавал формированию национального самосознания. Был убежден, что любовь к человечеству наделяет людей многими добродетелями, в частности кротостью, справедливостью, умеренностью, милосердием, снисходительностью, однако не дает им мужества, твердости, не наделяет силой, которая порождается любовью к родине. Воспитанию необходимо предоставить душам национальную форму и так направить мысли и вкусы граждан, чтобы они были патриотами по склонности, по страсти, по мере необходимости. Ребенок, рождаясь, должна видеть родину, и к смерти не должен видеть ничего, кроме нее. Учиться читать ей следует по текстам о своей стране. В десять лет необходимо знать все, что она производит, в двенадцать - все ее провинции, дороги, города, в пятнадцать - историю, в шестнадцать - законы. Память и сердце воспитанного человека должны сохранять образы национальных героев и их подвиги. Кроме того, Руссо одним из первых признал личность самоцелью.