В 1725 году из Петербурга отправилась 1-я Камчатская экспедиция. Её начальником российский император Пётр I назначил Витуса Беринга (1681 -1741), предписав ему построить на суда, отправиться на этих судах на север и искать, где Азия сошлась с Америкой. Беринг был выходцем из Дании, 20 лет состоявшим на морской русской службе. В результате его исследований были созданы первые точные карты моря и .

В 1741 году во время второй экспедиции на кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» под командованием капитановкомандоров Витуса Беринга и Алексея Чирикова (1703-1748) были исследованы побережья Аляски и Алеутских островов, описана их природа и население.

Это плавание положило начало русским исследованиям в . Огромная заслуга А. Чирикова состоит в том, что он обобщил собранный в экспедициях материал и составил исключительно ценные карты. На них впервые в истории картографии нанесены северо-западное побережье Северной Америки и Алеутские острова. На карте мира вы найдёте и остров Чирикова.

Состояла из пяти отдельных отрядов, обследовавших северное побережье Азии с 1733 по 1743 год. Среди участников одного из них были выдающиеся русские первопроходцы Семён Челюскин (1700-1764), Харитон (1700 1763) и Дмитрий (1701-1767) Лаптевы, Василий Прднчищев (1702-1736). В результате были исследованы реки, впадающие в (Обь, Енисей, Лена, Яна, Индигирка), и открыта самая северная точка материка - мыс Челюскин.

Участники экспедиции собрали и представили бесценный для географии материал о морских приливах и отливах, о природе северного края, жизни и быте местного населения.

С того времени на карте появились новые географические названия: море , пролив Дмитрия Лаптева, мыс Лаптева, берег Харитона Лаптева, мыс Челюскин. Именем Василия Прончищева назван восточный берег Таймырского полуострова. На том же берегу есть бухта, которая носит имя Марии Прончищевой первой русской полярницы, жены отважного исследователя.

Первое русское кругосветное путешествие продолжалось три года (1803-1806). Экспедиция обогнула земной шар на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

Открытие Антарктиды

Кругосветное антарктическое плавание Фаддея Беллинсгаузена (1778-1852) и Михаила Лазарева (1788-1851) на судах «Восток» и «Мирный» в 1819-1821 годах - это великий подвиг, а открытие ими 28 января 1820 года нового материка - Антарктиды - важнейшее событие.

С древних времён территорию на картах вокруг Южного полюса картографы обозначали как сушу. Мореходы, которых притягивала «Терра аустралис инкогнита» (неведомая южная земля), совершая морские походы в поисках её, и цепь островов, но оставалась «белым пятном».

Известный английский мореплаватель (1728-1779) в 1772 1775 годах несколько раз пересёк рубеж Южного полярного круга, открыл в антарктических водах острова, но южного полярного материка так и не нашёл.

«Я обошёл океан Южного полушария, - писал Кук в своём отчёте, на высоких широтах и совершил это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка…» Однако именно он говорил, что, судя по великим холодам, огромному числу ледяных островов и плавающих льдов, земля на юге должна быть.

Члены экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева вели метеорологические наблюдения за , ветрами, осадками, и грозовыми явлениями. На основании этих данных Беллинсгаузен сделал вывод об особенностях климата Антарктики. Картографический материал исследователей отличался точностью. Это подтверждали впоследствии многие путешественники.

На карте мира появились новые географические названия: море Беллинсгаузена, остров Петра I, остров Лазарева, полярная станция «Мирный» и другие.

Очередная экспедиция Клуба поездок выходного дня прошла в Юрьев-Польском районе. И первый пункт назначения был на самой границе с Ивановской областью в местечке Лучки. Там мы высадились, чтобы осмотреть бывшую усадьбу-завод Первушина.

Завод этот, производящий клей, закрылся только в начале 2000-х, поэтому за его стенами осталось ещё много всего интересного - мастерские, различные станки, оборудование и материалы, такие, как например, мешки с крахмалом.

Но наибольший интерес у всех участников экспедиции вызвала вот эта башня-труба, расположенная в зарослях и валы. Глядя на этот пейзаж, создаётся впечатление, что ты попал в Средневековье .

Также нам удалось поговорить с местными старожилами - они сами завязывают беседу, за язык их тянуть не надо. Особенно нас всех поразила бабуля, продающая брусничку напротив бывшей усадьбы-заброшки, которая заявила, что рамы в её доме остались со времён Первушина. Нам осталось только улыбнуться и позавидовать неубиваемости дерева, из которого они были сделаны. Вот так и появляются легенды)).


Вот они - "первушинские" рамы))

Далее мы отправились к дому, в котором жил сам промышленник - Первушин . Совсем недавно в нём размещалась почта, сейчас здание заброшено. Но не полностью - как мы поняли, за дверью с табличкой "Помещение повышенной опасности" находится местная трансформаторная. Кстати говоря, телефон у бывшего хозяйского дома рабочий.

Хочется показать фотографию усадьбы начала XX века . Здесь можно увидеть мост через Нерль и пирс, построенные при Первушине. Во второй половине 20 века мост смыло паводком, настолько полноводной была река Нерль. Сейчас на его месте подвесной пешеходный мост.

Напротив пешеходного моста - автомобильный. Всё, на противоположном берегу уже Ивановская область.

Следующим пунктом нашего назначения стало село Сима, где мы посетили усадьбу Голицыных и место первого захоронения великого русского полководца Багратиона . По бывшему графскому дому можно свободно пройтись, осмотреть старинные интерьеры. Участникам экспедиции особенно приглянулся графский балкон с прекрасными цветами и парк)).

Такие замечательные фотографии можно на балконе Голицыных сделать))

По дороге из Симы в усадьбу Толя мы увидели место самых масштабных древнерусских битв - Липицкое поле , а также заброшенную колокольню, стоящую на месте, где когда-то располагался древний город Мстиславль , основанный одним из победителей этих сражений.

Усадьба графа Толя встретила нас милыми сельскими пейзажами - на лугу паслись ко…зы. А мы отправились по дороге к прекрасному главному усадебному дому, дошедшему до нас в полуразвалившемся виде. Между тем, с этим дворянским гнездом связана трагическая история любви . Поместье досталось графу Толю, как приданое от семьи графа Голицына. Сын прославленного участника Отечественной войны 1812 года генерала от инфантерии К.Ф. Толя женился на единственной дочери и наследнице семьи А. Б. Голицына - Зинаиде. Девушка всего через месяц после свадьбы умерла от болезни. Граф Константин Карлович Толь в память о своей жене выстроил придел в церкви Дмитрия Солунского в Симе.


Красавица Зинаида Александровна Толь, в девичестве Голицына

Участники разбрелись кто куда - кто осматривать снаружи и изнутри дворец, кто гулять по графскому парку, а кто-то за яблоками. Из графского парка открывается замечательный живописный вид на поле.

Далее мы посетили Юрьев-Польский кремль . Сейчас он находится на реставрации, но погулять по нему можно свободно. Прогуливаясь, я случайно нашла выход из кремля в чей-то огород. Не знаю, почему в этом месте отсутствует забор, возможно, хозяева огорода так же, как и я очень любят прогуливаться по Юрьев-Польскому кремлю)).


Уставшие, но счастливые участники экспедиции))

Последним пунктом нашей экспедиции стал монастырь в селе Небылое . Он находится на возвышении на берегу реки Яхромы. Здесь мы насладись живописными видами, открывающимися за воротами монастыря, послушали колокольный звон, поговорили с местным монахом.


В тот день во время нашего путешествия стояла такая замечательная погода. Дождь начался только тогда, когда мы вернулись обратно во Владимир.

Но не забывайте, что любая экспедиция Клуба поездок выходного дня связана с аномалиями . И сейчас вы в этом убедитесь. После нашей поездки в Стародуб, усадьбу Безобразовых, Гатиху и на Давыдовский курган, в газеле, на которой мы ездили, перестали работать поворотники. После же этой экспедиции по Юрьев-Польскому району, одна из участниц, прислала нам фотографии, сделанные в усадьбе-заводе Первушина. Камера стала сама делать вот такие чудовищные фотографии . Скорее всего, в этой местности находится какая-то аномалия.

Великое прошлое советского народа Панкратова Анна Михайловна

6. Научные экспедиции и географические открытия русских путешественников в XVIII веке

В XVIII веке русские продолжали осваивать Арктику, Сибирь, Приамурье, побережье и острова Тихого океана. Русскому народу принадлежит первенство в великих географических открытиях в Северном Ледовитом океане и в северной части Тихого океана. Исследование Тихого океана было завершено открытием в его южной части Антарктиды.

Уже экспедиция Семена Дежнева доказала существование морского пролива между Азией и Америкой. Но это открытие было забыто. Пётр I незадолго до смерти составил план новой Камчатской экспедиции, которой поручал опять обследовать северо-восточное побережье Азии и установить, соединяется ли оно с Америкой. Во главе экспедиции был поставлен служивший в русском флоте датчанин Беринг. Во время первой экспедиции (1728–1730 гг.) Беринг достиг пролива, впоследствии названного его именем. Но на дальнейшее плавание к берегам Америки он не решился.

Беринг отличался излишней осторожностью и не проявлял никакого интереса к научным открытиям. Помощником Беринга был назначен Алексей Ильич Чириков, происходивший из небогатой дворянской семьи. Он закончил «математическо-навигацкую» школу в Москве, где проявил большие способности и любознательность. В 1716 году Чириков был переведён в Морскую академию, которая готовила будущих офицеров по вопросам навигации. В академии Чириков особенно увлекался географией, интересуясь жизнью самых отдалённых уголков земли. С увлечением слушал он рассказы о походах и подвигах Дежнева, Пояркова, Хабарова, Атласова и других русских путешественников и мореплавателей. Им владела мечта стать исследователем и совершать подвиги по примеру этих мужественных путешественников. В 1721 году Чириков успешно окончил Морскую академию и был оставлен в ней преподавателем. Его выдающиеся способности обратили на него внимание, и через несколько лет Алексей Чириков был назначен в экспедицию Беринга для обследования Камчатки.

В начале 40-х годов XVIII века была организована вторая экспедиция, которую возглавляли Беринг и Чириков. Фактическим руководителем новой экспедиции был Чириков. Экспедиция имела не только научно-географические, но и политические цели. Русское правительство стремилось укрепить своё влияние на Дальнем Востоке и особенно в районах Ледовитого и Тихого океанов. После полуторамесячного плавания моряки увидели снеговые хребты американского берега. Это была Аляска. Первым достиг берегов Америки Алексей Чириков.

Экспедиция Беринга - Чирикова имела большое научное значение. Она окончательно установила очертания северных берегов Азии и Америки. Чириков составил карту похода 1741 года, которая является первой в мире картой, где на основании конкретных данных показана Северная Америка, установлено точное географическое положение Камчатки и прилегающих к Северной Америке островов.

Чириков был не только искусным и отважным мореплавателем и пытливым исследователем, но и учёным-патриотом. Он хорошо понимал замысел Петра о необходимости укрепления безопасности на Тихом океане и предлагал изучить побережье Дальнего Востока, с тем чтобы построить здесь крепости и под их прикрытием освоить богатства Дальневосточного края, открытого русскими путешественниками.

Но царское правительство не оценило трудов Чирикова. В ноябре 1748 года Чириков умер в крайней нужде. Как и все замечательные русские учёные, Чириков бескорыстно отдавал свой труд и свою жизнь на благо науки.

В течение XVIII века Академия наук организовала большое количество научных экспедиций в разные местности государства для изучения природы страны, быта и истории народов, её населяющих. Эти экспедиции собрали огромный материал, обогативший русскую и мировую науку. Особенно большое значение имела новая Камчатская экспедиция, один из участников которой - С. П. Крашенинников - написал замечательный труд «Описание земли Камчатской».

Подробное описание американского берега (Аляски) и прилегающих к нему островов оставил Григорий Шелехов, совершавший в 70-80-х годах XVIII века неоднократные поездки на Алеутские острова и на Аляску.

В интересах крупных предпринимателей и для противодействия английской конкуренции в конце XVIII века была образована Российско-американская компания, которой было предоставлено право на эксплоатацию Аляски. В 1867 году царское правительство продало Аляску Америке.

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников Дата Доступная информация 1184 г. Из Новгорода в Заволочье, Печору и Югру были отправлены сборщики дани, но все они были перебиты чудью. 1222 г. В Горле Белого моря из?за незнания течении

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Про гвоздику, перец и новые географические открытия Самые бурные события в XVII веке развивались в южной островной части Азиатского континента. Могучие морские державы стремились захватить власть на островах. Золото, драгоценные камни и пряности - перец и шафран, анис,

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Великие египтологи и научные открытия Первыми поисковиками и грабителями предметов древности были сами же египтяне… Недавно обнаружен папирус, где рассказывается о судебном процессе против разорителя гробниц, ограбившего гробницу Рамсеса II. Процесс состоялся 3145 лет

Из книги История мировых цивилизаций автора

§ 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв Люди ренессансного типа отличались готовностью браться за самые трудные задачи. Для европейцев с падением Византии в 1453 г. во весь рост встала проблема поиска новых путей на Восток, в Китай и Индию, т. к.

автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 24 ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

К главе 24 Великие географические открытия Основоположники марксизма-ленинизма (см. общий раздел)

автора Коллектив авторов

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ История литератур Латинской Америки. М., 1985. [Т. 1].Кофман А.Ф. Рыцари Нового Света. М., 2006.Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: в 5-ти т. М., 1983. Т. 2.Свет Я.М. Колумб. М., 1973.Elliott J.H. Imperios del mundo Atlantico: Espana у Gran Bretana en America,

Из книги Журнал «Загадки истории», 2012 № 1 автора Журнал «Загадки истории»

великие географические открытия БЕЛЫЙ ДРУГ ЧЕРНОГО КОНТИНЕНТА =================================================================================== Давид Ливингстон не был первооткрывателем Африки, как Колумб-Америки. Но фактически именно он открыл миру Африканский континент, исходив его вдоль и поперек.

Из книги Системы мира (от древних до Ньютона) автора Гурев Григорий Абрамович

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

23. Как проходили Великие географические открытия и колониальные захваты конца XV – начала XVI вв.? Великие географические открытия сыграли важную роль в переходе к буржуазному способу производства. Этот исторический процесс был вызван развитием производительных сил

Из книги Командоры полярных морей автора Черкашин Николай Андреевич

ПОСЛЕДНЕЕ ПЛАВАНИЕ И ОТКРЫТИЯ ЭКСПЕДИЦИИ ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (Открытие земли императора Николая II) Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана состоит из двух транспортов - ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», по 1500 тонн водоизмещения. Команду каждого корабля

Из книги История [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

14. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе Люди ренессансного типа отличались готовностью браться за самые трудные задачи. Для европейцев с падением Византии в 1453 г. во весь рост встала проблема поиска новых путей на Восток, в Китай и

Из книги История экономики: конспект лекций автора Щербина Лидия Владимировна

1. Великие географические открытия В конце XV – начале XVI вв. при помощи океанских экспедиций (великие географические открытия) впервые были установлены прямые стабильные экономические связи между Европой и другими частями света. В короткий срок в экономику европейских

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Великие географические открытия Характер социально-экономического и культурного развития Европы раннего Нового времени во многом определяли Великие географические открытия XV–XVI вв. Высокий уровень, достигнутый к этому времени в технике и экономике, позволил

Из книги Под русским флагом автора Кузнецов Никита Анатольевич

III Научные наблюдения, производившиеся в течение экспедиции В течение экспедиции велись срочные метеорологические наблюдения. Во время зимовки – в 112 метрах от судна, на ледяном поле, где установлена была термометрическая будка система Кузнецова с термогигрографом

История России связана с множеством русских морских экспедиций XVIII–XX вв. Но особое место среди них занимают кругосветные плавания парусных кораблей. Русские моряки позже других европейских морских держав стали совершать такие плавания. Ко времени организации первой русской кругосветки четыре европейские страны совершили уже 15 подобных плаваний, начиная с Ф. Магеллана (1519–1522 гг.) и кончая третьим плаванием Дж. Кука. Больше всего кругосветных плаваний на счету английских моряков – восемь, в том числе три – под командованием Кука. Пять плаваний совершили голландцы, по одному – испанцы и французы. Россия стала пятой страной в этом списке, но по количеству кругосветных плаваний превзошла все европейские страны вместе взятые. В XIX в. русские парусные корабли совершили более 30 полных кругосветных плаваний и около 15 полукругосветных, когда прибывшие с Балтики на Тихий океан корабли оставались нести службу на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Географические исследования в период Великих Северных экспедиций XVIII века

С начала XVIII века со стороны правительства царя Петра I усилился интерес к Дальнему Востоку. Время это характерно для России крупными внутренними реформами и изменением международного положения. В своей преобразовательной деятельности Петр I не мог обратить внимание на огромные морские просторы, по которым бороздили суда голландцев, испанцев, англичан. Обучение мореходным навыкам россиян и развитие русского флота стало первоочередной задачей Петра I. За выходом к берегам Тихоокеанского побережья землепроходцев последовали морские походы, сначала вдоль берега, позднее далеко от берегов. По приказу Петра I начинались географические исследования этих морей.

Из всех направленных Петром I экспедиций для розыска неведомых заморских земель на востоке наиболее важной была первая экспедиция Беринга – Чирикова (1725-1730). За два года экспедиция Беринга -впервые произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено его имя, на протяжении более чем 3500 км. Она вновь после Дежнева открыла пролив, отделяющий Азию от Америки Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии. В результате этой глубокой разведки были подготовлены условия для последующих экспедиций.

В 1733 году начинает работать на Дальнем Востоке новая, так называемая Великая северная экспедиция . Экспедиция состояла из девяти самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733-1743 годах. В инструкции экспедиции говорилось о том, что нужно еще раз проверить «есть ли соединение камчатской земли с Америкой, также имеется ль проход Северным морем». Далее приказывалось идти к тем островам, которые шли от Камчатки к Японии. В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Кругосветная экспедиция российских моряков. Открытие Антарктиды

Первое русское кругосве́тное пла́вание было предпринято в 1803-1806 годахна приобретённых вВеликобританиинебольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштернаи Юрия Лисянского, соответственно.Во время плавания К. впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; К. произвёл опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий

В 1819-1821 состоялась кругосветная антарктическая экспедици я , отправленная в южнополярные моря с целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка - Антарктиды. Она состояла из шлюпов«Восток»и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев. В результате был открыт шестой материк - Антарктида и 29 островов. Экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева совершила одно из самых значительных географических исследований. За время плавания суда обошли вокруг всего антарктического материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, которые хранятся в Казанском университете. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Исследования Дальнего Востока Головиным В.М., Невельским Г.И.

В начале XIX века в 1807 году началась еще одна морская экспедиция на Дальний Восток под руководством В. М. Головина . В течение двух лет Головин плавал в русских водах Тихого океана. В 1811 году он предпринял описание Курильских, Шантарских островов и южной части Татарского пролива.

В 1817 году Головин совершил свое второе кругосветное. Путешествие это было плодотворным не только с точки зрения уточнения русских географических открытий, но и с точки зрения исследования состояния русских земель, входящих во владение Русско-Американской компании. По заданию Баранова Головин обследовал побережье Калифорнии. Второе плавание Головина заняло 2 года.

В середине XIX века большую географическую и государственную задачу разрешил выдающийся русский мореплаватель Г.И. Невельский . В результате Амурской экспедиции 1848 доказал, что устьеАмурадоступно для входа морских судов и что Сахалин - остров. основал военный пост, названный Николаевским (теперь Николаевск-на-Амуре).

Таким образом, русские географические открытия в XVIII – начале XX века привели к усилению российского влияния на восточных окраинах Российской империи.За счет усиления морских границ Россия вступает в период активизации борьбы за свои восточные рубежи с Англией, Францией и Японией.

ЭОН-18: секретная экспедиция Северного флота May 14th, 2016

Была как то у нас история про , а вот еще один сложнейший морской переход во время ВОВ.

Приказом наркома ВМФ № 00192 от 19.06.1942 г. был утвержден план перевода на Северный флот нескольких боевых кораблей из состава Тихоокеанского флота. Операция под шифром «ЭОН-18» (экспедиция особого назначения) проводилась в условиях максимальной секретности, а весь переход кораблей по трассе Северного морского пути требовалось завершить до окончания навигации.

Такие операции по скрытному переводу боевых кораблей с одного флота на другой выполнялись и раньше. Первая из них, «ЭОН-1», состоялась еще летом 1933 года, когда по Беломоро-Балтийскому каналу из Кронштадта в Мурманск были проведены эсминцы «Урицкий» и «Рыков», сторожевые корабли «Смерч» и «Ураган», подводные лодки Д-1 и Д-2. Проходили корабли ВМФ и Северным морским путем. Так, в 1936 году на Тихий океан были переведены эсминцы «Сталин» и «Войков» (операция «ЭОН-3»), а в 1940 году - подводная лодка Щ-423 («ЭОН-10»).

Теперь пришло время переводить корабли в противоположном направлении - из Тихого океана в Баренцево море.


Память об участвовавших в секретной экспедиции «ЭОН-18» кораблях хранится в виде немногочисленных уцелевших фотографий и современных макетов. На фото эсминец «Разумный».

Согласно планам «ЭОН-18», на Северный флот уходили лидер «Баку» и три эсминца: «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Главным достоинством таких кораблей всегда считался быстрый ход (до 40 узлов!) и высокая маневренность, что достигалось за счет весьма слабой броневой защиты. Их корпус выдерживал давление воды лишь в 2 т/м2, поэтому толщина обшивки в некоторых местах не превышала 10 мм. Но эсминцы никогда и не предназначались для плаваний в Арктике, где давление льда могло доходить до 10−12 т/м2. Именно поэтому в доках Владивостока все корабли «ЭОН-18» одели в специальную «ледовую шубу» из досок и деревянных брусьев 100 х 100 мм, обшитых стальными листами толщиной от 3−5 мм по бортам до 15 мм в районе форштевня. Такая «шуба» защищала эсминцы на 3 м ниже ватерлинии и на 1 м выше нее. Чтобы представить объем выполненных работ, следует отметить, что «одевать» пришлось не крохотные суденышки, а полноценные боевые корабли водоизмещением от 1700 до 2500 т и длиной корпуса от 113 до 127 м.

Все внутренние помещения эсминцев были утеплены в расчете на предстоящие морозы и серьезно укреплены дополнительными внутренними распорками из коробчатых металлических балок и бруса 250 х 250 мм. Кроме этого, многие механизмы также были специально доработаны с учетом ожидаемых низких температур и сильных вибраций корпуса из-за столкновения со льдами. Бронзовые гребные винты получили усиление в виде специальной стальной оковки, а некоторые из них просто заменили разборными стальными винтами со съемными лопастями, позволявшими выполнять их ремонт в ходе плавания. Все эти работы проводились практически круглосуточно под руководством флагманского корабельного инженера, капитана 2-го ранга А.И. Дубровина, уже имевшего опыт участия в операции «ЭОН-3». В целях соблюдения режима секретности корабли готовились к дальнему походу под легендой официального перебазирования дивизиона эсминцев на Камчатку.

Авария в тумане

15 июля корабли «ЭОН-18» снялись с якоря и вышли из залива Петра Великого в Японское море. Лидером «Баку» командовал капитан 3-го ранга Б.П. Беляев. Эсминцами - капитан 3-го ранга В.К. Никифоров («Ревностный») и капитан-лейтенанты В.В. Федоров («Разумный») и Н.И. Никольский («Разъяренный»). Начальником всей операции был назначен капитан 1-го ранга В.Н. Обухов, командовавший в 1936 году эсминцем «Сталин» при его переходе Северным морским путем в составе «ЭОН-3». Вместе с боевыми кораблями в поход отправились танкер «Лок-Батан» и транспортные суда обеспечения «Волга» и «Кузнец Лесов».

Через два дня караван миновал Татарский пролив и прибыл в бухту Де-Кастри (ныне - залив Чихачева). В то время южная часть Сахалина и все Курильские острова принадлежали Японии, поэтому для боевых кораблей СССР это был единственный возможный путь в Берингово море. Пополнив в Де-Кастри запасы мазута и воды, караван продолжил движение, но на следующий день в Амурском лимане эсминец «Ревностный» попал в аварию. Двигаясь в густом тумане, он вышел из строя каравана и столкнулся с транспортом «Терней». Весь нос эсминца оказался смят и свернут вправо примерно на 10 м по длине. Корабли «ЭОН-18» простояли на якорях до 19 июля, пока нарком ВМФ не принял решение о сокращении состава каравана.

Поврежденный «Ревностный» был отбуксирован в Советскую Гавань, где в доке искореженную носовую часть корабля отрезали и изготовили заново из трех новых секций. На десятый день после аварии эсминец уже вышел из дока, но командование решило, что «Ревностный» безнадежно отстал от каравана, поэтому он был оставлен на Тихом океане. В августе 1945 года, во время боевых действий против Японии, корабль принимал участие в высадке советских десантов на Сахалин в порт Маоку (ныне - Холмск).

А караван прошел Охотское море, миновал советские и японские минные поля и 22 июля достиг Первого Курильского пролива, по которому проходила граница между Японией и СССР. В то время здесь постоянно дежурили японские эсминцы, на виду у которых корабли и суда «ЭОН-18» и проследовали в Тихий океан. Считается, что именно после этой встречи японская разведка сообщила в Берлин о перебазировании боевых кораблей с Тихого океана в Мурманск. Вечером этого же дня советские эсминцы вошли в Авачинскую губу и стали на якорь в бухте Тарья (ныне - город Вилючинск), где еще с 1938 года была развернута база дизельных подводных лодок. Через три дня корабли пополнили запасы мазута, который подавался из береговых цистерн самотеком через шланги, проведенные по плотам на 200 м от берега. Заправившись топливом, эсминцы покинули базу и продолжили движение на север.

Утром 30 июля корабли пришли на Чукотку, преодолев почти весь путь от Камчатки до бухты Провидения в густом тумане. Здесь произошло еще одно ЧП: при подходе к пирсу «Разъяренный» зацепил грунт, повредив при этом винты и погнув оконечность правого гребного вала. Ремонтные работы проводились на плаву, заняв целую неделю, но избавиться от биения вала так и не удалось. В дальнейшем ход эсминца пришлось ограничить восемью узлами, а позднее (уже в Диксоне) правый винт с поврежденного вала был вообще снят.


Эсминец «Разумный»

Внимание - рейдер!

В бухте Провидения к каравану присоединился ледокол «Микоян». С ноября 1941 года он совершил беспримерное кругосветное плавание из Батуми через Босфор и Суэцкий канал к мысу Доброй Надежды, а затем, минуя мыс Горн, прошел через весь Тихий океан на Чукотку. Причем в Эгейском море ледокол был вынужден фактически пробиваться через зону действий ВМС и ВВС Италии и Германии.

14 августа караван эсминцев вновь вышел в море и в районе поселка Уэлен встретил первые льды. На следующий день, уже в Чукотском море, корабли вошли в лед плотностью от 7 до 9 баллов. Двигаться через такие льды эсминцы могли только при помощи ледоколов «Микоян» и «Каганович», которые одновременно с караваном «ЭОН-18» обеспечивали проводку пяти транспортных судов со стратегическими грузами. Именно Чукотское море стало самым сложным участком всего перехода. В отдельные моменты давление ледовых полей становилось критическим, при этом корабельные приборы фиксировали прогиб бортов более 100 мм.

Правда, эсминцев беспокоили не только полярные льды. Так 26 августа в адрес «ЭОН-18» поступило сообщение о появлении в Карском море германского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер». Командование ВМС приказывало срочно принять все меры к повышению боеготовности, а в случае встречи с кораблями неприятеля их требовалось атаковать и уничтожить. Любопытно, что до района действий немецкого рейдера наши корабли шли еще целый месяц, причем оказать ему хоть какое-то серьезное сопротивление три наших эсминца были просто не в состоянии. Но в последних числах августа «Адмирал Шеер» сам вернулся в Норвегию, а корабли «ЭОН-18» в это время все еще находились у берегов Чукотки.

Медленно продвигаясь в тяжелых льдах, ледоколы проводили каждый эсминец отдельно, поэтому в Чукотском море караван был вынужден временно разделиться.

По этой причине к 15 сентября «Баку» и «Разъяренный» уже пришли в бухту Тикси, а «Разумный» в это же самое время все еще шел через Восточно-Сибирское море. Лишь в Тикси корабли вновь собрались в единый отряд и в дальнейшем двигались только вместе.

К 24 сентября караван закончил преодоление наиболее сложного и опасного участка Северного морского пути и в сопровождении ледокола «Красин» прибыл в Диксон.

После тяжелого перехода эсминцы выглядели вполне удовлетворительно, хотя их корпуса и получили небольшие вмятины от сжатия во льдах. Правда, винты «Баку» и «Разъяренного» имели погнутости и трещины, при этом биение вала на «Разъяренном» вызывало очень сильную вибрацию всего корпуса. Заметно снижала скорость кораблей и «ледовая шуба». Так, максимальный ход лидера «Баку» составлял 26 узлов, «Разумного» - 18, а «Разъяренного» - всего 8 узлов по чистой воде.


Эсминец «Разумный» пробирается сквозь Чукотское море. После завершения «ЭОН-18» корабль активно участвовал в боевых походах, включая эскорт 14 арктических конвоев. Находился в строю до конца войны (с перерывом на ремонт).

Интересно, что после прибытия каравана в Диксон штаб Беломорской военной флотилии попытался использовать эсминцы «ЭОН-18» в качестве эскорта для ледоколов и транспортов, возвращавшихся из Арктики в Архангельск. Командованию ВМФ был даже направлен специальный запрос, на который тут же пришел категорический отказ.

Новые боевые корабли срочно ждали в Мурманске. 9 октября эсминцы покинули Диксон и уже на следующий день прибыли в пролив Югорский Шар. В бухте Варнека корабли пополнили запасы топлива и вечером 12 октября благополучно прошли в Баренцево море, чудом избежав гибели на немецких минах. Дело в том, что германская разведка знала о переходе советских эсминцев через пролив Югорский Шар, хотя точный график их движения противнику был неизвестен. Скрытное минирование пролива выполнила подводная лодка U-592, выставив на выходе из Югорского Шара 24 мины различных типов. Но немецкая субмарина опоздала на сутки, заминировав пролив уже после того, как караван прошел в Баренцево море. Тем не менее 14 октября на одной из этих мин все-таки подорвался транспорт «Щорс», направлявшийся через пролив к западному берегу Новой Земли.

А караван эсминцев благополучно прибыл в бухту Ваенга (ныне - город Североморск) ранним утром 14 октября. На подходе к Кольскому заливу их встретил сам командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко, вышедший в море на борту эсминца «Гремящий». Таким образом, за три месяца отряд кораблей «ЭОН-18» прошел от Владивостока до главной базы СФ почти 7360 миль за 762 ходовых часа при средней скорости около 9,6 узла. При автономности хода эсминцев около 2000 миль кораблям пришлось несколько раз пополнять запасы топлива с берега и с сопровождавшего караван танкера «Лок-Батан». Значительную часть этого долгого пути поврежденный эсминец «Разъяренный» шел на буксире лидера «Баку».

Один из памятных знаков, выпущенных к 30-летию героического перехода из Владивостока в Мурманск. Данный знак посвящен эсминцу «Разумный».

Таким образом, труднейшая операция успешно завершилась, и через два дня караван «ЭОН-18» был официально расформирован. В итоге Северный флот пополнился самыми современными кораблями, построенными на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре в 1938-1941 годах.

источники