Решения органов государственного и муниципального управления, направленные на нормализацию экологической обстановки, обеспечение экологической безопасности и экологического благополучия населения должны быть адекватны этой обстановке. Обоснованность и оперативность этих решений определяется наличием объективной и своевременной информации о текущей и прогнозируемой экологической обстановке.

Под экологической безопасностью понимают состояние, при котором обеспечена защищенность интересов личности, общества, природы и государства от любых угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Механизмом, обеспечивающим вскрытие реальных взаимосвязей источников деформации окружающей природной среды, условий проживания и состояния здоровья населения, является система мониторинга.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Основной задачей экологического мониторинга является предоставление органам государственной власти и местного самоуправления, организациям и гражданам своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения, а также прогнозов изменения экологической обстановки, для разработки и реализации мер по оздоровлению природной среды и обеспечению экологической безопасности. Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.

Система экологического мониторинга представляет собой совокупность взаимно увязанных нормативно-правовых актов, структур управления, научных организаций и предприятий, технических и информационных средств.

Объектами экологического мониторинга являются:

- компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

- природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы;

- природно-антропогенные объекты - природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;

- источники антропогенного воздействия на природную среду, включая потенциально опасные объекты.

Поскольку информация о состоянии окружающей природной среды в первую очередь используется для оценки влияния среды обитания на состояние здоровья населения, часто в число объектов мониторинга включают также и группы населения , испытывающие воздействие факторов окружающей среды.

Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях:

Глобальном (по международным программам и проектам);

Федеральном (для территории России в целом);

Территориальном (в пределах территории соответствующих субъектов Российской Федерации);

Локальном (в пределах природно-техногенной системы, находящейся в пользовании у природопользователя, получившего лицензию на тот или иной вид деятельности).

Задачей глобального мониторинга является обеспечение наблюдений, контроля и прогноза изменений в биосфере в целом. Поэтому его ещё называют биосферным или фоновым мониторингом.

Разработка и координация глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) осуществляется ЮНЕП и Всемирной метеорологической организацией в рамках различных международных программ и проектов. Основными целями этих программ являются:

Оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;

Оценка загрязнения Мирового океана и влияния загрязнения на морские экосистемы и биосферу;

Оценка критических проблем, возникающих в связи с сельскохозяйственной деятельностью и землепользованием;

Создание международной системы предупреждения о стихийных бедствиях.

Станции комплексного фонового мониторинга РФ расположены в 6 биосферных заповедниках и являются частью глобальных международных наблюдательных сетей.

При выполнении программ глобального мониторинга особое место занимает наблюдение за состоянием окружающей среды из космоса. Системы космического дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют получать уникальную информацию о функционировании различных экосистем на региональном и глобальном уровнях, о последствиях стихийных бедствий и экологических катастроф. Примером программы глобального мониторинга может служить система Environmental Observation System (EOS), реализуемая в США. В ее основе лежит обработка данных, получаемых с трех спутников, оснащенных видеоспектрометрами, радиометрами, лидарами, радиовысотомерами и другой аппаратурой.

Государственный экологический мониторинг в РФ осуществляется за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, объектов животного мира, лесов, геологической среды, земли, особо охраняемых природных территории, а также за источниками антропогенного воздействия. Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляют в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Организация мониторинга в рамках функциональной подсистемы возлагается на соответствующие специально уполномоченные Правительством РФ федеральные ведомства.

Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды (в составе мониторинга поверхностных водных объектов) объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды(ГСН), действующую в России уже больше четверти века. Ее организационную основу составляет система мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу природной среды (Росгидромет), в состав которой входят территориальные органы (управления) и наблюдательная сеть, состоящая из стационарных и передвижных постов, станций, лабораторий и центров обработки информации.

Система мониторинга Росгидромета предоставляет основной объем информации о состоянии и загрязнении природной среды на территории РФ. Обобщенные данные, полученные Государственной службой наблюдений, публикуются в ежегодном Государственном докладе о состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения РФ.

В настоящее время система мониторинга Росгидромета осуществляет наблюдение:

За состоянием загрязнения атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах;

За состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

За состоянием поверхностных вод суши и морей;

За трансграничным переносом загрязняющих веществ в атмосфере;

За химическим составом, кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова; за фоновым загрязнением атмосферы;

За радиоактивным загрязнением природной среды.

Весь комплекс работ в ГСН, начиная с планирования расположения наблюдательной сети и кончая алгоритмами обработки информации, регламентируется соответствующими нормативно-методическими документами.

Следует более подробно охарактеризовать Государственную системумониторинга загрязнения атмосферы . Наблюдения за уровнем загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах России выполняют территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Совместно с организациями Росгидромета наблюдения осуществляются органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими ведомствами, имеющими лицензию Росгидромета.

Наблюдения производятся на стационарных, маршрутных и передвижных постах по полной программе 4 раза в сутки или по сокращенной - 3 раза в сутки. Перечень подлежащих контролю загрязняющих веществ устанавливается с учётом объёма и состава выбросов для каждого района в результате предварительного обследования. Определяются концентрации как основных для всех территорий загрязнителей (взвешенные вещества, оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы), так и специфических для отдельных территорий веществ (аммиак, формальдегид, фенол, сероводород, сероуглерод, фтористый водород, акролеин, бенз(а)пирен, тяжелые металлы, ароматические углеводороды и др.). Одновременно с отборами проб воздуха проводится определение метеорологических параметров: направления и скорости ветра, температуры и влажности воздуха, состояния погоды, а также уровня гамма-фона. Сбор и обработка результатов большинства анализов осуществляется в течение суток.

В случае неблагоприятных для рассеивания загрязняющих веществ метеоусловий на наиболее крупные предприятия региона передаются так называемые «штормовые предупреждения» для проведения мероприятий по временному сокращению выбросов.

Экологический мониторинг на территориальном уровне включает следующие виды наблюдений:

- мониторинг эмиссий - мониторинг источника (или вида деятельности), осуществляющего отрицательное воздействие на окружающую природную среду (выделение загрязняющих веществ, электромагнитное излучение, шум и т.п.);

- импактный мониторинг – наблюдения завоздействием на окружающую природную среду, связанные с контролем определенного источника или вида антропогенной деятельности (в частности, мониторинг зон прямого воздействия);

- мониторинг природной среды и экосистем - наблюдения за состоянием компонентов природной среды, природных ресурсов, природно-технических систем, природных комплексов, биообъектов и экосистем, а также за антропогенными воздействиями на них всей совокупности действующих источников и видов деятельности (мониторинг антропогенного фона).

На территориальном уровне особую важность приобретает мониторинг источников загрязнения окружающей среды и зон их прямого влияния . Этот вид мониторинга, в отличие от всех других, непосредственно связан с управлением источниками загрязнений и обеспечением экологической безопасности населения. Объектами мониторинга являются источники поступления загрязнений в окружающую среду, принадлежащие промышленным, сельскохозяйственным, транспортным и другим предприятиям, а также места размещения (складирования, захоронения) токсичных отходов.

Мониторинг реализуется в рамках полномочий природоохранных органов по государственному экологическому контролю и осуществляется в виде целевых инспекционных проверок отдельных предприятий, комплексных проверок (города, предприятия). Количество таких инспекционных проверок ограничено (1-2 в год).

Инструментальный контроль ведет технологическая инспекция по контролю за источниками загрязнений с анализом проб в стационарных условиях и в передвижных лабораториях.

Основной объем наблюдений за источниками реализуется в рамках производственного экологического контроля . Схема организации мониторинга источников загрязнений показана на рис.10.1.

Управление качеством окружающей среды заключается в воздействии на природопользователей таким образом, чтобы характеристики качества среды приближались к эталону, характеризующемуся соответствующими нормативами. Управляющие воздействия в этой системе могут быть следующих видов:


Рис.10.1. Схема организации мониторинга источника воздействия

Изменение нормативов платы за природопользование, нормативов ПДВ, ПДС; принудительное изменение технологического процесса;

Изменение географического положения техногенного объекта (вплоть до выноса производства из города);

Изменение связей между объектами.

Периодичность управляющих воздействий лежит в широком диапазоне - от нескольких лет (при плановом установлении нормативов ПДВ и ПДС) до нескольких часов (при возникновении нештатных ситуаций или при неблагоприятных метеоусловиях).

Таким образом, система мониторинга – это инструмент для получения необходимой информации. Какова будет её действенность, зависит от правового обеспечения и последовательности органов исполнительной власти в его применении.

Экологический контроль

С целью обеспечения соблюдения требований охраны окружающей среды, норм, правил и государственных стандартов в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности, оказывающими негативное воздействие на природную среду, реализуется система экологического контроля.

Экологический контроль - это система мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Функционирование системы экологического контроля является важнейшим условием обеспечения экологической безопасности.

В Российской Федерации осуществляются государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Организация государственного экологического контроля возложена на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательством запрещается совмещение функций государственною контроля в области охраны окружающей среды и функций управления в области хозяйственного использования природных ресурсов. Государственный экологический контроль реализуется путем проверок любых организаций и предприятий, независимо от форм собственности, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Полные проверки охватывают весь круг вопросов, связанных с природоохранной деятельностью. Во время проведения целевых проверок контролируются отдельные вопросы природоохранной деятельности (работа газо- и водоочистных сооружений, состояние свалок, шламонакопителей, реализация плана природоохранных мероприятий, выполнение ранее выданных предписаний). К целевым проверкам относятся также надзор за ходом строительства и реконструкции объектов, обследование предприятий по заявлениям и обращениям граждан.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей имеют широкие права и полномочия - от выдачи предписаний юридическим лицам по устранению экологических правонарушений до приостановления деятельности предприятий при нарушении ими природоохранного законодательства.

Производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующими субъектами, оказывающими или способными оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды.

Производственный экологический контроль ограничен рамками технологического производственного цикла и имеет своей целью подтверждение соблюдения предприятием – природопользователем установленных экологических стандартов, нормативов и правил, а также выполнения мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Эта цель достигается при условии организации эффективного непрерывного контроля установленных показателей по каждому источнику прямого воздействия на окружающую среду, с которым связан экологический риск для окружающей среды (в результате нарушения технологического процесса, отступления от расчетного режима эксплуатации оборудования, техногенных аварий и катастроф).

В силу несовершенства существующих методов контроля загрязнителей, оценки их токсичности, распространения в окружающей среде не исключается возможность проявления негативных изменений природных сред под влиянием данного предприятия. С учетом этого законодательством предусмотрена обязанность предприятия-природопользователя по организации контроля качества природных сред в зоне его прямого влияния (локальный экологический мониторинг).

Производственный экологический контроль решает следующие задачи:

Контроль выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, водопотребления и водоотведения непосредственно на границах технологического процесса (источники выбросов, сбросов) для оценки соблюдения нормативов ПДВ, ПДС и эффективности регулирования выбросов в атмосферу в особо неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);

Контроль режима работы технологического и вспомогательного природоохранного оборудования и объектов, связанных с образованием, выделением и улавливанием загрязняющих веществ, образованием и складированием отходов; оценка экологической безопасности продукции;

Основными объектами производственного экологического контроля являются:

Сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в производстве;

Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Источники сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, системы канализации и водоотведения;

Системы очистки отходящих газов;

Системы очистки сточных вод;

Системы оборотного водоснабжения;

Хранилища и склады сырья и материалов;

Объекты размещения и обезвреживания отходов;

Готовая продукция.

В ряде случаев в сферу производственного экологического контроля включаются отдельные природные объекты (контроль теплового и химического загрязнения водоемов и водотоков, грунтовых вод).

Контроль опасных отходов организуется на всех этапах обращения с ними: при образовании отходов, их накоплении, транспортировке, переработке и обезвреживании, захоронении, а также после захоронения путем наблюдения мест захоронений.

Производственный экологический контроль осуществляется службой охраны окружающей среды. Лаборатории, реализующие функции производственного экологического контроля на предприятии, должны быть аккредитованы и иметь соответствующие лицензии.

Подлежащие контролю источники выбросов вредных веществ в атмосферу и сброса сточных вод в водные объекты определяют на основе установленных нормативов ПДВ и ПДС, а также данных статистической отчетности.

Количество источников выбросов и сбросов, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, и график контроля предприятия и организации-природопользователи ежегодно согласовывают с территориальными подразделениями федеральных уполномоченных органов. В планах-графиках указываются точки отбора проб, периодичность отбора и перечень контролируемых ингредиентов.

Перечень наиболее опасных загрязняющих атмосферу веществ, подлежащих контролю на источниках, составляют вещества из трех групп: основные (пыль, оксид углерода, оксид и диоксид азота, диоксид серы); вещества первого класса опасности; вещества, для которых по данным наблюдений на контролируемой территории зарегистрирована концентрация более 5 ПДК.

Основным методом контроля выбросов в атмосферу, сброса сточных вод должны быть прямые инструментальные измерения. Оптимальный объем приборного контроля устанавливается с учетом особенностей технологического режима. Для крупных (основных) источников загрязнения должна быть предусмотрена организация непрерывного автоматического контроля выбросов (сбросов).

Общественный экологический контроль осуществляется с целью реализации прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и предотвращения экологических правонарушений. В общественном экологическом контроле участвуют общественные и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

10.5.Контрольные вопросы

1.Что понимают под «презумпцией экологической опасности» хозяйственной деятельности? Какими законодательными актами она установлена?

2.В каких случаях производится ОВОС?

3.Что является предметом государственной экологической экспертизы?

4.Что такое экологический аудит? Что относится к нормативам качества окружающей среды? Приведите пример норматива качества окружающей среды.

5.Что такое экологический аудит? Что относится к нормативам качества окружающей среды? Приведите пример норматива качества окружающей среды.

6.Что относится к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду?

7.Что такое экологическая безопасность?

8.Сформулируйте содержание и предмет экологического мониторинга.

9.Уровни, направления и виды экологического мониторинга.

10.Чем определяется «эталон среды» в системе экологического мониторинга?

11.Как организуется мониторинг источников антропогенного воздействия?

12.Каковы задачи производственного экологического контроля?

13.Что такое государственный экологический контроль? Как он осуществляется?

14.В чем отличие экологического контроля от экологического аудита?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Подходы к классификации экологического мониторинга

Различных подходов к классификации экологического мониторинга существует немало. Они подразделяются обычно в зависимости от характера решаемых в процессе исследования задач, либо по уровням организации объекта мониторинга, по исследуемым средам жизни и т.д. Эта классификация включает в себя весь блок разновидностей экологического мониторинга, различные подходы к наблюдению за динамикой как абиотической, так и биотической составляющих биосферы и ответной реакцией природных экосистем на эти изменения.

Таким образом, экологический мониторинг предполагает как геофизический, так и биологический компоненты, что определяет широчайший спектр методов и способов исследований, используемых при его осуществлении. Экологический мониторинг в целом включает весьма широкий набор методов и методологических подходов, среди которых обычно выделяют геофизические, химические, биологические аспекты.

Замечание 1

Система экологического мониторинга может быть реализована на нескольких несводимых один к другому уровнях, для каждого из них существуют специально разработанные программы. Среди этих уровней обычно называют импактный, региональный и фоновый мониторинг.

Первый из них направлен в основном на контроль воздействия на среду конкретных объектов, второй – ни исследование состояния экосистем определенного региона (по масштабам территории он может подразделяться дополнительно), а третий – на сравнение нарушенных территорий с эталонными.

Виды мониторинга

    Импактный мониторинг предполагает изучение сильных воздействий на окружающую среду в локальном масштабе. Программа данного уровня мониторинга может включать, например, исследование при помощи специальных методик сбросов или выбросов конкретного предприятия. Конечной задачей в данном случае является не столько установление структуры и объемов выбрасываемых веществ, сколько оценка их вредного воздействия на природную среду. В зависимости от особенностей окружающих экосистем, одни и те же количественные показатели загрязнения могут быть практически безвредными, или приводить к катастрофическим результатам. В связи с особенностями миграции загрязнителей в экосистемах, а также склонностью некоторых из них к кумуляции, импактный мониторинг должен быть достаточно продолжительным.

    Региональный мониторинг обычно подразумевает исследование миграции и трансформации в экосистемах загрязняющих веществ, изучение совместного воздействия различных экологических, как природного, так и антропогенного характера, факторов, характерных для исследуемой территории. Предметом данного уровня мониторинга служит состояние окружающей среды в пределах более или менее обширного региона.

    Фоновый мониторинг осуществляется на базе природных эталонов – биосферных заповедников, где отсутствует хозяйственная деятельность человека. Его цель состоит в фиксации фонового состояния окружающей среды, очень важном для сравнительных оценок антропогенного воздействия на преобразованных территориях.

    Мониторинг состояния особо охраняемых природных территорий характеризуется собственной спецификой. Его основные задачи определяются в первую очередь уникальностью объектов и их функцией.

Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества ОПС является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и ОПС, выделять наиболее уязвимые элементы и звенья биосферы, подверженные такому воздействию.

Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить необходимую информацию для принятия решений соответствующими службами, ведомствами, организациями.

Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под действием природных и антропогенных факторов.

Основной принцип мониторинга – непрерывное слежение.

Цель экологического мониторинга – информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью, оптимизация отношений человека с природой.

Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев:

Биоэкологический (санитарно-гигиенический),

Геоэкологический (природно-хозяйственный),

Биосферный (глобальный),

Космический,

Климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг – слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

В зависимости от масштабов наблюдения выделяют глобальный, региональный и локальный мониторинги.

Глобальный мониторинг – слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (например, за состоянием озонового слоя, изменением климата).

Региональный мониторинг – слежение за природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какого-то региона (например, за состоянием озера Байкал).

Локальный мониторинг – мониторинг в пределах небольшой территории (например, контроль за состоянием воздуха в городе).

В РФ функционирует и развивается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), сформированная на трех основных организационных уровнях: федеральном, субъектов РФ и локальном (объектном) с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения. На основе результатов мониторинга разрабатываются рекомендации по снижению уровня загрязнения окружающей среды и прогноз на будущее.

Системы мониторинга связаны с экологической экспертизой и проведением оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Нормирование качества окружающей среды (экологическое нормирование)

Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. От ее качества зависит продолжительность жизни, здоровье, уровень заболеваемости населения и т.д.

Экологическое нормирование – процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую среду. Его главная цель – обеспечение приемлемого баланса между экологией и экономикой. Такое нормирование позволяет вести хозяйственную деятельность и сохранять природную среду.

В РФ нормированию подлежат:

Физические факторы воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля, радиоактивное излучение);

Химические факторы – концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почвах, продуктах питания;

Биологические факторы – содержание патогенных микроорганизмов в воздухе, воде, продуктах питания.

Экологические нормативы разделяют на 3 основные группы:

Технологические нормативы – устанавливаются для различных производств и процессов, рационального использования сырья и энергии, сведения к минимуму отходов;

Научно-технические нормативы – предусматривают систему расчетов и периодического пересмотра нормативов, контроля за воздействием на ОПС;

Медицинские нормативы – определяют уровень опасности для здоровья населения.

Нормирование качества окружающей среды – установление показателей и пределов, в которых допускается изменение этих показателей (для воздуха, воды, почвы и др.).

Цель нормирования – установление предельно допустимых норм (экологических нормативов) воздействия человека на окружающую среду. Соблюдение экологических нормативов должно обеспечить экологическую безопасность населения, сохранение генетического фонда человека, растений и животных, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы их определения, носят временный характер и могут совершенствоваться по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды и воздействия на нее следующие:

1. Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ;

Предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий (радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.)

2. Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

Предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

3. Комплексные нормативы:

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) – это максимальный уровень воздействия радиации, шума вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ – это то же, что и ПДК, но для физических воздействий.

В тех случаях, когда ПДК или ПДУ не определены и находятся только на стадии разработки, используют такие показатели, как ОДК – ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ – ориентировочно допустимый уровень соответственно.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) – это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду (ПДЭН) – это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приносящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории.

Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей:

Запасы животного и мертвого органического вещества;

Эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова;

Видовое и структурное разнообразие.

Чем эти показатели выше, тем устойчивее экосистема.

Мониторинг как информационная система. Экологический мониторинг окружающей человека среды: цели, задачи, объекты. Структура системы мониторинга. Классификация. Направления государственного экологического мониторинга и уполномоченные государственные службы. Экологический контроль.

В последнее десятилетие во всём мире резко возросло воздействие человека на окружающую среду, что привело к высоким темпам изменения экосистем. Изменения биосферы различны по своей величине, характеру направленности и неравномерно распределены в пространстве и во времени. В сложившейся ситуации важна объективная опережающая информация о состоянии природной среды, её изменениях и определение тенденций изменений. Контроль необходим как за естественными изменениями природной среды, так и за антропогенными воздействиями, которые накладываются на естественные изменения, усиливая их. В связи с этим возникла потребность в организации специальных систем наблюдения и анализа состояния природной среды, в первую очередь загрязнений и эффектов, вызываемых ими в биосфере.

Мониторинг – многоцелевая информационная система для наблюдения, анализа и прогноза состояния какого-либо объекта или процесса.

Чаще всего понятие мониторинга связывают с окружающей средой. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ по регулярному наблюдению за состоянием окружающей среды, оценке и прогнозу её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг даёт предупреждающую информацию о создавшихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов. На основе данных экологического мониторинга вырабатываются рекомендации для дальнейших управленческих решений и корректирующих действий, направленных на обеспечение рационального природопользования и сохранения качества окружающей среды.

Впервые термин “мониторинг” (от лат. monitor - предостерегающий) появился в 1972 году перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в дополнение к термину “контроль”. Следует принять во внимание, что сама система мониторинга осуществляет только наблюдение и получение информации, не включая деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации. Контроль подразумевает ещё и элементы управления.

Экологический мониторинг включает следующие основные направления деятельности :

    Наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды, которая изменяется в результате этого воздействия.

    Оценка фактического состояния природной среды.

    Прогноз состояния окружающей природной среды и оценку этого состояния. Прогнозы бывают краткосрочные и длительные.

Предмет экологического мониторинга :

    окружающая среда;

    природные ресурсы;

    источники антропогенных воздействий на природную среду.

Цели :

    экологическая безопасность;

    экологическое благополучие;

    рациональное природопользование.

Под экологической безопасностью понимают состояние, при котором обеспечена защищённость интересов личности, общества, природы и государства от потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду .

Основной задачей системы экологического мониторинга является информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области управления состоянием окружающей природной среды (ОПС) и экологической безопасностью .

На рис. 4 приведена структура системы мониторинга.

Информационная система Управление

(мониторинг)

Наблюдение оценка фактического

состояния Регулирование

качества среды

прогноз состояния оценка прогнозируемого

(будущее) состояния

Рис. 4. Блок-схема системы мониторинга по

Блоки “наблюдение” и “прогноз состояния” тесно связаны между собой. Прогноз возможен только при наличии информации о фактическом состоянии (прямая связь). Направленность прогноза в значительной степени должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).

Данные, полученные в результате наблюдения или прогноза, должны оцениваться с помощью специально выбранных критериев. Оценка, с одной стороны, подразумевает определение ущерба от воздействия, с другой стороны – выбор оптимальных условий для человеческой деятельности. Информация о состоянии природной среды и тенденциях его изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы.

Результаты оценки существующего и прогнозируемого состояния биосферы дают возможность уточнить требования к подсистеме наблюдений (это и составляет научное обоснование мониторинга, обоснование состава и структуры сети и методов наблюдений).

Объекты экологического мониторинга :

    источники и факторы антропогенного воздействия на природную среду, в том числе источники загрязнений, излучений, включая потенциально опасные объекты;

    элементы биосферы , в том числе

Компоненты природной среды - земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, уровни радиационного и энергетического загрязнения, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Природные объекты - естественные экологические системы, природные ландшафты и составляющие их элементы. Наблюдения также осуществляются за откликами живых организмов на воздействие, за изменением их структурных и функциональных показателей;

- природно-антропогенные объекты - природные объекты, преобразованные в процессе хозяйственной деятельности или объекты, созданные человеком и имеющие рекреационное и защитное значение;

- группы населения, испытывающие воздействие факторов окружающей среды.

Указанный подход охватывает слежение за всем циклом антропогенных воздействий – от источников воздействий до влияния и реакций отдельных природных сред и сложных экологических систем. Классификация мониторинга и всех его возможных направлений представляет сложную и громоздкую задачу. Рассмотрим более подробно первоочередные системы.

Мониторинг природных сред и объектов осуществляется на различных уровнях :

    глобальный (биосферный или фоновый - в рамках международных программ и проектов);

    федеральный (для территории России в целом);

    территориальный (в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации);

    локальный (в пределах природно-техногенной системы, находящейся в пользовании у природопользователя, получившего лицензию на тот или иной вид деятельности).

Глобальный мониторинг – снижение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенные воздействия на биосферу и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. Например, ослабление озонового экрана, влияние глобального загрязнения атмосферы на климат, оценка загрязнения Мирового океана, создание международной системы предупреждения о стихийных бедствиях. Разработка и координация глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) осуществляется ЮНЕП (United Environment Program – программа ООН по окружающей среде) и Всемирной метеорологической организацией в рамках различных международных программ и проектов.

Изменения окружающей среды могут происходить под воздействием естественных причин и под влиянием деятельности человека. Для того чтобы оценить изменения, вносимые человеческой деятельностью, нужно знать фоновое состояние биосферы. Оно изучается на базе заповедников, которые существуют в ряде стран в рамках фонового мониторинга окружающей среды. В России станции фонового мониторинга расположены в шести биосферных заповедниках.

При осуществлении глобального мониторинга используются системы космического дистанционного зондирования Земли. Они позволяют получать уникальную информацию о функционировании экосистем, последствиях стихийных бедствий и экологических катастроф.

Экологический мониторинг на территориальном уровне слежение за процессами в пределах региона. Существуют места (регионы), где есть отклонения от среднестатистических, характерных и по природному характеру по антропогенным воздействиям, для всей биосферы.

Мониторинг на территориальном уровне включает в себя:

    мониторинг источников и факторов воздействия . Мониторингу в первую очередь подвергаются токсичные вещества, наиболее стойкие и мобильные, имеющие токсичные дочерние продукты. Среди источников выделяют в первую очередь заводские трубы, поля с внесёнными химическими веществами, города и т.п.

    мониторинг природных сред – наблюдения за изменениями в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте.

    импактный мониторинг – наблюдения за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах и точках, изучение сбросов конкретного предприятия (в частности, мониторинг зон прямого воздействия). Измерение производится на фоне естественных процессов.

На рис. 5 показана классификация последовательных ступеней мониторинга.

Рис. 5. Классификация последовательных ступеней мониторинга.

Геофизический мониторинг – определяет реакцию абиотической составляющей, как в микро-, так и в макромасштабе. Вплоть до реакции и определения состояния крупных систем: погоды и климата.

Биологический мониторинг – слежение за биологическими объектами (наличие видов, их состояние, появление случайных интродуцентов и т.д.)

Биологический мониторинг включает наблюдения:

    за здоровьем человека, воздействие окружающей среды на человека;

    за важнейшими популяциями как с точки зрения существования экосистемы, так и точки зрения большой хозяйственной ценности (ценные сорта рыб);

    за популяциями – индикаторами;

    генетический мониторинг.

В качестве индикаторов загрязнения окружающей среды используют животных или растения (биоиндикаторы). К помощи биоиндикаторов прибегают на самой ранней стадии загрязнения. Если загрязнение зашло так далеко, как, например, в Лос-Анджелесе, где созданы аллеи из резиновых деревьев – живые деревья уже не могут там расти, - то на этой стадии смысла прибегать к помощи биоиндикаторов уже нет. Главные биоиндикаторы – это лишайники, так как они очень плохо переносят загрязнения воздуха. В местах с сильным загрязнением воздуха наблюдается “лишайниковая пустыня”. Они живут только в зонах с чистым воздухом. Некоторые их виды встречаются только на расстоянии 50-60 км от промышленных городов.

Очень чувствительны к сернистому газу хвойные растения. Если выбросы в атмосферу велики, ельник полностью гибнет. Биоиндикацией может быть изменение роста растений, окраски (качественные изменения).

В качестве биоиндикаторов могут служить животные и птицы . Сокращение природных популяций птиц – сигнал, предупреждающий и об опасности для человека. Яды накапливаются в организме и яйцах птиц. Тяжёлые металлы накапливаются в организме ящериц. По их анализу можно судить о загрязнении среды. Высокочувствительными и легко используемыми биоиндикаторами токсичных примесей в морской воде служат яйца морских ежей.

Очень часто физико-химические методы анализа объектов окружающей среды требуют больших затрат времени и средств. Биоиндикаторы позволяют быстро и с малыми затратами обнаружить вредные вещества. Например, при исследовании пищевых продуктов на микотоксины, выделяемые плесневыми грибами, используют рачка артемия, которым кормят аквариумных рыб. Экстрактом из вызывающего подозрение растительного материала обрабатывают личинки рачка и по проценту смертности личинок судят о загрязненности микотоксинами. Различные виды водорослей избирательно используется при анализе воды на содержание инсектицидов и гербицидов.

Аналитическая химия в настоящее время достигла достаточно высоких результатов по чувствительности используемых методов: если в 50-е годы пределом мечтаний был порог обнаружения яда 1мг/кг, то сегодня реальным стало его выявление в количестве 10 -6 мг/кг. Достаточно три молекулы какого-либо соединения среди трёх миллиардов молекул исследуемого материала. Однако биоиндикаторы обладают ещё большей чувствительностью. Биологические тесты позволяют обнаружить 10 -9 мг/кг. Пробу вносят в клетки млекопитающих и измеряют реакцию этих клеток на яд. Точность этого метода несомненна.

Генетический мониторинг – наблюдение возможных изменений наследственных признаков у различных популяций, в том числе и у человека. С целью определения реальности угрозы здоровью будущих поколений исследования проводят по трём направлениям:

    тестирование токсической, мутагенной и канцерогенной активности физических факторов, химических препаратов и биологических агентов, имеющих широкое распространение в природе;

    слежение за уровнем и спектром заболеваемости в различных группах населения, проживающих в условиях разной степени загрязнения среды обитания;

    определение величины генетического груза в популяциях людей с попыткой оценить уровень и динамику частоты вновь возникающих мутаций.

Все исследователи по указанным проблемам объединили свои усилия в рамках “Общества по мутагенам окружающей среды”. Общим недостатком генетического мониторинга является ограничение изучения мутаций жизнеспособными индивидами, то есть недоучёт летальных мутаций. Частично эти данные дополняются данными, полученными при анализе материала спонтанно абортированных плодов, мертворождённых и учёта бесплодия у мужчин и женщин. Установлено, что 50 % спонтанных абортов и не менее 25 % врождённых пороков развития вызваны мутациями.

По масштабам различают мониторинг базовый (фоновый), глобальный, региональный, импактный.

по методам ведения и объектам наблюдения : авиационный, космический, окружающей человека среды.

Базовый мониторинг выполняет слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний.

Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и ее экосфере, включая все их экологические компоненты (основные материально-энергетические составляющие экологических систем), и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях.

Региональный мониторинг производит слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Мониторинг окружающей человека среды осуществляет слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение создающихся критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов.

Реализация мониторинга требует использования достаточно широко развитого математического обеспечения, включающего комплексы математических моделей изучаемых явлений.

Разработка модели конкретного явления или природной системы связана с выбором ее концептуальной структуры и наличия замкнутого пакета машинных программ. Наиболее распространенным типом моделей являются наборы дифференциальных уравнений, отражающие биологические, геохимические и климатические процессы в изучаемой системе.При этом коэффициенты уравнений либо имеют конкретный смысл, либо определяются косвенным образом через аппроксимацию экспериментальных данных.

Моделирование реальной природной системы, в основе которой заложены экспериментальные данные, и проведение над ней многочисленных экспериментов позволяют получить количественные оценки взаимодействий различных компонентов сообществ как в природных системах, так и сформировавшихся в результате вторжения в природную среду хозяйственной деятельности человека.

Процедура ОВОС

В соответствии с существующими правилами любая предпроектная и проектная документация, связанная с какими-либо хозяйственными начинаниями, освоением новых территорий, размещением производств, проектированием, строительством и реконструкцией хозяйственных и гражданских объектов, должна содержать раздел «Охрана окружающей среды» и в нем – обязательный подраздел ОВОС – материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности. ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии.



ОВОС предусматривает вариантность решений, учет территориальных особенностей и интересов населения. ОВОС организуется и обеспечивается заказчиком проекта с привлечением компетентных организаций и специалистов. Во многих случаях для проведения ОВОС нужны специальные инженерно-экологические изыскания.

Основные разделы ОВОС

1. Идентификация источников воздействия с помощью эксперимен-тальных данных, экспертных оценок, создание установок математического моделирования, анализа литературы и т.д. В результате выявляются источники, виды и объекты воздействия.

2. Количественная оценка видов воздействия может быть проведена балансовым или инструментальным методом. При использовании балансового метода определяется количество выбросов, сбросов, отходов. Инструментальный метод – это измерение и анализ результатов.

3. Прогнозирование изменения природной среды. Дается вероятностный прогноз загрязнения среды с учетом климатических условий, розы ветров, фоновых концентраций и т.д.

4. Прогнозирование аварийных ситуаций. Дается прогноз возможных аварийных ситуаций, причин и вероятность их возникновения. По каждой аварийной ситуации предусматриваются профилактические меры.

5. Определение способов предупреждения отрицательных последствий. Определяются возможности снижения воздействия с помощью специальных технических средств защиты, технологий и т.д.

6. Выбор методов контроля над состоянием среды и остаточными последствиями. Система мониторинга, контроля должна быть предусмотрена в проектируемой технологической схеме.

7. Эколого-экономическая оценка вариантов проектных решений. Оценка воздействия производится для всех возможных вариантов с анализом ущербов, компенсационных затрат на защиту от вредного воздействия после реализации проекта.

8. Оформление результатов. Осуществляется в виде отдельного раздела проектного документа, который является обязательным приложением и содержит, кроме материалов списка ОВОС, копию согласования с Минздравом, органами государственного надзора, ответственными за использование природных ресурсов, заключение ведомственной экспертизы, заключение общественной экспертизы и основные разногласия.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы ().

Экологическая экспертиза предполагает специальное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов в целях обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам.

Экологическая экспертиза, таким образом, выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Согласно Закону РФ «Об экологической экспертизе» эти виды контроля и надзора осуществляются природоохранными органами.

Закон РФ «Об экологической экспертизе» (ст. 3) формулирует принципы экологической экспертизы , а именно:

Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

Комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

Обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия мониторинга, экологического мониторинга.

2. Назовите виды экологического мониторинга.

3. Сформулируйте задачи и принципы организации системы экологического мониторинга.

4. Что такое экологический паспорт предприятия, его содержание?

5. Что представляет собой процедура ОВОС? С какой целью она проводится?

6. Перечислите последовательность этапов проведения ОВОС.

7. Что включает в себя экологическая экспертиза?

8. Сформулируйте принципы экологической экспертизы.


Раздел 3
Безопасность в условиях производства
(охрана труда)

Основные положения действующего законодательства РФ по охране труда

В сфере обеспечения безопасности человека на производстве в Российской Федерации действует законодательство по охране труда.

Законодательство о труде и охране труда основано на положениях Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.):

- «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанав-ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда» (ст. 7);

- «Труд свободен...» (ст. 37);

- «Принудительный труд запрещен...» (ст. 37);

- «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...» (ст. 7);

- «Каждый имеет право на отдых...» (ст. 37);

- «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь...» (ст. 41);

- «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность...» (ст. 41).

Законодательные акты, содержащие требования по охране труда:

Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ;

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Федеральный закон от
24 07. 1998 г. № 125-ФЗ.

В структуреТрудового кодекса Российской Федерации имеется раздел X «Охрана труда».

В нем дается определение понятия «охрана труда» и других понятий, очерчивается круг правовых норм, образующих законодательство РФ об охране труда, указывается сфера действия закона, излагаются основные направления государственной политики в области охраны труда.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Рабочее место место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвеннонаходится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.