Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №1
Начало формы

1. В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх.
2. Дорога бежала в выемке (1) по обе стороны (2) которой (3) высились песчаные откосы с соснами.
3. Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
4. Надя повернула голову, увидела шёлковую штору (1) и окно (2) сквозь (3) которое (4) уже синели зимние сумерки.
5.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете (1) убранство (2) которого (3) обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность
7. Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) мы пробирались (4) ещё белело меж деревьев.
8. Мы давно ехали узкой дорожкой (1) две-три колеи (2) которой (3) чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга
9.Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.
10. Немного поодаль парило плотное облако (1) в глубине (2) которого (3) загорались и гасли красные искорки.

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №2
Начало формы
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3) копошился батареец с перебитой рукой.

В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.

Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.
9. Теперь навстречу нам вырастал молодой ярко-зелёный лесок (1) над вершинами (2) которого (3) уже исчезали меловые скалы.
10.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

№ задания
1 вариант
2 вариант

Конец формы

Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. А это значит - рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык.

Сочинение

С каждым годом становится все меньше и меньше книг, содержащих в себе накопленные опытом народа нравственные ценности и ориентиры, и это не может не разочаровывать. В данном тексте Ф.А. Абрамов поднимает актуальную проблему роли литературы.

Обращаясь к теме, автор рассуждает об ушедшей эпохе, напоминанием о которой остались наши матери и отцы, дедушки и бабушки, и лишь небольшое количество литературы, повествующей о подвигах и достижениях наших предков. Писатель акцентирует наше внимание на том, что то количество литературы прошлого, которое дошло до наших дней, служит не для идеализации деревенской жизни и не является тоской по уходящей избяной Руси. Отнюдь, дошедшие до нас произведения о «старых крестьянках», «матерях погибших на войне сыновей», «вдов-солдаток», наполненные «душевной росписью», «душевным светом», - это «наша сыновья, хотя и запоздалая благодарность».

Ф.А. Абрамов считает, что задачей литературы является осмысление и удержание духовного опыта людей старших поколений. Книги прошедшей эпохи содержат тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть нашей стране в годы самых тяжелых испытаний. Истинная роль литературы – предостеречь молодежь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что книги, повествующие о людях прошедших эпох, об испытаниях и подвигах наших предков, служат нравственным ориентирам для молодежи. Ролью литературы является передача духовного опыта людей, прошедших через множество испытаний, но пронесших через века «самоотверженность, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому».

В антиутопии Рея Брэдбери ««451 градус по Фа¬ренгейту» поднимается проблема роли литературы в нравственном воспитании человека, в духовном его созревании. В утопическом мире, описанном в произведении, книги, как символ ума, как символ духовности и нравственности подвергались сожжению. Власть ввела такую политику с целью полного интеллектуального и нравственного обнищания народа – и у неё это получилось, почти все люди, описываемые в произведении, напоминают зомби, заложников примитивной массовой культуры, суть жизни которых заключается лишь в бесполезном потреблении и беспрекословном подчинении.

В произведении М. Горького «Мои университеты» автор на примере главного героя показывает, какую роль играет литература в жизни человека. Книги помогли Алеше многое в жизни понять и усвоить, помогали ему в трудные моменты жизни, и давали сил для новых действий и решений. Герой часто вспоминал сказки, которые ему рассказывала бабушка, и внутри него всегда сохранялось то духовное и нравственное, что старушка в них вкладывала. Благодаря книгам Алеша создал в своем создании идеального героя, мудрого, простого и доброго, и затем на протяжении всей своей жизни тянулся именно к такому типу человека, зная, что именно с ним встанет на широкий и ясный путь.

Таким образом, можно сделать вывод, что ролью литературы является духовное и нравственное воспитание человека, а также пронесение через века и тысячелетия ничем незаменимый опыт поколений.

ЕГЭ-2016 ФИПИ, задача 18 (вариант № 33)

Найдите все значения а, при каждом из которых система уравнений

имеет ровно два различных решения.

Решение. ОДЗ: -2 ≤ х < 6. Рассмотрим первое уравнение системы. Данная дробь будет равна нулю, если её числитель равен нулю, а знаменатель нет.

Тогда из второго уравнения системы у = а-х, отсюда у = а + 2. Итак, одно решение системы уже имеется. А сколько решения вообще может иметь данная система?

2) у 2 -ху + 3х-у-6 = 0. (*)

Выразим х через у из второго уравнения системы. Получим: х = а-у. Подставим это выражение вместо х в уравнение (*).

у 2 -(а-у)у + 3(а-у)-у-6 = 0;

у 2 -ау + у 2 + 3а-3у-у-6 = 0;

2у 2 -4у-ау + 3а-6 = 0;

2у 2 -(4 + а)у + 3а-6 = 0. Находим дискриминант

D = (4 + a) 2 -4 2 (3a-6) = 16 + 8a + a 2 -24a + 48 = a 2 -16a + 64 = (a-8) 2 ≥ 0.

Дискриминант D = (a — 8) 2 = 0 при а = 8. Подставляем а = 8 и получаем:

2у 2 -(4 + 8)у + 3 8-6 = 0 → 2у 2 -12у + 18 = 0 → у 2 -6у + 9 = 0 → → (у-3) 2 = 0 → у = 3.

Находим х = 8-3 = 5. Это значение удовлетворяет ОДЗ. Мы нашли решение системы: (5; 3), которое соответствует значению а = 8. У нас уже два решения системы.

3) Поищем другие решения системы. Разложим многочлен в левой части равенства (*) на множители.

у 2 -ху + 3х-у-6 = (у 2 -у-6)-(ху-3х) = (у + 2)(у-3)-х(у-3) = (у-3)(у + 2-х).

Решаем уравнение:

(у-3)(у + 2-х) = 0. Отсюда у-3 = 0 или у + 2-х = 0.

Тогда в первом случае у = 3, и этот случай (при а = 8) мы рассмотрели выше. При этом, подставляя у = 3 во второе уравнение системы, получаем х-3 + а = 0.

Отсюда х = а-3. Учтём ОДЗ и получим двойное неравенство:

2 ≤ а-3 < 6;

1 ≤ а < 9. Итак, при а ∈ }