Ровно 30 лет назад в небо над Москвой взмыл знаменитый олимпийский Мишка


3 августа 1980 года тысячи москвичей и гостей столицы со слезами на глазах прощались с Мишкой, улетавшим в небо на закрытии Олимпиады-80. Тайну душевной песни «До свиданья, Москва, до свиданья» нам раскрыл лауреат Государственной премии России «Грани театра масс», доцент кафедры Московского университета культура и искусства Валентин АЛЕКСЕЕВ. Будучи помощником главного режиссера «Олимпиады-80» Иосифа ТУМАНОВА, он, тогда молодой спортивный режиссер, вместе с остальными участниками постановочной группы, создавал последний бал Страны Советов. Валентин Алексеев по просьбе «ЭГ» вспомнил, как рождалась легенда.







Игорю Моисееву перекрыли доступ к Брежневу

Первоначально главным режиссером Олимпиады предложили стать Игорю Моисееву. Он отказался. Спустя время Игорь Александрович раскрыл мне свой секрет: «Я спросил, буду ли напрямую общаться с Брежневым? Мне ответили, по всем вопросам будете выходить на члена Политбюро Новиков а, которого назначили председателем Оргкомитета Олимпиады-80. Или, в крайнем случае, на Суслова. Дали подумать три дня. Но я сразу сказал: нет».
Кстати, Игорь Моисеев дал мне тогда ценный совет, которому я следую до сих пор, и он себя оправдывает. «Валя, всегда выходи только на первое лицо. Ниже не опускайся». Это помогает решить все организованно и быстро, без бюрократических проволочек. Может быть, Моисеев поступил мудро. Спустя год после московской Олимпиады Иосиф Туманов , который согласился организовать грандиозный праздник, умер. Нервное напряжение и ответственность были колоссальными. Конечно, все это не проходит даром… Уже никого не осталось из именитых режиссеров, создававших то удивительное действо. Иосиф Михайлович Туманов – известный театральный режиссер и постановщик концертов и представлений, в конце 30-х годов работал со Станиславским , в годы войны стал главным режиссером Московского Музыкального театра.

В 60-годах, будучи режиссером Большого театра, придумал дождь из розовых лепестков, которые осыпали артистов, выходящих на поклон. Этот прием он использовал потом на Олимпиаде: девушки, одетые в греческие туники, устилали дорогу лепестками роз. Туманов большой мастер массового театра, умел создать настоящий праздник. Кстати, подлинник сценария, написанного Тумановым, хранится в Санкт-Петербурге, в Институте культуры имени Крупской. Спортивная часть, которая составляла 50 процентов действа, лежала на режиссерах Борисе Петрове и Василии Губанове . Губанов делал спортивные праздники еще с тридцатых годов. Это он придумал живую вазу, которую потом показали в комедии «Цирк». Спортивные режиссеры были в ответе за марш-парад. Это длинное действие и нужно, чтобы все шло по маслу, без заминок. Хотя для советских людей проход иностранных команд был уже сам по себе зрелищем.

Мишку спас Суслов

- Высшее руководство вносило свои коррективы в создание сценария? Рекомендовали что-то переделать?
- Нет. Они знали, кому доверили дело. Организация была на высоком уровне. Вот наглядный пример. На генеральной репетиции пошел дичайший дождь. Бумажные костюмы, которые рижские швеи пошили для массовки, потекли. Две с половиной тысячи человек нужно было одеть за сутки. Партия приказала – и платья были пошиты в срок. Уже нашими ателье. И еще был энтузиазм. Самые прославленные коллективы участвовали в церемонии открытия и закрытия Олимпиады бесплатно. Для них это было почетно и престижно. А сейчас если не предложишь определенную сумму, никто из артистов и разговаривать не станет. Зато бардака много. Вот недавно участвовал в постановке «Евровидения». В массовку пригласили 720 студентов. Представление начиналось в 23 часа, а им велели быть на месте к 15 часам. Спрашивается, на черта в такую рань! Из экономии студентов не кормили. Я по этому поводу скандалил, мол, у меня ребята забираются на высоту 24 метра. У них же от голода голова кружиться будет.

- Покормили?
- Дали в последний день две шоколадки. Я в больницу попал после «Евровидения». Нервотрепки много было. Конечно, грандиозное действие сделали. Но многое из задуманного не довели до ума.
- Перед Олимпиадой-80 самый зрелищный номер – полет Мишки хотели зарубить. Была даже крылатая фраза: «Медведи не летают». Что это за история?
- Да, казус такой присутствовал. Президент Спорткомитета СССР Марат Грамов вынес резолюцию на сценарии: «Медведи не летают». Тогда Туманов отправился к Суслову отстаивать свой художественный замысел. Суслов, надо отдать ему должное, идею оценил. Вообще, высшее звено до такого не опускалось, чтобы лезть в сценарий, давать режиссеру рекомендации. На уровне области, района, чего греха таить, это практиковалось. Помню, на репетиции открытия большого спортивного мероприятия, один начальник спросил, почему у солнца, которое изображают спортсмены, шесть лучей. Я ответил, что так просто удобно. «Сделайте, пожалуйста, пять», - попросил чиновник.

Борьба за песню

Песня «До свиданья, Москва, до свиданья» стала символом Олимпиады, олимпийским гимном. Почему выбор пал на Александру Пахмутову? Какие еще композиторы претендовали на написание олимпийской песни?
- Для Пахмутовой в то время конкурентов не существовало. Она была лучшая. Тем более, Александра Николаевна написала целый цикл песен на тему спорта. По-моему 18. Помните, замечательную «Трус не играет в хоккей»? Ее даже назвали хоккейным гимном. Пахмутова с супругом поэтом Добронравовым , заядлые ж болельщики. И с олимпийской песней у Пахмутовой в жилу пошло, как по маслу.







- Песня получилась душевная, почти домашняя. Партийные боссы не рекомендовали сделать ее более торжественной, учитывая важность момента?
- Нет. И в музыку они не лезли. В олимпийской хартии есть условие – заключительная часть – прощание со зрителями. Все должно происходить в минорном темпе. Так сказать, со слезинкой. В других странах, принимающих Олимпиаду, на мой взгляд, этого не учитывают. У Пахмутовой в песне – никакой помпезности. И это оценил весь мир! Люди плакали, прощаясь с Олимпиадой, и за эти трогательные моменты полюбили нашу страну.
- «До свидания, Москва, до свидания» спел Лев Лещенко и Татьяна Анциферова. Кого-то из певцов рассматривали в качестве претендентов? И почему отказались от живого выступления? Звучала фонограмма.
- Там была кой-какая борьба среди певцов. Вроде бы сначала хотели, чтобы спел Кобзон. Валерий Леонтьев как раз в силу входил. Он бы мог. Юрий Антонов тоже. Но, на мой взгляд, так проникновенно как спел Лев, не получилось бы ни у кого. Что касается фонограммы… Так в то время мы не имели таких мощных микрофонов, как сейчас. Их всего было два. Их использовали главнокомандующие на парадах. Мы все записывали на фонограмму. Иного выхода не было. И потом, посмотрите, как обставлены церемонии открытия и закрытия Олимпиад в других странах. У них концертная программа, концертная сцена. На Зимней Олимпиаде в Турине, можно сказать, Лучано Паваротти выставили вместо Мишки. А нам на закрытии нужны были не Лещенко и Анциферова, а полет Мишки.





- А кто додумался запустить Мишку в небо?
- Сейчас, наверное, многие припишут себе авторство. Но официально считается, что автор идеи Иосиф Туманов. Кстати, в 1963 году таким же способом мы запускали ракету. Конструкция представляла собой легкий алюминиевый корпус, обтянутый прорезиненной тканью. К лапам и ушам Мишки были прикреплены разноцветные шары, наполненные гелием. В лапе находился клапан. За Медведем вели слежение радары, чтобы не дай Бог, огромная игрушка не приземлилась куда не надо. Клапан открыли, когда Мишка долетел до Воробьевых гор. Спустился, кажется, на газоны.





Русский дух отдадут иностранцам?

- Как оценило Олимпиаду высшее руководство, простые люди, коллеги-иностранцы? - Очень высоко. Многие из постановочной части получили награды. В Олимпийский комитет от жителей нашей страны шел массовый поток писем. Люди благодарили за Олимпиаду. Некоторые счастливчики увидели ее живьем. Через профком давали путевки на Олимпиаду. Многие Дома отдыха и санатории в Подмосковье были выделены специально для размещения людей, приехавших в Москву по путевкам профкома. Участников постановки Олимпиады стали приглашать в другие страны. В 1988 году мы с Борисом Николаевичем Петровым работали в Сирии, на 10-х Средниземноморских играх. Там, кстати, тоже командовала партия. Зрелище было тоже необыкновенное. В 1991 году пригласили в Египет, помочь сделать 5-е Всеафриканские игры. В 2000 году меня приглашали в Грецию – на открытие олимпийского года.





- Насколько вероятна возможность, что командовать парадом Олимпиады в Сочи будут западные сценаристы и режиссеры?
- Влияние Запада, конечно, велико. На «Евровидении» тоже работала большая команда иностранцев. Кстати говоря, хорошо работала. Я отслеживаю тенденции, и думаю, Олимпиаду-2014 года будут делать иностранные коллеги. Не исключаю, что пригласят зарубежного композитора. И может статься, исполнение олимпийского гимна тоже поручат иностранцу.
- Как вы оцениваете постановки других Олимпиад, в том числе, последнюю пекинскую? Передалось ли режиссерам передать дух страны, в которой проходит Олимпиада?
- По моему мнению, лучшей нашей Олимпиады еще не было. В ней гармонично соединились искусство и спорт. Было душевно и тепло. Без особого пафоса. В Америке, например, его с избытком. Открытие Олимпиады в США – это фактически прославление флага Америки. Пекинская, конечно, передала национальный колорит. Барабанов было очень много, китайских песен. Но на мой вкус, очень много техногенщины. Нет, все-таки Олимпиаду-80 еще никому не удалось переплюнуть. Может быть, конечно, во мне говорит патриотизм…

ХХII летние Олимпийские игры проходили в 1980 году в Москве. Решение о выборе столицы Олимпийских Игр 1980 года, Международный олимпийский комитет принимал на 75 сессии 23 октября 1974 году, в Вене.
На последнем этапе голосования членам МОК предстояло сделать выбор между городами Лос-Анджелес и Москва, в итоге с соотношением голосов 39 против 20 победу одержала Москва. Впервые Олимпийские Игры должны были пройти в социалистической стране. В марте 1975 года был создан Оргкомитет «Олимпиада-80», которому Олимпийский комитет СССР передал права и функции по подготовке и проведению Олимпийских Игр…

Автором официального талисмана Олимпиады-80 был, как известно, московский художник Виктор Чижиков. Дело было так.
В 1977 году советский Олимпийский комитет решил, что надо придумать для Московской Олимпиады какой-нибудь подходящий символ. В этом деле решено было проявить неслыханный разгул демократии. Для чего ведущий страшно популярной телепередачи «В мире животных» Василий Песков обратился к телезрителям с просьбой высказаться на тему того, какое животное должно стать официальным талисманом Олимпиады-80. Как ни странно, я помню эту телепередачу. Ну двух мнений быть не могло. Хотя в адрес передачи пришло немало идиотских предложений, подавляющее число зрителей высказалось за медведя. Было бы странно, если было бы иначе – ведь Россия на Западе прочно ассоциировалась с медведем. Только если на западных карикатурах русский медведь был очень страшным (типа как на современных), то «наш ответ Чемберлену» должен был стать милым и симпатичным. И Чижиков полностью справился с задачей, победив конкурентов-художников.

Позднее Чижиков рассказывал, что когда его пригласили в Оргкомитет за вознаграждением, сотрудники пожали ему руку и сказали: «За этого забавного медвежонка мы готовы выплатить вам 250 рублей». Чижиков остолбенел и было отчего – например, в 1966 году в Англии автор талисмана чемпионата мира по футболу получил 6 млн. 700 тысяч фунтов стерлингов. 250 рублей ни по какому, даже по самому специальному советскому курсу даже близко не походили на несколько миллионов фунтов. Художник отказался продавать рисунок. «За эскиз 30 на 20 сантиметров полагается именно такой гонорар, - сказали ему в Управлении авторских прав. - А на авторство вы вообще не имеете права претендовать. Автором талисмана является советский народ, который утвердил фигурку голосованием». Вот такие дела. В итоге всё же цену подняли в 8 раз и Чижиков получил за Олимпийского мишку аж целых две тысячи рублей! 2000 рублей в СССР были деньгами немалыми. Но всё-таки, это было явное наглое и вопиющие воровство. Да кроме того, чтобы деньги получить, Чижиков был вынужден подписать бумагу, что отказывается то авторских прав.


Главным символом Олимпиады-80 стало, как известно, стилизованное изображение то ли МГУ, то ли Спасской башни в виде сходящихся и взмывающих ввысь беговых дорожек. С этим символом, как говорят, тоже не всё благополучно. Говорят, что студент В.Арсентьев, который считается его автором, попросту украл идею у другого художника. Впрочем, в отличии от достоверной истории с Мишкой Чижикова, эта история – ничем не подкреплена, так что может автором символа Олимпиады-80 в самом деле является Арсентьев.


К чему это я так долго рассуждаю про символику Олимпиады-80? Потому, что символика эта стала на 3 года (с 1977 по 1980) вторым по значимости (после серпа и молота) брендом СССР. Даже после 1980 года «Мишки» и «Башни» с пятью кольцами можно было увидеть в отдалённых концах страны. А когда они только появились на всех улицах городов – это и в самом деле привнесло в унылое кумачовое оформление советских городов свежую струю.


Подготовка к Олимпида-80 началась за 4 года до её начала. Решением Мосгорисполкома от 27 февраля 1976 года. № 470 в соответствии с решением Президиума Совета Министров СССР (протокол заседания от 7 января 1976 года. № 1, п. XXI) было организовано Главное управление по подготовке г. Москвы к проведению XXII Олимпийских игр (Главмосолимпиада). В итоге СССР получил символику Олимпиады, которая в дальнейшем стала называться Олимпийской символикой.


Олимпийская символика стала неотъемлемым атрибутом всего и вся. Куда её только не лепили. Но Оргкомитет показал себя не только настоящим владельцем холопов, но и рачительным хозяином – отказав авторам символики в надлежащем авторском вознаграждении, Оргкомитет стал наживаться на этой символике вовсю. Идея состояла в следующем. Поскольку в Советском союзе с одной стороны дефицитом было всё, а с другой – по идеологическим соображениям цены поднимать было нельзя, то решили на наиболее дефицитные изделия советской промышленности лепить Олимпийскую символику и продавать такие изделия по завышенным ценам (якобы для оплаты строящихся спортивных объектов).


Что и было осуществлено. И, надо сказать, фокус удался. В советских магазинах появились дефицитные товары, которые почти никто не покупал – ибо они были гораздо дороже из-за Олимпийской символики. Нет, ну то есть если очень надо было, то брали, но всё-таки с прилавков «олимпийские товары» не «сметали». Экономика, однако, должна быть экономной.


Понятное дело, что в Москве стали строить олимпийские объекты. Тут без всякого можно сказать, что благодаря Олимпиаде в самом деле Москва получила множество новых современных объектов, таких, как велотрек в Крылатском, Олимпийский спортивный комплекс, да и старые были сильно модернизированы, как например, главный стадион – Лужники. Словом, Москва преображалась. Также как однозначно позитивное явление можно отметить усилившуюся пропаганду спорта – открывались новые спортивные кружки и т.п. Не знаю, правда, как с этим было в других городах, но в Москве постоянно проходили соревнования под девизами типа «Навстречу олимпийским рекордам» и т.п. Во всех спортивных учреждениях шёл отсчёт времени «До Олимпиады». Я в конце 70-х посещал секцию гребли в Крылатском и помню, как всякий раз при входе смотрел на электроне табло: «До Олимпиады осталось столько-то дней». И, говоря по правде, очень ждал прихода Олимпиады.


Апофеоза пропаганда Олимпиады достигла в 1980 году, что естественно. На предприятиях все брали повышенные обязательства (ещё одна советская идиома) «Навстречу Олимпиаде!». Что такое «повышенное обязательство»? Поскольку экономика в СССР была плановой, то каждое предприятие должно было выполнить строго определённый и «научно рассчитанный» объём работ. Однако, как повелось в 20-30х годах, так уже видимо и невозможно было отказаться от системы выжимания из рабочих и служащих всех соков. Всё это шло под девизом: «Берём повышенные обязательства». Например, согласно плана, какая-нибудь бригада должны была изготовить сто тысяч деталей. Но по предложению парткома (который был равносилен приказу), эта бригада могла сказать: «Для нас сто тысяч деталей – это какой-то отстой. Мы берём повышенные обязательства и изготовим пятьдесят тысяч деталей сверх плана» («сверх плана» – ещё одна совковая идиома). Таким образом бедная бригада должна была, согласно приговора парткома, выпустить 150 тысяч деталей (100 – план, плюс 50 – сверх плана).
Повышенные обязательства брались по любому поводу. Причём коммунистические говоруны из парткомов, всячески изощрялись в придумывании поводов для «повышенных обязательств». Например, перед 30-летием Победы очень популярным был лозунг «За себя и за того парня», то есть продукцию рабочий делал за себя и за солдата, который погиб на войне и уже не может встать к станку («тот парень»). Даже анекдот ходил такой: приходит рабочий за получкой, а ему в кассе какую-то мелочь выдают. Рабочий конечно в крик: «Где мои кровно заработанные?». А ему кассир вежливо так: «А их тот парень за вас получил».
Также брались повышенные обязательства «на встречу» всяким съездам КПСС и пленумам ЦК КПСС. Ну и само собой, Олимпиада-80 была таким отличным поводом, что было бы странно, если бы советские трудовые коллективы не напринимали повышенных обязательств «Навстречу Олимпиаде-80».


В конце 70-х годов по Москве стали ходить слухи о том, что во время Олимпиады по телевизору будет твориться несусветное – якобы трансляцию передач выкупил какой-то американский телеканал и во время Олимпиады-80 по советскому телевидению будет идти настоящая американская реклама! Ух ты! Ажно дух захватывало! Скажете, это мне одному так интересно было посмотреть американскую рекламу? Ошибаетесь – её очень многие хотели посмотреть. В известном прибалтийском теледетективе 80-х «Мираж» периодический показ кадров западной рекламы (или подделка под неё) были специально включены в фильм, как фактор, вызывающий дополнительный интерес к фильму.
С рекламой по телевизору, конечно, ничего не получилось. И вообще, США начали бойкот Олимпиады-80 из-за ввода советских войск в Афганистан. Что, впрочем, не помешало, московскому заводу безалкогольных напитков начать выпуск американского напитка «Кока-кола» в банках с олимпийской символикой. Настоящие американские банки с открывалкой! Ого! Впрочем, в магазинах эти банки не продавались. Их продавали только в барах и ресторанах. Ну может ещё в каких-нибудь местах, типа МИД и т.п.


Вообще с продуктами питания Оргкомитет (который, понятное дело, действовал под неусыпным контролем Политбюро ЦК КПСС) сделал «ход конём». Советские чиновники, лучше чем кто-либо знавшие собственные возможности, пришли к выводу, что советский общепит не справится с олимпийским сервисом ни при каких обстоятельствах. Стыдно стало им. Не захотели упасть лицом в грязь. Поэтому всё обеспечение продуктами питания на время Олимпиады дали на откуп финнам. И финны не подкачали. Примерно так с начала лета 1980 года в советских магазинах стали появляться невиданные вещи: фруктовые финские джемы, нарезки настоящего финского салями и сервелата, пачки сырных нарезок, цветные стаканчики. Ну и т.п. фишки. Во время самой Олимпиады на всех спортивных объектах в буфетах продавались эти нарезки. И, что характерно, их было так много, что почему-то они не исчезали из продажи вплоть до конца Олимпиады. Помню, отсидев пару часов на стадионе «Лужники» на соревнованиях по лёгкой атлетике, я решил пройтись в буфет. Что меня поразило – не было никаких очередей, все спокойно покупали финскую нарезку, упаковки ломтиков сыра с булочками, напитки и спокойно ели за столиками или шли на свои места. Европа, короче, да и только.


В советском страшно популярном фильме «Вам и не снилось» есть такой эпизод – к учительнице в Москву откуда-то издалека приехала мама и готовит ей чай со смородиновым джемом. Так вот джем она выгребала как раз из финской банки характерного дизайна. Меня всегда смущал этот эпизод – ибо финские продукты продавались только в Москве. Ну ладно, это детали.
Также накануне Олимпиады появились страшно модные «бумажные» ветровки с Олимпийским мишкой на груди. А после Олимпиады многие москвичи щеголяли в характерных цветных ветровках, которые выдавались обслуживающему персоналу Олимпиады. В метро остановки стали объявлять на русском и английском языках. Тоже было и с текстовыми указателями.


Понятно, что накануне Олимпиды-80 провели беспощадную борьбу с «асоциальными элементами». Не знаю, были ли какие-то преступления в ходе Олимпиады, но мне кажется, что не было – это был первый раз, когда Москву в огромном количестве наводнила милиция из всех регионов страны.

Было и ещё нечто. Накануне лета 1980 года по всем московским предприятиям началась работа с мамами и папами на предмет вывоза детей из Москвы на период Олимпиады. Конечно, то что детей вывозили в принудительном порядке – это враньё. Но, во всяком случае, все родители были настроены очень решительно на предмет оградить своих чад «от возможных провокаций». Так что массированная пропаганда сделала своё дело – если обычно летом в Москве детей становилось заметно меньше, чем в другие времена года, то в июле 1980 года словно Гамельнский крысолов прошёлся по улицам столицы – детей почти не было.
Я долго спорил с мамой на предмет разных угроз – потенциальных и мнимых – и в конце-концов выторговал себе право остаться на Олимпиаду в Москве. Когда я гулял по центру Москвы, то всегда привлекал внимание иностранных туристов – я был редкостью. И вообще это было странное чувство – можно было часами гулять по Москве и не встретить ни одного ребёнка. Очень странное чувство быть одному среди взрослых. Даже на стадионе «Лужники» на закрытии Олимпиады я видел очень мало детей (за исключением тех, кто участвовал в театрализованном шоу).


Кстати, по поводу соревнований и других мероприятий (открытия, закрытия). Билеты были страшно дорогими – порядка 30-50 рублей. Для СССР это была неслыханная дороговизна! Но почти 90% билетов оплачивал профсоюз, так что граждане покупали билеты по вполне сносной цене. Разумеется, билеты были дефицитом – их перепродавали спекулянты. Также необычным было то, что билеты были цветными и красиво оформленными – не то что обычные советские билеты из зеленоватой бумаги.


На Олимпиаду-80 была построена пресловутая Олимпийская деревня на Юго-западе. Деревня была обнесена забором. Обслуживающий персонал жил в деревне весь период Олимпиады и не имел право покидать её. Но вообще, атмосфера в Москве в июле 1980 года была какой-то особенно свободной. Даже я это ощущал. Это правда был непрекращающийся праздник. Очень жалко только, что рядом не было никого из друзей.


Началась Олимпиада для меня с эстафеты Олимпийского огня. Уже с утра невдалеке от нашего дома вдоль шоссе выстроились шпалерами люди. Я несколько раз выходил к шоссе, сгорая от нетерпения. Наконец народ заволновался. Все стали усиленно вытягивать шеи. Показалась эстафета в виде бегуна и целой колонны автотранспорта за ним. Всё прошло довольно быстро. Я успел только сделать несколько кадров. На само открытие попасть не удалось.


Зато я попал на закрытие. Мы с мамой сидели на боковой трибуне (кажется, C). В целом было весьма трогательно. Особенно, когда «Мишка заплакал». Кстати, именно на Олимпиаде-80 впервые применили графическое постоянно меняющееся живое панно.


А когда вытащили Мишку и заиграла песня «Олимпийское лето прощай», то и в самом деле захотелось плакать. Многие вокруг вытирали слёзы.


После закрытия люди долго не расходились с площади возле стадиона, не желая уходить из «Лужников», словно боясь потерять что-то дорогое. В самом деле ощущение было такое, что из жизни ушло что-то очень доброе и хорошее. Не знаю… Может быть Совок стал немного человечным, может перед советскими людьми приоткрылся кусочек западной жизни. Не знаю, словом, но на следующий день на душе было как-то немного тяжело. Не верилось, что событие, к которому вся страна готовилась несколько лет, прошло. Я думаю, что Олимпиада-80 – была последним рывком СССР, последней попыткой доказать, что «Советское – значит отличное». После Олимпиады-80 СССР пошёл ускоренными шагами к своему закономерному концу. Больше уже в истории СССР не было ни одного события, которое бы сплотило и воодушевило весь народ.

Описание презентации 1. Возникновение Нововавилонского царства. 2. Город Вавилон. по слайдам

1. Возникновение Нововавилонского царства. 2. Город Вавилон. 3. Висячие сады – один из чудес света. 4. Падение Вавилона.

В 626 году до н. э. в Вавилоне началось восстание местного населения – халдеев против ассирийцев, которые совместно с союзниками смогли покорить Ассирию. В Вавилоне воцарилась нововавилонская халдейская династия. Первым халдейским царем становится Набопаласар. Нововавилонское царство 1. Возникновение Нововавилонского царства.

Вавилонские правители завоевали также Сирию, Палестину и взяли столицу Иудеи Иерусалим. Тысяча евреев насильно переселяют в Мессопотамию. Вавилонское пленение евреев описывается в Библии. Евреи собирались группами чтобы молиться, эти сборища назывались синагогами. Впоследствии так стали называть молебенные здания евреев. Синагога «Хурва» в городе Иерусалим до 1948 года http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 0%A 1%D 0%B 8%D 0%BD %D 0%B 0%D 0%B 3%D 0%BE%D 0%B 3%D 0%

2. Город Вавилон. Наследник престола Навуходоносор 2 становится царем. При нем Вавилон превратился в центр международной торговли. Город Вавилон поистине превра-щается в один из семи чудес света. Сюда стекаются нес-метные богатства с покоренных городов. http: //history. rsuh. ru/historycd/history/html/t 4 -02 -06 -03. htm

Самым великолепным храмом Вавилона был «Дом основания неба и земли» . К зиккурату вела широкая улица – дорога процессий, украшенная краси-вейшими воротами Иштар.

Ворота Иштар облицо-ваны глазурованным кирпичом с изобра-женным на них львов и драконов. Зиккурат был посвя-щен главному богу Вавилона Мардуку.

В святилище находи-лись статуя Мурдука и золотой трон. На вершине зиккурата, облицованной голу-быми глазурован-ными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы. http: //ru. wikipedia. org/wiki/ %D 0%92%D 0%B 0%D 0%B 2%D 0%B 8%D 0%BB%D 0%BE %D 0%BD%D 1%81%D 0%BA%D 0%B 0%D 1%8 F_ %D 0%B 1%D 0%B 0%D 1%88%D 0%BD%D 1%

Висячие сады были главной знамени-тостью Вавилона. По преданию, сады были выполнены для любимой царицы Новуходоносора, чтобы она не скучала о своей родине. http: //ru. wikipedia. org/wiki/ %D 0%92%D 0%B 8%D 1%81%D 1%8 F %D 1%87%D 0%B 8%D 0%B 5_ %D 1%81%D 0%B 0%D 0%B 4%D 1%8 B_ %D 0%A 1%D 0%B 5%D 0%BC %D 0%B 8%D 1%80%D 0%BC %D 0%B 8%D 0%B 4%D 1%

Пояснительная записка

Предмет : история Древнего мира. Тема : «Нововавилонское царство».

Цели:

Образовательная :

    Определить, что общего и в чем различия в двух великих державах–Ассирии и Нововавилонского царства?;

    Развивать умение работать с терминами и понятиями;

    Развивать навыки работы с картой;

    Определять причинно-следственные связи.

Развивающая:

    Прививать обучающимся понятия прекрасного.

    Развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.

Воспитательная :

    Развивать интерес к историческому прошлому.

Тип занятия: – объяснение нового материала;

Метод обучения: словесный, практический, наглядный.

Учебник В.И. Уколова, Л.П. Маринович. §20.стр. 93-98. Вопросы на стр. 98.

Тема: Нововавилонское царство.

План урока:

    Работа на закрепление знаний по теме «Ассирийская империя».

    Работа с терминами: что такое империя?

    Работа по карте: где располагалась первоначально государство Ассирия? (в верхнем течении р. Тигр); какие страны были завоеваны ассирийцами? (Междуречье, Сирия, Палестина, Урарту).

    Почему эти слова названы вместе (составьте предложения):

Тигр, Ассирия, держава (В верхнем течении Тигра была расположена Ассирия, ставшая военной державой).

Ассирия, столица, Ниневия (Ниневия- столица Ассирии).

Книги, библиотеке, Ашшурбанапал (Ассирийский царь Ашшурбанапал собрал библиотеку глиняных книг).

Пехотинцы, железные пластины, щит (Пехотинцы укрепляли щит железными пластинами).

Империи, распадались, огромные территории (Империи возникали, завоевывали огромные территории и распадались со временем).

4. Фронтальный опрос:

В чем заключалась военная мощь ассирийцев?

Почему столицу Ниневию называли логовищем львов?

Каким образом ассирийцы укрепляли свои города?

Почему книги в библиотеке Ашшурбанапала не сгорели?

Какие современные государства расположены на территории, где в древности была Ассирийская держава? (Сирия, Турция, Ирак, Египет).

Обобщение: Сделать вывод почему первые военные империи были недолговечны, а причины их падения схожи?

II . Изучение новой темы.

2. Город Вавилон.

3. Падение Вавилона.

Ход урока .

I . Организационное начало и сообщение темы урока.

1. Возникновение Нововавилонского царства.

Ребята, мы сегодня познакомимся с одним из интересных и уникальных по своей красоте города Вавилона и историей Нововавилонского царства.

В 626 году до н. э. в Вавилонии началось восстание против ассирийцев. В нем участвовало местное население - халдеи. Возглавил восстание халдей Набопаласар. Вавилоняне совместно со своими союзниками победили ассирийцев и некогда великая и грозная Ассирия пала. После смерти отца Нововавилонским царем становится сын Набопаласара- Навуходоносор 2. Прежде чем стать царем, завершил процесс завоевания Ассирии халдеями (выступавшими в союзе с мидянами и скифами), изгнал египтян из Малой Азии. Вавилонские правители завоевали не только Ассирию, но и Сирию, Палестину. Наследник престола Навуходоносор взял Иерусалим, столицу Иудеи. Тысячи евреев были насильно переселены в Месопотамию. Началось вавилонское пленение иудеев, описанное в Библии. Евреи собирались группами чтобы молиться, эти сборища назывались синагогами. Впоследствии так стали называть молебенные здания евреев.

2. Город Вавилон.

В период своего царствования, продолжавшегося 43 года, Навуходоносор отстроил Вавилон и сделал его одним из чудес света; проложил каналы, вырыл озера и огромное водохранилище, основал ряд городов, соорудил Мидийскую стену для защиты границ царства и завершил создание протяженного укрепленного вала, начатое еще его отцом. Для строительства мощной крепости использовались обожженные кирпичи.

Со времен Царя Хаммурапи Вавилон был крупнейшим центром Ближнего Востока. Его жители безмерно гордились своим городом, не зря его название означало " Врата бога ". Молва о Вавилоне, этом "царе городов", распространилась до самых отдаленных уголков Древнего мира. Вавилон стал символом могущества, власти и смешения народов. С Вавилоном связано библейское сказание о строительстве Вавилонской башни столпотворении, когда разделились и смешались языки и люди перестали понимать друг друга. Работа по документу в учебнике с. 100 «Строительство Вавилонской башни».

При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. Работа по изучению плана города Вавилона на с. 97 в учебнике.

Рассказ учителя и работа по картине «Новый Вавилон»- совершаем путешествие.

Самым великолепным храмом Вавилона был " Дом основания неба и земли ". Его семь ступеней-террас возвышались над царственным городом. Семерка считалась у вавилонян священным числом. Семь планет управляли семью днями недели. Каждый день посвящался определенной планете, олицетворявшей бога или богиню. Вавилоняне верили, что движения планет и звезд руководят жизнью людей и государств.

Ворота Иштар облицованы глазурованным кирпичом с изображенным на них львов и драконов. Зиккурат был посвящен главному богу Вавилона Мардуку. На вершине зиккурата, облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы. Толщина стен Вавилона была такой, что по ним могли проехать одновременно шесть колесниц, выстроенных в ряд. На стенах возвышались башни с воротами, обитыми медью. В Вавилоне было несколько сотен площадей, окруженных домами и садами.

Царь Навуходоносор II заботился о том, чтобы Вавилон был не только самым могущественным, но и самым красивым городом мира. Навуходоносор, который очень любил свою молодую жену мидийскую принцессу Амитис, зная, что она скучает по родине, приказал построить для нее удивительные цветущие сады. Висячие сады украшали северо-западную часть пятиярусного дворца Навуходоносора. На сводчатых арках из кирпича были расположены террасы, напоминающие уступы гор. Рабы целыми днями крутили водоподъемные колеса и зачерпывали кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов.

Греки приписали строительство этих садов Семирамиде - царице, правившей задолго до Навуходоносора. После смерти Навуходоносора, его возлюбленной царицы и завоевателя Александра Македонского Вавилон оказался заброшен, а чудо света было разрушено наводнением.

Продолжаем путешествие по картине - что мы видим на картине?

3. Падение Вавилона.

Мощные укрепления не спасли Вавилон от вражеского завоевания. Последний правитель Вавилона Валтасар был обречен на гибель. Как повествует библейская легенда, он устроил пир в то время, когда Вавилон окружило войско врагов. Валтасар и его гости кощунственно пили вино из золотых и серебряных сосудов, похищенных из Иерусалимского храма. Вдруг во время пира таинственно появившаяся рука начертала на стене огненные слова "Мене, мене, текел, упарсин". Никто не мог понять, что они означают. Валтасар призвал вавилонских мудрецов, но те не смогли истолковать надпись. В это время в Вавилоне в плену находилось множество евреев. Пророк Даниил был среди них, его бросили в ров со львами. Валтасар приказал извлечь Даниила из рва и привести во дворец. Даниил раскрыл смысл таинственных слов: "..-исчислил Бог царство твое и положил конец ему…ты взвешен на весах и найден очень легким; разделено царство твое и отдано врагам".

Так и случилось. Стража Вавилона плохо несла службу. Город был оставлен без должного прикрытия. Враги - персы - беспрепятственно проникли в Вавилон и предали город огню и мечу. Опьяневший царь Валтасар был убит.

Знакомство с картиной Рембранда «Пир Валтасара» с. 99 в учебнике.

? Что означает выражение пир Валтасара?

Так бесславно закончилась история великого Вавилона, но сам он вошел в историю как символ города-властелина, смешения языков и народов, идолопоклонства, грандиозного торжища, где все продается и покупается.

III . Закрепление урока и итог :

Итак мы запомнили, что:

Вавилон был самым богатым и великолепным городом Ближнего Востока;

вошел в историю и культуру как символ города-властелина, в котором царили безнравственность и порок;

прославился сооружением висячих садов, вошедших в число семи чудес света;

с Вавилоном связано библейское сказание о строительстве Вавилонской башни;

гибель Вавилона была предсказана таинственным пророчеством.

    Какой след в истории оставили ноновавилонские цари?

    Ассирия завоевала многие народы. Вавилон подчинил себе Ассирию. А сам Вавилон завоевали…? (персы).

    Почему распадаются империи?

    Почему Вавилон называли «врата бога», «город городов»?

Оценивание результатов работы учеников на уроке и объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: учебник В.И. Уколова, Л.П. Маринович. §20