В 453 году произошёл распад величайшего тюркского государства - Гуннской империи, охватывавшей огромные территории от Иделя (Волги) до Рейна. Это привело к образованию новых племенных союзов и государств, выделились различные тюркские этнические группы, одной из которых являлись булгары - народ огузского происхождения, мигрировавший в Восточную Европу из Центральной Азии в V веке в составе гуннского союза.

Булгары заселили обширные степи Приазовья и Предкавказья, занимаясь на новых владениях преимущественно кочевым скотоводством. С первых десятилетий своего возникновения, булгарский племенной союз вступил в борьбу за установление тюркской гегемонии на Балканах и в Центральной Европе. Так, с конца V века булгары довольно часто тревожили византийские провинции. В частности от их набегов страдали Иллирия, Фракия, Македония. Булгарские орды доходили до Константинополя. Несмотря на эти успехи, булгары во второй половине VI века вынуждены были отступить в Причерноморье и Приазовье из-за усиления другого тюркского этноса - авар, которые создали на территории Паннонии (ныне Венгрия) мощное государственное образование, распространившее свою власть на булгарские степи.

В начале VII века авары утратили владения в Причерноморье, что позволило булгарам в 632 году создать государство Великая Булгария, во главе с ханом Курбатом. Великая Булгария охватила обширные территории в Приазовье и Прикубанье, предварительно вытеснив оттуда тюрок-хазар. Булгарское государство стало самым сильным тюркским государственным образованием того периода, однако расцвет длился недолго. В 665 году хан Курбат умер и его империя распалась, оказавшись разделённой между его сыновьями. Распадом Булгарии воспользовались хазары, притеснённые булгарами при Курбате. Хазарскому каганату удалось нанести сильный удар по булгарским ордам, что привело к новым миграциям.

Центральные племена во главе с ханом Аспарухом направились к берегам Дуная и создали тюркское государство Дунайская Болгария. Булгарские ханы властвовали в этой стране около 200 лет, но с середины IX века там усилилась христианизация, что привело к ассимиляции дунайских тюрок среди южных славян.

Другая группа булгар, возглавляемая ханом Батбаем осталась на своих землях, подчинившись усилившимся хазарам. С этой группой булгар, известной также как «кара-булгары» связывают нынешних балкарцев и карачаевцев.

Третья часть булгар и родственных им племён переселилась в Среднее Поволжье. Однако это событие произошло не сразу после смерти Курбата, а позднее - в конце VIII века. Как и кара-булгары, волжские булгары подчинились хазарам и приняли участие в формировании Хазарского каганата, но вскоре переселились на север, в Поволжье. Здесь они вошли в тесный политический и этно-культурный контакт с местным родственным тюркским населением, а также финно-уграми. Сохранилось множество следов раннего присутствия булгар на Средней Волги, в особенности это большое количество раннебулгарских могильников (VIII-IX вв.), среди которых выделяются Танкеевский и Большетиганский.

На рубеже IX-X веков в Поволжье булгары создали новое тюркское государство, известное историографии, как Волжская Булгария. Её границей на севере было правобережье Камы, на западе - Свияга с её левыми притоками, на востоке - Шешма, а южная граница доходила до Самарской Луки - большой излучины Волги в районе современных Жигулёвских гор.

Булгария являлась раннефеодальным государством. С 20-30-х годов X века её население постепенно переходит к осёдлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города - Булгар и Сувар, в которых начинается чеканка собственных монет. Чуть позднее появляются такие города как Биляр, Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк, Тухчин и многие другие. В этот же период волжские булгары избавляются от власти хазар, которые к тому времени значительно ослабли.

Развитие Булгарского государства во многом связано с принятием Ислама, которое произошло в 922 году. Тогда, по просьбе булгарского правителя Алмаса (Алмыш хан), из Багдада прибыло посольство халифа во главе с Сусаном ар-Расси и секретарём Ахмедом ибн Фадланом, которое обратило булгар в мусульманство. С принятием ислама булгары заменили древнетюркскую письменность арабской графикой. Вслед за этим началось установление тесных отношений Волжской Булгарии с мусульманским миром, что имело большое политическое, экономическое и культурное значение для булгарского народа. Следует также отметить, что в булгарских городах и селениях начали появляться первые школы (медресе), что говорите о высоком уровне культурного развития булгарского народа.

Начиная с X века, устанавливаются торговые связи Булгарии с другими странами. Так, булгары вели торговлю с Русью, Византией, Арабским Востоком, Средней Азией, куда поставлялись меха, лес, кожа, обувь, оружие и прочие ремесленные изделия. Развивалась столица Булгарии - город Булгар, который застраивался каменными и кирпичными зданиями, в городе был расположен водопровод. До наших дней сохранились развалины «Чёрной палаты», Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети и прочих памятников булгарской архитектуры.

Характерными элементами булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; одежда, расшитая бисером и серебром. Всё это продавалось в другие страны, что приносило экономике Волжской Булгарии значительную прибыль.

В XI-XII веках в результате социально-экономического и политического расцвета, территория Булгарии увеличилась. Её северные пределы дошли до реки Казанки, в бассейне которой археологами был обнаружен целый ряд древних поселений, возникших предположительно именно в этот период. В эти же десятилетия увеличилась граница в юго-восточном направлении. Об этом свидетельствует татарское историческое повествование «Дефтер-и Чингиз намэ» («Книга о Чингизе»), где все земли от Волги и Камы до Яика названы булгарскими, однако зона проживания булгар ограничивалась на юге Шешмой, Яик же являлся государственной границей. Булгарские поселения возникли там лишь в золотоордынский период.

Этнический состав населения Волжской Булгарии был довольно пёстрым. Булгарский народ составляли собственно булгары, сувары, берсулы, баранджары, а также эскелы. Все эти этносы имели тюркское происхождение и, соответственно, значимой разницы между ними не было. С именами некоторых из этих тюркских групп связаны названия отдельных городов Волжской Булгарии, например булгары - город Булгар, сувары - Сувар, а город Биляр (в тюркской транскрипции Буляр) по мнению русского историка В.Н. Татищева был основан племенем биляров, которые были известны ещё по западноевропейским источникам (предположительно, часть биляр в конце X века во главе с князем Хасаном переселилась в Венгрию и основала там город Пешт). Также Татищев писал о наличии племени чалмата, с которым связывают прежнее название Камы - Чулман. В XII веке все вышеуказанные племена предположительно слились в единый булгарский этнос.

Под воздействием Волжской Булгарии находилось не только её собственное население, но и соседние племена. Так, в вассальную зависимость от булгар попали волжские финно-угры (предки нынешних марийцев, мордвы, удмуртов и других), а также тюркское племя маджары (есть версия, что они являются предками башкир). Также Булгарии подчинялось дальнее племя вису, о котором сообщают арабские источники. Вису связывают с указанными в русских летописях народом веси финно-угорской группы, потомками которых являются вепсы - жители Карелии. Вассалами булгар являлись также племена «йура»- нынешние угры, т.е. ханты и манси.

Помимо сбора дани, булгары вступали с этими народами в торговые отношения, хотя они были преимущественно меновыми.

К западу от Булгарии была расположена Киевская Русь. Отношения этих государств были в основном добрососедскими, но без военных конфликтов не обходилось. Так, в 964 году на Булгарию совершил поход Святослав, а в 985 году князь Владимир совершил еще один поход в Булгарию, который завершился подписанием мирного договора. В 1088 году булгары на короткое время заняли Муром, в 1107 году осадили Суздаль.

В последующие годы войны с Волжской Булгарией вели Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, причём шли они с переменным успехом. Вместе с тем Киевская Русь была одним из основных торговых партнёров Волжской Булгарии и между ними существовали тесные экономические связи.

В XIII веке над Восточной Европой нависла угроза порабощения со стороны новых завоевателей - монголо-татар. Опасность не обошла стороной и Волжскую Булгарию. В 1224 году монголы, после разгрома русских и половецких войск на Калке, атаковали булгарские территории, однако были наголову разбиты булгарскими войсками в битве при Самарской Луке, однако столкновения Булгарии с монголо-татарами на этом не закончились. В 1229 году монголы разбили объединённое войско булгар и половцев на Яике, а в 1232 году дошли до реки Жукоть. В 1236 году монголо-татары во главе с Субэдэем (Сабутай-бахадур, полководец самого Чингиз хана, а позже и его внука Бату Саин хана) напали на Волжскую Булгарию и подвергли её полному разгрому, что привело к гибели булгарского государства. Окончательно булгарское войско было разбито в 1239 году.

Волжская Булгария стала частью улуса Джучи (Золотой Орды). Местная тюркская государственность была продолжена, в результате чего всё Среднее Поволжье оказалось во власти нового тюркского государства – Золотой Орды. С этого момента на булгарской исторической почве началось формирование единого тюрко-татарского этноса, который позже станет создателем еще одного тюркского государства в этом регионе - Казанского ханства.

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

phrases БулгарыМатериал из Википедии - свободной энциклопедии

Булга́ры , болга́ры (лат. Bulgares , греч. Βoύλγαρoί , совр. болг. прабългари, протобългари ) - кочевые племена, населявшие с IV века степи восточного Причерноморья до Каспия и мигрировавшие во 2-й половине VII века в Подунавье, а позднее в Среднее Поволжье и ряд других регионов. Участвовали в этногенезе таких современных народов как болгары , казанские татары , гагаузы , чуваши , балкарцы ,и передали своё имя государству Болгария . В современной историографии для их обозначения используются также термины протоболгары , праболгары , древние болгары .

Терминология

В современной российской историографии для разграничения разных этносов бо лгарами принято называть народ, населяющий современную Болгарию. Их предков, а также население Волжской Болгарии обычно называют бу лгарами. Однако эта норма не является жёсткой. Форму «булгары», используя твёрдое У , употребляли византийцы. Современные болгары называют себя българи , используя твёрдую гласную «Ъ».

Происхождение и этническо-языковая принадлежность

Согласно наиболее распространённому взгляду, булгары были частью огурского массива племён, первоначально обитавших в Центральной Азии и называемых в китайских источниках тиелэ. С этой точки зрения булгары являлись одной из самых ранних тюркских групп, продвинувшихся в Европу в ходе Великого переселения народов . Булгарский язык относится к числу западно-тюркских языков и наряду с вымершим хазарским и современным чувашским составляет их особую , наиболее архаичную, группу.

В 1990-е гг. среди части болгарских историков получила популярность теория восточно-иранского происхождения булгар. Согласно этому взгляду древние булгары были ираноязычны и обитали в зоне, лежащей между западной частью Гиндукуша , Парапамизом и рекою Оксусом - (Аму или Хигон), отделявшую её от лежащей севернее Согдианы. В древности эта местность называлась Бактрия (греч.), или Балхара (самоназвание), со столицей в городе Балх . Отсюда болгарские историки выводят этноним «болгары», привлекая тот факт, что булгар армянские источники называли булхи , а также упоминания в индийских источниках народа балхики и родины булгар в горах Имеона (где и была Бактрия) в раннесредневековых источниках. Также в качестве обоснования привлекается антропология, некоторые данные которой позволяют предположить происхождение булгар от палеоевропеоидных групп населения . Сторонники теории считают, что древние булгары на начальном этапе говорили на восточно-иранском языке, но потом сменили его на тюркский язык. За пределами Болгарии эти теория не получила заметного распространения.

В средневековых источниках в качестве азиатской прародины булгар фигурируют Имеонские (Имейские) горы , традиционно идентифицируемые с пограничным районом между Афганистаном и Таджикистаном.

В армянском географическом атласе VII века «Ашхарацуйц », составленном на основании более древних сведений, племя булхи , помещается рядом с саками и массагетами . . Агафий Миринейский , рассказывая о набеге хана Забергана в 558 году , дал краткое описание древней истории «гуннов» (булгар), обитавших некогда в Азии за Имейской горой :

«Народ гуннов некогда обитал вокруг той части Меотидского озера, которая обращена к востоку, и жил севернее реки Танаиса, как и другие варварские народы, которые обитали в Азии за Имейской горой. Все они назывались гуннами, или скифами. По племенам же в отдельности одни из них назывались котригурами, другие утигурами.»

Самое раннее ретроспективное упоминание о булгарах содержится у армянского историка V века Мовсеса Хоренаци . По его словам при армянском царе Аршаке I , сыне Вагаршака, булгары поселились в армянских землях:«В дни Аршака возникли большие смуты в цепи великой Кав­казской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну. » Время правления Аршака I датируется 1-й половиной II в. до н. э. , что вызывает сомнение историков в достоверности данного сообщения. Мовсес Хоренаци ссылается на более раннего летописца Мар Абаса Катину , жившего самое позднее на рубеже III-IV вв.

Далее свидетельства об их активности исчезают из источников вплоть до распада Гуннской империи . Это даёт основания предполагать, что булгары входили в тот огромный союз племён, который современники именовали гуннами .

Булгары и гунны

В ранней средневековой историографии прослеживается путаница булгарских племён с гуннами , оставившими неизгладимый след у современников своими разрушительными походами середины V века . Захарий Ритор в своей «Церковной истории» (середина VI века) относит все племена (включая «бургар »), проживающие к северу от Кавказа в Прикаспии, к гуннским. Однако Иордан разделяет булгар и гуннов, описывая в середине VI века места их расселения: «Далее за ними [ акацирами ] тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим. А там и гунны, как плодовитейшая поросль из всех самых сильных племен... »

Булгары на Дунае. V-VI вв.

Первое свидетельство о появлении булгар на Балканах содержится в хронике VII века Иоанна Антиохийского : «Два Теодориха снова приводили в смятение дела ромеев и опустошали города близ Фракии, вынудив Зенона в первый раз склониться к союзу с так называемыми булгарами. » Союз византийцев с булгарами против остготов датируется 479 годом .

Незадолго до того булгары появились на Дунае . Заметка на полях болгарского перевода греческой стихотворной хроники Константина Манассии (XII век) относит переселение к 475 году .

В это время булгары ведут кочевой образ жизни. Они периодически беспокоят границы Византийской империи . Первый набег на Фракию отмечен в или согласно хронике Марцеллина Комита в 499 году .

Византийские дипломаты незамедлительно использовали авар для борьбы против напирающих на Константинополь булгар. Взамен новым кочевникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия и немногочисленна (по некоторым данным 20 тыс. всадников), она оказывается сильнее. Возможно, тому способствует бедственное положение авар - ведь они спасаются бегством от идущих вслед за ними тюрков (тюркютов) . Первыми подвергаются нападению утигуры (), затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшаяя судьба кутригуров тесно связана с политикой авар.

Создание болгарских государств. VII-VIII вв.

После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, булгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение связано с деятельностью хана Кубрата . Этот правитель, возглавлявший племя онногуров (уногундуров), с детства воспитывался при императорском дворе в Константинополе (по некоторым спорным предположениям в 12 лет был крещён).

Великая Болгария. ~626-650 г.г.

Ещё двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцек (Алцек) ушли в Паннонию , к аварам . Одна группа булгар, руководимых Кувером, играла важную роль в политике Аварского каганата . В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешёл на сторону Византии , поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа, видимо, вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта ( - гг.) в Баварии , а потом поселиться в Италии близ Равенны . До конца VIII века эти булгары сохраняли свой язык.

Волжская Булгария

Булгар. Черная палата

Булгар. Черная палата. Интерьер

Булгар. Большой минарет

Булгар. Ханская усыпальница и малый минарет

К более позднему периоду, к концу VIII века , относится появление булгарских племён на Средней Волге и Каме , где они вскоре перешли к оседлому образу жизни и создали государство Волжская Булгария , которое сначала находилась в зависимости от Хазарского каганата, а после его падения (в 60-е гг. X века) стало полностью самостоятельным. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие и ряд угро-финских племён, являются казанские татары .

Часть булгар осталась на своих коренных землях - в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они, как свидетельствуют археологические данные, заняли Крымский полуостров и частично продвинулись в северном направлении - в степи и лесостепи Приднепровья. В средневековых источниках они упоминались до сер. X века и были известны как «чёрные болгары ».

Археология и палеоантропология

Файл:Протобулгарские некрополи.JPG

Протобулгарские некрополи

Материалы Зливкинского некрополя (Украина) , некрополей Крыма и могильников на территории Волжской и Дунайской Болгарий показывают, что булгары относились к брахиокранным (круглая или короткая голова) европеоидам с незначительной примесью монголоидности . По краниологическим материалам Зливкинского могильника, относящегося к салтово-маяцкой культуре, антропологический тип булгар устанавливается как «брахикранный европеоидный тип со средними размерами лица и черепа ». Европеоидная брахиокрания характерна как для азиатских, так и для части европейских сарматов , исключая аланов , чей антропологический тип был долихокранным европеоидным , для междуречья Амударьи и Сырдарьи с предполагаемой родины протоболгар среди некрополей ирано-язычных народов, также у современных памирских народов . Происхождение европеоидной брахиокрании протобулгар, связывается с так называемыми палеоевропеоидными группами населения .

Не удалось выделить этнографические признаки булгар среди других кочевых народов в археологическом материале в период до VIII века , погребения раннего периода отдельные археологи относят как принадлежащие булгарам лишь на основании сведений из письменных источников о проживании в данной местности в соответствующую эпоху булгарских племён.

Общие сведения о погребальном обряде, составленные по могильникам VIII-IX вв.: ямные захоронения, тела клались на спину в неглубоких прямоугольных ямах в вытянутом положении. Ориентация головы на север или запад. Сопутствующие предметы: глиняный горшок и немного мяса. Кони и вооружение стали встречаться в захоронениях в Болгарии. В позднее время встречаются так же подбойные могилы. В частности они присутствовали у волжских булгар по описаниям Ахмеда ибн Фадлана (920-е годы) который непосредственно побывал у волжских булгар:

И когда умирает мусульманин у них, и (или) когда (умирает)какая-нибудь женщина-хорезмийка, то обмывают его обмыванием мусульман (т.е. по обряду мусульман), потом везут его на повозке,которая тащит (его) понемногу (вместе) со знаменем, пока не прибудут с ним к месту, в котором похоронят его. И когда он прибудет туда, они берут его с повозки и кладут его на землю, потом очерчивают вокруг него линию и откладывают его (в сторону),потом выкапывают внутри этой линии его могилу, делают для него боковую пещеру и погребают его. И таким же образом они (жители) поступают со своими мертвыми .

Далее этот обычай хоронить в подбое стал доминировать среди волжских булгар, судя по археологическим материалам, и до сих пор казанские татары практикуют подбойные могилы .

Жилища булгар представляли собой юрты на кольях, с очагом в середине жилища.

Для протобулгар-утригуров характерна искусственная деформация черепа, в некоторых некрополях находят до 80 % таких черепов. У другого племени протобулгар-кутригуров этот обычай встречается незначительно. Сам обычай впервые зафиксирован в степях Средней Азии среди ирано-язычных кочевников , далее он начал преобладать у поздних сарматов , кушан , хорезмийцев , аланов и других ирано-язычных кочевников и служит этноопределяющим признаком.

Надписи греческими буквами булгарским языком

Известно 15 надписей и фрагментов надписей на протобулгарском языке греческими буквами.

  • Надпись из Преслава - самая объемная надпись такого рода.
  • Надпись из Надь -Сент-Миклош - вторая по объёму и по значению надпись.
  • 4 короткие надписи из Силистры.
  • Короткая надпись из Плиски, состоящая из двух частей.
  • 7 частично сохранившихся надписей, обнаруженных в деревнях Чаталар и Попина, и в Плиске; лишь 4 из них поддаются переводу.

Все протобулгарские надписи греческими буквами происходят из одной четко очерченой области - Северо-Восточной Болгарии (вместе с Добруджей). За её пределам подобные надписи не были найдены, за исключением надписи из Надь-Сент-Миклоша. Язык надписей зафиксировал язык царского двора.

Религия Язычество Монотеистические религии

История распорядилась так, что потомки булгар Волжских и Дунайских пошли разными религиозными путями. Дунайские болгары при царе Борисе I в приняли христианство от Византии, а волжские булгары при Алмыше в - Ислам от Багдадского халифата. Впоследствии дунайские болгары оказались завоёваны мусульманской Османской Империей (Турцией). Волжские булгары были завоёваны монголами, а потомки волжских булгар - христианской Россией.

Примечания
  • P. B. Golden An Introduction to the History of the Turkic Peoples. - Wisbaden, 1992. - C.92-104., Китайские источники ( , ) перечисляют Пугу (пугусцы, пугу) среди 15 племен народа теле, обитавшего к востоку от Аральского моря в северном Китае и Монголии. Эти сведения относятся к VII-VIII вв. Болгарский лингвист Б. Симеонов пришёл к выводу, что в древности слово булгар должно было звучать "пу-ку" или "бу-гу". Такое название племени или группы племён нередко упоминается в китайских источниках в период с 103 г. до н. э. по VIII век .
  • Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV - X вв. - Л., 1979. - С.57.
  • Толчок этому дала работа П. Добрева (автор - специалист по экономической истории, не является лингвистом), где он предложил прочтение болгарские рунические надписи , предполагая их сходство с сармато-аланской письменностью, происходившей по его предположению от памиро-иссыкского письма . Также установил тип булгарского языка (восточно-иранский) записанного греческими письменами. Добрев опубликовал версию перевода рунических надписей из деревни Мурфатлар с помощью аланского письма. См. В процессе дешифровки Добрев установил язык надписей как восточно-иранский, родственый памирским языкам.
  • Историческо изследване и превод и семантиката на ентонима Българи ; «Болгары», докум. фильм, реж. и сценарист П. Петков, опер. Кр. Михайлов. Производство bTV. 2006 год, Болгария .
  • Гл. ас. д-р Петър Голийски, СУ “Св. Климент Охридски”, Център за източни езици и култури, катедра “Класически Изток” статья "Предговор"
  • См.О.Прицак . [O. Pritsak The Slavs and the Avars. http://www.kroraina.com/slav/op/op_slavs_avars_4.htm ]
  • В версии русского перевода использованы названия "булхи" бхухи и бушхи :
  • Карта центральной Азии по армянской географии «Ашхарацуйц» VII в. : реконструкция С. Т. Еремяна
  • Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. 5.11
  • Феофилакт Симокатта. История. 7.8.7
  • Михаил Сирийский, автор XII века , пересказал легенду из несохранившейся «Истории» более раннего писателя VI века Иоанна Эфесского.
  • Цитируется по и
  • Chronographus anni 354. Cap. XV. Liber generationis. Monumenta Germaniae Historia. Auctor. Antiquissimi, t. Х1, р. 105.
  • Моисей Хоренский. История Армении, кн. II, 9
  • Армянские цари Вагаршак и его сын Аршак считаются полулегендарными, время их правления точно не установлено. Предположительно Аршак правил около 190 г. до н. э. См. .
  • Иордан, «Гетика», 36
  • Например Фредегар в своей хронике рассказывает о войне года внутри аварского каганата между аварами и булгарами, которые прежде часто упоминались в других источниках как кутригуры, подвластные аварам. Феофан замечает: «соплеменные болгарам котраги » (Хронография, г. 6171), в котрагах видят обычно кутригуров.
  • В. Т. Сиротенко. Письменные свидетельства о булгарах IV-VII вв. : Славяно-Балканские Исследования, Историография и источниковедениеАкадемия Наук СССР, Институт Славяноведения и Балканистики. Изд. "Наука", Москва, 1972
  • «Премудрого Манассии летописца, събрание летно». ГИМ . Синод. рукопись No 38, л. 78; «При Анастасии цри начаше блъгаре поемати зема сия, пршедше у Бъдыне. И прежде начаше поемати долная зема Охридская. И потом сия зема въса». На листе 79: «От исхода же българом до нин 870 лет». Таким образом, глосса на листе 78 утверждает о начале булгарской колонизации Балканского полуострова в правлении Анастасия (491-518), а глосса на листе 79 подчеркивает, что «исход» булгар (приход их с Прикаспия) произошел не в правление Анастасия, а раньше в 475 г., так как в конце рукописи (л. 140) помечено, что она составлена в 6853 г., т. е. в 1345 г. Следовательно, дата «исхода» булгар (из Прикаспия) 1345 минус 870 год. См.
  • По сообщению Павла Диакона остготы убили в сражении короля булгар Бузана (Pauli. Hist. Romana, XV, 11, Monum. Germ. Hist. AA II, р. 213-214.). Точная датировка устанавливается по привязке к большому пожару в Константинополе, случившемуся в 491 г. согласно хронике Марцеллина Комита .
  • Хроника Марцеллина Комита . 499 г.: «Bulgares Thraciam deuastantes »
  • Хроника Марцеллина Комита . 502 г. Феофан в своей «Хронографии» поместил этот набег под 5994 годом (соответствует или 503 году) с примечанием: «Так называемые булгары вторгались в Иллирию и Фракию, о которых никто до того ничего не знал. »
  • Плетнева С. А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура – М., 1967.- С.39.
  • Беневоленская Ю.Д. Антропологические материалы из средневековых могильников юго-западного Крыма. - МИА, 1970, № 168. - С.196
  • Posted СР, 10/04/2013 - 07:12 by Кэп

    Заселение территории современной Республики Татарстан началось еще в эпоху палеолита (около 100 тыс. лет назад).
    Первое феодальное государство - Волжская Булгария - возникло в конце IX - начале X века н.э. и длительное время являлось единственным развитым государством на крайнем востоке Европы. Основное население его составляли булгары - выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
    Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

    Империя гуннов, которая заставила дрожать почти всю Европу более 1600 лет тому назад, рухнула в 453 году, после смерти ее могущественного вождя Атилы. Начали образовываться новые союзы племен и государств, среди которых объединение древних болгар, протоболгар, прибывших в Восточную Европу из Центральной Азии в составе гуннов и кочевавших уже на новой земле — в приазовских и северокавказских степях. Союз болгарских племен во главе с Органой (известного также как Моходу-хан) в начале 30-х годов VII века превратился в полуфеодальное государство под названием "Великая Болгария", правителем которого стал племянник Органы Кубрат-хан.
    Великая Болгария распалась в 650-х годах после смерти Кубрата, часть булгарских племен ушла в другие места, часть осталась на своей земле. Центральное племя во главе с Испериком (Аспарух), младшим сыном хана, направилась к берегам Дуная и, образовав там союз с южнославянскими племенами, создало новое болгарское царство на западе — Дунайскую Болгарию. Болгарские ханы правили этой страной около 200 лет, но с середины IX века там усилилась славянизация и началась христианизация всего населения. Бывшие тюркоязычные болгары были постепенно ассимилированы славянами, но оставили свое имя "болгары".
    Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях, подчинившись усилившимся на востоке хазарам. С этими болгарами, известными в истории под названием "черные болгары", язык которых со временем был ассимилирован кипчакским, связывают современных балкар и карачаевцев (карачалы, т.е. черноликие). Третья часть болгар и родственных им племен переселилась в Среднее Поволжье. Однако, это событие произошло не сразу после смерти Кубрата, как ошибочно думают некоторые, а позднее, в конце VIII в. Там, на юге они подчинились хазарам и вместе с ними, а также с северными, тюркизированными аланами составили знаменитый каганат, и только потом, спустя более ста лет, пошли на север, в наши края.

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА БОЛГАР

    Войдя здесь в тесный политический и этнокультурный контакт с местными финно-угорскими и, особенно с доболгарскими тюркоязычными племенами (последние появились на Волге в период Великого переселения народов в IV в веке), на рубеже IХ-X вв. болгары создали новое, уже третье государство - Волжскую Болгарию.
    Необходимо сказать, что с целью отличия от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через «у» в форме «булгары».
    Волжская Булгария была раннефеодальным государством. С 20-30 годов X века ее население постепенно переходит к оседлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города - Булгар и Сувар, в которых налаживается чеканка собственных монет. Чуть позднее возникают и новые города: Буляр (современному читателю больше известен как «Биляр» в поздней русской транскрипции), Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк (Торческ), Тухчин и другие большие и малые города, исторические названия которых не дошли до нас.

    Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама, что произошло в 922 году. Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве. Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века. Имеются также ценные сочинения представителей классической школы арабской географии Х века, например, ал-Балхи, ал-Масуди, ал-Истах-ри, Ибн-Хаукаля, ал-Мукадасси, широко известное персидское сочинение «Границы мира» того же Х в., работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которые включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Булгарии с древнерусским государством.

    К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.

    Был древней Булгар. В качестве городской единицы он возник в 9-10 веках на естественном возвышении в месте слияния рек Камы и Волги. Такое удобное географическое положение на стыке главных водных артерий имело огромное торговое и военно-стратегическое значение. Поэтому Булгар стал столицей созданной Волжской Булгарии в самом начале ее существования.

    Болгар в 10-14 веках

    Вокруг Булгара пошло формирование булгарских земель в мощное единое государство. Булгар стал центром разнопланового взаимодействия между Востоком и Западом. Основные постройки города тогда были деревянные, в основном, сосновые. Крепостные укрепления - дубовые. Город был очень пестр в национальном отношении – здесь жили и финно-угорские и тюркские народности. В русских летописях 10-11 веков Булгар упоминается как город Бряхимов .

    В начале 12 века, из-за участившихся военных нападений на приграничный Булгар войск Андрея Боголюбского и других русских князей, столицу перенесли в Биляр - город, располагающийся в более спокойной и удаленной от нападений глубинке.

    В 1236 г., в результате вторжения монгольских батыевых войск Булгар подвергся разорению и варварскому сожжению, но его удобное положение было высоко оценено монголами, и, присоединив земли Волжской Булгарии к своему государству, они расположили здесь ставку золотоордынских наместников. Это способствовало быстрому восстановлению Булгара и его расцвету. Город вновь стал столицей оставшихся от Булгарии земель.


    В быстро восстанавливающем городе возобновилась чеканка монет, началось каменное строительство, продолжало развиваться ювелирное дело, гончарное и металлургическое ремесло. Считается, Булгар – самый первый европейский город по производству чугуна и применению огнестрельного оружия. Полностью наладились транзитные международные пути. По улицам города гуляли византийские, армянские, новгородские, аравийские и другие «гости столицы». Возрожденный Булгар превзошел славу Биляра как экономического и культурного центра Среднего Поволжья.

    Упадок древнего города

    В 14 веке спокойное существование города закончилось. Это связано, прежде всего, с начавшимися междоусобицами и последовавшим распадом Золотой Орды . Ханы менялись на престоле не успевая править. Некоторые, как Булат-Тимур в 1361г, пытались отторгнуть булгарские земли от Орды. После чего Булгар вновь был включен в состав монгольского государства. Все это подрывало экономическую мощь города. Досталось Булгару и от противоборства двух великих воинов Тимерлана (среднеазиатский полководец) и Токтамыша (золотоордынский хан), для ведения военных действий между которыми привлекались булгарские военные силы.

    Также страдал Булгар и от набегов новгородских ушкуйников (речных пиратов), которые нападали и грабили не только русские города, такие как Кострому и Ярославль, но также разоряли булгарские и золотоордынские населенные пункты. Кроме них, на город периодически совершали нападения русские княжеские дружины. Один из таких походов под началом Федора Пестрого , воеводы московского правителя Василия Второго в 1431 году, оказался настолько опустошительным для Булгара, что после него городу уже не хватило сил на восстановление.

    Некоторое время утраченная столица еще оставалась полуразрушенным полуживым городом , в котором находили пристанище религиозные странники, романтичные поэты, служители культа, но постепенно жизнь здесь угасла. В Булгаре, по сравнению с другими погибшими городами булгарской цивилизации, более всего осталось сохранившихся построек и упоминаний в письменных источниках.

    В начале 18 века казанский и свияжский митрополит Тихон внес предложение создать православный монастырь на заброшенных землях бывшего Булгара. В начале была организована перепись булгарских объектов, ставшая первым описанием всех архитектурных достопримечательностей городища, в самом центре которого вскоре и был построен Успенский мужской монастырь . В 1732 году казанский купец Михляев профинансировал строительство церкви Успенской Богоматери, для которого использовались камни булгарских сооружений, а на фундамент пошли надгробные мусульманские плиты. Монастырь просуществовал менее 100 лет, позднее в этом месте выросло село Болгары.


    Руины средневекового Булгара привлекали внимание ученых, любителей-коллекционеров, путешественников и даже царей! Петр Первый , по дороге в Персию в 1722 году, посетил Булгар. Он осмотрел сохранившиеся сооружения булгарских времен, а их тогда еще было свыше 70, и подписал указ о сохранении и собирании булгарского наследства. Это был первый российский закон о бережном отношении к историческим древностям. Увы…памятники продолжали разрушаться, и когда Булгар посетила Екатерина Вторая в 1767 году, их осталось чуть более 40. Сейчас на территории городища всего около 10 частично сохранившихся и отреставрированных сооружений каменного зодчества золотоордынского периода.

    В 1781 году Булгар утратил и свое историческое имя – он стал называться уездный город Спасск, на гербе которого, однако, была показана связь с древними булгарскими строениями. Затем (1926 г) – город стал называться Спасск-Татарский, в 1935 - Куйбышевым. В 1991 году городу было возвращено его историческое название, и постепенно началось восстановление исторического булгарского городища .

    История Сарматии - это важнейший вопрос истории Руси. С самых первобытных времен в центре Евразии было три царства Белая Русь, Синяя Русь (или Сарматия) и Красная Русь (или Золотая Скифия). Заселены они были всегда единым народом. Да и сегодня мы имеем то же самое - Белоруссия, Россия (Сарматия) и Украина (Скифия). Булгарское царство, это одна из форм существования в начале нашей эры Синей Руси. А из нее следует выводить родословную многих народов, которые сегодня живут в разных уголках мира: татар, евреев, грузин, армян, болгар, поляков, турков, басков и, конечно, русских.

    Откуда взялись булгары?
    Византийские историки часто не различают булгар и гуннов. Но следует обратить внимание, что многие греческие и латинские авторы, например: Kosmas Indikopeustes, Ioannes Malalas, Georgius Pisides, Theophanes, по разному относятся к булгарам и гуннам. Это говорит о том, что их не следует совсем отождествлять.
    Античные авторы называют проживавших по берегам Дуная «варваров» общим словом гунны, хотя среди них было множество различных племен. Эти племена, называемые гуннами, на самом деле имеют собственные имена. То, что греческие и латинские авторы рассматривали булгаров как гуннов, говорит о том, что булгары и другие племена гуннов были одинаковы или схожи по обычаям, языкам, расе. Наши исследования показывают, что булгары относились к арийской расе, говорили на одном из воинских русских жаргонов (варианте тюркских языков). Хотя не исключено, что в воинских коллективах гуннов присутствовали и люди монголоидного типа.
    Что касается самых ранних упоминаний о булгарах, то это 354 год, «Римские хроники» неизвестного автора (Th.Mommsen Chronographus Anni CCCLIV, MAN, AA, IX, Liber Generations,), а также труд Moise de Khorene. Согласно этим записям уже до того, как в середине IV века гунны появились в Европе, на Северном Кавказе наблюдалось присутствие булгар. Во 2-й пол. IV века какая-то часть булгар проникла в Армению. Исходя из этого можно решить, что булгары вовсе не гунны. По нашей версии гунны - это религиозно-военное образование, по типу сегодняшних талибов Афганистана. С той лишь разницей, что это явление возникло тогда в арийских ведийских монастырях Сарматии на берегах Волги, Северной Двины и Дона.

    Синяя Русь (или Сарматия) после многочисленных периодов упадка и рассвета, в четвертом веке нашей эры начала новое перерождение в Великую Булгарию, которая занимала территорию от Кавказа до Северного Урала. Так что появление булгар в середине IV века в регионе Северного Кавказа более чем возможно. А причина того, что их не называли гуннами очевидно в том, что в то время булгары сами себя не называли гуннами, и западные люди, естественно, не могли использовать слово «гунны» для общего обозначения пришедших с востока народов. Гуннами называли себя определенное сословие военных-монахов, которые были хранителями особой ведийской философии и религии, знатоками боевых искусств и носителями особого кодекса чести, который позднее лег в основу кодекса чести рыцарских орденов Европы. Но так как все гуннские племена пришли в Европу по одному пути, очевидно, что они пришли не одновременно, а поочередно, партиями. Появление гуннов - это закономерный процесс, реакция на деградацию античного мира. Как сегодня талибы являются ответом на процессы деградации западного мира, так в начале эры гунны стали ответом на разложение Рима и Византии. Похоже, что этот процесс является объективной закономерностью развития социальных систем.
    Некоторые считают, что работам Paulus Diaconus, Historia Langobardorum можно верить. Это значит, что в начале V века на северо-западе Карпатского региона между булгарами (Vulgars) и Langobards дважды возникали войны. В то время все Карпаты и Паннония были под властью гуннов. Но это свидетельствует, что булгары были частью союза гуннских племен и что они вместе с гуннами пришли в Европу. Карпатские Vulgars начала V века - это те же булгары с Кавказа середины IV века. Родина этих булгар - Поволжье, реки Кама и Дон. Собственно булгары - это осколки Гуннской империи, в свое время уничтожившей античный мир, которые остались в степях Руси. Большинство из «людей длинной воли», религиозных воинов, которые формировали непобедимый религиозный дух гуннов, ушли на Запад и после возникновения средневековой Европы растворились в рыцарских замках и орденах. Но породившие их общины остались на берегах Дона и Днепра.
    К концу V века известны два основных булгарских племени: кутригуры и утигуры. Последние расселяются по берегам Азовского моря в районе Таманского полуостроваа. Кутригуры жили между изгибом нижнего Днепра и Азовским морем, контролируя степи Крыма вплоть до стен греческих городов.

    Они периодически (в союзе со славянскими племенами) совершают набеги на границы Византийской империи. Так, в 539-540 годах булгары проводят рейды по Фракии и по Иллирии до Адриатического моря. В то же время много булгар поступает на службу к императору Византии. В 537 году отряд булгар сражается на стороне осажденного Рима с готами. Известны и случаи вражды между племенами булгар, которую умело разжигала византийская дипломатия.
    Около 558 года булгары (в основном кутригуры) под предводительством хана Забергана вторгаются во Фракию и Македонию, подходят к стенам Константинополя. И только ценой больших усилий византийцы остановили Забергана. Булгары возвращаются в степи. Главная причина - известия о появлении к востоку от Дона неизвестной воинственной орды. Это были авары хана Баяна.
    Византийские дипломаты незамедлительно используют авар для борьбы против булгар. Новым союзникам предлагаются деньги и земли для поселений. Хотя аварская армия насчитывает всего около 20 тыс. всадников, она несет собой все тот же непобедимый дух ведийских монастырей и, естественно, оказывается сильнее многочисленных булгар. Этому способствует и то, что вслед за ними движется еще одна орда, теперь тюрков. Первыми подвергаются нападению утигуры, затем авары пересекают Дон и вторгаются в земли кутригуров. Хан Заберган становится вассалом кагана Баяна. Дальнейшая судьба кутригуров тесно связана с аварами.
    В 566 году передовые отряды тюрков достигают берегов Черного моря в районе устья Кубани. Утигуры признают над собой власть тюркского кагана Истеми.
    Объединив войско, они захватывают самую древнюю столицу античного мира Боспор на берегу Керченского пролива, а в 581году появляются под стенами Херсонеса.

    Возрождение под знаком Христа
    После ухода войска авар в Паннонию и начала междуусобиц в Тюркском каганате, булгарские племена вновь объединились под властью хана Кубрата. Станция Курбатово в Воронежской области - это древняя ставка легендарного хана. Этот правитель, возглавлявший племя Онногуров, в детстве воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был крещен. В 632 году он провозгласил независимость от авар и встал во главе объединения, получившего в византийских источниках название Великая Болгария.
    Она занимала юг современной Украины и России от Днепра до Кубани. В 634-641 годах христианский хан Кубрат заключил союз с византийским императором Ираклием.

    Возникновение Болгарии и расселение булгар по миру
    Однако после смерти Кубрата (665 год) империя распалась, поскольку была разделена между его сыновьями. Старший сын Батбаян стал жить в Приазовье в статусе данника хазар. Другой сын - Котраг - переселился на правобережье Дона и тоже попал под власть евреев из Хазарии. Третий сын - Аспарух - под хазарским давлением ушел на Дунай, где, подчинив славянское население, положил начало современной Болгарии.
    В 865 году болгарский хан Борис принял христианство. Смешение булгар со славянами привело к возникновению современных болгар.

    Еще двое сыновей Кубрата - Кувер (Кубер) и Альцеком (Алцеком) ушли в Паннонию к аварам. В период образования Дунайской Болгарии Кувер поднял мятеж и перешел на сторону Византии, поселившись в Македонии. Впоследствии эта группа вошла в состав дунайских болгар. Другая группа во главе с Альцеком вмешалась в борьбу за престолонаследие в Аварском каганате, после чего была вынуждена бежать и просить убежища у франкского короля Дагоберта (629-639 гг.) в Баварии, а потом поселиться в Италии близ Равенны.
    Большая группа булгар вернулась на свою историческую родину Поволжье и Прикамье, откуда их предков в свое время унес вихрь пассионарного порыва гуннов. Впрочем население, которое они здесь встретили, мало чем отличалось от них самих.

    В конце VIII в. булгарские племена на Средней Волге создали государство Волжскую Болгарию. На основе этих племен впоследствии возникло Казанское ханство.
    В 922 г. правитель волжских булгар Альмус принял ислам. К тому времени жизнь в ведийских монастырях, когда-то расположенных в этих местах, практически угасла. Потомками волжских булгар, в формировании которых приняли участие ряд других тюркских и угро-финнских племен, являются чуваши и казанские татары. Ислам с самого начала укрепился только в городах. Сын царя Альмуса отправился в паломничество в Мекку, и заехал в Багдад. После этого возник союз между Булгарией с Багдадом.
    Подданные Булгарии платили царю подать лошадьми, кожами и др. Существовала таможня. В царскую казну поступала и пошлина (десятая часть товаров) с купеческих судов. Из царей Булгарии арабские писатели упоминают только Силка и Альмуса; на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, относится к 338 г.
    Кроме того, византийско-русские договоры X в. упоминают орду черных болгар, живших около Крыма.

    Волжская Булгария
    Булгария Волжско-Камская, государство волжско-камских, финно-угорских народов в X-XV вв. Столицы: город Булгар, а с XII в. город Биляр. К X веку Сарматия (Синяя Русь) была разделена на два каганата: Северную Булгарию и южную Хазарию.
    Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
    Булгария сыграла важную роль в процессе этногенеза современных казанских татар, чувашей, мордвы, удмуртов, мари и коми.

    Булгарии ко времени становления булгарского государства (нач. X в.) , центром которого стал город Булгар (ныне с. Болгары Татарии) былb в зависимости от Хазарского каганата, управляемого иудеями.
    Булгарский царь Альмус обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария приняла ислам в качестве государственной религии. Распад Хазарского каганата после его разгрома русским князем Святославом I Игоревичем в 965 году закрепил фактическую независимость Булгарии.

    Булгария становится самым сильным государством в Синей Руси, Пересечение торговых путей и обилие черноземов - в отсутствии войн делало этот край процветающим. Булгария стала центром производства. Отсюда вывозилась пшеница, меха, скот, рыб, мед, изделия ремесел (шапки, сапоги, известные на Востоке как «булгари», кожи). Но основной доход приносил торговый транзит между Востоком и Западом. Здесь с X в. чеканилась собственная монета - дирхем.
    Помимо Булгара, были известны и другие города, такие, как Сувар, Биляр, Ошель и др.
    Города были мощными крепостями. Было множество укрепленных усадеб булгарской знати.
    Грамотность среди населения была повсеместной. В Булгарии живут юристы, богословы, медики, историки, астрономы. Поэтом Кул-Гали была создана поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. После принятия ислама в 986 году некоторые булгарские проповедники посетили Киев и Ладогу предлагали великому русскому князю Владимиру I Святославичу принять ислам. Русские летописи с Х века и различают булгар: волжских, серебреных или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских.
    Естественно велась непрерывная борьба за лидерство на Руси. Столкновения с князьями из Белой Руси и Киева было обычным делом. В 969 г. они подверглись нападению русского князя Святослава, который разорил их земли, по сказанию араба Ибн Хаукаля, в отмщение за то, что они в 913 году помогали хазарам уничтожить дружину русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. В 985 князь Владимир тоже совершил поход на Булгарию. В XII веке с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя частями Руси обострилась. Военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу вглубь страны - в город Биляр (ныне с. Билярск Татарии). Но и булгарские князья не оставались в долгу. Булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить город Устюг на Северной Двине. Это была принципиальная победа, - так как здесь с самых первобытных времен находились древние библиотеки ведийских книг и древние монастыри, покровительствуемые, как считали древние, богом Гермесом. Именно в этих монастырях были скрыты знания о древнейшей истории мира. Вероятнее всего именно в них возникло военно-религиозное сословие гуннов и был выработан свод законов рыцарской чести. Однако князья Белой Руси вскоре отомстили за поражение. В 1220 году русскими дружинами был взят Ошель и др. камские города. Лишь богатый откуп предотвратил разорениt столицы. После этого установился мир, подтвержденный в 1229 обменом военнопленных. Военные столкновения между Белыми Русами и Булгарами случались в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 годах. Булгары во время вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184 гг.) и Устюга (1218 г.). При этом во все трех частях Руси проживал единый народ, зачастую говорящий на наречьях одного языка и происходящий от общих предков. Это не могло не накладывать отпечаток на характер отношений между братскими народами. Так русский летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Булгары снабдили русских большим количеством хлеба.

    Потеря независимости
    В 1223 году ордынцы Чингисхана, пришедшие из глубины Евразии, разгромили на юге рать Красной Руси (киевско-половецкое войско) в битве на Калке, но на обратном пути были сильно потрепаны булгарами. Известно, что Чингисхан, когда еще был обычным пастухом, повстречался с булгарским буяном, бродячим философом из Синей Руси, который предрек ему великую судьбу. Похоже, что он передал Чингисхану ту же самую философию и религию, которая в свое время породила Гуннов. Теперь возникла новая Орда. Это явление возникает в Евразии с завидной регулярностью, как ответ на деградацию общественного уклада. И всякий раз, через разрушение, оно порождает новую жизнь Руси и Европы.

    В 1229 и 1232 годах булгарам удается вновь отразить набеги ордынцев. В 1236 внук Чингисхана Батый начинает новый поход на Запад. Весной 1236 года ордынский хан Субутай взял столицу Булгар Осенью того же года Биляр и другие города Синей Руси были разорены. Булгария была вынуждена покориться; но едва ордынское войско ушло, булгары вышли из союза. Тогда хан Субутай в 1240 году вынужден был вторично вторгаться, сопровождая поход кровопролитием и разорением.
    В 1243 году Батый основал в Поволжье государство Золотая Орда, одной из провинций которого стала Булгария. Она пользовалась некоторой автономией, ее князья стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско. Высокая культура Булгарии стала важнейшей составной частью культуры Золотой Орды.
    Прекращение войны помогло возродить экономику. Наивысшего расцвета в этом регионе Руси она достигла в первой половине XIV в. К этому времени ислам утвердился в качестве государственной религии Золотой Орды. Город Булгар становится резиденцией хана. Булгар привлекал множеством дворцов, мечетей, караван-сараев. Здесь были общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод. Здесь первыми в Европе освоили плавку чугуна. Украшения, керамика из этих мест продавались в средневековой Европе и Азии.

    Гибель Волжской Булгарии
    С середины XIV в. начинается борьба за ханский престол, усиливаются сепаратистские тенденции. В 1361 году князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. Ханам Золотой Орды лишь на короткое время удается вновь объединить государство, где повсюду идет процесс дробления и обособления. Булгария распадается на два фактически самостоятельных княжества - Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин. После начала междуусобиц в Золотой Орде в 1359 году войско Новгородцев овладела Булгарским городом Жукотиным. Особенно много пострадала Булгария от русских князей Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали городами Булгарии и ставили в них своих «таможенников».
    Во второй половине XIV - начале XV века Булгария испытывает на себе постоянное военное давление Белой Руси. Окончательно Булгария потеряла самостоятельность в 1431 году, когда московское войско князя Федора Пестрого завоевало южные земли, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье Казанского ханства и перерождение этноса древних жителей Синей Руси (а еще раньше арийцев страны семи огней и лунных культов) в казанских татар. В это время Булгария уже окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул «государя Болгарии» носил еще его дед, Иоанн III.
    Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Князь Святослав - самый выдающийся полководец Древней Руси. Русские летописи посвящают ему, его походам удивительно возвышенные слова. В них он предстает как истинный русский витязь - бесстрашный в бою, неутомимый в походах, искренний с врагами, верный раз данному слову, простой в быту.
    С пяти лет князь Святослав на боевом коне и, как положено князю, первым начинает бой с врагом. «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас итти» ([I], с. 244).
    Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии.
    В 964 г. князь Святослав «идя на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичем: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром по щьлягу от рола даем».
    В 965 г. «идя Святослав на козары; слышавше же козари, изидоша противу с князем своим Каганом, и сыпупишася битися, и бывши брани, одоле Святослав козаром и град их и Белу Вежю взя. И ясы победи и косогы» ([I], с. 47).
    После похода Святослава Хазария прекращает свое существование. Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния. Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге.
    Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону. Достигнув хазарской столицы - Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар - крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
    После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост - крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив беспрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе. Одновременно он создал базу для влияния на Северном Кавказе -Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.