Профессионализмы
В этом уроке познакомимся с понятиями: термины, профессиональные слова, специальные слова.
Основу лексики русского языка составляют слова, известные и понятные всему народу. Эти слова называются общеупотребительными. Специальная лексика относится к лексике ограниченного употребления. Она связана с профессиональной деятельностью людей. Среди специальных слов можно выделить термины и профессионализмы.
Термин - это точное название какого-либо определенного понятия из области науки, техники, искусства.
Например: математические термины (дробь, константа, неравенство); музыкальные термины (гамма, аккорд, опера). Характерным признаком термина является его однозначность.
Наряду с терминами в разных сферах профессиональной деятельности функционируют профессиональные слова.
Профессиональные слова (профессионализмы) - это слова и словосочетания, не являющиеся официально признанными наименованиями специальных понятий. Они употребляются обычно в разговорной речи людей, связанных определенной профессией (медицинскими работникам, юристами, моряками и т.д.).
Например: скальпель - небольшой хирургический нож, обычно с дугообразным лезвием для операций; матрица - металлическая форма, в которой делаются углубления для отливки типографских букв; грунтовать - покрывать грунтом (особым составом) натянутый на рамку холст или доску, подготавливая их для нанесения краски. Подобные слова помогают людям одной и той же профессии лучше понимать друг друга.
Среди профессионализмов встречаются слова более широкого употребления, например, кортик - нож, холодное оружие в виде кинжала у командного состава морского и воздушного флота.
Благодаря широкому распространению специальных предметов и понятий профессиональные слова иногда переходят в разряд общеупотребительных, например: комбайн, глобус, экран.
Профессиональные слова разъясняются в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. Наиболее употребительные профессиональные слова даются в толковых словарях с пометой спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн. - техническое, морск. - морское.
Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным, например: высыпать грунт из ковша (черпать воду ковшом), положить башмак под колесо вагона (башмак упал с ноги).
Помимо устной речи представителей какой-либо профессии, специальности профессионализмы употребляются также и в научно-технических стилях письменного языка.
Возможны профессионализмы и в публицистической, и в художественной литературе.
Тракторист.
Ведёт он трактор бороздой,
С упрямой целиною споря,
Как будто тральщик боевой
По энскому квадрату моря.
Плывут эскадры облаков
Над головой его безмолвно,
И вдаль бегут от лемехов
Прямые бархатные волны.
(Н. Букин)
Важно запомнить, что специальные слова: термины и профессионализмы не относятся к общеупотребительной лексике, а связаны с профессиональной деятельностью людей.
Список использованной литературы:
- Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М., Власенкова А.И. Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Григорян Л.Т
- Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1986.
- Календарно-тематическое планирование «Русский язык 6 класс» по учебнику: «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
- Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Московский лицей, 2006.
- Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1986.
УРОК № 5
Тема. Профессионализмы и термины. Работа над развитием и культурой речи. «Веселая семейка»
Цель: дать учащимся представление о профессиональной лексике, терминах и сфере их употребления; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.
ХОД УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
1. Объяснение учителя.
Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорит. Наша обыденная речь строится прежде всего из общеупотребительных слов.
В речи есть слова, связанные с особенностями работы людей тот или иной специальности, профессии. Такие слова называются профессиональными, например: чертеж, циркуль; мотор, карбюратор, двигатель.
Лексическое значение профессиональных слов разъясняется в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. А значение наиболее употребительных профессиональных слов дается в толковых словарях. Иногда при них относится пометка спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн.- техническое; морск.- морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным.
В речи необходимо различать термины, т.е. слова, обозначающие научные понятия, например: синоним, антоним, морфема (языкознание); эпитет, сравнение, басня, рассказ, повесть (литературоведение); прямая, касательная, окружность, вектор (математика) и т. д.
1. Распределительный диктант.
Профессиональные слова представителей разных профессий перемешались. Верните каждому из специалистов (фотограф, художник, столяр, музыкант) эго слова. При необходимости обращайтесь к словарю.
Палитра, проявитель, закрепитель, наждак, тубус, акварель, шрифт, фиксаж, мольберт, эстамп, гуашь, втулка, нота, негатив, стамеска, октава, зубило, аккорд, вокализ.
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 29-30.)
2. Работа с текстом.
6 класс
Урок № 22. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях:
Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;
Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.
Ход урока .
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Мотивация. Словарно-орфографическая работа .
Учитель: Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова – такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. На доске записаны слова
Арм…тура, ген…рал, м…ляр, натюрморт, штук…тур, скальп…ль.
Вставьте пропущенные буквы . Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь толковым словарем на странице 237.
Все ли значения этих слов вам понятны?
Часто ли вы их слышите в речи? (ответы: нет, только у людей разных профессий)
Действительно ли эти слова ограничены в употреблении?
Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий? Как вы думаете, люди каких профессий используют эти солова?
Я открою вам секрет, все эти слова называют профессионализмами. А почему, вы догадались?
Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы , учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.
А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах? (стр. 29)
Чтение параграфа (стр. 30)
Что вы узнали о профессионализмах?
4. Закрепление.
1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами
2. Сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.
З. Выполнение упражнений 66, 67, 68 на стр. 30. В чем комичность рисунка? Что означают общеупотребимые слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника ).
Люди каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник )
Физминутка.
4.Игра «Следопыты». Определите профессию работника по словарю .
* Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение (альпинист)
* Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера (корреспондент)
* Ресепшн, компьютер, прием заявок, заказов, телефон (администратор)
* Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара (экспедитор)
5.Работа с текстом .
Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.
«Еще раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо все-таки постарайтесь отработать!»
Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что прослушали? (Ответы: музыкант, возможно, дирижер ансамбля, разговаривающий с гитаристом или моряк на парусном судне…)
По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальной профессии?
Как называются такие слова?
Понятно ли вам значение?
Вывод : Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.
6.. Итоги урока .
Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы». Что вы узнали сегодня о профессиональных словах (используются в речи людей определенных профессий )
К какой лексике они относятся? (к необщеупотребительной )
7. Домашнее задание .
1. Стр. 31 упр. 70
2.Составить словарик профессиональных слов, которыми пользуются родители в свое работе.