Доминик (де Гусман)_

Доминиканцы

Доминиканцы - орден братьев-проповедников (ordo fratrum praedicatorum), основанный св.Домиником в Тулузе. В 1216 орден был утверждён папой Гонорием III, предоставившим новому ордену ряд привилегий. Быстро распространился во Франции, Испании и Италии. Во Франции доминиканцы нередко назывались якобитами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви св.Иакова. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углублённое изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы. Карсавин Л.П. отмечал: "Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали др. В этом первом монастыре (ок.Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же "уставными католиками".

Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности , и орден вошёл в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не м.б. доведена до таких пределов, как у ранних миноритов. Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний - обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы - с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели - заботе о душе ближних.


Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения . Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введённые с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 , на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский.


Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два - основному богословию , церковной истории и праву. Последние два - углублённому изучению богословия, руководством для чего служила "Теологическая сумма" Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия - высший сан ордена, рядом с которым стоит сан "общего проповедника", получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности" (Карсавин Л.П. Монашество в средние века. СПб, 1912). На первом генеральном капитуле в Болонье в 1220 доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 было отменено папой Мартином V. Когда в 1221 Доминик, в качестве генерала, председательствовал на втором общем собрании ордена в Болонье, орден уже насчитывал 60 монастырей и был разделён на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Англию, Германию, Венгрию, Ломбардию и Романью.


Третий великий магистр ордена, св.Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 собрание его статутов . Во главе ордена стоял избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр . В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек - конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности. Членами ордена были Альберт Великий, Фома Аквинский, Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский. При самом основании своём обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев , доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведовал высшей цензурой . В 1233 папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах , а отчасти и от миссионерской деятельности. В к.XIX в. они существовали в Италии, Испании, Австрии , миссии их были в Америке и Ост-Индии. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху чёрную мантию с чёрным капюшоном.


Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины . Женские доминиканские монастыри, числом до 300, в к.XIX в. существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с чёрным плащом и вуалью. Значительнейшая из сестёр этого ордена - св.Екатерина Сиенская. Доминиканский орден имеет и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем "Милиции Иисуса Христа" союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сёстрами "Покаяния святого Доминика". Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

Девиз Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (Laudare, Benedicere, Praedicare) Основатель Святой Доминик Дата основания 1214 Год утверждения 1216 Количество монашествующих 5742 (2017) Сайт op.org

Св. Доминик

Организация

В 2017 году орден насчитывал 5742 монаха (из них 4302 священника) , служащих в 554 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины .

Женская ветвь ордена (второй орден) - 3724 монахини (подробнее см. Доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев - проповедь Евангелия , изучение наук, образование, борьба с ересями , миссионерская деятельность.

Доминиканский орден имеет третью ветвь - терциариев , людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам святой Доминик основал, под именем «Ополчения Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена - «Восхвалять, благословлять, проповедовать» (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare )

История

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII-XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация .

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения - изгнание в 1910 году из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании , преследования в социалистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.

Доминиканцы в России и на Украине

Уже в 1233 году, всего через 17 лет после утверждения Ордена, святой Гиацинт основал доминиканский монастырь в Киеве ; впрочем, миссионерская деятельность ордена не вызвала благосклонности властей. На Украине доминиканские монастыри существовали в XIII-XVIII веках, на западно-украинских землях - до 1939 года.

С 1910 года московская католичка Анна Абрикосова , вдохновлённая трудами св. Екатерины Сиенской начала проповедь католичества в кругах московской интеллигенции; в 1911 году она стала терциаркой Ордена, а в 1917 году официально оформилась терциарская община доминиканок в Москве . В советское время большая часть сестёр, включая основательницу, была арестована и репрессирована.

После распада СССР и восстановления структур Католической церкви на постсоветском пространстве деятельность Ордена в России и на Украине также была восстановлена. В настоящее время доминиканцы на этой территории представлены Генеральным викариатом Ордена проповедников в России и на Украине св. Архангела Михаила . Действует несколько доминиканских монастырей, терциарских общин; в ряде католических приходов также служат священники-доминиканцы. В России доминиканцы окормляют приход Святой Екатерины в Санкт-Петербурге , приход Божией Матери Неустанной Помощи в Петрозаводске и храм Успения Пресвятой Девы Марии в Новочеркасске .

Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes , обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Облачение (хабит) - белая туника , кожаный пояс с чётками, белый скапулярий , белая пелерина с капюшоном и чёрный плащ с чёрной пелериной с капюшоном.

Святые и блаженные доминиканцы

Известные доминиканцы

  • Аудифреди, Джиамбаттиста (1714 −1794) - астроном и библиограф
  • Винсент из Бове (1190-1264) - теолог, энциклопедист, философ и педагог
  • Маргарета Эбнер - (ок. 1291-1351) - визионерка и мистическая писательница
  • Майстер Экхарт (1260-1328) - теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
  • Иаков Ворагинский (1230-1298) - духовный писатель
  • Петрус де Дация (1235-1289)- первый шведский писатель
  • Андре де Лонжюмо (XIII век) - дипломат
  • Иоганн Таулер (1300-1361) - мистик и проповедник
  • Томас Торквемада (1420-1498) - первый великий инквизитор Испании
  • Якоб Шпренгер (1436-1495) - считается соавтором книги «Молот ведьм »
  • Феликс Фабер (1441-1502) - путешественник, историк
  • Джироламо Савонарола (1452-1498) - флорентийский проповедник и общественный реформатор
  • Иоганн Тецель (ок. 1465-1519) - приобрел известность распространением индульгенций , выступил с опровержением 95 тезисов Лютера
  • Антонио де Монтесинос (англ. Antonio de Montesinos (Dominican friar) ) - монах, который был первым из духовенства, публично осудившим все формы порабощения коренных народов Америки.
  • Педро де Кордова (

У большинства людей слово «доминиканец» ассоциируется со словом «инквизиция». Да, действительно, доминиканские монахи составляли костяк этого кровавого средневекового монстра, жертвой которого пали тысячи людей. Однако именно доминиканцами были созданы при монастырях школы, основаны новые университетские кафедры и собственно университеты, среди монахов ордена было множество выдающихся ученых и философов, имена которых вошли в историю, - Фома Аквинский, Джордано Бруно, Альберт Великий, Томазо Кампанелла… И рядом с этими великими мыслителями стоит Томас Торквемада, имя которого вписано в анналы истории кровью тысяч невинных жертв. Какова же была роль доминиканцев в истории Средневековья? Что подвигло святого Доминика создать общину братьев-проповедников? Почему понтифик сделал доминиканцев главной силой инквизиции?

Будущий святой и основатель ордена доминиканцев родился в семье испанского дворянина в 1170 г. и носил имя Доминго де Гусман. В детстве он был добрым и отзывчивым мальчиком и проявил интерес к науке. В школе Паленсии он изучал свободные искусства и теологию. Среди прочих учеников выделялся усердием, талантом и сердобольностью (иногда он занимался продажей собственных книг, чтобы помочь страдающим от голода и плененным маврами соотечественникам). В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма в Испании. В 12 03 г. епископ Диего де Асеведа с внушительной свитой отправился в Данию по поручению короля Альфонса IX. В состав посольства был включен и молодой, подающий надежды монах. Проезжая по богатым цветущим землям юга Франции, Доминик был поражен размахом ереси - большинство жителей Тулузы и Лангедока открыто исповедовали катаризм. После возвращения из Северной Европы епископ де Асеведа и Доминик решили остаться в Южной Франции, дабы проповедовать жителям региона Евангелие и обратить еретиков в истинную веру.

Доминик ясно видел причины, породившие еретическое движение катаров, - священники-католики никак не могли служить образцом праведной жизни. Потому он полагал, что для успеха проповедникам истинного учения необходимо усилить энергию проповеди и самим стать образцами апостольской жизни. Доминик за основу деятельности католических священников предлагал взять… устав катаров. То есть предлагал бить врага его же оружием. Как и у катаров, католические проповедники, по мнению Доминика, должны были отказаться от большой свиты и внешнего блеска, по примеру апостолов скитаться с места на место и воздействовать на еретиков не только проповедью, но и личным примером. Закореневших еретиков и грешников Доминик предлагал судить и истреблять. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать могущественным орудием борьбы с еретиками катарами.

Члены его, образованные, глубоко верующие, красноречивые, не должны бояться трудностей, которые подстерегают странствующих проповедников. То есть им должны быть присущи все качества проповедников-катаров, но при этом они должны оставаться католиками. Подражая катарам, Доминик устроил женский монастырь из обращенных им в истинную веру молодых девушек, уклад жизни которого напоминает общежитие катаров. После смерти своего друга и наставника Диего Доминик в течение нескольких лет практически в полном одиночестве продолжал свою миссию. Он странствовал по Провансу лишь с посохом и котомкой за плечами и проповедовал Евангелие, как новый апостол.

Первыми учениками Доминика стали два тулузских горожанина. Архиепископ Тулузы граф Симон де Монфор обратил внимание на молодого священника и горячо поддержал его идею о создании ордена странствующих проповедников.

Осенью 1215 г. Доминик появился на IV Латеранском соборе и обратился к Папе с просьбой утвердить новый орден. Покровительствующий францисканцам Папа Иннокентий III одобрил предложенную Домиником идею, однако, согласно постановлению собора, основание новых орденов было запрещено, поэтому он предложил воспользоваться одним из уже утвержденных уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами принял решение взять за основу немного дополненный устав Августина. В 1216 г. устав был утвержден уже следующим Папой, Гонорием III. Орден сперва назывался «орден проповедников» но уже через несколько лет его стали называть орденом доминиканцев - по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук. Доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes - «Псы Господа»). Так доминиканцев и стали называть в народе. Распространению прозвища способствовал и неофициальный символ ордена - собака, сидящая на раскрытой книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот не был связан с инквизицией, сжигавшей книги. Напротив, он демонстрировал собачью преданность и свет истинного знания. Существует легенда, что матери Доминика приснилась собака с факелом в ночь перед родами.

Орден был признан нищенствующим, то есть не имеющим постоянных доходов, и члены его не должны были владеть никаким личным имуществом. Но такой устав, как оказалось, не соответствовал целям, которые ставили перед собой доминиканцы. Главной целью новой общины стала «забота о спасении душ», то есть проповеди и диспуты. А для успешной проповеди необходимо образование. Именно в этом аспекте и заключалось отличие нищенствующего ордена доминиканцев от других подобных организаций. Доминиканский монах должен был иметь свою келью для занятий, отдавать умственному труду больше сил, чем физическому. Научные занятия братьев всячески поощрялись. Вскоре при доминиканских монастырях появились богатые библиотеки и школы. Представители ордена основали собственные учебные заведения в Болонье, Кельне, Оксфорде и других крупных европейских городах, возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XIII в. «Псы Господни» развернули широкую миссионерскую деятельность и основали множество монастырей. Один из них, как повествуют доминиканские сказания, был заложен святым Яцеком (Иакинфом) под Киевом (в любом случае в 1228–1233 гг. в Киеве была миссионерская община). В XIII в. как на Руси, так и в других славянских державах христианство стало популярным среди простого народа, в то время как до этого христианами были только представители знати и купечество. Общины доминиканцев были даже в Китае, а в 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепархию. Своеобразными столицами ордена стали Париж и Болонья - два крупнейших университетских города Европы, где обучались будущие проповедники. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7000 монахов. Но наибольшего расцвета братья достигли, когда в 1233 г. Папа Григорий IX передал в их ведение инквизицию. Это была эпоха процветания - орден насчитывал около 150 000 членов в 45 провинциях, из которых 11 находились за пределами Европы. Мнение, что Доминик стал основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, подтверждают все историки ордена. Да, Доминик большую часть жизни посвятил борьбе с еретиками, и, если грешника не удавалось вернуть в лоно Церкви, он отправлял его на костер. Но вовсе не ему принадлежала идея создания этой всемогущей и беспощадной машины, именуемой «Святой отдел расследований еретической греховности». Не он составил свод правил, на оснований которого тысячи людей сгорели на кострах. Явным преувеличением будет утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом рук одного человека или одного ордена. Сомнительную честь в развитии и управлении инквизицией с последователями святого Доминика разделили францисканцы.

Ватикан никогда официально не возлагал на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также и официального постановления об учреждении инквизиции. Просто доминиканцы были наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков и их обращения. Со временем обращение отступило на второй план и главной задачей инквизиторов стало преследование и уничтожение инакомыслящих. Инквизиция - это орудие веры - очень скоро стала мечом, искореняющим явных и скрытых врагов Ватикана. Ее главной задачей стало не наставление заблудших овец на путь истинный, а уничтожение бунтовщиков и недовольных, а также пополнение церковной казны за счет имущества несчастных. Главные черты инквизитора - упорство и искренняя вера, которую уместнее назвать фанатизмом. Как псы преследуют зверя, так инквизиторы преследовали своих жертв. Это упорство часто давало силы совершать то, что для других лежало за гранью возможного. Доминиканец Джироламо Савонарола, гонитель Данте, умел в порыве религиозного экстаза так увлечь толпу, что после его проповедей жители Флоренции сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь вынесла приговор французскому королю Генриху III, отличавшемуся нетрадиционной ориентацией и пренебрежением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись в платье и изображая призрак Белой Дамы, по луврским поверьям Допрос еретика предвещавшей смерть, заколол монарха кинжалом. Именно это упорство и несгибаемая вера привели доминиканца Джордано Бруно на костер. Без страха и сомнений «Псы Господни» отправились в Новый Свет, Азию и Африку - проповедовать слово Божье. И надо отдать им должное - только вера помогала им в тех непростых условиях добиваться поставленных целей. Хотя не обходилось без курьезов. Испанец Бартоломео Лас Касас был первым защитником прав индейцев в Новом Свете и считается первым испанским гуманистом. Однако хвалебные статьи о нем обычно умалчивают, что именно этот «великий гуманист» предложил вместо индейцев в качестве рабочей силы использовать африканских негров, у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно!

Особого внимания заслуживает и неординарная личность средневекового немецкого естествоиспытателя, философа, богослова, алхимика и астролога Альберта фон Больштедта, который больше известен под именем Альберт Великий. Его жизнь была загадкой как для современников, так и для потомков. Легенды рассказывают, что он сумел создать гомункулуса - искусственного человека. «Князь философов» Фома Аквинский писал в своих мемуарах, что сбежал от учителя после того, как одна из кукол, стоявшая в углу комнаты, вдруг протянула к нему руку и заговорила. Альберт Великий был действительно великим ученым и совершил ряд открытий, в частности считается, что он изобрел логарифмы. Норберт Винер, отец кибернетики, считал его одним из прародителей этой науки. До нашего времени дошло и сочинение Альберта Великого «Оракул», в котором имеются сведения по алхимии и целый ряд предсказаний почти до XXIV в., хотя они и не содержат дат и детальных подробностей. Вот некоторые из них.

…Люди откроют большой берег на большом расстоянии от Геракловых столпов. Эта земля будет заселена северным народом, который заполнит ее и сделает огромным государством. В государстве будет главенствовать крест.

Это пророчество было сделано за несколько десятилетий до открытия Колумбом Америки, которую сейчас населяют в основном католики…

…Германский народ никогда не будет полностью объединен, ибо Германия оскорбила двух древних римлян. Германский народ навсегда будет разделен на племена, между которыми будет междоусобица…

В последнем пророчестве Альберт Великий имеет в виду проклятие римских авгуров, предсказавших королю варваров Гейзериху, после того как он сжег Рим в 455 г., что германский народ никогда не станет великим и единым. Действительно, 700 лет после Альберта Великого Германия была разделена на несколько лагерей. Германия трижды будет на грани победы за период, равный 700 годам. Она трижды почти овладеет миром.

Как удалось доминиканскому священнику предсказать эти события, непонятно, но он оказался абсолютно прав. В XVI в. Карл V Габсбург занял престол Священной Римской империи и одновременно был испанским королем. Говорили, что в его империи никогда не заходит солнце. Вторая попытка установить мировое господство была предпринята Гогенцоллернами в XIX–XX вв. В XX в. фашисты развязали Вторую мировую войну. Таким образом, Германия за 700 лет трижды почти ухватила победу, но не ощутила ее вкус ни разу.

Другие предсказания доминиканца тоже поражают воображение. Так, он предсказывал, что люди будут увлекаться машинами, автоматами, но по прошествии времени забросят их, как ненужные детские игрушки, будет создана шагающая машина, в которой сидят люди, человек полетит к Луне и Марсу через 700–800 лет после смерти предсказателя. Отметим, что первая высадка на Луну произошла в 1969 г., а Альберт Великий умер в 1280 г. 1280 + 700 = 1980. Об освоении Марса человеком говорить пока рано, но до 2080 года еще есть время. «Оракул» также описывает НЛО и говорит, что через 1000 лет после смерти Альберта Великого ангелы будут сходить с неба, как в допотопные времена.

Еще несколько предсказаний утверждают, что за Гибралтаром из вод Атлантического океана подымется остров, на котором была расположена Атлантида; ислам просуществует не более 800 лет после смерти Альберта Великого, мир будет разделен на три огромных государства.

Всего в книге содержится 13 предсказаний. Даже малой части указанных достижений достаточно, чтобы назвать Альберта Великого одним из величайших ученых и мыслителей Средневековья.

Без сомнения, самым мрачным сыном ордена доминиканцев стал знаменитый Великий инквизитор XV века Томас Торквемада. Именно из-за его деятельности слово «инквизиция», которое в переводе означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело такое зловещее звучание. Об этом человеке ходит много легенд, представляющих первого испанского Великого инквизитора кровожадным чудовищем. И в этом, несомненно, есть доля правды. Человек, занимавший пост главного инквизитора Испании, не мог быть милосердным. Современники указывают, что Торквемада отличался воздержанностью, суровым и непреклонным характером, а также религиозным энтузиазмом и беззаветной преданностью учению Христа. Вот что говорят о нем многочисленные предания, легенды и хроники. Томас де Торквемада родился примерно в 1420 г. в окрестностях города Вальядолид, в семье знатного марана - еврея, принявшего христианство. Существует романтическая легенда о юношеских годах будущего Великого инквизитора Кастилии и Арагона. Якобы Торквемада полюбил мавританскую красавицу, но не добился взаимности - девушка предпочла единоверца-мусульманина. Торквемада очень остро переживал этот удар и затаил обиду на мавров. Будто бы именно этот случай стал причиной того, что, получив должность инквизитора, Торквемада особенно усердно преследовал мавров и евреев, в которых подозревал союзников мусульман. Обладая наклонностями аскета, даром красноречия, гибким и быстрым умом, он вступил в орден доминиканцев и быстро приобрел славу выдающегося оратора. Ему предлагали различные церковные посты, но он неизменно отказывался. Когда Торквемаде было около сорока, он все же принял предложение стать приором монастыря Санта-Крус в Сеговии. Это был тонкий политический ход - монастырь посещала вся знать, в том числе и юная инфанта Изабелла. Торквемада произвел на ее родственников настолько сильное впечатление, что его назначили духовником принцессы и обязали заниматься ее воспитанием и образованием.

Торквемада сохранил влияние на Изабеллу, ставшую вскоре королевой Кастилии, на всю жизнь. Он вдохновил ее на мятеж против брата, короля Энрике Бессильного, склонил к браку с принцем Фердинандом Арагонским. Он же помог ей бежать из-под надзора, привез в Вальядолид, где его власть была особенно сильна, и помог принцу Фердинанду тайком прибыть в город для венчания.

С того момента, как Изабелла взошла на престол, Торквемада стал истинным повелителем страны. Он не демонстрировал свою власть, но ни одного важного решения королева не принимала, не посовещавшись с ним. Таким же авторитетом Торквемада пользовался и у короля Фердинанда.

Под давлением Торквемады королевская чета начала проводить политику искоренения инакомыслия. Особенно сильным гонениям подвергались евреи и мараны. Торквемада убедил королеву Изабеллу ввести на подвластных ей землях инквизицию и вошел в состав первого трибунала, созданного в 1480 г. А уже в 1482 г. Папа Римский по просьбе королевы назначил Торквемаду Великим инквизитором Кастилии. Вскоре власть его распространилась и на Арагон.

В 1485 г. в Арагоне вспыхнуло восстание против инквизиции, которое возглавляли молодые дворяне. Они убили одного инквизитора, за что поплатились. Мятежники были казнены после жестоких пыток или покончили с собой. Якобы именно с той поры Торквемаду везде сопровождала вооруженная охрана - он не осмеливался появляться один даже на улицах родного города.

Торквемада прославился чудовищной жестокостью - по его указу на кострах было заживо сожжено более 10 000 человек, примерно 6000 казнены заочно (при отсутствии обвиняемого светские власти заочно выносили приговор, и доходило до того, что на костре горело чучело человека) и около 18 000 приговорены к тюремному заключению. В общей сложности от злодейств Торквемады пострадало более ста тысяч семей - их обесчестили, опозорили, разорили. Были введены сертификаты «чистоты крови», по которым человек, среди предков которого были иудеи, не мог занимать ряд государственных должностей, и это еще не все - по приказу Торквемады было сожжено более шести тысяч еврейских Библий, множество книг угодило в Кодекс - список запрещенной литературы. При этом единственной слабостью Великого инквизитора была любовь к наблюдению за мучениями жертв на костре.

В 1492 г., после завоевания Гранады и завершения изгнания мавров с Пиреней, Торквемада внушил королеве мысль о необходимости изгнания евреев из всех своих земель. Евреям надлежало или принять крещение, или покинуть королевство. Им запрещалось вывозить золото и серебро, и несчастные вынуждены были продавать имущество за бесценок. Еврейские общины объединились и предложили королеве тридцать тысяч дукатов за отмену указа об изгнании. Казна была истощена гранадской войной, и Изабелла была склонна принять выгодное предложение, но вмешался Торквемада. Он ворвался в зал, где Изабелла и Фердинанд принимали делегацию евреев, и публично заявил, что монархи, подобно Иуде, готовы продать Христа. Упрек возымел действие, и короли отказались пойти навстречу делегатам. Евреи покинули Испанию. Последствия были ужасны. Страну покинуло более четверти миллиона людей, большинство из которых было интеллектуальной и торговой элитой государства. Тысячи беженцев погибли. Оставшиеся крещеные евреи также подвергались гонениям. Не возымели действия на фанатика даже увещевания Папы. Только Александр VI, сам испанец, нашел управу на своевольного инквизитора - он назначил еще четверых инквизиторов. Оскорбленный Торквемада посчитал это проявлением недоверия и демонстративно удалился от дел. Он умер в 1498 г. в монастыре Санта-Крус. В XX в. католическая церковь признала его преступником, посмертно первого Великого инквизитора Испании исключили из доминиканского ордена. Торквемаду считают одним из величайших злодеев в истории человечества, ставя в один ряд с Гитлером. Это официальная версия жизнеописания Томаса де Торквемады. Но все ли в ней правдиво? Ведь некоторые хроники, рукописи и мемуары современников Торквемады показывают нам личность Великого инквизитора Испании в совсем ином свете. Прежде всего напомним: точная дата рождения Томаса де Торквемады неизвестна. Он родился около 1420 г. или в Вальядолиде, или в Торквемаде - небольшом городке в его окрестностях.

С раннего детства Томас проявлял наклонности к духовной карьере - он был неприхотлив, сообразителен и красноречив. Поскольку брат отца Томаса, Хуан де Торквемада, был кардиналом, выбор юноши нё встретил сопротивления у родных. Примерно в 14 лет Томас поступил в доминиканский монастырь в Вальядолиде.

Легенда о юношеском увлечении мавританкой абсолютно нереальна. В самом сердце Кастилии мавров практически не было. Если какой-то купец и приезжал с семьей на ярмарку, девушек держали взаперти, и увидеть их Торквемада просто не мог. Но даже если предположить, что в легенде описаны реальные события, почему Томас ополчился также и на евреев и маранов? Почему он не отправился в Гранаду воевать против мавров, а выбрал духовную карьеру? Все это кажется совершенно нелогичным. И самый главный аргумент против романтической версии - занимая должность верховного инквизитора, Торквемада никогда не применял репрессий к мусульманам вообще и к маврам в частности. Также не выдерживает никакой критики и миф о маранском происхождении Торквемады. Нет ни одного документального подтверждения этой версии. Судя по хроникам, Торквемада был чистокровным кастильцем, вероятнее всего - светловолосым и голубоглазым, что указывает исключительно на чистоту дворянской крови, не смешивавшейся ни с иудейской, ни с мавританской. Кстати, сертификат «чистоты крови» был введен в употребление задолго до рождения Торквемады и подтверждал, что в предках до третьего колена у человека не было маранов, мавров и еретиков. Без такого сертификата человек не мог занимать ряд церковных должностей, зато мог занимать практически любой государственный пост. Поэтому человек без сертификата точно не мог стать инквизитором. Слово «инквизиция» происходит от латинского «расследую». Организация была создана для борьбы с различными ересями. Поначалу инквизиторы не вправе были выносить приговоры; это упущение было вскоре исправлено, но приговаривать преступников к телесным наказаниям было запрещено. Инквизиторы могли назначить различные виды епитимьи, штрафы и конфисковать имущество, изгнать, отлучить от Церкви, лишить монашеского сана, должностей, принудить к ношению сан-бенито (особого позорного одеяния). К телесным наказаниям или к смертной казни инквизиция приговорить не могла - это была прерогатива светских властей. В каких случаях грешника казнили? В тех и только тех, когда он не признавал за Церковью права судить его, ибо к ней не принадлежал. Учитывая, что в те времена законом была религия, человек, отрицавший Церковь, считался преступником вне закона, то есть приравнивался к разбойнику. Он был носителем бунтовских идей и подлежал казни, так как нес опасность для жизни и благополучия граждан.

Вполне соответствует действительности утверждение, что Торквемада был блестящим оратором и проповедником; он мог делать с толпой все, что ему заблагорассудится, потому на молодого священника сыпались заманчивые предложения, которые будущий инквизитор отклонял. Когда ему предложили пост приора в доминиканском монастыре Санта-Крус, Томас не смог устоять. Дело в том, что должность эта была выборная - братия сама захотела жить под его руководством, и тут он не мог отказать. Монастырь являлся одним из самых крупных в стране. Его посещала знать и члены королевской фамилии. Бывала ли там инфанта Изабелла? Вряд ли, поскольку в те годы она жила с матерью вдали от королевского двора. Был ли Торквемада духовником и наставником инфанты? Возможно, но не единственным, а одним из многих.

Действительно ли Томас Торквемада играл едва ли не главную роль в романтической свадьбе инфанты? Документы не упоминают его имени в связи с этим событием. Достаточно того факта, что на стороне инфанты была знать и практически все духовенство страны.

Жесткая политика королевы Изабеллы свидетельствует скорее о ее государственном уме, чем о влиянии Торквемады. Она напомнила подданным, что такое закон, и стала подчинять феодалов, приводя страну к централизованной власти. Юная королева не могла не заметить, что централизации мешает религиозная неоднородность населения. В руках евреев и маранов была сосредоточена практически вся торговля, они занимали высшие посты в государстве, им принадлежала львиная доля богатств Испании. Им не был нужен сильный правитель, контроль, налогообложение, закон. Единственным способом навести порядок стало учреждение инквизиции. Притом все прекрасно понимали, что инквизиция будет орудием не папским, а королевским. Нет оснований полагать, что Томас де Торквемада хотя бы раз в жизни присутствовал при казни, - ни одна хроника не упоминает такого. Кстати, первый инквизиционный трибунал расформировали за проявленную жестокость - около трехсот жертв за полгода. После этого по рекомендации Изабеллы Кастильской Великим инквизитором был назначен Торквемада. И первое, что он сделал, - ввел очень четкую бюрократическую инструкцию, регламентировавшую деятельность трибуналов. Результат превзошел все ожидания - машина инквизиции заработала с пугающей эффективностью. Причина проста - Торквемада сам взяток не брал и другим не позволял.

Отдельно стоит упомянуть о бунте дворян в Арагоне. В 1485 г. молодые дворяне маранского происхождения решили применить по отношению к инквизиции тактику террора. Им удалось проникнуть с оружием (!) в храм и убить безоружного инквизитора. Это событие вызвало восстание- против маранов, осквернивших храм убийством. Зачинщиков нападения казнили как мятежников.

После завоевания Гранады королева Изабелла и король Фердинанд издали указ об изгнании евреев. В хрониках история с еврейским посольством и гневной проповедью Торквемады действительно встречается не раз. Но к принятию решения об изгнании иудеев он, по всей видимости, отношения не имел.

Запрет на вывоз золота и серебра, из-за которого евреям пришлось продавать свое имущество за бесценок, был изобретен не Торквемадой - такой закон существовал и до, и после изгнания евреев. Потому-то генуэзские банкиры, с которыми расплачивались в Кастилии, были вынуждены покупать поместья или вкладывать средства в местную торговлю.

Торквемада до самой смерти пользовался огромной любовью народа. Да, его считали нетерпимым к греху и беспощадным к еретикам, но добрым к простым людям. Более полувека после его смерти Торквемаду в Кастилии почитали почти как святого. Он на самом деле не был политической фигурой, он просто добросовестно исполнял свой долг. Но как же быть с устрашающими цифрами, указывающими на тысячи жертв беспощадного инквизитора? Большинство энциклопедий приписывают ему 10 220 или 8 800 жертв, хотя встречаются и другие цифры. После тщательного изучения документов историки полагают, что эти цифры завышены примерно в 10 раз. Так кем же были доминиканцы - безжалостными псами Господа, фанатизм которых затмевал здравый смысл и отправлял на костер невинных людей, или искренне верующими просвещенными людьми, избранными следить за чистотой веры и искоренять ересь, грозящую разрушить не только Церковь, но и государства Европы? Теперь вы можете сделать собственные выводы.

III Орден (Орден доминиканцев-мирян, доминиканские терциарии, Доминиканский Лаикат)

III Орден был утвержден папским эдиктом в 1285 году. Он представлял себой общину католиков, не принимающих обета безбрачия и живущих мирской жизнью, но тем не менее подчиняющихся основным пунктам доминиканского устава и помогающим в работе своим "старшим братьям" – монахам.

У истоков Третьего Ордена стояли два практически независимых друг от друга течения.

С 1225 года в хрониках начинают появляться упоминания о так называемых "кающихся св. Доминика". Трудно сейчас точно сказать, насколько тесно взаимодействовали эти группы с орденом братьев-проповедников. Однако, можно с уверенностью утверждать, что эти группы каким-то образом подчинялись местным доминиканским приорам. Гумберт из Романьи читал проповеди группе, которая называлась "Братья епитимьи". Судя по всему, это была группа, игравшая важную роль в движении мирян, но еще не являвшаяся Третьим Орденом в современном понимании этого слова. Она была тесно связана с Орденом. Ее члены отдавали деньги и имущество Ордену и жили в монашеском послушании. В связи с этим интерес представляет происшествие, имевшее место в 1260 году в Перудже. Отшельник по имени Ренье был обеспокоен ожесточенной борьбой между партиями гвельфов и гибеллинов, сопровождавшейся открытой враждой и кровопролитием. Ренье решил возглавить крестовый поход примирения. Он начал поход по городу в сопровождении огромных толп людей, певших гимны и молитвы. Гражданские и церковные власти, боясь волнений, разделили толпу на небольшие группы и направили одну группу к северным воротам города, вторую - к южным, а третью - к западным. Группы стали отождествлять с церквями, ближайшими к этим воротам. В этом городе с того времени они стали известны как "кающиеся св. Августина", "кающиеся св. Франциска" и "кающиеся св. Доминика".

Появление особой структуры Третьего Ордена было обязано двум факторам. Во-первых, к 1280 году многие из этих групп кающихся мирян уклонялись в ересь. От критики рядового священника они переходили к критике всех таинств: "Зачем платить деньги священнику, чтобы получать таинства?" Затем задавали вопрос: "А зачем вообще нужны таинства? Разве нельзя непосредственно общаться с Богом, без священника или таинств?"

Второй причиной было то, что Муньо де Замора, Генерал доминиканцев в то время, решил, что для "кающихся" надо придумать своего рода организацию. В 1285 году Муньо де Замора опубликовал "Правило для кающихся св. Доминика". Этот момент и стал началом Третьего Ордена.

Правило Муньо де Заморы состояло из 22 глав. Чтобы вступить в Орден кающихся св. Доминика (читаем мы в одной главе), нужно иметь свидетельство, удостоверяющее, что жизнь кандидата характеризуется высоким уровнем нравственности и глубокой верой. В соответствии с правилом, постуланты (предпослушники) должны были обрести усердие св. Доминика, чтобы защищать и распространять веру. Было указано, что цель Ордена - апостольское служение; все практики покаяния должны были вести к апостолату. Правило Заморы требовало, чтобы вступающий в Орден отдал все долги и примирился со всеми врагами.

Для приема постулантов необходимо было одобрение большинства членов капитула Третьего Ордена. Церемония вступления означала действительное каноническое присоединение к Ордену без права выхода из него с целью вступления в другой Орден или возврата к "светской жизни". Исключение могло составлять лишь вступление в другой монашеский орден с торжественными обетами.

Члены Третьего Ордена обязаны были участвовать в Божественной литургии как можно часто. По воскресеньям и праздничным дням с 1 ноября до Пасхи они были обязаны также участвовать и во всенощном бдении. Для них были установлены суровые правила поста и воздержания; мясо разрешалось есть только в воскресенье, вторник и четверг. Члены Третьего Ордена должны были презреть суетность житейского мира, избегать шумных сборищ, пиршеств и танцев.

Терциарии находились в послушании у своих руководителей и даже не могли уехать из города без их разрешения. Свои особые обязательства были у тех членов Ордена, кто в силу болезни не мог исполнять все обязательства, а также у некоторых терциариев, посвятивших себя молитве.

Исключение из общего правила возможно было только в самых серьезных случаях.

Вторая версия происхождения Третьего Ордена упоминает о "Воинстве Христа", "Militia Christi" - группе, основанной непосредственно св. Домиником.

Если "Кающиеся св. Доминика" были в основном из простолюдинов, то "Воины Христа" являлись дворянами, решившими поставить свои способности на службу Церкви и конкретно доминиканскому ордену, и силою своего оружия оборонять братьев-проповедников во время их одиноких и зачастую опасных путешествий.

Впоследствии эти две группы были объединены в одну, принявшую доминиканский устав и организованную по образцу доминиканских общин. Она и стала тем Третьим Орденом, который мы можем наблюдать сейчас.

Доминиканский Орден в России

Доминиканцы появились в России достаточно давно. В 1228 году в Киев приехали польские доминиканцы во главе с братом Яцеком (Гиацинтом). Помимо исполнения пастырских функций среди общин латинских католиков, они должны были содействовать "воссоединению православных князей и епископов с Римом", а также выполнять дипломатические миссии. Их деятельность была обращена не только к восточным христианам, но и к язычникам, жившим на окраинах Руси. Папа Григорий IX выпустил по поводу их деятельности специальную буллу, адресованную доминиканцам, "отправляющимся на Русь и к язычникам". В период своей миссии на Руси Яцек вместе с тремя собратьями основал доминиканский монастырь в Киеве. А в 1320 г. в Киеве была основана латинская епархия, первым епископом которой стал доминиканец Генрих. Центром доминиканской миссии на Юго-Западной Руси был доминиканский монастырь во Львове.

В Новгороде доминиканец Вениамин сыграл ведущую роль в подготовке Геннадиевской Библии. Ян Соколовский, провинциал Ордена в России в 1626 году, поддерживал дружеские отношения с православным митрополитом Петром Могилой, и поддерживал основанную последним Духовную академию в Киеве, а также пытался посредничать в проекте по восстановлению единства между не принявшей Брестскую унию частью Киевской митрополии и Римом.

К 1772 г. русская провинция доминиканцев насчитывала 62 монастыря с 565 монахами. Миссии доминиканцев распространялись и на восточные земли Балтийского региона - Пруссию, Латвию и Эстонию, где действовали датские и немецкие доминиканцы. А в доминиканской хронике "Descriptio terrarum" упоминается также влиятельная миссия в Беларуси.

Крайне терпимо и доброжелательно относился к доминиканцам император Павел Первый. Он поручил им пастырскую деятельность на территории Выборгской губернии...

И Александр I, и последующие государи Российской Империи также покровительствовали доминиканцам. При Александре I был основан монастырь в Санкт-Петербурге и в ведение доминиканского ордена был передан приход св. Екатерины. Приход и монастырь существуют до сих пор, а здание храма является одной из важнейших архитектурных достопримечательностей Невского проспекта.

Революция 1917 г. принесла доминиканскому ордену много бед. Западная Украина, всегда бывшая надежным прибежищем братьев-проповедников, перестала быть таковым, и доминиканский мартиролог пополнился многими именами. Был закрыт храм св. Екатерины, московская община фактически уничтожена. Но в Москве выжила, пусть и уйдя в подполье, организация терциариев во главе с супругами Абрикосовыми, память которых искренне почитают все московские братья-миряне.

На настоящий момент практически полностью восстановлена структура Ордена на Украине. Крупнейшие центры доминиканцев в этой стране – Киев и Фастов, где действуют большие монастыри и несколько доминиканских приходов.

В России дела обстоят несколько хуже. Дело в том, что русские доминиканцы лишены возможности осуществлять свою основную деятельность – проповедь и просвещение, так как в условиях конфликта между католическими и православными структурами они не могут ни организовывать учебных заведений (даже руководимый ими изначально Колледж теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве сейчас передан иезуитам), ни работать с молодежью. Тем не менее, достаточно активную жизнь ведет возобновленная петербургская община, как и в старые времена работающая при приходе св. Екатерины. В Москве из доминиканцев-монахов присутствует только о. Александр Хмельницкий, настоятель прихода Фатимской Божией Матери, "квартирующегося" в храме св. Людовика Французского на Малой Лубянке. Зато в столице существует та самая, руководимая некогда Абрикосовыми, группа терциариев. В ее рядах некогда состоял покойный Юлий Шрейдер, ныне ее членами являются известная переводчица Наталья Трауберг и многие другие представители христианской творческой интеллигенции.

Доминиканцы, Доминиканский орден, орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, OP), неофициально Псы Господни, — католический , основанный испанским монахом святым Домиником.

Организация

В 2004 г. орден насчитывал 6109 монахов (из них 4488 священников). Они служат в 622 приходах. Генеральная курия доминиканцев находится в римском монастыре св. Сабины. Женская ветвь ордена (второй орден) — 3724 монахини (подробнее см. доминиканки).

Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность.

Во главе ордена стоит великий магистр. Каждую провинцию ордена возглавляет провинциальный приор, каждую монашескую общину — конвентуальный приор. Они несут ответственность перед общим собранием — конвентуальным, провинциальным или генеральным капитулом.

Доминиканский орден имеет третью ветвь — терциариев, людей приносящих обеты, но остающихся в миру и живущих духовной жизнью ордена. Сам Доминик основал, под именем «Милиции Иисуса Христа», союз светских людей обоего пола, для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству.

Девиз ордена — Восхвалять, Благословлять, Проповедовать (лат. Laudare, Benedicere, Praedicare).

История

В 1214 г. вокруг св. Доминика в Тулузе образовалась первая община. Устав был утвержден двумя годами позже папой Гонорием III. Орден быстро распространился во Франции (здесь доминиканцы поначалу назывались якобитами, потому что первая резиденция ордена в Париже была при церкви св. Иакова), Испании и Италии. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. В 1221 г. доминиканцы имели 70 монастырей, в 1256 г. в ордене было 7 000 монахов.

Доминиканцы основали собственные учебные заведения (в Болонье, Кёльне, Оксфорде и др.), возглавляли богословские кафедры в университетах Парижа, Падуи, Праги и др. С XII века доминиканцы развернули широкую миссионерскую деятельность, основали множество монастырей (в частности, под Киевом, в Иране, Китае и др.). В 1318 г. доминиканцы сумели организовать в Персии, находившейся под властью монголов, архиепископство.

На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 году, доминиканский орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне, и в 1425 году было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, святой Раймунд де Панне-форте, издал в 1238 году собрание его статутов.

Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 человек — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т.е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский.

В начале XIII века вместе со своим епископом, папскими легатами и двенадцатью аббатами цистерцианского ордена получивший хорошее богословское образование испанский каноник Доминик обсуждал в Лангедоке меры борьбы с альбигойцами. Он думал, что для успеха дела церкви необходимо усилить энергию и экстенсивность проповеди и соединить ее с апостольскою жизнью. Проповедники должны отказаться от большой свиты и внешнего блеска своей миссии; по примеру апостолов должны они скитаться с места на место и воздействовать на альбигойцев не только проповедью, но и апостольским образом жизни. Доминик не отрицал и других способов борьбы: истребления закоренелых еретиков и деятельности церковных судилищ, еще не переродившихся в инквизиционные, но уже посылавших на костер врагов церкви. Новый орден, мысль о котором зрела в уме Доминика, должен был стать новым могущественным орудием борьбы наряду с уже испытанными. Члены его противоставлялись в уме основателя проповедникам-альбигойцам как проповедники католической истины, словом, примером и молитвою побеждающие противников. Необходимые для достижения личной святости молитва, созерцание и аскеза, приспособленные к задачам борьбы, скитальчество и бедность должны быть соединены с глубоким и католическим знанием.

Два тулузских горожанина были первыми учениками Доминика. К ним примкнуло еще четверо. Архиепископ Тулузы и стоявший во главе крестоносного воинства, боровшегося с еретиками, граф Симон де Монфор оказали святому энергичное содействие. Осенью 1215 года Доминик появился на Латеранском соборе, надеясь получить от папы утверждение своего ордена. Еще ранее принявший под свое покровительство католических бедняков, Иннокентий III одобрил план Доминика, но, согласно с постановлением собора, запретившим основание новых орденов, предложил святому принять один из утвержденных уже уставов. Вернувшись в Тулузу, Доминик вместе с товарищами своими решил положить в основание своего ордена устав Августина, дополненный некоторыми постановлениями премонстранского, и, таким образом, сумел создать форму жизни, удобную для осуществления намеченных им задач. В том же 1216 году орден был утвержден папою Гонорием III.

Доминиканцы ближе стояли к традиционным монашеским формам жизни, чем минориты. Уже в 1216 году Доминик основал свой первый монастырь, за которым последовали другие. В этом первом монастыре (около Тулузы), служившем образцом для последующих, у каждого брата была своя келья, чем обеспечивалась возможность научных занятий. Жизнь не отличалась существенно от жизни августинцев или премонстрантов, и доминиканцы были такими же «уставными католиками». Но в соответствии с планом Доминика и отчасти под влиянием францисканства в 1220 году на общем соборе в Болонье было провозглашено отречение от всякой собственности, и орден вошел в число нищенствующих. Однако ввиду особенных задач ордена бедность не могла быть доведена до таких пределов, как у ранних миноритов.

Для борьбы с еретиками и за догму церкви требовались знания. Для приобретения знаний — обучение братьев, немыслимое без относительной оседлости, без библиотек, трудно осуществимое без отдельных келий, предполагавших большой и благоустроенный монастырь, хотя бы и расположенный в центре города. Идеал добровольной нищеты и скитальчества приспособляется к целям ордена, смягчаясь, с одной стороны, приобретая значение орудия борьбы — с другой. Отсутствие безусловной оседлости и бродячесть способствовали расширению сферы деятельности ордена и необходимой для этого свободе передвижения доминиканских проповедников. Отсутствие личной и общей (в последнем случае только формальное) собственности придавало ордену удобоподвижность и сосредоточенность его на одной цели — заботе о душе ближних. Точно так же целям доминиканцев соответствовали и внесенные ими в жизнь каноников изменения. Отсутствие предписаний о необходимости физического труда позволяло посвятить более времени обучению братьев, аскеза и молчание содействовали внутренней подготовке проповедника. Существование монастырей, лишь формально примиримое с идеалом абсолютной бедности, сделало возможным систематическое обучение братьев и организацию преподавания. Позднее в каждом доминиканском монастыре была своя школа средней ступени, для завершения же образования служили введенные с 1248 года школы верхней ступени в Монпелье для Прованса, Болонье для Италии, Кельне для Германии и Оксфорде для Англии. Это делало ненужною посылку доминиканцев в университеты и возможным желательное направление преподавания. Организация самого преподавания была завершена общим собором 1259 года, на котором присутствовали такие светила доминиканской науки, как Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Курс обучения, имевшего главною целью подготовку проповедников, был рассчитан на 6—8 лет. Первые два года посвящались философии, вторые два — основному богословию, церковной истории и праву. Последние два — углубленному изучению богословия, руководством для чего служила «Теологическая сумма» Фомы Аквинского. Наиболее способные ученики по окончании этого шестилетнего курса делались лекторами, а через семь лет магистрами. Через тринадцать лет, пройдя степень бакалавра, они могли стать магистрами богословия — высший сан ордена, рядом с которым стоит сан «общего проповедника», получаемый после успешной двадцатипятилетней проповеднической деятельности.

В первой четверти XIII века окончательно сложилась и организация ордена, развивавшаяся — что объясняется составом ордена — более планомерно и спокойно, чем миноритская. Подчиненные приорам монастыри объединялись в находящиеся под властью провинциалов провинции. Во главе ордена стоял избираемый провинциалами и особыми избирателями (по два на провинцию) пожизненный генеральный магистр, власть которого была ограничена ежегодным (позже каждые два года) генеральным собором, причем законодательная инициатива собора была умеряема необходимостью для действенности той или иной меры принятия ее последовательно тремя соборами. Состав ордена не вполне однороден: наряду с братьями-клириками существовали еще братья-миряне. И это естественно сложившееся и у францисканцев деление обеспечивало деление функций внутри ордена и, следовательно, возможность для клириков, возложивших все материальные заботы на мирян, всецело отдаться своей ученой и проповеднической деятельности.

При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, доминиканцы продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из доминиканцев, заведывал высшею цензурою.

В 1233 году папа Григорий IX передал им инквизицию. Мнение, что Доминик был основателем инквизиции и первым генерал-инквизитором, неразрывно связано с католической традицией; его подтвердили все историки ордена и все понегиристы инквизиции; оно было санкционировано Сикстом V в булле Invictarum, а чтобы устранить всякое сомнение, приводят буллу Иннокентия III, возлагающую на Доминика обязанности генерал-инквизитора. Но мы можем сказать, что ни одно церковное предание не покоится на более шатком основании. Несомненно, Доминик лучшие годы своей жизни посвятил борьбе с еретиками. Вполне достоверно также, что он как и все остальные ревностные миссионеры того времени, если не удавалось ему убедить еретика, с радостью являлся у пылающего костра. Но в этом он не отличался от других фанатиков, и он не сделал никакой особой попытки организовать правильное преследование. Мы видим, что только через 10 лет после его смерти можно говорить о папской инквизиции как о правильном учреждении. Не менее страдает преувеличением и легендарным характером утверждение, что организация инквизиции и ее упрочение было делом одного ордена. В сущности Рим никогда не возлагал официально на доминиканцев инквизиторских обязанностей. Не было также, говоря строго, никакого официального постановления об учреждении инквизиции. Доминиканцы были только наиболее подходящим и лучше подготовленным орудием для розыска скрывающихся еретиков, тем более, что их главной обязанностью была проповедь и обращение. Когда же обращение отступило на второй план, а на первый план стало преследование, то не менее полезными оказались и францисканцы, которые разделили с доминиканцами сомнительную честь и все труды по организации инквизиции. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них II вне Европы) и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генерал-викариев. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. На конец XIX столетия они существовали в Италии, Испании, Австрии, миссии их были в Америке и Ост-Индии.

Женские доминиканские монастыри, числом до 300, на конец XIX столетия существовали в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимались рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалем. Значительнейшая из сестер этого ордена — святая Екатерина Сиенская.

Доминиканский орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем «Милиции Иисуса Христа» союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами «Покаяния святого Доминика». Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена. Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

В XVI веке доминиканские проповедники появились в Латинской Америке. Многие доминиканцы, например, Бартоломе де Лас Касас выступали в защиту прав индейцев в колониях.

В XVII — XVIII веках деятельность ордена сильно ограничивалась как светскими, так и церковными властями. Сильный удар по доминиканским монастырям в Северной Европе нанесла Реформация.

В XIX веке положение ордена стабилизировалось, доминиканские монастыри развиваются в Европе, в Латинской Америке и на Филиппинах. Бурно развивается орден в США и Канаде.

В XX веке орден испытал новые потрясения — изгнание в 1910 г. из Мексики, массовые убийства доминиканских монахов во время гражданской войны в Испании, преследования в коммунистических странах. Однако к концу XX века состояние ордена вновь стабилизируется.


Символика и облачение

Герб ордена изображает собаку, которая несёт во рту горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины.

Облачение — белая ряса с белым капюшоном и черной пелериной.


Святыe и блаженные доминиканцы

* Блаженный Фра Анджелико (1400—1455) — итальянский художник эпохи Раннего Возрождения
* Св. Альберт Великий (ок. 1193—1280) — немецкий философ-схоласт, богослов
* Блаженный Бенедикт XI (1240—1304) — папа римский
* Св. Доминик (1170—1221 — основатель ордена
* Св. Екатерина Сиенская (1347—1398) — Учитель церкви
* Блаженный Иннокентий V (ок. 1225—1276) — папа римский
* Св. Пий V (папа римский) (1504—1572) — папа римский
* Блаженный Генрих Сузо (1295/1297—1366) — немецкий поэт и философ-мистик
* Св. Фома Аквинский (1225/1226—1274) — великий средневековый философ и теолог
* Св. Яцек (1183—1257)


Известные доминиканцы

* Бенедикт XIII (папа римский) (1649—1730) — папа римский
* Джордано Бруно (1548—1600) — итальянский учёный и поэт, позднее ушёл из ордена
* Винсент из Бове (1190—1264) — теолог, энциклопедист, философ и педагог
* Томазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, писатель-утопист
* Жорж Коттье (род. 1922) — кардинал, крупный католический теолог и философ
* Бартоломе де Лас Касас (1484—1566) — защитник прав индейцев, противник рабства
* Жак Клеман (1565—1589) — убийца французского короля Генриха III Валуа
* Жан Батист Лаба (1663—1738) — миссионер и путешественник
* Андре де Лонжюмо (XIII век) — дипломат
* Жорж Пир (1910—1969) — лауреат Нобелевскoй премии мира (1958)
* Джироламо Савонарола (1452—1498) — флорентийский проповедник и общественный реформатор
* Иоганн Таулер (1300—1361) — немецкий мистик и проповедник
* Иоганн Тецель (ок. 1465—1519) — cоставил себе известность распространением индульгенций, выступил с опровержением 95 тезисов
* Томас Торквемада (1420—1498) — первый великий инквизитор Испании
* Феликс Фабер (1441—1502) — путешественник, историк
* Кристоф Шёнборн (род. 1945) — кардинал, архиепископ Венский, теолог
* Якоб Шпренгер (1436—1495) — считается соавтором книги «Молот ведьм»
* Мейстер Экхарт (1260—1328) — немецкий теолог и философ, один из крупнейших христианских мистиков
* Яков Ворагинский (1230—1298) — духовный писатель


Литература

* Lacordaire, «Memoire pour le retablissement de l’ordre des Freres precheurs» (1840);
* Danzas, «Etude sur les temps primitifs de l’ordre de St. Dominique» (Пар., 1874 — 75);
* Douais, «Essai sur l’organisation des etudes dans lordre des Freres precheurs etc.» (1884).