Ро́мул и Рем (лат. Romulus и Remus ) - легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 - 716 гг. до н. э.).

Рождение и детство

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.


Основание Рима

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma ), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. По средневековой легенде, сыном Рема - Сением был основан город Сиена.

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии, с играми, борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку многочисленная толпа римлян с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.

Как сообщает Плутарх, попытку вычисления дат рождения Ромула и Рема и основания Рима астрологическими методами предпринял по просьбе своего друга Варрона астролог Тарутий. Он решил, что братья были зачаты в день солнечного затмения 24 июня 772 г. до н. э. в 3-м часу после восхода и появились на свет 26 марта 771 г. до н. э., а Рим был основан 4 октября 754 г. до н. э.


Ромул - царь Древнего Рима

Похищение сабинянок не могло положительно сказаться на репутации Рима - против него восстали соседи. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой - мужей прекратить кровопролитие. Сабиняне и римляне заключили мир. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе - в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Ромул стал царём объединённых народов.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.


Устройство Ромулом римского государства

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трех частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственные делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремеслами. Ромул счел целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведет войско за его пределы. Каждой из трех триб он предписал выбрать трех человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трех самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами еще 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.


Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург и Нума Помпилий

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города» Тит Ливий.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.


Аналогии в мифологиях других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в мифологиях других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил. Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе. Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике. Наконец, легенда о вознесении Ромула очень напоминает христианскую легенду о воскресении Иисуса Христа. И в том, и в другом случае мы имеем дело с «царём», вознёсшимся на небеса.

Сегодня древнеримская история у большинства наших современников, далеких от исторической науки, ассоциируется с именами таких правителей как Цезарь и Нерон. Большинство православных не слышали даже имени императора Тиберия, а об эпохе его правления наслышаны по евангелическим описаниям судилищ, подводимых префектом Иудеи – Понтием Пилатом. В тоже время до императорской эпохи Древний Рим пережил республиканское правление, а его государственность сформировалась в эпоху «Reges Romae» — период владычества первых римских царей, длившийся с 753 по 509 год до новой эры.

Первый царь Древнего Рима

Сегодня большинством историков признается факт основания города Рима полулегендарным правителем . Он же считается и первым царем Древнего Рима. Его матерью была весталка Сильвия, род которой прослеживается до легендарного героя Троянских войн Энея, похождения которого описаны Вергилием в поэтическом эпосе «Энеида».

На жриц древнеримской Весты налгался тридцатилетний обед безбрачия. Для того чтобы оправдать свой блуд Сильвия «призналась» что зачала будущих основателей Рима, близнецов Ромула и Рема, от бога войны Марса, который явился ей прихрамовой роще. Близнецов бросили в Тибр, а после их чудесного спасения и вскармливания (как Маугли) волчицей, они вступили в борьбу со своим дядей Амулием – правителем италийского города-государства Альба-Лонги.

При основании Рима между близнецами возник спор о месте основания города – в низине и на холмах. Не найдя взаимоприемлемого решения, братья передрались, и Ромул убил Рема. К дошедшим до нашего времени деянием этого древнего царя Рима следует отнести разделение города на три части Палатин, Эсквилин и Авентин, дав им названия соответствующих холмов. К заслугам Ромула историки относят основание и первичную организацию сената.

О смерти первого римского царя достоверных фактов не имеется. По преданиям он просто вознёсся на небо


Период правления древних царей Рима

Династического наследования трона в период правления царей Рима не существовало. После смерти Ромула на престол, после голосования римских патрициев, избирается Нума Помпилий. Поводом для его выдвижения в единоличные правители послужили несомненные таланты, проявленные Нумой Помпилием еще при царствовании Ромула.

К несомненным достоинствам правления второго римского царя историки — исследователи относят:

  • введение новых божественных культов Весты и Януса, ставших прообразом всей позднейшей религиозной идеологии;
  • запрещение человеческих жертвоприношений, включая рабов и плененных врагов;
  • введение нового времяисчисления, по которому год продолжался 365 дней;
  • первичная организация и оформление сословных каст (клан ремесленников).

Умер Нума Помпилий в возрасте 80 лет естественной смертью, оставив после богатейшее . После его смерти на римский трон избирается Тулл Гостилий.


Тулл Гостилий
- третий римский царь был внуком Гостия Гостилия – одного из солдат Ромула, погибшего во время обороны Рима от нашествия сабинян, возжелавших разрушить Рим – обитель зла древнего мира, после того как были похищены сабинянки.

К выдающимся событиям правления Тулла Гостилия относятся разрушение города-государская Альба-Лонга и существенное расширение территорий, подвластных Риму.

Внук Тулла Гостилия – Анк Марций был избран четвертым царем Рима и в первые годы своего правления отличался тихим нравом и скромным поведением. Эти внешние признаки бессилия дали повод латинам и этрускам начать перманентные войны с Римом, целью которых был захват этого города – государства.

Однако победу в этих войнах одержал Анк Марций, сформировав из завоёванных латинов касту плебеев. Римские войска под предводительством Анк Марция захватили несколько городов этрусков.


Луций Тарквиний Приск (Тарквиний Древний)
происходил из древнего этрусского рода, а его восшествие на римский престол было обеспечено близостью к Анку Марцию. С именем пятого римского царя связывают большинство преобразований Рима и превращения его их полудеревенского – полугородского поселения в полноценный город – государство, подобное или Спарте. Это было достигнуто путем проведение определенных строительно-организационных мероприятий. В период правления Тарквиния Древнего были проведены следующие строительные работы:

  • осуществлено каменное замощение существующих на тот момент форумов;
  • проложены общегородская канализация - «Великая Клоака» и городской водопровод;
  • издал указ о предпочтительном возведении жилых домов и общественных зданий из камня.

Сервий Тулий происходил из рабского сословия, но стал вольноотпущенником. Благодаря близости к жене Тарквиния Древнего – Танаквиль, создавшей легенду о божественные предзнаменованиях, сопровождавших рождение Сильвия, и его женитьбе на дочери Луция Тарквиния Приска он был избран шестым царем Рима. Сервий Тулий известен своими административными реформами:

  • осуществил территориальное деление Рима на 21 округ;
  • разрешил набор римского войска из касты плебеев;
  • упростил процедуру переходя римских рабов (плебеев) в сословие римских граждан;
  • оснастил городские стены Рима мощными фортификационными сооружениями.

Был убит Тарквинием Гордым , совершившим государственный переворот и ставшим последним древним царем Рима.


Последний царь Древнего Рима

Отцом последнего римского царя был Тарквиний Древний, его женой – младшая дочь царя Сервия носившая имя Тулии. Эти два факта стали формальным поводом для притязаний Тарквиния на римский престол. Все его государственные, военные и административные реформы оцениваются историками негативно. Основные нововведения, проведенные в жизнь последним римским царем следующие:

  • сокращение полномочий законодательных и представительских органов;
  • ограничение прав низших сословий;
  • формирование войска преимущество из варварских племен;
  • проведение репрессий в отношении широкого круга римских граждан.

Эти преобразования вызывали самую негативную реакцию во всех слоях римского общества - особенно среди знати и жречества. Формальным поводом низвержения Тарквиния Гордого послужило изнасилование Лукреции - дочери Триципитина, которая являлась супругой патриция Коллатина. В 510 году до новой эры он был лишен престола, а через год, во время одного из восстаний - убит.

Ромул, основатель города Рима, стал первым римским царем или, как их тогда называли, рексом (от лат. Rex - царь). Стремясь увеличить свой народ, он принимал к себе всех пришельцев: нищих, разбойников и даже беглых рабов. Город разрастался, но казалось, что жить он будет всего одно поколение: ведь у первых римлян не было жен и детей, так как окрестные жители, презирая их за низкое происхождение, не отдавали за них своих дочерей. Тогда римляне пошли на хитрость: пригласив на праздник ближайших своих соседей, сабинян, по сигналу они бросились на безоружных гостей и похитили их дочерей. С добытыми таким образом женами римляне обращались ласково и почтительно, так что скоро завоевали их любовь, но отцы и братья сабинянок пошли на Рим войною. Однажды во время сражения на поле боя появились заплаканные женщины и бросились в гущу битвы. Обнимая родственников и мужей, протягивая к ним с мольбою младенцев, они остановили сечу и примирили воинов. После этого многие сабинские семьи переселились в Рим и вошли в состав римского народа. После гибели Ромула римляне долго не могли найти ему достойную замену. Наконец, они отдали предпочтение самому добродетельному человеку в Италии. Это был сорокалетний Нума Помпилий, скромно живший в городке Куры на сабинской земле: о нем шла громкая слава, как о муже выдающейся учености, доброты и справедливости. Говорили, что воинственный Ромула сделал римский народ «железным», Нума добродетельным. Нума ввел в Риме новые культы (почитание богов), назначил жрецов, учредил жреческие коллегии - «товарищества» жрецов. Среди введенных им богов, почетное место заняли богиня Верности и бог Границы, охраняющий священный знак собственности. В течение 43-летнего правления Нумы римляне не вели никаких войн. Устраивая жертвоприношения, шествия и праздники в честь богов, царь приучал свой народ к добродетели и радостям мирной жизни. Покровительствуя доброму труду и отдыху, он организовал коллегии ремесленников, установил праздничные и рабочие дни. В связи с этим, Нума ввел в Риме новый 12-месячный календарь. После Нумы правили два воинственных царя - Тулл Гостилий и Анк Марций. При них расширились границы и города Рима, и Римского государства. Последних трех римских царей называют этрусками. История их началась с того, что в царствование Анка Марция в Рим переселился богатый и энергичный человек, принявший имя Люция Тарквиния `рииска. Он стал советником Анка Марция и завоевал любовь римского народа, поэтому после смерти Анка, в обход его сыновей, был избран царем. Он получил имя Тарквиния Древнего. Этот царь принес в Лаций высокую городскую культуру Этрурии. При нем в Рим перебрались многие этрусские ремесленники, закипели строительные работы. Рим начал превращаться из «большой деревни» в настоящий город. Тарквиний вел удачные войны с соседями, учредил общественные игры, приступил к осушению болотистых частей города. Строились каналы для осушения болотистых низин между холмами, замащивалась будущая главная площадь города - Форум, в долине между Аветином и Палатином был построен Большой цирк, а на Капитолии заложен каменный храм в честь Юпитера. После Тарквиния Древнего правил его воспитанник Сервий Туллий, сын рабыни. По преданию, однажды домочадцы Тарквиния увидели чудесный знак - огненное сияние вокруг спящего мальчика, сына служанки. Угадав по этой примете великое будущее ребенка, царь и царица воспитали маленького Сервия как сына, а потом выдали за него свою дочь. Когда Сервий стал царем, он преобразовал уже не город Рим, а само Римское государство. Сервий Туллий прославился также тем, что обнес Рим первой каменной стеной. В памяти потомков он остался, как добрый царь, покровитель плебеев. Последний, седьмой царь, сын `рииска Тарквиния Древнего - Люций, носил имя Тарквиния Гордого. Он захватил власть путем злодеяния: свергнув и убив престарелого Сервия Туллия. Потом он перебил многих сенаторов, сторонников законного царя, и начал царствовать под защитой телохранителей - не избранный народом, и не утвержденный сенатом. Плебеев он изнурял строительными работами, а видных патрициев уничтожал из страха и ненависти к их влиянию. Чаша терпения римского народа переполнилась, когда сын царя надругался над знатной патрицианкой Лукрецией, отвергнувшей его любовь. Благородная женщина покончила с собой, а возмущенные римляне восстали и выгнали всю семью Тарквиниев из города. Этот период римской истории называют периодом семи царей.

В «царский период» (VII-VI вв. до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землей, зарождалась частная собственность отдельных ее членов.

Древнеримским царством именуется период с 753 года до н.э. – даты, принятой за основание Рима, – до свержения последнего царя Тарквиния Гордого и установления республики в 509 году до н.э., именуемый также «эпохой семи царей».

В истории многих государств имеется так называемый «мифологический период», о котором известно слишком мало из-за древности событий, пересказанных много столетий спустя. Об эпохе семи царей мы можем судить лишь по источникам, созданным в годы Римской республики и даже куда более поздней империи. Однако, как нельзя представить себе античную Элладу без героического эпоса Гомера, рассказывающего нам о древнейших временах, так и царский период Древнего Рима является неотъемлемой частью его истории: неожиданное изменение общественно-политического устройства с монархии на республику стало сакральной легендой, объединяющей народ Рима все последующие столетия.

С чего всё начиналось

Апеннинский полуостров, расположенный в самом центре Средиземного моря, испокон веков привлекал людей своим удобным расположением и мягким климатом. Согласно греческим легендам, знаменитый Геракл посещал италийские земли, а историки говорят о микенской колонизации полуострова ещё в XIII веке до н.э. Считается, что первое государство на полуострове основала цивилизация этрусков, активно перенимавшая культуру соседей – греков и финикийцев. В конце концов, господствующую позицию в регионе заняли племена италийцев, в том числе латины.

Согласно римской мифологии, после событий знаменитой Троянской войны к побережью Апеннин пристали корабли бежавших троянцев во главе с героем Энеем. Отсюда берёт своё начало одна из легенд об основании Рима – уставшие от длительных скитаний троянцы обосновались в италийских землях по соседству с латинами, а один из местных царей даже выдал за Энея свою дочь. В результате столь выгодного марьяжа Эней становится следующим царём латинов, а равно и новых переселенцев. Его сын Асканий-Юл перенёс столицу объединённого государства в новый город Альба-Лонга (руины которого и по сей день можно увидеть к юго-востоку от Рима) и сплотил вокруг него Латинский союз.


Марс и Рея Сильвия. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1616 г.

В те далёкие времена война была делом самым обычным, практически бытовым, тем более – война за престол. Совершенно не удивительно, что четырнадцатый по счёту царь Альба-Лонги, Нумитор, был свергнут своим же младшим братом Амулием. Новоиспечённый правитель, желая обезопасить свою власть, убил племянника, а племянницу Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты. С точки зрения политики это был очень мудрый ход, поскольку весталки с одной стороны пользовались огромным уважением и обладали неприкосновенностью, а с другой – обязывались хранить девственную чистоту в течение тридцати лет. Нарушение обета целомудрия каралось весьма строго, вплоть до погребения заживо.

Далее, в полном соответствии с традициями античных мифов, юную Сильвию посетил бог Марс, меж ними вспыхнула бурная страсть, а спустя положенный срок у весталки родились близнецы – Ромул и Рем. В целом, в этой истории нет ничего необычного, поскольку боги Олимпа многократно спускались на Землю и вступали в связь со смертными женщинами. Но в данном случае следует помнить, что сам факт беременности весталки для древнего общества – ужасный скандал, а божественное отцовство ещё следовало доказать: не пригласишь же лично Марса на жреческий суд для дачи показаний?!

Впрочем, имелось и более существенное осложнение. Как мы помним, Рея Сильвия стала весталкой не по собственной воле, а по приказу своего дяди-узурпатора, дабы не оставить потомства, способного однажды свергнуть царя. Разгневанный Амулий приказал бросить близнецов в Тибр, рассчитывая таким образом покончить с потенциальными претендентами на престол. Последующее развитие этой истории может быть известно уважаемому читателю ещё со времён школьной программы: близнецы выжили, были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом Фастулом. Когда братья выросли, они поквитались с Амулием и вернули трон Альба-Лонги своему деду Нумитору. Старый царь отправил их основать новую колонию, в результате спора о наиболее подходящем для поселения месте Ромул убил Рема на Палатинском холме, построил там город Рим и стал первый его царём.

Как обычно и бывает при основании новых колоний (вспомним историю освоения европейцами Америки!), изначально население Рима составляли преступники и изгнанники из соседних италийских и греческих государств. Действительно, зачем человеку, имеющему доходное хозяйство на берегу тёплого моря, бросать прадедовскую ферму и отправляться на поиски счастья в новопостроенный город? Как мы уже говорили, война в те времена была делом самым обыденным, а потому разномастные и маргинальные обитатели юного Рима начали активно расширять свою сферу влияния за счёт соседей: сабинян, латинов и этрусков. Даже бывшая метрополия Альба-Лонга был захвачена и уничтожена молодым государством.

Рим многое перенял от своих соседей, в том числе и традицию царской власти. Однако в Риме полномочия монарха исходно были ограничены, трон изначально не передавался по наследству, а царя избирали. Такой полуреспубликанский уклад привёл впоследствии к возникновению бесконечных интриг, заговоров и свар, повлиявших в итоге на появление Римской республики.

Ромул

Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царём. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась ещё на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.


Ромул, победитель Акрона, приносит богатые дары в храм Юпитера. Художник Жан Огюст Энгр, 1812 г. Акрон был правителем сабинян во время войны из-за похищенных римлянами женщин-сабинянок

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».

Плутарх не говорит ничего прямо, обходясь намёками, которые, впрочем, вполне ясны – высшая аристократия была недовольна Ромулом, и, скорее всего, сын Марса стал жертвой заговора. Красивая легенда об отправке Ромула напрямую на Олимп, вероятно, появилась позднее, чтобы отвести подозрения от патрициев.

Время правления двух царей было непродолжительно. Тит Таций, человек жестокий, был, на народном празднике в Лавинии, убит жителями Лаврента, которых обидел тем, что не позволил им мстить за кровь его родственникам, виновным в убийстве. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма. Ромул остался царем один, и правил, как говорит легенда, справедливо и кротко; уважал мнения сената, чтил богов и знамения воли их, устроил войско, составил отряд всадников, смирил Фидены и победил могущественный город Вейи, дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. Он царствовал со славою тридцать семь лет и внезапно исчез из среды людей. Во время смотра на Марсовом поле поднялась гроза; при грохоте грома и блеске молнии он был вознесен на колеснице Марсом на небо вести вечную блаженную жизнь с бессмертными богами. Народ, т. е. община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить его, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению. Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину.

Нума Помпилий

Упрочить основанное на военной силе государство гражданским и религиозным благоустройством было, говорит легенда, главною заботою второго царя, Нумы Помпилия , мудрого и благочестивого сабинянина, уроженца Куреса, избранного народом после довольно долгого междуцарствия. Чтобы приучить народ к мирному, законному порядку и к почитанию богов, он избегал войны, так что храм Януса, стоявший при входе на площадь народных собраний, оставался заперт во все продолжение его царствования (стр. 28); такое счастье Рим испытал до самого правления Августа только один раз, в годы по окончании первой Пунической войны. Пользуясь мирным временем, Нума установил обряды богослужения и учредил коллегию жрецов, чтобы смягчить духовной дисциплиной грубых людей, которых до той поры удерживала в порядке только военная дисциплина, и облагородить их нравы. Он соединил латинских и сабинских богов в одну религиозную систему, построил им храмы и жертвенники, укрепил религиозной связью государственный союз разных племен, установил те религиозные обряды, молитвы и заповеди, которые приобрели такое важное значение в государственной жизни Рима, организовал жреческое сословие, распределив его на разряды, учредил коллегии авгуров и религиозные братства.

Обряды богослужения, установленные Нумою, были просты сообразно простоте народного быта; но он хотел подчинить все стороны жизни строгим религиозным правилам. Он заповедал молиться богам при начатии всякого дела; малейшая ошибка в исполнении предписанных обрядов богослужения требовала новых обрядов для покрытия этой вины перед богами. Мы уже говорили о тех божествах, служение которым было учреждено Нумою; это были: Веста, на очаге которой поддерживался священный огонь чистыми руками служивших ей девушек весталок; вечный огонь на очаге Весты был символом невидимого пламени жизни государства; двулицый Янус, бог всякого начала; боги земледелия и поземельной собственности; сабинский бог войны и весны Марс и окружавшие его божества.

Законодательная деятельность Нумы не ограничивалась религиозными делами; он заботился также о введении благоустройства в гражданскую жизнь, в хозяйственный быт народа. Он роздал бедным гражданам завоеванные Ромулом земли и, чтобы пробудить чувство законности, упрочить порядок имущественных отношений, разграничил поземельные владения бороздами и межевыми камнями. Он старался о развитии торговли и ремесл, соединил ремесленников в корпорации, учредил собрания, жертвоприношения, праздники каждой корпорации, установил правила торговли на рынке. Чтобы поднять уважение к праву собственности, приучить народ к честности в торговых и всяких других делах, он ввел служение богу межей, Термину, и богине верности, Фидес (Fides), построил храмы и установил праздники им.


Схема расселения италийских племён в эпоху семи царей

Успехи второго римского царя сложно переоценить: именно он «навёл порядок» в молодом государстве, стараясь приучить римлян не только к постоянным битвам, но и к мирной жизни. При Нуме Помпилии было создано описание всех земель, принадлежащих Риму, учреждены ремесленные цеха и календарь на 355 дней. Он же запретил человеческие жертвоприношения (к которым римляне всё равно прибегали в тяжкие времена, например во время второй Пунической войны), а в годы его правления Рим вообще не вёл завоевательных кампаний. Нума Помпилий скончался в возрасте 80 лет, был кремирован, а прах захоронен на Яникульском холме.

Тулл Гостилий

Третий царь Рима, Тулл Гостилий, выбранный патрициями, как и его предшественник, правил с 673 по 641 гг. до н.э. До своего избрания Тулл занимался земледелием, но со вступлением на престол в нём проснулись честолюбие и, возможно, «зов крови», поскольку он был внуком храбрейшего римского воина Гостия Гостилия. В результате войны с соседями Тулл Гостилий смог окончательно покорить Альба-Лонгу и победить сабинян, расширив территорию Рима и удвоив его население. Впоследствии Альба-Лонга была разрушена до основания. Однако если разрушение Альба-Лонги признаётся исторически достоверным фактом, то смерть Тулла Гостилия мифологизирована: увлёкшись войнами и забыв про служение богам, он прогневал Юпитера и был убит молнией.

Анк Марций

Четвёртый царь, Анк Марций, правивший в 640–616 гг. до н.э., приходился внуком Нуме Помпилию. Мудростью и миролюбием он во многом походил на своего деда, в годы правления покровительствовал ремеслам, торговле и земледелию, но, в отличие от деда, ему пришлось ввязаться в войну с соседями. Восставшие против Рима племена латинов, сабинян, этрусков и вольсков были разгромлены в сражении при Медуллии, войско Марция завладело городами Политорий, Теллен и Фиканы.

Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний

Луций Тарквиний Приск, более известный как Тарквиний Древний, пятый царь Древнего Рима, правил с 616 по 579 гг. до н.э. По происхождению он был грек, его родиной был этрусский город Тарквиния. Позже он переселился в Рим и благодаря своему богатству и мудрости стал одним из самых влиятельных людей города.

Этот Тарквиний, которого римляне называют Старшим (собственно старым, priscus), был энергический государь. Латины, нарушив договор, заключенный с Анком Марцием, вторглись в римские владения. Тарквиний пошел на них, победил их в нескольких сражениях и завоевал много городов или восставших против Рима, или не бывших прежде подвластными ему: Корникул, Апиолы, Камерию, Крустумерий, Медуллию, Номент, Коллацию, несколько других. Еще большею опасностью грозила Риму война с сабинянами: эти храбрые горцы, перешедши Анион, неожиданно подступили к воротам Рима. Первое сражение с ними осталось нерешительным; но потом Тарквиний, пустив по реке зажженные плоты, зажег мост через нее; сабиняне смутились, видя, что путь отступления отрезан, были разбиты, принуждены просить мира и признать над собою власть Рима. Счастливо воевал Тарквиний и с этрусками; одержав над ними решительную победу при Эрете, он принудил этрусскую федерацию признать его своим главою и дать ему атрибуты этрусского царя. Таким образом, но римской легенде, Рим при Тарквинии Старшем был владыкою латинского союза, сабинского народа и этрусского союза. Очень деятельно Тарквиний Старший заботился и о внутреннем благоустройстве государства. Он установил справедливые отношения между старыми и новыми гражданами. Авгур Атт Навий не допустил его удвоить, как он хотел, число триб; но он удвоил число родов и всадников, из которых состояли трибы и центурии. Более всего проявил он свое царственное величие возведением громадных сооружений.

Чтоб осушить болотистые низменности города, он построил подземные каналы для стока воды (клоаки); эти галереи – изумительная постройка необыкновенной прочности. В осушенной таким образом долине между первоначальным Римом Палатинского холма и Капитолийским холмом он отделил большой участок земли для площади народных собраний и рынка (Forum и Comitium), построил кругом его колоннады, роздал места желавшим построить лавки. Осушенный луг между Палатином и Авентином он выровнял и устроил на нем цирк: по окружности пространства, назначенного для игр, он для каждой курии определил место, на котором её сенаторы и всадники сделали себе подмостки смотреть на игры. После того каждый год в сентябрьские иды происходили в этом цирке «римские игры», великий праздник города Рима»; сначала этот праздник занимал только один день, потом стал длиться четыре дня. Главную часть его составлял бег колесниц; кроме того на нем давались простонародные спектакли комического содержания, были разные другие развлечения для народа, музыка, танцы. Последним великим сооружением, которое предпринял Тарквиний, было построение храма Юпитера Капитолийского; но он успел возвести только фундамент. Сыновья Анка Марция, досадовавшие на него за то, что он отнял у них престол, подослали убийц, переодетых пастухами, и Тарквиний был убит ударом секиры.


Сервий Туллий

Однако сыновья Анка Марция с детства затаили злобу на выбранного царя, поскольку считали, что трон должен был достаться им. По примеру Ромула и Рема, свергнувших незаконного царя, они сообща убили Тарквиния, вызвав возмущение как аристократии, так и плебеев. Сыновья Марция были изгнаны из Рима, а престол занял приёмный сын убитого царя – Сервий Туллий, ставший шестым царём Рима, правившим в 578–535 гг. до н.э. Сервий родился в Корникуле, разрушенном римскими войсками Тарквиния Древнего, его отец погиб в бою, а мать попала в плен к захватчикам и стала приближённой жены римского царя. Сервий был рабом в царском доме, но получил хорошее греческого образование, участвовал в военных походах Рима, и Тарквиний выдал за него свою вторую дочь. Тут надо обязательно заметить, что в столь древние времена институт рабства выглядел совершенно иначе, чем при поздней Римской республике или империи – личная зависимость не являлась чем-то позорным, рабы являлись скорее младшими членами семьи, а не «говорящими инструментами».

Этрусские воины. Современная иллюстрация

Начало своего царствования новый правитель отметил очередной победой над этрусками и постройкой храма Дианы на Авентинском холме. Город усилился настолько, что соседи не торопились воевать с Римом, а у нового царя было достаточно времени для проведения реформ. Сервий Туллий ввёл представителей плебеев в состав римской общины, разделил население на пять классов по имущественному цензу и заменил родовые трибы на территориальные: четыре городские и семнадцать сельских. Новый царь выкупал бедняков из рабства и всячески способствовал росту благосостояния народа Рима, за что его особенно чтили плебеи, но недолюбливали патриции и Сенат.


Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

Луций Тарквиний

Седьмой и последний царь Рима Луций Тарквиний, получивший прозвище «Гордый», был сыном царя Тарквиния Древнего. Когда его отца убили, он был ещё младенцем. Сервий Туллий, чтобы не повторить судьбу своего предшественника, всячески старался расположить Луция и его брата Аруна к себе и выдал за потомков Тарквиния своих дочерей. Однако Луций, в сговоре с Сенатом, сначала убил своего брата и его жену, а потом расправился с Сервием, объявив себя царём Рима.

Своё правление он начал с репрессий против сторонников Сервия. Сенат сократился вдвое, многие патриции были изгнаны в результате козней и доносов, да и оставшихся членов совета новый царь не спешил собирать, предпочитая решать все вопросы самостоятельно или с помощью своих приближённых.

В сфере внешней политики Тарквиний Гордый наломал немало дров, предпочитая метод кнута и совершенно позабыв о пряниках – латинские города оставались в сфере влияния Рима, но подавление любых попыток сабинян и этрусков проявить минимальную самостоятельность привело к росту недовольства. Жестокое правление, нежелание считаться с Сенатом и аристократическими семьями, злоупотребления властью и откровенное самодурство настроили против Тарквиния все слои общества. Последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян, стало то, что младший сын царя Тарквиний Секст воспылал страстью к Лукреции – жене патриция Тарквиния Коллатина и дочери консула Спурия Лукреция Триципитина, и, угрожая, совершил над ней насилие. Лукреция рассказала об этом мужу и заколола себя. Родственники Лукреции, Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола вынесли её тело на Форум и убедили граждан изгнать жестокого царя.


Лукреция и Тарквиний. Художник Питер Пауль Рубенс, ок. 1609–1611 гг.

Тарквиния Гордого вместе с сыновьями выставили из Рима, и им пришлось бежать в Этрурию. Изгнанный царь заручился поддержкой латинян и поднял восстание против Рима, но проиграл в битве при озере Регил в 496 году, где погибли все его сыновья. Сам Тарквиний укрылся в греческих землях, где и умер в безвестности год спустя.

В Риме установилась республика, на ранних этапах принёсшая государству невиданное прежде процветание и формально существовавшая с 509 по 27 годы до н.э. Любопытно, что два избираемых на год консула обладали поистине царскими полномочиями, но срок их правления был жёстко ограничен, а в римские законы была добавлена статья, гласящая, что любой человек, возжелавший cтать царём Рима, должен быть убит без суда…

История римских царей, кончающаяся изгнанием Тарквиния, страдает непримиримыми внутренними противоречиями и в содержании своем, и в хронологии; это неоспоримо. Римские цари должны быть признаны мифическими лицами, представителями главных фазисов развития римского государства в первые времена его существования; они – лишь олицетворения главных фактов первоначальной римской истории тех времен, когда соединились в один город разные поселения на холмах римской местности. Совершенно невероятно то, что семь царей, которые вступали на престол уже возмужавшими людьми и из которых только два умерли естественною смертью, царствовали все по нескольку десятков лет, так что сумма их царствований составляла 240 лет, или 244 года. Сколько времени длился период правления царей, кто были они, в каком порядке шли факты, мы не можем определить с достоверностью. Мы должны довольствоваться общими понятиями об устройстве римского государства, какие можно извлечь из преданий о временах царей, или какие мы можем составить себе по событиям позднейшей эпохи. В следующем отделе мы дадим очерк этих сведений на основании трудов Нибура и новейших ученых. Кто были лица, давшие Риму его учреждения, мы не может определить. Имена царей, передаваемые нам легендою, служат в ней только рамками, которыми объединяются факты известного разряда: в этих именах так же мало достоверности, как и в поэтических рассказах, которыми вымысел позднейшего времени украсил события, нанизанные на эти имена. Блеск времен римских царей, и в особенности Тарквиниев, похож на отблеск зари, в котором сливаются очертания предметов на краю горизонта.

История царей, говорит один из новейших исследователей, Ине, не основана ни на документах, ни даже на народном предании; она составлена во времена сравнительно поздние и составлена посредством, сознательных вымыслов искусственным образом. Она – ряд опытов дать историческое объяснение тому, как возникли политические учреждения, религиозные и общественные обычаи, объяснить имена местностей, построение храмов или других зданий и придать определительность туманным мыслям народа о старине. В те чуждые критике времена, не колеблясь, относили к эпохе царей все, что казалось принадлежащим старине, и легковерие помогало вымыслу. Ине доказывает, что «изгнание Тарквиниев не было только переменою формы правления, превращением монархии в республику; оно обозначает собою восстание латино‑сабинского народа против этрусков, которые несколько времени владычествовали над Лациумом».


До того как в Древнем Риме установилась республика, им правили цари. Последний из них, Тарквиний Гордый, был изгнан с позором в 509 году до н. э., а его имя навеки стало синонимом бесчестного и несправедливого тирана. Произошло это благодаря женщине по имени Лукреция, судьба которой оказалась ключевой для ранней истории Вечного города.

Первым царем Древнего Рима был его основатель - Ромул. Династии он не создал, и после его смерти царская власть передавалась тому, кого признавал достойнейшим римский сенат, в который входили почтеннейшие граждане. Пятым из этих выборных царей стал Луций Тарквиний Приск по прозвищу Древний, этруск по происхождению. Некоторые историки считают, что Тарквиния не выбирали, а власть он захватил силой. Но достоверных подтверждений этому нет.

У Тарквиния Приска был сын, которого звали так же - Луций Тарквиний. В конце VI века до н. э. он 25 лет правил Римом. И вошел в историю под именем Тарквиния Гордого. На нем закончился царский период, после чего наступила эпоха Республики, длившаяся практически пять веков. О том, как именно это случилось, существует немало легенд. Но все они сводятся к тому, что последний царь на римском троне потерял корону по собственной вине.

Убийца тестя.

Тарквиний Гордый стал царем не сразу. Ведь по наследству власть не передавалась. Согласно сложившейся традиции, после смерти его отца сенат выбрал в правители опытного царедворца Сервия Туллия, который был близким другом скончавшегося царя. Тот опасался, что сыновья Тарквиния Древнего рано или поздно попытаются отобрать у него трон. А потому женил их на своих дочерях. Так у Луция Тарквиния и его брата Аруна появились жены с одинаковыми именами - Туллия. Старшая из них была кроткой и ласковой - она вышла замуж за Аруна. А вот младшая Туллия отличалась своенравностью и неуемной тягой к власти. И став женой Луция, тут же завела разговор о государственном перевороте. Долго уговаривать Тарквиния не пришлось - положение вечного принца его совершенно не устраивало.


Для начала преступная парочка решила избавиться от конкурентов. Они составили заговор и убили Аруна со старшей Туллией. Теперь между ними и троном стоял только Сервий Туллий. Он, кстати, оказался неплохим царем и вел достаточно мудрую политику. Видимо, поэтому его не очень любил сенат, зато обожал простой народ. Этого как раз не учел Луций Тарквиний, когда первый раз попытался свергнуть тестя. Патриции готовы были поддержать переворот. Но простые вступились за любимого царя, причем так активно, что Тарквинию пришлось спасаться бегством.

Спустя некоторое время он вернулся в Рим, выбрав момент, когда большинство народа было занято работой на полях. Тогда Луций Тарквиний объявил, что созывает срочное заседание сената. Вообще-то такой привилегией обладал только царь. Но патриции пришли на зов смутьяна. Тарквиний произнес перед ними пламенную речь, доказывая, что он как сын своего отца должен занять царский престол. Сенат, недовольный реформами правителя, был готов согласиться с этим, но тут на форум явился сам Сервий Туллий. Несмотря на то, что он к тому времени был уже глубоким стариком, царь не собирался уступать трон самозванцу, да еще и отплатившему за добро черной неблагодарностью. Сервий Туллий не подозревал, насколько далеко может завести Тарквиния жажда власти. А потому без всякого страха обратился к нему с гневной речью, требуя покинуть Рим навсегда. Тарквиний в ответ не стал разводить дискуссию, а молча толкнул старика, сбросив его со ступенек на каменный помост. Там его добили сторонники новоявленного узурпатора. А в довершение всего тело Сервия переехала колесницей младшая Туллия, которая с этого дня стала именоваться царицей Рима.

Яблоко от яблони.

Очень скоро сенаторы горько пожалели о том, что позволили Тарквинию свергнуть законного правителя. Первым делом новый царь окружил себя вооруженной стражей - ликторами - и начал чистку в рядах патрициев. Суровая кара настигала каждого, кто мог быть заподозрен в симпатиях к свергнутому Сервию Туллию. Состав сената вскоре сократился почти вдвое. Теперь сенаторы большую часть времени проводили не на заседаниях, а по домам, трясясь от страха. Все государственные вопросы стал решать тесный круг приближенных царя.

Вскоре выяснилось, что одного Рима Тарквинию Гордому мало. Он начал вести активные завоевательные войны. При этом не щадил никого - римские войска огнем и мечом прошлись по землям его предков этрусков.

Показательна история покорения города под названием Габии, не желавшего подчиняться тирании Тарквиния. Убедившись, что стены города слишком высоки, длинны и прочны, так что взять его приступом не получится, царь Рима прибегнул к хитрости. В город был отправлен его младший сын, который заявил жителям, что просит у них укрытия от ярости своего отца. Это не вызвало у тех никакого удивления - о жестокости Тарквиния уже ходили легенды по всему Апеннинскому полуострову. То, что убийца брата и тестя может поднять руку на собственного ребенка, казалось всем совершенно естественным. Поэтому сын тирана был с почетом принят в Габиях. Он прожил там довольно долгое время, активно принимая участие в городских делах. Даже командовал отрядами воинов во время вылазок против войск своего отца. А потом, добившись высокого положения, убил нескольких знатных граждан и открыл ворота перед римлянами. Так что дети Тарквиния стоили своего отца.

Добродетельная Лукреция.

Сына, проявившего подобную «доблесть» на войне, звали Секст Тарквиний. Он был третьим, младшим отпрыском царя и при этом обладал самым неуемным нравом. Когда он вместе с друзьями предавался кутежам, добропорядочные римляне предпочитали запираться в своих домах, чтобы ни в коем случае не столкнуться с развеселой компанией. Ну а тем, кто спрятаться не успел, оставалось только молиться.


Однажды внимание Секста Тарквиния привлекла женщина по имени Лукреция. Она славилась на весь Рим своей добропорядочностью и хорошим воспитанием. Чаще всего ее так и звали - «добродетельная Лукреция». И все завидовали ее мужу - патрицию Луцию Тарквинию Кол-латину. Он был родственником Тарквиния Гордого, но это не уберегло его от беды. Секст Тарквиний, увлекшийся красотой и кротким нравом Лукреции, напал на нее в отсутствие мужа и изнасиловал. Этого женщина пережить не смогла. Рыдая, она рассказала обо всем мужу, а потом на его глазах пронзила себя мечом.

Это переполнило чашу терпения римлян. Тело обесчещенной Лукреции пронесли по улицам города на руках. А Тарквиний Гордый с сыновьями едва успел скрыться из Рима. Царская власть была объявлена низложенной, а городом отныне стали править два консула, избираемые на год. Первыми римскими консулами стали Тарквиний Коллатин и Луций Юний Брут. Наступило время Республики.

Тем временем изгнанный Тарквиний Гордый внезапно вспомнил о своих корнях и обратился за помощью к этрускам. Этрусский царь Ларе Порсенна сначала не хотел воевать с могущественным городом. Но Тарквиний обманул его, сказав, что консулы хотят свергнуть всех царей в Италии и распространить республиканскую форму правления повсеместно. Этого Порсенна стерпеть не мог и двинул войска к Риму.


Он выиграл несколько , но в конце концов отступил. Говорят, что это решение Порсенна принял после того, как был пойман римский лазутчик, посланный убить его. Этого лазутчика звали Гай Муций.
Ему угрожали пытками. В ответ, демонстрируя силу духа и стойкость римлян, Гай Муций сунул правую руку в огонь и держал там до тех пор, пока она не обуглилась. Это настолько поразило этрусского царя, что он отпустил юношу на свободу, а затем заключил с Римом мир. Этот юноша позже стал известен как Муций Сцевола («левша»).

Что же до Тарквиния Гордого, то, разочаровавшись в этрусках, он обратился за помощью к латинам. В 496 году до н. э. состоялась битва возле озера Регил. Плохо организованные латины во главе с жестоким, но не наделенным полководческим талантом Тарквинием были наголову разбиты римлянами. Бывший царь был вынужден снова бежать - на этот раз в одну из греческих колоний. Там он и умер спустя год.

А все его сыновья пали в битве при Региле. Все, кроме Секста Тарквиния. Он не пошел на войну вместе с отцом, а попытался скрыться в том самом городе Габии, который когда-то захватил столь бесчестным образом. Там-то его и убили восставшие горожане, не забывшие и не простившие его коварства.