Реальные истории дизайнеров-фрилансоров о сотрудничестве с издательством МИФ.

Моя история началась еще в 2005 году, когда МИФ сотрудничал со Студией Артемия Лебедева. До этого я никогда обложками не занималась — это был первый опыт.

Спустя несколько лет, когда я уже не работала в студии, мне написала Яна Франк с предложением иллюстрировать обложки для МИФа.

Мне всегда нравилось придумывать меткие идеи, чтобы они отражали суть. Тут именно такая работа. Мои любимые проекты — те, что легко придумываются и легко реализуются. Есть книги, к которым можно придумать массу интересных идей, а есть такие, где размыто содержание и сложно за что-то зацепиться.

Одна из любимых обложек — это книга «Мозг во сне». И у нее есть маленький секрет, который визуально не очевиден. Нужно присмотреться, чтобы увидеть, что маска для сна вместе с веревочками образует очертания мозга. Такой бонус для внимательных.

Сложных проектов не бывает, попадаются мучительные. Когда простую идею не получается красиво изобразить, или она не соответствует ожиданиям, или бывает крутая идея, которая не ложится в книжную серию. Например, обложка книги «Сейчас», когда пришлось долго искать более традиционную идею со сложной технической реализацией.

Так как у нас ограниченное количество направлений, бесконечно придумывать идеи на одну тему практически невозможно. После пяти-шести книг о мозге мозг дизайнера начинает отключаться. В то же время есть возможность придумывать идеи, которые никогда бы не прошли в других издательствах. Мне нравится, что мы прогрессивные и иногда даже самая смелая идея может уйти в печать. Нравится, что можно работать в разных техниках — фотореализм, графика, вектор, ретушь, типографика, леттеринг. Больше всего жду книг с новыми темами. Всегда интересно работать с чем-то новым.

В целом мне нравится дружественная атмосфера и позитивный творческий климат. Я работаю с прекрасным арт-директором, который разруливает любые сложные ситуации. Друг и дизайнер, с которым можно все обсудить. Конечно, мы часто спорим. Дизайнер мыслит в рамках своей отдельной задачи, а арт-директор — в рамках стратегии всего издательства. В итоге с помощью диалога мы всегда находим верные решения.

В сентябре 2017 года я увидел объявление о том, что МИФ ищет дизайнера обложек для своих книг. Тогда я начинал учебу на втором курсе школы дизайна Высшей школы экономики, и мне не столько хотелось заработать денег, сколько набраться опыта и сделать много интересных работ. Написал письмо, получил ответ, начали работать.

Делать обложки сложно, но интересно. Их можно сравнить с плакатом, но с оговорками. Ты должен учитывать много разных контекстов: целевую аудиторию, содержание и позиционирование книги, обложки других издательств, рядом с которыми твоя будет находиться на полке. Каждый раз это небольшой челлендж: на листе размером с половину А4 рассказать историю одновременно на нескольких «языках».

В МИФе я работаю с арт-директором. У нас схожие принципы как в дизайне, так и в деловом этикете, поэтому работать комфортно. Арт-директор всегда поможет советом и сделает так, чтобы я не тратил лишнего времени на работу, а я стараюсь предлагать интересные варианты и не срывать сроки (работа все-таки творческая, и иногда идея приходит не сразу, и с этим ничего не поделаешь).

Когда я делаю эскизы обложки, иногда подкладываю один более необычный, интересный и «дикий» вариант. По-моему, иногда нужно выходить за рамки и нарушать правила — это придает индивидуальность.

Я никак не ожидал, что издательство будет готово воплотить мои сумасшедшие идеи. Так мы сделали обложку «Привычки на всю жизнь» — яркую, красивую и на тот момент не совсем МИФовскую. Книга получилась полностью экспериментальной: мягкий переплет с тиснением, немного шершавая бумага, большие желтые акценты. Это моя любимая обложка. Надеюсь, мы не остановимся на этом и сделаем еще что-то в том же духе.

Работаю я удаленно, это позволяет совмещать работу с учебой и свободно регулировать объем в зависимости от занятости. Обычно арт-директор присылает несколько кейсов, а я выбираю те, над которыми мне интересно поработать. Каждый проект делим на итерации, на которых утверждаем сделанное, — благодаря этому я не трачу время на ненужную работу, а арт-директор понимает, что я делаю ровно то, что нужно. Не могу сказать, что с какой-то обложкой было особенно сложно работать: чем дальше, тем лучше мы понимаем друг друга и быстрее получаем результат.

Два года назад я бы вряд ли поверил, что мои обложки будут во всех книжных города. Сейчас мне нравится сотрудничать с МИФом, МИФу — со мной, а людям нравится то, что у нас получается. Поэтому продолжаем работать.

Летом 2017 года мне написали из МИФа с приглашением к сотрудничеству.

На тот момент с направлениями издательства я уже была знакома, и долго думать не пришлось: привлекала как сама сфера литературы, так и возможность поупражняться в создании чего-то элегантного в рамках масс-маркета.

Сотрудничество с МИФом я считаю одним из самых удачных. Над каждой из обложек мы работаем в паре с арт-директором издательства и, мне кажется, в целом понимаем друг друга. Для подобного взаимодействия очень важны доверие к дизайнеру и способность обеих сторон вести конструктивный диалог. В этом плане у нас все в порядке, поэтому я всегда с нетерпением жду новых проектов.

Моя любимая обложка — у книги «Сдвиг». Для такого короткого и конкретного названия сразу же захотелось найти не менее лаконичное и исчерпывающее визуальное решение. Поэтому рабочий процесс проходил до тех пор, пока я не увидела, что все лишние детали отсечены, а смысл все так же легко считывается.

Сложность заключается именно в том, чтобы абстрактный смысл конвертировать в понятный визуальный символ, поэтому с хорошим названием книги всегда работать приятнее и интереснее.

Было очень интересно, хоть и немного болезненно работать над «Укрощением бесконечности», книгой о математике. Меня воодушевило красивое и громкое название, однако я совершенно не знала, с чего начать. Поскольку тема книги сама по себе сложная, а название довольно абстрактное, поначалу были метания между ассоциациями, которые казались крайне банальными, и теми, от которых ломается мозг. Иногда, когда с идеями туго, нужно просто отвлечься и дать мозгу переварить информацию. И действительно, небольшая пауза помогла найти решение: бесконечность, загнанная в систему координат. Благодаря тому, что мы используем язык математики, бесконечность обретает расположение, объем, форму, цвет и текстуру.

Ожидания от сотрудничества с МИФом более чем оправданы. Поначалу я особо и не рассматривала нашу совместную работу в долгосрочной перспективе. Теперь же, имея за плечами определенный опыт, я надеюсь, что все будет продолжаться в том же духе и я буду помогать МИФу с хорошими обложками для хороших книг.

С МИФом я работаю с конца 2015 года. Все началось с того, что мне написал Леша (арт-директор издательства), когда увидел в «Фейсбуке» мою обложку для издательства «Эксмо», и предложил посотрудничать.

Мне очень захотелось попробовать нарисовать обложку для такого большого и известного издательства. К тому же я тогда начинала работать как фрилансер, и мне было интересно, смогу ли я работать удаленно.

Работа строится не всегда просто. Для меня каждая задача от Леши — это вызов. Каждый раз у меня нет уверенности, что я с этим справлюсь. Иногда сложно бывает угадать, как должна выглядеть идея или исполнение. Но поскольку мы работаем уже давно, то с каждым разом это получается все легче и легче. Результат работы меня всегда приятно удивляет. Иногда рисуешь эскиз и думаешь, что вот эту смелую идею точно не примут. А потом — раз! — и принимают. И это дико приятно.

Мой любимый проект — обложка книги «Почему никто не рассказал мне об этом в 20?». Эскиз был принят с первого раза, и рисовать сюжет мне доставило очень большое удовольствие.

Самым сложным был первый проект — обложка книги «На одной волне». Я нарисовала порядка 13 эскизов, и только 14-й был принят. А когда я уже рисовала чистовик, то было перепробовано очень много цветовых гамм, пока не нашлась единственная подходящая. Меня очень вымотал этот проект, но я все же рада, что он был наконец-то сделан и увидел свет.

Несомненный плюс работы с МИФом и, в частности, с арт-директором — это всегда работа на хороший результат. Есть один минус в условиях оплаты — это постоплата и нет аванса.

Мне очень нравится, что издательство готово принимать очень смелые решения в работе над проектами. Еще нравится, что арт-директор всегда доверяет мне как дизайнеру, с ним приятно вести диалог по работе, да и просто общаться.

Оля:
Мы начали сотрудничество с МИФом летом 2017 года, когда у нас с Алиной появилось желание придать нашей дизайнерской работе более прикладной характер, чтобы результат можно было не только увидеть на мониторе, но и подержать в руках, подарить друзьям. Мы решили попробовать себя в книжном дизайне, и нам понравился сам дизайн-процесс, потому что для каждого нового проекта нужно погрузиться в книгу и постараться понять ее, выразив основную идею визуально. В этом есть какой-то элемент игры и романтических отношений.

Алина:
Нам было интересно попробовать себя в новой сфере — дизайне обложек. Каждая новая книжка является своего рода вызовом: получится ли придумать интересную, запоминающуюся обложку с уникальным образом и идеей. Эта работа помогает оставаться в тонусе и развивает навык быстрого генерирования идей.

Оля:
На мой взгляд, наша работа с МИФом строится очень удачно, мне нравится четкость и отлаженность процесса со стороны МИФа и работа с арт-директором, в частности. Если возникают какие-то сложные ситуации, мы их быстро разрешаем.

Алина:
Арт-директор всегда дает нам полезные комментарии и четко описывает, почему тот или иной дизайн менее успешный или не совсем подходящий. Мы стараемся учитывать эту информацию в работе над текущим и следующими проектами, но нам пока не всегда удается избегать, например, детскости в обложках по бизнесу или саморазвитию, хотя этот комментарий у нас довольно часто встречается.

Алина:
Зачастую мы с Олей сначала вместе обсуждаем идеи обложек, а потом каждая делает свой вариант. Иногда получается так, что мы дорабатываем варианты друг друга, самые любимые обложки у нас как раз развивались по этой схеме.

Оля:
Мне нравится, когда получается делать один проект вместе, а не вести его самостоятельно, например, для книги «Внушаемых мозг» Алина нарисовала иллюстрацию, а я ее доработала. Самые сложные для нас проекты — те, в названии которых фигурирует слово «мозг», что само по себе довольно забавно.

Алина:
К сожалению, иногда не удается попасть в желаемую стилистику или найти уникальную идею, хотя пробуешь очень много вариантов. Думаю, это происходит из-за специфики направления, для которого мы делаем обложки. Тяжело найти неизбитый образ. Иногда название не дает возможности найти подходящие ассоциации.

Оля:
Плюсы в работе — это четкость и оперативность дизайн-процесса и работы бухгалтерии, расширение кругозора как бонус. Но есть небольшая вероятность того, что наше видение обложки может не совпасть с видением издательства и она не будет принята.

Алина:
Работа полностью оправдывает наши ожидания, очень классно работать с таким большим издательством, особенно когда процесс коммуникации так хорошо налажен. Все комментарии, документы, согласования всегда происходят без задержек и очень оперативно.

Плюсом также является то, что издательство дарит печатную версию книги, для которой разрабатывался дизайн обложки. Читать в бумажном виде всегда приятно, особенно книгу, над которой работал сам.

Оля:
Нам нравится работать с книгами и издательством в целом, поэтому мы готовы продолжать знакомство с новыми классными книгами. Также в будущем мы бы хотели попробовать создавать стилистически разнообразные обложки для книг других жанров, и нам интересны детские книги (так как очень часто обложки у нас получаются несерьезными).

Алина:
Книги, для которых мы разрабатываем дизайн обложек, зачастую очень интересные, хочется иметь возможность прочитать их все. Также очень хотелось бы поработать с новыми книжными темами.

  • Разработка обложек всех видов!
  • Возможен бесплатный выезд дизайнера к Вам в офис для обсуждения дизайна обложки.
  • Пригласить дизайнера обложки на встречу.

Не так много вещей, которые вызывают у дизайнера столько головной боли и так увеличивают количество выпитых чашек кофе, как заказы по разработке дизайна обложки . Это те дни, когда кажется, что все вокруг давно изобретено и ничего нового создать нельзя.

На какие только ухищрения не идут работники corel draw и фотошопа, чтобы создать уникальный дизайн обложки ! Ведь обложка — то, что реально продает продукт, то что бросается в глаза потребителю в первую очередь. Если обложка понравилась, то есть шанс, что кто-то захочет посмотреть, что там внутри, а, если нет, то пусть там хоть золотые россыпи внутри, никто и не посмотрит. И столько уже придумано всяких этих дизайнов обложки!

Но вот готовится к выходу новый журнал, книга, брошюра, диск, программное обеспечение и снова требуется новый дизайн обложки. Здесь даже не стоит такой задачи, что то высказать умное, содержательное. Цель простая — привлечь внимание, любым способом. Краски, слова, фотографии, — все лишь затем, чтобы создать яркий, цепляющий образ. В этом смысле дизайн обложки такая вещь, которую может сделать только профессиональный дизайнер. Здесь нужны креативность и богатое воображение, плюс опыт и практика. Разрабатывая дизайн обложки так же не нужно забывать идею вашего издания. Так или иначе она должна тем или иным образом быть отражена на обложке, чтобы потребитель потом не чувствовал, что он купил кота в мешке. Обложка — лицо продукта, поэтому она должна выглядеть соответствующею. Она должна быть очень качественной, любая ошибка, неверный оттенок цвета, любая опечатка — способны полностью свести на нет весь тяжелый труд дизайнера и значительно снизить интерес потребителя к изделию. поэтому все мелочи при разработке дизайна обложки должны быть продуманы очень тщательно, расположение объектов на обложке должно быть хорошо выверено. Обычно дизайн обложки выполняется в нескольких вариантах, и потом из них выбирается самый подходящий. Идеальный вариант, когда обложка в ненавязчивой, но оригинальной манере передает суть продукта, основную его направленность и идею.

Дизайн обложки книги

Книга, как и любая другая вещь ценна своим содержимым. Как носитель информации, книга ценна прежде всего информацией. Но те, кто покупает книги, в первую очередь, обращают внимание на ее обложку, поскольку именно обложка представляет книгу до того, как станет проявленной настоящая ценность самой книги. Человек сначала обращает внимание на обложку. Если обложка его устраивает, то он берет книгу с полки, начинает листать и потом, возможно, приходит к мысли о покупке. Но начинается все с обложки. Поэтому дизайн обложки книги — та вещь, на которую нужно обязательно потратить достаточное количество времени и усилий. Дизайн обложки книги придает книге привлекательность, уютность. Книгу с красивой обложкой приятно держать в руках, приятно поставить на полку домашней библиотеки. Приятно показать другу, взять с собой, чтобы почитать во время поездки в метро. Дизайн обложки книги — это тот элемент, который сам по себе не имеет большой ценности, но он способен продавать. Обложка рекламирует книгу. Поэтому дизайн обложки книги должен выражать идею и ценность книги в интересной и оригинальной манере. Кроме того, дизайн обложки книги подразумевает наличие названия книги и имени автора, какого-нибудь короткого рекламного выражения. Для всего этого нужно подобрать шрифты, краски. Современный дизайн обложки книги активно оперирует с тиснением фольгой, с элементами ламинации, с разными вариантами красивых суперобложек. Профессиональный дизайнер может придать дизайну обложки книги необходимую загадочность, глубину и выразительность. Обложка выражает то настроение, которое нитью пронизывает весь сюжет книги. Если это детектив или триллер, то обложка выполняется в мрачных тонах, с пятнами крови и разными видами оружия. Романтическое произведение хорошо будет смотреться в обложке розовых, светлых тонов, с соответствующеюй картинкой. Научное произведение или учебник будут адекватно восприняты в обложке изображающей элементы и символику конкретной отрасли знания. Потому что читатель по обложке интуитивно догадывается, о чем, вообще-то книга, и сравнивая это со своим внутренним настроением, пытается подобрать что-то, как говорится, по душе.

Из нашей рассылки вы узнаете про конкурсы, которые регулярно проводит типография “Семицвет” на лучший дизайн обложки книги. Для начинающих дизайнеров — это не только возможность проявить себя, но и получить гонорар. На память о победе в конкурсе вам будет напоминать книга обложке, созданная по вашему макету, а также в самой книге будет отмечено, что дизайн разработали именно вы!

Создание дизайна обложки книги

Сегодня вы узнаете как сделать обложку для книги с помощью программы Adobe Photoshop, согласно требованиям наших акций.

За основу возьмем техзадание на обложку и последнего конкурса для книги С. Котельникова «Расскажи мне, мама расскажи…».

Пример техзадания для разработки книжной обложки

Техзадание конкурса:

  • Общий размер макета 303 x 210 мм² сторонки, каждая размером 148 x 210 мм
  • корешок 7 мм
  • Поля:
    — расстояние от дообрезных краев сторонки до значимых элементов — не менее 19 мм².
    — расстояние от границы сторонки (сгиба) до значимых элементов сторонки — не менее 15 см.
  • Требования к файлу:
    — Цветовая модель макета — CMYK2.
    — Цветность документа 4+03. разрешение растровых элементов макета — 300 — 400 dpi.

Пример создания дизайна книжной обложки в Adobe Photoshop

В соответствии с этими требованиями создаем новый документ в Adobe Photohop:

Включаем линейки с помощью горячих клавиш Ctrl + R. Выбираем единицы измерения линеек — мм (клик правой кнопкой мыши по линейки -> выбор мм)

Перемещаем направляющие (удобно это делать с помощью инструмента Move Tool — перемещение).

Протягиваем направляющие от края документа — левой части вправо и сверху вниз. Так мы создаем вертикальные и горизонтальные направляющие соответственно.С помощью направляющих размечаем сторонки и корешок книжной обложки вот так:

Отмечаем с помощью направляющих расстояние от дообрезных краев сторонки и сгиба до значимых элементов обложки. Желтым на скриншоте обозначены области, на которых могут находиться важные элементы обложки. Если элементы выходят за эти области, то они могут быть обрезаны.

Итак, мы разметили документ, переходим к следующему этапу. Для этого ознакомимся с продолжением технического задания Образ обложки:на первой странице образ женщины, читающей ребенку книгу,на 4-ой странице роща с грибами, цветами.на первой странице должно быть: имя автора — регистр произвольный, но если нижний, то оба слова с заглавной буквы название книги — «Расскажи мне, мама, расскажи…» — регистр произвольный, но если нижний, то первое слово с заглавной буквы. поясняющая надпись — рассказы, размышления на 4-ой странице — предусмотреть четырехугольник под штрихкод 30×25 мм и круглый участок под логотип — 25 — 30 мм в диаметре Корешок — цветовой выделение отсутствует, надпись отсутствует.

Итак, переходим к дальнейшему созданию обложки согласно техническому заданию. Находим подходящий фон, не забудьте, что его разрешение должно быть не менее 300dpi. Переносим его на наш документ. CTRL + T — изменяем размеры фона под наш документ с будущей обложкой:

Замечу, что этот фон несколько не соответствует техническому заданию, так как по заданию фон должен быть с грибами и цветами, но я ставлю своей целью больше обучение созданию книжной обложки. Ваше же задача будет — следование техническому заданию + ваша творческая фантазия. Оформляем первую страницу книги. В интернете я нашла изображение матери, читающей книгу ребенку. CTRL + C и CTRL + V — переносим изображение на новый слой документа с обложкой, изменяем размер, располагаем на первой странице, следим, чтобы значимые части изображения располагались на области, ограниченной направляющими.

Я выделила мать с ребенком и книгой от окружающего фона. Для этого использовала инструменты «Перо» и «Стрелка». Затем перевела контур в выделение. Команды Выделение -> Инверсия выделения. Кнопка Delete — избавление от фона. Смягчила края мягким ластиком.

Оформляем 4 страницу обложки книги. Здесь, согласно заданию, нам нужно добавить лишь прямоугольную область под шрихкод и круглую под логотип.

Создание области под штрихкод: Выбираем инструмент «Прямоугольная область» белого цвета, слой-заливка. Указываем в настройках размер 30 x 25 мм и создаем фигуру прямоугольник.

Аналогично создаем область под круглый логотип типографии. Только для этого выбираем инструмент «Овальная область».

А вот и готовая обложка для книги

Уверена, что у вас получиться гораздо лучше!

Распространенные ошибки дизайна обложки книги

  1. Чрезмерное выделение второстепенного заголовка.
    Самые главная информация о книге – это автор и название книги. Вся остальная информация не должна бросаться первой в глаза. Иначе это может запутать читателя.
  2. Слишком выбор небольшого по размеру шрифта при указании автора книги.
  3. Типичные клише в дизайне книжной обложки. Однотипные графические элементы, такие как облака, радуга и пр. уже не вызывают эмоций и не позволяют книге выделиться из сотен других. Не используйте штампы, ищите новые образы.
  4. Слишком сложные, непонятные образы. Гениальность – это способность передать свои мысли как можно проще, чтобы они были понятны с первого взгляда.
  5. Избегайте избитых шрифтов, таких как Comic Sans, Times Ne Roman. Нежелательно использование вычурных шрифтов. Тщательно подобранных шрифт в дизайне обложке – ключ к успеху.
  6. Ваша обложка не должна быть копией обложки другой книги. Важна индивидуальность.
  7. Даже маленький размер вашей обложки (например, для продажи в онлайн-магазинах) должна выглядеть достойно.
  8. Следите, чтобы цвет шрифта не сливался с фоном и гармонически вписывался в общий дизайн.
  9. Текст на обложке должен легко читаться. для этого он не должен быть наложен на пестрый фон.
  10. По минимуму используйте стили слоев Photoshop или делайте это аккуратно. Переизбыток стилей делает дизайн вычурным.

Покупатели нередко выбирают книги, ориентируясь на оформление и аннотацию. Даже самый интересный текст может остаться незамеченным, если дизайн обложки книги выполнен непрофессионально. Те, кто рассчитывает на быструю раскупаемость тиража, предпочитают искать профессионалов в области полиграфического дизайна.

Каким должен быть дизайн обложки

Разработка обложки книги требует и от исполнителя, и от заказчика внимания к мелочам. Оформление должно соответствовать нескольким требованиям:

  • перекликаться с содержанием книги;
  • интриговать потенциальных читателей;
  • дизайн должен быть выполнен профессионально.

В понятие профессионализма входит использование легко читаемых шрифтов, гармоничное сочетание всех элементов графического дизайна и то, насколько креативно дизайнер подходит к заказу.

Не менее важен и материальный аспект: каждый заказчик рассчитывает, что разработка обложки для книги обойдется сравнительно недорого.

Где заказать дизайн обложки для книги?

Услуги полиграфии предлагают многие компании. Однако многие авторы предпочитают создать готовый макет, поскольку стоимость дизайнерских услуг в издательствах бывает выше, чем у фрилансеров. При издании небольших тиражей своими силами печать с готового макета обойдется недорого.

Заказать дизайн обложки книги выгоднее всего через интернет, однако существует несколько подводных камней:

  • далеко не все дизайнеры способны сделать работу профессионально;
  • нет возможности проверить квалификацию исполнителей в сфере полиграфического дизайна;
  • исполнитель может пообещать креативно подойти к работе, но в результате заказчик может получить абстрактную картинку или слишком перегруженную деталями обложку;
  • разработка обложки может занять слишком много времени.

Возможности сайта YouDo

Если возникла необходимость завершить создание книги разработкой книжной обложки, стоит зайти на портал YouDo. Здесь можно заказать любые услуги в области полиграфии по разумной цене.

Чтобы найти специалистов, способных разработать графический дизайн обложки, нарисовать иллюстрации или оперативно сделать верстку, не придется часами сидеть перед монитором. Достаточно предпринять несколько простых действий:

  • зайти на портал YouDo;
  • выбрать раздел «Дизайн»;
  • создать предложение исполнителям на разработку дизайна обложки вашей книги.

Существует и другой путь: просмотреть профили исполнителей, выбрать того, чей рейтинг и расценки покажутся оптимальными, просмотреть отзывы предыдущих заказчиков и предложить работу. Среди исполнителей есть и начинающие дизайнеры, чья работа обойдется совсем недорого, и профессионалы с многолетним стажем. Обратившись к новичкам, можно снизить расходы на допечатную подготовку. Опытные дизайнеры оценивают свой труд выше, но могут обеспечить создание уникальной обложки, выделяющей книгу из ряда аналогичных изданий.

Сегодня, когда издательства (или независимые авторы) выпускают сотни и даже тысячи книг каждый год, выделиться в этом потоке - не такая уж простая задача; отличная обложка может повлиять на то, будет ли книга продаваться, или окажется в отделе уцененных изданий. Дизайнеры книжных обложек работают в разных техниках, - иллюстрации, коллажи, типографика, фотографии, - пытаясь найти способ привлечь внимание читателя.

Грегг Кулик, Дэвид Пирсон и Джон Галл - эксперты в этом вопросе. Их относят к числу самых востребованных дизайнеров обложек, книги с их работами выходят в издательствах Penguin и Vintage, они оформляют произведения таких авторов как Кормак Маккарти, Джон Ле Карре, Дженнифер Иган и Харуки Мураками. Мы обсудили с ними искусство создания книжных обложек и то, как надо использовать фотографии, типографику и коллаж чтобы достичь выдающихся результатов в этом деле. Вашему вниманию предлагается десять отличных советов.

«С точки зрения графического дизайна по-настоящему успешная книга должна быть как коммерчески успешной, так и красиво оформленной», говорит Грегг Кулик, арт-директор Quirk Books. Он и Дэвид Пирсон, - титулованный дизайнер и арт-директор из White’s Books, - оба делают акцент на следующем: помимо того, что обложка должна быть привлекательной, она обязана выполнять более важные задачи. Кулик говорит, что дизайн «не должен быть просто хорошим оформлением, которое никак не помогает продать книгу».

Кулик признается, что на ранних этапах своей карьеры он часто совершал ошибку, ставя свои дизайнерские интересы выше потребностей книги. Теперь же он настаивает, что сама книга всегда должна быть на первом месте. По мнению Кулика, дизайнеры должны «позволять книге определять дизайн». Пирсон разделяет это мнение, говоря о том, что если обложка «поддерживает и отображает суть книги каким-то графическим изображением, то больше от нее ничего не требуется».

Джон Галл, профессионал с более чем двадцатилетним стажем, арт-директор серий Anchor и Vintage в издательской группе Knopf, делится своими мыслями о задачах первоклассной обложки. Он признает, что его представление об отличной обложке часто расходятся с представлением о ней редакторов и издателей. Галл с осторожностью относится к концепции «продающего дизайна», поскольку частое ее применение может привести к постоянным вариациям на одну и ту же тему. (Пример: оформление обложек классических произведений, «Грозовой перевал» и «Гордость и предубеждение», в стиле обложки книги « »). По словам Галла, действительно отличная обложка не просто «олицетворяет книгу, но и становится своего рода произведением искусства. Она раздвигает границы представлений о том, какой может быть обложка».

Кулик подчеркивает, что при желании использовать один визуальный образ для обложки, «нельзя начинать работу без четкой сформулированной идеи. Вам необходимо решить для себя, какую цель вы преследуете». Он говорит, что это правило особенно важно если для дизайна обложки необходимо проводить фотосъемку (Кулик использовал фотографии для обложек книг Майка Тайсона и Пенна Джиллетта). Бюджеты издательств часто скромны, поэтому дизайнерам редко удается вдоволь поэкспериментировать. Чтобы реализовать задуманный дизайн обложки при ограниченных ресурсах Кулик ставит перед собой вопрос: «Что это за книга? О чем она? В чем ее суть? А потом надо попытаться найти эту суть в фотографии».

По сравнению с визуально детализированными обложками книг, при работе с которыми дизайнеры могут дать простор своей фантазии, использование всего лишь одной фотографии - сложная и интересная задача. Иногда возникает желание добавить к фотографии что-то еще, но в этом есть опасность: обложка может стать визуально более шумной и менее впечатляющей. Кулик говорит, что использование только одной фотографии научило его тому, что «нужно ставить более жесткие ограничения, чтобы идея заработала. Нужно перестать предпринимать лишние усилия и позволить самой фотографии сделать всю работу».

Пирсон обожает создавать изображения средствами типографики, причем так сильно, что даже свою компанию он зазвал Type as Image («Шрифт как изображение»). Он отмечает, что этот подход позволяет создавать так называемые «пространства непонимания», которые создают некую дистанцию между книгой и читателем. Звучит так, как будто Пирсон советует намеренно вводить читателей в заблуждение, однако, по его словам, этот прием работает противоположным образом.

«Вы не лишаете людей возможности придумывать собственные образы, вы предлагаете им считать вашу визуальную идею и привязать ее к тексту». По мнению Пирсона, такой формат общения с аудиторией, - это лучшее, что способна сделать обложка книги.

Дэвид Пирсон открыл для себя, что многие молодые дизайнеры с опаской относятся к типографике, поскольку «какой-то преподаватель им сказал, что использование более одного шрифта - удел плохих дизайнеров. Это просто бред!». Пирсон говорит, что с типографикой нужно играть, растягивать и ломать ее, а потом заново собирать воедино, словом всячески «издеваться» над ней, - иронично говорит дизайнер.

Никто не говорит, что нужно забыть правила типографики, просто не надо связывать себя ими по рукам и ногам. «Дело в том, что типографика может задавать настроение и стиль», говорит Пирсон. «Суть в том, какое звучание вы ей придаете. Это просто еще одно изобразительное средство».

Не без смущения Пирсон признает, что часто использует типографику для создания изображений, потому что не очень уверенно себя чувствует в других областях дизайна. Однако он не считает это ограничивающим фактором. По его мнению, это, напротив, дает ощущение свободы. Объясняя свою позицию, он дает отличный совет всем дизайнерам: «когда вы определяетесь с изобразительными средствами, вы сразу отсекаете тысячи других потенциальных вариантов решения задачи. Это здорово помогает сконцентрироваться». Иными словами «самое главное - ограничить выбор из различных вариантов. Сделав это, вы почувствуете себя намного свободнее».

Используя старые материалы, от архивных фотографий до старых японских бейсбольных карточек, Джон Галл придает старым изображениям новое звучание. «Если вы берете исторические изображения и рассматриваете их как символы или метафоры, вы можете извлекать их из исторического контекста», говорит он. Так дизайнеры могут создавать неожиданные и интригующие обложки, которые вызывают интерес у читателя и в то же время передают идею книги.

Пирсон обожает работать в технике коллажа как в коммерческих проектах, так и для себя. Он считает, что в коллаже очень важно противопоставление. Достигается оно путем «совмещения двух идей, между которыми может вовсе не быть ничего общего и нахождения у них точек пересечения». Но коллаж не создается путем произвольного совмещения двух картинок. По мнению Пирсона, дизайнер должен задаваться вопросами вроде «что мы сообщаем аудитории, вставив маленький фрагмент этого изображения? Или тут его будет слишком много? Не сильно ли режут глаз эти два объекта, расположенные рядом?». Нахождение верного баланса - ключ к созданию отличного дизайна, а, как следствие, и отличной обложки.