Ночь в весеннем лесу

Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре. Начинался старый дубовый лес. Уже была ночь, поэтому за окном чернели только толстые дубы. Луна поднялась вверх, вышла из-за туч, и картина изменилась. Какие-то чары разлились по лесу!

Тихое лунное сияние заиграло в верховьях деревьев, укрытых первыми листьями. Светло-зеленый свет струился в самых удаленных уголках. Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины. Сон как будто рукой сняло. Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.

Лес казался каким-то нереальным. Он стал похож на дивный заколдованный храм, уставленный темными колоннами, прикрытый необыкновенной светящейся дымкой. Черные пни были похожи на огромные грибы. Молодой папоротник напоминал цветы в зачарованном саду.

Задание

  1. Выпишите из текста все сложные предложения.
  2. Выполните морфологический разбор слова:
    • 1 вариант - светло-зеленый;
    • 2 вариант - ярко-золотыми.
  3. Выполните пунктуационный разбор предложения:
    • 1 вариант: Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.
    • 2 вариант: Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины.

Поезд летел. Картины менялись, словно декорации в театре. Начинался старый дубовый лес. Уже была ночь, поэтому за окном чернели только толстые дубы. Луна поднялась вверх, вышла из-за туч, и картина изменилась. Какие-то чары разлились по лесу!

Тихое лунное сияние заиграло в верховьях деревьев, укрытых первыми листьями. Светло-зеленый свет струился в самых удаленных уголках. Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины. Сон как будто рукой сняло. Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.

Лес казался каким-то нереальным. Он стал похож на дивный заколдованный храм, уставленный темными колоннами, прикрытый необыкновенной светящейся дымкой. Черные пни были похожи на огромные грибы. Молодой папоротник напоминал цветы в зачарованном саду.

Задание

  1. Выпишите из текста все сложные предложения.
  2. Выполните морфологический разбор слова:
    • 1 вариант - светло-зеленый;
    • 2 вариант - ярко-золотыми.
  3. Выполните пунктуационный разбор предложения:
    • 1 вариант: Я сидел, плотно прильнув к окну вагона, и не мог оторваться от волшебной картины ночного весеннего леса.
    • 2 вариант: Смешиваясь с ярко-золотыми блестками, он рисовал фантастические картины.

ВХОДНОЙ ДИКТАНТ № 1

ВЕСНА В ЛЕСУ.

Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит солнце. Тает последний снег. Первые стрелочки зеленой травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. Слышна чудесная трель соловья. Смолой запахли душистые почки. Выглянул голубенький подснежник. Уже оттаял муравейник под старой сосной. У ели резвились счастливые бельчата. Веселый и радостный лес весной.

______________________________________________________(53 слова)

Задания: 1. Подчеркнуть слова с непроизносимыми согласными.

2. Разделить для переноса слова: РАННЯЯ, ВЕСЕННЯЯ,

ГОЛУБЕНЬКИЙ.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ № 2

ПРОГУЛКА.

Ранней осенью группа ребят ходила в рощу.

Пожелтели листья на березках, покраснели осинки. На рябине стали созревать гроздья ягод. Только дуб сохранил летний зеленый наряд.

По лесной тропе ребята вышли на поляну. Кругом рос пушистый ельник. Зеленели молодые елочки. Из земли бил маленький ключ. Девочки собрали сучья и шишки. Мальчики зажгли на берегу веселый костер. Тихо было в лесу. Дети сели к огню. Учительница Нина Юрьевна объясняла повадки лесных животных. У Сережи была книга. Он прочитал интересный рассказ.

По дороге домой ученики пели песни. Радостные вернулись они с прогулки. (90 слов)

1.Разобрать по членам пятое предложение. (Подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания).

    Выписать из текста диктанта два слова с проверяемыми безударными гласными в корне и два слова с парными звонкими и глухими согласными. Написать еще два слова на те же правила.

    Подобрать по схемам слова и написать:

Повторение. Предложения с однородными членами

    В какой паре антоним (противоположное по смыслу слово) подобран

1) грустный-веселый 2) добрый-смелый

3) пресный-соленый 4) солнечный-пасмурный

    В какой паре выделенное слово является именем существительным?

ГА

1) столичное метро 2) столбовая дорога

3) школьная столовая 4) столовая ложка

    В каком случае слово верно разделили для переноса?

ОА

1) объ-яв-ле-нный 2)об-ъяв-лен-ный

3)объ-яв-ленн-ый 4)объ-яв-лен-ный

    В каком предложении есть однородные подлежащие?

    Терпение и труд все перетрут.

    Труд украшает человека.

    Труд человека кормит, а лень портит.

    Без соли и хлеба плохая беседа.

    В каком словосочетании пропущены обе буквы А?

1) д…ждливый..ктябрь 2) в…сточная стр…на

3) кр…сивый пл…ток 4) сах…рный тр…стник

    В каком предложении и какая запятая не нужна? (90 слов)

1. Любит кошка рыбку, хочет ее скушать, а в воду лезть боится.

2. Ветер срывал листья с лип, дубков, берез.

    День был ясный, солнечный, но холодный.

    Диваны, столы, и стулья были сделаны из красивого дерева.

1) 1 предл., 2 я запятая 2) 2 предл., 1 я запятая

3) 3 предл., 2 я Запятая 4) 4 предл., 2 я запятая

Контрольный диктант №3

ПОМОЩНИКИ

Летом Дима и Лена приехали отдыхать к бабушке в деревню. До деревни они ехали по реке на пароходе. Утром на пристани их встретил дядя Саша. Он отвез их на машине к бабушке. Ее домик стоял на берегу. Залива. В заливе плавали утки и гуси. Внучата помогали бабушке ухаживать за птицей. Они работали на огороде, в саду. Часто ребята ходили в лес за грибами и ягодами.

Слова для справок: пристань.

    В первом и втором предложениях найти существительные 1 го склонения и обозначить их падеж.

    Разобрать по составу слова: бабушка, помогали.

Контрольный диктант № 4

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.

Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.

Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.

Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.

(По И.Соколову-Микитову. 70 слов)

    Сделать схему второго и седьмого предложений (по вариантам).

    Обозначить в этих предложениях падеж имен существительных.

    Найти в тексте два слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Написать их вместе с проверочными. Подобрать одно слово на то же правило. Написать его вместе с проверочными.

Контрольный диктант №5

ДРУГ

Буран застиг в снежной пустыне ирландского врача и его собаку по кличке Бьерн. Путники укрылись под защитой скалы. За пять дней они съели почти весь свой запас.

Вот буран стих. Врач выбрался из пещеры. Яркий свет ослепил его. Он забыл взять в дорогу темные очки и вдруг ослеп.

С трудом написал врач записку эскимосам с просьбой о помощи и с планом местности. Завернул ее в тряпку пи повязал псу как ошейник. Потом вывел Бьерна из пещеры и дал команду.

Через несколько суток пришла помощь. Ее привел верный Бьерн. Он был очень худой, но радостный.

(По В.Красновцевц. 95 слов)

На доске записать Слова:

Бьерн, эскимосам.

1. Разобрать по членам второе и пятое предложения (по вариантам). Выписать из предложения словосочетание с именем существительным, указать его склонение и падеж.

2. Разобрать слова по составу:

1 вариант: ОСЛЕПИЛ, ЗАПИСКУ.

2 вариант: ПОВЯЗАЛ,ПРОСЬБОЙ.

3. Разобрать как часть речи.

1 вариант: взять В ДОРОГУ.

2 вариант: дал КОМАНДУ.

Изложение повествовательного текста.

Было морозно. Я шел по берегу реки.

Вдруг послышалось тихое щебетание. По краю проруби, у самой воды прыгала белогрудая птичка. Она дергала коротким хвостом и заливалась на все лады самой веселой песней.

Мне захотелось ближе рассмотреть ее. Я сделал несколько шагов. Но птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Она исчезла подо льдом. У меня птичка утопилась. Я бросился к проруби. Утопленницы нигде не было видно. Слезы навернулись мне на глаза.

Я прибежал домой к отцу и рассказал про птицу. Он долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца. Отец сказал, что это была оляпка. Она не утонула, а рыгает теперь снова по льду.

Я не поверил, опять побежал на реку. (По В. Бианки. 120 слов)

Диктант №6

ТЕТЕРЕВА

Зашло, заиграло над лесом веселое зимнее солнышко.

Вылетели из ночных лунок нарядные тетерева. Сидят птицы на березе, клюют березовые душистые почки. Спокойно гуляют они под деревьями. Оставляют на скатерти снегов красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут эти птицы в роще. На ночь зарываются они в снег, делают в сугробе глубокие ямки-лунки. Не достанет в снегу тетеревов их злейший враг – ястреб. Не найдет хитрый лисовин.

Издалека видит старый лисовин на деревьях красивых птиц. Слюнки текут у лисовина.

(По И.Соколову-Микитову. 81 слово.)

1.Разобрать предложения по членам, составит схемы.

1 вариант: второе предложение

2 вариант: четвертое предложение.

    Определить падежи имен существительных в шестом предложении.

Свободный диктант № 7

КУРИЦА НА СТОЛБАХ.

Весной соседи подарили нам четыре гусиных яйца. Мы подложили их гнездо нашей черной курицы.

Вывела наседка цыплят и четырех желтеньких гусят.

Прошла весна, настало лето. И вот однажды гуляла курица во дворе.

Вдруг солнце померкло, грянул гром, сверкнула молния. Курица позвала гусят под навес.

Она распушила перья, укрыла гусят крылом. Но весенняя гроза быстро прошла. Засияло яркое солнце.

Гусятам не хотелось сидеть под курицей. Они поднялись на ногах, подняли длинные шеи.

И курица поднялась, как на четырех столбах. Она закачалась в воздухе высоко от земли.

После этого случая курица перестала ходить вместе с гусятами.

(М.Пришвин 98 слов)

Диктант №8

РУССКАЯ ГОСТЬЯ.

Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под елкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Ребята заготовили с осени корм для пернатых друзей. В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Первой к кормушке прилетела длиннохвостая синица. Потом стала завтракать стайка шумных щеглов. Вдруг у кормушки появилась пушистая белка. Она пробежала до пушистой ели, оглянулась и прыгнула на стол. Редкая Гостья стала ловко объедать вкусные ягоды.

(По Г.Скребицкому)

Слова для справок:

Длиннохвостая.

    Подчеркнуть имена прилагательные, указать их род и падеж и выделить окончания.

    Выписать один глагол и одно существительное с безударными гласными в корне, приписать проверочные слова.

Контрольный диктант №9

В КАНИКУЛЫ

Ранним утром мы собрались на вокзале. Ехали весело. Поезд привез нас на тихую станцию.

Встали на лыжи и в лес. Утро было прекрасное. По голубому небу плыли легкие облака. Снег искрился под ярким солнцем и слепил глаза. Мороз щипал нос.

Чудесно в зимнем лесу! Березы тихо качают гибкими ветвями. В густом воздухе сверкает иней. Звонко долбит сухое дерево черный дятел.

Обедали в лесной сторожке. Лесник угощал нас сладкой рябиной. Поздним вечером мы подъехали к городу.

    В последних трех предложениях указать падежи прилагательных и существительных.

    Составить схему предпоследнего предложения. Составит свое предложение по этой схеме.

    Выписать два словосочетания с именами прилагательными.

Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух.

Два жадных медвежонка.

(Венгерская сказка).

Два медвежонка нашли большую круглую головку сыра. Хотели поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат. Каждый боялся, что другому достанется больше.

Подошла к ним лиса, взяла сыр и разломила его надвое. Но расколола головку так, что один кусок был больше другого.

Медвежата закричали:

    Этот больше!

Лиса откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда, от большего куска к меньшему, от меньшего – к большему.

Пока лиса не наелась досыта, она все делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка!

Так бывает с теми. Кто жадничает!

Опорные словосочетания:

Поделить поровну, жадность одолела, разломила надвое, продолжала делить сыр, (носами) водили туда-сюда, наелась досыта, куски сравнялись, два крохотных кусочка и др.

При подготовке к изложению используется памятка на с.249 учебника.

Диктант №10

Все мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Зимнее поле расстилается необозримым ковром до самого горизонта. Осиновая роща стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя. Скоро в воздухе запоют хохлатые жаворонки. Из середины рощи долетят звуки кукушки. Как обаятелен чудный запах леса после весенней грозы!

(По Л.Н.Толстому)

Выпишите глаголы и сделайте морфологический разбор.

Итоговый тест №2

    В каком предложении глагол употреблен в прямом значении?

    Время бежит быстро

    Слезы бежали по ее щекам.

    Молодой спортсмен первым прибежал к финишу.

    Между кустов бежит звонкий речей.

2.Какое из «сказочных» слов могло бы быть глаголом?

Глокая куздра бодланула куздренка.

3.Какая часть речи изменяется по числам, родам и падежам, но не изменяется по временам?

1)существительное 2) глагол

3) прилагательное 4) предлог

    В каком предложении есть однородные сказуемые?

    «Два маленьких котенка поссорились в углу.

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят…

    А дело было ночью, в январе.

    Два маленьких котенка озябли во дворе.» (С.Я.Маршак)

    Какое слово является однокоренным к существительному рис?

1) рисовая (каша) 2)пористый (шоколад)

3)(морская) пристань 4)(детский) рисунок

    В каком предложении подлежащее выражено именем существительным 3 склонения?

1)Петух в печи пироги печет

2) Кошка на окошке рубаху шьет.

3)мышь в ступе горох толчет.

4)Конь у крыльца копытом бьет.

    Какие буквы пропущены в окончаниях?

В зимн..м утренн..м убор.. каждое дерево красиво выделялось на светлом фон…зари.

1)и;и;и;и; 2)е;и;и;е; 3) и;е;и;е; 4)е;е;е;е;

    Приставка какого слова может быть предлогом?

1)небеса 2) переулок 3)вьюнок 4)загородка

    Какие буквы пропущены?

«Повар готовил …бе..,

А тут отключили свет.

Повар л..щ.. берет

И опускает в компот.»

    Найдите главные члены в предложении:

После весеннего дождя все в березовой роще дышало необыкновенной свежестью.

    свежестью дышало

    дышало в роще

    все дышало

    все в роще

    Какое имя существительное употреблено в том же падеже, что и выделенное слово?

Затопил печ ь

1) написать письмо 2)спал на печи

3) длинная речь 4) накосил сена

    Найдите глагол 1 спряжения.

1) грузить 2) решать

3) держать 4) смотреть

    Как правильно дописать слова?

У меня есть товарищ Дима Большов. Отец Димы Большо… играет в оркестре Большо… театра

1)- ва,- го 2)-го, -го 3) –ва, -ва 4) –го, -ва

    Найдите неправильно выделенное словосочетание из предложения:

Окрестные болота накрепко сковали льды.

    сковали (как?) накрепко

    сковали (что?) льды

    сковали (что?) болота

    болота (какие?) окрестные

    Найдите проверочное слово для пропущенной орфограммы:

На ветках в…сят яблоки

1) вес 2) повесит 3) виснуть 4) окно

    Найдите слово, где только глухие согласные звуки

1) гроза 2)обход

3)сосна 4)стол

    Найдите слово с наибольшим числом согласных звуков

1)край 2) дом 3) пол 4)окно

    Составьте из предложений текст и определите его особенности.

    Кто силой, кто хитростью.

    Свернется в клубок и фуфыкает сердито.

    А еж спасается от врагов своими иголками.

    Каждый зверь защищается от врагов как может.

    Попробуй-ка возьми его!

    Это описание кого или чего-либо.

    Это рассказ о событиях.

    Это доказательство какой-то мысли.

    Текста не получилось.

Контрольный диктант №11

БЕЛКИ.

У старой ветвистой ели резвятся Веселые белочки. Рады они теплому солнцу и молодой зелени. Зверьки. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу, скрывались в густой чаще. С елки на елку носились белочки по лесу, грызли тяжелые смолистые шишки.

Много забот будет летом у белки. Нужно выкормить маленьких бельчат, сделать запасы орехов. В голодные годы белка пускается в далекие и опасные путешествия. Смело она переплывает широкие реки, перебегает открытые поля, забегает в города. Миролюбивые белки не делают вреда. Радостно смотреть на белок в лесу.

(По Соколову - Микитову. 92 слова.)

Задания. 1. Разобрать предложения по членам.

1 вариант – первое предложение.

2 вариант – десятое предложение

2.Разобрать слова по составу.

1 вариант - ветвистой, грызли, выкормить.

2 вариант: сменили, смолистые, смотреть.

3.Разобрать слова как часть речи.

1 вариант – СОЛНЦУ (второе предложение)

2 вариант – В ЧАЩЕ (четвертое предложение)

    Составить предложение по схеме.

1 вариант – какие? _________ где?

2 вариант – откуда? ____________ какой?

  1. «Повторение»-23. 09 Цель

    Документ

    Знания учащихся об имени прилагательном. Весна в лесу Хороша ранняя весна в лесу ! Ярко светит весеннее солнце . лёгкие облака украшают голубое... усвоили учащиеся правописание изученных орфограмм. Весной Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая...

  2. Практическое пособие для воспитателей и методистов доу аннотация

    Тематическое планирование

    Рассказывают сказки.) Воспитатель: Если раннюю осень называют «золотой», то... отдохнем... (звучит запись «Голоса леса »). Ярко светит солнце , Дует легкий ветерок, Я вдыхаю... Прилетают насекомые. В лесу поют птицы. Хорошо весной ! ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Календари...

  3. Жаркое лето, типичное для средней полосы России, где зима захватывает людей в свои суровые объятия хорошо, если в конце ноября, а не раньше, а весна торопится

    Документ

    ... хорошо , если в конце ноября, а не раньше, а весна торопится пригреть солнечными лучами не ранее ... находили где-нибудь в лесу сотрудники правоохранительных органах, занимавшиеся... Хотя был разгар дня,и ярко

Половодье

Наступила весна. Речка избавилась от ледяных оков и разлилась. Вода затопила долину и лес.

Лесное половодье гонит зверей. Все стремятся найти возвышенное место. Серые мыши залезли на старую корягу и испуганно наблюдают за разливом воды. Самая смелая мышка от испуга забралась в птичье гнездо.

Лисицы тоже забираются на деревья и сидят на ветках в ожидании спада воды. Трусливые зайцы спасаются бегством. Они тесной кучкой жмутся на бугорках, которые еще не успела затопить речка. Тут они будут пережидать половодье. Среди ушастых нередко можно увидеть и лису, и барсука. Беда всех примирила.

Для спасения животных лесники организуют экспедицию. Люди на лодках плывут по воде и ищут животных, которым нужна помощь. Вот на кочке притаились три зайца. Они испуганно наблюдают за лодкой. Но вода подбирается все ближе. Осмелев, зайцы запрыгнули в лодку. Теперь лесник отвезет серых ушастиков на безопасное место.

(138 слов)

Задания:

. Выпишите из текста глаголы совершенного вида.

. Найдите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения, укажите их часть речи.

. Разберите слово по составу: примирила.

Весна в лесу

Наступила самая шумная и радостная пора. Весна - это время пробуждения природы от долгой зимней спячки. Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега. Под деревьями и в поле зазвенели веселые ручейки. Набухшие почки наполняют воздух упоительным ароматом. С раннего утра лес наполняет щебет птиц. Птицы вернулись из теплых стран и спешат обустроиться на новом месте.

Жучки, букашки и паучки вылезли из своих норок. Всю зиму они прятались под корой деревьев, в ворохе опавших листьев. А теперь насекомые рады первым лучам весеннего солнца.

Выбрался из своей норки ежик. Всю зиму колючий еж спал. Но тонкий ручеек забрался в его мягкую постель и разбудил. Еж осматривает окрестности. Вот мелькнула быстрая серая тень. Это полевая мышь отправилась на поле. Скоро побегут по кочкам деловитые муравьи.

Все рады весне!

(127 слов)

Задания:

. Подчеркните главные члены предложений.

. Укажите падеж имен существительных.

Весна в тайге

Хорошо в тайге ранней весной!

Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит ручеек. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца. Ласковый ветерок треплет ивовые сережки. На дальнем озере началось таяние льда.

В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика. Его звонкий щебет слышен повсюду. Кулик поет приветственную песню. Он рад наступлению весны.

На высокой ели примостился деловитый дятел. Его красная шапочка ярким пятном выделятся на фоне молодой листвы. Дятел сосредоточенно долбит кору деревьев. Где-то там притаились вкусные букашки.

На поляну вышел важный грач. Он внимательно осмотрелся по сторонам и захлопал крыльями.

Слышишь звуки удивительной красоты? Это над тайгой льется чарующая песня пеночки.

(107 слов)

Задания:

. Укажите число и падеж имен существительных.

. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

. Выделите окончания имен прилагательных.

Весенняя гроза

В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца пригревали землю. Птицы, ошалевшие от тепла и солнца, таскали веточки. Муравьи деловито сновали по кочкам. Бабочки порхали с цветка на цветок, собирали нектар и лакомились пыльцой.

Вдруг подул свежий ветер. На краю неба появилась грозная туча. Она быстро плыла по небосводу, разрастаясь прямо на глазах. Стало быстро темнеть. Вот туча подкралась к солнцу и в мгновение ока проглотила его, будто огромный, прожорливый зверь.

Звенящая тишина сменилась отдаленным раскатом грома. Сверкнула яркая молния, и первые капли дождя упали на землю. Спустя мгновения дождь захлестал с необыкновенной силой. Потоки воды лились на землю. Ветер крепчал с каждой минутой. Под его яростными порывами сгибались деревья.

Через несколько минут гроза бушевала во всю силу. Раскаты грома сопровождались яркими всполохами. Ливень смывал все на своем пути.

Но весенняя гроза не длится долго. Туча, выплеснув порцию дождя, унеслась прочь. В воздухе запахло свежестью.

(149 слов)

Пасха

Пасха, или Воскресение Христово - главный праздник христиан. В это день мы не только печем куличи и красим яйца, но и украшаем свои дома.

Традиция празднования Пасхи пришла к нам из глубины веков. Постепенно народные традиции переплелись с церковными. Так, Пасха символизирует окончание самого строго поста. С появление первой звездочки на небе накануне Пасхи начинается пир.

Но сохранилось и много языческих традиций. Перед Пасхой принято делать генеральную уборку дома. Нужно избавиться от прошлогодней пыли, подготовить дом к весенним праздникам. Женщины старательно метут полы и моют окна. Мужчины убирают в саду.

Главное угощение на Пасху - куличи. Они похожи на маленькие башенки, украшенные сладкой сахарной маковкой.

А еще на Пасху красят яйца. При встрече знакомые и друзья обмениваются крашеными яйцами, желают друг другу здоровья и произносят традиционные слова: "Христос воскрес! Во истину воскрес!".

Русский язык 4 класс

Тема урока: диктант «Весна в лесу».

Вид урока: диктант с грамматическим заданием.

Цель урока: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные : оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма; проверить умения обнаруживать орфограммы в тексте; писать слова на основе изученных правил.

Коррекционно-развивающие :побуждать самостоятельно-мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы, находить ошибки, анализировать свою работу; развивать внимание и память ученика; развивать умение слушать учителя.

Воспитательные : воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.

Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?

Знакомство с диктантом.

Сегодня мы будем писать диктант «Весна в лесу». Послушайте его.

Контрольный диктант

Весна в лесу

Пришла весна. Ярко светит весеннее солнце. На лесной полянке тает снег. С горки по дороге побежал ручей. Он наполнил до краев глубокую лужу и перелился через край. Опустели зимние квар­тиры в старом пне. Проснулась, выбралась из норки ящерица. Вылез еж. Он помылся, почистился, побежал по полянке искать еду. (Физкультминутка для глаз.) Ожил под теплым солнышком огромный лес­ной дом - муравейник. С раннего утра хлопо­чут муравьи. Они несут то травинку, то сосно­вую иголку. Подлетели к старому пню птицы. Сухую травинку они положили в ямку около пня.

(По Г.Скребицкому)

Разбор орфограмм.

В тексте встречаются такие слова, в которых необходимо вспомнить орфограммы:

Весеннее, солнце, полянка, ёж, ожил, муравьи, раннего, травинка.

На доске я выписала слова для справок, обратите на них внимание при написании текста:

Положили, огромный, муравейник.

Прежде чем начать писать диктант, назовите мне правила написания предложений в тексте.

1.Начало предложения пишем с большой буквы.

2.Все слова пишем раздельно.

3.В конце предложения ставится точка.

Если вдруг допустили ошибку, как будем исправлять?

Аккуратно простым карандашом, зачеркиваем одной чертой.

Диктант. (дети пишут под диктовку).

Проверка текста.

Физкультминутка с движением.

Грамматическое задание.

    Выполни синтаксический разбор.

1 вариант

Второе предложение

2 вариант

Третье предложение

    Обозначь части речи в этих предложениях.

    Преобразуй неопределенную форму глагола во временные формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

1 вариант

2 вариант

Рисовать

    Спиши, вставь, где надо Ь. Обозначь глагольные суффиксы.

1 вариант

Не надо огорчат…ся.

Быстро собирают…ся.

2 вариант

Надо добиват..ся.

Быстро собирает..ся.

    Определи время, лицо, число глаголов по образцу:

(Что делает?) Думает – наст. вр., 3 л., ед.ч.

1 вариант

Поможем, читаешь.

2 вариант

Сажает, засвистите.

III . Подведение итогов урока