Константин Георгиевич Паустовский Паустовкий прежде всего ценитель русского языка, в котором запечатлен "весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера". Писатель не устает восхищаться "волшебством русской речи": "Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ", ":многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск".


Чтение первой части рассказа. В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке. Как-то на чердаке мы нашли чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Сделал мастер Гальвестон». Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук. Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена. Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.


Вопросы и задания по первой части текста. -Найдите и подчеркните в тексте глаголы. -Почему их так много? (Их так много, чтобы проследить всю последовательность событий) - Какой тип речи использует писатель? (Повествование) -Охарактеризуйте повествование как тип речи. (Повествование – это такой тип речи, при котором главное кто действовал, что происходило, где, когда и как? В повествовании обычно говорится о действиях и событиях (что было сначала, потом, затем… и наконец).


Докажите, что это текст. (Текст посвящён находке в старом доме – шкатулке.) -Сформулируйте тему и идею. (Главная мысль текста – время не щадит чудо, созданное человеческими руками, но чудо, прекрасные произведения старины, всегда будут привлекать нас, вызывать восхищение и любопытство, желание оживить…) -Придумайте название текста. («Старая шкатулка», «Находка», «Шкатулка, играй!») -Найдите начальную часть текста – вступление.


В каком абзаце завязка действия? (Во втором абзаце.) - Прочитайте все выделенные глаголы, передающие последовательность действия: Нашли, принесли, вытерли и открыли, завели, но не играла, нажимали, поставили, забыли. Последовательность действия – это движение от начала до конца. - К какому типу монологической речи (рассказ от имени кого-то) мы отнесём текст? (Повествованию, потому что указано, кто действовал, что происходило, где и когда.)




Есть ли в тексте описание? Является ли оно главным или сопутствует повествованию? (Описание шкатулки; валики с тонкими рычажками и шипами. Украшения бронзового рычажка- стрекозы, бабочки, жуки – поясняют наш интерес к находке – не более того. Описание не является самоцелью.)


Чтение второй части рассказа. Как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам. И из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия… Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала. И как мы ни бились, но заставить её снова заиграть мы не смогли.


Вопросы и задания по второй части текста. - Докажите, что этот текст тоже повествование. (Когда, где, что случилось?) -Какое название можно дать этому тексту? («Шкатулка проснулась».) -Найдите глаголы, которые в изобилии встречаются в любом повествовании о каком-то событии. (Раздался, ударял, возникла и полилась, проснулась, заиграла, соскочила то останавливаясь, наполняя, проиграла, замолчала.)


Для художественного стиля характерен яркий, образный язык. Докажите, что стиль рассказа художественный. (Переливающийся звон – эпитет, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам – сравнение, проснулась от многолетнего сна – метафора- олицетворение.) - Сколько в тексте абзацев, сколько будет пунктов в плане, передающем сюжет? (4)


Работа над планом. План 1.И полилась мелодия… 2.Шкатулка заиграла. 3.Даже ходики притихли. 4.Концерт окончен. «Строительный материал» Переливающийся звон, чудесный как, как будто кто-то ударял молоточками по колокольчикам, многолетний сон, таинственный звон, притихли от изумления. Как мы ни бились.

Изложение, пожалуйста, помогите.Излож�Изложение, пожалуйста, помогите.

Изложение (сжатое). Прочитайте текст и обсудите ответ на вопрос автора. Изложите сжато содержание текста от 3-го лица так, чтобы в вашем изложении было не больше 100 слов. Определите, о чем можно вовсе не говорить в сжатом изложении, а о чем можно сказать обобщенно.
Шоколадный торт.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед мне настольную игру "Хоккей" притащил.
--- Спасибо, --- говорю я Кольке. --- Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра "Футбол".
Витька принес мне сказки Андерсена.
--- Спасибо, --- говорю я, --- книжка чудесная. Это ничего, она не новая, Видно, что ее все твои родственники перечитали.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
--- Вот кстати, --- говорю я. --- Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно на разрисуешься. Вон я в магазине набор видел - восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю - что - то они, гости мои, какое - то скучные сидят. Я уже и музыку веселую включил, а они все равно не веселятся. Ковыряют торт и ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил!

Как-то я ехал на пароходе из Египта в Грецию и наблюдал необыкновенную картину. На корме сидела масса самых разных перелетных птичек. Они кружились в

воздухе, порхали над волнами и опять садились на корму. на ночь птички располагались спать на мачтах и реях нашего парохода.
Матросы рассказывали, что весной птиц можно видеть только на судах, идущих на север, осенью-на судах, идущих на юг. Вы догадываетесь?
Птицы как-то почуяли, что незачем тратить силы на трудный перелет через море, когда можно переплыть море на пароходе.
Задание: Озаглавь его. Определи, какой это текст-описание, повествование или рассуждени е. Запиши, о чем говорится в тексте. Составь план текста

придумайте не большое окончание истории

шёл я как-то осенью с охоты поздно вечером. лес глухой, путь до дома не близкий. а уже начало смеркаться. иду, раздумываю. вдруг вижу: в стороне огонёк блеснул. выхожу на поляну и вижу..,

наити в тексте многозначные слова. как-то весной я пришел в лес ранним утром.Солнце только что встало, и мощный птичий хор

приветствовал его. И вдруг среди знакомых звуков леса я услышал какие-то странные,непонятные,незнакомые.Доносились они из кустов.Это явно была песня.Но такой я еще никогда не слышал. Она начиналась с глухого рычания и постепенно доходила до высокого хриплого повизгивания.Потом она неожиданно оборвалась-сменилась громким щелканьем и пыхтеньем, а после небольшого перерыва все началось сначала. Я осторожно подошел к кустам,приготовился к самому неожиданному. И все-таки то, что я увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, сидели два еже. Они-то и пели песню.