Информационная справка.

1.Тема представляемой работы.

«Организация исследовательской работы учащихся начальной школы. Проект «Зелёный мир».

    Обоснование актуальности проблемы.

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

    Теоретическая база опыта.

Цель: путём развития экологической грамотности учить детей экологически целесообразному образу жизни, способствовать накоплению экологических знаний, приобретению ими умений и навыков общения с природой, расширению индивидуального экологического пространства.

Задачи:

Обучающие:

    формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

    формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

    развитие экологической грамотности учащихся;

    развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

    развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

    развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

    формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

    воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

    формирование культуры поведения в природе;

    воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

    прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

    воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

    Блоки реализации проекта:

    Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д. (перспективный план, рабочая программа).

    Практический : высадка семян, уход за растениями (фото, презентация) Приложение 1. Приложение 2.

    Консультационный : работа с родителями (темы бесед).

    Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки).

    Технологическая схема проекта.

    Познавательный (в течение года):

Перспективный план на 2016- 2017 учебный год.

Наименование раздела

Введение в

Экологию

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия на берег реки Уборка мусора.

3.Практич. занятие. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5.Наша планета.

Беседа. Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Презентация «Планета Земля»

6. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов

7.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним город чистым!»

8.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

Молчаливые соседи

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

Пернатые друзья

1.Прогулка в парк «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

О чем шепчут деревья

2.Перелетные птицы.

Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц»

3. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

4.Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

5.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

6. Праздник «Птицы-наши друзья»

Праздник проводится в рамках недели природоведения.

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

2. Сезонные изменения у растений.

Беседа на основе наблюдений об осенних, зимних, весенних изменениях в природе. Викторина «Знатоки растений» Разгадывание кроссвордов, ребусов.

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

Загадки животного мира

1. Экскурсия в музей

Наблюдения «Внешний вид животных»

2. Экскурсия на выставку экзотических животных

Наблюдения за поведением животных, живущих в теплых странах.

3.Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни муравьев.

4.Природа – наш общий дом

Беседа. Дидактическая игра «Город, в котором хотелось бы жить»

Секреты неживой природы

1.Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

2. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Беседа. Проведение опыта со льдом, снегом, водой. Экологическая акция «Гололед»

Оранжерея на окне

1. Экскурсия в школьный кабинет биологии и ботаники

Знакомство с видами комнатных растений. Уход за растениями.

2. Любители света и тени, влаги и тепла.

Беседа. Разгадывание кроссворда о домашних цветах. Практическая работа.

3.Огород на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа.

4.Исследовательская работа «Влияние света, тепла и воды на рост и развитие овощей»

Консультация. Подбор литературы. Посадка лука, укропа, салата в классе. Уход за ними.

Человек – часть живой природы

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

3.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

Знакомство с условиями проведения исследования. Правила оформления своих исследований.

4. Человек! Будь природе другом!

Брейн-ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

5. Вредные привычки.

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

Охрана природы.

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу. Экскурсия в краеведческий музей.

2.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Выставка рисунков, плакатов, поделок.

Досуговые мероприятия

1. Акция «Всемирные дни наблюдения птиц»

Викторина с экологическими заданиями.

2. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями

3. «Зимняя прогулка»

Игра-путешествие по станциям «В гостях у Непоседушки», «Вечный лес», «Снежная азбука», «Трудимся зимой»

4. Игра «Думай, отвечай»

Занимательные вопросы, загадки с коллективным и индивидуальным ответом, сочинение своей загадки.

5. «Будь здоров!»

Игра-путешествие по городу Здоровейску.

КВН «Знатоки птиц!» Выставка поделок из пластилина и бросового материала.

8. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

9. Экологический проект «Я садовником родился»

Посадка рассады цветов в школьном дворе.

    Консультационный ( 1 раз в четверть):

    знакомство родителей с проектом.

    результаты диагностики, перспектива работы;

    первые результаты, первые успехи;

    подведение итогов проекта, практическое занятие «Я садовником родился».

    Аналитический (по ходу реализации проекта):

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Создать условия для развития потребности общения с природой

Умение наблюдать за ростом растений, деревьев, кустарников, ухаживать за комнатными растениями;

Умение ухаживать за домашними животными;

Представления о периодах ухудшения экологической обстановки в реальной жизни.

Наблюдения

Трудовые поручения

Анкетирование

Сформированность бережного отношения к богатствам природы

Знания бережного ухода за растениями, деревьями, кустарниками;

Практические занятия

Диагностика

Сформированность навыков экологически правильного поведения в природе

Владение правилами поведения в природе;

Экскурсии

Разработка памяток

Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников, их любознательность и пытливость, приобщение к чтению дополнительной литературы

Проявление познавательной активности, любознательности, пытливости;

Представления об окружающей природе;

Способность оценивать результат творческой деятельности человека;

Умения заниматься исследованием, проводить опыты Участие в исследовательской работе

Практические занятия

Индивидуальные поручения

Свободная деятельность детей

Сформированность потребности ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, помогать растениям и животным, попавшим в беду.

Ответственное отношение к растениям и домашним животным

Умения заботиться о природе и ее сохранности;

Способность создавать условия, необходимые для

жизни растений (свет, тепло, влага)

Ответственность за свои поступки

Практические занятия

Y . Результативность. Результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.

    Отношение к делу.

    Волевые качества


    Отношение к себе

YIII. Этапы реализации проекта.

Название этапа

Задачи этапа

Сроки выполнения

1.Подготовительный

    Планирование деятельности и определение целей, задач;

    Изучение эколого-педагогической литературы;

    Составление плана – программы опытно-экспериментальной работы;

    Планирование этапов деятельности по созданию экологической работы в классе;

    Подготовка и проведение первичной диагностики уровня развития исследуемых параметров.

Август – сентябрь

2. Основной

    Эколого-педагогическое консультирование со специалистами;

    Определение оптимального расположения растений в помещении, сбор необходимого материала для организации «Огорода на окне» (горшки, земля, орудия труда и т.д.);

    Эколого-педагогическая работа с родителями учащихся;

    Пересадка с грядок петрушки;

    Изготовление поделок из овощей;

    Ярмарка овощей, выращенных на огороде;

    Изготовление чесночных амулетов для профилактики простудных заболеваний;

    Посадка лука на перо;

    Посев укропа;

    Посев салата.

Сентябрь

    «Зелёная аптека» на окне;

    Посадка луковиц гиацинта для подарка маме;

    Городской литературный конкурс «Да святится имя твоё»

    Пересадка комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища);

    Посев цветочных семян: бархатцев, астр, ноготков для выращивания рассады;

    Проведение уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов по теме проекта;

    книжки-малышки по теме «Кто такие кошки?»

    газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья»

    исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа»

    Проведение второй диагностики, с целью получения промежуточных результатов и корректировки дальнейшей деятельности.

3.Заключительный

    Акция «Я садовником родился»

    Высадка рассады в грунт;

    Проведение заключительной диагностики;

    Сравнительный анализ полученных результатов, подведение итогов проекта.

Май - июнь

    Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать:

    Основы экологической культуры.

    Некоторые особенности природы своего края.

    Основные признаки времен года.

    Значение природы для человека.

    Группы растений и животных.

    Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

    Правила поведения в природе.

    Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

    Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

    Выполнять правила личной гигиены.

    Различать изученные растения, животных.

    Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

    Подкармливать птиц в простейших кормушках.

    Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

    Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

    Практический (фото)

    Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) при реализации проекта.

Наименование ИКТ

Интернет

Поиск материала для проведения занятий; знакомство с методическими новинками; получение информации о проводимых мероприятиях; обмен статьями и другой информацией.

Мультимедиа

Пользование Интернетом; оформление документации, наглядной информации в группе, печать статей и выступлений; подготовка презентаций.

XIY . Информационные ресурсы:

Для педагога:

    Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.

    М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008

    Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.

    Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.

    Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № 9.- 2008 –С.34.. №1. -2008.-С. 94.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.

    Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008

    Цыварёва М. А. Метод проектов во внеклассной работе по математике//Начальная школа. №7.- 2004. – С. 45.

    Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения

Для воспитанников:

    Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.

    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

    Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009

    http://www.ped-sovet.ru/

    http://www.school.edu.ru/

    http://www.nature-home.ru/

    http://www.delaysam.ru

    МБОУ «Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова»

    Научно-практическая конференция школьников:

    «Экология и жизнь», посвящённый Году экологии.

    Тема учебно-исследовательской работы:

    «Экология родного села».

    Выполнила ученица 4 «б» класса

    Утегалиева Анита

    Научный руководитель:

    Исмурзаева Зульфия Дюсеновна

    с.Сизый Бугор 2017

      Введение…………………………………………………………3-4

      Теоретическая часть:

    Что такое экология?......................................................................5

    Экологические проблемы села……………………………………6

    Негативное влияние мусора………………………………………7

    Борьба с мусором…………………………………………………8

    3) Практическая часть:

    Фотографии о состоянии села……………………………………..9

    Субботники в школе……………………………………………….10

    Задание для учеников 4-5 классов (рисунки)…………………….11

    Исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве……12-13

    4) Заключение…………………………………………………………… 14-15

    5) Список литературы……………………………………………………16

    Введение

    Не бросайте, люди, мусор!
    Может стать большим он грузом...
    Дар природы берегите,
    Ей внимание дарите!

    Татьяна Цыганок

    Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Астраханская область, Володарский район, село с.Сизый Бугор.

    Ведь у малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.

    Идут годы, меняется облик села, о перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе я расскажу в своей работе. Ведь в этих изменениях села, в её внешнем облике, культуре, экологии, сельскохозяйственном развитии просматривается неразрывная связь времен, преемственности поколений.

    Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.

    Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность, здоровье в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества.

    «Мы создаем города, села, а они создают нас»,- утверждал Аристотель.

    Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Душа радуется при виде чистоты нашего села. Но порой, мы часто огорчаемся из-за беспорядка. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема «Экология родного края» очень важна.

    2017 год – Год экологии. Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.
    Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица.
    Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.
    Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.
    Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.
    На уроках окружающего мира, мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.

    Цель исследовательской работы : изучить экологию родного села. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.

    Актуальность исследовательской работы.

    Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда. Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы.

    На страницах своей учебно-исследовательской работы я старалась рассмотреть (насколько позволяют мне мои возможности) и показать, с экологической точки зрения, проблему окружающей среды в нашем селе, связанные с экологическим неграмотным поведением людей. Каждый человек должен вести себя по отношению к природе так, чтоб не нарушились природные связи. Меня раздражает одно: прежде чем мы уничтожим себя, мы уничтожим планету.

    Объект исследования : село с.Сизый Бугор

    Задачи исследования:

    1.Развивать и умение выражать своё отношение к литературным произведениям.

    2.Развить интерес и уважительное отношение к экологическим проблемам своей местности.

    3.Воспитание любви к природе.

    Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; анализ материала; подведение результатов.

    Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, в конкурсной работе.

    Обоснование выбора темы: Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в проблему нашего села.

    Гипотеза: Выяснить, влияет ли загрязнение территории на экологию села?

    Начало работы: весна 2017 г.

    Конец работы : работа продолжается.

    2) Теоретическая часть:

    - Что такое экология?

    Экология – наука об охране окружающей среды.

    Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834-1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.

    Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия.

    Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

    Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе.

    Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.

    Экологические проблемы села.

    Какие же экологические проблемы мною выявлены в селе?

    Наше село отличается красотой домов, заборов, магазинов…
    Дома ухожены, заборы покрашены, вдоль улиц, у некоторых, посажены цветы и фруктовые деревья. По традиции люди подметают, убирают свой двор и улицу. Но «цивилизация» отложила и плохой след. В настоящее время мы часто наблюдаем мусор, к которому люди стали привыкать. Это пластиковые бутылки, плёнка, мешки с мусором. Неряшливый вид придают разбитые дороги. На каждой улице есть заброшенные дома, которые являются местом скопления мусора, тайно вывезенного нерадивыми хозяевами.

    Свою работу я начала с анкеты, адресованную школьникам, в которой одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном селе?». У всех был один ответ: чистая вода, чистый воздух, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ.

    А какова реальная ситуация?

    Кратко охарактеризовав нынешнее состояние окружающей среды и сравнив с тем, что мы хотели иметь, вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим».

    Есть такие места, как памятники антисанитарии, которые вызывают стыд за своих сельчан. На фотографии все, что осталось от здания детского сада, клуба.

    Я провела исследование и зафиксировал места с антисанитарным состоянием: территория бывшего клуба, поля, берега, кладбище.

    В настоящее время поле превратилась в свалку мусора: навоза, пластмассовых бутылок, бытового мусора. Это настоящий рассадник различных болезней.

    Люди сами, не подумав о последствиях, лишают себя прекрасного места отдыха.
    Удастся ли восстановить его? Я думаю, что это возможно. Ведь некоторые жители села пытаются расчистить берег, восстановить прежний вид. Это ещё один пример того, что стихийных свалок допускать нельзя. Возвратить прежнюю природу почти невозможно.

    Всё в наших руках.

    Негативное влияние мусора.

    Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах и др. Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог…

    Откуда берётся мусор?

    Основные источники мусора:

    Человек

    Транспорт

    Магазины

    Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон домов или транспорта. Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги.

    Влияние на здоровье жителей села.

    Разлагающийся мусор выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний. Изменения в растительных сообществах, опосредованное влияние на фауну нашего края. Эрозия почв, снижающая плодородие и способствующая изменению структуры почвы. Приведу некоторые факты образования ядовитых веществ, как следствия разложения органических и минеральных составных мусора. При сжигании таких веществ, а так же под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми. Сплавы, содержащие кобальт, отрицательно влияют на содержание гемоглобина крови. Мусор, содержащий продукцию электронной промышленности, может нарушать функцию печени, а их пары разрушают слизистые оболочки. Металлические покрытия, содержащие кадмий, разлагаясь, вызывают разрушение нервной системы. Гальванотехника, сплавы, припои содержат олово, которое также отрицательно действует на нервную систему. Ртутные батареи, лампы, различные виды красок могут вызвать психические расстройства и глухоту.Борьба с мусором.

    Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения села. У нас в школе созданы специальные экологические программы, участие в акциях, в субботниках, классные часы… Усиление контроля за чистотой улиц, введение административных наказаний за несоблюдение правил поведения на улицах и установление урн и мусоросборников на территории села. Одним из путей окончательного решения проблемы мусора является сжигание его. Многие жители села пользуются этим методом. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.

    Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших сел является чем-то из области фантастики.

    Самый эффективный метод на сегодняшний день - это агитационная работа. Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своего родного села в чистоте.

    Практическая часть:

    Фотографии о состоянии села

    на март 2017 г.

    Субботники в школе.

    «Мы рубим лес, устраиваем свалки,

    Но кто же под защиту всё возьмёт?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    Пора бы человечеству понять,

    Богатство у Природы, отбирая,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же - живая!»

    На школьном субботнике

    На школьном субботнике
    Отличные работники.
    Прибрать сегодня село
    Пришли и стар и молод.

    Собрались пенсионеры
    Чистить улицы и поля.
    – Вам помощники нужны?
    Предложения слышны.

    Это вышел первый класс
    На уборку в первый раз.
    Только слышится: – Давай!
    На работу налетай!

    Кто-то мусор собирает,
    Кто-то деревца сажает,
    Кто-то в клумбах копошится,
    Всюду радостные лица.

    На школьном субботнике
    Все дворники, все плотики.
    Даже беспокойный житель
    Помогать пришёл сегодня.

    Никто ни с кем не ссорится,
    У всех работа спорится.
    Четвёртый класс решил на «пять»
    Село к празднику прибрать.

    Н. Анишина

    Задание для школьников 4-5 классов:

    Как вы представляете «Экологию родного села».

    (рисунки)

    Исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

    Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.

    Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.

    Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

    Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.

    В емкость с водой

    В емкость с почвой

    Посмотрим, что происходит с мусором:

    Опустился на дно

    Остался на поверхности

    Остался на поверхности

    Через неделю

    Без изменений

    Без изменений

    Разбухнет

    Начала распадаться

    Следующая неделя

    Произошли изменения

    Без изменений

    Разложился

    Через неделю

    Без изменений

    Без изменений

    Разбухнет

    Небольшие изменения

    Через неделю

    Незначительные изменения

    Без изменений

    Сильные изменения

    Сильные изменения

    Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.

    Заключение

    Зелёный мир - такой я хочу видеть планету и свою малую родину. Природа – наше общее достояние и общий дом. В последнее время в этом доме становится жить всё труднее и неуютнее. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, безумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех землян и другой не будет. Каждый житель несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

    Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

    Можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

    Каким я вижу своё село через 10-20 лет?

    Весна, утро, парный воздух, зыбкий солнечный свет, белизна стволов берез, пение птиц, летом на клумбе села море цветов и счастливый смех детей.

    Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

    Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

    Я хочу призвать всех жителей:

      поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;

      бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);

      не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;

      каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;

      активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села;

    Я хочу продолжить свою исследовательскую работу.

    Родилась я в селе Сизый Бугор,
    Что стоит у реки Бушма.
    Как красиво здесь,
    Как мне здесь мило всё,
    Без неё даже жить не могу!
    Выйду из дома-
    Берег откроется
    Даль чудесная видится мне
    А весной, когда всё просыпается,
    Часто там, у людей на виду,
    Скворцы ходят так важно,
    И на них я часами гляжу.
    Очень жаль мне, конечно, что речка
    зарастает сплошь мусором по берегам!
    Рыбы меньше уже в реке водится,
    Но вороне всё ни по чем!!!
    Как же хочется родному селу
    Пожелать развиваться, расти,
    Чтобы в будущем наши потомки
    Красоту эту видеть могли!!!

    Список литературы

      Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.

      Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.

      Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство "Фаир", 1998. - 320 с.

    1. http://socfil.narod.ru
    2. http://works.tarefer.ru

    Исследовательский проект "Защитим родную природу!"

    Мухина Светлана Николаевна
    Описание работы: предлагаю вашему вниманию проект на природоохранную тематику, загрязнение города бытовыми отходами.
    Тема: "Защитим родную природу!"
    Цель: Привлечь внимание горожан к проблеме бытового загрязнения города и направить их действия на предотвращение данной ситуации.
    Задачи: Изучить мнение горожан о проблеме бытового загрязнения.
    Собрать и проанализировать информацию о размещении урн и мусорных баков на территории города.
    Провести беседы и мини-лекции с детьми и подростками 5-17 лет с целью информирования их о проблеме бытового загрязнения города.
    Провести среди подростков акции «Чистый берег», «Чистый лес», «Чистый город».

    «Именно экологическая составляющая должна стать ключевым лейтмотивом деятельности человека» В.В.Путин.
    Актуальность: глобальные масштабы бытового загрязнения.
    Причины загрязнения территории города:
    1.количественная нехватка урн на улицах города;
    2.невоспитанность, безответственность горожан.
    Гипотеза: борьба с бытовым мусором на улицах города поможет сохранить чистоту окружающей среды, физическое и нравственное здоровье человека.
    Противоречия:
    -между привитием экологической культуры подрастающему поколению и безнравственным, безответственным поведением ряда взрослых людей;
    - между ростом производства высокотехнологичных материалов и отставанием в их переработке.

    Было проведено анкетирование:"Мой вклад в поддержание чистоты и порядка в родном городе."
    Было опрошено 100 человек.
    Результаты опроса:
    1. Вы согласны с утверждением, что граждане нашего города поддерживают чистоту и порядок на улицах? (Да -42, Нет – 58)
    2. Всегда ли Вы выбрасываете бытовой мусор в отведенные для этого места? (Да – 84, Нет –16)
    3. Оставляли ли Вы когда-нибудь бытовой мусор в подъезде своего дома? (Да –3, Нет – 97)
    4. Следите ли Вы за чистотой в своем подъезде? (Да –59, Нет –41)
    5. Всегда ли Вы пользуетесь уличными урнами, или можете себе позволить бросить окурок, бумажку на землю? (Да –74, Нет –26)
    6. Как Вы считаете, Вы вносите свой вклад в поддержание чистоты и порядка на улицах города? (Да –65, Нет – 35)
    7. Удовлетворяет ли Вас эстетичный вид улиц нашего города?(Да –45, Нет –55)

    Основные характеристики бытового мусора:
    Пищевые отходы;
    Макулатура;
    Консервные банки;
    Фольга;;
    Изделия из пластмасс, не содержащих хлор;
    Изделия из хлорсодержащих пластмасс;
    Батарейки.

    Время гниения мусора на свалках.
    Транспортный билет 1 месяц
    Банановая кожура до 6 месяцев
    Шерстяной носок 1 год
    Деревянная палка 4 года
    Вощёный стакан 5 лет
    Крашеная доска 13 лет
    Жестяные баночки 100 лет
    Аллюминевые баночки до 500 лет
    Пластиковые бутылки до 500 лет
    Стеклянные банки НИКОГДА

    Вмести с подростками, обучающимися объединений, были проведены акции "Чистый берег", "Чистый город", "Чистый лес", мы создали буклеты о вреде бытового мусора и распространили их среди жителей города. Мы считаем, что люди, которые сами приняли участие в благоустройстве города, сами мусорить больше не станут, а возможно и остановят тех, кто захочет выбросить на землю фантик от конфет или бутылку из-под лимонада.
    Любите и берегите свой город!


    В котором могут принять участие школьники 7-11 классов и их учителя немецкого языка и учителя-предметники (биологии, географии, химии, физики и экологии).

    Конкурс призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются в своем городе или поселке. Школьники исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагают конкретные идеи и проводят акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности.

    Проекты, которые выбрало жюри по итогам конкурса 2015 г.:

    Проект: О пластиковых бутылках и туалетной бумаге: экомероприятия в Гёте-гимназии №23 Бишкека (Бишкек, Кыргызстан)

    Активное дорожное движение в непосредственной близости от школы ведет к повышенному уровню загрязнения вредными веществами, которые в одинаковой степени опасны для людей и растений.

    Содержание проекта: чтобы оценить влияние транспорта на окржающую среду, мы взяли пробы воздуха на содержание частичек пыли, а также пробы земли рядом со школой. Мы зафиксировали существенное загрязнение воздуха на близлежащих улицах, а пробы земли имели очень низкие показатели PH. Чтобы улучшить экологическую ситуацию и помочь природе, мы посадили новые растения на школьном дворе, а также связались с перерабатывающим предприятием. Кроме того, мы запустили в нашей школе раздельный сбор мусора и постарались привлечь внимание общественности к нашим экологическим акциям.

    Гёте-гимназия №23

    Проектная команда: Диана Игольникова, Ильяра Изупжанова, Анастасия Сухорукова, Чинара Бапышова (учитель немецкого языка), Светлана Паремская (учитель химии).

    Проект: Чистая и зеленая окружающая среда (Чамбарак, Армения)

    Недостаток экологического сознания привел к тому, что школьная территория выглядела заброшенной.

    Содержание проекта: В рамках проекта мы расчистили школьный двор, очистили реку от старых автопокрышек и разбили фруктовый сад. Вместе с другими школьниками, учителями, родителями и жителями поселка мы обработали почву школьного двора и посадили в общей сложности 27 фруктовых деревьев. Дополнительно мы внесли наш вклад и украсили школу.
    Чамбаракская старшая школа

    Команда проекта: Карен Арамян, Роза Арамян, Смбат Габриелян, Алина Самсонян (учитель немецкого языка), Хакоб Тизян (учитель географии)

    Проект: фаст-фуд = почти еда? (Гаврилов-Ям, Россия)

    Фаст-фуд все чаще становится одной из главных пищевых привычек людей, при этом совершенно не учитываются последствия для здоровья.

    Содержание проекта: В рамках проекта мы занимались исследованием последствий нездорового питания, провели опрос в нашей школе о привычках питания и организовали просветительскую работу, рассказывая о здоровых продуктах. Кроме того, мы подготовили интерактивные занятия для школьников, написали статью для региональной газеты и сняли разнообразные просветительские видеоролики о здоровом питании.

    Школа №1
    Команда проекта: Полина Мачина, Дарья Замарёнкова, Надежда Чаркова, Ирина Сорокина (учитель немецкого языка), Евгения Мелькова (учитель биологии)

    На фото школьница проводит эксперименты с едой типа Фаст-Фуд

    Проект: Автомобили и почва на обочине: растения в опасности (Гродно, Беларусь)

    Растущее количество автомобилей увеличивает и без того критические содержание вредных веществ и способствует загрязнению окружающей среды.

    Содержание проекта: На основе различных проб почвы мы проанализировали результаты интенсивности трафика для окружающей среды. При этом мы сделали фитотест и сравнили между собой проростки семян белой горчицы. Чтобы оказать позитивное влияние на окружающую среду, мы провели экоакции в школе, рассказали о проблеме прохожим, а также посадили кустарники и деревья в своих дворах.

    Средняя школа №28

    Команда проекта: Аляксей Карпейчук, Илона Минко, Алена Тцяляк, Тацьяна Смолка (учитель немецкого языка), Алена Костсикава (учитель биологии)

    На фото: школьники изучают состояние растений на придорожной территории.

    Проект: Действительно ли Магнитогорск чистый и зеленый? (Магнитогорск, Россия)

    Бытовые и промышленные отходы и массивное загрязнение воздуха представляют угрозу для окружающей среды.

    Содержание проекта: Загрязнение окружающей среды – это очень многогранная тема, поэтому мы проанализировали две актуальнейшие проблемы – отсутствие раздельного сбора мусора и загрязнение воздуха промышленностью, Благодаря посещению предприятий по утилизации отходов мы смогли убедиться в большом потенциале переработки мусора. Проведя эксперименты, мы установили вред для экологии от сжигания мусора. Также в рамках проекта мы провели большую акцию по раздельному сбору мусора, а также акцию по сбору старых вещей, и высадили ели на школьном дворе.

    Общеобразовательная школа №6

    Команда проекта: Василина Варюха, Дмитрий Бабушкин, Регина Галимова, Светлана Шамшурина (учитель немецкого), Татьяна Емец (учитель биологии)


    Проект: Предотвращение процесса опустынивания, реконструкция деградирующих ландшафтов и создание «зелёного оазиса» на нашей школьной территории (Шашубай, Казахстан)

    Неблагоприятные климатические и экологические условия Северо-Балхашского региона приводят к эрозии почвы и образованию пустыни.

    Содержание проекта: Мы занимались изучением влияния сурового климата на растительный мир нашего региона и искали пути предотвращения процесса опустынивания. Вместе со школой и всем поселком мы провели проектные занятия и беседы, чтобы донести до всех жителей важность проблемы. В сотрудничестве с различными спонсорами, жителями села и многочисленными представителями местных органов власти мы разработали большой проект по благоустройству «Зелёный оазис» и успешно совместно его реализовали. Нами посажено 550 саженцев устойчивых к местному климату деревьев.

    Комплекс школа-детский сад

    Команда проекта: Кристина Дылгина, Валерия Бурдман, Яна Дылгина, Даметкен Тасбулатова (учитель немецкого языка), Юлия Когай (учитель экологии)

    На фото школьники изучают состав почвы с пришкольной территории.

    Проект: Так начинается Куршская коса (Зеленоградск/Калининградская область, Россия)

    Жителям города не хватает понимания исключительной ценности природного заповедника «Куршская коса», поэтому необходимая ему защита отсутствует; а загрязнение природной территории угрожает вымиранием многих видов.

    Содержание проекта: В первую очередь мы занимались изучением экологической значимости влажной среды обитания растений и животных на территории «Куршской косы». А также определяли возможности возникновения угрозы для данного природного заповедника от расположенного рядом быстро развивающегося города Зеленоградска. Мы исходили из того, что все жители готовы защищать окружающую среду, но им не хватает информации о важности и уникальности природоохранной территории. Поэтому мы разработали тематическую природную тропу, а материалы о наших планах и результатах были опубликованы в местных газетах. Мы считаем, что экологическая тропа может без вмешательства в природу познакомить местных жителей с уникальной природной территорией.

    Прогимназия «Вектор»

    Команда проекта: Влада Карелина, Дарья Межуй, Назар Лукашев, Валерия Валль (учитель немецкого языка), Максим Напреенко (учитель биологии)

    Проект: Вода и синтетические чистящие средства (Челябинск, Россия)

    Вода подвергается значительной угрозе из-за содержащихся в синтетических чистящих средствах химикалий.

    Содержание проекта: Сначала мы провели опрос среди школьников и узнали, какими чистящими средствами они чаще всего пользуются. Затем на основании частотности их использования распределили все чистящие средства по категориям. С помощью двух различных экспериментов мы установили, насколько вредны для окружающей среды синтетические чистящие средства и натуральное мыло - и рассказали об этом в школьной газете. Кроме того, мы занимались производством натурального мыла и открыли для себя экологически чистую альтернативу привычным химическим чистящим средствам. В будущем мы хотим проводить мастер-классы по этой теме, а также информировать школьников о вреде синтетических чистящих средств с помощью плакатов.

    Гимназия №96

    Команда проекта: Ирина Жукова, Марина Белозерова, Анастасия Дрон, Ольга Банникова (учитель немецкого языка), Екатерина Горват (учитель химии)

    Проект: Эко-чистящие средства (Тула, Россия)

    Химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, попадают в сточные воды, не могут быть полностью отфильтрованы и представляют риск для нашего здоровья.

    Содержание проекта: Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, в нашем проекте мы рассматриваем альтернативные привычным чистящие и моющие средства для дома. После того как мы проанализировали вещества, входящие в состав чистящих средств, и пришли к выводу об их опасности для окружающей среды, мы сконцентрировались на производстве безвредного для экологии энзима, который может заменить традиционные чистящие средства. После получения положительных результатов использования эко-чистящих средств мы рассказали об этой идее.

    Команда проекта: Егор Турков, Дарья Ануфриева, Арина Лифанова, Светлана Лифанова (учитель немецкого языка), Марина Старина (учитель химии)

    Проект: Новая жизнь водного источника (Зугдиди, Грузия)

    Село Ахалсопели страдает от недостатка воды, так как вода из единственного источника постоянно исчезает.

    Содержание проекта: Мы поставили себе задачу остановить массовое исчезновение родниковой воды в нашем селе, а также провести акцию в поддержку повторного запуска единственного бассейна под открытым небом. Благодаря экономному обращению с водой открытый бассейн мог бы наполняться родниковой водой. Поэтому для начала мы очистили сам источник и территорию вокруг него, установили защитное сооружение из бамбука, а затем провели просветительскую работу с населением поселка.
    Общеобразовательная школа Ахалсопели

    Команда: Мариам Джоджуа, Тамта Джоджуа, Мариам Шерозия, Кобалия Тцитцино (учитель немецкого языка), Китиа Кетеван (учитель экологии)


    Проект: Когда деревья были зелёными… (Москва, Россия)

    Растущее число парковочных мест угрожает тем немногим деревьям, которые еще украшают город.

    Содержание проекта: Цель нашего проекта заключалась в установлении причинной связи между возникновением новых парковочных мест и вымиранием деревьев. Мы провели междисциплинарное исследование: не только взяли пробы почвы и собрали информацию о деревьях, но и узнали о правилах обращения с растениями при проведении дорожных работ. Была выявлена следующая проблема: в городе отсутствует необходимая оросительная система. Мы разработали многочисленные рекомендации, а также рассказали о нашем проекте в школе и в интернете.

    Школа №1179
    Команда проекта: Алина Аносова, Алина Погосян, Даниил Сидоров, Анна Цуканова (учитель немецкого языка), Наталья Кисляк (учитель биологии)

    На фото школьники исследуют с помощью микроскопа состояние листьев.

    Проект: Последствия кормления птиц в воде. Исследовательская работа школьников на реке Мироша
    (Псков, Россия)

    Загрязнение окружающей среды и массовое кормление птиц угрожают качеству воды и многообразию животного мира реки Мироша.

    Содержание проекта: Проект нашей инициативной группы посвящен исследованию влияния кормления птиц в водоемах на экологию. Заинтересовавшись нашей локальной экосистемой, мы смогли установить связь между кормлением птиц и ухудшающимся качеством воды. Чтобы привлечь внимание жителей Пскова к последствиям их действий, мы установили в парке информационный щит «Кормить птиц запрещено» и рассказали об этом в интернете.

    Школа №11
    Команда проекта: Ольга Степанова, Сергей Соловьев, Елизавета Терентьева, Юлия Михайлова (учитель немецкого языка), Анастасия Фролова (учитель географии)

    Проект: Начни экономить энергию сам! (Ровно, Украина)

    Растущая по всему миру потребность в энергии вызывает целый ряд экологических проблем – увеличение выброса вредных веществ и загрязнение окружающей среды.

    Содержание проекта: Хотя мы осознаем, что не сможем внедрить экологичные технологии обработки энергоресурсов по всему миру, мы всё же решили проявить инициативу ответственного энергопотребления в нашем городе. Для этого мы разработали подробные информационные брошюры об экономии электроэнергии, провели в нашей школе просветительские уроки и конкурс рисунков на соответствующую тему. Кроме того, мы подготовили рекомендации по экономии электроэнергии и опробовали их на практике.

    Лицей №12
    Команда проекта: Анастасия Ваврык, Оксана Мельничук, Олександра Труш, Ольга Мороз (учитель немецкого языка), Людмила Бондарук (учитель физики)

    Проект: Определение концентрации углекислого газа в помещениях гимназии с помощью самодельного газоанализатора (Санкт-Петербург, Россия)

    Повышенное содержание углекислого газа в закрытом помещении – серьезный фактор, вызывающий головные боли, чувство усталости и сердечно-сосудистые заболевания, а также оказывающий негативное влияние на другие показатели здоровья.

    Содержание проекта: Так как нам известны последствия повышенного содержания углекислого газа, в рамках нашего проекта мы измерили концентрацию диоксида углерода в помещениях нашей школы и сравнили их с нормальными показателями. Мы самостоятельно разработали конструкцию газоанализатора и узнали о методике химических измерений. К счастью, все показатели выбросов диоксида углерода находятся в норме, однако мы все равно рекомендуем постоянно проветривать помещения.

    Гимназия №116 Приморского района

    Команда проекта: Роман Губенко, Алина Иванова, Михаил Мезенцев, Татьяна Хорунжая (учитель немецкого языка), Татьяна Пузикова (учитель химии)

    Проект: Экологическая лаборатория. По лесозащитным тропам Мордовии. (Саранск, Россия)

    Вырубка деревьев, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные деятельностью человека, угрожают лесам Мордовии.

    Содержание проекта: Поскольку приблизительно третья часть Республики Мордовии покрыта лесами, эти дары природы недостаточно ценятся многими местными жителями. Чтобы привлечь внимание школьников и жителей Саранска к красоте лесов, мы подготовили интерактивную экологическую лабораторию, развесили плакаты, провели акцию по сбору мусора и разработали экологическую тропу.

    Гимназия №20
    Команда проекта: Мария Долгаева, Александр Паткин, Анастасия Шибаева, Татьяна Шарашкина (учитель немецкого языка), Юлия Варданян (учитель географии)

    Введение

    1. Основная часть

    1.1. Современное состояние проблемы

    1.2. Утилизация бытовых отходов

    2. Результаты исследования, выводы и предложения

    Заключение

    Литература

    Приложения

    Введение

    В последнее время в мире экологическим проблемам стало уделяться значительно большее внимание, чем раньше. В среднем каждый человек в мире за день образует около 1 кг бытовых отходов, однако в год это составляет сотни миллионов тонн, причем в США, например, это количество, увеличивается на 10 % каждые 10 лет. Для уборки такого количества мусора требуется 63 тысячи мусоровозов. В России в 1991 году образовывалось значительно меньше отходов на душу населения, чем в Америке, однако в связи с экспансией западного образа жизни, включающего в себя одноразовые бесплатные пакеты, одноразовую посуду, одноразовые алюминиевые банки из-под пива и других прохладительных напитков, мы их быстро догоняем. И если в некоторых странах существует система раздельного сбора и переработки отдельных компонентов мусора, то у нас пока все одноразовые упаковки и другие “блага” цивилизации пополняют растущие, как грибы, свалки.

    В процессе развития человеческой цивилизации абсолютное количество твердых бытовых отходов неуклонно возрастало. Это связано с ростом населения, с чрезмерной концентрацией его в городах и изменением образа жизни людей. Тема для проекта была выбрана неслучайно, она актуальна не только для крупных городов (для городов с большой численностью населения), но и для таких небольших, как город Брянск.

    Гипотеза, положенная в основу работы, звучит так: «Если из-за использования одноразовой упаковки количество производимого мусора растет, то возникает необходимость сортировки и вторичной переработки для снижения количества мусора».

    Цель проекта - разработать возможные варианты уменьшения отходов на бытовом уровне.

    Исходя из цели проекта, поставлены следующие задачи:

    1)Изучить литературу по проблеме бытовых отходов;

    2) Исследовать и описать мусор, накопленный в мусорной корзине одной семьёй;

    3) Произвести расчеты количества мусора на семью, на одного человека за неделю, за месяц, за год;

    4) Выявить пункты приема и переработки вторичного сырья в городе;

    5) Предложить варианты уменьшения бытовых отходов: разработать буклет для жителей, призывающий использовать правила утилизации в быту.

    1.1. Современное состояние проблемы

    Поверхность земли испытывает самую значительную по массе и очень опасную антропогенную нагрузку. Если в атмосферу выбрасывается менее 1 млрд. т вредных веществ (без СО 2), а в гидросферу – около 15 млрд. т загрязнителей, то на землю попадает ежегодно примерно 85 млрд. т антропогенных отходов. По некоторым оценкам, их общий объём к концу 90-х годов превысил 1500 куб. км, что соответствует объёму 600 тыс. пирамид Хеопса. Если даже преобладающая часть этого объёма химически инертна, то для того чтобы его разместить на земле, человек уничтожает природные экосистемы на значительной площади.

    В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. т. промышленных отходов. На территории страны в отвалах, свалках, полигонах, хранилищах накоплено порядка 80 млрд. т. твёрдых отходов, в том числе более 1.1 млрд. т. токсичных промышленных отходов. Их количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. Главные техногенные загрязнители земли – это тяжёлые металлы, пестициды, нефтепродукты и их высокотоксичные производные.

    Бытовые отходы , образующиеся в бытовых условиях, обычно твердые, состоящие из твердых веществ (пластмасса, бумага, стекло, кожа и др.) и пищевых отбросов. Но они могут быть и жидкими, представленными сточными водами бытового назначения.

    Одна из серьёзных экологических проблем – твёрдые бытовые отходы (ТБО). В каждом доме образуется огромное количество ненужных материалов и изделий, начиная со старых газет, пустых консервных банок, бутылок, пищевых отходов, обёрточной бумаги и кончая изношенной одеждой, разбитой посудой и вышедшей из строя бытовой техникой. По данным на 1994 год, на каждого из 6 млрд. жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Его количество ежегодно возрастает примерно на 120 млн. т. В городах и крупных посёлках Российской Федерации каждый год образуется 140 млн. куб. м ТБО, т. е. почти по кубометру на каждого жителя.

    Основную массу ТБО составляют пищевые отходы и бумага, что видно из приведенных данных.

    Ориентировочный морфологический состав ТБО городов России.

    Для разных городов и регионов России состав ТБО изменяется в широких пределах. Кроме того, в каждом городе состав ТБО зависит даже от дней недели и сезона года. Например, содержание пищевых отходов весной составляет 20 – 25 %, а осенью 40 – 50 %, что связано с большим потреблением овощей и фруктов. Наметилась тенденция к увеличению содержания бумаги, полимерных материалов.

    Есть несколько причин увеличения количества мусора:

    1. Увеличение производства товаров массового потребления одноразового использования;

    2. Увеличение количества упаковки;

    3. Повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменять новыми.

    В целом по стране промышленным методом (на мусоросжигательных заводах) перерабатывается только до 5% ТБО, остальное идёт в захоронения. Причём более 70% отходов вывозится на несанкционированные свалки, занимающие порядка 250 тыс. га. земли. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах.

    Особенность современных отходов – трудность их биохимического распада. Количество и разнообразие отходов стали так велики, что проблема их хранения и утилизации с каждым годом становится всё актуальнее для любой страны мира.