1.Входная диагностическая работа. Диктант». Урок № 2. Дата_____________

Диктант

Приближение бури

Буря неотвратимо надвигалась. Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. Ветер усиливался, и синева моря становилась всё глубже и холоднее. Тёмную поверхность его прорéзали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.

Отдалённый берег давно утонул в густом тумане, брызгах и сумер-ках приближающегося вечера. Море ревело глубоко и протяжно, и мощные угрюмые валы катились к озарённому заходящим солнцем горизонту.

(По В. Короленко)

Языковой анализ

Задания

3. Составьте схемы последнего предложения первого абзаца (I вариант) и последнего предложения второго абзаца (II вариант).

4. Из предложения На небе тоже водворялась торопливая тревога выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

5. Выпишите последнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

6. Проведите лексический разбор слов мощный (I вариант) и угрюмый (II вариант) из последнего предложения текста.

2. Контрольная работа № 1(диктант по итогам повторения). Урок № 11. Дата__________

Диктант

Весенний полдень. Солнце тихо катится по синему небу. С холма виднеется широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками. Временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. За рекой чернеют разопревшие нивы. Земля как будто вздыхает, и чуть видимый пар поднимается от неё к небу.

Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

Языковой анализ

Задания

1. Выпишите из четвёртого предложения текста местоимение её и проведите его фонетический разбор.

2. Из четвёртого предложения текста выпишите все наречия.

3. Из первого предложения второго абзаца (I вариант) и из второго предложения второго абзаца (II вариант) выпишите подчинительный союз и проведите его морфологический разбор.

4. Выпишите из текста четвёртое предложение и проведите его синтаксический разбор.

5. Проведите лексический разбор слов лёгкий (I вариант) и печальный (II вариант) из последнего предложения текста.

Примечания.

Выписать на доску данные слова, указав их значения.

Разопревшие (нивы) – разбухшие, размякшие.

3. Зачет по теме: «Функциональные разновидности языка»

Урок № 26. Дата___________

Упражнение 120.

Анализ текста.

1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Лучи тёплого дня удар ли сл… пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно пов_рачивал к со… нцу свои (не, ни)зрячие глаза. Мальч… к как буд(то) чу… ствовал, к какому центру т… готеет всё окружающее. Для него (не, ни)было (не, ни)этой пр_зрачной дали (не, ни) л_зурного свода (не, ни)широко ра_двинутого г_р_зонта. Он чу ство - вал только как что(то) матер_альное, л_скающее, тёплое к.. сается его лица согр_вающ_м прик_сновением. Потом кто(то) пр хладный и лёгкий сн… мает с его лица эту негу и проб…. гает по нему ощущени… м свежей пр… хлады. В комн… тах мальчик пр… вык двигат… ся св_бодно чу_ствуя (во)круг себя пуст… ту. Здесь же его охв… тили какие(то) странно см_нявш_еся волны. Они то нежно л… скали то щ.._котали то опь_..няли. Тёплые прик… сновения со… нца быстро обмах…_вались кем(то). Струя ветерка зв_ня в уши охват…_вая лицо в_ски голову до самого з_тылка т_нулась (во)круг ст_раясь подхв_тить мальч…_ка увлечь его куда(то) в пр_странство. Но он (не, ни)мог вид… ть (не, ни)чего. Тогда(то) рука мальч.._ка крепче сж… мала руку матер_ а его сер_це зам_рало. (По В. Короленко)

2. Вслух выразительно прочитайте отрывок из повести «Слепой музыкант».

3. Проведите текстоведческий анализ фрагмента.

4. Найдите в тексте слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и сгруппируйте их по тематическому признаку. Какова роль этих слов в раскрытии основной мысли текста?

5. Проведите разные виды языкового разбора.

1) Фонетический разбор слова тёплого.

2) Морфемный разбор слов прохладой, согрели.

3) Лексический разбор слова опьяняли (волны).

4) Морфологический разбор выделенных слов.

5) Синтаксический разбор последнего предложения текста.

6. Выполните задания по орфографии и пунктуации .

1) Объясните слитное, раздельное или дефисное написание слов со скобками.

2) Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Контрольная работа № 2. Диктант «Орфография и пунктуация»

Урок № 47. Дата _______________

Диктант

Творчество Толстого.

Толстой – великий художник. Это истина, признанная читающим миром и нигде и никем серьёзно не оспариваемая.

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, в котором все отражения соответствуют явлениям действительности. Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, в нём есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И всё это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей бодрой мысли.

Творчество Толстого есть воплощение беспокойного, бескорыстного , неустанного и заразительного стремления. Единый мотив, никогда не изменявшийся у писателя, – искание правды, стремление к цельному душевному строю. Тоска по непосредственности и искание веры, дающей цельность душевного строя, – такова основная нота главных героев Толстого-художника, в которых всего полнее отразилась его собственная личность.

136 слов. (По)

Языковой анализ текста

1. Проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

2. В предложениях последнего абзаца подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

3. Найдите и подчеркните в последнем предложении текста приложение.

5. Контрольная работа № 3 по теме «Однородные члены предложения»

Урок № 66. Дата______________

Первые полёты во сне.

Существуют повторяющиеся, знакомые каждому человеку сны. Кто из нас хоть когда-нибудь не летал во сне?

Летают во сне все: взрослые и дети, женщины и мужчины, философы и глупцы. Я отлично помню мои первые детские полёты во сне.

Тогда мне ничего не стоило одним усилием потерять весь свой вес, отделиться от земли, плавно подняться к высокому потолку и лечь там в воздухе грудью и лицом вниз. Люди, стоявшие на земле, всё старались достать меня оттуда. Но мне было чрезвычайно легко уходить от преследования. Я делал руками и ногами волнообразные движения и кругообразными зигзагами изящно и ловко парил в воздухе. И внутри меня всё время дрожал ликующий восторженный смех.

Потом я переменил способ летания. Я брал в руки рукоятки обыкновенной детской скакалки, но вместо шнура в моём аппарате была красная шёлковая лента. Я быстро начинал вращать эту ленту вокруг себя и тотчас же взмывал вверх… И яркая радость цвела в моей душе.

Языковой анализ текста

1. Найдите в тексте предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом при них. Составьте его схему.

2. Выпишите из текста предпоследнее предложение и проведите его полный синтаксический разбор.

6. Контрольная работа №4. Диктант по теме «Предложения с обособленными членами» Урок № 78. Дата _______________

Ночное море.

Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, сквозя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли , ил и гравий… И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, всё вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и уже ясно была видна морская даль.

Языковой анализ

1. Подчеркните обособленные члены в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев.

2. Подчеркните в первом предложении третьего абзаца все ряды однородных членов. Составьте схему для каждого ряда однородных членов.

3. В последнем предложении текста подчеркните грамматические основы. Составьте схему этого предложения.

7. Контрольная работа № 5 «Предложения осложненной структуры»

Урок № 94. Дата ______________

Диктант

(1)Малька – это такая злющая, вздорная собачонка, что хуже уже некуда. (2)Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. (3)Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. (4)Бывало, к Лидии никто не ходил гулять, даже по праздникам. (5)Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6)Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька всё рычит и рычит. (7)Откуда, казалось бы, столько злости бралось?

(8)Да и некоторым имеющим спокойный нрав животным не было от Мальки житья. (9)Малька, например, каждый раз бросалась и, задыхаясь от ярости, лаяла на миролюбивого, спокойного мерина Верного, когда он проходил мимо дома Лидии к реке, чтобы напиться.

(10)Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и, подходя к дому, услышал сердитый голос хозяйки. (11)Я, немного помедлив, всё же вошёл в комнату. (12) Лидия, поздоровавшись со мной, продолжала ругаться.

1. Обозначьте в тексте вводные слова

2. Подчеркните обособленные обстоятельства

3. Проведите синтаксический разбор последнего предложения

8. Контрольная работа № 6 по итогам года «Синтаксис»

Урок № 97. Дата _______________

Диктант.

Дорога в гору.

Как задумчиво синеют поздней осенью долины, уходя друг за другом в горы! Низкое небо равнодушно висит над озерами, и неподвижно лежат тёмно-свинцовые озёра, налитые между туманно-сизыми кряжами.

Мы уехали из города на пароходе утром, а после полудня уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья. Иногда из-за деревьев глядели изумлённые морды коров, больших, непрерывно что-то жующих. Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов. С величавых гор, сумрачно синевших сосновыми лесами, серым дымом спускалась зима. Останавливаясь для отдыха, я подолгу смотрел в долины, слабо лиловевшие далеко внизу. Лишь изредка слышно было падение листика, медленно опускающегося на землю.

Близ какого-то туннеля, черневшего своим жерлом в тумане, показался небольшой посёлок. Только не спеша можно было преодолевать трудный подъём по грязным, скользким шпалам. Но очень скоро от посёлка осталось одно пятно внизу, а с гор уже повеяло сыростью осеннего снега.

150 слов. (По)

Языковой анализ

1. В предложениях третьего абзаца подчеркните грамматические основы.

2. Выпишите предложение Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья и проведите его полный синтаксический разбор.

3. Выпишите предложение Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов и замените его синтаксическим синонимом – простым предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Хаос весенней неурядицы смолк. Под жаркими лучами солнца работа природы входила все больше и больше в свою колею, жизнь как будто напрягалась, ее поступательный ход становился стремительнее, точно бег разошедшегося поезда. В лугах зазеленела молодая травка, в воздухе носился запах березовых почек. Мальчика решили вывести в поле, на берег ближней реки. Мать вела его за руку. Рядом на своих костылях шел дядя Максим, и все они направлялись к береговому холмику, который достаточно уже высушили солнце и ветер. Он зеленел густой муравой, и с него открывался вид на далекое пространство. Яркий день ударил по глазам матери и Максима. Солнечные лучи согревали их лица, весенний ветер, как будто взмахивая невидимыми крыльями, сгонял эту теплоту, заменяя ее свежею прохладой. В воздухе носилось что-то опьяняющее до неги, до истомы. Мать почувствовала, что в ее руке крепко сжалась маленькая ручка ребенка, но опьяняющее веяние весны сделало ее менее чувствительной к этому проявлению детской тревоги. Она вздыхала полною грудью и шла вперед, не оборачиваясь; если бы она сделала это, то увидела бы странное выражение на лице мальчика. Он поворачивал открытые глаза к солнцу с немым удивлением. Губы его раскрылись; он вдыхал в себя воздух быстрыми глотками, точно рыба, которую вынули из воды; выражение болезненного восторга пробивалось по временам на беспомощно-растерянном личике, пробегало по нем какими-то нервными ударами, освещая его на мгновение, и тотчас же сменялось опять выражением удивления, доходящего до испуга и недоумелого вопроса. Только одни глаза глядели все тем же ровным и неподвижным, незрячим взглядом. Дойдя до холмика, они уселись на нем все трое. Когда мать приподняла мальчика с земли, чтобы посадить его поудобнее, он опять судорожно схватился за ее платье; казалось, он боялся, что упадет куда-то, как будто не чувствуя под собой земли. Но мать и на этот раз не заметила тревожного движения, потому что ее глаза и внимание были прикованы к чудной весенней картине. Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только по временам на ее поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поемных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно льдинам. Временами пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце. Дальше за рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от нее к небу, как клубы жертвенного фимиама. Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце. С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть, унося сознание, навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться. Когда его усадили, он как будто несколько успокоился. Теперь, несмотря на странное ощущение, переполнившее все его существо, он все же стал было различать отдельные звуки. Темные ласковые волны неслись попрежнему неудержимо, и ему казалось, что они проникают внутрь его тела, так как удары его всколыхавшейся крови подымались и опускались вместе с ударами этих волн. Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистела легким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенели мошки, и над всем этим проносился порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукавшего волов над распахиваемой полоской. Но мальчик не мог схватить этих звуков в их целом, не мог соединить их, расположить в перспективу. Они как будто падали, проникая в темную головку, один за другим, то тихие, неясные, то громкие, яркие, оглушающие. По временам они толпились одновременно, неприятно смешиваясь в непонятную дисгармонию. А ветер с поля все свистел в уши, и мальчику казалось, что волны бегут быстрее и их рокот застилает все остальные звуки, которые несутся теперь откуда-то с другого мира, точно воспоминание о вчерашнем дне. И по мере того как звуки тускнели, в грудь мальчика вливалось ощущение какой-то щекочущей истомы. Лицо подергивалось ритмически пробегавшими по нем переливами; глаза то закрывались, то открывались опять, брови тревожно двигались, и во всех чертах пробивался вопрос, тяжелое усилие мысли и воображения. Не окрепшее еще и переполненное новыми ощущениями сознание начинало изнемогать: оно еще боролось с нахлынувшими со всех сторон впечатлениями, стремясь устоять среди них, слить их в одно целое и таким образом овладеть ими, победить их. Но задача была не по силам темному мозгу ребенка, которому недоставало для этой работы зрительных представлений. И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее, налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все сразу смолкло. Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке.

КИМы русский язык 8 класс

1.Входная диагностическая работа. Диктант». Урок № 2. Дата_____________

Диктант

Приближение бури

Буря неотвратимо надвигалась. Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. Ветер усиливался, и синева моря становилась всё глубже и холоднее. Тёмную поверхность его прорéзали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу.

На небе тоже водворялась торопливая тревога. Облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.

Отдалённый берег давно утонул в густом тумане, брызгах и сумер-ках приближающегося вечера. Море ревело глубоко и протяж¬но, и мощные угрюмые валы катились к озарённому заходящим солнцем горизонту.

(По В. Короленко)

Языковой анализ

Задания

1. Проведите фонетический разбор слов исчезая (I вариант) и жидкое (II вариант) из второго предложения текста.

2. Из последнего предложения первого абзаца выпишите все наречия. Укажите их морфемный состав.

3. Составьте схемы последнего предложения первого абзаца (I вариант) и последнего предложения второго абзаца (II вариант).

4. Из предложения На небе тоже водворялась торопливая тревога выпишите союз и проведите его морфологический разбор.

5. Выпишите последнее предложение текста и проведите его синтаксический разбор.

6. Проведите лексический разбор слов мощный (I вариант) и угрюмый (II вариант) из последнего предложения текста.

2. Контрольная работа № 1(диктант по итогам повторения). Урок № 11. Дата__________

Диктант

Весенний полдень. Солнце тихо катится по синему небу. С холма виднеется широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками. Временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. За рекой чернеют разопревшие нивы. Земля как будто вздыхает, и чуть видимый пар поднимается от неё к небу.

Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

(По В. Г. Короленко)

Языковой анализ

Задания

1. Выпишите из четвёртого предложения текста местоимение её и проведите его фонетический разбор.

2. Из четвёртого предложения текста выпишите все наречия.

3. Из первого предложения второго абзаца (I вариант) и из второго предложения второго абзаца (II вариант) выпишите подчинительный союз и проведите его морфологический разбор.

4. Выпишите из текста четвёртое предложение и проведите его синтаксический разбор.

5. Проведите лексический разбор слов лёгкий (I вариант) и печальный (II вариант) из последнего предложения текста.

Примечания.

Выписать на доску данные слова, указав их значения.

Разопревшие (нивы) – разбухшие, размякшие.

3. Зачет по теме: «Функциональные разновидности языка»

Урок № 26. Дата___________

Упражнение 120.

Анализ текста.

1. Спишите текст, вставляя буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Лучи тёплого дня удар ли сл… пому в лицо согрели нежную кожу и он инст_нктивно пов_рачивал к со… нцу свои (не, ни)зрячие глаза. Мальч… к как буд(то) чу… ствовал, к какому центру т… готеет всё окружающее. Для него (не, ни)было (не, ни)этой пр_зрачной дали (не, ни) л_зурного свода (не, ни)широко ра_двинутого г_р_зонта. Он чу ство- вал только как что(то) матер_альное, л_скающее, тёплое к.. сается его лица согр_вающ_м прик_сновением. Потом кто(то) пр хладный и лёгкий сн… мает с его лица эту негу и проб…. гает по нему ощущени… м свежей пр… хлады. В комн… тах мальчик пр… вык двигат… ся св_бодно чу_ствуя (во)круг себя пуст… ту. Здесь же его охв… тили какие(то) странно см_нявш_еся волны. Они то нежно л… скали то щ.._котали то опь_..няли. Тёплые прик… сновения со… нца быстро обмах…_вались кем(то). Струя ветерка зв_ня в уши охват…_вая лицо в_ски голову до само¬го з_тылка т_нулась (во)круг ст_раясь подхв_тить мальч…_ка увлечь его куда(то) в пр_странство. Но он (не, ни)мог вид… ть (не, ни)чего. Тогда(то) рука мальч.._ка крепче сж… мала руку матер_ а его сер_це зам_рало. (По В. Короленко)

2. Вслух выразительно прочитайте отрывок из повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант».

3. Проведите текстоведческий анализ фрагмента.

4. Найдите в тексте слова, передающие зрительные и осязательные ощущения, и сгруппируйте их по тематическому признаку. Какова роль этих слов в раскрытии основной мысли текста?

5. Проведите разные виды языкового разбора.

1) Фонетический разбор слова тёплого.

2) Морфемный разбор слов прохладой, согрели.

3) Лексический разбор слова опьяняли (волны).

4) Морфологический разбор выделенных слов.

5) Синтаксический разбор последнего предложения текста.

6. Выполните задания по орфографии и пунктуации.

1) Объясните слитное, раздельное или дефисное написание слов со скобками.

2) Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

4. Контрольная работа № 2. Диктант «Орфография и пунктуация»

Урок № 47. Дата _______________

Диктант

Творчество Толстого.

Толстой – великий художник. Это истина, признанная читающим миром и нигде и никем серьёзно не оспариваемая.

Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, в котором все отражения соответствуют явлениям действительности. Над его пейзажем светит солнце, несутся облачные пятна, в нём есть людская радость и печаль, есть грехи, преступления и добродетели… И все эти образы, трепещущие жизнью, движением, кипящие человеческими страстями, стремлениями ввысь и глубокими падениями, созданы в полном соответствии с творчеством жизни… И всё это отмечено печатью духа, светится внутренним светом необыкновенного воображения и никогда не устающей бодрой мысли.

Творчество Толстого есть воплощение беспокойного, бескорыстного, неустанного и заразительного стремления. Единый мотив, никогда не изменявшийся у писателя, – искание правды, стремление к цельному душевному строю. Тоска по непосредственности и искание веры, дающей цельность душевного строя, – такова основная нота главных героев Толстого-художника, в которых всего полнее отразилась его собственная личность.

136 слов. (По В. Г. Короленко)

Языковой анализ текста

1. Проведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.

2. В предложениях последнего абзаца подчеркните согласованные определения, выраженные причастным оборотом.

3. Найдите и подчеркните в последнем предложении текста приложение.

5. Контрольная работа № 3 по теме «Однородные члены предложения»

Урок № 66. Дата______________

Первые полёты во сне.

Существуют повторяющиеся, знакомые каждому человеку сны. Кто из нас хоть когда-нибудь не летал во сне?

Летают во сне все: взрослые и дети, женщины и мужчины, философы и глупцы. Я отлично помню мои первые детские полёты во сне.

Тогда мне ничего не стоило одним усилием потерять весь свой вес, отделиться от земли, плавно подняться к высокому потолку и лечь там в воздухе грудью и лицом вниз. Люди, стоявшие на земле, всё старались достать меня оттуда. Но мне было чрезвычайно легко уходить от преследования. Я делал руками и ногами волнообразные движения и кругообразными зигзагами изящно и ловко парил в воздухе. И внутри меня всё время дрожал ликующий восторженный смех.

Потом я переменил способ летания. Я брал в руки рукоятки обыкновенной детской скакалки, но вместо шнура в моём аппарате была красная шёлковая лента. Я быстро начинал вращать эту ленту вокруг себя и тотчас же взмывал вверх… И яркая радость цвела в моей душе.

(По А. И. Куприну)

Языковой анализ текста

1. Найдите в тексте предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом при них. Составьте его схему.

2. Выпишите из текста предпоследнее предложение и проведите его полный синтаксический разбор.

6. Контрольная работа №4. Диктант по теме «Предложения с обособленными членами» Урок № 78. Дата _______________

Ночное море.

Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены.

Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, сквозя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни.

Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий… И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, всё вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и уже ясно была видна морская даль.

(По И. А. Бунину)

Языковой анализ

1. Подчеркните обособленные члены в предложениях первого (I вариант) и второго (II вариант) абзацев.

2. Подчеркните в первом предложении третьего абзаца все ряды однородных членов. Составьте схему для каждого ряда однородных членов.

3. В последнем предложении текста подчеркните грамматические основы. Составьте схему этого предложения.

7. Контрольная работа № 5 «Предложения осложненной структуры»

Урок № 94. Дата ______________

Диктант

(1)Малька – это такая злющая, вздорная собачонка, что хуже уже некуда. (2)Сама маленькая, ножки что спички и очень кривые, а злости больше, чем у тигра. (3)Она жила у одинокой пенсионерки Лидии. (4)Бывало, к Лидии никто не ходил гулять, даже по праздникам. (5)Собачка всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет. (6)Лидия уже говорит с посетителем, уже, кажется, ясно, что злиться нельзя, а Малька всё рычит и рычит. (7)Откуда, казалось бы, столько злости бралось?

(8)Да и некоторым имеющим спокойный нрав животным не было от Мальки житья. (9)Малька, например, каждый раз бросалась и, задыхаясь от ярости, лаяла на миролюбивого, спокойного мерина Верного, когда он проходил мимо дома Лидии к реке, чтобы напиться.

(10)Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и, подходя к дому, услышал сердитый голос хозяйки. (11)Я, немного помедлив, всё же вошёл в комнату. (12) Лидия, поздоровавшись со мной, продолжала ругаться.

    Обозначьте в тексте вводные слова

    Подчеркните обособленные обстоятельства

    Проведите синтаксический разбор последнего предложения

8. Контрольная работа № 6 по итогам года «Синтаксис»

Урок № 97. Дата _______________

Диктант.

Дорога в гору.

Как задумчиво синеют поздней осенью долины, уходя друг за другом в горы! Низкое небо равнодушно висит над озерами, и неподвижно лежат тёмно-свинцовые озёра, налитые между туманно-сизыми кряжами.

Мы уехали из города на пароходе утром, а после полудня уже шли в гору. Как печальна была эта дорога! Низкорослый лес был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья. Иногда из-за деревьев глядели изумлённые морды коров, больших, непрерывно что-то жующих. Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов. С величавых гор, сумрачно синевших сосновыми лесами, серым дымом спускалась зима. Останавливаясь для отдыха, я подолгу смотрел в долины, слабо лиловевшие далеко внизу. Лишь изредка слышно было падение листика, медленно опускающегося на землю.

Близ какого-то туннеля, черневшего своим жерлом в тумане, показался небольшой посёлок. Только не спеша можно было преодолевать трудный подъём по грязным, скользким шпалам. Но очень скоро от посёлка осталось одно пятно внизу, а с гор уже повеяло сыростью осеннего снега.

150 слов. (По И. А. Бунину)

Языковой анализ

1. В предложениях третьего абзаца подчеркните грамматические основы.

2. Выпишите предложение Низкорослый лес на обрывах и скатах был редок, дремал и скупо ронял мелкие жёлтые листья и проведите его полный синтаксический разбор.

3. Выпишите предложение Изредка слышался птичий свист собиравших по кустарникам хворост мальчишек-пастухов и замените его синтаксическим синонимом – простым предложением, осложнённым обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Страницы 1 2 3

Приготовилась весна

Приготовилась весна
Быть.
Приготовилась листва
Жить.
Приготовился цвести
Сад.
А звезда…
Звезда всегда –
Над.Л. ФадееваРеквием по сосульке

Весна пришла. Бегут ручьи.
Журчат, смеются, вЕеселы...
И острые носы свои
Сосульки с крыши свесили.

Но вот висят они и очень
Мучаются, маются.
У них лишь вечером и ночью
Насморк прекращается.

А днём опять носам беда.
Сливаясь с шумом уличным,
Не просто капает вода-
Уходит жизнь сосулечья.Т. ГусароваПро жучка и паучка

Грел на солнышке бочок,
Вскоре вылез червячок,
А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,
И отправились домой
И жучок, и червячок,
И, конечно, паучок.

На проталинке опять
Завтра будут загорать
Жук, червяк и паучок…
Будут греть другой бочок.

Т. Гусарова

Виноватый снег

Не летят
Из-за меня
С юга
Птичьи стаи,
Не растёт
Из-за меня
Травка
молодая, -
Плачет Снег,
Себя виня,
И тихонько
Тает.

Г. Ильина

Весеннее солнце

Как приятно
Солнцу литься
По апрелю!
Благодать!
Видеть
Радостные лица
И веснушки раздавать!
Искупаться
В речке полной,
Птицам в небе
Подмигнуть
И сыграть
Свой номер сольный -
На закате полыхнуть!

Г. Ильина

Последний снег

Тюленем белым с крыши снег
Сползал и охал.
Весна взглянула из-под век
Набухших окон,
И снег, меняя облик свой,
Преобразился -
То змейкой лёгкой и живой
Светло катился,
То птицей белою летел,
Cкользнув по краю,
За тот невидимый предел,
Где он растает.

Г. Ильина

Вышел дождик погулять

Раз, два, три, четыре, пять -
Вышел дождик погулять.
И, случайно, съел сугробы
Чтобы без дела не стоять.
Через месяц на газонах
Закурчавилась трава,
А потом, на темных кронах
Робко - липкая листва.
А потом настало лето.
Чудеса, ни дать ни взять...
Начиналось-то так просто -
Вышел дождик погулять...

А. Парунов

Весенний лес

Прекрасны белые берёзы
И свежий аромат листвы,
А на стволе сосны как слёзы
Сверкают капельки смолы.

Нас тополиные серёжки
Смолистым запахом пьянят.
Лесные первые цветочки
Повсюду наш ласкают взгляд.

И вот уж дятлов в чаще леса
Весёлый слышен перестук,
А над деревьями взлетая,
Спешит куда-то майский жук.


С цветов весенние дары.
Деревья кроны распускают
Как будто дивные шатры.

Туман растаял над поляной,
Играя искорками рос.
Идёт весна, оповещая

И. Бутримова

***Февральские сугробы чуть осели,
Давно в них нет декабрьской белизны...
Зима уже навряд ли перестелет
Свои снега, в преддверии весны...

Наступит март, под яркими лучами
Растает снег, деревья оживут...
Сугробы станут звонкими ручьями
И гимн весне, ликуя, пропоют...Н. ОнищенкоЗима уходит Зима уходит, прочь печали.
Весны посланец, солнца луч,
Бледнеет, белый снег встречая,
Что в преломлении могуч.
Лучей пока слабы объятья.
Несмело март посыльных шлёт,
Сосновый бор в колючем платье,
А с веток кружево течёт.
К чему спешить. Соседки белки
Обшарив лес, бегут к жилью.
Гоняет их собака Стрелка
За территорию свою.
Снимают шапки снега ели,
Но голодно ещё зверью.Л. ВолынецВесеннее утро Прекрасно весеннее утро,
Прохладою дышит листва,
Восход розовеет над лесом
И даль небосвода чиста.

Растаяли звёзды на небе,
Рассеялась дымка в дали,
Украсили кроны деревьев
Волшебные краски зари.

Раскрылись цветы на лужайке
И птицы запели в лесу,
Приветствуя ясное утро
И в зелени первой весну.И. БутримоваВесенняя битва Взошел Апрель на трон весенний,
Надев корону из мимоз.
И зазвенели птичьи трели
В макушках заспанных берез...

Все больше солнце разрывает
Перину облаков седых
И ласково нас согревает
В своих объятьях золотых.

Смотрите! Март еще хлопочет,
В атаку ветер напустив,
Но отступать Апрель не хочет,
Ручьями брата обольстив.

Не могут юноши смириться
И каждый жжаждет власти трон,
Но мудрая Весна-девица
Распорядится меж сторон...

Возьмет она Апрель за руку,
Сильней прижмет к себе плечом -
Запахнет праздником пасхальным
И ароматным куличом.

Проклюнется подснежник робкий,
Прорвав холодный белый плед,
И верба веточкой помашет
Братишке Марту, глядя вслед.Л. ШишкинаЦаревна Весна За окном барабанит капель,
Тает снег и сосульки на крышах,
И на цыпочках ходит апрель,
Чтоб никто его ночью не слышал.

По асфальту бегут ручейки,
Фонари отражаются в луже,
А весенние сны так легки
И забыта январская стужа.

После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа
И приходит Царевна Весна,
Открывая собой утро года.И. БутримоваВесна ***
С каждым днем больше сил у весны,
Все труднее зиме с ней бороться,
И все чаще в февральские сны
Золотое вплетается солнце,

Эхом звонким летят по дворам
Разудалые птичьи трели,
А на смену снегам и ветрам
Потихоньку приходят капели.

Пробуждается мир ото сна,
Подымая тяжелые вежды…
Возвращается к людям весна -
Возвращаются в сердце надежды…М. ВинтерВесна Пришла весна- красна и вот
Свои подарки раздает:
Лесным деревьям и зверям,
Пушисто-белым облакам.
Кому-то листья и траву,
Кому-то неба синеву,
Кому-то звонкую капель,
Кому-то птиц веселых трель,
Кому-то шубки поменяет,
Кого-то ветром приласкает
И теплым солнечным лучом
И первым ласковым цветком.М. Пиудунен***В тени ещё лежит снежок,
Но скоро, очень скоро
Он превратится в ручеёк
У нашего забора.
И будет весело журчать,
И вдоль дороги виться,
И станет рядышком скакать
Весёлая синица!Е. ДолгихВесна Весна! И в мире столько света,
Хоть в «жмурки» с солнышком играй…
С утра – зима, к обеду – лето, -
Сезон по сердцу выбирай!

Как детский мячик под ладошкой,
Барометр прыгает легко…
Март дарит по кофейной ложке
Тепла парное молоко.

Весна – смешливая девица,
И календарь ей не указ,
Морозцем щиплет, баловница,
Прищурив Солнца яркий глаз!НостаВесна Снег промок и лед заплакал -
Скоро кончится зима.
От рассвета до заката
Тают чудо-терема. Просыпается природа -
Как березка расцвела.
Лишь у дедушки Мороза
Не идут весной делаБ. Эльшанский***Кошка мордочку не прячет.
Март разводит акварель.
Снег на крышах серый плачет…
Молча слушая капель,
Солнце тонкой нитью вяжет
Под деревьями ажур.
Кот разлегся, как на пляже,
Распевает: МУР-МУР-МУР.А. КалининаСкворцы прилетели Опять свой наряд обновили
В зеленых побегах леса,
И нас на заре разбудили
Весёлых скворцов голоса.
Знакомые звонкие трели –
Мы сразу узнать их смогли.
Ребята, ребята,
На крыльях весну принесли!
Скворечню во дворике школы
Приладил с товарищем я.
Летите к нам стайкой весёлой,
Крылатые наши друзья!
И мы эту песню запели,
И вторят нам птицы вдали,
Ребята, ребята,
Скворцы прилетели, скворцы прилетели,
На крыльях весну принесли!М. МатусовскийПаутинки Цвет акации душистый,
Трели птиц, весенний зной,
Паутинок серебристый
Нотный стан густой, живой.

Ветер ласково играет
Серебром нежнейших струн,
То вспарит, то тихо встанет,
То зашепчет, как колдун.

И летит табун крылатый
Нот звенящих над землёй,
Над травой ещё несжатой,
Над чарующей весной!К. ЖосанНа крыльях весны Запели птицы про весну,
про блеск проталин в поле чистом,
про бархат вербы, про сосну
в боярском платье золотистом;

Про то, что снег, сбегая вниз,
во льду окошечко прогрыз,
и смотрит светлый стебелёк,
расправив слипшийся пушок.

Нам не понять восторг грачонка,
что не видал ещё весны,
когда на крыльях песни звонкой
слетаю праздничные сны.Татьяна Маслова-Шервуд***Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.С. ЕсенинМай Нам Арктики завистливой дыхание,
Вновь в мае принесло прохладу и дожди.
Туман черемух, их благоухание,
Укрыли кружевом изгиб земной груди.

Земля-невеста, как в цветочном кринолине,
В венке тюльпановом пред небом расцвела.
Глаза-озера улыбаются в долине.
Кокетка взглядом солнце в небе разожгла!С. МосковскийВесна пришла От счастья плачут ивы,
Роняя наземь слёзы:
Весна пришла, встречайте!
И веточкой берёзы

Она стучит в окошки:
Закончилась зима!
И почкой, как ладошкой,
Всех будит ото сна.Н. СамонийВесенний снег Он был зимой прекрасен, а весною
Лишился он величья своего.
И небо занялось голубизною
Над серыми просторами его.

Сползает снег в глубокие овраги,
Под солнцем ослепительным спеша.
Так сходит вдруг ненужный слой бумаги
С переводной картинки малыша...К. ВаншенкинВесенний мотив Молодеют дубы и березы,
Зеленея на ветках листвой.
Очень скоро распустятся розы,
И газоны укроет травой.

Красит лавочки в парке садовник.
Детвора, разыгравшись, шалит.
И девчушка, забравшись на холмик,
Кувыркнувшись, комочком летит.

Озабоченный окрик мамаши.
Мам иных укоризненный вздох.
Нет весны дней цветения краше!
И игры разыгравшихся крох!Весна в лесу Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.Б. ПастернакУзелки После зимней глубокой дремоты
Беспорядок на шаре земном.
Перед праздником столько работы -
Нужно помнить весне обо всем!
И весна в изумрудном платочке
Ходит, бродит в садах и лесах
И на память себе узелочки
Оставляет на голых ветвях.
Днем и ночью ей нужно трудиться -
Перекрасить леса и поля.
Нужно к маю земле нарядиться,
Чтобы стала красивой земля.
Нужно солнце почистить до блеска -
На ветру потускнело оно.
Нужно зимнюю снять занавеску
И помыть голубое окно,
Проводить холода за ворота,
Незаметно включить ручейки...
А закончится эта работа -
И развяжутся все узелки.В Орлов.***Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик чистый расцветает,
И зовут друг друга журавли.Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет...А. Толстой

Весна

Весна – прекрасная пора.
Земля, стряхнув остатки сна,
Деревья-руки к солнцу тянет,
Боится: вдруг зима обманет,
Вновь возвратится, и тогда
Настанут снова холода. В холодный саван все укроет
И снегом все запорошит.
Поэтому она спешит,
Заслышав щебет вдалеке,
Сорвать оковы на реке,
Раскрыть для птиц дубрав объятья
И в белой кипени сады.
А среди них глаза – цветы.Л. ПономареваМорозным утром Морозным утром снег искрится,
Деревья словно в серебре
И нежным инеем ложатся
Узоры на моем окне.
Снежинки в бурном карулесье
Меня с собою позовут,
Они, как пепел поднебесья
На землю лягут и уснут.
Сияет все в лазурном блеске,
Надули холку снегири
Они, как капельки надежды
На белом саване земли.
Пройдут морозы и метели,
Согреет землю солнца луч,
И птиц волнующие трели
С души прогонят стаи туч.
Все зацветет, заблещет жизнью,
Проснется прежняя любовь,
Капель звенящей, звонкой трелью
Вольется в сердце мое вновь.
И будет жизнь сиять от счастья,
И будут песни на душе,
И растворятся все ненастья
В цветущей, радостной весне.Веселый ручей С неба дождь
Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри.В. Орлов

Зима недаром злится -
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Ф. Тютчев

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный -
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Ф. Тютчев

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.

Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Белым облаком чудесным
Вишня под окном цветёт.
Вся в цветах благоухая,
По Москве весна идёт.

Белой яблони цветущей
Тонкий нежный аромат,
Одуванчиков весенних
Желтый праздничный наряд.

Соком налились бутоны
И в погожий ясный день,
Будто королева мая,
Распускается сирень.

Птиц в садах весёлый гомон,
Первых бабочек полёт,
Скоро вслед за ясным маем
Лето красное придёт.

И. Бутримова

Весенний лес

Ах, как прекрасен лес весенний
И свежий аромат листвы,
А на стволе сосны как слёзы
Сверкают капельки смолы.

Нас тополиные серёжки
Смолистым запахом пьянят.
Лесные первые цветочки
Повсюду наш ласкают взгляд.

И вот уж дятлов в чаще леса
Весёлый слышен перестук,
А над деревьями взлетая,
Спешит куда-то майский жук.

Косматый шмель жужжит снимая
С цветов весенние дары.
Деревья кроны распускают
Как будто дивные шатры.

Туман растаял над поляной,
Играя искорками рос.
Идёт весна, оповещая
Весь мир раскатом вешних гроз.

И. Бутримова

Запахло в воздухе весной

За горою, у лесной опушки,
Где растаял прошлогодний снег,
Солнце вышло, подарив веснушки,
Звон капели и весенний смех.

Радостью сверкнул проказник лучик
И скакнул к проталинам лесным,
Покатился ручейком певучим
К речке, дав ей сок самой Весны.

Встрепенулась речка, рассмеялась,
Разлилась широкою водой,
И к полям проснувшимся помчалась,
Чтобы радость принести с собой.

Всё вокруг мгновенно изменилось,
Заиграло радугой цветной.
Жизнь на землю снова возвратилась,
И запахло в воздухе весной.

Т. Лаврова

Светлый май

Майский дождь стучит по мокрой крыше,
Барабанит звонко по стеклу.
Воробьи резвятся в грязной луже,
Радуясь весеннему теплу.

Небо в хмурых тучах тёмно-серых,
А дождинки чище, чем слеза.
И грохочет, путается в вербах,
Первая весенняя гроза.

Всё вокруг зелёное, цветное.
Воздух ароматный и хмельной.
Дождь пройдёт и небо голубое
Солнца луч прорежет золотой.

Как алмазы заблестят на ветках
Капельки прошедшего дождя.
Светлый май раскрасит все рассветы,
Радость в наши души принеся

Т. Лаврова

Весна тихонько постучалась,
Сначала робко, а затем
Грозой сильнейшей разыгралась,
Смывая след Зимы совсем.

Умыла все дома, дороги,
На речке льдины прогнала.
Деревьям красочный и строгий
Наряд зелёный раздала.

Всё ароматом напоила,
Даря сюрпризы без конца.
И людям радость подарила,
Собою отогрев сердца.

Т. Лаврова

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой Весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..

Ф. Тютчев

Салют весне

Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ
Салютовать весне.

Приказ - черемухе цвести,
Крапиве быть не злой,
Дождю дорожки подмести
Серебряной метлой.

Чтоб каждый кустик был певуч,
Всем птицам звонче петь,
А солнцу - выйти из-за туч
И веселее греть!

З. Александрова

Майские этюды

Вот и акация цветет,
Не за горами лето.
Еще соловушка поет
С заката до рассвета.
И по ночам еще свежо,
К утру на травах росы.
Это нам знак, что подошло
Время для сенокоса.
А терпкий аромат травы
Бодрит и пробуждает
Движенье бурное в кровИ.
То сила-мощь играет.
Если с добром к родной земле,
Если беречь природу,
Она воздаст тебе и мне,
Всему людскому роду.
Чистой водой и буйством трав,
Веселым пеньем птиц.
Росой, рожденной по утрам,
Дыханием земли...
Как щедро в воздухе разлит
И над землей плывет,
Слегка дурманит и пьянит
Акациевый мед...

К нам пришла весна

Весна пришла и вешними водАми
Омыла землю, свежесть принесла.
Расстаял снег, над нашими краями
Звон в поднебесьи: К нам пришла Весна!

А солнце в небе вдруг засуетилось,
Помыв чрез тучку-дождь свои лучи,
Хрусталь рассыпало, сверкая мило
Цветами радуги, на все ручьи.

Земля в подарок расцвела цветами,
Щебечут птицы и проснулся зверь,
И облака не виснут над горами,
Ушла зима, за ней закрыли дверь.

Поздняя весна

Осветив черепицу на крыше
И согрев древесину сосны,
Поднимается выше и выше
Запоздалое солнце весны.
В розовато-коричневом дыме
Не покрытых листами ветвей,
Весь пронизан лучами косыми,
Бьет крылом и поет соловей.
Как естественно здесь повторены;
Л а конически-медленных фраз,
Точно малое это творенье
Их поет специально для нас!
О любимые сердцем обманы,
Заблужденья младенческих лет!
В день, когда зеленеют поляны,
Мне от вас избавления нет.
Я, как древний Коперник, разрушил
Пифагорово пенье светил
И в основе его обнаружил
Только лепет и музыку крыл.

Николай Заболоцкий

Накануне весны

Зима вот-вот испустит дух,
Мороз поставив на ворота.
Вовсю швыряет снега пух,
Накрыв весеннюю пехоту.

Но переждав еще чуть-чуть,
Дождавшись в марте подкрепленья.
Пехота снова двинет в путь,
Ломая лед теплом весенним.

А пулемет дождливых струй
Пробьет броню из льда и снега,
Подарит первый поцелуй
Травы проснувшимся побегам.

Ожидание весны

Леса оживают, стихают метели,
И солнечный луч прогоняет мороз.
Уже через месяц, а может в апреле,
Распустятся почки у наших берез.
На талой земле расцветет одуванчик,
Скворцы прилетят и, конечно, грачи.
В берлоге медведь пробудится от спячки,
И голос природы сильней зазвучит.
Журчанье ручьев и дождей переливы,
И ветер, играющий с первой листвой.
Родные места необычно красивы,
В любую погоду, конечно весной.

Страницы 1 2 3