В любой семье с нетерпением ожидают момента, когда их ребенок заговорит. Во многих случаях к 2-4 годам в словарном запасе детей уже находится большое количество слов. В этом возрасте дети начинают выражать свои мысли уже целыми фразами, а не отдельными словами. Однако речь может оставаться еще достаточно не внятной. Это вполне естественный этап, и поэтому сразу спешить на прием к логопеду не стоит. Родители вполне могут сами поспособствовать тому, чтобы кроха разговаривал более четко и внятно. Эффективно помочь им в преодолении подобной проблемы могут скороговорки и чистоговорки. Чаще всего их можно встретить в виде стишков, а значит, они будут полезны не только для тренировки произношения звуков, но и для улучшения памяти ребенка.

Немного полезной информации о скороговорках

Скороговорки незаменимы в тренировке дикции и обучении малыша правильно произносить слова. Начинать использовать их можно на самых начальных стадиях говорения ребенка, так как скороговорки - это:

  • результативная тренировка артикуляции звуков;
  • приобретение правильных речевых навыков;
  • исправление дефектов речи;
  • эффективная борьба с косноязычием;
  • развитие фонематического слуха, так как для воспроизведения фразы, малышу необходимо ее правильно услышать.

Важно понимать, что не все скороговорки подходят для всех возрастов. Подобные занятия кроме пользы должны еще приносить удовольствие и быть интересными крохе. Слишком сложные могут просто отпугнуть ребенка. Существует два главных критерия, по которым родителям следует подбирать скороговорки:

  1. возраст сына или дочери;
  2. речевые навыки и набор звуков, произношение которых требует тренировки.

В период, когда малыш только начинает учиться говорить, его могут подстерегать трудности в произношении отдельных звуков (рекомендуем прочитать: ). В такой ситуации ему подойдет простая скороговорка, направленная на тренировку звука, который малышу не удается правильно выговорить.

Например, скороговорка: «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке» - прекрасная практика проблемного звука ‘Щ’. Малышу 6-7 лет уже будут полезны скороговорки для развития речи более сложного типа. В них не просто должен повторяться определенный звук, а сочетаться разные труднопроизносимые звуки, например: «На дворе - трава, на траве - дрова». Со временем эта сокращенная версия преобразуется в полную скороговорку: «На дворе - трава, на траве - дрова, не руби дрова на траве двора». В ней чередуются и меняются местами звуки ‘Р’ и ‘В’.

Что собой представляют чистоговорки?

С точки зрения взрослых чистоговорки не что иное, как упражнения в стихотворной форме. Для того чтобы они превратились в эффективный инструмент, способствующий развитию речевых навыков, тренирующий произношение звуков и корректирующий изъяны речи, занятия необходимо повторять регулярно. С точки зрения деток скороговорки - это забавные стишки, в которых порой они не находят особого смысла.

В действительности чистоговорки для развития речи и совершенствования дикции можно разделить на 2 группы:

  1. Стихи с повторением определенного звука, требующего отработки.
  2. Стихотворения, в первых строках которых с помощью повторяющихся слогов отрабатывается нужный звук. Окончание стиха представляет собой просто фразу в рифму, чаще без соблюдения смысла.

Однообразные занятия могут быстро наскучить. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Ниже расписан вариант того, как сделать монотонную работу занимательней и веселей:

  1. Допустим у ребенка трудности с произношением звука ‘Л’. Следовательно, выбирать необходимо чистоговорку с конкретным звуком, например: «Ла-ла-ла - кукла весело жила».
  2. Начать можно с того, что произносить фразу с разной интонацией: вопросительной, восклицательной и утвердительной.
  3. Неплохо будет повторить чистоговорку несколько раз медленно и быстро.
  4. Потом стоит выбрать еще один стишок для тренировки произношения того же звука, и попросить кроху окончить фразу необходимым слогом к примеру: «Ла-ла-ла - мы собрались у стоЛА».
  5. Напоследок можно предложить ребенку представить себя собакой, коровой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Не лишним будет показать, как это делать, на собственном примере.

Занимаемся в соответствии с возрастом

Каждый малыш индивидуален и обладает своими особенностями в развитии, тем более это касается органов его речевого аппарата. У одних детей уже в полтора года имеется не плохой словарный запас, а некоторые молчат вплоть до 3 лет.

В таблице ниже приведены ориентировочные рамки того, в каком возрасте какие звуки русского языка осваивают детки:

Помните, что чем раньше начать учить с крохой чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он сможет слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно. Правильно продуманное занятие подарит родителям и крохе много положительных эмоций от совместного времяпрепровождения. Начнем!

Скороговорки для 2-3 лет

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец – зиме конец.

Скороговорки для 4-5 лет

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа - ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Встретил в чаще еж ежа,
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорьбясь, съежась, два ежа.

Ёж, ёж, где живешь?
Ёж, ёж, что несешь?

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.

В живом уголке жили ежи да ужи.

В шалаше шесть шалунов.

На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай!

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Простоквашу дали Клаше.
Недовольна Клаша:
«Не хочу я простоквашу, дайте просто кашу».

Лишь завидит свой кишлак,
Ускоряет шаг ишак.
Не спеши ишак в кишлак,
Упадешь с горы в овраг.

Шесть мышат в камыше шуршат.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Саша шапкой шишки сшиб.

Сшила Саша Саньке шапку.

Слушали старушки, как куковала кукушка на опушке.

Слышен шорох в камышах,
От него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку,
И накормила кошку.

У Прошки с плошкой вышла оплошка -
Плошку Прошка перевернул

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

Мой руки чище и чаще.

У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжелый щит.

Щетинка у чушки, чешуйка у чушки,
Щели-щелочки и щетки.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щипцы да клещи -
Вот наши вещи.

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Скороговорки для 5-6 лет

[р] и [р’]

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

У Аграфены и Арины
Растут георгины.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

[л] и [л’]

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.

Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.
Не годятся лапти Андрейке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.

Сложные скороговорки после 7 лет

«Ничего нет»

Нет абрикоса, кокоса, редиса, палтуса, уксуса, кваса и риса, компаса нет, баркаса и троса, термоса, пресса, индуса-матроса, баса нет, вкуса, веса и спроса, нет интереса – нет и вопроса.

«Пир»

В квартире был пир: Факир ел зефир и кефир пил Факир. А Фира и Кира не пили кефира, не ели зефира – кормили Факира.

«Варенье»

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

«Китайская скороговорка»

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони. Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Заниматься с ребенком можно неограниченное число раз, главное, чтобы у него было желание это делать. Лучше, если время одного занятия не превышает 5-10 минут. Если не получается выделить конкретное время для того, чтобы учить скороговорки, вполне можно делать это и на прогулках, по дороге в детский сад. Со временем дети привыкают к таким регулярным упражнениям и сами будут напоминать о них.

Для того, чтобы подобный процесс доставлял всем удовольствие и одновременно приносил пользу, мамам и папам не следует:

  • ждать, что малыш моментально все запомнит и повторит;
  • злиться и, тем более, ругать кроху, если результат далек от желаемого;
  • принуждать к занятиям.

Перед тем, как приступать к новой скороговорке, необходимо проделать с карапузом логопедическую гимнастику-разминку. Это не только подготовит органы к будущей работе, но и укрепит их.

Чтобы малышу было проще запомнить скороговорку, ее нужно произносить медленно и по слогам (рекомендуем прочитать: ). Слишком длинные фразы желательно разбить на части. Важно следить, чтобы произношение было четким и правильным, то есть ребенок не должен глотать согласные звуки и проговаривать гласные так, как они написаны, а не как слышатся (рекомендуем прочитать: ). Кроме того необязательно всегда только проговаривать скороговорку - ее можно пропеть, прокричать, произнести шепотом или добавить эмоциональный окрас, например, читать ее с грустью или радостно.

Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению. Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея - превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого.

Малыши к 3-4 годам уже довольно бойко говорят, но их речь еще нечеткая и невнятная. Обычно дети в возрасте 4-5 лет не выговаривают букву Р и многие шипящие звуки. Чтобы малыш научился говорить правильно и четко нужны специальные упражнения. Чистоговорки для детей помогут родителям заниматься с малышами. Все, что для этого нужно - хорошо подобранные скороговорки и чистоговорки на сложную букву.

Проговаривая стишки чистоговорки дети учатся правильно произносить отдельные звуки в словах. кроме этого, чистоговорки нужны для тренировки речи ребенка, чтобы все звуки произносились малышом внятно и чисто.

Упражнения на тренировку произношения позволят вашему малышу сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, коротких считалок и маленьких стихотворений с «трудной» буквой.

Выберите чистоговорку на трудную букву и занимайтесь с ребенком!

Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра - лучше всякого добра.

Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Около кола вьюн и хмель
Вьются на плетень:
Вьются, плетутся, заплетаются,
Расперезавеваются.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

Чистоговорки на букву Г

Га-га-га - у козы рога.
Гу-гу-гу - по лугу бегу.
Го-го-го - стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да - гудят провода.
Да-да-да - теплая вода.
Ду-ду-ду - спать я не пойду.
Де-де-де - я не знаю где.
Ди-ди-ди - спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два - у Димы.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на буквы Ж

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Чистоговорки на букву З

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.

Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

Чистоговорки на букву К

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Чистоговорки на букву Л

Ла-ла-ла - вот пила.
Лой-лой-лой - пилим мы пилой.
Лы-лы-лы - вот нет пилы.
Лу-лу-лу - сломали пилу.
Лу-лу-лу - купили новую пилу.

Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на букву М

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Чистоговорки на букву Н

На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

П! - мы губы сложим вместе.
- П! - мы выдохнем порезче!
- П, П, П! - пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила -
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке:
- Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Радик здоровый подрался с коровой!

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце - золотое донце.
Солнце - солнышко свети.
Солнце - солнышко гори.

Чистоговорки на букву Т

Та-та-та - у нас дома чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели все коты.
Ту-ту-ту - молоко налью коту.
Ти-ти-ти - съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.
То-то-то -поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать - мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат - берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень -
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день - тень!

Чистоговорки на букву У

Уа-уа-уа - в коляске плачет детвора.
Ау-ау - кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у - воет волк в лесу.
Ух-ух-ух - накалился наш утюг.
Уч-уч-уч - светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур - кошка нам сказала: «Мур!».

Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на букву Х

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца - слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу - дело близится к концу.
Цы-цы- цы - обрубаем все концы.
Це-це-це - что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец - зиме конец.
Ец-ец - летит скворец.
Ца-ца-ца - мы видели скворца.
Цы-цы-цы - на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на букву Ч

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой - башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Вот такие чистоговорки и стишки на дифференциацию звуков. Вы можете писать в комментариях свои чистоговорки, которые помогли вам справиться с трудным звуком.

Удачи вам в звукопроизношении!

К трем годам у малышей обычно накапливается достаточно большой словарный запас, и появляется фразовая речь, но говорят большинство из них еще не совсем четко и внятно. Обращаться к логопеду пока еще рано, но помочь своему малышу начать говорить более четко и внятно вполне по силам и самим родителям. Большое подспорье в этом деле – чистоговорки. Обычно чистоговорки бывают в стихотворной форме, поэтому они не только помогут вашему малышу закрепить произношение звуков, но и будут способствовать развитию его памяти.

Глазами мамы и глазами ребенка

Глазами мамы чистоговорки – это стихотворные упражнения, которые при регулярном повторении способствуют развитию органов артикуляционного аппарата и помогают отработать произношение какого – либо звука.

Глазами ребенка, чистоговорки – это веселые стихи, порой не имеющие никакого смысла.

Чистоговорки, действительно, бывают двух видов:

  • чистоговорки – строки, в которых в начале повторяются слоги с отрабатываемым звуком, а потом произносится фраза в рифму, не особо заботясь о смысле;
  • чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук.

Начать лучше с чистоговорок–строк. Их можно начинать рассказывать малышу, когда он начинает гулить (с 3 – 4 месяцев), старайтесь, чтобы при этом малыш видел движение ваших губ. Повторить за вами он не сможет еще долго, но, сосредоточив внимание на вашем лице на несколько секунд, он постепенно будет усваивать правильную артикуляцию. Как только в лепете малыша появляется новый звук (гласный или согласный), добавьте в ваши ежедневные игры с ребенком чистоговорки на этот звук.

Как правило, чистоговорки есть в любой книге по развитию речи малыша, но обычно только на проблемные звуки.

Си–си–си – Сима съела Кашу всю.

Зи–зи–зи – поросята все в грязи.

Ко–ко–ко – дели любят молоко.

Гу–гу–гу – петь я больше не могу.

Ох–ох–ох – мы посеяли горох.

Ёт–ёт–ёт – котик песенки поет.

Чи–чи–чи – испекли мы калачи.

(И. Светлова «Домашний логопед»)

Но придумать чистоговорки на остальные звуки вы легко сможете и сами:

Ба–ба–ба – на крыше есть труба.

Ву–ву–ву – утром косим мы траву.

Ди–ди–ди – нужно ехать впереди.

Но–но–но – нам пора идти в кино.

Обычно, чем абсурднее фраза, тем больше нравится она малышам.

Повторять можно не только один и тот же слог, но и разные слоги с повторяющимся звуком:

Ду–де–до – есть на дереве гнездо.

Ир–ер–ар – мне купили шар.

Чистоговорки – стихотворения, в которых часто повторяется отрабатываемый звук, также можно найти в логопедических книгах для домашних занятий. Многие авторы пишут азбуки в стихах именно по этому принципу. Например, «Букварик» Е. Благининой:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

* * *
Дождик, дождик!
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

* * *
Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели клочья
От зимы.

В качестве чистоговорок можно использовать и стихотворения Герасимовой Дарьи из ее «Азбуки превращений» (книга в Лабиринте ). Помимо замечательных стихов в книге просто изумительные иллюстрации и два хвостика на обложке.

* * *
И – изумительный
Синий
Индюк.
Он не летит
С гусаками на юг.
Бродит в тени он
Заснеженных ив.
Хвост индюка,
Словно веер,
Красив.

П – печатный
Пряник
Пестрый.
Печь его,
Наверно,
Просто.
Но приятнее всего
Украшать
Потом его.

* * *
Кот небесный,
Нежен, мал.
В незабудках
Ночевал.

* * *
И качался
В гамаке
Черный кот
На чердаке.

Как заниматься, или где взять время для занятий

Сначала медленно. Осваивая с малышом новую чистоговорку, сначала произносите ее медленно, четко проговаривая каждый звук. Потом рассказывать чистоговорку можно быстрее, но не забывайте про произношение. Чистоговорки предназначены именно для отработки произношения, поэтому даже если малыш не видит вашего лица, не забывайте про произношение. Для разнообразия можно проговаривать чистоговорки шепотом, но, опять же, активно, артикулируя.

Систематически. Если заниматься время от времени, результат, конечно, будет, но очень незначительный и очень нескоро. Чтобы добиться заметного улучшения произношения, заниматься нужно систематически, желательно каждый день 2–3 раза по нескольку минут.

Привязать к режимному моменту. Чтобы не забывать о тренировках, привяжите их к какому–то режимному моменту. Например, во время утреннего или вечернего умывания, перед завтраком или перед сном, или перед ней. Можно придумать вот такое правило: идете домой после садика, придумайте 3 – 5 чистоговорок. Поднимаетесь или опускаетесь в лифте, не теряйте время зря: займитесь чистоговорками. Мы, пока поднимаемся в лифте на шестой этаж, успеваем проговорить 2, иногда даже 3, чистоговорки.

Добавьте волшебства. Выберите две чистоговорки. Пусть они станут волшебными. Одна из них будет открывать вашу входную дверь изнутри, а другая – снаружи. Еще одна скороговорка может открывать подъездную дверь, а еще одна – двери лифта, если у вас в доме есть лифт, и вы им пользуетесь. Через неделю, чтобы чистоговорки не надоедали малышу, их можно поменять.

Если по правилам. Конечно, самый идеальный вариант занятий по развитию дикции и постановке звуков – это сначала , а потом, когда язык уже настроился на большую подвижность, уже все остальное (чистоговорки, скороговорки или какие–то другие логопедические упражнения). И лучше перед зеркалом. Это как в спортивных тренировках: сначала разогрев (артикуляционная гимнастика), а уже потом основная тренировка. Но если так организовать занятия не получается или для малыша это пока слишком долго, не расстраивайтесь. В развитии речи лучше немного, чем совсем ничего.

Как заинтересовать малыша

Игрушкой. Не всегда малышу будет хотеться сидеть с вами рядом и повторять то, что вы произносите. Попробуйте превратить занятие с чистоговорками в игру. Пусть сначала игрушка повторяет слоги, а малыш – остальной текст, потом наоборот. Вам в помощь видео:

Эмоциями. Можно играть эмоциями: одну чистоговорку прозносите весело, другую – грустно, третью – смеясь, четвертую – сердито.

Картинками. Сложите подходящие по смыслу картинки в коробочку. Попросите малыша доставать картинки по одной. Глядя на картинку, вспоминайте чистоговорку или придумывайте на ходу новую. Периодически картинки в коробочке нужно менять.

Необычными ситуациями. Чем хороши чистоговорки без смысла, придумывать их можно прямо на ходу: по дороге из детского сада домой или в очереди в поликлинике, во время умывания или обычных игр. Взяли слог, а рифма, уж какая–нибудь, обязательно придет в голову:

Бы–бы–бы – не растут сейчас грибы.

Можно, наоборот, взять слово, выделить последний слог (именно его вы и будете повторять) и добавить недостающие слова, даже, если это будет совсем невпопад. Малышам, обычно нравится такая абракадабра:

Ол–ол–ол – к нам пришел сегодня стол.

Буквами и словами. Обычно в чистоговорках повторяется один и тот же слог или даются несколько слогов с одной и той же согласной, поэтому если вы учите с малышом буквы или учите читать, визуализируйте слоги, которые вы повторяете. Их можно написать на кусочке бумаги, выложить из ватных палочек или зубочисток. Можно использовать буквы магнитной азбуки. Мы с младшим сыном используем гремяще–звенящие кубики Зайцева. Повторяя слоги, мы отбиваем громкими кубиками ритм, повернув кубики подходящей стороной.

Малыши с 1,5-2 лет начинают уже не просто лепетать, а говорить целые фразы. Чтобы помочь детям научиться правильно и чётко проговаривать слова, предлагаем простые и весёлые упражнения – стишки-чистоговорки.

Чистоговорки - маленькие четверостишья, написанные в шуточной форме, благодаря которым можно в словесной форме поиграть с ребёнком и в то же время . Проговаривая сложные по произношению строки, можно предложить малышу - делать это с разной интонацией и скоростью. Также достаточно эффективно произносить чистоговорки, кидая друг другу мяч, или хлопая в ладоши, благодаря чему .

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Боря барабан берёт,
И во двор играть идёт.
Там-тарарам - выводит он,
Слышит Борю целый дом.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Гусь смеётся: га-га-га
Вдаль несёт его река.
Справа, слева берега -
Вот гусиная тропа.
Га-га-га, га-га-га -
Выходить ему пора.

Кто на дереве сидит,
И по дереву стучит:
Тук-тук-тук-
Тук тук-тук…

Раздается громко звук.
Это дятел строит дом
Будет жить он скоро в нём.


Жук жужжит -
Опять жара,
Уже красные бока.
Полетел он за дома,
Ждёт его там детвора.

Мышки по полю шуршат,
Колоски собрать хотят.
Будет праздник у мышат,
И у их друзей - котят.

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.


Рыбка плещется в воде,
Рыбка плавает в реке.
Солнце, лето, хорошо,
Когда весело, тепло.

Звуков очень важно для развития речи. Иногда родители не знают, что нужно делать, чтобы малыш заговорил так, как положено. В таких случаях они обращаются за помощью к специалистам для профессиональной постановки звуков и букв.

Однако у родителей есть возможность научить дитя самостоятельно. Для этого необходимо регулярно заниматься с ребёнком: читать ему стихи, сказки, использовать скороговорки и чистоговорки для развития речи, обращая внимание на те звуки, которые у малыша не получаются. Из данной статьи вы почерпнете информацию о том, как ребёнку помочь в развитии правильного произношения. Педагогам же будет полезно узнать, какие материалы подобрать для того, чтобы организовать развитие речи в средней группе.

Чистоговорки и скороговорки

Речь состоит из отдельных звуков. Поэтому для каждого человека очень важно правильное произношение. Многие дети, поступая в школу, не умеют чётко произносить определённые звуки. Именно поэтому необходимо уделять внимание развитию речи с раннего возраста.

Часто дети не осознают, что они называют звуки неверно. Это происходит оттого, что у них плохо развит ведь именно от него зависит произношение. Поэтому в первую очередь необходимо развивать фонематический слух, а затем речь. После того как ребёнок научится слышать себя, у него начнутся улучшения произношения.

Часто дети меняют звуки, чтобы им легче было говорить. Например, слово «рыба» заменяют на «лыба», а жука на «зука», поскольку им так проще. Этого допускать нельзя. Поэтому предлагаем обратить внимание на чистоговорки для развития речи. Благодаря им, произношение у малыша с каждым днём будет становиться всё лучше.

Первый этап: артикуляционная гимнастика

Прежде чем учить с детьми скороговорки и чистоговорки для развития речи, необходимо делать зарядку для язычка. Это небольшая разминка, чтобы губы и язык были гибкими и сильными для адекватного произношения звуков.

1. Игра «Футбол». Инструкция звучит примерно так: «Необходимо забить мяч сначала в левые ворота, а потом в правые. Для этого представьте, что кончик язычка - это мяч. Сначала поверните его к левой щёчке, затем к правой». Упражнение проделывается 4 раза.

2. Игра: «Гриб». Инструктаж: «Язычок - это наш грибок. Подержите его у верхнего нёба несколько секунд. Расслабьте язычок и опять повторите упражнение». Выполняется не менее четырёх раз.

3. Упражнение «Вкусный шоколад». Детям нужно объяснить алгоритм действий: «Представьте, что губы у вас сладкие. Вы только что поели шоколад и его нужно облизать. Проведите языком сначала по верхним губам, затем по нижним». Следует проделать это не менее 4 раз.

Артикуляционная гимнастика очень полезна для развития речи. Но это всего лишь разминка. Теперь можно переходить к более сложным заданиям, которые помогут улучшить произношение малыша.

Простые чистоговорки

Такое задание даётся детям для организации правильного произношения несложных звуков. Эти чистоговорки для развития речи предлагаются детям в возрасте 3-4 лет. Они помогают малышам освоить такие звуки, как «л, м, н, с, к».

1. Ла-ла-ла - я конфеты раздавала,

Ли-ли-ли - мы с мамой их купили,

Ле-ле-ле - Маше, Роме, Эле.

Ли-ли-ли - все конфеты съели.

2. Му-му-му - мама мыла раму.

Ма-ма-ма - помогал ей Рома.

Ме-ме-ме - чистая рама в доме.

3. На-на-на - в лесу росла сосна.

Ка-ка-ка - она очень высока.

Ят-ят-ят - большие шишки на ветках висят.

Ит-ит-ит - белочка к ним быстро спешит.

4. Са-са-са - села на цветок оса.

Су-су-су - оса укусила лису.

Са-са-са - плакала лиса.

Си-си-си - ты её как-то спаси.

5. Ко-ко-ко - наши птицы далеко.

На-на-на - скоро наступит весна.

Ят-ят-ят - тогда и прилетят.

Ить-ить-ить - будет их весной кормить.

Такие чистоговорки для развития речи смогут произносить дети в средней группе 3-4 лет. Благодаря небольшим стишкам, малыши научатся чётко, правильно и красиво произносить все слова.

Сложные чистоговорки

Когда начальный этап развития произношения пройден, можно усложнять задания маленьким ученикам. Для этого предлагайте малышам стихи-чистоговорки, используя более сложные звуки, которые детям даются с трудом. Это такие фонемы, как «ш, ч, ц, р».

1. Шо-шо-шо - как летом хорошо.

Аш-аш-аш - они строят красивый шалаш.

Ош-ош-ош - получился он хорош.

Шу-шу-шу - поем вкусную кашу.

Аш-аш-аш - опять пойду в наш шалаш.

2. Ча-ча-ча - трудная у меня задача.

Чу-чу-чу - я её хорошо учу.

Чи-чи-чи - ты меня научи.

3. Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Ца-ца-ца - она наша умница.

Це-це-це - я скажу своей птице.

Цо-цо-цо - снеси ещё одно яйцо.

4. Ра-ра-ра - наша любимая игра.

Да-да-да - это детская чехарда.

Ро-ро-ро - на улице сыро.

Ру-ру-ру - я домой друзей беру.

Ру-ру-ру - там продолжим мы игру.

Развитие речи в средней группе проходит 2 раза в неделю по 15 минут. Однако дома можно заниматься с детьми ежедневно по 5-10 минут. Главное, необходимо заинтересовать ребёнка, чтобы у него было желание играть и учиться. Для этого необходимо использовать игровую составляющую.

Скороговорки

Многим детям трудно их выговаривать. Ведь скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Однако детям такие упражнения очень помогают в развитии речи.

  1. Жужжит на дереве огромный жук, у него на спине большой коричневый кожух.
  2. Шла Маша за кашей, съела быстро кашу Маша.
  3. Наша Таня большая соня. Эта соня Таня маленькая сударыня.
  4. У Ани, Сани и Тани есть сом с большими усами.
  5. Саня и Соня везут маленькую Таню на своих санях.
  6. Дятел дуб раздолбил и огромного жука словил.
  7. Найди, не спеши и орешек принеси.
  8. На реке большая драка, сильно подрались два огромных рака.
  9. Купили Тане девице, белое и красивое платьице. Ходит эта девица, хвастается платьицем.
  10. Катя лазила по лесенке и срывала вкусные, сладкие персики. С такими персиками Катюша съехала с лесенки.
  11. Большие, сильные бараны громко стучали в красные барабаны.
  12. Мама мылом мыла раму. Стала рама чистая у мамы. Теперь довольна наша мама: наконец-то вымыла большую раму.

Скороговорки - это замечательные упражнения по развитию речи. С их помощью дети пополняют словарный запас, развивают память, мышление, воображение, произношение. Старайтесь уделять скороговоркам как можно больше внимания.

Игры для развития речи

Нужно организовывать не только чистоговорки для детей, но и игры. Ведь благодаря им у малышей появляется интерес к занятиям и можно заниматься с ними более длительное время.

1. Игра: «Назови ласково». Скажите ребёнку слово, например, «кошка». Малыш должен придумать ласкательное слово: «кошечка». Таких слов много. Это может быть «шапка, шарф, мышь, лицо, нос» и т. д.

2. Игра: «Зоопарк». Покажите ребёнку картинку с животным, пусть опишет его. Указать нужно следующие признаки: внешний вид, что ест, какие звуки произносит и т. д. Такая игра помогает малышу пополнить словарный запас и тренирует память.

3. Игра: «Угощение». Покажите ребёнку картинки с животными и едой. Пусть малыш определит, кто что ест. Например, кому морковь? Кролику. Кто ест мёд? Медведь. Кому банан? Обезьяне. Желательно, чтобы таких картинок было как можно больше. Малыш не только играет, но и продолжает знакомиться с окружающим миром.

4. Игра: «Закончи предложение». Вы начинаете говорить, а ребёнок продолжает. Например, «мама порезала капусту и положила куда?» У детей появляется много версий: в суп, на сковородку, в салатник и т. д.

Игры для развития речи помогают детям не только правильно говорить, но и фантазировать. Играть можно не обязательно вдвоём, но и с группой детей. Так малышам будет даже интересней заниматься.

Правильное произношение необходимо каждому ребёнку. Особенно тогда, когда дитя поступает в школу. Ведь чтобы успеваемость была на высоте, нужно с раннего возраста заниматься развитием речи.

Старайтесь не ругать малыша, если у него что-то не получается. Помните, он только учится и ему очень тяжело выговаривать некоторые звуки, и тем более скороговорки, которые сами по себе очень сложны для крохи.

Занимайтесь ежедневно. Сначала уделяйте внимание развитию речи на протяжении 5 минут. Затем постепенно увеличивайте время. Однако, если вы видите, что малыш рассеян, невнимателен, постоянно отвлекается - отставьте занятие.

Всегда старайтесь заинтересовать малыша. Прежде чем учить чистоговорки для развития речи, придумайте игру, которая придаст ребенку дополнительную мотивацию. Это может быть пришедшая в гости кукла или мягкая игрушка, письмо от Винни-Пуха, который попросил научить его чему-то, или другой вариант. Такой прием наверняка заинтересует малыша.

Не забывайте, что урок всегда нужно начинать с артикуляционной гимнастики. Когда разработаются губы и язык, тогда можно учить стихи-чистоговорки, скороговорки, сказки и т. д.

К каждому отрывку можно добавить иллюстрацию для наглядного примера. У многих детей зрительная память лучше, чем слуховая. Картинки помогут быстрее запомнить определённые звуки и слова.

Заключение

В статье мы рассмотрели чистоговорки с лёгкими и более сложными звуками, скороговорки, игры. Это помогает крохе улучшить не очень хорошее произношение. Благодаря таким занятиям, малыши становятся более усидчивыми, сообразительными.

Произносить и запоминать чистоговорки для детей будет легче тогда, когда занятия будут проводиться в интересной, игровой форме. Если использовать скучный урок, то малыш не раскроется полностью и его внимание вскоре истощится.

Чистоговорки можно произносить с крохой в любое время дня. Например, когда идёте в детский сад или обратно, по пути в магазин, на прогулке, перед сном или во время приготовления еды. Самое важное - правильно заинтересовать кроху. Старайтесь, и скоро малыш начнёт радовать вас своими успехами.