). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом - теологический детерминизм, природой - натуралистический детерминизм, или космосом - космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. ), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. ), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других. В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. ). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. ). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях - к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, - синергетика (см. ) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. ) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. ), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см. ). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов . Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм . Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

лат. determinare - определять). Философская концепция об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех процессов и явлений природы. Д. противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. В психологии и психиатрии причинно-следственные отношения нередко оказываются сложными, опосредованными. Принцип Д. неотделим от деятельностного подхода к изучению психики. В советской психологии разработаны трактовки Д. как следствия "действия внешних причин через внутренние условия" [Рубинштейн С.Л.] и "внутреннего через внешнее" [Леонтьев А.Н.].

ДЕТЕРМИНИЗМ

лат. determinare - определять) - философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире (в психологии - закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов).

ДЕТЕРМИНИЗМ

концепция, согласно коей действия людей детерминируются - определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии - закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается, поскольку существуют и другие формы детерминизма:

1) детерминизм системный - зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;

2) детерминизм типа связи обратной - следствие воздействует на вызвавшую его причину;

3) детерминизм статистический - при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;

4) детерминизм целевой - предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр. Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением - эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и "внешнее" - продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и "внутреннее" - сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Очень свободно: доктрина, которая утверждает, что каждое событие имеет причины. В классической механике было принято, что если знать положение и импульс каждой частицы вещества в один момент времени, то можно в принципе узнать их положение и импульс в любой другой точке времени в будущем. Такая позиция характерна для "жесткого" (или номоло-гического) детерминизма. Эта специфическая точка зрения была несколько "смягчена" с развитием квантовой механики, в которой самые глубокие познаваемые уровни причины и воздействия рассматривались как вероятностные по своему характеру, то есть произошло смещение от понятия совершенного предсказания к понятию вероятностного предсказания. В психологи! дебаты несколько менее глобальные и значительно менее определенные. Вообще это связано с настоятельными попытками экзистенциалистов и гуманистов измерить "свободу воли", с которой человек может оставаться вне досягаемости "щупальцев" бихевиоральной и когнитивной наук. Однако эти дебаты, возможно, и пустые. Если кто-то хочет научно исследовать поведение и мышление, он должен признать, что то, что кто-то делает, имеет причины, и что они в конечном счете познаваемы. В действительности вопрос заключается в том, имеется ли какая-то вещь, называемая "свободой воли", которая находится за пределами научного анализа причин и воздействий, или это просто (?) специфическое мысленное/эмоциональное состояние, которое само играет роль в этиологии поведения. Современные социальные ученые, если они рассматривают этот вопрос вообще, придерживаются позиции, которую лучше всего можно описать как "неудобный прагматизм". То есть в своей повседневной работе они рассматривают своих субъектов как вероятностно детерминированных, отмечая при этом, что они не могут предсказывать точно, поскольку пока еще неизвестны факторы этиологии (и, возможно, принципы вариации неопределенности), и предпочитают думать о себе, как о фактически действующих согласно своему собственному свободному выбору, независимо от грубого детерминизма, который уменьшает ощущение их собственного гуманизма.

ДЕТЕРМИНИЗМ

в психологии) (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и др. формы Д.: системный Д. (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), Д. типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), Д. статистический (при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой Д. (предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения) и др. Д. – один из ключевых принципов понимания природы конфликта, конфликтного поведения человека.

Детерминизм

от лат. determino - определяю), философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Детерминизм

лат. determinare - определять) - способ мышления, руководствующийся следующим положением: каждое явление, событие имеет определенную причину. Существуют разные варианты детерминизма. 1. Номологический детерминизм (греч. nomos - закон, logos - слово, понятие, учение) основан на открытиях классической механики, предписывающей жесткую каузальную связь между силой, массой и движением тел. Данный тип детерминизма присущ некоторым направлениям психологии, отрицающим всякую случайность в том, что происходит во внутреннем мире человека и его поведении: психоанализу, бихевиоризму, некоторым направлениям социальной психологии. Например, в отечественной психологии укрепилось представление о поведении человека как неизбежного и в принципе предсказуемого следствия “действия внешних причин через внутренние условия”. С указанной позиции поведение человека принциально предрешено, его можно расчитать по математическим формулам, ныне для этого пока что не хватает знания. Другими словами, утверждается, что человек суть механизм, машина, проблема состоит лишь в том, чтобы узнать, как она работает, и научиться ею управлять. Таково, например, убеждение известного хирурга Н.М.Амосова. В свое время Ф.М.Достоевский противопоставил себя сторонникам идеи номологического детерминизма, указав на то, что человек является внутренне свободным человеком. Квантовая физика между тем показала, что даже в микромире ньютоновы законы не имеют силы и что все события, там происходящие, являются причинно обусловленными, и тем не менее вероятностными, однозначно не предсказуемыми – 2. вероятностный детерминизм. Аналогичной позиции относительно человека придерживаются последователи некоторых направлений психологии, например, экзистенциальнойпсихологии, в которой постулируется существование у человека свободной воли, находящейся за пределами возможности прямолинейного научного анализа причин и следствий. Если непредсказуем полет электрона, то тем более невозможно определить, о чем, например, подумает человек в той или иной ситуации или как он себя в ней поведет. Иначе говоря, утверждается, что человек является уникальным, совершенно необычным, во многом или в основном загадочным и пока не имеющим известного природного прецедента самодетерминированным существом. Наука, очевидно, способна установить все факторы поведения человека вплоть до единого, математически точно описать влияние каждого из них по отдельности и в их совокупности, но только сам этот человек окончательно решает, какой фактор для него важнее в тот или иной момент, что именно имеет для него смысл и что - нет, и не суть важно, касается ли этот фактор его личных проблем или его представлений об основах мироздания. В классической психопатологии господствует принцип жесткого детерминизма, который гласит: любой психопатологический феномен имеет определенную причину и эта причина известна или принципиально может быть установлена, поскольку, с позиции биологической психиатрии, форма болезненного явления (навязчивость, бред, обман восприятия и т.п.) детерминирована исключительно характером нарушения нейрофизиологических процессов. Содержание болезненных переживаний, в свою очередь, характеризует личностные качества человека, оно не поддается нейрофизиологической трактовке и потому лишается существенного значения для понимания природы симптома и болезни в целом. Психиатры, воспитанные в традициях биологической психиатрии («бездушной психиатрии», как иронически иногда ее называют), основное внимание уделяют в своей деятельности изучению симптоматики расстройства, его диагностике, выявлению степени готовности к суициду, показаний к лекарственной терапии и профилактике рецидивов болезни и т.п., другие, психологические аспекты работы интересуют их в меньшей степени. Содержательные, личностные аспекты психического расстройства иногда относятся при этом к компетенции клинической психологии, хотя разделить это двуединство проще в нашем сознании, чем это делать на практике, так как болезненные феномены, как некие заранее заготовленные формы, всегда заполняются психологическим содержанием, также немаловажным в клиническом плане. Значение содержательных аспектов существенно возрастает в так называемой пограничной психиатрии, например, при изучении расстройств личности и поведения.

Иногда полагают, что “роковое стечение обстоятельств создает необратимость времени”, иначе говоря, время течет в одном направлении от прошлого к будущему потому, что в мире существуют случайные события.

Здесь будет показано, что, наоборот, время течет только в одну сторону благодаря существованию детерминированных (то есть причинно обусловленных) событий.

Вначале дадим три определения.

  1. Обратное течение времени

Это такой порядок смены состояний Вселенной, который противоположен наблюдаемому нынче, иначе говоря, время течет из будущего в прошлое.

  1. Случайное событие

Это такое событие, которое не имеет предыстории. Такие события существуют ("Бог играет в кости"). Например, время жизни радиоактивного элемента не зависит от предыстории. Следовательно, никаких причин, определяющих распад, нет. То есть самопроизвольный распад ядра радиоактивного атома – чистый случай.

  1. Детерминированное событие

(причинно обусловленное, не случайное) - это такое событие, которое имеет предысторию. Иначе говоря, существуют причины, вызвавшие это событие и позволяющие “восстановить историю”, определить некоторое прошлое событие, являющееся причиной рассматриваемого . Например, нахождение Земли в определенный момент времени в определенной точке своей орбиты обусловлено ее нахождением в предыдущий момент времени в соседней точке орбиты, а также взаимным гравитационным притяжением Земли и Солнца и значениями их масс и скоростей.

В этих определениях молчаливо предполагается, что нам ясен смысл слова “предыстория”. На самом деле уточнение этого термина привело бы к необходимости анализа понятий “память”, “информация” и т.п. Понимая, что без такого анализа (в дальнейшем, возможно, мы его проведем), будет потеряна строгость дальнейших рассуждений, попытаемся пока составить себе общее представление о возможных подходах к решению физического аспекта “проблемы” необратимости времени.

Итак, если бы все события в мире были строго детерминированы, то

  • в принципе было бы возможно установить всю цепочку причин, приведших объект из некоторого прошедшего состояния к нынешнему . То есть в этом случае прошлое было бы восстановимо. На самом деле в полной мере прошлое невосстановимо;
  • будущее было бы полностью известным. На самом деле оно лишь статистически предсказуемо.

Происходит все так потому, что большинство реальных процессов состоит не только из детерминированных событий, но и из случайных, которые при переходе из прошлого в будущее прерывают причинную цепь, так как не имеют предыстории. Поэтому текущее состояние мира позволяет оценить прошедшие (как и будущие) события только на вероятностной основе, опираясь на память и аналогии. Например, если бы не было представлений о динозаврах, то обнаруженный "здесь" и "теперь" след динозавра интерпретировался бы нами как игра природы. Короче говоря, речь всегда идет просто о более или менее вероятных оценках как прошлого, так и будущего.

Существование случайных событий означает также, что возврат в прошлое не имеет ничего общего с обратимостью времени. Действительно, если бы вдруг все во Вселенной изменилось так, что ее состояние совпало бы с состоянием, имевшим место быть в какой то момент 19 века, то происходившие в то время случайные события не могли бы в точности повторяться вновь (иначе они не были бы случайными, а имели бы предысторию), и Александр Сергеевич Пушкин, возможно, не был бы убит, и время текло бы в том же направлении, что и сейчас.

Обратимость времени, как уже отмечалось, - это возможность прохождения Вселенной своих состояний в обратном порядке, возможность времени течь из будущего в прошлое. Чем же характеризуются прошлое и будущее?

Если прошлые события оставляют следы в памяти (прошлую информацию), то главная характеристика будущего - это, во-первых, отсутствие какой бы то ни было памяти о будущих событиях, отсутствие “будущей” истории. Во-вторых, это “новизна”, появление новой информации благодаря существованию случайных событий (детерминированные события не несут в себе никакой новизны, так как они полностью предсказуемы). Собственно, эта новизна и определяет самое течение времени, так как в противном случае прошлое, настоящее и будущее были бы однозначно заданы.

При обратном ходе времени Вселенная проходит свои состояния в обратном порядке. В этом случае “будущая” история превращается в “предысторию”. То есть все события, которые при прямом течении времени были “будущими”, становятся “прошлыми”, сохраняя свойство “будущих событий”: не оставлять никаких следов в структуре объектов . Отсюда следует, что при обратном течении времени все прошлые события должны быть случайными . (Это необходимо, но не достаточно для возможности обратного течения времени).

Но поскольку мир устроен так, что не все события случайны, что действуют законы природы, определяющие причинные ряды событий, постольку обратный ход времени невозможен. И поэтому вопрос о том, почему время не течет вспять, сводится к вопросу о том, почему существуют детерминированные события (например, гравитационное притяжение тел). Наука, к счастью, не занимается поиском ответов на подобные вопросы.

Итак, необратимость времени определяется существованием в мире детерминированных событий , а его течение - существованием случайных событий (поскольку новый момент времени только тогда новый, когда появляется новая информация, значит, происходит какое-нибудь случайное событие). Этот вывод обоснован, разумеется, в той мере, в какой справедливы принятые ранее определения случайных и детерминированных событий.

Говорить об обратном течении времени можно не только с физической точки зрения.

Например, можно вести речь о логическом аспекте вопроса. Если, например, нет информации о последовательности смены состояний Вселенной при прямом порядке течения времени, то разговор об обратном течении лишен всякого смысла. Ведь “обратную” упорядоченность можно обнаружить только тогда, когда есть возможность сравнивать ее с “прямой” упорядоченностью.

Можно также рассматривать вопросы обратимости времени в свете их связи с обратимостью пространства (речь идет не о перемене направления движения!). Ведь пространство-время представляет собой единый континуум, и поэтому при совместном анализе пространства и времени обнаруживается их сходное поведение. Однако, это уже другая тема.

© Марк Алескер

Cтраница 1


Детерминированный процесс характеризуется непрерывным изменением определяющих величин по вполне определенным закономерностям, при этом выходные величины однозначно определяются входными. Стохастический процесс характеризуется беспорядочным, часто дискретным изменением определяющих величин, при этом значение выходной величины не находится в соответствии с входной. При построении математических моделей, описывающих стохастические процессы, используются понятия теории вероятностей.  

Детерминированный процесс следует считать нестационарным в том случае, если для него нельзя указать систему координат, в которой уравнения, описывающие этот процесс, можно было представить в виде, не зависящем от времени.  

Детерминированные процессы делят на периодические, почти периодические, непериодические и отличные от нуля на конечном интервале времени.  

Для детерминированных процессов (процессы получения элементной серы) математическая модель может быть представлена в виде линейных дифференциальных уравнений. Если основные переменные изменяются во времени и пространстве (процессы очистки газов от сернистых соединений), то математическая модель характеризуется распределенными параметрами и представляется в виде дифференциальных уравнений с частными производными.  

Для детерминированных процессов, т.е. процессов, следующих законам классической механики, для которых характерна строгая зависимость выходных величин от входных. Математическая модель обычно представляется в виде дифференциальных уравнений. Если основные переменные изменяются во времени и пространстве, математическая модель является моделью с распределенными параметрам и дается в виде дифференциальных уравнений з частных производных. Если переменные изменяются только зо времени, математическая модель представляет собой гадслъ с огглседот зченнг.  

Для детерминированного процесса мера определенности равна единице, для неопределенного - нулю. Как следует из выражения (56), мера определенности соответствует показателям достоверности для случайных величин; в данном случае при анализе случайных функций мера определенности соответствует квадрату нормированной взаимной дисперсионной случайной функции относительно входных случайных функций и функций, характеризующих свойства технологической системы.  

Для детерминированных процессов обратная связь позволяет определять их состояние не только в определенный интервал времени, но и вне этого интервала.  

Для детерминированных процессов обратная связь позволяет определять их состояние не только в определенный интервал времени, но и вне этого интервала. Что касается стохастических процессов, то знание их на некотором интервале времени позволяет лишь определять вероятностные характеристики поведения объекта вне этого интервала.  


Исследования детерминированных процессов проводят обычно на основе известных физико-химических закономерностей, применимых к этим процессам. Эксперименты при этом используются для уточнения (или определения) коэффициентов математического описания изучаемого детерминированного процесса и играют, таким образом, вспомогательную, хотя и не второстепенную роль. Однако такая постановка исследований не всегда возможна и прежде всего неприменима для изучения стохастических процессов.  

В детерминированных процессах со случайным масштабом также использовались оценки вида (10 - 52), подобные характеристикам случайного процесса (10 - 61), но в последнем случае этих характеристик недостаточно и для полного суждения о случайном процессе вводится дополнительная характеристика, функция корреляции случайного процесса.  

При детерминированных процессах часто можно получить оптимальность для каждого процесса в отдельности, как это имеет место, например, в системах, оптимальных по быстродействию. В то же время для статистических процессов можно обеспечить лишь оптимальность в среднем, но подходы и получаемые результаты очень похожи на то, с чем встречаются в детерминированных системах.