В истории музыкальных культур народов севера Европы - Дании, Норвегии, Швеции - есть общие черты, обусловленные общностью в их экономическом и социально - политическом развитии.

В частности, для них характерно позднее, по сравнению с европейскими странами, становление композиторских школ. Во второй половине 19 века среди этих школ особенно выдвинулась норвежская. Её возглавил Эдвард Григ - композитор мирового значения, оказавший влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на всю европейскую музыку в целом.

Эдвард Григ: биография

Теперь ее прах объединяется с мужем в Тролдхаугене. Хотя он был чрезвычайно популярен в течение своей жизни, репутация Эдварда Грига снизилась в начале 20-го века. Частично это было потому, что он был оценен мастером небольших, но не больших музыкальных форм. Однако его несколько более длинных работ, таких как Концерт для фортепиано и Струнный квартет, были столь же успешными. Это замедлило повторное открытие некоторых из его более авантюрных произведений. Более полная оценка его полного творчества в конце 20-го века, включая его более поздние фортепианные пьесы, восстановила его репутацию и показала его как гармоничный пионер.

Норвегия в это время переживала трудный период развития. Более слабая в экономическом отношении, она находилась в подчинении то у Дании (16 – 19 вв), то у Швеции (19в). И лишь 1905 году Норвегия окончательно освободилась от политического диктата.

Знаменательный расцвет в это время переживает норвежская культура в целом, и музыкальная культура - в частности. Например - Людвиг Матиас Линнеман, начиная с 50 - г., проводит большую работу по собиранию музыкального фольклора, знаменитый скрипач Уле Булл, прозванный "северным Паганини", по выражению Грига, был "первым, кто подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки", в качестве автора многочисленных романсов выдвигается Хальфдан Кьерульф, патриотизмом отличается деятельность одарённого, к сожалению, рано умершего Рикарда Нурдрока - он является автором музыки национального гимна Норвегии.

Среди композиторов он повлиял, помимо тех, о которых уже упоминалось, это Жан Сибелиус, Карл Нильсен, Эдвард Макдауэлл и Морис Равель. Он никогда не терял значения на родине, как национальный композитор Норвегии. Коллекции писем и работ Грига находятся в Публичной библиотеке Бергена в Бергене, Норвегии и во многих других местах по всему миру. Список этих учреждений можно найти во введении к Эдварду Григу: «Письма к коллегам и друзьям», под редакцией Финн Бенэстад и переведен Уильямом Халверсоном.

Романсы и песни

Другие письма написаны в «Лионеле Карли», изд. Григ и Делиус: «Хроника дружбы в письмах». Другие работы Грига, в том числе его автобиографические произведения и статьи в журналах о ринге Вагнера «Кольцо Нибелунгов», Роберт Шуман, Вольфганг Амадей Моцарт, Джузеппи Верди и Антонин Дворжак находятся в Финне Бенэстаде и Уильяме Халверсоне, Эдварде Григе: Дневники, Статьи, Речи. Наиболее полная библиография - Дэн Фог, Кирсти Гринде и Ойвинд Норхайм, Эдвард Григ, Веркверзейниш. Музыка Грига была опубликована в «Полных работах».

Григ, однако, резко выделяется среди своих предшественников и современников. Подобно Глинке в России или Сметане в Чехии, он с необыкновенной отчётливостью воплотил в своей музыке народный колорит. "Я почерпнул, - говорил он, - богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада пытался сделать национальное искусство". Создав такое искусство, Григ стал основоположником норвежской музыкальной классики, а творения его - достоянием мировой художественной культуры.

Среди произведений, не упомянутых выше, - симфония, концертная увертюра, «Осень», «Старая норвежская мелодия с вариациями», «Две мелодии для струнного оркестра», случайная музыка для Сигурда Йорсальфара, Берглиот, Олава Трюгвасона, Незавершённая опера: Сцены из «Народной жизни», три скрипичных сонаты, песни «Первая встреча», «Лебедь», «Горный трал», «От Монте-Пинчио»и «Земельный», фортепианная соната и десять его наборов Лирические пьесы для фортепиано. Его фортепианная музыка была записана в 14 томах Эйнаром Стин-Нокленером.

Другие варианты биографии

Среди классических выступлений из Лирических пьес - пьесы Эмиля Гилельса и Михаила Плетнева. В трех томах собраны песни Грига в Исторические выступления, в которые входит образец пения Нины Григ. Есть также многочисленные записи скрипичных сонат, виолончельной сонаты и струнного квартета. Лучшей биографией Грига является Финн Бенэстад и Даг Шельдеуп-Эббе, Эдвард Григ: Человек и художник. Финк, Григ и его музыка; и Джон Хортон, Григ.

Эдвард Хагеруп Григ

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Разрешено текстовое воспроизведение

Элизабет Кайл, «Песнь о водопаде: история Эдварда» и «Нина Григ» - детская книга, написанная в стиле романа и ориентированная на детство и юность своих подданных. Много информации о религии Грига можно почерпнуть из первичные источники, особенно его письма. Отчет о связях Нины Григ с датскими унитариями сохраняется Датской унитарной церковью в Копенгагене, Дания.

Его отец, по имени Александр Грейг, был английским консулом шотландского происхождения. Григ вырос среди трех сестер и старшего брата. Он начал изучать фортепиано с матерью в возрасте шести лет.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Его шурин, известный скрипач Оле Булл, рекомендовал Григу учиться в Лейпцигской консерватории, он продвигался к скандинавской народной музыке, будучи учеником Рикарда Нордраака. Вскоре Григ освободился от немецкой романтической традиции и рос в направлении развития своего оригинального стиля.

Гармония Грига стала неортодоксальной, богатой и сложной для общественности, обусловленной классическими композициями Моцарта и Гайдна. Он поселился в Христиании и зарекомендовал себя как музыкальный учитель и концертмейстер. Его коллекция «Лирических пьес» для фортепиано сделала его отличной репутацией среди музыкантов. Грига называли «Шопеном Севера» Хансом Буловым. Там Григ исполнил свою музыку и провел встречи с Францем Листом и другими европейскими музыкантами.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Оле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе….. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

Его сотрудничество с норвежским писателем Бьорнсоном также началось в Риме. Он прекратил преподавать и вернулся в свой родной город Берген. Там он выбрал естественную среду для своей работы. Григ сочинил большую часть своей музыки среди живописного ландшафта леса, гор и моря на фьорде Хардангер. Григ восхищался безмятежностью и красотой норвежских пейзажей, был важной частью его музыки. Григ писал музыку выдающегося лирического качества и эмоциональной глубины, которую он выразил через изысканные мелодические линии и сложные гармонические изменения.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Его симфонические «норвежские танцы», и «Норвежские крестьянские танцы» ссылаются на скандинавские народные мелодии. Григ выступал во многих городах Европы. Его жена Нина жила в возрасте 90 лет и сделала виллу Грига в Тролдхаугене в музее. Концертный зал был построен неподалеку, чтобы разместить ежегодные фестивали музыки Грига.

Полная оценка длится около девяноста минут, но музыка стала настолько популярной, что Гридж создал два пятнадцатиминутных оркестровых сюиты, и эти сюиты теперь гораздо чаще исполняются, чем либо полная оценка, либо игра Ибсена. Один из основателей норвежской националистической школы музыки.

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Сначала нужно быть человеком. Все истинное искусство вырастает из того, что явно человеческое. Известный своими концертами и фортепианными миниатюрами, Эдвард Григ внесла огромный вклад в мир музыки в Норвегии. Его произведения стали популярными во всем мире, и большая часть его музыки была вдохновлена ​​его собственными эмоциями, реальными сценариями жизни и множеством описательных образов. Норвегия никогда не была известна своей любовью к искусству или чем-то креативным. Всегда можно было задуматься о том, как возникла маленькая страна, подобная Норвегии, и воспитала музыкального гения, такого как Эдвард Григ.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

Его любовь к народной музыке, пейзажам и традициям беспрепятственно проникала в творческие границы его музыки, и он стал одним из самых известных имен в стране. Григ жил и мечтал о музыке, и именно этот сон привел его на его вечнозеленый шедевр, «Концерт для фортепиано в мелодии». Чтобы узнать больше о жизни Эдварда Грига, прочитайте биографию ниже.

Партитуры не горят - Эдвард Григ

Отец Грига был торговцем, а мать была учителем музыки и дочерью известного Эдварда Хагерапа. Эдвард был настроен на музыку с очень нежного возраста, и его мать, заметив его склонность, решила дать ему свои первые уроки игры на фортепиано в возрасте. Она научила его основам в течение нескольких лет, прежде чем он продолжил изучение предмета в глубину влиятельных институтов, таких как «Школа танков». Учения его матери и более поздняя школа дали импульс и правильную среду для его музыкального таланта.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

Булл узнал талант мальчика и призвал своих родителей отправить его в «Консерваторию Лейпцига», где он научился любить, воспитывать и внедрять музыку в свою жизнь навсегда. Григ был в течение 4 лет пребывания в консерватории и возмущался дисциплиной и культурой школы. Дисциплина отличается, он преуспел в разных предметах и ​​всегда гордился своими учителями, пока он был там. Он выбрал фортепиано в качестве своего майора и выбрал орган как выборный.

Эдвард вернулся в свой родной город, чтобы дать свое первое выступление в качестве известного музыканта из Лейпцига, где он пленял зрителей сонатой Бетховена; «Патетическая». Он решил провести базу в Копенгагене, Дания, и пробыл там более 3 лет. Именно здесь он встретил своего гида и будущего друга «Рикард Нордраак» и выдающихся композиторов Нильса Гаде и Дж. Нильса Гаде призвал Эдварда создать свою собственную симфонию, которая после долгих убеждений была создана в исполнении Грига по разным поводам.

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

К сожалению, с возрастом здоровье Грига сильно пошатнулось, лёгочные заболевания всё чаще и чаще одолевают его… Умер Григ 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии национальным трауром.

Детство и годы учения

Однако он никогда не хотел, чтобы это публично публично или признано общественностью по неизвестным причинам. Он подрывал себя в разных точках жизни и не думал, что его симфония достаточно хороша, чтобы быть оцененной на глобальной платформе. Это было, когда Рикард Нордраак вмешался и вдохновил Эдварда на создание и создание большего. Именно тогда люди стали узнавать свои работы еще больше и начали идентифицировать его как талантливого композитора. Большая часть музыки Эдварда включала в себя использование фортепиано и скрипки для сонат, а также оттенки немецкого романтизма.

Список произведений Э. Грига

Фортепианные произведения
Множество небольших пьес (ор.1, издан в 1862 году);70 содержаться в 10 "Лирический тетрадях" (изданы с 1879 - х годов по 1901)
Соната e - moll ор.7 (1865)
Баллады в форме вариаций ор.24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор.14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы - каприсы (2 пьесы) ор.37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (емть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для двух фортепиано в 4 руки (F - dur, c - moll, C - dur, G - dur.)

Но вскоре Григ осознал свою национальную лояльность и стал вдохновляться национальными фольклорами и норвежскими пейзажами. Брак и карьера Эдвард Григ женился на своей первой двоюродной сестре, Нине Хагеруп, в Эдварде, однако, не смог сделать это для своего собственного фортепианного концерта А, поскольку он был задержан с другими обязательствами в Осло.

Лист обеспечил, чтобы Эдвард получил грант на поездку, чтобы встретиться с ним в Риме. Григ дважды посетил Листа и сыграл сонату для скрипки. Однако он даже попытался принять Концерт для фортепиано Эдварда, однако Эдвард почувствовал, что его подделали и играли слишком быстро. В свою очередь Лист преподавал Эдварду способы и методы оркестровки. Это не только выиграло его награды, но и выдвинуло его художественные способности на первый план. Музыка, которую он сочинил для пьесы, была принята оркестрами и фортепианными дуэтами.

Песни и романсы
Всего - с посмертно изданными - свыше 140.

Камерно-инструментальные произведения
Три скрипичных сонаты (F - dur, G - dur, c - moll)
Виолончельная соната a - moll ор.36 (1883)
Струнный квартет ор. 27 (1877 - 1878)

Симфонические произведения
"Осенью", увертюра ор. 11 (1865 - 1866)
Фортепианный концерт a - moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор.34
"Из времени Хольберга", сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор.40
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из "Сигурда Йорсальфара" ор.56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор.64

Он начал присоединяться к различным оркестрам, включая Бергенский филармонический оркестр. Дом, в котором они поселились под названием «Тролдауген», теперь является центральным музеем для всех вещей, связанных с Эдвардом Григом, и продолжает волшебство своей музыки и наследия.

Почему так случилось?

Музыка и известность Грига увеличились с возрастом, и он был более знаменитым в более поздние годы, чем в молодые годы. Он начал записывать свою музыку для граммофонов и продемонстрировал свой талант к музыке в качестве пианиста. Перси медленно начал принимать музыку Грига и несколько раз играл на фортепианном концерте по самым высоким стандартам на различных концертах по всему миру.

Вокально-симфонические произведения
"У врат монастыря" для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
"Возвращение на родину" для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872)
"Одинокий" для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор.32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" ор.23 (1874 - 1975)
"Берглиот" для декламации с оркестром ор. 42 (1870 - 1871)
Сцены из "Улафа Трюгвасона" для солистов, хора и оркестра ор. 50(1889)

Хоры
Альбом для мужского пения (12 хоров) ор. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии для смешанного хора a cappella с баритоном или басом ор. 34 (1096)

Литературные сочинения
Среди опубликованных статей главные:"Вагнеровские спектакли в Байрейте" (1876), "Роберт Шуман" (1893), "Моцарт" (1896), "Верди" (1901), автобиографический очерк "Мой первый успех" (1905).

Эдвард Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843, Берген (Норвегия) — 4 сентября 1907, там же) — великий норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Оле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшиго с 12 лет от роду) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.

Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина Хагеруп вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине Хагеруп сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.

Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они стали мужем и женой в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Христианию (так тогда называлась столица Норвегии). С тех пор Эдвард писал музыку только для своей жены — Нины.

Всё чаще в Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнеее. Несмоторя на это, Григ продолжал творить и стремится к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Рассказывают, что перед смертью Григ приподнялся с постели и отвесил глубокий и почтительный поклон. Однако не многие уверены в этом факте.

Эдвард Григ скончался в родном городе — Бергене 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.