– один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов) .

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи .

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Как мне думается, это устроил Господь Своим : желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Сегодня в Лавре много молодой братии, но, конечно же, жизнь монастыря тесно связана с его старыми насельниками. Течет время, умирают люди, многие уже «переселились» на братское кладбище в Деулино: там уже множество могилок, причем некоторые – совсем свежие.

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного . Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

Несмотря на то, что отца Кирилла сегодня с нами нет, но он жив, и братия иногда его посещает. Он болеет, он в коме, он тяжело переживает, наверное, свое состояние, молится (о чем многие свидетельствуют). Как сегодня в Лавре вспоминают нашего духовника, который, вероятно, известен сегодня так же, как и отец Матфей, на весь мир?

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Конфликт поддержанных Константинопольским патриархатом украинских церквей и РПЦ входит в самую острую фазу. Радикалы грозят после получения автокефалии, а то и раньше, штурмовать храмы и обители, подчиняющиеся УПЦ Московского патриархата. Самая известная святыня из подобных - Киево-Печерская лавра. Наш корреспондент отправился туда, чтобы выяснить, как в Лавре готовятся к предстоящим событиям.

Решение Вселенского Патриархата о скором предоставлении автокефалии Украине не только обрадовало политиков «незалежной» и патриархов церквей-раскольников - УПЦ Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церкви, но и внесло сомнения в ряды УПЦ МП. 16 октября викарный епископ митрополита Киевского и Всея Украины, наместник киевского Свято-Преображенского собора Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского Патриархата.

41-летний митрополит, считавшийся «правой рукой» предыдущего главы УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), слывет одним из лидеров проукраинского крыла в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Последует ли «цепная реакция» в среде духовенства Украины и насколько готова самая знаменитая обитель русского православия на Украине - Киево-Печерская лавра — к штурму украинскими националистами? Корреспондент «МК» разбирался во мнениях людей воцерковленных и простых обывателей непосредственно на территории мужского монастыря.

Территория Лавры в последние месяцы усиленно контролируется как внутри, так и снаружи. Автомобили после нахождения на территории монастыря подвергаются выборочному досмотру. В особенности грузовые, где имеется простор для всевозможных «ящиков для детского питания» и «стройматериалов».

Еще в начале сентября член парламентской фракции Радикальной партии Украины в Верховной Раде Юрий Шухевич зарегистрировал в Секретариате ВР депутатское обращение. Сын бывшего главнокомандующего Украинской повстанческой армии Романа Шухевича (УПА запрещена в России — «МК») потребовал немедленно провести инвентаризацию всех имеющихся историко-культурных ценностей, хранящихся в Почаевской и в Киево-Печерской Лаврах. Украинский националист высказал убежденность в намерении РПЦ тайно вывезти в Россию имущество из обоих мужских монастырей. Министр культуры Украины тут же приказал подчиненным «произвести учет и регистрацию» ценностей в храмах УПЦ Московского Патриархата.

МВД же Украины принялось круглосуточно контролировать чуть ли не каждую тропинку, по которой из монастырей можно вынести даже небольшую икону.

Клирики нескольких лаврских храмов, к которым «МК» обратился за комментарием, дружно отвергли наличие якобы полученного из Москвы приказа «эвакуировать из Киева» все самое дорогостоящее и исторически ценное.

— И сами мы отсюда никуда не уйдем! Так и напишите: мы украинцы, мы на своей земле, которую любим и ради которой молим Господа о ниспослании благости для населяющих ее людей.

Все надписи и вывески на территории Лавры сделаны на украинском, однако в действительности – как бы по умолчанию – в этих намоленных местах «ходит» исключительно русский язык.

Разумеется, для туристических групп из других стран делаются исключения.

Корреспондент «МК» наблюдал за работой англоязычных и немецкоязычных гидов. А также их китайских коллег. Украинскую речь я услышал лишь однажды…

«Представь себе: в самом центре Киева – «осиное гнездо», москальская церковь, враждебная к украинской державе», — двое мужчин в стильной одежде, скорее всего, не рассчитывали на то, что корреспондент «МК» услышит вполголоса произнесенные оценочные суждения на буковинском диалекте.

Возможно, эти «туристы» каким-то образом включены в схему «перелицовки» высших чинов УПЦ МП в еще не созданную единую поместную украинскую церковь.

Как известно, митрополит Онуфрий (в миру Орест Березовский), стоящий во главе УПЦ Московского патриархата – уроженец Черновицкой области. В его теперешнем окружении – уроженцы не просто Буковины, а села Корытного, «малой родины» предстоятеля Украинской православной церкви. Как любит напоминать пресс-секретарь Онуфрия, игумен Пафнутий, из Корытного вышли более 40 священников и полтора десятка монахов, которые служат и несут монашеское послушание в различных епархиях страны. Поэтому «проводить работу в правильном направлении» с этой категорией духовных лиц неверняка будут их земляки…

Еще одним «рычагом давления» могут стать крупные региональные олигархи. В Винницкой области, к примеру, митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Шостацкий) формально остается иерархом «московской церкви», при этом фактически активно проводит в регионе ползучую мягкую украинизацию. О бизнес-интересах в Виннице теперешнего главы государства Петра Порошенко и преданного ему премьер-министра Владимира Гройсмана (в прошлом мэра Винницы) знают все.

— Как в этом отношении настроен митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний? – спрашиваю у слушателя одного из учебных заведений на территории Печерской Лавры. – Симеон-то родом из Хмельницкой области, наверняка поддерживает контакт с её иереями?

Мой собеседник после небольшой паузы пытается дать максимально дипломатичный ответ, поскольку по завершении учебы намерен вернуться в родной Хмельницкий и посвятить дальнейшую жизнь служению Господу.

— Способы воздействия на наших архиереев – сугубо политического свойства, — говорит молодой человек. – Между тем алгоритм принятия судьбоносных решений внутри Церкви – совершенно иной, нежели его представляют себе политики. Разумеется, мы воздаем молитвы Господу, дабы вразумил сеятелей теперешней смуты.

— 14 октября, говорят, на территории Лавры поместили в полицейские автозаки почти три десятка неких «спортсменов». Знаете, кто это был?

— Эти люди проникли в монастырь под видом туристов. Может, даже заплатили за билетики по 30 гривен (часть Лавры формально является территорией музея — «МК» ). Даже малейших шансов захватить Лавру у них не было. В нужный момент все мы способны мобилизоваться и надолго отвадить от нашей обители любого недруга.

— То есть, ни мешков с песком, ни гранатометов у окошек монастырских келий вы пока не расставляли?

— Нет, конечно. Надеемся, Господь услышит наши молитвы.

На дороге, ведущей к дальним пещерам Лавры, замечаю коллег – корреспондента и оператора крупного телеканала из медиа-группы миллиардера Виктора Пинчука. Большинство гостей обители искусно избегают общения с журналистами.

Наконец девушке-журналистке повезло: после продолжительной «волны» китайских туристов перед съемочной группой остановилась чета молодых людей.

— В обозримом будущем Лавра может перейти под юрисдикцию то ли Константинопольского патриархата, то ли Украинской поместной церкви. Если это произойдет, вы будете сюда приходить?

— Да, — отвечает по-русски туристка. – Мы обязательно будем поклоняться чудотворным иконам и мощам здешних святых.

— То есть вам абсолютно все равно, на каком языке будут свершаться молитвы в храмах лавры?

— Для нас никакого значения это не имеет и не будет иметь.

— Сможете все это повторить на камеру?

— Нет, нет, не хотим.

Нежелание демонстрировать свои политические пристрастия выказывают и постоянные жители мужского монастыря.

А он живет привычной духовной жизнью. Из аудиоколонок, расставленных у входов в храмы и внутри трапезных (где можно откушать монастырских яств по цене вдвое дешевле, чем в киевских кафешках), звучат неповторимые печерско-лаврские напевы. Сосредоточенные монахи без устали вычищают до блеска чуть ли не каждый булыжник мостовых.

— Мне кажется, что сегодня опять наступила весна, — слышу от дамы, спускающейся из иконописной мастерской.

С ней тут же соглашаются: на дворе в самом деле 25 градусов тепла.