С татья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.

Закон кармы. 12 законов кармы

Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие « ». Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках. И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.

Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает "причина-следствие", "воздаяние", "деяние".

Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед. Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к. сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.

Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия - праведные и греховные - будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих. Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно. Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.

Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается. Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее. С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.

Что такое реинкарнация и закон кармы

Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.

Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название - метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.

Таким образом, зная, что реинкарнация - это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу. То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях. Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.

Почему у христиан нет концепции реинкарнации?

В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к. считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, - рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел. С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.

Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма - это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил. Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.

12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко

  1. Первый закон - великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
  2. Второй закон - закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы - её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
  3. Третий - закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
  4. Четвёртый - это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
  5. Пятый - закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
  6. Шестой закон - о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
  7. Седьмой - закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
  8. Восьмой - закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом - миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
  9. Девятый закон - здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
  10. Десятый - закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
  11. Одиннадцатый - закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда - это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
  12. Двенадцатый - закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.

Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы. Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, - это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.

Закон воздаяния - карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним

Как мы уже отметили выше, закон кармы - это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого. Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма. Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.

Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е. ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому. Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.

Путь Будды и законы кармы

Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона карма пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким. В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений. Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.

Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом - пурана-камма, - и та, что формируется в настоящий момент - нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, - нава-камма - будет формировать наше будущее. По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть - это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля. Благодаря этой второй части кармы - нава-камме или пуруша-каре - человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.

Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление - действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды - исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании - это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».

Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был - хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, - продолжает работать на создание кармы. Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.

Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания. Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать. Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.

Один из величайших законов мироздания, при помощи которого совершается эволюция на Земле — . Трудно себе представить как смогла бы эволюционировать жизнь, если бы не было такого закона.

Даже объема знаний в пределах средней школы хватит чтобы убедиться, что жизнь развивается, что формы растений, животных и человека со временем совершенствуются. Это превращение есть результат действий метапсихоза, то есть мудрого закона перевоплощения. Этот закон заставляет ядро человеческого духа, по природе своей бессмертное и вечное, погружаться в бесконечный ряд временных смертных оболочек. При этом достигается совершенствование жизни и совершенствование форм, в которых жизнь обитает.

Однократная, без перевоплощений, человеческая жизнь, если бы она в действительности была таковой, стала бы нелепым диссонансом в общей гармонии космической жизни, где смена явлений жизни чередуется с непреложной закономерностью. Смена дня и ночи, времен года, тепла и холода, расцвета и увядания, рождения и смерти – все необходимо и целесообразно.

Как утверждали еще в древности восточные наставники, только незнание и отрицание современным человеком основных космических законов привели его к нелепому заключению, что он находится вне общего течения мировой жизни, что он исключен из стройной системы мироздания, из закономерности причин и следствий и находится в условиях случайности и бессмысленности, что его однократная жизнь — это простая случайность, а неизбежная смерть – ужасающая бессмысленность.

Независимость существования человека является невозможной, поэтому он как и другие животные и растительные организмы на земле подвержен процессам эволюций и перевоплощений. Сущность закона перевоплощений заключается в том, что человек бесконечным рядом последовательных жизней на физическом плане бытия приобретает все более и более полный жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, переходит в характер человека и его способности. С этими – то способностями и этим характером, который создался в предыдущих жизнях, человек приходит в новую жизнь, при этом всякая новая жизнь, начинается с той ступени развития, на которой человек остановился в предыдущей жизни. Получается, что любая жизнь – это урок, или задание, которое необходимо выполнить. Если человек был успешен в разрешении поставленной ему задачи, он двигается в своей эволюции быстрее, если же он менее успешен, ему придется множество раз возвращаться в одни и те же условия, в ту же обстановку, в которой он оказывался и раньше, не достигнув успеха.

Как утверждают многочисленные восточные учения, на каждой планете, включая и нашу Землю, человек должен совершить семь малых кругов через семь рас, то есть по одному в каждой из рас и через семь, умноженных на семь ответвлений. Таким образом, получается, что каждый должен перевоплотиться как минимум 343 раза. Целью опыта многочисленных жизней человека является раскрытие различных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас силы, красоты и величия, которыми космическая субстанция, Единая Жизнь, наделила каждого из нас. В своем теперешнем состоянии все мы являемся незаконченными существами, подлежащими переменам, связанным с законом эволюции.

Перемены, связанные с законом эволюции, хоть и являются неизбежными, в какой-то мере зависят от самого человека. Желания человека и наличие его свободной воли имеют решающее значение в создании своей судьбы. Нельзя сказать, что назначение связано только с течением эволюции, а человек – всего только мяч судьбы. Такое утверждение было бы грубой ошибкой. Мы сами определяем свое назначение в космосе. Сказать иное – значит разобщить нас с этим единым космосом, и возвратиться на путь искаженных истин.

Что же происходит с бессмертной душой человека в процессе нового воплощения? Бессмертная душа, состоящая из материи высшего ментального плана, после того как закончится срок ее пребывания в Раю, если отталкиваться от знакомой всем христианской терминологии, опустившись на более низкий ментальный уровень, начинает создавать из него ментальное тело, или тело мысли. Когда же построено ментальное тело, вместе с ним душа опускается в астральный уровень, где строится астральное тело или тело желаний, с помощью которого вновь воплотившийся будет выражать свои эмоции и страсти. Дальше, строится эфирный двойник из материи физического уровня. Эфирный двойник – точная копия будущего физического тела, или, что будет правильнее, его оригинал, так как он существует раньше физического тела, которое развивается во вновь родившемся человеке в таком виде, в каком существует эфирный оригинал.


Когда все перечисленные оболочки созданы, наступает время рождения человека. Высокоразвитый человек, который живет высшим сознанием, сам выбирает семью, в которой ему предстоит родиться. Для неразвитых же людей, не верящих в бессмертие, не знающих о непрерывности жизни, этот вопрос решается на уровне Единой Жизни. Именно она определяет семью и условия, в которых малоразвитый человек должен родиться, руководствуясь теми желаниями и стремлениями, которые человек обнаружил в прежней жизни.

Физическое тело, или тело действий, дается человеку его родителями. Родители могут передать ему лишь физическую наследственность – характерные особенности той расы и нации, в которой человек вновь рождается. Все остальное он приносит в новую жизнь сам, ведь его индивидуальность слагалась веками в течение всех предыдущих жизней. Новая же жизнь на Земле дается ему для того, чтобы он усовершенствовал свою индивидуальность, чтобы прибавил нечто положительное в «чашу накоплений» . В этом как раз и заключается цель всех предыдущих и последующих перевоплощений.

Закон перевоплощений многогранен и имеет множество различных проявлений, одним из которых является карма, или закон причин и следствий, понимаемая в обыденности как «судьба» или «рок». В понятиях «судьба» или «рок» для обычного человека заключено нечто слепое, фатальное. Для знающих людей закон кармы является таким же понятным и «системным», какими для обычных людей являются законы физики или государственные акты типа гражданского кодекса.

На Востоке закон кармы называют также законом возмездия, или воздаяния, что в полной мере отражает его суть. Воздаяние, если отталкиваться от общеупотребительного смысла слова, бывает только за что-нибудь и может быть или следствием бывшей в прошлом какой-то причины, или результат совершенного в прошлом поступка.

Каждое действие, каждое слово и каждая мысль отмечаются в соответствующих мирах причин, которые все неизменно и неизбежно приведут в тех же мирах к соответствующим последствиям, возвращаемым человеку или в виде страдания и наказания, или в виде радости, удачи и счастья.

Воздаяния за их проступки людям воздает не совершенное существо – Бог, которого можно было бы упросить, а слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, уговорить который просто невозможно. Все что требуется от каждого – четко выполнять закон. Человек может расположить закон в свою пользу, лишь повинуясь ему, или сделать его своим злейшим врагом, нарушая его предписания.

Религиозно настроенный человек может молиться своему Богу с утра и до вечера, может каяться в своих грехах, разбивая себе лоб и кладя земные поклоны, но он не изменит этим своей судьбы ни на йоту, так как судьба человека складывается из его поступков и мыслей. Закон кармы приведет соответствующие результаты, и эти результаты нисколько не будут зависеть ни от количества поклонов ни от покаяний, ни от чего быть ни было еще. Таким образом, закон кармы и закон перевоплощений вместе создают человеческую эволюцию, являясь двигателями вверх к совершенствованию. Знание этих законов так же необходимо людям для развития духовности, как еда и дыхание – для физического существования.

Человеческая жизнь протекает одновременно в трех мирах: в видимом физическом и невидимых астральном и ментальном. В каждом из этих миров человек осуществляет свою деятельность и, соответственно, создает свою карму. На физическом уровне он создает свою карму поступками, на астральном – желаниями, на ментальном – мыслями. А общим для всех видов кармы является тот факт, что всякая причина вызывает следствие в той же самой области, в том же самом мире.

Добро и зло, посеянные в физической сфере, возвращаются в виде добра или зла в физическом же плане. «Нити» кармы тянутся от самого высокого уровня — ментального, — к самому низкому – физическому. Они переплетаются не только с теми людьми, с которыми мы живем в настоящее время, но и с теми, с которыми мы жили и с которыми будем жить. Сложность кармы усугубляется еще и тем, что, расплачиваясь за старые долги, мы все время делаем новые, за которые тоже когда-то придется расплачиваться.

Древние утверждали, что в каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигает его в данном воплощении. Конечно, он тут же начинает новую карму, но при расширенном сознании и очищении мышления. Порождаемая им карма будет уже высшего качества. Старая карма уже не будет так страшна, так как очищенная аура абсолютно иначе будут реагировать на кармические удары.

Не следует думать, что карма, раз созданная, непременно должна быть изжита до конца. Безудержным устремление к совершенству человек может обогнать свою карму, и она не сможет догнать его. Только остановившийся в своем развитии человек получит полный «ливень» кармы.

Карму создают не только каждый человек в отдельности, но и различного рода коллективы. Кроме индивидуальной кармы, человек может иметь семейную, групповую, партийную, народную или даже государственную. Индивидуальная карма, конечно же, является главной, она влияет на погашение всех прочих видов кармы. Вредя или помогая себе, человек вредит или помогает другим, поэтому индивидуальную карму нельзя отделить от ее прочих видов, и участи человека в групповой карме является результатом индивидуальных особенностей.

Групповая карма образуется действиями и стремлениями к достижению каких-то целей группы людей – семьи, партии… Все, принимавшие участие в образовании подобного рода кармы, должны будут встретиться не только со своими противниками, которым они причинили какой-то вред, но и между собой, чтобы распутать те узлы, которые когда-то были совместно завязаны.

Возникает логичный и закономерный вопрос: какими же должны быть поступки, чтобы результаты были положительными и человек не создавал себе плохую карму? Может быть просто надо делать лишь добрые дела и честно выполнять свои обязанности? Увы, так просто этот вопрос не решить. Основное значение имеет не только то, как мы совершали свои поступки, но и побуждения этой деятельности, которые нами руководили. Можно сделать множество полезных для других людей дел, но если мотивы, были не честны, то и сама деятельность теряет свою ценность.

Тот, кто помогает ближнему не ради любви, не ради того, чтобы облегчить его страдание, а ради тщеславия и желания услышать похвалу своей доброте, связывает себя. Конечно, благодарность и похвала доброте могут и последовать, но такого мотива не должно быть изначально. Себя связывает даже тот, кто совершает хорошие дела ради того, чтобы заслужить благоволение Бога, чтобы потом попасть в Рай. Человек, будет воплощаться до тех пор, пока не научится совершать свою работу без личных мотивов, пока он не поймет, что работа должна быть ради работы, а не ради ее выгодных для самого работающего результатов. Незаинтересованность в результатах своей работы – главное условие создания хорошей кармы. Но так как труд безо всякого мотива превратился бы просто в каторгу, то необходимо сказать о единственном мотиве, который не связывает человека и не создает плохую карму. Этим единственным мотивом является деятельность на пользу эволюции и для общего блага.

Всякая работа ценна постольку, поскольку в ней отсутствуют личные мотивы, так как присутствие таких мотивов всегда создает карму. Подтверждение этому можно найти и в Библии. В Евангелие от Матфея Христу приписываются следующие слова: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Что это как не указание на то, что стремление к приобретению материальных благ, то есть личные мотивы, приносят человеку вред.

Когда человек сможет принять в сознание тот факт, что все виды кармы – его собственное порождение, что вся его жизнь, как земная, так и посмертная, – результат его кармы, что исключительно он сам творит свою собственную судьбу и свою эволюцию, только тогда он вступи на путь, приближающий его к истинному пониманию основ Бытия.

Николай Чернопащенко (Интересная газета)

О кармическом воздаянии пишут сегодня очень много. Однако все это не решает проблемы, а, скорее, еще больше запутывает их. Кармическое воздаяние во многих книгах выглядит примерно следующим образом. Некто в своей прошлой жизни изрядно насолил своему ближнему. В настоящей жизни этот ближний, почему-то вновь воплотившийся рядом, сделал в ответ точно такую же пакость. Надо полагать, что в последующем воплощении эти личности вновь поменяются местами, затягивая таким образом процесс до бесконечности. Основная идея, видимо, заключается в том, что единственная цель вечности - перетасовка неприятностей между различными людьми. Но так ли все это происходит в действительности?

Возьмем для примера иную ситуацию, более реальную в обыденной жизни. На работе начальник накричал на подчиненного. Тот, вернувшись домой, наорал на жену, которая, расстроившись, дала оплеуху сыну. Сын, в свою очередь, пнул собаку, собака укусила кошку. Кошка же, выскочив на улицу, поцарапала соседского кота, чем привела его в состояние крайнего изумления. И на этом эпизоде данная кармическая цепь закончилась.

Однако восприятие человека приучено к тому, чтобы никак не связывать мистические учения с обыденной реальностью. Возможно, это часть нашей культуры, приучившей нас к тому, что священные писания, как, собственно, и мистические учения, не имеют никакого отношения к реальной жизни. Все это мы принимаем как некую абстракцию, в которую принято верить, а также поклоняться ей, в то же время понимая бессмысленность попыток привязать эту информацию к реальной жизни. А это в свою очередь значит, что мы поклоняемся лжи.

Все мы прекрасно знаем, что в реальной жизни справедливое воздаяние случается нечасто. Для того, чтобы его совершить, необходимо быть личностью и иметь мужество. Поэтому чаще всего мы совершаем возмездие несправедливое, срывая зло на тех, кто для нас безопасен (бей своих, чтобы чужие боялись). Возмездие перестает быть карой за обиду. Это - беспощадность нашего самоутверждения, для которого мы выбираем тех, кто совершенно точно не даст сдачи. Именно это явление, возможно, и легло в основу современной культуры, взявшей свое начало с невинной жертвы - распятия Христа.

Чувство вины

Преследование тех, кто не желает или не может защитить себя (возможно, из-за неясного чувства вины), порой затягивается.

В человеческом восприятии понятие вины может быть весьма условным. Так, в романе В.Яна Чингисхан объявляет, что будет мстить окружающим народам и истреблять их за то, что те не спешат ему покориться и не желают считать его богом.

Как в свое время заметил Ф.М. Достоевский, злодеи нередко бывают по-детски наивными. Но еще более наивны существующие трактовки кармических воздаяний. А эти учения сегодня уже выходят на уровень новой религии, которая всегда политична. Любая религия соответствует интересам определенного круга людей. В данном случае это те, кто, напакостив кому-то, убеждает себя: наверное, тот человек обидел меня в прошлой реинкарнации. И вместо чувства вины появляется ощущение исполненного долга.

Собственно, это - психологический нюанс. Ощущение вины всегда присутствует у человека, подвергнувшегося агрессии со стороны более сильного. Так, психологи отметили, что жертвы, захватываемые в заложники террористами, всегда ощущали перед ними странное чувство вины. Возникала непостижимая связь, и заложники в этих случаях готовы чуть ли не исповедоваться перед последними. Видимо, так в этом случае срабатывает инстинкт самосохранения, заставляющий нас испытывать чувство вины перед теми, кто в этот момент оказался сильнее. Неизбежно находятся желающие эксплуатировать это странное психологическое свойство человека, но к карме оно не имеет никакого отношения.

И все же кармическое воздаяние существует. Никакие оправдания не могут стать защитой от жесточайших наказаний такого рода. И это далеко не одни только болезни - кармические процессы нередко контролируют практически все стороны нашей жизни.

Каким же образом происходит кармическое воздаяние? Известна фраза из Библии, сказанная устами Создателя: «Мне отмщение и аз воздам!» В те далекие времена, задолго до рождения Мессии, Создатель требовал, чтобы никто не смел мстить сам за себя. Люди должны были поручать дело возмездия ему одному. Таким образом, обиженный кем-то освобождался от необходимости связывать себя обязанностью мести, что, впрочем, совсем не облегчало судьбу обидчика. Так происходит и в действительности. К примеру, известно, что в православной церкви существует особый молебен - за здравие заблудшей ведьмы. И нередко бывает, что в результате этого она весьма скоро умирает. Наверное, это - своеобразная форма милосердия.

Существует известное теологическое положение, которое гласит, что любое колдовство совершается по попущению Божьему. Ведь и земные правители не рубили голов своими руками - они назначали для этого палачей. Точнее (что немаловажно), они допускали к осужденным тех, кто выбирал для себя такую профессию, и те исполняли приговор. Кармическое наказание обычно связано со своего рода преступлениями, поэтому оно снимается через покаяние. Человек, не считающий себя виновным, не может быть прощен - прощение же снимает и наказание. Однако покаяние должно быть прицельным - человек вникает в причины происшедшего. И именно для поиска таких причин существует магия, как средство восстановить утерянное памятью. Это - не единственная цель магического искусства, но немаловажная.

И все же для высших сил кара - не самоцель. Во многих изданиях по кармической диагностике Бога описывают словно базарного торговца, тщательно отмеривающего, кому и сколько неприятностей он должен воздать. Но это свидетельствует лишь об ограниченности авторов. На самом деле Господь обрушивает неприятности на тех, кто не желает двигаться ввысь. Лично мне нередко кажется, что разрешение большинства жизненных ситуаций сродни решению математической задачи, в которой обязательно необходимо найти верный путь. Поэтому и всякое очищение требует, чтобы человек переродился внутри собственной личности и нашел новые для себя и безвредные для других способы решать свои проблемы. Но это очень нелегко. Для нас является почти нереальной задачей понять, что же в действительности есть добро, а что есть зло. И когда мы не в состоянии это сделать, являются демоны.

Эти потусторонние существа всегда были загадкой для тех, кто пытался понять их природу. Обилие легенд и мифов только усложняли ситуацию, не давая никаких ключей к пониманию проблемы. Демоны реально существуют, проявляясь в медитациях в форме черной тучи, буквально «высасывающей» свет из окружающего пространства. Иногда, впрочем, они являются и в образе существ, несколько несуразных, но забавных. Так, на картинах Исронима Босха демоны изображались невероятными фигурами - свиная голова без туловища, на женских ногах, крысы в рыцарских панцирях, пауки в шляпах.

Классическая форма - черт с крыльями летучей мыши. Правда, иногда они являются и в благопристойном виде.

Однажды один уфолог смог оживить мертвую собаку. С тех пор он стал считать себя избранным, приближенным к Богу. Этот уфолог рассказывал, что его забирали в высший мир, где представили 72 богам обитаемых миров во главе с высшим божеством. Следы аналогичной структуры нашлись лишь в Каббале, где описывается, что ад управляется 72 великими демонами во главе с Люцифером. С этими существами при контактах можно разговаривать так же, как с людьми. Хотя доверять их обещаниям особенно не стоит.

Современные психологи трактуют нечистую силу как персонификацию подсознательных страхов человека. Хотя при этом не объясняют, каким образом эти страхи могут нанести людям вполне реальные телесные повреждения, вплоть до смертельного исхода. Эти редкие, но вполне реальные случаи психологи не пытались ни объяснить, ни просто рассматривать. Но совершенно ясно одно: эти существа создают своеобразную «тьму разума», при которой человек не в состоянии отдавать отчета в собственных поступках, а также правильно понимать окружающие события. Еще более он заблуждается в отношении побудительных мотивов - своих и окружающих его людей. Эта внутренняя ложь никогда не приводит к цели. Именно она заставляет идти напролом, нарушая все заповеди и создавая причины для будущего воздаяния.

Самоутверждение

Известна гениальная фраза - истина есть правда. Познание ее - это, в конечном счете, правильное понимание событий в нашей реальности. Всеми событиями руководит Бог - значит, истина есть Божья воля. Именно наши попытки противостоять ей и порождают проблемы.

Существуют разные пути самоутверждения в этом мире. Один из них - самоутверждение в Боге и в силе Его. При этом стоит сразу заметить: истинный Бог имеет весьма отдаленное отношение к любой религии - это совсем разные вещи; Он не требует делать из него объект поклонения. Другой путь - противостояние Богу и самоутверждение во зле. Именно это и становится причиной кармических неприятностей, поражающих весь род и передающихся по наследству детям.

Эти грехи передаются через множество реинкарнаций. Сознание прошлых рождений становится подсознанием в этой жизни, и оно нерушимо хранит память о когда-то принятых решениях, которые и управляют нами из глубины нашего существа. Собственно, нет не прощаемых грехов, вопрос только в том, как принудить свою глубинную, несознательную суть к покаянию, а также разрушить смертный шок тех реинкарнаций, где вы были невинными жертвами. Ведь по своей сути карма есть не что иное, как психическая инерция.

Эта инерция распространяется на многие поколения семьи, как правило, лишь несколько ослабевая со временем. Если взять, в частности, семьи ведьм, то их потомки несут на себе немало заболеваний, связанных с природой тех, через кого был запущен процесс.

Если попробовать рассмотреть структуру ада, то можно обнаружить, что он состоит их двух слоев. Нижний - синий, цвет нестерпимого ужаса, прикрывается сверху желтым слоем, который несет в себе потребность любоваться собой и восхвалять свои дела. По сути, это не что иное, как защита от глубинного ужаса, введенного в жизнь силами, с которыми ведьмы и их потомки вынуждены общаться. А дальше этот процесс развивается по своей собственной, неумолимой логике.