Представляем вниманию читателей воспоминания бывшего узника «R 64923», Глеба Александровича Рара, в годы войны попавшего в фашистский концлагерь Дахау.

Глеб Рар рассказал о настоящем торжестве духа над предельными жизненными трудностями, о том, как чудом выжившие заключённые концлагеря, освобождённого союзниками, встречали Пасху 1945 года.

Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора:

«Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие - от тифа…

28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты SS“ на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это - знак надежды, что SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.

Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…

Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) - который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

Свято-Воскресенская часовня в Дахау, которая была построена отрядом Западной группы войск Российской Армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом часовни находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.

Сегодня я хотел бы воспользоваться случаем и попросить вас, православных христиан во всем мире, сообщить нам имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концентрационных лагерях для того, чтобы мы смогли включить их в наши молитвы.

А если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить нашу русскую часовню на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных «на месте сем и на иных местах мучения».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! XPIΣTOΣ ANEΣTH! CHRIST HAS RISEN!

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Стихира Пасхи)».

Глеб Александрович Рар - известный церковный и общественный деятель старой русской эмиграции.

Долгие годы Г.А. Рар состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt).

В 1968 г. посвящен во иподиакона митрополитом Филаретом (Вознесенским). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, выступал с докладами о положении Церкви в СССР во многих странах мира. С 1983 года был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства - старейшего русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии.

В 1995 году, когда Братство было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г.А. Рар по просьбе руководства Русской Православной Церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооруженном соборе в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешней Балтии.

Когда с Тысячелетием Крещения Руси в 1988 году Церковь на Родине стала освобождаться из-под контроля властей, Г.А. Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания «зарубежных» приходов на территории самой России. В августе 1991 года Г.А. Рар участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении.

На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв нацизма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

По личному указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина Г.А. Рар с супругой получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию.

За его обширную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 г. от Святейшего Патриарха Алексия II.

Вконтакте

Традиционно главный праздник христиан Пасха подсознательно переплетается с Днем победы, пожалуй, главным светским праздником россиян. Думается, что в этом тоже есть Божественное провидение…

Пасха – олицетворение победы Христа над адом и смертью. Она дарует каждому верующему освобождение от греховных уз и надежду на воскресение их мертвых и жизнь вечную. В день Пасхи Христос спас мир, совершив искупительную жертву за человечество.

В День Победы окончилась самая кровавая война в истории человечества, унесшая жизни более чем 71 000 000 человек. Через самопожертвование борцов, воюющих на фронте и трудящихся в тылу, мир получил освобождение от ужаснейшей фашисткой идеологии, разделяющей людей по сортам и готовой уничтожить еще большее число людей в жерлове ненависти во имя построения тысячелетнего рейха. Воистину, сегодня многие из нас живут на земле, благодаря жертве этих людей. Особенно учитывая, что некоторые нации фашисты намеревались искоренить полностью.

Фото воинов-победителей у стен Рейхстага, 1945 г.

Примечательно, но в том далеком 1945 году эта параллель была не образной, а самой что ни на есть реальной.

Пасха в 1945 году выпала на 6 мая, совпав с Днем великомученика святого воина Георгия Победоносца – символичного покровителя Москвы и России в целом.

Как вы помните из курса истории, именно 6 мая в штаб союзных войск прибыл генерал Альфред Йодль с полномочиями подписать капитуляцию перед англо-американскими войсками. Несмотря на всяческое нежелание немецкого правительства капитулировать перед СССР, генерал американской армии Дуайт Эйзенхауэр, не в пример нынешним политикам, был достойным человеком, поэтому отказался от принятия односторонней капитуляции. Он заявил, что немецкие войска должны капитулировать там, где они в данный момент располагаются: на Западном Фронте — перед союзниками, а на Восточном — перед СССР. Так 7 мая в 2 часа 41 минуту в Реймсе генералами всех союзных стран, включая СССР, был подписан Акт о капитуляции Германии. 8 мая в 22:43 по центрально-европейскому времени (в 00:43, 9 мая по московскому) в берлинском предместье Карлсхорст был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Эта дата и стала датой празднования Дня Великой Победы.

По божественному стечению обстоятельств немецкая капитуляция была заявлена в день Пасхи и подписана в середине Светлой седмицы полководцем по имени Георгий. После 24 июня на Красной площади в самом центре Москвы сей самый Георгий (тоже Победоносец), восседая на белом коне, будет принимать парад в ознаменование победы СССР над Германией в Великой Отечественной войне.

В праздничном послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…».

Вот так чудесно весной 1945 года соединились два события: Пасхальное торжество жизни над смертью и праздник победы героизма над страхом и злом!


Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие - от тифа… Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы?

Настоящий рассказ был написан в 1998 г. на английском языке. Ниже приводится перевод, сделанный в 2006 году после кончины автора.

28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты „SS“ на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это - знак надежды, что „SS“ скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.

Крестный ход пошёл. Торжественно, благоговейно. Животворящий Крест Господень поплыл в чёрном небе, хоругви заискрились золотом, народ дружно зашагал, старушки засеменили по гравию, среброголосые певчие и все, кто как мог, соединились в едином многоголосии: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех И нас на земли сподоби Чистым сердцем Тебе славити».

Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов „SS“ передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у «выдающихся нацистов» в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…

Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в «блоке 27» - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано, непременно (по народной примете) вымыты окна. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай, - считалось, что целебный можжевеловый дым, своего рода благовоние Центральной России, - защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать пасху, замешивать тесто для куличей - пожалуй, для хозяек это один из самых хлопотных дней в году. Приготовление пасхального стола стараются закончить именно в четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня траура и молитвы.

Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в «блоке 26», который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) - который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени «репатриационные офицеры» специального отряда «СМЕРШа» уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.

За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры - все пелось наизусть. Евангелие - «В начале было Слово» - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста - тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне-памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами «на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных».

Свято-Воскресенская часовня в Дахау, которая была построена отрядом Западной группы войск Российской Армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом часовни находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.

Сегодня я хотел бы воспользоваться случаем и попросить вас, православных христиан во всем мире, сообщить нам имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концентрационных лагерях для того, чтобы мы смогли включить их в наши молитвы.

А если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить нашу русскую часовню на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных «на месте сем и на иных местах мучения».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! XPIΣTOΣ ANEΣTH! CHRIST HAS RISEN!

«Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (Стихира Пасхи).

Глеб Александрович Рар - известный церковный и общественный деятель старой русской эмиграции. Долгие годы Г.А. Рар состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей «Православного Дела», служащего распространению веры в СССР, являлся одним из основателей всемирно известного швейцарского института «Вера во Втором Мире» (Glaube in der 2. Welt).

В 1968 г. посвящен во иподиакона митрополитом Филаретом (Вознесенским). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, выступал с докладами о положении Церкви в СССР во многих странах мира. С 1983 года был председателем Свято-Князь-Владимирского Братства - старейшего русского общества в Германии, основанного в 1888 году при российском посольстве в Берлине для оказания помощи нуждающимся православным людям и для сооружения и содержания русских храмов в Германии.

Воскресение Христа стало новозаветной Пасхой - радостью освобождения от рабства смерти. Само слово «пасха» означает «прохождение мимо», «прехождение», освобождение от рабства. Празднование Пасхи продолжается 40 дней - столько, сколько Христос являлся своим ученикам после воскресения. Благодатный огонь - так называют огонь, который чудесным образом появляется в Иерусалиме в храме Гроба Господня в Великую субботу, свидетельствуя о победе Иисуса над грехом и смертью. Появляется он сам по себе, ниоткуда, то есть никто его не приносит и не зажигает.

В 1995 году, когда Братство было вынуждено закрыть свой домовой храм в Гамбурге, Г.А. Рар по просьбе руководства Русской Православной Церкви передал хранившийся там «Мемельский иконостас», служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, в Россию. Иконостас был отреставрирован Российским Фондом Культуры (Москва) и установлен в храме «Нерукотворного Спаса» при новосооруженном соборе в Калининграде, посвященном, по предложению Г. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Первую мировую и Вторую мировую войны на территории нынешней Балтии.

Когда с Тысячелетием Крещения Руси в 1988 году Церковь на Родине стала освобождаться из-под контроля властей, Г.А. Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничного создания «зарубежных» приходов на территории самой России. В августе 1991 года Г.А. Рар участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении.

На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв нацизма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

По личному указанию Президента Российской Федерации В.В. Путина Г.А. Рар с супругой получили российское гражданство. Старческие недомогания и болезни, однако, воспрепятствовали их возвращению в Россию. За его обширную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почётных и благодарственных грамот Русской Церкви на родине и за рубежом, в частности, в 2004 г. от Святейшего Патриарха Алексия II. Скончался Г.А Рар 3 марта 2006 года под Мюнхеном на 84-м году жизни.

"Военно-исторический журнал" (№11, 1978 года)

Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Немецкие астрологи и оккультисты по его поручению тщательно выбирали дату нападения, вкладывая в неё глубокий мистический смысл. В этот день Русская Православная Церковь отмечала праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Это один из самых дорогих нам праздников. В этот день ревностные священники в церкви зачитывают имена абсолютно всех русских святых, и каждый прихожанин в храме терпеливо ждет, когда прозвучит имя святого, которое он носит. Гитлер для нападения выбрал именно этот день. Символический смысл этого был в том, что нападая в День памяти всех святых, он нападал на всех, кто носит их имена. То есть он объявлял войну каждому лично.

Напасть на святых невозможно, поскольку они недоступны, но можно напасть на тех, кто носит имена этих святых, и своей победой доказать беспомощность русской святости и неспособность небесных покровителей защитить свой народ. Это было величайшее кощунство и надругательство над нашей страной, но именно это число и этот праздник принесли погибель Гитлеру и его нации.


Враги полагали, что гонимая, почти добитая перед войной Русская Церковь в надежде на новых покровителей будет помогать топить Россию, а затем и сама потонет вместе с ней. Но наши иерархи понимали, что безбожные власти — это ещё не весь народ. Народ как был, так и остался богоносным. Пусть людей пулями отгоняют от храмов, но их дети и правнуки всё равно туда вернутся, потому что не хлебом единым жив человек. Иерархи лучше других понимали, что история Церкви — это история её гонений, и эти новые гонения — не последние в её истории.

Церковь сразу встала на защиту Родины. Она не могла видеть в Гитлере своего спасителя, и доказывала своему народу, что она ему не враг, как его пытаются убедить. Она доказала, что не хочет наживаться на нём, а сама готова страдать вместе с ним и готова отдать последнее.

Священники Ленинграда продемонстрировали исключительную силу духа.


«За всю войну не было дня, чтобы отец не пошёл на работу. — вспоминала Дубровицкая. — Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадёт, замёрзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею я права слабеть. Надо идти дух в людях поднимать». И шёл в свой собор. За всю блокаду — обстрел ли, бомбёжка ли — ни одной службы не пропустил».

В блокадном Ленинграде умер каждый третий священник. В Никольском храме, где всю блокаду служил митрополит Алексей, из тридцати четырёх певчих осталось только трое. Регент умер прямо за богослужением. Скончался звонарь. Не пережил голодную зиму и келейник митрополита инок Евгений. Но на танковую колонну имени Димитрия Донского ленинградские приходы пожертвовали 1,5 миллиона рублей. Вот что стоит за словами «отдать последнее».

Летом 1942 года Гитлер считал, что Красная армия доживает последние дни, и надо признать, у него были для этого все основания. Сталинградская битва — это тот момент войны, когда решалось, что будет с русским народом. Решалось, будет ли продолжаться наступление немцев на восток. 12 сентября состоялась встреча Паулюса с Гитлером в Виннице. Генерал летел туда, чтобы получить приказ о штурме Сталинграда, но в этот же день произошло ещё одно важное событие: Жуков и Василевский предложили Сталину план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом. Главнокомандующим армией был назначен Василий Иванович Чуйков. От того, как будет сражаться его армия, в задачу которой входило не дать прорваться немцам к Волге и удерживать эту лавину до завершения операции по окружению, зависел исход этой грандиозной битвы, а, может, и ход всей истории.

14 сентября, когда Церковь празднует церковное новолетие, началась великая битва. История ещё не знала таких кровопролитных сражений. Василий Иванович Чуйков вспоминал: «Наш блиндаж трясло как в лихорадке, земля звенела, толчки от разорвавшихся крупных бомб грозили раздавить нас. В этот день мы не видели солнца — оно поднималось бурым пятном и изредка выглядывало в просветы дымовых туч». Когда Паулюсу докладывали, что Чуйков находится в трёхстах метрах от передовой, он не мог в это поверить. Его штаб находился в ста двадцати километрах.

Сын Чуйкова, Александр Васильевич, рассказывал:


«Однажды он попал под бомбёжку. На совершенно незащищённые, открыто стоящие здания, вышли три звена немецких штурмовиков. У них было задание разбомбить дом, в котором находился командарм Чуйков. Они израсходовали боезапас, а Чуйков так и остался стоять у стены. Не знаю, молился он или нет, но когда атака закончилась, он оглянулся, а стены нет! Стена была как решето: Чуйков находился под обстрелом 15 минут. Он вспоминал: «Хочу перекреститься, а руки от напряжения судорогой сведены — не могу разжать кулак. Пытаюсь пальцы сложить в крестное знамение — не получается. Так кулаком и перекрестился». И с тех пор у него это вошло в привычку: он и под Берлином крестился кулаком. После его смерти мы обнаружили в его партбилете молитву. Эту молитву он получил от матери, Елизаветы Фёдоровны, когда отправился в Сталинград. Молитва была с ним всю войну, всю жизнь».

В 2005 году в честь Елизаветы Фёдоровны Чуйковой была названа малая планета. Астероиду присвоили имя Чуйковия. Елизавете Фёдоровне могли поставить памятник или назвать в её честь город или улицу, но решили, что она должна быть ближе к Богу. Эта женщина честно прожила жизнь и воспитала 12 детей. И она имела веру, достойную первых веков христианства. В 37-м, в разгар гонений на Церковь, она не дала разорить свой приходской храм. Тем самым она подвергала большой опасности себя и своих детей, а особенно Василия, военного разведчика. Это был подвиг матери, которая подобно библейскому Аврааму, не колеблясь, приносила в жертву своего сына. Но так же, как Господь остановил руку Авраама, Он отвёл руку смерти от неё и её семьи. Церковь не тронули, остались живы и она, и её сын Василий.

2 февраля 1943 года победно завершилась Сталинградская битва. Это событие было отмечено не только митингом, но и благодарственным молебном. И первую свечу затеплил командарм, окопный генерал Василий Иванович Чуйков.

В «Сборнике кратких христианских поучений к воинам» 1812 года написано:


«Войны только начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани — ошибке военачальников. Победа и поражение в деснице Господней».

О молитве, хранимой Василием Ивановичем Чуйковым в партбилете, семья узнала только после его смерти. А сколько таких зашитых в шинели иконок, крестиков, молитв было по всему фронту? Кто их может сосчитать? А сколько жизней они спасли? А какие молитвы сотрясали души матерей и жён? И даже те, кто не имел крестиков и молитв, когда обрушивалась лавина огня, когда цепенело тело, а разум уже был не в силах вместить происходящее, читали молитву «Господи, помилуй». Так было на всём фронте от Белого до Чёрного моря! Война была тем взрывом национального сознания, который вернул народ в храм, и власти были вынуждены не только прекратить гонения, но и начать сотрудничать с Церковью. Так закончилось время гонений.

Вот она — долгожданная победа! Свершилось! Но мало кто в эти дни замечал, что пришла весна, что в пригороде Берлина цвели яблони, пахло сиренью, трава была зелёная, а небо голубое, высокое. Приближались дни Пасхи. 10 мая Василий Иванович писал жене: «Здравствуй, дорогая моя Валечка. Целую тебя, родная, много-много раз. Долгожданный час победы наступил. Несомненно, чувство радости было большое, особенно 1 мая. В три часа ночи ко мне прибыл начальник немецкого генштаба и начал говорить о капитуляции. У меня на глазах склоняет колени немецко-фашистская Германия… Войти победителем в Берлин, то есть пройти от Сталинграда до Берлина… Это в 42-м была бы фантазия, в 43-м и 44-м — мечта, а в 45-м — уже пройденный пункт. Я был рад за всё и за всех. Как это совершилось?..»

Пасха пришлась на 6 мая — день памяти Георгия Победоносца. Это были именины маршала Победы Георгия Константиновича Жукова. Разве случайно, что победа пришла в день его памяти? Символично было начало войны в День памяти всех русских святых и столь же символична была победа в дни Пасхи. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», — пели во всех церквях. Ещё одна попытка уничтожить христианство не удалась, поэтому Пасха 45-го — это была радость жизни, что остался жив. Пасха 45-го — это была возрождённая Церковь. Пасха 45-го — это значит, что Господь принял и освятил все жертвы, принесённые народом. Пасха 45-го — это светлая память всех на поле брани убиенных, потому что у Бога все живы. Пасха 45-го — это была Победа!

По материалам одноименного документального фильма

Пасха — праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы. Знаменательным стало то, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая (н.ст.), когда празднуется . Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий с греческого значит «земледелец». И подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Ведь заканчивалась крупнейшая и кровопролитнейшая в мировой истории война — война, для нашей страны начавшаяся в (22 июня 1941 г.). Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы…

Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание . В 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». В ней содержали противников режима, постепенно и методично превращая их в живые трупы. Теперь склеп стал пуст... Тюрьма и весь одноименный район Берлина получили название в честь библейской земли Моав, жители которой пытались воспрепятствовать Народу Божьему достичь Обетованной земли. Моавитский царь обращался к прорицателю Валааму: «Прокляни мне народ сей, ибо он сильней меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли». Но Бог сказал Валааму: «Не проклинай народа сего, ибо он благословен». Валаам благословил израилитян, предсказав: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города» (Числа. 22:6, 12; 24:17-19). ...В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник , приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.

30 апреля настал , когда бесплодной смоковнице было сказано «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» — и она тотчас иссохла (Мф. 21:19). В тот день . Но бои продолжались еще два дня, и тишина в Берлине настала лишь к . К этому времени в целом завершились столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая сдача в плен. Победоносные войска выходили на линию соприкосновения с союзниками. Предпасхальным вечером 5 мая начальник штаба союзников У.Б. Смит передал немецкому представителю Фридебургу требование генерала Эйзенхауэра о повсеместной капитуляции как на западе, так и на востоке.

6 мая наступила . В освобожденном за неделю до того концлагере Дахау пасхальное богослужение по памяти совершали греческие и сербские священники, надевшие самодельные облачения на свои полосатые робы… Тем временем немецкое командование начало переговоры о полной капитуляции. В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт был подписан. Через двое суток по требованию советского командования он был продублирован в Берлине с участием официального представителя СССР маршала Георгия Жукова.

День Победы праздновался 9 мая в Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся. Первым из них был пророк Моисей, узревший на Синае Неопалимую купину и получивший откровение о грядущем освобождении своего народа. Откровение о Победе, Исходе, о Пасхе.