«Тени сизые смесились…» Федор Тютчев

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши -
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы. Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.

Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу-жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились…», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью.

Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом . Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей. Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В такие вечера Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание – в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова. Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.

Ночной мир в лирике Тютчева

3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

…звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Анализ произведений Серафимовича А.С. и Бальмонта К.Д.

Тишина духа, молчание вселенной слишком ужасно и томительно, быть может, сама Вечность лишь ужас безмолвия, нет возврата с высот и ледяных хребтов, а между тем «правда небес» только смутный сон. Итак, должно жить, во что бы то ни стало...

Брюсов. Поэзия интеллекта

Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи - как дым алтарный! Как вызов яростный - мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком...

Лирическое стихотворение

Стихотворение написано акцентным стихом, интервал между ударениями достигает 7 слогов, два ударных слога, как правило, разделены цезурой - «слышен лай дворняг; рожь заглушил сорняк». Также, что касается метрического строения стихотворения...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца...

Ночной мир в лирике Тютчева

Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья...

С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне - между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной по статусу. Сразу же после обращения идет повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Первое четверостишие - очередное ласковое обращение к няне, поэт называет ее «своей старушкой» и говорит о том, что их лачужка «и печальна, и темна» - у них есть свой собственный мир, который в данный момент чем-то опечален...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

«Вновь я посетил» - стихотворение о том, как поэт вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. Так же он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни. Далее он указывает нам на домик...

В стихотворении «Детям ХХ века» Анна Волкова показывает некое «преобладание» машин над людьми, падение души и замыкание в себе. Она призывает людей восхищаться природой, быть отзывчивым, бескорыстным и делающим приятное другому...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Женщина», написанное А. Волковой, как мне кажется, изображает тонкость женской натуры, ранимость ее нежной души и умение скрывать боль. Тема заключается в терпении женщиной душевной боли...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

В стихотворении «Мужчинам» Анна Волкова призывает сильный пол заботиться о слабом. И чтоб они, мужчины, вспоминали делать женщинам приятное не только 8 марта, но и каждый день жизни. Темой этого стиха является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Кара», написанное Анной Волковой, рассказывает о горькой любви, которая заканчивается плачевно для героини. Она испытывает на себе людскую брань, презрение, унижение и отречение любимого. Темой стихотворения является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение Анны Волковой «Навсегда» рассказывает о безнадежности этого слова. О том, что для женщины каждая любовь воспринимается, как последняя и вечная, но когда это всего лишь мечты, а любимый...

Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Андрея Белого

    Анализ произведений Андрея Белого

  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина

    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

  • Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

  • Анализ стихотворения Бог и дьявол Бальмонта

    Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

МАОУ «СПШ № 33»

(10-11 класс)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Криводерева Л.В.

Старый Оскол

2012

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения "Тени сизые смесились..."

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи

Метод. Коллективная работа учителя с классом

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились..." познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока

III . Работа на уроке
L . Слово учителя

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева

Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря " было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод , наполнив художественный приём философским содержанием

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого...мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта

Учитель. (Краткая запись в тетради).

    Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы
    нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов
    философского характера

    Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности
    оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо
    другом может получить противоположную оценку.

    Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
    Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
    "Тени сизые смесились...", условно они отнесены к "ночным
    стихотворениям" поэта.

    Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между
    двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
    (внутреннего и внешнего).

    Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились..." (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились..."

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай! (1835 год)

Ф.И.Тютчев

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества...
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

Образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

    тени сизые

    сумрак зыбкий

    гул дальний

    полёт незримый

    тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

Эпитеты

в) Работа с эпитетами

Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

Рассмотрим каждый из них:

    Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
    множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

    О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней
    жизни). Точнее не выразить

Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
устаревшая форма глагола "смешиваться")

    не столько механически, сколько слияние
    Учитель Сумерки - это слияние чего? в какое время?

    Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

    олицетворение "звук уснул"

    многосмысловые слова "цвет поблекнул" - т.е. наступление вечера, закат.
    "Мотылька полёт незримый" - темно очень тихо, слышен полёт

д) Анализ звукового оформления

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление

Аллитерация на свистящее "с"

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

Создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого
откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь)
человека? В каких строчках?

- "Жизнь, движенье разрешились

в сумрак зыбкий, в дальний гул..."

Учитель . Каким становится бытие человека?

- "зыбким, тоскливым"

ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками
проанализируем значение глагола "разрешились"

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул

Учитель.

Так возникает ощущение начала драмы

з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?"
Обратите внимание особое на слово "незримый".

Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль

- "Час тоски невыразимой!.."

и) Прокомментируем последний стих первой строфы.

    "Всё во мне, и я во всём!.."
    Учитель . Что значит "я во всём!"?

    во всём мире, т.е. Вселенной

к) Сделаем вывод анализа первой строфы

ощущение, состояние?

Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е.
показать душу в сумерках.

4) Анализ II части

Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II

часть

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку

Учитель. Какие слова помогают понять это?

Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей",
"утиши", "переполни", "дай".

Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О
чём его просят?

- "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

Человеческая душа стремится к покою, тишине.

Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что
указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

Покоя, тишины - самозабвения

Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное

"Дай вкусить уничтоженье..." Что может вызвать уничтоженье?

Ужас, страх

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

Вкушают, обычно, блаженство

    Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не
    только ужас уничтожения, но и сладость.

    Так в чём же особенность композиции стихотворения?

Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- "С миром дремлющим смешай!"

Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV . Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы

Учитель . Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне

V . Выставление отметок

VI . Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева
"Тени сизые смесились..." (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)