Напомним, что проект стандарта разработал Институт стратегических исследований в образовании(подразделение Российской академии образования). Фактически документ изменяет саму концепцию школьного образования. Все остальные предметы, кроме четырех обязательных, будут объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи. Так, в область« естественные науки» входят естествознание, физика, химия, биология и экология. При этом стандарты делят предметы по трем уровням преподавания. Интегрированный курс дает самые минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает« основам» и лишь профильный — занимается« подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета.

Разрабатывая новый проект образовательных стандартов, министерство образования и науки РФ посчитало, что 14 предметов, которые сейчас изучают в старшей школе, перегружают старшеклассников ненужной им информацией, поэтому в будущем количество предметов сократится до 10−11. Новая система заработает в пилотном режиме в 2013 году, внедрить ее во все российские школы министерство образования планирует не раньше 2020 года.

Впрочем, пока министр образования и науки Андрей Фурсенко еще не утвердил спорный проект, против которого выступают не только педагогическое сообщество, но и родители, которые не хотят, чтобы их дети в будущем остались неучами.

Интернет-портал сайт узнал у представителей образовательной сферы республики об их отношении к госстандарту для старшей школы и что бы они изменили в системе обучения в России.

Альберт Гильмутдинов, министр образования и науки РТ:

Главная задача, которая стоит перед российским образованием, это повышение его качества. Потому что-то качество, которое есть сейчас, никого не устраивает. Оно не устраивает ни самих детей, ни родителей, ни общество, ни работодателей. Для возрождения качества образования нужно резко повысить эффективность функционирования образовательной отрасли. В нее вкладывается очень много денег, но они расходуются с невысокой отдачей. Поэтому когда мы поймем, как образовательную отрасль сделать эффективной, тогда решим вопрос качества.

Касательно государственных образовательных стандартов я думаю, что они нужны. Но конкретно по тому варианту стандартов, который сейчас внесен на рассмотрение, возникает очень много спорных моментов. Поэтому не зря продолжаются обсуждения, и я уверен, что туда будут внесены серьезные коррективы. По поводу предложенных четырех дополнительных предметов могу сказать, что я не против физкультуры, потому что это основа здоровья детей, введение предмета« Россия в мире» тоже понятно. В дополнение к ним я бы ввел русский и английский язык, математику. Сама идея с предоставлением выбора предметов старшеклассникам правильная, единственное, как грамотно ее воплотить в жизнь. Я думаю, что необходимые коррективы в стандарты все-таки еще будут внесены.

Юрий Гортышов, ректор КГТУ им. Туполева:

— Я к изменениям, которые происходят с государственным образовательным стандартом, отношусь не очень хорошо. Даже если вы министра спросите или ректора и то нам не так просто сказать, какой предмет можно выбрать, хотя у нас большой опыт. Как в этом случае школьнику что-то выбрать, я не представляю.

Конечно, всегда есть стремление что-то сделать лучше, но система образования — это очень тонкая система. Знания — это огромный шар, внутри которого ядро меньшего размера, олицетворяющее собой фундаментальное образование на все времена. Оно почти не меняется и состоит из математики, физики, географии, русского языка. А снаружи ядро окружает огромная оболочка, которая меняется. В школе дают ядро, а вузовская система — это оболочка ядра. Оболочка постоянно меняется, знания быстро устаревают, но в школе надо давать то, что не устаревает никогда.

Мне кажется, что-то, чему и как учили в школе раньше, было правильно. К тому же очень важна система, но еще важнее ее реализация. Мы можем придумать очень хорошую систему, но неграмотно ее реализовать. Пока я не понимаю тех предметов, которые сделали обязательными для учеников старших классов. Ведь почти невозможно
спрогнозировать в первом, пятом или десятом классе, куда пойдет ребенок. То ли он будет технарь, то ли творческий работник, и не понятно, затачивать его под нужное предприятие или давать базовые знания. И сколько мы имеем случаев, когда авиационный специалист занимается проектированием судов или автомобилями. Я думаю, что все-таки важно дать основу и научить человека учиться и сделать это вовремя, в школе.

Людмила Дроздикова, директор школы № 135:

— В системе школьного образования я бы изменила финансирование, тогда не было бы ни каких проблем. Наша школа уже перешла на государственный образовательный стандарт для первых классов. Сейчас в них больше проводится работа по духовно-нравственному воспитанию учеников. Много часов посвящаем развитию интереса к спорту, искусства у детей, беседуем на нравственные темы. Все родители от такого построения урока довольны.

Что касается государственного образовательного стандарта для старших классов, то я согласна с вдовой Александра Солженицына о том, что наши дети превратятся в придаток к компьютеру. Стандарты для одиннадцатиклассников до конца не продуманы. Я считаю, что нужен плавный переход от одного госстандарта к другому. То есть в первом классе мы к ним уже перешли, а пятиклассники еще нет, а старшие ученики тем более. Как же тогда они могут по новому стандарту учиться?

Также думаю, что у многих учителей отношение к новому государственному образовательному стандарту для старшей школы однобокое. В проекте же не говорится, что они не будут изучать остальные предметы. Основой их изучения просто станет выбор школьника.

Анна Мишагина, заведующая по учебной работе школы № 31:

— Я бы увеличила число часов по русскому языку, профильное обучение начала не с девятого класса, а с восьмого и сделала акцент на необходимых ученику предметах. На мой взгляд, проект государственного образовательного стандарта для старшей школы не продуман. Например, учителя не понимают, что за такой предмет« Россия в мире» и подготовка индивидуального проекта. Среди обязательных я бы ввела изучение русского и английского языков, математики, истории. К тому же не понятно, как старшеклассники будут учить предметы, которые необходимы для сдачи ЕГЭ.

бы был директором школы.

Ульмезова Амина

Если бы я была директором школы…

Я учусь в 6 классе, мне 12 лет. Когда я вырасту я, очень хочу стать директором школы, но мама говорит чтобы стать директором нужно отлично учиться. Я буду стараться, чтобы добиться своей цели. Я учусь в школе №2, у нас есть очень хороший директор я буду брать с него пример. Ханафи Османович очень заботится о нашей школе, а мы стараемся его поддерживать.

Если бы я была директором школы в первую очередь расширила школу на два этажа. На 4 этаже можно поставить игровые автоматы, чтобы можно поиграть, если не будет урока, а слева можно поставить для швабр, веников кладовку и для других хозяйственных предметов. Еще лифт чтобы можно было передвигаться по школе. Чтобы было больше образованных учителей. Еще чтобы в подвале было много света и специальное место, где можно хранить продукты питания. На 5 этаже я хочу поставить личный музей школы, чтоб там можно было ходить смотреть картины, узнавать что-то новое. Во всех классах новое оборудование. Во дворе школы много клумб с цветами и стоянка для велосипедов с камерой ведь некоторые ученики далеко живут от школы. И самую изюминку хочу поставить в зале музыкальный центр с поисковой системой. В спортивном зале много тренажеров и спортивных гантелей. В библиотеках обновить все книги ведь что за жизнь без книг и поставить несколько картин, чтоб заинтересовать учеников. А в коридорах было бы чисто. В своем кабинете поставлю на самое видное место картину Леонардо да Винчи и удобное кресло со столом и компьютером.

Малкандуев Мухаммат.

Меня зовут Малкандуев Мухаммат. Я учусь в 6 классе. Когда я вырасту я стану директором школы, в которой я учусь. Я бы построил спортивный зал, дал учителям хорошие компьютеры. Сделал бы ремонт в школе, классах, добавил компьютеры в кабинет информатики. Сократил уроки, запретил школьную форму, добавил больше языков, зимой давал детям саночки на прокат, повысил заработную плату учителям, построил бассейн. Но мне еще далеко до директора. Школа, в которой я учусь мне нравиться. Переходить в другую школу не собираюсь, хотя мама настаивает. Но папа на моей стороне.

Хаджиев Махай

Я учусь в 6 классе. Когда я закончу университет, может быть, стану директором школы. С учителями и детьми поехал бы в санаторий. После того как мы вернемся я бы купил новые компьютеры для детей. Дети приезжали бы в школу на велосипедах. В школе будут уроки немецкого и французского языка. Я бы купил новые книги и отремонтировал бы школу. В школе был бы тренажерный зал. Все с радостью ходили бы в школу.

Бичекуева Залина

Я сейчас учусь в 6 классе, но мечтаю поскорей перейти в 11 класс. Я мечтаю стать директором школы. Для начала я буду работать завучем школы, а потом обязательно стану директором. Когда я стану директором школы я заработаю много денег и открою свою школу. Я поставлю в каждый класс 10 компьютеров, 20 столов и стульев, учительский стол, куплю много плакатов. Открою игровой зал для детей начальных классов, тренажерный зал. В актовый зал куплю пианино, музыкальные инструменты, большой телевизор, компьютеры, танцевальные наряды.

Моя мечта!

Биттиров Руслан

Сейчас я перешел в 6 класс. Через несколько лет я получу педагогическое образование и стану директором школы. Построю новую школу. В ней будет очень много кабинетов, компьютеров, поставлю везде пластиковые окна, бассейн, тренажерный зал. На летние каникулы буду открывать лагеря. Повышу зарплату на 10 тысяч рублей.

Дадуев Мусабий

Меня зовут Дадуев Мусабий. Я буду поступать на инженера строителя. Если- бы я был директором школы я бы построил спортивный зал. У нас есть поле, но зимой на улице очень холодно. Купил бы электронные книги вместо обычных. Сейчас дети любят все самое современное. Самое главное повысил зарплату учителя. Дети в школе изучали не только английский язык, но и французский, испанский, немецкий.

11 класс

Джазаева Фатима

Многое в школе я бы переоборудовала или построила бы заново: в первую очередь повысила бы заработную плату учителям, закупила бы новую аппаратуру в актовый зал, достроила бы спортзал. Также организовала бы разные мероприятия, чтобы развлечь учеников и не давать им скучать. Еще надо, чтобы желания учеников какими бы они не были, узнавал директор. Можно было бы устроить разные кружки для детей.

Атмурзаева Фатима

Если бы я была директором, то моя школа была бы инициатором разных городских и районных мероприятий: по посадке деревьев, по очистке окружающей среды, по тематическим митингам, по сбору средств для помощи детским Домам и другим нуждающимся. В моей школе проводились бы тематические вечера, посвященные той или иной эпохе или десятилетию. Я бы хотела, чтобы после уроков организовывались занятия для более углубленного изучения предметов для желающих. Еще в моей школе был бы ученический совет во главе со старшеклассником, который организовывал мероприятия для помощи начальным классам в учебе или для помощи библиотеке. Это лишь малая часть, но самое основное я обозначила.

Мирзоева Айшат

Если бы я была директором в первую очередь подняла бы зарплату учителям. Построила бы спортзал в школе. Если бы я была директором, то хотела бы, чтоб у меня в школе была бы дисциплина и порядок. Еще я бы сделала двухразовое питание (завтрак и обед). А еще я бы хотела, чтоб наша школа была лучшей не только в нашем районе, но и во всем мире.

Эдоков Солтан

Если бы я был директором в первую очередь я бы построил спортзал, потом обустроил все кабинеты хорошими компьютерами. Сделал бы ремонт во всей школе, чтобы в школе было уютно и комфортно. Поставил новую технику в столовую, новые столы, стулья. Укоротил бы уроки до 40 минут. Построил раздевалку. Постарался бы сделать обмен учениками желательно с Европейскими странами. В общем, я бы постарался сделать все, чтобы у учеников было желание учится, а у учителей работать.

7 класс

Сергеев Рома

Если бы я был директором, то я бы, во-первых, сделал хороший ремонт, установил в столовой большие столы, в классах поставил интерактивные доски, ученикам раздал планшеты, улучшил сантехнику, в учительской поставил плазменные телевизоры, компьютеры, компьютерный класс сделал бы более техничным, во дворе поставил бы аттракционы, интерактивные коврики. Вместо грамот давал бы медали из чистого золота, а не крашеную фигню которую дают сейчас. Продлил бы каникулы. Немного сократил бы уроки. Увеличил бы зарплату учителям. Давал бы стипендию. Купил тренажеры, школьный автобус. Ну и наконец, сделал бы школу более красивой.

Макитова Карина

Если бы я была директором и у меня было бы миллион долларов, у меня была бы не простая школа, а золотая. Ученикам, которые хотели бы учиться в моей школе я скажу, что все бесплатно. В моей школе будут планшеты, которые детям уже не надо покупать. Всевозможные знания будут храниться там. Я буду строга. Учиться мои ученики будут непременно в коридорах. Будут висеть графики: когда учиться, когда играть, когда идти в столовую и т.д.

В моей школе будет дисциплина.

Моллаева Лиза

Если бы я была директором я бы отменила форму. Разрешала включать на уроках телефон. Отменила родительские собрания, домашние задания. Чтобы уроки были по 10 минут, а информатика и физкультура 60 минут

Этезов Джамбулат

Я бы за каждую парту поставил компьютер. Приклеил обои, постелил шелковый ковер и составил расписание по две физкультуры в день. Повесил интерактивные доски. Отменил форму, подарил в сентябре всем телефоны и в каждом классе поставил бы суперкомпьютеры за 100 тысяч.

Бичекуева Зульфия

Если бы я была директором я бы устраивала вечеринки для учителей. Сделала бы уроки по 30 минут, выходные для детей (суббота, воскресенье), а для меня (пятница, суббота, воскресенье), отменила домашнее задание.

Гежаева Марина

В моей школе уроки были бы по 30 минут. В столовой чтобы готовили столько, сколько хотят дети. Физкультура 5 раз в неделю. Учителя ставили бы только «5». В праздники давала бы грамоты, а вместе с ними ноутбуки. Чаще бывали бы в музеях, на экскурсии. Я бы хотела, чтобы у нас было много медалей и много грамот. Мы бы участвовали в различных олимпиадах и соревнованиях. Завучем школы была бы Зинаида Карповна.

Б. Лейля

Если бы я вдруг по волшебству сделалась директором в школе произошли большие перемены. Я бы издала приказ, чтобы классы набирали по интересам: одни углубленно изучали историю, другие - математику, третьи - русский, и еще, чтобы ученики сами выбирали себе коллектив. Чтобы школьники серьезнее и ответственнее относились к своему обучению, я ввела бы уроки, которые должны готовить и проводить сами ученики. Многое в школе я бы переоборудовала или построила заново. Поставила бы во всех классах компьютеры, построила бы спортзал с тренажерами и посадила бы красивый сад.

Многое можно было бы перестроить в нашей школе, но к сожалению я не директор.

5 класс Эфендиева Динара

Если бы я была директором я бы построила приют для кошек и собак. Наняла бы рабочих и построила школу, где все буде бесплатно. Во всех классах стояли бы электронные доски, компьютеры. Помогла бы всем больным детям.

Малкарова Джаннет

Если бы я была директором я бы сделала в школе большой ремонт. Построила спортзал, повысила зарплату учителям. У каждого ученика вместо книг был бы ноутбук. Проводила бы много конкурсов, выставок и экскурсий. Все ученики вместе с учителями проводили бы экскурсии по разным городам и странам.

Моллаева Тома

Если бы я была директором я бы в школу поставила пластиковые окна и сейфовые двери. А еще я бы путешествовала и купила себе ужин.

Садыгова Зухра

Я бы построила дома. Директор это самый умный человек на свете.

Картлыков Аслан

Если бы я был директором я бы поехал очень далеко путешествовать.

Эльмесов

Если бы я был директором я бы сменил форму, сделал звонки по 35 минут

Апсуваева Зульфия

Сделала бы ремонт школы, наняла хороших учителей, хороших техничек и дорогу к школе.

Капитанов Тихон

Если бы я был директором я бы хотел чтобы все ходили в костюмах и учились на «5».

Джаппуева Жулдуз

Я бы сделала ремонт в школе. Если бы было много денег я бы оплатила операции детям. Я бы нашла хороших учителей, для того чтобы у меня было много учеников.

Афашоков

Повысил бы зарплату учителей и отменил форму, потому что в ней бывает неудобно.

Апсуваева Амина

Если бы я была директором сделала бы ремонт в классах, чтобы ученикам и учителям было комфортно. Поменяла бы полы в классах, и поставила для учителей мягкие стулья.

5 пунктов, которые я бы изменила в системе образования ещё вчера, я чётко прописала в самом конце поста, а в начале поста я хочу поговорить о том, как я к этим пунктам пришла...

Мои взгляды на существующую систему образования
менялись и продолжают этот эволюционный путь изменений (почти дарвиновский), на протяжении всей моей жизни.

Каждый из нас на протяжении определённого отрезка времени учился « чему-нибудь и как-нибудь»...

Уже традиционно, как только Артём Меллум пишет статью, у меня приходит желание постучать по клавиатуре и высказать своё мнение...Поразмышлять...Вспомнить детство голубое... Иногда — розовое, но, чаще всего, серое своей обязаловкой и подстригаловкой под один аршин...

Вот и сейчас, прочитав статью Артёма Меллума «Почему Я Жалею, Что Учился На Отлично» (ссылку убрала, как нерабочую) и, по его же ссылке, Ольги Лаптевой «Как калечит современное образование», я принялась вспоминать, как я относилась к системе образования в разные периоды своей жизни. Делюсь. Почти мемуары.

Детство голубое и мои взгляды на систему образования.

Мне очень нравилась школа, особенно перемены...

Мне очень нравилась моя первая учительница, Вайдич Ирина Васильевна. Хорошо помню, как она очень быстро раскусила эту маленькую шельму, которая заучивала странички букваря наизусть и ловко изображала чтение по слогам, ничего не читая...

Мне очень не нравилась моя первая и единственная двойка по чтению и, особенно, тот фурор, который она произвела в моём святом семействе! Меня очень поразило, какое большое значение имеют цифры в тетрадке и журнале, которые ставит учительница. Я никак не могла понять, почему это так важно моим родителям.

Я спросила об этом моих горячо любимых бабушку, маму, папу и они в унисон ответили мне, что от этого зависит моя жизнь: если я буду получать отличные оценки, то я смогу поступить в институт, а по окончании его — стать уважаемым человеком и специалистом с хорошей зарплатой.

В столь юном возрасте мне не хотелось сильно вникать в подробности моего светлого будущего, но читать по слогам пришлось научится, хотя бы для того, чтобы не огорчать родителей. В дальнейшем, я училась легко и без проблем. Приятным моментом было получать похвалу от учителей и родителей... Я потом еле смогла избавиться от зависимости в этих поощрениях и одобрении.

В старших классах мне легко давались и гуманитарные, и точные науки. Не любила географию и историю, так как дома блистали своими знаниями бабушка-географ и мама-историк (спасибо Богу, что они не вели уроки в моём классе!). С географией у меня, если честно, отношения вообще не сложились... Училку не любила.

Школу окончила на золотую медаль. Последний год училась в экспериментальном классе, куда собрали отличников со всех паралельных выпускных классов — я тогда уже начала понимать, насколько важную роль играет моё окружение. Была здоровая конкуренция и, одновременно, взаимопомочь.

Я всегда с удовольствием вспоминаю школу и моих учителей. Они позволяли мне оставаться такой, какой я на этот момент была: очень живой, озорной на переменах и внимательной во время уроков. Они не стригли нас под одну гребёнку...

Я это смогла оценить только тогда, когда окончила школу и поступила в вуз...

Высшее образование и моё отношение к этой системе получения знаний.

Здесь всё было совершенно иначе, чем в школе. До сих пор не могу понять, как я не бросила учёбу. Мне не нравилось всё: скучная система преподавания, абсолютно безразличные к нам, студентам, преподаватели (были и нормальные, но — единицы...), которые не любили свой предмет и строго придерживались учебника (будто мы читать не умели!).
Раз в два месяца я бросала всё и уезжала домой:
«Больше не могу! С меня хватит этой серости и посредственности!»

Меня никто не ругал. Все ждали, когда шквал эмоций утихнет и я смогу их услышать. Главным аргументом было, что я останусь недоучкой, что все те, которые намного глупее меня, получат это чёртово образование, а я — нет. Через недельку я успокаивалась, мне брали справку о фиктивной болезни и - вперёд, за орденами, вернее, за дипломом!

Училась очень легко, без проблем, но и без удовольствия. Нас, студентов, не уважали и постоянно подчёркивали, что мы заняли чьё-то место, раз не хотим хорошо себя вести и преданно учиться.

И несмотря на мои отрицательные отзывы о студенческой жизни, я сейчас, спустя много лет, рада, что эта жизнь у меня была! В это время я сформировалась как личность.

Минусы существующей системы образования

1. Я убеждена, как и Ольга Лаптева, что существующая система образования себя давно изжила ! Что эта система — это накопительство знаний, фактов и прочей никому не нужной ерунды.

2. Что эти знания абсолютно оторваны от жизни и не имеют никакого практического применения .

3. Что эта система подавляет проявления неординарного мышления.

4. Существующая система за время учёбы перемалывает личности и делает их удобными для нашего государственного строя , эта система обучения подстригает всех под одну гребёнку и делает нас винтиками, от которых будто-бы ничего не зависит. И многие потом всю жизнь верят, что от них ничего не зависит.

5. Всю программу, расчитанную на пять лет, можно усвоить значительно быстрее. Нет необходимости столько времени изучать теорию и делать лабораторные работы (видимость практических действий). Здесь я на 1000% согласна с Артемом Меллумом, что ценится только твой навык, а не теоретические знания и цвет корочки диплома.

Плюсы существующей системы образования

1. Возможность начать самостоятельную жизнь и вырваться из насиженного домашнего гнёздышка (касается иногородних).

2. Появляется навык противостоять системе подстригания и уравнения, превращения в удобного члена общества (не у всех, к сожалению).

3. Данная система образования отлично развивает способность выбрасывать ненужные знания из памяти (архивировать или стирать их).

4. Учит гибкости и навыкам поведения в экстремальных ситуациях (кроме отличников0), им этот навык, на данном этапе развития, не нужен.

5. Время учёбы даёт возможность знакомиться с огромным количеством разнообразных людей. Это, как в инфобизнесе золотой фонд — база подписчиков, так здесь — это твоя база продвижения (не путать с отпимизацией!).

6. У тебя появляется новое окружение . Благодаря этому новому окружению ты можешь либо расти, либо деградировать. Я считаю этот пункт намного важнее накопительства знаний.

Мои пожелания тем, кто стоит в очереди за корочками диплома.

1. Очень многие выпускники вузов считают, что по окончании высшего заведения им больше учится будет не нужно. Это иллюзия, которая не даёт людям себя реализовать...Ведь нет гарантии, что эта специальность будет востребована всю жизнь. Поэтому главное моё пожелание: не бойся менять своё место работы, своё место проживания и своё образование!

Как только зазвучит внутри тебя это предложение:
« Как всё это мне надоело!» — сразу берись за учёбу и самообразование, ищи своё новое место под солнцем ... Ничто так не сокращает жизнь, как опостылевшая работа и опостылевшие отношения.

2. Всегда учи и занимайся тем, что вызывает у тебя живой интерес . Никогда не жертвуй собой во имя чего-то или кого-то. Для того чтобы быть здоровым, не используй свою силу воли длительный период.

3. Слушай своё сердце : если оно тебе подсказывает бросить учёбу — сделай это! Пусть тебя не остановит то, что для близких тебе людей этот поступок может причинить боль. Если они тебя любят — поймут. Если не поймут — переживёшь...

4. Волка ноги кормят, а тебя? Держи нос по ветру и лови ветер перемен — он может принести тебе благосостояние, если поймаешь... Опыт+навык+гибкость=благосостояние.

5. Никогда ни о чем не жалей! Всегда всё происходит вовремя. Ты это поймёшь много лет спустя! Даже самая плохая система образования лучше, чем полное её отсутствие.

6. Учится никогда не поздно...

5 пунктов, которые я бы изменила ещё вчера в системе образования.

2. После начальной школы дать возможность ученикам определить свои таланты путём разнопланового тестирования их способностей. В дальнейшем — развитие этих талантов. Да, есть возможность ошибиться, но гарантию даёт только морг...

3. Сократила бы продолжительность школьного обучения до 10 лет, а в отдельных случаях — до 8 лет.

4. Предлагаю в конце каждого учебного года проводить анонимное тестирование учителей (оценки им ставят ученики!). И зарплата учителей напрямую зависит от результатов этого тестирования...

5. Высшее образование представляю как путь к Мастерству . Когда-то Мастер набирал учеников в подмастерья. Это было практическое обучение ремеслу. И время эдесь — до полного овладения всеми тайнами Мастера. Добавлю, что в любое время ученик может обьявить, что ошибся с выбором и уйти.
А что бы хотел изменить в системе обучения ты? Поделись с народом, нам интересно это узнать!

Анекдоты

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок

или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Райлян Галина Геннадьевна

учитель музыки и начальных классов

МОБУ СОШ с. Сухоречка

муниципального района

Бижбулякский район РБ

[email protected]

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть изложено учителем на уроках ученикам, главным становятся те образовательные результаты, которых они должны достичь в результате своей учебной деятельности. Для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, научиться проводить уроки на более высоком современном уровне. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию – как своему, так и всего общества. Ведь урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”. Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Рассматривая урок, как подготовку конкурентоспособного выпускника, мы часто задаем себе вопросы: Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?

Конечно, найти однозначного ответа практически невозможно. Ведь сколько людей столько и мнений.

В стенах нашей школы я попыталась провести аналитический опрос учителей и учащихся по данному вопросу. Сразу отмечу, что учащиеся более серьезно подошли к работе, нежели педагоги, некоторые из них просто проигнорировали анкету.

Итак, было предложено ответить на десять вопросов:

Анкета

Современный урок, каким он видится учителям и каким ученикам.

  1. Как вы думаете, что должно отличать современный урок?. Назовите несколько основных черт (научный подход, культура общения, самостоятельность, исследовательская работа, тесная связь учителя и ученика, этика, эстетика и т. д.)
  2. Как вы думаете все ли черты из перечисленных вами присутствуют на ваших уроках? Напишите 2 столбика: Присутствуют Отсутствуют
  3. Что, по вашему мнению, должны или могут сделать ученики, учителя, администрация, чтобы качество уроков стало более высоким. Заполните ответ в таблицу: Ученики Учителя Администрация
  4. Пожалуйста, назовите учебные предметы на которых вы больше всего(по сравнению с другими)

Пишете под диктовку или конспектируете:

Занимаетесь самостоятельно под руководством учителя:

Рассуждаете, спорите, решаете проблемы:

  1. По каким из предметов вы чувствуете большую нехватку дополнительной литературы, методических пособий?
  2. Часто ли вам приходится посещать школьную библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  3. Часто ли вы посещаете сельскую библиотеку: каждый день, 1-2 раза в неделю, 1-2 в месяц, 1-2 в полугодие, только при подготовке к экзаменам, от случая к случаю, почти никогда.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что взаимоотношения преподавателей и учеников должны носить характер сотрудничества?
  1. Преподаватели иногда унижают человеческое достоинство учеников?

Согласен; Скорее да, чем нет; скорее нет чем да; не согласен.

  1. Назовите предметы и учителей, уроки которых, по вашему мнению, отличаются самым высоким качеством.

В качестве эпиграфа к дальнейшему обсуждению ответов разрешите процитировать ответы некоторых учащихся, поскольку именно ученики являются социальными заказчиками образования.

"Современный урок могут отличать любые черты, главное чтобы и у учеников и у учителей было желание продуктивно работать". "Прежде всего, должны быть хорошие знания и умение их преподносить". "Учитель и ученик должны постоянно сотрудничать, а не подчиняться один другому". "Современный урок – это спокойная и доброжелательная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: "Слава Богу, закончилось!". Учитель не должен перебивать ученика, если он отвечает не верно, а помогать ему найти правильный ответ".

Мнения учителей и пожелания учащимся.

Образование должно быть культурно-методическим центром, в котором должны проводиться нетрадиционные занятия, урок должен строиться на современном научном подходе, соблюдении культуры общения между учителем и учеником, самостоятельной и исследовательской работе, использовании инновационных технологий, экспериментаторской работе. Целесообразно использовать проблемный метод, осуществлять наблюдения, организовывать опережающее обучение, осуществлять межпредметные связи и всячески разнообразить урок, используя ролевые игры.

Требования к учащимся:

  1. Им надо быть добросовестными.
  2. Расширять кругозор.
  3. Заниматься научно-исследовательской работой
  4. Читать дополнительную литературу.
  5. Уметь учиться и быть дисциплинированными.
  6. Быть активными.

Педагогам необходимо:

  1. Обладать высоким интеллектом.
  2. Соблюдать творческую дисциплину.
  3. Формировать у учащихся чувство уверенности в себе и своих силах.
  4. Воспитывать достоинство и свободу личности ученика.
  5. Повышать опыт работы с новыми техническими средствами обучения.

Сравним полученные данные с мнением учащихся. Они считают, что современное образовательное учреждение должно отличаться, прежде всего, наличием современных средств обучения – это отметили 73% опрошенных. Но на первое место все же поставлено сотрудничество, свобода и демократизм в обучении и общении – 86%. 32% высказались за повышение качества предоставляемой информации и повышении интеллектуального уровня учителей. 47% сетуют на перегрузки и большие домашние задания. 14% жалуются на неоправданные двойки, которые чаще ставятся за поведение нежели за знания, а так же некорректное отношение к себе со стороны взрослых.

Разрешите процитировать некоторые ответы учащихся, в которых они дают советы учителям.

  1. Советы общепрофессионального плана.

" Овладеть профессиональными навыками. Быть подготовленными к уроку. Повышать свою квалификацию. Действительно стремиться научить, а не просто, продиктовав тему, скорее уйти. Как можно обширнее давать материал, используя различные современные источники. Быть требовательными, но корректными."

  1. Советы методического плана.

"Не "зацикливаться" на старых методах обучения, когда вокруг море интересных форм уроков. Задавать домашнее задание, согласовав с другими учителями-предметниками, а то, то густо, то пусто. Сделать музыкальные физ. минутки для всей школы одновременно, чтобы учителя не забывали их проводить. Честно выставлять оценки, не взирая на личности. Поменьше писать на устных уроках.

  1. Эмоционально – действенные советы.

" Не орать. Не огрызаться на учеников. Оставлять свои проблемы дома. Быть более терпимыми и сдержанными. Не говорить то, чего не было на самом деле. Не обсуждать между собой учеников за их спиной. Почаще улыбаться и быть красивыми. Прислушиваться к мнению учеников.

Как видим, наших школьников очень волнуют взаимоотношения с преподавателями. Это выражается в цифрах. 47% говорят, что их преподаватели унижают и лишь 15,4% отмечают, что, и ученики тоже позволяют себе издеваться над учителями. Тревожные цифры?

В отношении собственного поведения учащиеся были очень единодушны. Они считают, что должны меньше пропускать занятий и активнее работать на уроке -79%.

Итак, можно сказать, что мнение учащихся и учителей относительно повышения качества преподавания и научного подхода в обучении учащихся практически совпадают, но школьники в пять раз чаще, чем учителя, говорят о необходимости сотрудничества на уроках, в шесть раз чаще просят использовать ТСО, разнообразные виды уроков. Втрое чаще говорят, что нуждаются в дискуссиях, диспутах, свободном обсуждении материала.

Результаты исследования показали, что активной самостоятельности, спорам и рассуждениям отводится в среднем 22% урочного времени и то не на всех дисциплинах. Многие же вообще затруднились ответить на этот вопрос. А чем же заняты учителя и учащиеся остальное время на уроке? Одни пишут под диктовку, а другие собственно диктуют, чаще всего то, что уже написано в учебнике. Или просто происходит пассивное слушание. Является ли это современной чертой урока? Каждый пусть сам ответит на этот риторический вопрос.

Как было сказано, во многих анкетах, так или иначе, звучало обращение к свободам и правам ученика. Но изучение ответов, показало, что вызваны они исключительно нравственными и дисциплинарными эмоциями: педагоги говорят, что ученикам надо быть активными, не пропускать занятия, ученики дают себе наказы "быть активнее, не пропускать школу". На первый взгляд – идиллия. Но тут же возникают фразы: не орать на учеников, не оскорблять и т. д. Так что же получается, мы воспитываем от противного. Показываем образцы неприемлемого поведения, унижая, стремимся "формировать у учащихся чувство уверенности"? Педагоги предъявляют к ученикам требования расширять кругозор и т.п. И при этом урок ведут таким образом, что ученики просят их побольше интересного дополнительного материала, повысить свою квалификацию, готовиться к урокам и. т.п. Считаю что работать в этом вопросе нужно всем.Сначала нужно разобраться с самим собой, навести порядок в своих делах. Если каждый учитель действительно не на словах, а на деле будет соблюдать творческую дисциплину, повышать свой интеллектуальный уровень, приходить на урок для того, чтобы научить, а не отработать час, показывать своим примером культуру поведения учащимся.и т.д., то противоречий между учащимися и учителями никогда не будет, а будет нормальное сотрудничество учитель-ученик. И школа будет готовит по-настоящему достойных и конкурентноспособных выпускников .


Александр ПАТЛИС, певец:

В первую очередь я бы упростил систему оценки знаний до «неуд. - удовл. - хор. - отл.». Также надо быть внимательнее к стремлениям школьников, уметь раскрывать вовремя их способности и уже с 12 лет определить им профиль. Неправильно, когда ученика, у которого лежит душа к творческим предметам, сильно загружают химией, физикой и геометрией, что в жизни, возможно, вообще не пригодится. По итогу нелюбимые уроки делаются по остаточному принципу, ученик получает плохую отметку и морально угнетен. И учителям давно пора понять: если ученик другой, это не значит, что он плохой.

Евгений КРЫЖАНОВСКИЙ, заслуженный артист Республики Беларусь:

На мой взгляд, если человек склонен к гуманитарным наукам, то после 8-го класса надо дать ему возможность двигаться дальше по этой стезе. Если ребенок не может определиться, кем он хочет стать, и такое часто бывает, то в этом должны помочь ему учителя и родители. А еще я категорически против десятибалльной оценки учеников! Они просто путаются в ней - взрослые разобраться не могут. Надо вернуть пятибалльную, а еще лучше немецкая система оценки: 1 - самая лучшая отметка, 5 - худшая. По этой системе я был бы отличником (смеется). Также в исключительных случаях надо применять розги и публично пороть прямо во время линейки.

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Меня не радует в школе вторая смена, это очень неудобно. С учетом развития современных технологий я ввел бы больше часов информатики, программирования, работы с компьютерами, различными гаджетами. А еще в наших школах слишком много часов русского языка и литературы, я бы больше внимания уделил белорусскому и иностранным языкам.

Василий КОКТЫШ, генеральный директор УП «Киновидеопрокат»:

У меня внуки учатся в гимназии, и я не вижу особых проблем, связанных с их обучением. Когда дети учились в школе, их тоже не было. Удивляло только, что учителя слишком много внимания уделяли дисциплине. А разве ребенок должен слишком тихо себя вести? Часто крепкий троечник, разгильдяй, лучше приспособлен к жизни. Главное - чтобы школа была как семья, чтобы учителя не были загружены ненужной работой, написанием отчетов… Я окончил сельскую школу, где учителя относились к нам как к взрослым, мы вместе строили спортивные площадки… Я всегда шел туда без боязни и получил хорошее образование.

Андрей САКОВИЧ, доцент Белорусского государственного медицинского университета:

Не могу судить об общем уровне школьной подготовки и необходимости что-то менять, потому что по профильным предметам, которые требуются для поступления в наш вуз, абитуриенты подготовлены очень хорошо. Значит, у тех, кто готовится поступать в медицинский вуз, есть возможность хорошо изучить эти предметы в рамках школьной программы.

Елена ДРУЖИНИНА, психолог:

Я бы изменила не столько в программе, сколько в школе. Единственное, что школа может дать в противовес домашнему или дистанционному обучению, - это учеба в коллективе. Именно с одноклассниками мы учимся любить-ненавидеть, дружить-враждовать, сотрудничать и конкурировать. И лучшее, что может сделать школа, - это научить детей правильно взаимодействовать. А уж глубина изучения отдельных предметов, как и сам предметный набор, не имеет значения в том, как в дальнейшем сложится жизнь ученика.