Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма глагола называется инфинити­вом. Инфинитив - неизменяемая форма глагола, кото­рая отвечает на вопросы что делать? что сделать? (пи­сать, написать).

Инфинитивы могут оканчиваться на -ть9 -ти, -чь.

Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида (что сделать? сказать) указы­вают на завершенность действия, его конец или резуль­тат, несовершенного (что делать? говорить) не указы­вают на завершенность действия.

Глаголы с суффиксом -ся (-съ) называют возвратны­ми (учиться). Суффикс -ся (-сь) отличается от других суффиксов тем, что стоит после всех морфем, его назы­вают постфиксом.

Переходные глаголы сочетаются с существительным или местоимением в В. п. без предлога (любить (что?) фрукты). Существительное или местоимение при пере­ходном глаголе может стоять и в Р. п.:

Если при глаголе имеется отрицание (отрицатель­ная частица НЕ): не читал книги;

Если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил чего? воды.

Глаголы называются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить на лы­жах. Возвратные глаголы всегда непереходные (подни­маться в гору).

Спряжением глагола называется изменение глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.

Для того чтобы определить спряжение глагола с без­ударным личным окончанием, надо поставить его в не­определенную форму и определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению с безударными личными оконча­ниями относятся:

Все на -ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться;

7 на -ЕТЬ: смотреть, видеть, ненавидеть, тер­петь, вертеть, обидеть, зависеть;

4 на -АТЬ: слышать, дышать, гнать, держать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Разноспрягаемыми называют глаголы, которые име­ют окончания разных спряжений, их в русском языке 4: хотеть, есть, дать, бежать.


Наклонение глагола


Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле: говорил, говорю, буду гово­рить.

Глаголы в условном наклонении обозначают дейст­вия, желаемые или возможные при определенных усло­виях. Они образуются от основы начальной формы гла­гола при помощи суффикса -л и частицы бы (б), которая может стоять перед глаголом, после него или отделяться от глагола другими словами: написал бы.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: сделай, на­пиши.

В изъявительном наклонении глаголы несовершен­ного вида имеют 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы совершенного вида - 2: прошедшее и будущее.

Глаголы в форме настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи, а также постоянные и длительные действия: Я пишу письмо.

Прошедшее время глаголы образуется от основы ин­финитива с помощью суффикса -л или без суффикса: купил, вез. Оно обозначает, что действие происходило до момента речи.

Будущее время может быть простым и сложным. Форму будущего простого имеют глаголы совершенно­го вида (напишите), форму будущего сложного - гла­голы несовершенного вида. Они состоят изТ! слов: бу­дущее простое от глагола быть и инфинитив: буду пи­сать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяют­ся по лицам (говорю, говоришь, говорит) и числам (го­ворю, говорим).

Глаголы, которые обозначают действия, совершае­мые без действующего лица, называются безличными: подморозило, смеркается. Личные глаголы могут упот­ребляться в безличном значении: Накрапывает мелкий дождик. - На улице накрапывает.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рисовал, рисовали) и родам (рисовал, рисовала). Род глагола определяется при помощи окончания (м. р. -

нулевое окончание: писал; ж. р.---------- а: писала; средний

род------- о: гудело).

Изучение которой включает множество правил и исключений из них. В этой статье коснемся понятия вида глагола и правильного употребления в речи глаголов того или иного вида.

Что такое вид глагола?

Вид глагола в русском языке определяется по задаваемому к слову вопросу. Если спрашиваем что делать? - это несовершенный вид, если что сделать? - совершенный. Иными словами, действие может быть либо совершённым на момент речи, либо не совершённым - этим и определяется вид.

Читать книгу (что делать? несовершенный вид) - действие не закончено, оно совершается в настоящий момент. Прочитать книгу (что сделать?) - действие уже выполнено, оно совершено, следовательно, вид этого глагола - совершенный.

Как связаны вид глагола и время?

Время и вид глагола в русском языке очень тесно связаны. О действии, которое не совершено, можно говорить в форме любого времени: я пекла пироги, я пеку пироги, я буду печь пироги . Иными словами, глаголы несовершенного вида могут принимать форму любого из трех времен. Следует запомнить, что такие глаголы имеют форму сложного будущего времени (инфинитив с модальным глаголом).

В отличие от них глаголы совершенного вида могут стоять только в прошедшем или будущем времени. Иными словами, действие либо было совершено, либо будет совершено. Категории настоящего времени у таких слов нет. Ведь глаголы совершенного вида обозначают либо начало действия, либо его результат, в то время как форма настоящего времени подразумевает протяженность действия, период его совершения. Следовательно, эти два понятия исключают друг друга.

При образовании будущего времени используется простая форма. Я испекла пироги - я испеку пироги .

Основные способы образования видов глаголов

Теперь мы разобрались, что такое вид глагола в русском языке. Как же образуются слова совершенного или несовершенного вида?

Чаще всего для образования совершенного вида достаточно добавить слову приставку. Изменяется значение - меняется и вопрос. Ехать (что делать?) - приехать, уехать, заехать (что сделать) ; плыть - заплыть, доплыть, переплыть; рисовать - нарисовать, дорисовать, пририсовать и т.д.

Однако не стоит думать, что вид можно определить по наличию приставки. Например, слово купить приставки не имеет, но отвечает на вопрос что сделать? , а значит, относится к совершенному виду.

Вид глагола в русском языке можно изменить и при помощи суффикса. Уплотнять - уплотнить, приглашать - пригласить, кричать - крикнуть.

Нечастый случай: замена основы

Бывают случаи, когда заменой основы образуется другой вид глагола (таблица). Русский язык сложен и коварен. Для носителей языка нет ничего странного в том, что при изменении вида может поменяться все слово полностью, а вот иностранцам приходится многое заучивать наизусть. Приведем несколько примеров.

Это лишь несколько "особенных" глаголов, о которых нужно помнить. Особое внимание следует удалить глаголу "класть" - его корень употребляется только без приставки, а вот при добавлении ее меняется на корень -лож- (положить, сложить и т.д.).

Двувидовые глаголы

Бывает так, что видовые формы глаголов в русском языке можно отличить только в контексте, потому что слова, имея разное значение, звучат одинаково. Чаще всего такие слова можно распознать по суффиксу -ирова- или -ова- (-ева-). Атаковать, премировать, вакцинировать, стартовать и др. Он очень долго стартовал (что делал?) - Он удачно стартовал (что сделал?).

Чтобы определить вид такого глагола, нужно очень внимательно вникнуть в контекст и правильно задать вопрос.

Для чего нужно знать о видах глагола?

Казалось бы, что может быть сложного в таком понятии как вид глагола? В русском языке бывают правила и сложнее. Но, как ни странно, именно с данным правилом связана одна из самых распространенных ошибок в построении предложений и даже текстов. Дело в том, что вид глагола и всех глагольных форм (напомним, что причастие и деепричастие одни лингвистические школы относят к самостоятельным частям речи, другие - к особым формам глагола) должен быть единым в определенном речевом отрезке. То есть действие либо совершено (будет совершено), либо совершается в момент речи.

"Бабушка испекла пирожки, заваривала чай, пригласила нас обедать, и мы хотели остаться " - в одном предложении чередуются глаголы и того, и другого вида, из-за чего смысл фразы трудно уловить. "Зайдя к соседу, я спрашивал, есть ли у него соль " - в этом предложении не совпадает вид деепричастия и глагола, действие вроде бы уже совершено, но в то же время и нет. Правильнее построить фразу так: "Зайдя к соседу, я спросил... "

Подведем итоги

Итак, вид глагола определить очень просто: нужно всего лишь задать вопрос ("что делать?" или "что сделать?"). Глаголы несовершенного вида употребляются в форме любого времени; совершенного - только в прошедшем или будущем. Очень важно правильно употреблять форму того или иного вида глагола, чтобы фраза была логически правильной и понятной!

Глагол — часть речи, которая встречается нам едва ли не чаще всех остальных. Он обладает рядом постоянных и изменяющихся признаков, к числу которых относится вид. С этой категорией каждый из нас сталкивался еще в школьные времена. Нередко она ставила в тупик и вызывала вопросы.

Эта статья поможет вам вспомнить, что такое и научиться его определять. Примеры заданий, с которыми вы столкнетесь, помогут отработать приобретенные знания.

Вид — один из постоянных признаков, принадлежащих глаголу. Он отражает то, как говорящий видит течение действия во времени: закончившимся, длящимся, повторяющимся, разовым.

Вид можно расценивать и как категорию, изменяющую слова, и как ту, что их классифицирует. В современном русском языке эта группа включает всего две опции.

Ответим на вопрос: «Какие бывают виды глаголов?» Ответ современных лингвистов на этот вопрос состоит из двух позиций: совершенный и несовершенный.

Несовершенный вид

Мы нашли ответ на вопрос: «Что такое вид глагола?» Теперь перейдем к знакомству с каждым из них.

Глаголы несовершенного вида передают смысл действия, не указывая на его завершенность. Под эту категорию попадают слова трех типов:

  1. Обозначающие длительное действие. Например: «Он долго смотрел ей в глаза», «Она бесконечно долго шла по улице».
  2. Передающие значение повторяющегося действия. Пример: «Каждое утро она садится а автобус», «Он ходит в школу изо дня в день».
  3. Характеризующие постоянное действие. Рассмотрим пример: «Город находится на возвышенности».

Глаголы несовершенного вида во многих случаях сопровождаются наречиями «долго», «часто», «обычно», передающими периодичность, с которой совершается действие.

Слова этого типа можно выразить тремя временами: настоящим, прошедшим, будущим.

Теперь вы знаете, что такое Следующий параграф расскажет о словах, принадлежащих ко второму типу.

Совершенный вид

Глаголы, относящиеся к совершенному виду, передают значение законченности действия. Ограничивают его временными рамками. Слова этого типа могут выражать:

  1. Действие, которое закончилось достижением какого-либо результата. Например: «Марина нарисовала прекрасную картину», «Папа забил гвоздь в стену».
  2. Действие, граница которого определяется его началом. К примеру: «В зале заиграла чудесная музыка», «Девушка запела прекрасный романс».
  3. Однократное действие при условии, что слово образовано при помощи суффикса «ну»: «Он случайно толкнул меня в коридоре», «От злости он пнул портфель ногой».

Слова совершенного вида предстают только в формах прошедшего и будущего простого времени. Мы вспомнили, что такое глагол совершенного вида. Перейдем к более сложному материалу.

Видовые пары

Глаголы обоих типов иногда образуют видовые пары. К этой категории относятся омонимичные слова, имеющие одно и то же значение, но с разными смысловыми оттенками. Рассмотрим примеры:

  1. Оправдать и оправдывать. В первом случае мы видим завершенное действие, во втором — длительное.
  2. Удвоить и удваивать. Первое слово передает значение действия, которое закончилось по достижении результата. Второе показывает продолжительность.

Чаще всего подобные глаголы образуются от одной основы. Но бывают исключения, такие как «брать и взять» или «поймать и ловить».

Какие бывают виды глаголов еще?

В современном русском языке встречаются одновидовые и двувидовые глаголы. К первому типу относятся слова, которые имеют форму только одного из видов. В эту категорию относят глаголы несовершенного вида по следующим критериям:

  1. Действие не стремится к достижению какого-либо результата. Чаще всего оно выражает эмоции. Например: ненавидеть, сожалеть, ожидать.
  2. Глагол выражает состояние человека: плакать, мечтать, молчать, болтать.
  3. Слово обозначает движение. Примеры: бежать, прыгать, танцевать.
  4. Глагол передает действие со значение «слегка»: покрикивать, поспевать.
  5. Слово имеет значение действия, сопровождающего другое, как в случае с «причмокивать» или «пританцовывать».
  6. Глагол обладает значением, связанным с профессиональной деятельностью. Например: плотничать, учительствовать.
  7. Действие имеет обоюдный характер. Пример: перешептываться, переглядываться.

К этому же типу относят глаголы совершенного вида:

  1. Содержащие в своем составе несколько префиксов: подзабыть, понабрать.
  2. Обозначающие действие, которое произошло моментально. Например: хлынул, полыхнул.
  3. Которые показывают, что действие дошло до своего логического завершения. К примеру: отзвонить, отшуметь.
  4. Обозначающие начало процесса: поскакать, заплакать.
  5. Выражающие избыточное значение. Пример: насмотреться, набаловаться.

Двувидовые глаголы

Глаголы бывают вида, лишенного формального выражения. В зависимости от контекста их можно отнести к совершенному либо к несовершенному виду.

Подобные слова можно разделить на три группы:

  1. Слова, имеющие многолетнюю историю. Некоторые из них: обещать, ранить, женить, казнить.
  2. Часть глаголов, оканчивающихся на «овать». Для примера возьмем: содействовать, исследовать, расследовать.
  3. Глаголы, в основном иноязычного происхождения, имеющие в своем составе суффиксы «ова», «ирова». Примеры: складировать, кодифицировать, телеграфировать.

Упражнения

Чтобы определить, какие виды глаголов встречаются в заданиях, надо следовать следующему алгоритму:

  1. Посмотрите, не подходит ли слово под критерии одновидового или двувидового глагола.
  2. Если есть приставка, в большинстве случаев это будет совершенный вид.
  3. Для того чтобы точно определить, какого вида глагол, надо задать к нему вопрос. «Что делать?» — несовершенный вид. «Что сделать?» — совершенный вид.

Перейдем к небольшой тренировке. Определите, к какому виду принадлежат слова:

  • молвить (двувидовой глагол);
  • приготовить ;
  • начинать (несов. вид);
  • рассматривать (несов. вид);
  • найти (сов. вид);
  • ходить (одновидовой глагол несов. вида);
  • начальствовать (одновидовой глагол несов. вида);
  • пишет (несов. вид).

Укажите, глагол какого вида встречается в предложении:

  1. Он глубоко сожалел о случившемся (одновидовой глагол несовершенного вида).
  2. Я привыкла спать до обеда (первый глагол совершенного вида, второй — одновидовой несовершенного вида).
  3. Он задал мне каверзный вопрос (совершенный вид).
  4. Каждый день он смотрит в окно в ожидании чего-то (несовершенный вид).
  5. Он любил учительствовать в компании (одновидовые глаголы несовершенного вида).
  6. Отгремела первая весенняя гроза (одновидовой глагол совершенного вида).
  7. Он устроился продавцом в магазин одежды, чтобы немного подзаработать (первый глагол — совершенный вид, второй —относится к тому же типу, но в то же время он одновидовой).

Из этой статьи вы узнали, что такое вид глагола. Познакомились со словами одновидового и двувидового типа. Рассмотрели примеры упражнений с пояснениями. И получили рекомендации, которые помогут вам с легкостью определить вид глагола.

Наткнувшись на задание, связанное с определением вида, вы без труда укажете, к какому типу относится слово, даже если слова будут изначально казаться сложными.