Никогда еще не было столько стертых комментариев и банов.

Мне казалось, что я цитирую старину Очевидность, когда пишу, что старших нужно уважать, а оказалось, что я рву шаблоны. Когда же успели появиться такие дикие шаблоны и зачем?

К шаблонам, кстати, я отношусь уважительно. К диким нет, но даже дикие шаблоны просто так не возникают, то есть какую-то практическую задачу они стараются выполнять.

На мой взгляд, шаблон «во всем виноваты родители» пытается выполнять три практические задачи.

1.Ограничивать власть родителей, которая до середины 20-го века была слишком большой. 2. Утверждать культ детства, который до 20-го не то что не был культом, но и сам феномен детства появился очень поздно. 3. Ослаблять невротические симптомы, снимая с невротика ответственность.

Кроме того, что ненависть не дает личности отделить и восстановить свои границы и тормозит ее развитие, обвинение родителей не решает нормальным образом ни одной из поставленных задач. И сейчас я постараюсь рассказать, почему эти задачи не решаются и как их лучше решать.

Власть родителей над ребенком имеет конструктивную и деструктивную части. Конструктивная состоит в том, что родитель ограничивает свободу ребенка, когда эта свобода может нанести ему вред, и направляет эту свободу в полезное русло. Направляет мягко, с любовью, не грубо, но направляет (кстати, грубость часто возникает от того, что родитель не считает себя в праве направлять и получает это право лишь когда его «достало», то есть доводит себя до аффекта и тогда уже орет на ребенка). В идеале родитель следит, чтобы маленький ребенок не засовывал шпильки в электророзетки, не запихивал в нос кнопки, не ел горстями песок, не лез в окно, не бил ногами кошку, не поливал незнакомую тетю из лейки, то есть не совершал никаких действий, способных повредить его жизни и жизни других людей. Родитель выступает опекуном и защитником неразумного существа, поэтому он обязан иметь власть.

Деструктивная часть этой власти состоит в том, что ограничение свободы ребенка может касаться не только безусловно вредных его действий, но и условно вредных и даже полезных. То есть в то время как ребенок хочет активно познавать мир и утверждать себя в этом мире, родитель может блокировать его полезную активность, подавлять его растущую личность, ради собственного спокойствия или желая угодить окружающим, и тем самым ребенку вредить. Идея обрушить на родителей тонны гнева, чтобы запретить им самодурство и обязать их ограничить власть, имеет в своей основе стремление уменьшить деструктивную часть родительской власти. Но приводит это, чаще всего, к другому результату.

Во-первых, это приводит к тому, что страдает конструктивная опека. То есть родители, которым промыли антиродительской идеей мозги и объяснили, что ребенок – личность с первой минуты, вместо уважительного отношения к ребенку создают из него культ. Их ребенок - гений, их ребенок – индиго царь и бог, и они, и даже окружающие люди должны этому ребенку поклоняться, все его желания считать законом, а каждое его слово - заповедью. Он мудр с рождения и если ему хочется есть песок, значит песок необходим для его пищеварения, а если он поливает незнакомую тетю из лейки, значит она того заслужила. Не говоря о том, что такая "свобода" может стоить здоровья самому ребенку, она еще вызывает регулярный негатив окружающих и с детства формирует представление о том, что мир – источник враждебности. То есть дает 100 очков вперед для социальной дезадаптации.

Любящую маму такие дети не воспринимают как часть мира, они воспринимают ее как часть себя, причем часть инструментальную, неодушевленную, послушную их желаниям. Отделения от такой матери не происходит, поскольку границы начинают формироваться не столько на основе осознания своих потребностей, сколько на основе понимания, что другие люди имеют другие потребности, отличные от твоих. Если взрослый растворен в ребенке и выполняет любые его прихоти с готовностью самурая, самостоятельного Я не формируется, ребенок надолго застревает в недифференцированном нарциссическом состоянии. То есть научить маленького человека быть свободным, можно только научив его уважать свободу, то есть потребности других людей. В противном случае такой ребенок останется убежденным, что другие люди созданы для него.

Но часто, и это, во-вторых, болезненный страх перед деструктивной опекой не только снижает конструктивную опеку, но и дает обратный эффект. То есть деструктивная опека, наоборот, возрастает. Это происходит потому, что источник деструктивной опеки отнюдь не эгоизм родителей и не их равнодушие, а их слияние с ребенком, которое усиливается из-за страха перед деструктивной опекой. То есть людям кажется, что подавление детей происходит от невнимательности родителей, и поэтому ругать и обвинять родителей полезно, они станут более внимательными. На самом деле, когда на родителей начинают давить, обвиняя их в том, что они уродуют детей, это вызывает у них еще больше невротической зависимости, а значит еще больше деструктивной опеки.

То есть конструктивная часть опеки снижается, а деструктивная возрастает. Родитель боится фрустрировать ребенка нормальными запретами, он боится сказать ему слово «нельзя» и слово «нет», и ребенок формирует свой мозг в мире, где ему можно все, а другие созданы для удовлетворения его потребностей. Если бы ребенок при этом действительно пользовался свободой, мир очень быстро показал бы ему, что есть еще его желания: незнакомая тетя, облитая из лейки, обругала бы ребенка, кошка, которую он схватил за хвост, оцарапала бы его, розетка, в которую он сунул бы шпильку, ударила током, песок, которого он съел несколько маленьких ведерок, вызвал бы жесткую диарею, часть детей при таком свободном режиме погибла бы, но выжившая часть приобрела бы навыки общения с этим миром при уважении его отдельного бытия. Нет, я не рекомендую отпустить всех детей в такое свободное плавание. Времена, когда рожали пару десятков, а выживало двое, надеюсь, прошли. Я лишь о том, что свободу ребенка нельзя сформировать, создав у него видимость, что мир – всегда к его услугам.

Как поступает родитель, который боится сказать ребенку «нет», но при этом не хочет экспериментировать с его выживаемостью? Он убирает из дома все предметы, которые теоретически могли бы привлечь его внимание и повредить ему, в доме остаются только мягкие игрушки, подушки, ковры, а все углы и розетки закрыты. Нет, это как раз неплохо, это позволяет и ползающему ребенку сохранить здоровье и матери не стоять ежеминутно над ним. Я сейчас о другом. Я хочу описать весь искусственный мир, в котором оказывается ребенок. Дома он может хватать все, что хочет, ему можно все, все опасное из дома просто убрали. На улице он гуляет в стерильном дворе, где опять же можно все, и нет животных, а если и есть то лишь такие, которые согласны терпеть, когда их таскают за хвост. Взрослые, которые посмели сделать замечание ребенку, жестко посылаются подальше, и ребенок видит, что он абсолютно прав. Опять же я не хочу сказать, что все дети проявляют жестокость, нет, но если ребенок по какой-то причине хочет мучить животных или доставать незнакомых людей, ему все же следует сказать «нельзя» и извиниться перед этими людьми (и животными тоже), чтобы ребенок видел, что он поступил как-то не очень. Не нужно ругать его, если он мал, достаточно просто дать понять, что он поступает неверно, от этого знания с ним не произойдет фрустрации, а вот от непонимания законов этого мира немного позже обязательно произойдет. Но родители, запуганные тем, что если ребенка ограничивать в чем-то, его личность тут же необратимо деформируется, предпочитают создавать вокруг ребенка искусственный мир, а не ребенка адаптировать к реальному миру. Но в искусственном мире, увы, у ребенка разовьется не нормальная личность как инструмент активной адаптации к социуму, а псевдоличность, способная жить только в иллюзиях. Те, кто думают, что сначала ребенок должен вырасти в теплице, сильным, а потом уже выйти в мир, не понимают, как формируется мозг и личность. То и другое формируются только из реального материала, и никакой силы заведомо и априорно развить нельзя, только в процессе взаимодействия с реальным миром.

Изменив себя и домашний мир под то, что кажется матери «волей ребенка» (хотя этой воле еще нужно сформироваться из реальных дел), она полностью себя растворяет. То есть боязнь родителей показать ребенку, что у них тоже есть какие-то собственные потребности, отличные от его, приводит не к свободе ребенка, а наоборот, к слиянию с ним. Матери кажется, что она ни в чем не ограничивает его свободу, а только поддерживает и одобряет все его желания. Но фокус в том, что при слиянии с матерью ни одно желание ребенка не является собственным, это всегда симбиоз. То есть самой своей бесконечной угодливостью и вечной подстройкой мать проникает в Я ребенка и поселяется внутри.

Осознавая этот симбиоз в подростковом возрасте или позже, ребенок может начать бунтовать, пытаясь освободить свое Я из симбиоза. Но так как сформировался он в искусственном мире, личность его в той или иной мере нарциссична, а локус контроля инфантильный, то есть чисто внешний, на помощь приходит все то же «во всем виноваты родители». Он решает, что чувство вины и долг перед родителями, не дают ему дышать, и поэтому начинает припоминать все плохое, что когда-либо делали они, словно создавая на них досье, чтобы заслужить для себя право отделиться.

Иногда плохого действительно хватает. В попытках согнуть мир в бараний рог ради счастья ребенка многие родители испытывают приступы агрессии, когда происходящее выходит из-под контроля (а это само собой случается часто). Раствориться так, чтобы уничтожить свое Я и достичь полного смирения, способны очень редкие матери и почти никогда отцы. Большинство то себя подавляют, то наоборот распускают, не выдержав напряжения, и начинают орать на ребенка. Никто никогда не орет от равнодушия, все орут, когда не могут быть равнодушными, потому что от чужой воли зависит собственное благополучие. Только отделение своего благополучия от чужой воли, то есть разделение границ Я-Другой может снизить остроту конфликта, а больше ничего. То есть когда дети, томящиеся от слияния с матерями, собирают на них досье (в которое подшито, когда и как матери их гнобили), они не достигают цели. Невротическое чувство вины не проходит от ненависти, а наоборот, возникают новые прецеденты для этой вины.

Ненависть увеличивает чувство вины, точнее запускает цикл качелей «подъем (ненависть)- спад (вина)». Чем сильнее бросок в ненависть, тем сильнее бросок в вину. Но чем сильнее вина, тем сильнее и ненависть. Из чувства вины нельзя выйти через ненависть, из чувства вины можно выйти только через признание факта своих ограниченных возможностей. Вместо «я виноват» - «так вышло» и «это не моя воля». Из ненависти нельзя выйти через чувство вины, а только через признание факта ограниченных возможностей другого человека. Вместо «он виноват» - «так вышло» и «он поступал, как мог». В самых плохих случаях помогает «он был в аффекте» и даже «он болен».

Некоторые боятся, что понимание ограниченности своей воли может внушить установку на полную пассивность, бездеятельность и покорность судьбе. Но это не так. Когда человек переоценивает свою волю, когда он думает, что может влиять на волю других людей или менять вещи, которые вне его доступа, он бессильно бьется о преграды, бьется до тех пор, пока окончательно не теряет силы. В бессильном состоянии человек вынужден принять идею пассивности и покорности судьбе. Когда силы немного восстановятся, он опять может начать атаку на то, что его воле не подчиняется. И так до тех пор, пока окончательно не разочаруется в своей воле и не станет полностью равнодушным и пассивным.

Если человек признает ограничения своей воли, он имеет возможность увидеть то, что его воле подчиняется. В этом случае вместо того, чтобы биться о преграды, он может менять то, что изменениям с его стороны поддается. Результат будет закреплять такой паттерн поведения, и в следующий раз человек будет очень внимательно оценивать, насколько эффективно может быть его участие. В случаях сомнительных, когда не понятно, насколько человек может повлиять на ситуацию, он тоже может рискнуть, но заранее приготовиться к тому, что результат не гарантирован, поскольку зависит не только от него.

То есть понимание ограниченности своего влияния не может сделать человека безвольным и пассивным, а наоборот, позволяет ему наращивать активность на той территории, где эта активность имеет смысл.

Каждый в своей жизни может вспомнить знакомого, про которого говорят «он вечная жертва» или «постоянно у него приключения». Иными словами, такие люди постоянно попадают в неприятности или беды. Часто такое объясняется проклятием или сглазом. На самом деле все куда банальнее: в психологии такое явление называется виктимным поведением или, иными словами, поведением жертвы.

Рис. Виктимное поведение: человек с поведением «жертвы»

Что такое виктимное поведение?

Термин этот корнями уходит в психологию и криминалистику. Такое поведение человека называют провоцирующим, вызывающим, называют его причиной преступления. В народе таких людей называют «сам напросился - сам получил». Человек с поведением жертвы вовсе не желает оказываться в центре негативных событий - он делает это неосознанно.

В психологии выделяют несколько типов поведения жертвы. Первый из них и самый распространённый - пассивно-подчиняемый. При таком раскладе жертва полностью подчиняется нападающему. Его характерная особенность - отсутствие сопротивления или крайне слабое его проявление. Второй тип поведения называют псевдопровоцирующим. В таком случае человек себя ведёт с напускной агрессивностью. Жертва может при угрозе изнасилования вести себя открыто-сексуально.

Зачем нужно быть жертвой?

Часто причиной виктимного поведения является семья. Например, если родители всегда следуют своим словам и выполняют обещания, дети более склонны прислушиваться к их словам. Научно доказано, что если родители - носители поведения жертвы, то они неосознанного будут переносить его на детей.

Итак, кто такой человек с поведением жертвы? Как правило, такие личности всерьёз обеспокоены своим здоровьем и благополучием, стараются не посещать криминогенные районы города и избегают встречи с «братками». Однако именно такие личности обычно попадают в неприятности. В чем же дело? В том, что они излучают страх и тем самым являются магнитом для противоправных действий. Бессознательно человек демонстрирует свои чувства и является своего рода катализатором агрессивности других людей. В коллективе таких людей сразу видно: они являются предметом издевательств и насмешек, их используют для выполнения обычных поручений и никто их не зовет на корпоративы или дни рождения.

Как бороться с поведением жертвы?

Путь предстоит непростой. Ключевой момент - . Для этого потребуется пойти в секцию единоборств или тренажёрный зал. уже само по себе прибавляет уверенности. Учитесь отстаивать свои права в коллективе. Даже если Вы занимаете низшую должность, это не повод Вас унижать и вытирать о Вас ноги. Чётко исполняйте свои обязанности и помните: Вы не обязаны делать поручения других людей.

Отдельная категория людей является жертвами мошенников. Как правило, они доверчивы и наивны, поэтому их используют в своих целях. Таким людям нужно помнить, что халявы, как и лёгких денег, не существует. Если Вам делают мега выгодное предложение, то это является, прежде всего, поводом насторожиться: «А не обман ли это?»

Отдельного разговора требуют люди с «понтами». Они любят выставлять свои богатства напоказ, трясти пачками денег и вести себя вызывающе. Поэтому они сами по себе являются лакомым кусочком для грабителей. Часто такие люди где попало бросают смартфоны, кошельки носят в карманах - иными словами, всячески привлекают преступников. Поэтому в Европе становится популярным не демонстрировать своё богатство. , а значит нет смысла покупать для этой цели дорогие вещи. Старайтесь не показывать своего благосостояния - не искушайте людей вокруг Вас.

«Синдром жертвы», «психология жертвы», «менталитет жертвы», «феномен жертвы» или виктимность - это все комплекс социальных, психических и физических признаков и черт личности, которые повышают возможность ее преобразования в жертву (к примеру, несчастного случая, деструктивного культа, преступления и т. п.). Как избавиться от виктимности навсегда?

Что такое виктимность?

Виктимное поведение - это определение, которое распространено в криминалистике и психологии (происходит от лат. victima - существо, приносящее в жертву). Криминалисты определяют виктимным противозаконное, безнравственное или вызывающее поведение пострадавшего, которое стало причиной для совершения преступления . В народе про это поведение говорят проще: сам напросился. Жертвы такого рода совершенно не желают оказываться в любых таких неприятных ситуациях, но все-таки все время в них «вляпываются».

Ущерб материальному благополучию, здоровью или жизни совершенно не обязательно может наносить другой человек - можно быть жертвой диких животных или вооруженного конфликта, несчастного случая, стихии, разных механизмов или аппаратов.

Жертв несчастных случаев и преступлений изучает отдельная наука, которая называется виктимология, ее идея зародилась несколько веков назад. Было доказано, что профилактика криминальности общества влияет не только во время воздействия на потенциального преступника (от семейного воспитания до наказания виноватого в назидание остальным). Виктимология уже с давних времен работает незримо в роли одного из средств, которое предотвращает преступления непосредственно с помощью потенциальных жертв.

Виктимность является выработкой в гражданах сознательного поведения, которое препятствует нанесению материального ущерба, нападениям и несчастным случаям. Причем это и тесное взаимодействие с архитекторами, которые продумывают городское пространство таким образом, чтобы в нем было минимум закрытых мест, хорошо подходящих для совершения противоправных действий.

Во многих развитых странах в школьных курсах производится инструктаж по виктимности. Детей учат не перебегать дорогу в неустановленных местах, не открывать дверь посторонним, не садиться в автомобиль к незнакомым людям и т. д. Выполнение самых элементарных правил каждый день спасает не одну тысячу жизней, а халатное к ним отношение - их губит.

В немалом зависит склонность к виктимному поведению и от семейного уклада. Например, в семье, в которой взрослые за свои слова отвечают и все обещания выполняют, дети больше склонны слушать их советы и в разных ситуациях выбирать правильные решения. Дети знают - родители правильно поступают, а, соответственно, и советы их также являются правильными. Помимо этого, в семьях с виктимными родителями, как правило, вырастают и виктимные дети. В психологии виктимного поведения существует три вида людей, которые провоцируют над ними насилие:

  • неустойчивые;
  • псевдопровоцирующие;
  • пассивно-подчиняемые.

Последний является наиболее распространенным (40%) и характеризуется тем, что жертва обороняется неуверенно и вяло, или совершенно не обороняется и выполняет все требования, которые выдвигает нападающий. Ко второму случаю относится ¼ жертв, эта ситуация характеризуется провокацией нападающего активным сексуальным заигрыванием и даже иногда совместным распитием алкогольных напитков (когда речь идет про изнасилование) либо в иных действиях, которые вызывают агрессию второй стороны. К первому типу пострадавших относится 35%, и он характеризуется резким изменением линии поведения, чередованию и непоследовательности остальных типов.

Виктимное поведение в психологии рассматривается как отклонение, которое основано на двух факторах, работающих порознь или одновременно: негативное влияние социума и личная предрасположенность. Подростки больше подвергаются психологическому комплексу виктимности.

С учетом криминологической классификации виды виктимного поведения делятся на:

  • пассивное;
  • интенсивное;
  • активное.

Активное поведение - это провокация преступления, при этом не редко преступник вначале не предполагал нападать на жертву. Интенсивное - это поведение, когда жертва правильно предпринимала попытки не допустить опасности, но это не смогло ее защитить. Пассивное поведение состоит в полном отсутствии сопротивления.

Факторы риска и причины возникновения виктимности

За долгие годы проводилось довольно много психологических исследований, которые были направлены на изучение разных сторон «виктимизации», с учетом которых выделяются такие факторы риска и причины развития и возникновения такого феномена, как виктимность:

Положение социально-психологического статуса семьи:

  • очень молодые родители, которые не в состоянии в силу своего возраста обеспечивать полностью семью;
  • неполная семья;
  • жизненная неустроенность, к примеру, у обоих из родителей низкая зарплата или у какого-то из родителей нет работы.

Особенности стиля и норм воспитания в семье:

Социальные причины:

  • напряженные отношения с учителями;
  • напряженные отношения со сверстниками;
  • наличие каких-то дефектов или травм;
  • опыт пережитого насилия;
  • нахождение в антисоциальных группах.

Вышеперечисленные факторы риска и причины активируют процесс формирования агрессивности, тревожности и неадекватной самооценки, что делает эмоционально неустойчивым человека, это увеличивает возможность превращения человека в жертву.

Основные симптомы виктимности

У человека с виктимностью могут отмечаться разные проявления поведения. Среди них можно выделить следующее:

Лечение виктимности

Лечение такого заболевания, как виктимность может производиться в нескольких направлениях: медицинскими препаратами и с помощью психотерапии.

Не существует конкретного лекарства против этого расстройства, поэтому выбор препаратов и подходов в психотерапии будет зависеть от причин и факторов появления нарушения.

Медикаментозное лечение

Может выполняться с помощью использования следующих групп препаратов:

  • Транквилизаторы. Производят противотревожный эффект, то есть снижают уровень страха и тревоги. Кроме того обладают миорелаксирующим и снотворным эффектом.
  • Антидепрессанты. Направлены на восстановление патологически плохого настроения, понижение выраженности нервно-психического перенапряжения и тревоги с помощью повышения количества серотонина в крови, отвечающего за сохранение баланса настроения.
  • Нормотимики. Направлены на смягчение «острых углов характера», на стабилизацию настроения, а также, вспыльчивости, импульсивности и раздражительности.
  • Седативные препараты снижают эмоциональное перенапряжение и вызывают успокоение. К этим средствам относятся: настойки мяты, пустырника и валерианы.

Психотерапевтическое лечение

Это лечение может производиться в таких направлениях:

В рамках психотерапии также может использоваться музыкотерапия, основная задача которой гармонизировать душу и тело, уравновесить эмоциональное состояние с помощью музыкальных средств. Также используется арт-терапия, задача, которой гармонизация психического состояния человека через развитие способности самовыражения, а также достижение умиротворения и спокойствия. То есть, виктимное поведение - это то, что необходимо осознать, понять и научиться контролировать.

"Виктимология" дословно переводится как понятие или учение о жертве. От этого произошел термин"виктимность", который в психологии означает жертвенность. К этому определению можно отнести достаточно большую группу людей современного общества, которые по своей воле или принудительно испытывают страдания, душевную или физическую боль. Взрослые индивиды склонны осознанно подвергаться виктимности ввиду своих психологических особенностей и патологий. Что касается детей и подростков, то они чаще сталкиваются с таким состоянием ввиду неблагоприятной жизненной ситуации, которая, в свою очередь, наносит отпечаток на формирование личности и не остается бесследной в период взрослой жизни.

Определение в психологии

Виктимность - склонность человека становиться жертвой ситуации или обстоятельств. Термин, пришедший из криминалистической литературы, мало чем отличается в психологии, оба направления сходятся в том, что, что виктимное поведение отождествляется с вызывающим или провоцирующим, когда человек осознанно или случайно становится причиной нападения, конфликта и прочих неблагоприятных ситуаций.

Не всегда страдания и боль бывают причинены другим человеком с негативными намерениями. Виктимная личность нередко получает ущерб от стихийных или военных действий, нападения диких животных или по любой другой причине. Она словно притягивает к себе неприятности.

Как наука, виктимология имеет широкое применение практически во всех социальных сферах. Люди сами не всегда это осознают, но даже градостроительство происходит с учетом максимального исключения закрытых участков. Если посмотреть на схемы новых районов, то в них практически нет мест, провоцирующих совершение преступления. Все основные улицы и места большого скопления людей стараются оснастить видеосвязью. В школах проводятся мероприятия по устранению виктимности в сознании подростков и учеников младших классов. Детям рассказывают, как защищаться от всех противоправных действий и противостоять им. Если удается выявить ребенка с подобной склонностью, то им индивидуально занимаются социологи и психологи. Устраненное и купированное виктимное поведение уменьшает возможность неприятных последствий.

В формировании таких склонностей немалую роль играют родители и близкие родственники, проживающие вместе с ребенком. Виктимные родители имеют способность подсознательно передавать свое поведение детям. Особенно это касается неблагополучных семей, в которых психика подростка и так под угрозой. Ответственные, любящие родители вызывают в глазах детей уважение и желание доверять им, в таком случае одной беседы и просьбы не садиться к незнакомому в машину или не вступать в контакт с чужими людьми бывает достаточно.

Причины развития патологии

В условиях адекватной жизнедеятельности человек не может стремиться к умышленному причинению себе вреда. Поэтому виктимность в психологии считается феноменом. У истоков развития данного нарушения лежат серьезные психоэмоциональные факторы, пережитые в прошлом. Чаще всего события происходят в детстве, и пациент их не помнит. Ему тяжело осознать осознать, что именно они спровоцировали переломный момент, в результате которого изменилось отношение к происходящему и совершаемому. Выделяют несколько основных причин, ведущих к виктимизации:

  1. 1. Низкая социализация родителей. В первую очередь это семьи с небольшим доходом. В неполной семье добавляется еще и психологический фактор, когда ребенок при общении со сверстниками ощущает себя обделенным или даже ущербным. В юношеском и подростковом возрасте отпечаток на сознание накладывают все жизненные неприятности родителей и их социальная неустроенность.
  2. 2. Нарушение норм воспитания. С рождения ребенок склонен доверять родителям, они для него имеют особое значение и авторитет. Аморальное поведение, пристрастие к наркотикам и алкоголю, а также частые конфликты влекут за собой стойкое нарушение психики. Манипуляции, безразличие, отчужденность, холодность, насилие и жестокое обращение со стороны взрослых вызывают у детей проблемы с самооценкой и способностью адекватно воспринимать свою личность.
  3. 3. Социально-общественная отстраненность ребенка. Наряду с семьей огромное влияние на личность оказывают социальные взаимоотношения. На человека влияют воспитатель, учитель, одноклассники, сверстники и прочие люди, с которыми в процессе общения он обменивается опытом, индивид подвергается их восприятию и критике.

Виды виктимности

Провоцирующее поведение вызвано некоторыми особенностями в строении ядра личности. Не последнее значение имеет и тип темперамента. Наиболее подверженными виктимии являются псевдопровоцирующие, псевдоподчиняемые и неустойчивые индивиды. Последний тип темперамента вызывает агрессию у других за счет нестабильности своего поведения, не всегда адекватного отношения к окружающим. Чрезмерная вспыльчивость и оскорбительные высказывания в сторону собеседника могут породить в последнем желание отомстить за унижения или проучить.

Псебдопровоцирующие люди обычно не понимают сами, что некоторые их действия могут сыграть против них. Потенциальная жертва в виде молодой привлекательной девушки, распивающей спиртные напитки с малознакомым мужчиной, которая при этом флиртует и неоднозначно выражается, подталкивает к мыслям сексуального плана. Ее сопротивление в момент насилия может быть принято за проявление игривости и кокетства.

Псевдоподчиняемые люди - это типичные жертвы, которые, не понимая того, оказывают содействие преступнику. По какой-либо причине они не способны оказать должного сопротивления, даже когда есть шанс противостоять обидчику или предотвратить трагическое событие.

Выделяют несколько классификаций жертв, это обусловлено несколькими определяющими факторами в процессе изучения личностей с подобными нарушениями.

Виды по А. В. Мудрик:

  • реальный - дети, подростки, молодые девушки, инвалиды и т. д.;
  • потенциальный - люди с определенными акцентуациями личности и имеющие психические отклонения;
  • латентный - индивиды без проявлений, но имеющие задатки (факторами развития виктимности становятся низкая социализация семьи, психологические травмы в детстве и прочие).

Д. В. Ривман дает более подробное деление виктимов на виды, учитывая возраст, пол, вид преступления, степень насилия и аналогичные факторы. В своей градации он выделяет:

  • агрессивные жертвы (агрессивные насильники и агрессивные провокаторы) - личности, в поведении которых возможно нападение на причинителя вреда или проявление агрессии в иных формах - оскорбление и т. д.;
  • активные и инициативные - жертвы, привлекающие к себе опасность несознательно;
  • пассивные - способные оказать сопротивление, но по какой-то причине потакающие преступнику;
  • некритичные - привлекающие опасность ввиду своей некомпетентности или слабоумия.

Чаще можно встретить следующую общепринятую классификацию видов виктимов:

  • универсальный, или девиантный - имеющий определенный набор личностных качеств, делающих человека уязвимым перед опасностью;
  • избирательный - подверженный к конкретному виду преступлений;
  • ситуативный - индивид, изначально имеющий средний потенциал к виктимности, но попавший в определенные обстоятельства и не оценивший исход ситуации;
  • случайный - жертвы стечения обстоятельств;
  • профессиональный, или ролевой - подверженный опасности в виду профессиональной деятельности;
  • массовый - люди, обладающие потенциалом уязвимости, существующий у населения в целом и отдельных его групп, опасный для индивидов поведенческий компонент; включает реализованный и потенциальный виды;
  • групповой - отдельная категория лиц, подверженная общим факторам виктимности (территориальный, религиозный, этнический и т. д.).

Особенности поведения

Все виктимы имеют характерное поведение, которое заставляет обратить на них внимание. Помимо постоянных неудач и прочих негативных обстоятельств в их жизни, им свойственны нерешительность и застенчивость. В коллективе такие личности теряют ориентацию в пространстве, задумчивы, мало участвуют в социальной жизни и имеют низкую работоспособность. При этом личности свойственны такие качества, как ответственность и добросовестность, что делает их всегда готовыми к подчинению в стрессовой ситуации.

Неадекватно заниженная самооценка проявляется постоянно плохим настроением, рассуждениями о не состоявшейся жизни и словами жалости к собственной персоне. Окружающие замечают уныние и недовольство обстоятельствами. Они ищут виноватых во всех своих бедах, но никогда не признают собственной ответственности. Отсутствие друзей, критика со стороны, не сданный экзамен, увольнение с работы и другие аналогичные ситуации не вызывают ничего, кроме чувства жалости к себе.

Виктимная личность имеет подозрительную склонность к подчинению, она всегда старается найти в обществе человека, значительно сильнее себя в эмоционально-психическом плане и во всем ему потакать. Перед ним виктимы исполнительны и ответственны, особенно когда чувствуют его покровительство и защиту. Имеют неустойчивый психотип, склоны к частым перепадам настроения. Апатия и скромность могут сменяться импульсивностью и даже агрессией. Раздражительность и потеря самообладания не поддается с их стороны контролю, и они не могут остановиться даже в момент серьезной опасности. Это является способностью человека "притягивать" к себе обстоятельства, в которых он становятся жертвой преступления.

Больные люди имеют повышенный уровень тревожности. Она выражается во всем, начиная с недовольства своим внешним видом и заканчивая потерей интереса к окружающему миру. Пессимистичный настрой на все происходящее ввергает их в состояние постоянного стресса, развивается хроническая депрессия. Постепенно общее здоровье ухудшается, к этому приводит нервно-эмоциональное истощение. Начинаются проблемы с сердцем и сосудами, часто обостряются хронические заболевания. Личности с виктимным поведением имеют повышенное потоотделение и нервозность в походке и жестикуляции.

В любых социальных ситуациях и контактах с окружающими людьми они не могут позволить себе самостоятельно отойти от сформированных стереотипов. Но страх за неправильность собственных суждений подталкивает их к беспрекословному подчинению другим людям. Виктимов легко в чем-то убедить, даже если это не в их пользу, они поддаются из-за своей робости. Отличаются высокий доверчивостью, в том числе к совершенно незнакомым людям. Стрессовые ситуации становятся для них утопией. Лица с таким психологическим отклонением неспособны принимать самостоятельных решений, поэтому часто идут на поводу у своего обидчика, условно нормально реагируют на применяемую против них силу.

Учитывая, что явление виктимности в психологии считается патологическим состоянием, не надот относиться к такому человеку с жалостью и стараться его понять. Подобные отклонения от нормы должен лечить специалист, в противном случае череда неудач в его жизни никогда не прервется. Пациент должен осознать свое психическое расстройство. Лечение проходит в несколько этапов, и самое сложное - это смена мировоззрения и отношения к себе и реальности. В процессе терапии нередко происходит кардинальная смена темперамента.