Небольшая статья о ID3 тегах. Не вникая в технические подробности дается понятие о способе сохранения дополнительной информации о mp3 файле в середине самого mp3 файла.

ID3 теги это способ хранения информации о MP3 файле внутри самого файла. Таким образом гарантируется что информация о файле будет «путешествовать» вместе с ним, хоть на «бэкапный» CD, хоть с Вашего Мака на WindowsPC компьютер друга. iTunes может считывать эту информацию и отображать ее в плейлисте или в разделе Info окна о свойствах файла (вызывается нажатием Cmd+I (Mac) или Ctrl+I (Win)). ID3 теги это заголовок песни (Title), исполнитель (Artist), название альбома (Album), жанр (Genre), год записи (Year), номер трека в альбоме (Track Number), комментарии (Comment), и тому подобное. Эти данные Вы даже можете редактировать вручную или посредством AppleScript (язык сценариев AppleScript работает только на компьютерах «Макинтош»).
Изначально, ID3 теги содержали эту, только-текстовую информацию о музыкальном файле. Сейчас ID3 теги устроены таким образом что могут содержать такие данные как например детальная информация о файле добавленная музыкантом, графический обьект (например обложка альбома), URL на издателя и автора, текст песни, битрейт. Тем не менее, большинство MP3 плееров распознают ID3 теги «на старый манер», то есть игнорируя нововведения последних версий, что может привести к некоторым проблемам.
На данный момент существует пять версий ID3 тегов: v1.0, v1.1, v2.2, v2.3, и v2.4. Каждая последующая версия содержит определенные улучшения в хранении ID3 информации в то же время пытаясь быть обратно совместимой. Если Вы интересуетесь мельчайшими подробностями о устройстве ID3 тегов, посетите вебсайт ID3.org .

Приведем в качестве примера формат ID3 тегов версии 1.0 (самой первой версии):

Таким образом, в музыкальном файле отводится 125 байт под ID3 теги и записываются они в указанном выше порядке. Плеер (например Winamp или тот же iTunes) знает, что первые 30 байт это название песни (строка), вторые 30 байт - имя исполнителя (строка) и так далее.
Обратите внимание, что для названия композиции, исполнителя, названия альбома и комментарий отводится 30 байт на каждую запись, другими словами больше 30 символов вписать не удастся. Один байт отведенный для записи информации о жанре работает следующим образом: это может быть число от 0 до 79 которое соответствует названию одного из 80 жанров - Rock, Pop, R&B и так далее. Плеер считывает число и высвечивает соответствующий жанр. Кстати, а у Вас в коллекции есть такие экзотические жанры как «Primus», «Pranks», и «Fast Fusion»?
Так как отведенного под комментарий места размером в 30 символов было определенно мало, и вероятно мало кто им пользовался, было решено сократить комментарий до 28 символов и добавить тег номера трека (Track Number). Так появилась версия 1.1:

Все это, как и прежде, упаковано в 125 байт и по прежнему содержит ограничения в 30 символов на название композиции, имя исполнителя и название альбома.

В следующей версии ID3 структура была изменена таким образом, чтобы обеспечить максимальную гибкость при добавлении информации о треке и все еще сохранить совместимость с плеерами которые понимали только ID3 версии 1.х. Спецификация этой, 2.х версии ID3 значительно более сложная для иллюстрации по сравнению с 1.х, сложность обусловлена именно высокой «гибкостью» этой структуры. Попробуем описать ключевые особенности словами... Различная информация может храниться в «окнах» («frames»), по 256 байт каждое; каждое такое «окно» начинается с идентификатора который указывает чтО именно хранится в данном окне. Так как эти «окна» могут размещаться в произвольном порядке то плеер должен определить какая именно информация хранится в каждом конкретном окне (опять, если Вам очень очень ооочень интересно... ID3.org).
Подводя итог скажем, что ID3 теги версии 2.х могут содержать строки в формате Unicode длиной до 256 символов. Это значит что название песни, имя исполнителя, название альбома и комментарий позволяют быть достаточно длинными если Вы используете ID3 v2.x.

В дополнение к значительно более длинным строковым записям, в ID3 тегах версий 2.х появились элементы которые напрочь отсутствовали в ID3 v1.x: например, установленный уровень громкости для файла и специально настроенный эвалайзер - iTunes умеет с ними работать, но некоторые другие плееры могут не распознать эту информацию. Также имейте ввиду, что рейтинги (Ratings), счетчик кол-ва проигрываний (Play Count), дата последнего проигрывания (Play Date) - элементы появившиеся в iTunes 3, а также время начала воспроизведения (Start Time) и время конца воспроизведения (Stop Time) не сохраняются в ID3 тегах музыкального файла (для рейтинга в ID3 тегах вторых версий даже предусмотрено свое «окно», но iTunes не использует его потому что один и тот же файл может находиться в библиотеках разных пользователей, каждый из которых захочет поставить свой рейтинг). Не-ID3 данные о MP3 треках сохраняются в базе данных iTunes и поэтому не «путешествуют» вместе с музыкальными файлами. Вы можете найти практически всю информацию которая не записывается в ID3 теги в файле «iTunes Music Library.xml».

Ну, и если Вы намереватесь серьезно работать с ID3 тегами, то еще раз напомню ссылку на первоисточник информации о ID3: ID3.org .

Сергей Тихонов, для iPod-Club.com


Практически каждый из нас хотя бы раз сталкивался с тем, что на телефоне или МР3-плеере название песни и имя исполнителя отображалось в искаженном виде, так называемыми кракозябрами, или когда вместо предполагаемого названия песни вырисовывается адрес какого-то сайта, который видеть на своем телефоне или плеере Вы уж точно не хотели. При этом возникает вопрос: "Почему на компьютере название трека отображается нормально, а на МР3-плеере нет? И как заставить плеер отображать названия любимой музыки правильно?"

Посмотрев на эти скриншоты, вы увидите метаморфозы, которые могут происходить с музыкальными файлами.

Для владельца телефона или МР3-плеера, не подозревавшего ранее о существовании или наличии каких-то там тегов, это, можно сказать, классический пример знакомства с метаданными. Для людей, которые давно занимаются музыкой, собирают и пополняют свою фонотеку не только музыкой, но и другой информацией, связанной с ней, метаданные существенно облегчают их деятельность. Так как благодаря присоединяемым к музыкальным файлам метаданным появляется возможность дополнить музыку любой необходимой информацией. Информация же может быть самой разнообразной, исходя из потребностей и желаний автора или обладателя музыки. Метаданные - это не только наименование трека или год выхода альбома, но и имя композитора, автора аранжировки, текста слов к песни, адреса сайтов, емейлы - все, что связано с художественным оформлением песни или альбома, например, обложка. Кроме того предоставляют возможность пользователям объединяться по интересам посредством интернета и еще много других полезных функций. Что касается современных мультимедийных устройств, то поиск композиций в них осуществляется не по наименованию файлов и папок, а по метаданным, содержащихся в ней, и лишь при отсутствии метаданных - по наименованию файлов. Производители мобильных телефонов таких известных марок, как, например, Nokia , Sony Ericsson, iPod, и т.д. следуют этому же принципу.

Теперь непосредственно о метаданных
Метаданные - от греч. Meta и лат. Data, что буквально переводится как данные о данных, информация о другом наборе данных. Существует не так уж много форматов метаданных , например:

    EXIF и IPTC - метаданные для фотографий или изображений

    XMP - метаданные от Adobe

    ID3tag - метаданные для музыкальных mp3-файлов

Из истории возникновения метаданных для аудио
Все началось с появления формата МР3 , исследованием и разработкой которого в то время занимался институт интегральных схем им. Фраунгофера (Fraunhofer IIS, Германия). Никто из разработчиков и предположить не мог, что МР3 станет настолько популярным, и что чисто технический формат, предназначавшийся совершенно для иных целей, станет использоваться для хранения музыки или распространения ее через интернет. И чем популярней становился формат MP3 у пользователей, тем отчетливее стал проявляться очень значительный недостаток, а именно отсутствие информации о музыкальных произведениях. Вся информация о конкретном файле содержалась только в его названии. И если кому-то хотелось иметь, например, комментарий к музыке или обложку альбома, приходилось для этого плодить файлы и хранить их где-то рядом с самим треком. Часть необходимой информации можно было записать в наименовании самого файла, но не будем забывать, что имена файлов, а точнее, их длина в те времена тоже была ограничена возможностями ранних версий операционных систем компьютеров. Тогда за дело взялись программисты-энтузиасты, усилиями которых появились первые метаданные для формата MP3.

Основоположником в 1996 году стал программист Эрик Кемп (Eric Kemp) и его проект "Studio3". Эрик Кемп предложил добавлять к MP3-файлу небольшой блок с данными, размером всего 128 байт. Этот блок был назван ID3tag (tag, англ. ярлык, метка). Аббревиатура ID3 означает Identification Data for Studio3 (идентификационные данные для Studio3). В последствии название TAG надежно закрепилось за метаданным других форматов, таких как WMA, OGG, МР4 и т.д.

Добавление тега к МР3-файлу могло привести к несовместимости с плеерами, поэтому Эрик Кемп расположил тег в конце файла, что исключило данную проблему и при воспроизведении такого файла плеером, не имеющего поддержки тегов, происходило игнорирование этой информации без каких-либо последствий. Теперь можно было к любому МР3-файлу добавить новую текстовую информацию без опасения, что она будет потеряна при копировании или воспроизведении. Как это выглядит на практике, можно увидеть, воспользовавшись, например, стандартной программой Notepad.

Для редактирования же метаданных существует большое количество программ, как простых, рассчитанных на обычных пользователей, так и "навороченных" - для профессионалов.

Определены следующие жанры в ID3v1

00 - Blues
01 - Classic Rock
02 - Country
03 - Dance
04 - Disco
05 - Funk
06 - Grunge
07 - Hip-Hop
08 - Jazz
09 - Metal
10 - New Age
11 - Oldies
12 - Other
13 - Pop
14 - R&B
15 - Rap
16 - Reggae
17 - Rock
18 - Techno
19 - Industrial
20 - Alternative
21 - Ska
22 - Death Metal
23 - Pranks
24 - Soundtrack
25 - Euro-Techno
26 - Ambient
27 - Trip-Hop
28 - Vocal
29 - Jazz+Funk
30 - Fusion
31 - Trance
32 - Classical
33 - Instrumental
34 - Acid
35 - House
36 - Game
37 - Sound Clip
38 - Gospel
39 - Noise
40 - Alternative Rock
41 - Bass
42 - Soul
43 - Punk
44 - Space
45 - Meditative
46 - Instrumental Pop
47 - Instrumental Rock
48 - Ethnic
49 - Gothic
50 - Darkwave
51 - Techno-Industrial
52 - Electronic
53 - Pop-Folk
54 - Eurodance
55 - Dream
56 - Southern Rock
57 - Comedy
58 - Cult
59 - Gangsta
60 - Top 40
61 - Christian Rap
62 - Pop/Funk
63 - Jungle
64 - Native US
65 - Cabaret
66 - New Wave
67 - Psychadelic
68 - Rave
69 - Showtunes
70 - Trailer
71 - Lo-Fi
72 - Tribal
73 - Acid Punk
74 - Acid Jazz
75 - Polka
76 - Retro
77 - Musical
78 - Rock & Roll
79 - Hard Rock

Добавлены 12 декабря 1997 Winamp :
80 - Folk
81 - Folk-Rock
82 - National Folk
83 - Swing
84 - Fast Fusion
85 - Bebob
86 - Latin
87 - Revival
88 - Celtic
89 - Bluegrass
90 - Avantgarde
91 - Gothic Rock
92 - Progressive Rock
93 - Psychedelic Rock
94 - Symphonic Rock
95 - Slow Rock
96 - Big Band
97 - Chorus
98 - Easy Listening
99 - Acoustic
100 - Humour
101 - Speech
102 - Chanson
103 - Opera
104 - Chamber Music
105 - Sonata
106 - Symphony
107 - Booty Bass
108 - Primus
109 - Porn Groove
110 – Satire

Добавлены 26 января 1998 , чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.7:
    111 - Slow Jam
    112 - Club
    113 - Tango
    114 - Samba
    115 – Folklore
Добавлены 13 апреля 1998 , чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.90:
116 - Ballad
117 - Power Ballad
118 - Rhytmic Soul
119 - Free
120 - Duet
121 - Punk Rock
122 - Drum Solo
123 - Acapella
124 - Euro-House
125 - Dance Hall
126 - Goa
127 - Drum & Bass
128 - Club-House
129 - Hardcore
130 - Terror
131 - Indie
132 - BritPop
133 - Negerpunk
134 - Polsk Punk
135 - Beat
136 - Christian Gangsta Rap
137 - Heavy Metal
138 - Black Metal
139 - Crossover
140 - Contemporary Christian
141 - Christian Rock

Добавлены 1 июня 1998 , чтобы гарантировать совместимость Winamp 1.91:
    142 - Merengue
    143 - Salsa
    144 - Trash Metal
    145 - Anime
    146 - Jpop
    147 – Synthpop
ID3v1.1.
Улучшенная версия ID3 тега появилась в 1997 году от разработчика Михаэля Мутшлера (Michael Mutschler). Он исправил ошибки, возникавшие в программах при чтении незаполненных полей тега, заменив их нулевыми байтами, что позволяло программам прекращать чтение поля, встретив нулевой байт.

В ID3 тегах первых версий по умолчанию всегда используется кодировка ISO-8859-1 (Latin 1). Но если редактирование тега осуществлялось, например, на русской операционной системе, то для тега перенималась используемая на компьютере кодировка. Это значит, что если при записи тега использовалась кириллица или другой язык, отличный от латиницы, то плеер вместо букв отображал бессмысленные символы, кракозябры. Проблема возникала из-за того, что в теге не содержалась информация об используемой кодировке, а плеер без этого не способен ее распознать. Но если производитель плеера изначально запрограммировал его на отображение кириллической кодировки ISO-8859-5, то при смене языка меню МР3-плеера на русский с отображением надписей не должно быть никаких проблем. И, соответственно, если в плеере нет поддержки необходимых языков, то и отображаться они не будут.

Комментарии и Критика
Главный недостаток первых версий заключается в строго ограниченном количестве символом в каждом из полей, а число самих полей ограничено лишь семью позициями, что никак не отвечало потребностям пользователей, желающих видеть более обширную информацию о своей музыке. Тридцать символов на название исполнителя и альбома хватало не всегда, а поле "Комментарий" становится вообще бессмысленным. Список жанров, созданный Эриком Кемпом, также вызвал нарекания. В нем не хватало многих распространенных жанров, а экзотических (редких) жанров оказалось более, чем достаточно.

Ну и, конечно же, отображение "кракозябр" проигнорировать было нельзя.
P.S.
Может создаться впечатление, что недостатки настолько значительны, что лучше бы Эрик Кемп вообще ничего не создавал. Но, собственно, никто никого и не обвинял, ведь это был лишь первый шаг, и разработчик не мог все сразу предусмотреть.

ID3v2.Х
Наиболее важные исправления недостатков были осуществлены во второй версии в 1998 программистом из Швеции, Мартином Нильсоном (Martin Nilsson). Старые 30-знаковые поля были заменены на фреймы (англ. frame - кадр, рамка), что сделало тег гибким и практически неограниченным никакими жесткими рамками, как, например, количество символов. Размер фрейма может достигать 16Мб. Когда размер самого тега может занимать до 256Мб. Это был своего рода контейнер для нескольких информационных блоков – фреймов. Вот лишь некоторые из возможностей, посредством которых стало возможным сообщить более детальную информацию о музыкальном файле: битрейт, уровень громкости, слова песни с возможностью синхронизации их с музыкой (по типу караоке), всевозможные URL, размещение до нескольких изображений и много другой информации. Как и в предыдущих версиях, для текстов используется кодировка ISO-8859-1, но отчасти имеется уже поддержка и Unicode (UTF-16). Сам тег переместился в начало файла, что позволило аудиоплеерам отображать метаданные до начала воспроизведения. Но у этого есть и отрицательная сторона. При добавлении или изменения тега проходится перезаписывать полностью весь файл, что может занимать много времени. Но большинство современных редакторов тегов решают эту проблему так называемым padding (пустое пространство, которое резервирует место под данные). При изменении тэга, если этого резерва хватает, переписывается только блок с тэгом, а не весь файл. Стандартный размер резервирования составляет 4Кб.

Список некоторых из фреймов ID3v2 :

    TALB - (Album/Movie/Show title) Название альбома, фильма или шоу, из которого взят данный отрывок

    TPE1 – (Lead performer(s)/Soloist(s) Основной/(ые) исполнитель/(и)

    TPE2 - (Band/orchestra/accompaniment) Группа/оркестр/сопровождение

    TBPM - (BPM (beats per minute) Содержит число ударов в минуту

    COMM - (Comments) Комментарий

    TCOM - (Composer) Композитор

    TPE3 – (Subtitle/Deion refinement) Уточнение к названию произведения

    TIT1 – (Content group deion) Описания группы содержимого (например, "Концерт - Фортепьяно", "Погода - Ураган")

    TCOP – (Copyright message) Информация об авторских правах

    TPOS – (Part of a set) Номер части альбома (если используется несколько носителей, например, двойной CD)

    TENC – (Encoded by) Имя человека или организации, которая закодировала звуковой файл

    TCON - (Content type) Жанр музыки

    TLAN - (Language(s) Язык(и) слов песни

    TEXT - (Lyricist/Text writer) Автор слов песни

    TOLY – (Original lyricist(s)/text writer(s) Автор(ы) оригинального текста

    TIT2 - (Title/songname/content deion) Название произведения

    TIT3 - (Subtitle/Deion refinement) Уточнение к названию произведения

    TRCK – (Track number/Position in set) Номер произведения в альбоме

    USLT – (Unsychronized lyric/text tranion) Текст песни (содержит поля кодировки, языка и типа текста; разрешаются переводы строк, может быть только один текст для каждого языка и типа)

    WXXX – (User defined URL link frame) URL

    TYER – (Year) Год (4 символа)

    APIC - (Attached picture) Обложка (рекомендуется использовать формат PNG или JPG)

    SYLT – (Synchronized lyric/text) Синхронизированный текст песни по типу караоке

    ETCO - (Event timing codes) Информация о точках начала/конца, например, припева

    SYLT - (Synchronised lyric/text) Метки синхронизизации с аудиопотоком для текста песни

С полным списком всех фреймов и их назначений можно ознакомиться на официальном сайте (англ.)

Кроме фреймов, имеющихся в списке спецификации, пользователи могут сами создавать свои фреймы со своей структурой, в основном при помощи программ – медаиорганайзеров. Но прочесть такие фреймы можно только программами, с помощью которых они и были созданы.

Версия 2.2, разработанная в 1998г., считается устаревшей и используется очень редко, например, компания Apple продолжает использовать их в своих продуктах. В 1999 году вышла версия v2.3, в которой для борьбы с кракозябрами Мартин Нильсон добавил полноценную поддержку Unicode (UTF-16), благодаря чему стало возможным записывать метаданные на любом языке. Также были добавлены девять новых фреймов.

В версии v2.4 (2000г.) для текстовых полей стала использоваться кодировка Unicode UTF-8, а сами теги v2.4 могут размещаться в конце файла. Кроме того были добавлены 18 новых и удалено 9 ранних типов фреймов. Механика же самого стандарта такова, что сейчас, по сути, версии 2.3 и 2.4 слиты в одну, и все чаще попадаются файлы, которые содержат типы фреймов 2.4 в кодировке UTF-8, но записаны они по стандарту версии 2.3, большинство библиотек тегов при этом их считывает без особых проблем. Однако у аппаратных плееров бывают с этим проблемы.

Комментарии и Критика
ID3v2.Х., несомненно, считается прорывом вперед для тегов и на сегодняшний день версия 2.3 - наиболее используемая. Версия 2.4, несмотря на добавленную кодировку UTF-8 и небольшую унификацию фреймов, ничего кардинального не поменяла, а порой даже создает трудности для программистов. По этой причине поддержка данной версии в плеерах иногда отсутствует или реализована частично.

Проблема отображения "кракозябр" в целом преодолена, но сказать, что исключена, нельзя.

Изобилие версий, наличие множества мелких несоответствий и несовместимостей между структурами фреймов, а также чрезмерная гибкость тега доставляют немало хлопот разработчикам программ, которые прилагают немало усилий, чтобы их разработки могли нормально отображать или редактировать то богатое изобилие, которое предлагает тег.

Lyrics3 tag

Lyrics3 (v1.00)
Lyrics – лирика (англ. слова "песни") уже давно используется совместно с музыкальными файлами, при воспроизведении которых плеер (не каждый) отображает на дисплее текст песни. По сути, это было первое караоке и давало возможность, например, прочесть, непонятые слова, а при желании даже подпеть исполнителю. Так называемые файловые форматы лирики, т.е. тексты песен которых хранились в отдельных файлах, как например *.txt, а затем *.lrc должны были находиться в одной папке с МР3 файлом, что вызывало определенные неудобства.
В то время уже существовала первая версия ID3tag с ее очень скромными возможностями. Программист из Чехии Petr Strnad решил дополнить ID3v1 своим блоком данных, а точнее, тегом Lyrics3, в котором и находился бы текст песни. Свой тег он разместил между файлом аудио и самим тегом ID3v1, наличие которого является обязательным. Начинается тег со слова "LYRICSBEGIN", заканчивается словом "LYRICSEND", а между ними располагается текст песни.
Для синхронизации музыки со словами песни в лирику можно включать временные метки в формате mm:ss. Кодировка текста предусматривалась ISO-8859-1 (Latin 1), такая же, как и в ID3v1, а максимальная длина лирики - 5100 байтов (символов), что было вполне достаточно для текста любой песни.

Lyrics3 (v2.00)
Стремясь компенсировать главный недостаток первой версии ID3tag, а именно ограничение в 30 символов, Petr Strnad внес во вторую версию существенные изменения. Тег обзавелся полями, в которые можно вписать имена автора музыки или слов, художника обложки и иную необходимую информацию. Есть даже альтернативное поле для жанра, при условии, что в ID3 поле "жанр" не используется.
Предусмотрены ссылки на графические файлы (формат BMP, JPG, GIF), которые во время воспроизведения могут показываться в виде слайд-шоу.
Теоретически число полей может быть неограниченно. У каждого поля есть свой собственный переменный или фиксированный размер. Место положения самого тега осталось неизменным, точно так же, как старый тег Lyrics3, он находится между аудио и тэгом ID3. Начинается тег со слова "LYRICSBEGIN", а заканчивается "LYRICS200". Кодировка текста осталась прежней - ISO-8859-1.

Комментарии и Критика
Lirics3 неплохо дополнил ID3tag первых версий, но с выходом ID3v2 ситуация кардинально изменилась и необходимость использовать дополнительный Lirics3 полностью отпала. Для полноценного использования Lirics3 необходимо, чтобы в плеере была реализована поддержка данного тега. Кроме того, проблема "кракозябр" не обошла и этот тег стороной.

APE tag
Первая версия тэга APEv1 была предназначена исключительно для формата Monkey\\\\"s Audio и может еще встретиться в старых версиях Monkey\\\\"s Audio. Структура APE tag значительно отличается от ID3 tag. Разработчики не стали идти по пути создания жестко фиксированных полей, а предоставили это право пользователям. Но для нежелающих заниматься изобретением велосипеда предлагается рекомендованный список категорий от разработчика, который представлен чуть ниже. Структура тега также очень гибка и не ограничивается количеством символов или его размером. APEv1 не имел заголовка, по этой причине тег располагается в конце аудио файла и если он используется совместно с ID3.1, то должен был располагаться перед ID3. В АPEv1 использовалась кодировка ASCII, что, естественно, приводило к появлению "кракозябр" при использовании нелатинских шрифтов. Впоследствии был установлен единый официальный формат тегов. Им стал формат APE2 .

APEv2
Появление второй версии APE tag обязано Фрэнку Клемму (Frank Klemm), (со)разработчик формата MPC - MusePack (mpp, mp+, mpc, MPEG+). И, естественно, данная версия тега предназначалась изначально только для этого формата. Позднее APEv2 стал использоваться в Monkey\\\\"s Audio, WavPack, OptimFROG и МР3. Тег обзавелся заголовком "Header", маркирующим начало тега, что позволило ему располагаться не только в конце, но и, при необходимости, в начале файла. Однако рекомендовано, все же, располагать его в конце файла. Кроме того Фрэнк Клемм снабдил тег кодировкой Unicode (UTF-8). Было также предложено расширение стандарта, которое позволяет записывать бинарные данные, а не только текст, что дало возможность сохранять графические изображения (обложек дисков) в этих тегах.

По умолчанию предлагается следующий список категорий:

    Title - Название композиции

    Subtitle - Уточнение к названию произведения

    Artist - Исполнитель

    Album - Название альбома

    Debut album - Дебют альбома

    Publisher - Компания, осуществившая запись композиции

    Conductor - Дирижер

    Track - Номер трека

    Composer - Композитор

    Comment - Комментарии, например, к произвидению или исполнителю

    ISBN - Специальный код, позволяет сканирующему оборудованию опознать продукт как книгу

    ISRC - Специальный код, позволяет сканирующему оборудованию опознать продукт как аудио компакт-диск

    Catalog - Номер каталога

    LC - Код лейбла

    Year - Дата выпуска композиции

    Record Date - Дата записи композиции

    Record Location - Место записи композиции

    Genre - Жанр

    Related - Дополнительная информация

    Language - Язык слов песни

    Bibliography - Библиография автора или исполнителя

Комментарии и Критика
Несомненно, APEv2 имеет ряд преимуществ, таких как отсутствие ограничений на количество и длину полей, использование Unicode и легкость (пере)записи. Как говорилось выше, APEv2 используют для различных аудио форматов, поскольку тег обладает хорошей гибкостью. Однако есть технические моменты, создающие проблемы при чтении тега некоторыми плеерами. Но в целом это не мешает APEv2 располагаться в списке поддерживаемых тегов практически у всех плееров и редакторах метаданных.

WM metadata
Одновременно с разработкой и продвижением WM формата, компания Microsoft разрабатывала свои медиатеги. Поскольку WMA является частью стандарта Windows Media, то и тег создавался единый как для аудио, так и для видео. Метаданные для WM не имеют конкретного названия, компания Microsoft называет их просто мультимедийными данными, но распространены и такие названия как ASF/WMA-tag или WMA/ASF-comments/metadata. Структура WM metadata очень напоминает ID3v2tag. Тег разделен на категории, каждая из которых имеет свой заголовок и может варьировать свой объем. Названия категорий во многом совпадают с ID3v2, хотя есть и дополнительные, связанные с видео, такие как продюсер, информация о киностудии, возрастной рейтинг и т.д. Сам тег с потоком аудиоданных при этом запаковывается в контейнер-оболочку ASF (Advanced Systems Format). ASF позволяет автоматически заносить информацию из тегов звуковых файлов в архив и хранить, метаданные распределено, то есть непосредственно в звуковых файлах. Расширение файла может быть *.wma или *.asf, причем, расширение *.wma используется только для аудио файлов.

WM metadata базируются на XML-Syntax, который может использовать практически любые кодировки ISO/IEC 8859 или Unikode, но для WM metadata используется исключительно Unikode.

Думаю, нет смысла представлять список категорий для этого и последующих медиатегов, которые в целом идентичны описанным выше, тем более, что большая часть которых так и остаются незаполненными. Причиной тому является: с одной стороны, пользователи и авторы музыки, не желающие этого делать, а с другой стороны, программное обеспечение, ориентированное на этих же пользователей, предоставляющее ограниченный набор редактируемых категорий. Кстати, хочу отметить, что редактор метаданных, встроенный в Windows Media Player, предлагает очень даже не плохой ассортимент. Редкий плеер и не каждый редактор тегов предложит вам, например, засинхронизировать слова песни с музыкой. Также сведения о произведении и исполнителе представлены немного шире, чем у других. Но это к данной теме не относится и ни в коем случае не говорит о плюсах или минусах WM metadata.

The ID3 tag works as the metadata container, which helps people to store all the relevant information about the audio file including the track title and number, the album cover, the artist, etc. All the information in ID3 tags can be edited as you want, but you have to do it with an ID3 tag editor.

The main function of these editors is to manage the information stored and organize it to make it easy for people to understand. In this article, you are going to see top five free ID3 tag editors which are helpful for you.

Tool 1. ID3 Tag Editor

Operating Systems Supported: Windows Vista and Windows XP
System Requirements:
To run this application you need a computer with these requirements:
1. RAM: It is advisable to be 512 MB or something over it, and the minimum demand is 256 MB.
2. Processor: At least 500 MHz.
Rate: 4 Stars out of 5
Introduction:
It is a freeware compatible with ID3V1 and ID3V2, which allows people to edit the ID3 tags embedded. You can find the specific tags easily with it. It is efficient for both commercial and personal purposes because of the powerful functions of it.
Main features:
1. You can use the synchronized album and title show when playback.
2. It enables you to add comments to the audios.
3. It supports the album cover embedded.
4. It is compatible with the latest ID3 versions.
5. You can run this software on either Windows 32-bit or Windows 64-bit.
Pros:
1. It is free of charge.
2. There are no ads built-in and you don’t have to worry about spywares.
3. The interface of it is very friendly and intuitive so you can learn to use it soon.
4. You are allowed to use the synchronized album and title show when playback.
Cons:
It doesn’t support batch edit.

Tool 2. MP3Tag


Operating System Supported: Windows
Rate: 4 out of 5 stars
Introduction:
It is a free application for ID3 tags editor with an user-friendly interface. The ID3 tags it can edit include track titles, artists, albums, track numbers, release time and so on. You can find it sweet because it shows the basic tags on the customizable panel, and stores the others on a separate panel. It is easy to insert a proper picture of the audios owning to the online database “lookups”.
Pros:
1. It is able to edit metadata in the formats of WMA, ID3V1, ID3V2.3, ID3V2.4, APE tags and iTunes MP4.
2. It can rename the audio files automatically without fault.
3. You can import tags from databases it supports.
4. It is able to do quantity edit for you.
5. You can edit the album covers of audios with it.
6. It can help you to create a new playlist while editing files.
7. It supports Unicode characters.
Cons:
1. There is no version for mobile devices.
2. The function which allows people to add the lyrics column is limited. You can only add 6 lines at most to the front panel.

Tool 3. ID3-TagIT


Operating Systems Supported: Windows
Rate: 4 out of 5 stars
Introduction:
This is a good software which helps you to edit ID3 tags of the audio files. The most time-saving function of it is that it can analyze and sort the information embedded. And you can edit ID3 tags in batch. All the features above are convenient for you.
Pros:
1.It supports metadata of both ID3V1 and ID3V2, and it can deal with more than one genres and comments in ID3V2 tags.
2.You can do batch edit with it.
3.The interface is easy to read, and the software itself is easy to use.
It helps users to save audio files into an organized folder.
Cons:
There is no constant upgrade of this software so you can only use the versions without update.

Tool 4. TigoTago


Operating System Supported: Windows including Windows XP, Vista, Windows 7 and 8.
Rate: 4 out of 5 stars
Introduction:
It is a special editor comparing the editors above, because it is based on the spreadsheet. But that doesn’t belittle the virtues. As an efficient software, it supports batch edit so that you can save a lot of time with it. And besides the basic tags, it can also edit the extended tags.
Pros:
1. There are some online database that it supports. And it can connect to HTTP with the proxy authorization.
2. You can preview the results of the editing action.
3. You can find all the answers to the questions about this application on the Help Forum, which are easy to understand and sometimes with screenshots.
Cons:
1. It is short of the traditional menus because it is a spreadsheet based editor.
2. There are no version for mobile devices till now.

Tool 5. Stamp ID3 Tag Editor


Rate: 3 out of 5 stars
Introduction:
There are two kinds of versions of this software, both the free trial version and paid complete version, and the paid one also charges a reasonable price. It is able to edit ID3 tags like album covers, track titles and numbers, artists, release year and comments. You will get a ordered and time-saving audio file library with the help of this application.
Pros:
1. It supports various metadata format including that stored in WAV and MP3.
2. You can do quantity edit with it.
3. You can add comments as you like.
Cons:
1. There is some undesired add-ons attached.
2. It doesn’t allow its users to type any space blank, but you can use the spacebar instead.
3. You can’t add your own category or genre to the tags, and you are asked to choose one from the offered options.

Всякий файл обычно обзывается каким-нибудь словом, дабы из этого слова тотчас становилось ясно для чего он такой нужен и чего с ним делать. Но для некоторых файлов существуют не только название и само содержимое файла, но есть еще и так называемые метаданные. Это еще не содержимое, но уже и не название. Так вот ныне самый распостраненный аудиоформат mp3 имеет в себе систему тегов. В тегах описывается что это за музыка — как называется композиция, кем сыграна, в каком году, в каком жанре и в составе какого альбома значится и под каким номером. Говоря лаконичным языком самих mp3-тегов:

  • название (title);
  • исполнитель (artist);
  • год (date);
  • жанр (genre);
  • альбом (album);
  • трек (tracknumber).

Кроме вышеперечисленных существуют и другие теги, кои однако используются очень реже и содержат не столь важные для классификации композиции данные, к примеру — композитор, автор слов, комментарий, номер диска, и прочая прочая. Вряд ли они кому то нужны, если конечно вы не фанатичный коллекционер музыки число песен у которого исчисляется в миллиардах. Первых шести перечисленных тегов достаточно для какой угодно классификации.

Язык системы тегов ID3

Музыкальные проигрыватели, как программные, так и аппаратные обычно пытаются считать данные о музыкальном треке именно из тегов файла чтобы представить вам проигрываемую композицию. А также если вам вздумается разыскать нужную песню — искаться она проигрывателем будет тоже по ним. Официальным языком система тегов именуется ID3 (IDentify an mp3), что намекает. Конкретней — ныне используется ID3v2 — то бишь стандарт метаданных второй версии.

Откуда берутся «крякозябры»?

Итак, почему же в некоторых песнях любимый проигрыватель вместо названий и/или исполнителей выдает «абракадабру»(«кракозябры», «китайскую грамоту», и.т.д)?
Ответ прост. По той же самой причине, по коей мы имеем к себе в монитор «кракозябры» в любых других местах — битая кодировка.

Случается такое, когда русский текст в одной кодировке мы пытаемся прочитать в другой. Соответственно русские теги mp3 в музыкальных файлах и показываются криво. Потому что большинство музыки в сети, откуда мы ее качаем, имеет свои кириллические теги в кодировке, отличной от признанной стандартом UTF-8, то есть в кодировке windows — cp1251, koi8-r, или еще какой чертовщине.

К примеру, с такой проблемой пользователь лицом прям сталкивается когда хочет послушать добытую в интернетах музыку в linux-системах, Ubuntu скажем. Я и сам с этим сталкиваюсь постоянно, являясь юзером оной — каждый скачанный альбом с русскими тегами необходимо перекодировать, дабы любимый мною проигрыватель Rhythmbox мог красиво показывать что он за музыку играет и, что более важно, мог мне находить в фонотеке музыку, которую я пожелаю.

Более того, если 98% музыки русскоязычных исполнителей идет с кривыми тегами, то примерно половина из них скачивается еще и с названиями файлов в кривой кодировке. Что тоже причиняет некоторые неудобства. Но излечимо, причем легко.

Еще один момент — бывает что mp3-файлы совсем не имеют тегов. А хотелось бы. Все обозначенные в данной статье проблемы запросто решаемы. Существуют редакторы и утилиты для изменения и перекодировки тегов. И о простых и удобных способах проведения операций по приведению русских тегов mp3-файлов в вашей фонотеке в порядок, о редакторах, утилитах и прочих программах для работы с тегами, будет поведано в другой статье.

ID3v1

После создания MP3 формата появилась проблема с хранением данных о музыкальном файле. В MP3 это никак не предусматривалось. В 1996 Эрику Кэмпу пришла идея добавить участок памяти в файл, чтобы решить эту проблему.

Первая версия ID3-тегов занимала всего 128 байт , начинающихся со строки TAG . Тег помещался в конец файла для поддержания совместимости с ранними проигрывателями. Некоторые из них издавали небольшой шум, когда пытались прочесть тег, но большинство игнорировали его. Современные проигрыватели корректно воспринимают эту информацию.

Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только базовые сведения о песне: название, альбом, исполнитель, комментарий, по 30 байт на каждое поле, 4 байта для хранения года и одного байта под жанр, который можно было выбрать из заранее определённого списка из 80 значений (позднее Winamp расширил список своими 68 значениями). Если названия песен или альбомов содержали более тридцати символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи.

Единственное усовершенствование, которое было представлено в версии 1.1, было предложено Майклом Мутшлером (Michael Mutschler) в 1997: так как поле под комментарий всё равно слишком мало для хранения чего-либо полезного, было решено сократить его на два байта, чтобы использовать их для хранения номера трека.

Расширенный формат

Расширенный тег - это дополнительный блок данных перед ID3v1-тегом, который позволяет в три раза расширить некоторые поля ID3(v1-v1.1) и добавить несколько новых полей. Разработчики этого расширения попытались следовать идее наибольшей совместимости, поэтому начало всех тегов хранится в обычном ID3v1 теге, что позволяет читать или записывать данные любой программе, понимающей ID3v1, и только если выделенных байт не хватает, продолжение для каждого поля будет храниться в расширенном блоке (при условии что программа умеет туда записывать). Расширенный блок занимает 227 байт, находится перед ID3v1-тегом и начинается с метки TAG+. В нем было выделено дополнительно по 60 байт для полей название песни, исполнитель и альбом, 1 байт под скорость (стиль, тип) музыки (01=slow, 02=medium, 03=fast, 04=hardcore), 30 байт под свободный ввод жанра, а также по 6 байт под начальное и конечное время музыки в файле (например, для плавного увеличения громкости). Поле комментария расширено не было и осталось 28-30 байт. Если ничего из перечисленного не используется, он автоматически опускается.

Это был неофициальный стандарт и поддерживался малым количеством проигрывателей.

Структура ID3

Строки разделяются нулями или пробелами. Неиспользуемые поля заполняются как пустые строки.

ID3(v1-v1.1): 128 байтов

Расширенный тег

Помещается перед ID3v1 тегом: 227 байтов

Lyrics3

Lyrics3 - это первая попытка внедрить текст песни внутрь MP3 файла, реализованная Петром Стрнадом (Petr Strnad) во времена ID3v1.x. Текстовый блок помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICSEND в конце файла, перед тегом ID3v1.x (если его не было, то он создавался). Текст был в кодировке ISO-8859-1 , максимальная длина 5100 байт, строки разделялись символами CR+LF, была поддержка временны́х меток.

Со временем был выпущен формат Lyrics3 v2.00, который имел больше возможностей (в частности, значительно увеличился размер блока, появились дополнительные поля и возможность вставки изображения). Блок версии 2.00 помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICS200 и имел переменную длину, которая записывалась в последних 6-ти байтах перед конечной строкой LYRICS200.

Идея не получила широкого распространения ввиду выхода стандарта ID3v2, в котором подобная идея была организована более гибко и функционально.

Критика и комментарии

ID3v1 много критиковали за ряд проблем. Во-первых, поля были слишком небольшими для большинства информации, которой им предстояло хранить. 30 байт не хватало для длинных названий, они урезались.

Предложение закрепить жанр за ограниченным числом альтернатив также нашло много противников. Многим просто не нравился предложенный список, в котором не отводилось места под такие жанры, как минимализм или барокко .

ID3v2

В ответ на критику был разработан новый стандарт ID3v2 в 1998. Хотя он носит название ID3, он мало похож на первую версию ID3.

Теги ID3v2 переменной длины и обычно находятся в начале файла для поддержания потокового воспроизведения . Тег состоит из нескольких фреймов , каждый из которых содержит какие-либо метаданные. Например, фрейм TIT2 содержит название, а WOAR содержит ссылку на сайт артиста. Фреймы могут быть длиной до 16 МБ, в то время как весь тег может занимать до 256 MB. Проблемы с кодировками устранены благодаря поддержке UTF-16 . Текстовые фреймы помечаются битом кодировки, хотя кракозябры всё ещё возможны, если использовать свою кодировку вместо UTF-16.

В последней версии стандарта ID3v2 есть 84 различных типа фреймов, а приложения также могут задавать свои собственные фреймы. Есть также стандартные фреймы для хранения обложки, количества ударов в минуту , прав и лицензии, слов, произвольного текста, ссылок и других данных.

Каждый фрейм начинается идентификатором (4 символа, которыми могут быть заглавные латинские буквы и цифры), следующие 4 байта - размер, ещё два - флаги. Можно заметить, что заголовок фрейма также состоит из 10 байт.

Есть три версии ID3v2:

ID3v2.2 - первый широко используемый ID3v2. Используется трёхсимвольный идентификатор фрейма вместо 4х(TT2 для названия вместо TIT2 ). Среди популярных стандартов также есть v2.3 и v2.4, фреймы которых аналогичны v2.2. Этот стандарт считается устаревшим.

ID3v2.3 расширяет идентификаторы до 4 байтов и добавляет количество фреймов. Фрейм может содержать много значений, разделённых знаком «/». Это наиболее распространённая версия тегов.

ID3v2.4 - это самая поздняя версия, датируемая ноябрём . Она позволяет хранить строки в UTF-8 , что заметно лучше UTF-16 . Для разделения значений используется нулевой байт (англ. ), поэтому знак «/» можно спокойно использовать в тексте. Ещё одна особенность, появившаяся в ID3v2.4, - возможность добавить тег в конец файла, как в первой версии.

Разделы ID3v2

Впервые про разделение файла писали в декабре 2005, но пока эта возможность не распространена широко. Она позволяет пользователю быстро перейти к определённому месту или главе внутри аудиофайла или предоставляет возможность синхронизированного слайдшоу изображений во время воспроизведения. Типичное применение - Расширенные подкасты (англ. ), которые поддерживаются ID3v2.3 или ID3v2.4 тегами .

Критика

Хотя различные версии ID3v2 концептуально похожи, оказалось достаточно сложно воплотить поддержку их всех. Есть несколько тонких и критических различий между версиями. Даже внутри версии структуры фреймов очень различаются. Например, фрейм TIT2 с названием и USLT с текстами песни требуют различных алгоритмов по извлечению данных. Другие форматы тегов, такие как APEv2 тег избегают этого и используют простые пары ключ-значение для отображения внутренней структуры каждого фрейма.

ID3v2 хранит много данных, которые относятся к самому формату сжатия. Для примера, фрейм TLEN хранит длину аудиозаписи, хотя она используется для отображения прогресса воспроизведения, а фрейм AENC содержит метод сжатия для аудиопотока.

Только со стандартом ID3v2.4 стало возможно поместить данные тега в конец файла. ID3v2.2 и 2.3 требуют нахождения их в начале файла. В то время как для потоковых данных это необходимо, в случае обычного файла для обновления информации тега нужно перезаписать весь файл. Редакторы тегов могут оставлять свободное пространство после тега, чтобы предупредить перезапись файла в случае увеличения тега, но это не является стандартом: требования к тегам очень различаются, особенно если к музыке прилагается APIC (ассоциативные изображения).

Устаревшие реализации

Программы, поддерживающие ID3v2.4, появились в последние два-три года; однако большинство файлов используют ранние версии ID3v2, и очень небольшое количество программ поддерживает все виды фреймов, обозначенных спецификацией стандарта ID3v2.

Windows Explorer

Применение в других форматах и альтернативы

Хотя ID3 был изобретён для MP3, в этом стандарте можно хранить теги и в отличных от MP3 и MP3Pro форматах файлов. Список тегов же - это вообще независимая часть файла и может использоваться как угодно. На практике, единственный формат, который широко использует ID3v2, это AIFF , где тег хранится внутри RIFF области под именем «ID3». То же самое воплощено в WAV , но не используется. Единственная теговая система, широко использующаяся WAV, это «Broadcast WAV». Форматы Windows media (ASF , WMA , WMV) имеют свои форматы тегов, но также поддерживают ID3, включенный как атрибут. MP4 также предполагает включение ID3, но также не поддерживается широко. Другие форматы, основанные на контейнерах, используют собственные теговые системы. Примером является Vorbis , который использует