Формирование человеческой личности – сложный и долгий процесс, в котором принимает участие множество факторов. От того, как проходит детство ребенка, кто занимается его воспитанием, прививает навыки, знания и умения, во многом зависит его адаптация в социуме и становление как полноценного члена общества.

Главным аспектом в формировании личности выступает социализация, посредством которой человек входит в общественную структуру и усваивает нормы поведения в той или иной социальной группе. Что это за понятие? И что оказывает влияние на процесс социализации?

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный» . В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов.

В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

В теории социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.


Адаптация к общественной структуре протекает в течение всей человеческой жизни, так как окружающий его мир пребывает в постоянном движении и изменении. С переменами, происходящими вокруг человека, ему приходиться меняться самому, чтобы более комфортно ощущать себя в новых условиях.

В своем развитии личность проходит два этапа социализации. Первичный тянется до его формирования как взрослого человека. В этот период важнейшее значение имеет семья, с помощью которой дети получают представление о нормах и ценностях общественной жизни. Вторичный этап проходит в зрелые годы и сопровождается перестройкой личности в соответствии с существующими условиями.

Помимо социализации, в психологии известно такое понятие как ресоциализация, при которой устраняется ранее сложившаяся модель поведения и происходит приобретение новых навыков.

Социализация у ребенка происходит от момента рождения и начинает развиваться на самых ранних стадиях его роста и взросления. Считается, что именно в детском возрасте личность формируется на 70%.

Усвоение навыков и образцов поведения в этот период осуществляется с помощью так называемых агентов, то есть институтов, групп или отдельных людей, которые участвуют в воспитании. К ним относятся родители, друзья, детские сады, школы, соседи. Социализация у детей представляет собой процесс усвоения социальных ценностей и впитывание тех правил и норм поведения, которые активно используются его окружением.

В педагогике под социализацией понимают полную интеграцию личности в общество, во время которой происходит приспособление человека к социальной системе. Этот процесс рассматривается как вхождение в окружающую среду путем адаптации к культурным и психологическим нормам, ценностям, правилам поведения.

Среди механизмов, посредством которых человек получает социальный опыт, можно выделить убеждение, принуждение, внушение и ряд других. Важнейшим из них является механизм идентификации, при котором по мере развития ребенок начинает ощущать себя полноправным членом общества.

Процесс социализации достаточно сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение, воспитание.

В первые годы после рождения малыша на его адаптацию к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители, бабушки, дедушки, няни. Примерно с 3 лет свою роль в социализации человека начинают играть детские сады, другие образовательные заведения, врачи, воспитатели, дети в детсадовской группе. С 8 лет и до взросления огромное влияние на ребенка оказывают Интернет и телевидение.

После рождения абсолютно каждый человек начинает свою интеграцию в социальное общество. Это очень важный момент становления, который наделяет личность необходимым опытом и знаниями, призванными помочь ему в будущем. Также к социализации можно отнести практические и теоретические умения человека, получаемые им в процессе взросления. Это неотъемлемая часть полноценной жизни любого человека. Рассмотрим подробнее виды социализации. Чем они отличаются и какими особенностями обладают.

Что собой представляет социализация личности

Данный термин обычно означает процесс, который подразумевает усвоение человеком определенного социального опыта того общества, в котором он постоянно находится. Благодаря тому развивается мышление и умение логически выстраивать общение с окружающим миром.

В течение своего становления как личности человек не только усваивает всю полученную информацию, но и преобразует ее в свои собственные понятия и различные ценности. Социализация индивида в обществе, по сути, представляет собой адаптацию, то есть опыт, который постепенно складывается из самых разных составляющих. Сюда можно отнести культурные ценности, положения по общению и многое другое. Таким образом, социализация напрямую зависит от того общества, в котором человек появился на свет. Соответственно, нормы поведения могут значительно отличаться в той или иной стране.

Социализация личности в психологии

Каждый человек нуждается в том, чтобы он тем или иным образом принадлежал обществу, в котором он вырос. Соответственно, он идентифицирует себя со своим окружением. В психологии социализация определяется как выполнение требований сообщества, благодаря чему вырабатывается собственная линия поведения в самых разнообразных ситуациях. В этом случае все зависит от характера личности и ее особенностей.

При этом стоит понимать, что социализация является двусторонним процессом. Помимо того, что сам человек формирует свои нормы, он также адаптирует их под себя. В результате этого происходят небольшие изменения и в окружающем мире. Если рассмотреть примеры социализации, то станет понятнее. Допустим, человек имеет базовые знания в области физики. Обработав эту информацию и получив соответствующее образование, он разработал новую формулу, которая повлияла на будущее этой науки. Это глобальный пример. Есть более простая аналогия. Допустим, человеку прививали некоторые нормы этикета, но по тем или иным причинам, он счел это неуместным. В результате он обзавелся своими моральными ценностями, которые могут оказать влияние на его окружение. Эти примеры социализации позволяют лучше понять сам процесс становления личности. Нужно понимать, что в любом случае каждый индивидуум тем или иным образом взаимодействует с группой окружающих его людей независимо от их статуса или других особенностей.

Чему способствует

Социализация и адаптация позволяют сформировать в мозгу человека необходимый ряд ценностей и правил, которые он будет в дальнейшем применять к миру. Эти процессы начинаются с самого детства, когда родители юного чада начинают закладывать фундамент первых мыслительных и физических навыков. После этого человек проходит обучение в садике, школе и институте. В этот период он получает больше знаний от других людей, продолжая познавать мир. Благодаря этому человек учится общаться с окружающими его личностями и понимает, что форма взаимодействия с ними может быть разной.

Кроме этого, социализация ребенка очень важна, так как она учит его самоконтролю. Постепенно человек начинает усваивать, как можно реагировать на те или иные события в его жизни. Благодаря этому он учится различать мир внутренний и внешний.

Виды социализации личности

Существует несколько разновидностей этого процесса. Они отличаются в зависимости от многих факторов. Однако условно эти механизмы делятся на следующие группы:

  • Первичная социализация. Данный процесс начинается с того момента, как ребенок начинает воспринимать общество. При этом он ориентируется исключительно на свою семью. Ребенок начинает воспринимать взрослый мир. Первичная социализация напрямую зависит от родителей чада. Точнее, от того, насколько правильно они смогут показать ему окружающий мир.
  • Вторичная социализация. Этот процесс не имеет срока и длится до той поры, пока человек не войдет в ту или иную социальную группу. Данный механизм запускается, когда ребенок начинает ходить в садик. В новой для себя атмосфере он может примерять новые роли и оценивать, какая из них больше всего ему подходит. Также у него появляется возможность оценить свои поступки со стороны. В процессе вторичной социализации личность часто сталкивается с определенными нестыковками. Например, в тот момент, когда ребенок понимает, что ценности его родителей могут не совпадать с интересами и нормами других людей. В этом случае ребенок проходит этап самоидентификации и выбирает ту или иную сторону на основе своих ощущений и полученного опыта.
  • Локализованная (направленная) социализация. В этом случае речь идет о постижении определенных ценностей. Здесь социализация подразделяется на ряд конкретных направлений: досрочная, гендерная, организационная и другие. Это также является важным этапом становления личности.

Досрочная социализация

В этом случае речь идет о некой «репетиции» конкретного этапа. Хорошим примером этого вида социализации является начало сожительства мужчины и женщины. До вступления в брак партнеры должны перенять определенный опыт друг у друга и соотнести свои жизненные позиции. В той ситуации каждый из них перенимает часть ценностей у своей половинки.

Длительное нахождение внутри малой группы (в данном случае состоящей из двух человек) происходит формирование более стойких поведенческих и социокультурных моделей.

Гендерная социализация

Также она часто называется полоролевой. В этом случае речь идет о виде социализации, которая подразумевает определение личностью отличий между мужчинами и женщинами. В этот период происходит идентификация человека согласно ряду стандартов и общепринятых норм. При этом социализация этого типа может длиться на протяжении всей жизни.

Данный механизм подразумевает осознание того, что индивидуум начинает осознавать тот факт, что в случае отклонения от норм, он будет сталкиваться с порицанием от других участников социума.

Десоциализация

Данное явление протекает в абсолютно обратном порядке. В этом случае речь идет о том, что личность «выпадает» из общепринятых рамок и начинает отождествлять себя с отстраненной единицей. Нередко люди, страдающие от десоциализации, начинают намеренно нарушать рамки и пытаются противостоять общепринятым ценностям.

Чаще всего такое явление наблюдается у тех, в чьих семьях практиковалось насилие. Также к такой категории людей относятся алкоголики и наркоманы.

Семейная социализация

В этом случае ребенок наблюдает за членами своей семьи и перенимает их опыт. Подобная социализация ребенка зависит от нескольких факторов:

  • Состава и структуры семьи.
  • Позиции, которую ребенок занимает в семейной иерархии.
  • Выбранной модели воспитания. Например, родители и более дальние родственники могут навязывать ребенку свои ценности.

Также многое зависит от нравственного и творческого потенциала членов семьи.

Профессионально-трудовая социализация

Очередная корректировка ценностей человека происходит, когда он начинает свою трудовую деятельность и знакомиться с коллегами. В этом случае он вынужден адаптироваться уже к новой среде. Дело в том, что на работе он должен придерживаться делового этикета, без чего индивидум не сможет продвигаться дальше по карьерной лестнице или, например, получать необходимую аттестацию и повышение квалификации.

Кроме этого, человек должен усвоить новые для него трудовые навыки.

Субкультурно-групповая социализация

В этом случае речь идет о той среде, в которой личность пребывает во время отдыха или в любой другой период своей жизни. Человек может общаться с разными людьми и иметь много друзей, каждый из которых будет делать свой вклад в накопление опыта.

При этом личность знакомиться с новыми культурными особенностями социума, религиозными и культурными особенностями и пр. Кроме этого человек общается с людьми разного возраста или статуса. Все эти факторы позволяют сформировать все новые поведенческие модели, которые будут адаптироваться по мере знакомства с новыми товарищами.

Функции социализации

Данный механизм имеет большое значение для становления личности. Среди основных функций существуют:

  • Нормативно-регулятивная. Это означает, что абсолютно все, что окружает человека, может оказывать на него то или иное влияние. В этом случае речь идет о семье, политике страны, религии и многом другом.
  • Личностно-преобразовательная. В процессе общения с другими людьми личность начинает проявлять свои индивидуальные качества и особенности. Таким образом он отделяется от общей массы.
  • Ценностно-ориентационная. Данная категория напоминает нормативно-регулятивную. Однако в этом случае человек перенимает из всего окружающего не опыт, а определенные ценности.
  • Информационно-коммуникативная. В этом случае образ жизни индивидуума формирует свой образ жизни на основании опыта общения с различными представителями социума.
  • Творческая. Если личность будет воспитываться в нужной среде, то это поможет человеку научиться совершенствовать окружающий его мир.

Этапы социализации

Формирование личности происходит не сразу. Каждый человек проходит несколько этапов:

  • Детство. Согласно многочисленным исследованиям специалисты пришли к выводу, что свое «я» ребенок воспринимает на 70% лучше в юном возрасте. Когда малыш растет он больше приравнивает себя к окружению.
  • Подростковый период. В возрасте с 13 лет ребенок начинает брать на себя все больше ответственности и самых разных обязательств.
  • Молодость. Это еще этап вида социализации, который наступает с 16 лет. В тот период подросток начинает принимать важные и более серьезные решения. Это означает, что он начинает нести ответственность за свою жизнь. Кроме того, в этот период он начинает приравнивать себя к определенной группе социума.

  • Взрослая жизнь. Данный период начинается с 18 лет. В то время все внутренние инстинкты индивидуума направлены исключительно на формирование личной жизни. В этот период человек впервые по-настоящему влюбляется и открывает для себя новые эмоции.

Вопрос 12. Социализация: понятие, содержание, механизмы. Стадии и институты социализации.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.

3. Механизмы и стадии социализации .

С имеет две функции: передача соц опыта и индивидуализация. Механизмы С:

Соц-психологический (внушение, подражание, заражение)

Институциональный.

Обращаясь к Фрейдизму, мы видим, что процесс С протекает в раннем детстве индивида. Пиаже включает в этот процесс и юношество. А Эриксон говорит о бесконечности процесса С. Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе). Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

P.S. Предложите комиссии выделить эту стадию в отдельную, сойдете за умного

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса – характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта – характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т.п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

Можно дать еще один вариант классификации механизмов социализации исходя из онтогенетического принципа их развития у ребенка. В процессе социализации можно выделить следующие части: инкультурацию (трансляция культурных ценностей), интернализацию опыта (усвоение социального опыта и механизмы этого усвоения), адаптацию (рассматриваются результаты социализации). Эти части отражают процесс вхождения в общество. Сторона воспроизводства социального опыта может быть рассмотрена как процесс конструирования социальной реальности. Разделение на части достаточно условно, они неразрывно слиты.

Инкультурация по Херсковицу есть процесс, в котором индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяется два этапа инкультурации: детство (освоение языка, норм и ценностей культуры) и зрелость (касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, новшеств).

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют межпоколенную трансмиссию . Три вида:

    вертикальная трансмиссия – передача от родителей к детям;

    горизонтальная трансмиссия – в общении со сверстниками;

    «непрямая» (oblique ) трансмиссия – в специализированных институтах социализации (вуз, школа) и на практике – у окружающих взрослых, помимо родителей (соседи, тети, дяди).

Интернализация – совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Два частных случая этого процесса: усвоение моделей поведения ; усвоение социальных значений : символов, ценностей, установок.

    Модели поведения. Основные положения:

    1. интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости модели.

      успешность интернализации моделей зависит от степени согласованности требований ближайшего социального окружения.

      межиндивидуальные различия редки или не рассматриваются вообще.

      популярный объект исследований: полоролевое и просоциальное поведение.

    Усвоение значений. Общие положения:

    1. интернализация социальных влияний является многоуровневым процессом.

      данный модус является необратимым.

      индикатором усвоения является добровольное социально утилитарное поведение.

      основным фактором успешности выступает степень осознанности интернализируемых влияний.

Рассматривают различные механизмы интернализации. Теории научения – классическое и оперантное обусловливание, теории социального научения – наблюдаемое поведение и условия, в которых оно разворачивается, психоанализ – механизм рационализации, когнитивисты – механизм интернализации есть редукция когнитивного диссонанса.

Адаптация – рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

    Социализация понимается как конечный процесс.

    Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.

    Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

      реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные;

      способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты социального мира по-другому, чем они есть на самом деле.

Можно рассказать о стадиях развития по Колбергу

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности анало-гично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных на-выков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достига-ют по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остают-ся нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (пер-вая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей ста-дии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслу-жить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают инте-ресы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии фор-мируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слиш-ком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоко-нравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются соб-ственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принци-пы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

4. Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений , то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Здесь обязательно соблюдение тех норм и правил, которые господствуют и в других социальных институтах, здесь формируется представление о принятых в обществе санкциях - наказаниях и поощрениях, т.е. ребенку передается вся система социальных требований. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь. Группа сверстников в школе - это первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. Ее особая ценность для ребенка в том, что он обретает независимость от контроля взрослых, порой даже возможность противодействия ему. И. С. Кон называет три психологические функции группы сверстников: они представляют собой специфический канал информации, что особенно важно в области проблем пола; они воплощают в себе особый вид деятельности и межличностных отношений (в групповой игре, например, развиваются такие навыки социального взаимодействия, когда статус в нем надо еще заслужить, что способствует развитию соревновательной активности); наконец, они предлагают особый вид эмоциональных контактов - любовь и уважение равных, что обеспечивает ощущение благополучия . Активный процесс общения в группе сверстников способствует включению коммуникации в процесс социального познания.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз . Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив . В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

средства массовой информации можно рассмотреть как канал формирования массового сознания. Наряду с такими социальными функциями, как обеспечение социального контроля и управления, интеграции общества, реализации социальной активности граждан, формирования общественного мнения и распространения культуры, в СМИ выделяются и специфическиесоциально-психологические функции. По мнению Н. Н. Богомоловой, главные из них - это функции социальной ориентировки человека и группы, формирования социальной идентичности, контакта с другим человеком, его самоутверждения. Ориентировка человека или группы в социальном мире осуществляется путем создания общественного мнения и конструировании стратегий поведения в различных ситуациях. То есть СМИ позволяет как сформировать представления о социальном мире, так и выбрать стратегии поведения в нем. Роль средств массовой информации в процессе социального познания заключается также и в том, что в них зачастую предлагается уже готовый образ какого-либо социального явления. Стоит также отметить, что средства массовой информации играют большую роль в распространении социальных стереотипов.

Другие институты – церковь. В традициях психологии неоднократно ставился вопрос о роли религии, в частности религиозного сознания, в формировании представлений человека об окружающем его мире. Хотя в любой религии содержится система взглядов и на человека, и на природу, и на общество, особый интерес анализ религиозного сознания представляет с точки зрения того, как в нем осмысливаются общественные проблемы.

Этнокультурная вариативность процесса социализации

и в процессе культурной трансмиссии. Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на дитя:

Опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;

Дисциплинаторов, распределяющих наказания;

Воспитателей, целенаправленно обучающих дитя, передающих ему соответствующие знания и навыки;

Компаньонов, участвующих в совместной с ребенком деятельности на более менее равных правах;

Сожителей, проживающих в одном доме с ребенком

совсем разумеется, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры «общей иерархии степени влияния и социальной значимости социализаторов».

В зависимости от культуры в обществе существует разная иерархия, распределение ролей, разные ценности, а также различные способы воспитания и передачи опыта. И бла-бла-бла. Вспомнить даже разные виды пеленания детей).

Критерии сравнения

    Жесткость, мягкость, род власти, сепарация. Отлучение от груди

    Допустимость интимных отношений

    Способ пеленания

    Насколько взрослый вмешивается в игру, изолированность детской игровой культуры

    Допустимая форма эксперссивности

Политическая социализация

Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым формам политического поведения. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации .

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип , которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы). Наличие значительного числа разнородных суб­культур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценностей своей культурно-этнической группы.

конфликтный тип , характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип , предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, либерализма, фашизма и т.д.).

Необходимо иметь в виду, что политическая социализация выполняет ряд важнейших функций:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и устано­вок. Косвенная социализация – это своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки.

Немного об информационной среде. Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности. В качестве близких по смыслу в литературе встречаются понятия «информационное поле», «информационное пространство».

С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)

Внутренняя информационная среда – это информационные ресурсы и все, связанное с информационной деятельностью работника и пользователя в информационной службе (в нашем случае в библиотеке). О ее роли в социализации можно додумать самостоятельно)))

Социализация в изменяющемся мире (я не знаю, где про это можно что-то нормальное найти)

Социальная нестабильность - это не просто эквивалент быстрых и радикальных социальных изменений, но возможная рассогласованность их, т.е. смена направления и темпа изменений, несовпадение меры радикальности их в различных сферах общества (экономике, политике, культуре, формах человеческих отношений). Именно сцепление этих обстоятельств приводит к социальной нестабильности. Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабильность хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда возникает в определенные периоды развития в разных странах, принимает в каждом случае специфическую форму: она сочетается с особыми условиями исторического развития каждой страны, ее традициями, национальным менталитетом. В частности, нестабильность накладывается и на тот образ общества, который существовал в массовом сознании до периода радикальных преобразований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса период стабильного развития с жесткой регламентацией стереотипов и ценностей или, напротив, период достаточно динамичного развития. Все это имеет непосредственное отношение к тому, как будет складываться процесс социального познания в возникающей ситуации.

Специальный акцент на том, какое это имеет значение в ситуации нестабильности, делает А. Тэшфел: фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Поэтому для человека всегда является проблемой взаимодействие социального изменения и выбора поведения. Но выбор поведения обусловлен пониманием своего окружения. Следовательно, нет другого адекватного выбора поведения, кроме как умение столь же адекватно оценить сущность происходящих в обществе изменений.

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии, социологии, педагогике, философии. Его содержание значительно варьируется в различных концепциях личности. Понятие социализации впервые было описано в конце 40х - начале 50х гг. в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы понятие «социализация» раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление живого организма к условиям среды. Этот термин был экстраполирован в обществознание и стал означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам.

Различают следующие уровни адаптации: 1) целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей (А. Маслоу); 2) взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга (Я. Щепаньский); 3) аккомодация как наиболеё распространенная форма социальной адаптации возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека (Я. Щепаньский); 4) ассимиляция, или полное «Приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды (Ж. Пиаже).

Существуют и иные классификации уровней социальной и психической адаптации: нормальная (защитная), девиантная (отклоняющаяся) и патологическая. Таким образом, с помощью понятия «адаптация» социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются А. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации Я концепции, самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода в определенной степени разделяются отечественными психологами, хотя приоритет чаще отдается первому. Так, И.С. Кон определяет социализацию как усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный Опыт. Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъектность, реалии собственного бытия через событийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся.

При определении стадий (этапов) социализации отталкиваются от того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации: 1) дотрудовая, включающая период жизни человека до начала трудовой деятельности; 2) трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Именно в труде закладываются основные базисные ценности, формируется самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности; 3) послетрудовая стадия наступает в пожилом возрасте и знаменует прекращение трудовой деятельности.

В процессе социализации личность как бы «примеривает» себя и выполняет различные роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусноролевых отношениях, в которые личность была включена.

Одной из основных функций социализации является формирование личности, адекватно отражающей социальную ситуацию и способной взять на себя решение наиболее важных общественно значимых задач, а также эстафировать свою духовность живущим в этом же обществе, стране, семье и в едином цивилиэационном пространстве.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

ЛИТЕРАТУРА
1. Кон КС. Социология личности. М., 1967. С. 21-24.
2.Котова И.Б., Шиянов Е.Л. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997, С, 514.
3.МудрикАВ. Социализация и смутное время. М., 1991.
4.ПарыгинБД. Социальная психология как наука. Л., 1967. С. 123-126.
5.ПетровскийАБ. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; o изменение себя, "стать как все"; o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.