Почему становится скучно и почему это важно.

Скука свидетельство временного пребывания в состоянии незаинтересованности в чем-либо происходящем.

Нам не нравится скука. С ней не комфортно, но она обыденная. Каждый из нас испытывал скуку, но теперь, когда есть facebook, twitter, youtube мы всегда знаем, как развеять ее.

Физическая боль, тошнота – тоже некомфортные ощущения, но они вызываются вещами, которые для нас опасны. В то время скука возникает, когда вы просто не заинтересованы во внешнем и во внутреннем мире ваших мыслей. Вы просто наедине с самим собой.

Если сама по себе жизнь имела бы смысл, не существовало бы такой вещи как скука, и тогда одно лишь существование наполняло и удовлетворяло нас.
- Артур Шопенгауэр

Скука – самая грандиозная из человеческих эмоций. Она выражает тот факт, что человеческий дух в определенном смысле больше самой вселенной. Скука – выражение глубокого отчаяния и невозможности найти что-либо, что могло бы удовлетворить безграничные потребности души.
- Джакомо Леопарди

На первый взгляд скука кажется обыденной и несерьезной, а признание того, что ты ее испытываешь – оскорбительным. Ясно одно: скука – это не скучно.

Когда нам скучно, активность мозга снижается лишь всего на 5%! МРТ-исследование головного мозга во время скуки показывает увеличение активности в областях, ответственных за обращение к автобиографической памяти, постижению мыслей и чувств других людей, а также за обдумывание гипотетических событий, т.е. за воображение.

Это навязчивое состояние помогает нам подумать о себе, заметить то, что упускали из виду и получить достаточный заряд для продуктивных действий, которые, в противном случае, мы бы отложили (например: письмо, решение головоломок или игры).

Это значит, что хроническая скука может быть проявлением работы организма в целом.

Последствия хронического чувства скуки

  • Частое нервное напряжение.
  • Алкогольная/наркотическая зависимость (именно из-за скуки многие люди не могут бросить пить/курить. Если им это удается, то только на время, затем возвращаются к вредным привычкам вновь).
  • Неумение переносить длительные поездки, встречи, даже отдых (желание поскорее вернуться к работе).
  • Неумение сосредоточиться.
  • Неумение расслабляться, хроническая усталость.
  • Болезненная тяга к покупкам, шоппинг.
  • Перегруженность мозга множеством задач, «информационным мусором».
  • Чувство беспокойства.
  • Апатия и тоска в отсутствии активности.
  • Пресыщение жизнью.

Как следствие, неправильный жизненный выбор, утрата возможностей, ложные цели и устремления, несчастье и неумение получать удовольствие от жизни.

Головному мозгу требуется воздействие, чтобы быть здоровым, при этом нагрузка должна быть адекватной. Стимуляция, с помощью которой человек может оптимально работать, сосредоточившись, психологи называют потоком .

Поток, потоковое состояние - психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, и характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением и нацеленностью на успех в процессе деятельности. Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи. В неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние.


Если вам интересна тема потока, то лучше этой книги нет! Можно посмотреть на ОЗОНе .

При недостаточном уровне стимуляции мозг начнет действовать в надежде найти хоть что-нибудь и где-нибудь.

Ничто не ускоряет атрофию головного мозга больше, чем пребывание в неподвижном состоянии в одной и той же обстановке. Монотония ослабляет нашу дофаминовую систему и систему внимания, которые важны для поддержания пластичности мозга. Разнообразие и стимуляция поддерживают нейрогенез (образование новых клеток мозга), а также могут продлить жизнь уже существующих клеток в определенных участках мозга.
- Норман Дойдж, автор книги «Пластичность мозга»

Монотония (от греч. monos - один, единый и tonos - напряжение, ударение) - это функциональное состояние сниженной работоспособности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий в обыденной внешней среде.

Чтобы избежать недостатка воздействия, мозг может создать свои собственные стимуляции – галлюцинации. Они могут быть вызваны у любого человека, если мозгу не хватает этого вокруг.

Возьмем, например, эффект «бесконечного поля зрения» или “ganzfeld effect” – это когда подвергнутые белому шуму и постоянному монохроматическому свету люди начинают сходить с ума, приходят галлюцинации. Эффект может быть вызван половинками шарика для пинг-понга, зафиксированными на глазах, и радио, настроенным на «белый шум».

Ganzfeld Phenomena средство надежного и быстрого достижения глубокой релаксации. Механизм его до конца непонятен. Есть предположение, что когда мозг сталкивается с бесконечным полем зрения, лишенным каких-либо контрастных деталей, то зрительный анализатор отключается, а мозг переходит на «любование» самим собой. В результате значительно «тормозится» логическое полушарие мозга (обычно – левое), которое не способно взаимодействовать с бесконечностью, – это прерогатива гештальт полушария (обычно правого) .

В домашних условиях повторять не стоит – только под наблюдением специалистов!

Длительный недостаток активности, является также наказанием, применяемым для преступников (в частности, одиночное заключение). Согласно зафиксированному случаю, рекорд самого длительного отсутствия социальных контактов удерживается Томасом Сильверстальном. Он находится в одиночной камере с 1983 года.

Простая скука – это та, которую вы ощущаете, когда ждете самолет в аэропорту или слушаете неинтересную лекцию. Это не заболевание и не настроение – это эмоция.

Колесо эмоций Роберта Плутчика – отличный способ продемонстрировать это.

Колесо состоит из восьми базовых эмоций, расширенных в порядке интенсивности. Скука позиционируется как легкая версия отвращения.

Создания, испытывающие эмоции, часто вынуждены делать или не делать более сложные вещи, чем просто есть, пить, спать и размножаться. Например, строить дружбу, извиняться, любить безоговорочно и планировать будущее.

Скука – это эмоция, которая защищает нас. Монотонно выступающий лектор, изнуряющее ум задание и перегруженность однообразием – все это не является грязным или ядовитым. Просто недостаточно стимулирует нас. Скука заставляет нас делать что-то новое, получать свежую обратную связь.

Болезненно воспринимаемое аффективное состояние, характеризующееся диффузной напряженностью, нетерпением и чувством неудовлетворенности. Обычно скука проявляется в ситуациях, сопровождающихся монотонными переживаниями и недостаточностью удовлетворения либо внешней стимуляции. Состояние скуки может отражать как реальные обстоятельства, так и структуру личности и потребности индивида. Скука интерпретируется как процесс возрастания защитной борьбы с недопустимыми фантазиями и импульсами, когда содержание импульсов вытесняется из мыслей, но напряженность достигает аффективного уровня. Считается также, что при таких состояниях имеется определенная предрасположенность, связанная с процессами развития. Так, более склонны к скуке дети, а также взрослые с пассивным и "полезовисимым" характером.

СКУКА

boredom) Эмоция, которая возникает, если индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Она может возникнуть либо вследствие ограничений - например, одиночное заключение, сенсорная депривация, монотонная работа, - либо вследствие внутреннего торможения. Согласно Fenichel (1954), невротическая скука - это состояние инстинктного напряжения (см. также ИНСТИНКТ), при котором отсутствует инстинктная цель. В результате этого человек, ощущающий скуку, ищет объект "не для того, чтобы направить на него действия своих инстинктных импульсов, а скорее для того, чтобы объект помог найти инстинктную цель, которой он лишен". Он знает, что ему чего-то не хватает, но не знает, чего. Отсюда - раздражительность и беспокойство неотделимы от скуки, но отсутствуют при АПАТИИ.

Скука

boredom) Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев. Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как "драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной". В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О"Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort) и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин. Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в "потоке" ("flow") или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, "когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим". Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой. Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями. При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, "потускневшие" глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow) и оптимальную стимуляцию. В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед. К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С. Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения. См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений Н. Д. Сандберг

СКУКА

психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.

Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности. Скука становится неотъемлемой частью жизни многих людей, не испытывающих удовольствие ни от работы, ни от развлечений. Увеличение свободного времени ведет к тому, что многие не знают, что делать с ним и как занять себя. Не все из них обращаются за помощью к психоаналитику, но состояние скуки часто сопровождается такими болезненными проявлениями, что скучающие люди являются потенциальными пациентами. Не случайно некоторые психоаналитики стали обращать особое внимание на проблему скуки. Одним из первых, кто приступил к осмыслению данного феномена, был О. Фенихель, опубликовавший работу «О психологии скуки» (1934). Несколько десятилетий спустя к рассмотрению данной проблемы обратился Э. Фромм, считавший, что «человек – единственное животное, которое может скучать». Размышления о скуке нашли отражение в таких его работах, как «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и других.

Исследуя феномен скуки в работе «Анатомия человеческой деструктивности», Э. Фромм (1900–1980) выделил три категории лиц: не знающие скуки – способные продуктивно реагировать на стимулирующие раздражения; хронически скучающие – постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании и в вечной смене раздражителей; больные – которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раздражителем. Для хронически скучающих и больных людей скука связана с неудовлетворением, испытываемым ими по отношению к жизни. В первом случае люди «обречены на хроническую скуку, но поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают». Во втором случае люди время от времени «остро осознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны». Отличие между ними состоит в том, что хронически скучающие люди способны на реакцию, если скука будет компенсирована, в то время как скука больных не компенсируется. И в том, и в другом случае люди страдают от недостатка продуктивности. Однако, как считал Э. Фромм, в первом случае с помощью соответствующих раздражителей можно избавиться от скуки (но не от причины ее возникновения), а во втором случае «невозможно освободиться даже от ее симптомов».

Осуществленное Э. Фроммом различие относится не только к типологии людей, но и к смысловому употреблению слова «скучный». Человек может изнывать от скуки в определенной ситуации, говоря, например, что ему скучно и неинтересно находиться в данной компании.

Но человек может быть скучным сам по себе в силу структуры своего характера и тогда он является скучным как личность. Такой скучный человек неинтересен и безрадостен, в нем нет ощущения жизненности. «Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным».

По мнению Э. Фромма, хроническая скука представляет собой одну из патологий современного общества. Большинство людей не являются тяжелобольными, но все они страдают в легкой форме недостатком продуктивности. Если такие люди не находят каких-либо способов стимулирования, то они постоянно скучают. Создается впечатление, что главной целью человека становится попытка «убежать от собственной скуки». Для достижения этой цели используются различные средства сиюминутного возбуждения, включая всевозможные развлечения, алкоголь, наркотики, секс. Однако все это не затрагивает творческие способности и психические возможности человека, поскольку на глубинном, бессознательном уровне он все равно пребывает в скуке. Так, когда терапевт спросил одного из своих пациентов, имевшего большой успех у девушек, не спасает ли его от скуки секс, то тот ответил: «Секс – тоже скука, но не в такой мере, как все остальное».

С точки зрения Э. Фромма, следствием «некомпенсированной скуки» могут быть насилие и деструктивность. В пассивной форме они проявляются в том, что человеку нравится узнавать о преступлениях и катастрофах, смотреть по телевизору сцены кровавых убийств и жестоких драк. В активной форме удовольствие достигается путем садистского и деструктивного поведения. Мотивом некоторых убийств становится именно скука, потребность увидеть какие-то нестандартные ситуации и прекратить монотонность повседневной жизни.

Э. Фромм высказал убеждение, согласно которому «скука – одна из величайших мук». Ад представлялся ему тем местом, где царит вечная скука. Люди предпринимают значительные усилия, чтобы избежать скуки, мечутся из стороны в сторону, хватаются то за одно, то за другое, так как не могут переносить скуку. Если же человек имеет «свой» невроз и «своего» психоаналитика, то это дает ему возможность скучать меньше. Даже если человек испытывает тревогу, беспокойство, какие-то неприятные ощущения, то и это годится, поскольку подобное состояние «зачастую оказывается способом избежать скуки».

Наряду с другими депрессивными состояниями пациентов состояние скуки становится объектом исследовательского и терапевтического интереса многих психоаналитиков. Данная проблематика нашла свое отражение, в частности, в статьях А. Эсмена «Некоторые размышления о скуке» (1979) и М. Уанга «Некоторые психоаналитические соображения по поводу скуки» (1979).

Обращая внимание на проблему скуки, некоторые аналитики, в частности Э. Фромм и В. Франкл, напомнили актуальность высказывания немецкого философа ХIХ столетия А. Шопенгауэра о том, что человечество обречено вечно пребывать между двумя крайностями желания и скуки. По их мнению, проблема скуки становится все более насущной. Как заметил В. Франкл, «скука сегодня ставит перед нами – и пациентами, и психиатрами – больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».

  • Скука и стресс
  • Процесс зависимости
  • Технологии усиливают скуку
  • Вредные привычки и скука
  • Способ манипуляции
  • Внутренняя пустота
  • Сила сопротивления
  • Движение вперед

Ваша жизнь наполнена новыми впечатлениями , вам хочется перемен и вдохновения, вы избегаете рутины и повседневности? Эти слова можно сказать о многих, однако даже у самых творческих людей часто пропадает запал. Вроде бы мы готовы к новому, для этого есть все, что нужно, но мы впадаем в ступор. Скука – это распространенное явление даже у активных людей. Прорваться сквозь ее липкую паутину помогут наши советы. С их помощью вы сможете легко добиться невероятных успехов.

Что такое скука? Это слово появилось впервые в романе Чарльза Диккенса «Холодный дом», написанном в 1853 году. Спустя годы и десятилетия мы часто употребляем понятие «скука» по отношению к другим людям, профессиям, событиям и явлениям. Многие удивятся, почему же этому вопросу уделяется так много внимания, ведь никто не умер от скуки. Но в реальности дела обстоят не так радужно.

Исследования ученых показали, что скука связана с ранней смертью. В эксперименте участвовали 10 тысяч человек, среди которых были испытуемые, подверженные хронической скуке. Около 50% людей, принимавших участие в исследовании, скончались к моменту его завершения. Причина смерти была так или иначе связана с их образом жизни.

Что такое скука и какие формы она принимает

Скука – это достаточно неприятное чувство. Эмоция появляется нерегулярно, и нельзя сказать, что она не сказывается на нашей личности. Но если скука становится постоянным явлением, то в психологии ее принято считать серьезным отклонением. Одна из главных причин ее появления – бесполезное занятие. Нельзя не обращать на скуку внимания, нельзя ее игнорировать. Ее можно сравнить с заклинившим дверным звонком, который постоянно звонит. Естественно, что это напрягает, раздражает, сводит с ума. То же самое и со скукой.

У скуки может быть несколько оттенков. По словам психоаналитика Отто Феничела причиной появления этой эмоции является нежелание выполнять определенные действия, либо невозможность выполнять то, что мы хотим делать. Например, скука беспомощности проявляется у школьников или студентов во время занятий. Приходится сидеть за партой, когда за окном хорошая погода. Скука принуждения часто возникает у людей, занимающих неинтересную должность. Они вынуждены выполнять свои обязанности, которые их совершенно не привлекают, чтобы заработать денег.

Прокрастинация (или скука защитного характера) возникает при необходимости взяться за серьезное дело, которое точно потребует максимального расхода сил. Скука монотонности вызвана потерей новизны, появлением однообразия, отсутствием энтузиазма. Также можно говорить о скуке пресыщения – эмоции, связанной с попытками избавиться от скуки с помощью пассивных развлечений.

Существует и экзистенциальная скука. Она связывается с внутренним состоянием человека, с опустошенностью. У людей с экзистенциальной скукой отсутствует смысл жизни , они перестают радоваться и переживать. Они становятся пассивны, выполняют все действия без интереса и энтузиазма. Существует еще и скука по человеку.

Это далеко не полный список оттенков и причин скуки, но давайте обратимся к главному вопросу, который необходимо решить при появлении этой негативной эмоции.

Скука и стресс

Человек, который испытывает приступ скуки, выглядит сонным. Он ничего не делает, безвольно подпирает голову рукой, смотрит в одну точку. Но можете ли вы с уверенностью сказать, что он действительно ничего не делает? Вдруг этот человек страдает из-за повышенного давления или уровня сахара в крови? Вдруг он на грани потери сознания?

Скучающий человек на самом деле не бездельничает. Его организм борется с сильным стрессом, поэтому он выглядит вялым и безжизненным. Если судить по данным МРТ, то в процессе скуки мозг начинает работать быстрее. Он старается вывести человека из этого болезненного состояния.

Когда мозг работает быстрее, а время сохраняет привычный ход, у нас возникает ощущение, что часы тянутся чудовищно долго. Это усугубляет стрессовое состояние. Во время скуки существенно страдают области мозга, отвечающие за интеллект. И если человек слишком часто скучает, то они могут уменьшиться в объеме.

Ученые университета Ватерлоо провели эксперимент, во время которого наблюдался состав крови людей, испытывающих скуку. Суть эксперимента была следующей: людям показывали видеоролики с бессмысленным и неинтересным сюжетом. Например, с участием пожилых людей, которые развешивают белье. При просмотре этих роликов у испытуемых учащался пульс. В их крови увеличивался уровень гормона стресса кортизола. Кортизол стимулирует усталость, когда мы вроде бы ничем не заняты. Также он является причиной возникновения заболеваний сердечнососудистой системы, проблем с весом и ослабления мышц и костей.

Во время эксперимента ученые выяснили, что скука проходит в несколько этапов. Сначала человек отстраняется от окружающей ситуации, время ощущается по-другому. Затем возникает стресс. Наш мозг старается избавиться от него. Человек во время этой стадии будет нервничать, ерзать, вести себя беспокойно. Либо уйдет в свои мысли, потеряет контроль над ситуацией. Если нам необходимо концентрироваться на занятии, которое не вызывает интереса, то появляется зевота. В итоге мы чувствуем невероятную усталость, хотя вроде бы ничем не занимались. Если скука и стресс длятся долго, то мозг может отреагировать вспышками ярости.

Скука становится причиной хронической усталости. Из-за стресса человек не может полностью погрузиться в работу, не может сосредоточиться. Мозг, желая преодолеть скуку, может концентрироваться на любой детали, любом «информационном мусоре». Это сильно загружает его, становится причиной депрессии . Человек полностью теряет возможность радоваться жизни, получать от нее удовольствие, появляются ложные цели. Мы начинаем чувствовать себя несчастными .

Современный мир часто задается вопросом, где взять время. Однако не меньшей популярностью пользуется вопрос, куда это время израсходовать. Люди, желающие избавиться от скуки, бросаются в пучину пассивных развлечений. А они вызывают еще большую скуку.

Процесс зависимости

Из-за скуки мы постоянно ищем себе занятие – раздражители, которые смогут вывести нас из этого состояния. Но проблема в том, что качество этих занятий нас совсем не интересует, человек берется за первое попавшееся дело. Это может быть глупая передача, неинтересный разговор, рутинная работа. Желание спастись от скуки заставляет заниматься любым делом, лишь бы заниматься хоть чем-то.

Это похоже на наркотическую зависимость. Только мы зависим не от химических веществ, а от внешних раздражителей. Естественно, что мы не можем без раздражителей – человеку необходимо испытывать новые ощущения, знакомиться с новыми людьми, ездить по новым местам. Но если это бегство от скуки становится навязчивым, то вся жизнь превращается в постоянное болезненное беспокойство, желание испытывать хоть какие-то чувства.

Как и в случае с наркотической зависимостью, человеку постоянно требуется все большая доза ощущений. И развлечения становятся более экстремальными, более экзотическими, более дорогими. Если не повышать градус развлечений, то это приведет к пресыщению. А оно, в свою очередь, вновь ведет к скуке. Таким образом, бороться со скукой с помощью постоянного поиска развлечений бессмысленно. Вы сделаете только хуже, а результатом будет все та же скука.

Более того, если жизнь наполнена только пустыми развлечениями, то человек становится буквально выброшенным из времени. Он не ощущает ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Он не только не знает, как распорядиться своим временем, но и не знает, чего хочет в дальнейшем. И это негативно сказывается на его жизни и личности.

Технологии усиливают скуку

Вопрос, как побороть скуку, появился достаточно давно, о нем говорили еще Э. Фромм и В. Франкл. В прошлом веке еще не были изобретены высокотехнологичные устройства, которые захватили современный мир. По словам нынешних ученых скука 21 века – это нечто новое, явление, которому нет аналогов в истории.

Еще пару лет назад мы не знали, чем заняться в пробке, в очереди, в поездке в автобусе или поезде. Сегодня практически каждый человек является обладателем смартфона. Дома у всех есть компьютер, планшет или ноутбук, а Интернет можно поймать даже в самой глубокой деревне. И не стоит забывать о радио или телевизоре.

Мы можем в любое время общаться с друзьями, решать рабочие моменты, платить по счетам или играть. Но современные ученые не считают, что широкое распространение высокотехнологичных устройств способно развеять скуку. Они утверждают, что смартфоны стали новой формой зависимости. Мы полностью погружаемся в виртуальный мир, предпочитая его миру реальному. Несмотря на то, что в реальном мире человек использует все 5 чувств, а в виртуальном – только 2.

Пускай у современного человека появилось больше возможностей, больше развлечений, но несколько веков назад у людей была более полноценная и интересная жизнь. Скука современного человека не осознаваема. Он старается найти развлечения, но они не могут удовлетворить его потребности. Чаще всего современный человек живет по сценарию – работа-Интернет-сон.

Экран компьютера или телевизора рассеивает внимание. Поэтому наиболее негативный эффект он может нанести детям. Дети приучаются к пассивному потреблению развлечений. Потом они уже не в состоянии стать инициатором игры. Следовательно, быть инициатором своей жизни они тоже не смогут. Если взрослые отберут игрушку, то ребенок начнет испытывать скуку, обиду и раздражение. Это результат зависимости.

Многим людям кажется, что большие города – это сосредоточение интересных событий и полноценной жизни. Здесь ведь живет столько людей, поэтому постоянно что-то происходит. Однако это ощущение, это отсутствие одиночества является иллюзией. Чаще всего все люди полностью погружены в себя, они не замечают остальных. А экраны смартфонов и компьютеров замещают живое общение.

Нервная стимуляция мозга существенно ограничена воздействием экранов. Мы постоянно видим их, поэтому думаем, что окружающий мир лишен ярких красок, что он скучный и бесцветный. Мы начинаем ощущать это после 15-тиминутного просмотра телевизора. А если экраны становятся неотъемлемой частью жизни, то реальность перестает удовлетворять человека. На самом деле, скучной и бесцветной становится не жизнь, а сам человек, впавший в зависимость от экранов. Он теряет свою личность, индивидуальность.

Вредные привычки и скука

Вредные привычки – это неизменные спутники бегства от скуки. Алкоголь и сигареты становятся важной частью жизни скучающего человека, он не может бросить пить или курить. Даже если это и удается на какое-то время, то потом он вновь возвращается к вредной привычке. Этим объясняется высокий процент алкоголиков в деревнях. Более того, скука и уныние могут привести и к более тяжелым последствиям – наркотической зависимости.

Вредные привычки не ограничиваются курением и алкоголем. У скучающих людей может появиться шопоголизм, то есть, болезненное желание ходить за покупками. Более того, человек может постоянно есть, часто совмещая этот процесс с просмотром телевизора. Из-за присутствия в организме гормона стресса может развиться ожирение. Оно, в свою очередь, приводит к снижению самооценки и появлению других заболеваний. Если избавиться от скуки, то и все вредные привычки исчезнут, так как исчезнет потребность в них.

Пассивные развлечения занимают много времени. Человек, который бездумно старается заполнить свою жизнь, мало времени посвящает себе. А наиболее ценные мысли и идеи чаще всего возникают в такие моменты, в моменты размышлений и созерцания. Если больше времени проводить в раздумьях, то можно определиться с целью в жизни , поразмышлять о полученном опыте, найти новые побуждения.

Способ манипуляции

Если человек много времени проводит в работе, если он не уделяет должного внимания размышлениям, то самостоятельные решения приходят к нему реже. Этот принцип используется в армии. Солдатам дают большое количество заданий, чтобы занять его мысли работой, заставить подчиняться.

Похожий принцип можно найти на страницах антиутопических книг. Также примеры мы видим в укладе тоталитарных государств. У людей в антиутопиях слишком длинный рабочий день, они постоянно подвергаются информационному воздействию. В итоге никаких сил не остается, люди проводят остаток дня за просмотром телевизора или прослушиванием радио. А средства массовой информации транслируют исключительно патриотические передачи. Поэтому простая оппозиционная мысль просто не может прийти в голову – на размышления нет ни сил, ни возможности.

В результате человек неспособен оставаться наедине с собой – он начинает испытывать страх или скуку. Он станет искать способы восполнить отсутствие информации. Если не находит – впадает в подавленное состояние. В этот момент ничто не может вызвать его реакцию, даже прямая угроза жизни будет проигнорирована. Это объясняет причины скуки. Она является естественной потребностью нашего сознания. Наш мозг пресыщен информацией и впечатлениями, поэтому скука возникает из-за его постоянной занятости. Лучше всего это описано у фантаста Рея Бредберри в книге «451 градус по Фаренгейту».

Внутренняя пустота

Не все в компании чувствуют себя комфортно, особенно если речь идет о незнакомых людях. Обычно мы говорим, что это связано с отсутствием общих интересов. Но скука может возникать, когда мы одни. Чем можно это объяснить? Иногда заключенные просили изменить свое наказание, чтобы не оставаться в камере в одиночестве. Но есть и обратные примеры. Ученый Н.А. Морозов, находившийся в Петропавловской крепости, продолжал и в заключении заниматься наукой и совершать открытия. И он не единственный человек, способный к работе в одиночестве.

Это объясняется экзистенциальной скукой, о которой говорилось выше. Человек ощущает внутреннюю пустоту. Он лишен маленьких жизненных радостей, веселых мыслей и размышлений, у него нет мечты или желаний. Он просто плывет по течению жизни. Вероятно, что такие люди предпринимают попытки, как победить скуку, они меняют место жительства и место работы, общаются с новыми людьми. Но невозможно укрыться от экзистенциальной скуки, ведь невозможно убежать от себя самого. И через какое-то время скука вернется.

Противоположностью людям с экзистенциальной скукой будут творческие личности. Они обычно интересны для других людей, с ними приятно пообщаться. Они не бегут от себя. Вероятно, что стоит обратить внимание на внутренний голос, прислушаться к себе?

Общение с собой многие называют медитацией . Проходить оно должно в спокойном месте, где вам удобно и комфортно (. Прислушайтесь к собственному внутреннему голосу. Что он вам подсказывает? Какие желания являются для вас истинными? Порой ответы на вопросы находятся на поверхности, вы сами в состоянии их дать. Но просто из-за шума повседневной жизни не можете их услышать.

Преимущества избавления от скуки

Если побороть скуку на работе и в жизни, то вы приобретете полезный навык – научитесь отдыхать . Ваше любимое дело, хобби или просто размышления будут приносить исключительно удовольствие. Вам будет комфортно находиться наедине с самим собой. После успешного избавления от скуки вы станете избавляться и от других вредных привычек. Телевизор уйдет на второй план , появятся новые дела и занятия. И вы почувствуете нехватку времени, ведь, наконец, увидите, насколько интересен окружающий мир.

Вы сможете получать удовольствие от литературы, от спокойных прогулок на природе. Это позволит не только улучшить эмоциональное состояние , но и положительно скажется на физическом и умственном развитии. Такой образ жизни позволит завести новых друзей, понять многие вещи, прийти к интересным выводам.

Вы перестанете скучать во время длительных поездок или очередей, сможете победить скуку на работе, вам будет комфортно проводить часы в своих мыслях. Вы начнете ощущать каждую секунду жизни и проживать ее со всей полнотой.

Сила сопротивления

Скука – это один из главных врагов творческих людей. Но так ли это на самом деле? Грэм Лайнхан, комедийный сценарист, отметил в своем интервью для «Guardian», что он старается заскучать, чтобы написать что-то. Он отключает Интернет, ведь с помощью Интернета точно скучать невозможно.

Это явление можно назвать сопротивлением. Оно появляется, когда необходимо решить какую-либо сложную задачу. Наш мозг знает, что на решение задачи потребуется много сил и времени, поэтому включает скуку. Мы стараемся всеми силами предотвратить или отсрочить начало работы. Из-за сопротивления мы можем чувствовать опасение критики, неуверенность в себе или страх.

Многие творческие люди, поставленные перед необходимостью что-то написать, сочинить, сотворить, могут почувствовать волну скуки. Появляется желание делать что-то другое, переключиться на незначительные дела, даже если в них не будет смысла.

Можно открыться скуке, позволить этой волне накрыть себя целиком. Через какое-то время волна сама отступит, промелькнет любопытство. Из маленькой искорки любопытство разгорится до огромного костра интереса и увлеченности. Через какое-то время вас просто невозможно будет оторвать от процесса.

Скука способна пробудить в нас интерес, заставить нас полностью погрузиться в любимое дело. Возьмите за правило следующую модель: скука – любопытство – интерес – погруженность. Тогда вы сможете принять скуку как часть процесса, перестанете убегать от нее. Следовательно, перестанете убегать от творчества.

Движение вперед

Проблему скуки нужно решать. Если ваша работа не дает вам столько же, сколько забирает, то надо что-то делать. Необходимо искать что-то новое. Но сначала убедитесь, что ваша скука является правильной.

Неправильная скука возникает при выполнении неинтересных и нудных дел. Они не вдохновляют вас, вы не видите в них смысла, они не работают на достижение ваших целей. Правильная скука связана с необходимостью делать то, что вам нравится, то, что вам действительно интересно. Но задача настолько сложна, что возникает сопротивление. Если ваша скука именно такая, правильная, то нужно следовать определенным советам.

Решите, когда вы начнете работу. Необходимо четко определиться со временем. Например, завтра вы начинаете работать в 9 утра. И в 9 утра вы либо принимаетесь за дело, либо нарушаете собственное обещание. Во втором раскладе нет ничего приятного.

Лишите себя всех источников, которые заставляют вас скучать. Отключите Интернет, если вы неспособны не открывать браузер каждую минуту. Идите в то место, где вам максимально комфортно. Что это за место, зависит только от вас. Некоторые лучше работают в тихой библиотеке, а другим по нраву офисная атмосфера. Выберите для себя лучшее место.

Большую задачу стоит разбить на несколько маленьких. С ними справиться гораздо проще. После выполнения маленьких дел вы почувствуете удовлетворение, которое даст вам силы для дальнейшей деятельности.

Даже если все это не работает, не стоит отчаиваться. Если вы не знаете, что делать со скукой - не сопротивляйтесь. Впустите ее в сознание и наблюдайте за тем, какие эмоции она провоцирует, какие чувства заставляет переживать. Изучите свою скуку – это довольно интересно. Вы можете бездельничать, но при одном условии – присутствуйте на своем рабочем месте.

Потом ждите, когда скука уйдет сама. Если вы не один день работаете над проектом, то посмотрите все, что сделано на текущий момент. Вероятно, что там есть недочеты, которые стоит исправить. Займитесь ими, а потом в голову начнут приходить новые идеи, которые заставят вас работать дальше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Некоторые душевные состояния человек может контролировать и менять, другие - являются причиной для дальнейших действий для человека. А есть такие эмоции, которые не нравятся, но бороться с ними и что-то изменить, сложно. Одной из них можно назвать скуку.

Что это такое?

Согласно толковым словарям, скука – это состояние человека, которое характеризуется пассивностью, потерей сил и вдохновения. Эта отрицательная эмоция способна надолго выбить человека из привычного ритма жизни и скрыть радость каждого мгновения. Чаще всего, конечно, такое состояние появляется у одиноких людей, которые не умеют наслаждаться свободной и своим личным временем, а ищут свое счастье в ком-то другом.

Человек, находящийся в состоянии скуки, не знает, чем занять свое свободное время. Телевизор, друзья, развлечения и хобби больше не приносят удовольствия, и постепенно пропадает желание вообще чем-то заниматься. Работа становится ежедневной рутиной, всю неделю человек ждет пятницы, а потом понимает, что выходные ничем не отличаются от будней. Состояние скуки легко может перерасти в депрессию, но этого можно не допустить.

Как с ней справиться

Есть на свете такие люди, которые не знают, что такое скука. Каждый свой день они наполняют полезными делами и занятиями, и от каждого стараются получать удовольствие. Это очень полезное качество – уметь наслаждаться жизнью, рассмотреть позитивные моменты даже вне самых приятных ситуациях. И такому образу жизни вполне можно научиться.

Во-первых, нужно найти те занятия и увлечения, которые приносят удовольствие. Смотреть каждый вечер телевизор не только скучно, но и вредно для развития мышления. Лучше читать, вышивать, выжигать по дереву, ездить на велосипеде или играть в гольф. Любое занятие, которое нравится, способно в трудные минуты спасти от скуки и отвлечь от жизненных проблем.

Во-вторых, если настроение все-таки испортилось, нужно поднимать его искусственно, приложив всю силу воли, а не ждать случая, который заставит улыбнуться. Даже если не хочется вставать с кровати – заставить себя. Пройтись по свежему воздуху, улыбнуться себе в зеркало, включить любимую музыку и танцевать. Сначала нужно делать это, даже если нет желания и через силу, а потом организм войдет в нужное состояние.

Всем иногда бывает скучно, важно не углубляться в это состояние, а двигаться дальше и находить радость жизни в каждой мелочи.

Думаю, что не будет большим преувеличением если скажу, что на слово «скучно» я впервые обратил внимание именно в разрезе путешествий и отдыха. Когда я заработал свой первый миллион после нескольких лет построения бизнеса и, как следствие, работы реально часов по 18 в день, наконец-то позволил себе замедлить бег и оглянуться по сторонам, естественно я вдруг осознал, что существует немаленький такой мир который интересно было бы посмотреть.

Но, задерганный постоянной рабочей нервотрепкой, я в тот момент еще не думал (да и не хотел думать) о сколь бы то ни было осознанных поездках, а хотел большой и чистой любви простого покоя, тишины, тепла и валяния на пляже с книжкой Марининой. Идеальным для этого местом, как мне тогда казалось да и сейчас я не сильно поменял своего мнения, были Мальдивы! Почему именно Мальдивы? Скорее всего сработал стереотип. О них мечтали. О них говорили как о рае на земле. Тогда они все еще представлялись большинству россиян чем-то малодоступным и от этого были еще привлекательнее.

Так вот. Конечно же я стал искать информацию. Многие из вас знают, что я уже больше 10 лет являюсь активным членом Bmwclub-а. Это огромный форум с кучей разделов и тем. С большим количеством людей обладающих знаниями в разных областях, и, конечно, на том форуме есть ветка о туризме и отдыхе. Там-то я и задал свой сакраментальный вопрос, а куда посоветуете?

И вот тут-то я и услышал — Мальдивы? Фууу… Там же скучно! На третий день люди с ума от скуки сходят!

В каком смысле «скучно»? — искренне удивился я. Что значит СКУЧНО???

Ну, говорили мне, там нет тусовки, нет шумных дискотек, там за целый день можно ни одного человека не увидеть. Короче, делать там нечего!

Я впал в ступор. Во-первых, на Мальдивы как правило едут с любимым человеком, во-вторых, есть же книги, фильмы, дайвинг! В конце концов прогулки по берегу! Я уже просто молчу о том, чтобы в тишине прислушаться к себе! Разобраться в своих мыслях. Понять куда и зачем ты бежишь. Да просто лежать и медитировать на звезды ночного неба! А тут, «скучно»…

Я решил разобраться и понять, что это вообще такое, откуда, почему и у кого берется эта загадочная скука… Как человеку может быть скучно, когда у него есть самый интересный в мире объект — ОН САМ! Как может быть скучно с самим собой? Что это? Отклонение? Какая-то форма душевной болезни? Просто бедный внутренний мир требующий постоянных внешних допингов и раздражителей?

За попыткой найти ответ я полез в эти ваши интернеты. В основном тамошние психологи несли на этот счет всякую классическую чушь про необходимость связи с родителями и прочую ерунду.

Единственное разумное зерно которое мне пока удалось вычленить и вербализовать оказалось слово «пустота». Скука = Пустота.

У меня конечно есть некоторые возражения. Возьмем к примеру Буддизм где считается что пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений. Ее постижение есть проявление Состояния истины.

Не думаю, что буддиста познавшего истину можно назвать скучающим, хотя…

Итак, еще раз. Скука = Пустота. Но пустоты по сути нет. Может быть по-этому мне никогда не бывает скучно? Тогда почему другим бывает?

А вы что обо всем это думаете? Вам бывает скучно? При каких условиях и почему? Что делаете чтобы «развеяться»?