«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит…»

Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Но шалости с речью в более позднем возрасте зачастую неуместны. Берегите речь! Стремитесь к тому, чтобы не использовать в речи мусорные слова. Есть такая хорошая дисциплина – «риторика». Она учит нас речевому поведению, учит общаться. Риторика – наша помощница в правильном выборе словесных средств, в решении коммуникативных задач.

Вопрос № 45 . Язык и речь. Виды и функции речи.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь - это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык - это средство общения людей в форме слов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Речь - это психический процесс передачи информации опосредованный языком.

Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

Язык - это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

Особенности происхождения речи в филогенезе

Предполагается, что первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями рука: общением и изготовлением чего-либо. Для совместной работы нужна синхронность действий, по этому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы). Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе. Изучение архаичных языков (племена) позволяет изучать развитие речи. Одно слово имеющее несколько значений дополнялось жестами.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап - включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление, свирель. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Функции речи

Иногда выделяют отдельно функции речи в общении и в мышлении. Выделяют следующие функции:

1. информационная (передача информации);

2. контактная (организация взаимодействия между людьми);

3. функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению);

4. функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием);

5. функция контроля (контроль организации собственной деятельности);

6. сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).

Любое слово имеет предметный компонент (стол, окно) и имеет аффективный (эмоциональный) компонент. "Сухой" язык (с низкой эмоциональной нагрузкой), например: несколько слов имеют одно и тоже значение, но эмоциональный компонент разный (лицо, личико, морда).

В процессе развития речь формировалась как процесс, который может быть активным и конструируемым каждый раз заново, либо речь может представлять собой цепочку динамических речевых стереотипов. При высказывании человек имеет определенный речевой замысел, который может изменятся при вербализации (проговаривание). Это изменение зависит от особенностей кодирования информации т.е. подбора соответствующих слов, которые раскрывают речевой замысел.

Взаимосвязь мышления и речи

Данная проблема рассматривалась в работах Льва Семеновича Выготского. По его мнению отношение между этими процессами непостоянно и изменчиво на всем протяжении их развития. В частности развитие мышления и речи происходит не параллельно и не одновременно. Они имеют генетически разные корни.

И в онто- и в филогенезе выделяют доречевую фазу развития мышления и доинтеллектуальную фазу развития речи.

Мышление ребенка, проходя доречевую стадию своего развития (шимпанзеподобный возраст), имеет наглядно-действенную форму. В развитии речи также есть доинтеллектуальная стадия, когда ребенок использует крик, лепет и даже первые слова неосознанно. Т.е. они используются как средство связи, а не как механизм мышления. По Выготскому, на рубеже 2-х лет линии развития мышления и речи начинают пересекаться и постепенно, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной, осознанной.

Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенапрвленное, осознанное поведение).

Виды речи

Выделяют 3-и вида речи: внешняя, эгоцентрическая и внутренняя.

I. Внешняя речь - основное средство общения, речь вслух и для других. Внешняя речь подразделяется:

1. устную речь - представляет собой вербализацию речевого замысла, включает в себя не вербальные компоненты, что делает данные виды речи мощным средством воздействия на другого человека (всегда присутствует обратная связь). Выделяют 2-а вида устной речи:

a. монолог - речь одного человека для других - важно учитывать подготовленность аудитории, ее психологические особенности (важно заинтересовать)

b. диалог - словесный обмен между двумя и более собеседниками.

2. письменную речь - словесное общение, но при помощи графики или письменных текстов. В отличие от устной, письменная речь более и в синтаксическом (грамматическом) и в стилистическом отношении (очень важна внутренняя логика);

3. афферентную речь - короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).

II. Эгоцентрическая речь - речь вслух, но для себя

III. Внутренняя речь - средство мышления, речь внутри себя и для себя. Принято выделять 3-и формы внутренней речи. В целом внутренняя речь представляет собой использование языка вне процесса реальной коммуникации.

1. Внутреннее проговаривание - это речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, т.е. она развернута, но лишена интонации (произнесения звуков). Человек обычно использует внутреннее проговаривание для решения мыслительных задач в затруднительных ситуациях;

2. Собственно внутренняя речь - это средство мышления, в котором используется специфические единицы (коды образов и схем, предметное значение слова). Структура этой формы речи отличается от структуры внешней речи. Она свернута, конспектна, автоматизированна.

3. Внутреннее программирование - это формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания или какого-либо текста.

Рубинштейн говорит о единстве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание каждого обогащается результатами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием каждого. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - отражение бытия. Эту функцию речь выполняет следующим образом: оно отражает бытие, обозначая его. Речь - это обозначающее отражение бытия. Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. Но значение слова - не пассивное отражение предмета самого по себе вне практических отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включает в процесс общения между людьми. Значение слова - это познавательное отношение человеком сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Носителем значений всегда служит чувственный образ. Но чувствен основа речи функционирует лишь как носитель смыслового содержания. Связь слова с предметом не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная - через обобщенное семантическое содержание слова - через понятие или образ. В процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в данном конкретном контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Внешняя речь существенно отличается от внутренней речи . Внутренняя речь отлична, прежде всего, по своей функции, структуре. Внутренняя речь – это речь про себя. Выделяют три основных типа внутренней речи:

a)внутреннее проговаривание, «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднительных условиях;

b)собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

c) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Внутренняя речь в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре».

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, повидимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

Слово речь, прежде чем стать научным термином, на протяжении многих лет использовалось в бытовом общении. Поэтому, приступая к изложению современной теории речи, необходимо разграничить понятия, обозначаемые этим словом.

Как правило, научные термины должны быть однозначными: это терминоведческое требование избавляет от двоякого, неточного понимания текста. Но так сложилось в русском языке: слово речь имеет три различных значения:
а) речь как деятельность, речь как процесс;
б) речь как продукт речевой деятельности;
в) речь как ораторский жанр. Рассмотрим подробнее каждое значение.

Речь в первом, процессуальном, значении имеет синонимы: речевая деятельность, речевой акт. Ситуации употребления термина речь в первом значении: механизмы речи - так говорят о действии произносительных органов; речь человека в ее отношении к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - речевой, речевая, речевые: речевая ошибка, речевая способность, речевой навык, речевой процесс и многое другое. Денис уже неплохо овладел английской разговорной речью, он свободно строит фразу. Речь- говорение, речь - аудирование, речь - письмо, письменное выражение мысли; речь- чтение,внутренняя,мысленная речь.Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое дают психологи.

Речь - это общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией.

Общение совершается не только через речь, но и с помощью неязыковых знаков, которые изучает семиотика: мысль передается через поступок, через прикосновения (тактильная речь), с помощью жестов и мимики, через указания на предметы окружающего пространства. Все это - невербальные средства общения.

Речь - это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр. По утверждению исследователей-психологов, общение людей, видящих друг друга, значительно эффективнее, чем заочное общение.

Общение людей, включенное в процесс жизни, изучает современная теория дискурса («речь» - франц.).

Обратим внимание на другое определение речи в первом значении термина, его дает лингвист О. С. Ахманова: «Деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 386). Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой системы, которой владеют люди определенной языковой принадлежности.

В рамках первого, процессуального, деятельностного, значения термина речь исследуются:
а) физиологические основы речи, речевой деятельности;
б) механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или устной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графическом коде;
в) кодовые переходы - насколько это доступно;
г) взаимосвязь мышления и речи;
д) реализация функций языка в речи;
е) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
ж) процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие человека на различных возрастных этапах;
з) формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных возрастных этапах и др.

Эта проблематика исследований в рамках первого значения термина речь находится в сфере интересов психолингвистики, общего языкознания, теории речевых актов, теории речевого развития человека, психологии речи.

Второе значение термина речь - «речь как результат» имеет синоним текст. Мы привыкли к тому, что текст - это записанная речь. Такое понимание текста носит бытовой характер. В теории речи текст может быть не только письменный, но и устный и даже мысленный (когда имеется в виду внутренняя речь).

В учебниках русского языка текст обычно определяется как некая сумма или совокупность нескольких предложений. Действительно, чаще всего текст состоит из нескольких и даже из множества предложений.

Но с точки зрения теории речи такое определение текста некорректно. В теории речи текст определяется как языковая ткань произведения - результат творческого процесса, его порождение; как «снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения» (И.Р. Гальперин). В таком понимании текста им может оказаться и отдельное предложение (например, любая пословица, а их десятки тысяч), и даже отдельное слово. Можно сказать: текст рассказа, стихотворения, статьи, протокола, юридического документа, речи оратора, письма другу, устного диалога, выступления по радио, боевого приказа, научной монографии.

Примеры употребления термина речь во втором значении: речь диалектная, Мы изучаем речь ребенка, ритмическая речь, речь научная, строгая, доказательная, культура речи как соблюдение языковой нормы, речевой стандарт {штамп), речь народно-поэтическая {народно-поэтический стиль), прямая и косвенная речь, формы ее записи и т.п.

В рамках второго значения термина речь, обозначающего продукт речевой деятельности, исследуются:
а) структуры текста, его компоненты, внутритекстовые связи;
б) стили речи;
в) речевые жанры;
г) использование языковых средств (лексических, грамматических и пр.) в пространстве текста;
д) использование стилистических фигур, тропов, фразеологии, средств звукописи, ритмики и пр.(то, что изучает поэтика);
е) языковая норма и ее нарушения (ошибки) в области словоупотребления, грамматики, орфоэпии, сочетаемости (валентности) слов и пр., а также способы редактирования, совершенствования текста;
ж) средства устной выразительности речи (интонации, паузы, логические ударения, тембр голоса, невербальные средства устной речи; графические средства в речи письменной; знаки препинания, правила и традиции их употребления, шрифтовые выделения, расположение текста на странице, дополнительные знаки - символы (математические, графические и пр.); средства записи звучащей речи - фонограммы и пр.;
з) средства длительного хранения записей устной и письменной речи, дешифровка текстов на забытых, мертвых языках и пр.

Эта проблематика находится в ведении лингвистики текста, стилистики, языкознания, поэтики, орфографии, теории сценической речи, графики, палеографии, герменевтики и других наук, так или иначе пересекающихся с лингвистикой, с языковой прагматикой.

Здесь уместно заметить, что до второй половины XX в. текст и его компоненты не признавались языковой категорией, текст исследовался в литературоведении, логике, текстологии. Лишь во второй половине XX в. сформировалась новая ветвь науки о языке, которая получила название лингвистика текста (или синтаксис целого текста). Описаны компоненты текста - сверхфразовые единства, сложные синтаксические целые, их внутренние связи - логические, лексические, синтаксические, морфологические, интонационные, для письменной речи - графические. Подробнее эта тема будет рассмотрена в специальной главе.

Третье значение термина речь - это речь как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении.

Примеры употребления термина речь в третьем значении: Адвокат на суде произнес краткую, но убедительную речь; название книги: Демосфен. Речи. - В 3 томах. (М., 1994); в значении «монолог» или «реплика».

Ораторские речи бывают развлекательные, информационные, дискуссионные (полемические), убеждающие, побуждающие к действиям, воодушевляющие, хвалебные, или патетические, разоблачительные и т.д. Этот жанр изучается в риторике, в литературоведении.

Автор счел необходимым так подробно рассмотреть три значения слова речь во избежание логических ошибок типа подмены понятий, так как каждое из трех значений представляет собой самостоятельный феномен - предмет, поддающийся делению и дающий производные.

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предьщущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя – средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь» (табл. 2).

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Таблица 2

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Со значением слов непосредственно связано представление о них как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык - недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

Слова-понятия позволяют нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через органы чувств. Понятие фиксирует существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое знание поэтому может входить в старую систему понятий и выражаться с помощью уже известных слов. В этой связи редко возникает необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю языка мы имеем возможность с помощью ограниченного числа слов обозначать практически необозримое количество явлений и предметов. Владея понятием, мы знаем о предмете или явлении очень многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному предмету все те, пусть даже еще реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.

Понятие выступает и как важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств. Обращаясь к понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых слов и максимальных операций.

Из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

Процесс формирования понятия начинается у ребенка задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.